Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 29 (Commodore 64)

Вы что же, думали, что после 2005-го идет 2006-й? Нет, муахахах (*злобный ситхский смех*)!

Неожиданно я возвращаюсь в прошлое! Пока что довольно неопределенное, но в пределах 70-80-х годов XX века. Как так и почему? После одной из многочисленных статей по флешкам со мной связался Sightsaber, модератор русскоязычной «Вукипедии». Он спросил, не хочу ли я рассказать про самые ранние игры по ЗВ — те, что выходили аж с 1977 года и без лицензии Lucasfilm. Раз запрос есть, то мне как два пальца! Подумаешь, на несколько десятков игр больше пройти… Тьфу! После горы флешек мне уже ничего не страшно :D

Так как четкого и удобного списка по подобным проектам нигде нет, то я решил отойти от привычной схемы «по годам» и временно переключаюсь в режим «по платформам».

Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 29 (Commodore 64)

Начну я с одного из самых мощных и желанных компьютеров 80-х годов XX века — Commodore 64. Свое название он получил благодаря огромному объему оперативной памяти — аж целых 64 КБ! Также ПК мог похвастаться цветной графикой и крутым звуковым SID-чипом.

Что касается конкретно этой подборки, то в ней оказалось 5 игр совершенно незнакомого мне жанра текстовых приключений. Я постарался описать свои первые впечатления и эмоции от знакомства с непривычными современному игроку адвенчурами, а также покопался в интернете и нашел несколько интересных фактов как про сам жанр, так и его представителей, перечисленных в этой статье.

Отдельно хочу поблагодарить Sightsaber. Он проделал невероятно крутую работу и помог мне с каталогизацией огромного числа игр, которые я в ближайшее время и буду проходить в рамках марафона. По моей просьбе он сделал удобную табличку с разбивкой по платформам, годами выхода, нашел и рассортировал для меня ROM'ы, а также регулярно помогал советами и отвечал на мои многочисленные вопросы. Спасибо, эту ретро-часть марафона я бы не смог без тебя сделать!

Проекты в подборке:

171. Darth Vader — Adventure (19XX) — Читать Текст (ВВОД)

Платформа: Commodore 64

Разработчики: David Malmberg, Lance Miclus (оригинал для TRS-80)

Прохождение

Рассказывать о стареньких неофициальных играх по «Звездным войнам» я начну, пожалуй, с Darth Vader — Adventure (в некоторых источниках она иногда указывается как Death Star — Adventure). Это проект в жанре текстового приключения, где все действия нужно буквально прописывать. «Идти на север», «Взять пистолет», «Стрелять в штурмовика» — с игрой мы взаимодействуем только так, а из графики тут разве что нарисованный Дарт Вейдер на начальной заставке. Всё остальное описано краткими предложениями, и представлять окружение мы должны в собственной голове.

Великий и ужасный!
Великий и ужасный!

Я знаю, что в 80-х, когда компьютеры были слабы для красивой графики, этот жанр пользовался популярностью. Сам я те времена не застал, хоть и считаюсь олдфагом, так что для меня это был новый, необычный, непривычный и местами некомфортный опыт. Чтобы облегчить себе прохождение, я даже стал зарисовывать в блокноте карту с комментариями — давненько я так не делал. Провозившись примерно два часа, я кое-как разобрался с управлением и перемещением, заучил местность, но, например, так и не понял, как взаимодействовать с подобранными предметами. Скажем, я спустился в какие-то трубы и нашел там карту корабля. Обрадовавшись, я решил ее посмотреть — Read Map, Open Map, Use Map и так далее — но герой всё не понимал, что от него требуется. Аналогично и с другими вещами. Я разве что научился стрелять из бластера да кушать Биг Мак (нет, я не шучу).

Карта «Звезды Смерти» моего авторства
Карта «Звезды Смерти» моего авторства

Но давайте поподробнее и по порядку. Мы — единственная надежда принцессы Леи и всего Союза повстанцев. Дарт Вейдер захватил девушку и держит теперь в заточении на имперском линейном крейсере (хотя мы знаем, что по канону — на первой «Звезде Смерти»). Наша задача: спасти саму принцессу, а также отыскать ее ожерелье, на одном из камушков которого закодировано местоположение базы повстанцев.

Замаскировавшись под торговое судно, мы приземляемся на крейсере Вейдера. С кабины «Тысячелетнего сокола» и начинается наше приключение…

Выйдя из корабля, я оказался в ангаре с двумя дорожками — на север и юг. Сперва я отправился исследовать «верхние» отсеки и в одной из лабораторий наткнулся на злобного ученого. Все мои попытки хоть что-то с ним сделать (поговорить, убить, потрогать…) не увенчивались успехом, он поднимал тревогу, и я сам становился заключенным Империи.

Первая встреча с ученым
Первая встреча с ученым

Далее я отправился исследовать какие-то лабораторные коридоры, в которых откровенно заблудился. Но нет худа без добра — там я нашел микролазерный пистолет. Ура! Побежал убивать им ученого, однако выяснилось, что в оружии нет патронов. Проигрыш.

После этого я решил исследовать южные от ангара локации. Набрел на склад, нашел бластер и снова побежал убивать ученого… Бластер тоже оказался пуст. Проигрыш.

Снова добрел до бластера, в этой же комнате прописал GET AMMU, подобрал патроны, убил-таки ученого, забрал у него ID-карту и еще несколько предметов. Пошел к охраняемой зоне, где всячески пытался показать карточку ученого, но постоянно оказывался схвачен.

Снова отправился на юг. Отыскал в офицерской каюте Биг Мак. Не смог его поднять и узнал, что в этой игре у инвентаря есть ограничение. Выбросил бластер, съел Биг Мак, подобрал бластер. Забрел в комнату управления притягивающим лучом, отключил его и заполз в трубы. Нашел там карту корабля, не смог ее посмотреть, расстроился и забил.

В итоге игру я всё же прошел, но по руководству. И нет, мне не стыдно. До некоторых вещей я бы точно не догадался. Например, что в комнате с патронами лежит еще и пленка (об этом нигде не говорится). Или что атакующего тебя робота надо накормить Биг Маком… Что? А еще я постоянно пытался как-то задействовать подобранные предметы, а оказалось, что их просто нужно подбирать и складировать на «Тысячелетнем соколе». Чем больше наворуешь, тем больше очков получишь в конце.

Счастливый конец
Счастливый конец

Опыт вышел необычный, интересный, но это еще жестче квестов, в которых надо комбинировать яйца дохлого сиамского голубя с электровилкой для чистки зубов. Если вдруг решите попробовать Darth Vader — Adventure, давайте я сразу оставлю для вас прохождение — пригодится!

S/D/S/E/E/N/Get blaster/Get ammunition/Get tape/S/S/E/Get necklace/E/Get cape/W/W/N/W/Get fuel/W/N/U/Drop necklace/Drop cape/Drop fuel/D/N/N/Copy tape/N/Shoot scientist/Get device/Get turboencabulator/Get i.d./S/Get plans/S/W/N/D/Get gun/W/N/E/S/U/Drop gun/Drop plans/Drop device/Drop turboencabulator/D/S/E/E/S/W/Shoot stormtrooper/Get keys/Get schematic/Get communicator/N/Push button/S/E/N/W/W/N/U/Drop schematic/D/S/E/E/S/D/N/Get big mac/S/Read graffiti/U/N/N/Get map/N/U/D/Open door/S/Drop keys/Get princess/N/W/Feed robot/N/U/S/W/W/N/W/W/N/U/Drop princess/Drop map/D/n/E/E/Say security/Show i.d./Get crystals/W/W/S/U/Drop crystals/N/Say sesame/Push button

172. Star Wars Adventure (19ХХ) — Брат-близнец предыдущих приключений

Платформа: Commodore 64

Разработчики: Steven Darnold, Lance Miclus (оригинал для TRS-80)

Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 29 (Commodore 64)

Это не был определенный умысел, так получилось случайно, что после Darth Vader — Adventure я сел за другое текстовое приключение — Star Wars Adventure. И увидел перед собой я почти точно такую же игру…

Честно, сложно сказать, кто у кого плагиатил, но оба приключения похожи процентов на 90. Мы точно так же приземляемся на «Тысячелетнем соколе» на «Звезду Смерти» (тут ее, кстати, не называют крейсером), чтобы спасти принцессу Лею и найти ее украшение. Планировка боевой станции практически идентична той, что была в Darth Vader — Adventure, так что я уже даже знал, где что находится.

Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 29 (Commodore 64)

Главное отличие — в графике, если можно так выразиться. Если в DVA у нас был просто монохромный текст, то SWA выглядит посимпатичнее за счет цветовой маркировки. Описания локаций выделены бледно-розовым, подбираемые предметы — белым, возможные пути — синим и так далее. Пусть в Star Wars Adventure тоже нет ни одной картинки, но смотреть на нее приятнее.

Второе отличие — наличие шлюзовых камер в некоторых местах. По сути, они ничем не отличаются от обычных проходов, просто вместо, скажем, GO EAST надо напечатать USE AIRLOCK. Так как я не сразу это понял, то в начале бегал по двум стартовым локациям, не зная, как из них выбраться.

Помещений в станции тут поменьше, как и предметов, а у некоторых вещей и NPC другие названия. Например, вместо Биг Мака мы находим шоколадку, а вместо злобного ученого встречаем клерка.

Пусть клерк — и не злобный ученый, но судьба у них одинаковая
Пусть клерк — и не злобный ученый, но судьба у них одинаковая

Пройти Star Wars Adventure мне так и не удалось, пусть она почти и идентична предыдущему приключению. Я дошел до тех же самых труб, в которых в DVA лежала карта корабля, а после через них можно было попасть в тюремный отсек и спасти Лею. Здесь же ни карты, ни прохода я не нашел. Попав в трубы, ты можешь идти по всем направлениям чуть ли не бесконечно, и что делать дальше, я так и не понял. Ну вот, теперь повстанцы обречены…

173. Dog Star Adventure (1979) — Батя всех текстовых приключений

Платформы: TRS-80, Commodore PET, Commodore 64, Apple II, Sharp MZ-80A

Разработчики: Lance Micklus, David Malmberg (версии для Commodore), Greg Chapman (версия для Sharp)

Прохождение с комментариями на английском

Уже пройдя Darth Vader — Adventure и Star Wars Adventure, я хотел было двинуться дальше. Однако тут я случайно наткнулся на факт, который мне показался довольно интересным с исторической точки зрения. Позвольте поделиться им с вами.

Итак, в 1979 году в майском номере журнала SoftSide впервые в истории был опубликован исходный код текстовой приключенческой игры. Событие, знаете ли, довольно важное и знаковое, потому что именно этот код впоследствии послужил основой для многих будущих подобных проектов. Той адвенчурой была Dog Star Adventure, которую Лэнс Миклус написал на BASIC для компьютеров TRS-80.

Обложка майского выпуска SoftSide с Dog Star Adventure на ней
Обложка майского выпуска SoftSide с Dog Star Adventure на ней

«Ну написал и написал, — скажете вы. — Какое отношение она имеет к твоему марафону?»

На просторах интернета я отыскал интервью с Лэнсем Миклусом и хотел бы опубликовать из него небольшой отрывок:

«В середине 1970-х я работал на общественном телевидении Вермонта в качестве студийного инженера. Также я занимался компьютерным программированием для нашей станции. Поскольку она была частью Университета Вермонта, мы пользовались их компьютерами, когда нам было нужно. На одном из них была установлена оригинальная текстовая приключенческая игра. Полагаю, она называлась Get Lamp и была написана на Фортране примерно в 1972 году. Она пользовалась большой популярностью у студентов. Я поигрывал в нее, когда появлялось время, хотя глубоко никогда не вникал.

Когда университет обновил оборудование, мы потеряли доступ к Get Lamp. Примерно в это же время у меня появился первый ПК — TRS-80. Так я и начал писать аналоги того, что было на компьютерах Университета Вермонта. Dog Star была моей попыткой заменить Get Lamp».

Лэнс Миклус
Лэнс Миклус. Фото примерно тех лет, когда у него появился TRS-80
Лэнс Миклус. Фото примерно тех лет, когда у него появился TRS-80

«На сюжетную линию Dog Star повлияли “Звездные войны”. Моя история происходит на чем-то похожем на “Звезду Смерти”. В “Звездных войнах” была принцесса Лея, и у меня была принцесса Лея.

Одним из приемов, которые я использовал при написании Dog Star, было присвоение объектам свойств. Есть действия и есть объекты, над которыми эти действия можно совершать. Можно было съесть чизбургер, и он перестал бы существовать. Еще вы могли с ним поговорить, но это бы ни к чему не привело».

Лэнс Миклус
Геймплей Dog Star Adventure
Геймплей Dog Star Adventure

Если вы до сих пор не догадались, то пишу открытым текстом: Darth Vader — Adventure и Star Wars Adventure — это клоны той самой Dog Star, прародительницы многих текстовых квестов! Когда я это понял, всё встало на места — разработчики двух предыдущих пройденных мной игр не плагиатили друг друга, они скопировали работу Лэнса Миклуса, включая расположение комнат, описания, предметы и NPC.

События Dog Star разворачивались во вселенной, максимально похожей на лукасовскую, вот только некоторые имена и названия были слегка изменены, чтобы избежать проблем с авторскими правами. Через год игру портировали на Commodore PET, а исходный код еще несколько раз перепечатывали в различных журналах.

В версии для Commodore PET почти все названия и термины стали уже полноценно старваровскими, а также появилась заставка с Дартом Вейдером. Да, в Darth Vader — Adventure скопировали и ее
В версии для Commodore PET почти все названия и термины стали уже полноценно старваровскими, а также появилась заставка с Дартом Вейдером. Да, в Darth Vader — Adventure скопировали и ее

В Dog Star есть интересная геймплейная фишка, которой не было в Darth Vader — Adventure и Star Wars Adventure (или я просто не заметил). Сам Миклус называл ее «тикающей бомбой». Снова передаю ему слово:

«Одна из идей, которую я перенес из Get Lamp в Dog Star — так называемая “тикающая бомба”. В Get Lamp был фонарик, в котором спустя какое-то время садились батарейки. Когда это происходило, завершить игру уже было нельзя. В Dog Star такой “бомбой” стал бургер, который мог остыть».

Лэнс Миклус

Надеюсь, это небольшое путешествие в историю текстовых адвенчур было вам интересно :)

174. Star Wars: The Death Star (19ХХ) — Случайное приключение

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Dennis Fedak

Геймплей

Авторы игр по «Звездным войнам» 70–80-х годов явно не запаривались с узнаваемостью. Из-за этого многие проекты называются одинаково или настолько похоже, что искать и сортировать их сейчас крайне непросто. Я не считал, но ставлю на то, что «Звезда Смерти» входит как минимум в тройку самых популярных подзаголовков.

Star Wars: The Death Star от Дэнниса Федака — это очередное текстовое приключение о похождениях внутри гигантской боевой станции. Вот только выглядит и играется оно совершенно иначе, нежели предыдущие адвенчуры.

Итак, наш герой оказывается на втором уровне «Звезды Смерти». Впереди его ждут встречи с имперскими войсками, монстрами и космическими пиратами… Но это всё после — сперва нам нужно выбрать уровень сложности и назвать персонажа. И это первое из множества отличий этой Death Star Adventure от пройденных мной ранее текстовых приключений.

Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 29 (Commodore 64)

Второе отличие — на старте нам тут же выдают 500 кредитов, световой меч и объявляют, что у нас есть ограниченное количество жизней. На среднем уровне сложности мне выпадало от 10 до 17 HP. Кроме того, на этом же экране появляется картинка с мечом (правда, обычным). Напомню, что в предыдущих адвенчурах графики не было вообще.

Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 29 (Commodore 64)

Геймплей тоже отличается кардинально. Если другие «текстовки» походили на квесты, где надо было бродить по коридорам и решать задачки, то здесь перед нами что-то вроде RPG со случайно сгенерированным «открытым миром». Если отыскать карту, то ориентироваться и отслеживать свое положение в пространстве станет в разы проще. На ней же указано местонахождение монстров, лифтов, пустых комнат и точек интереса, содержимое которых неизвестно.

Так в игре выглядит карта
Так в игре выглядит карта

Если мы попадаем в область с врагом (у них, кстати, есть аватары), дается выбор: герой может либо убежать, либо вступить в сражение. Боевка пошаговая — ты и противник по очереди наносите друг другу удары, пока кто-то из вас не упадет. За победы начисляют кредиты. Кстати, за деньги же можно подкупать имперских солдат — тогда драться с ними не придется.

А вы знали, что по «Звезде Смерти» бродит минотавр?
А вы знали, что по «Звезде Смерти» бродит минотавр?

При этом ты не просто ходишь из комнаты в комнату, твои перемещения постоянно описываются, еще и по-разному. Вот пример:

«Ты находишься в каком-то затуманенном помещении. Похоже… оно пустое».

Герой идет на север.

«Ты провалился в люк-ловушку и попал в глубокую яму. К счастью, ты не пострадал, однако, вылезая наружу, ты потерял все свои кредиты».

Герой идет дальше на север.

«Осторожно пробираясь по “Звезде Смерти”, ты попадаешь в сырое и наполненное туманом пространство. Ты оглядываешься… На столе слева от тебя стоит пузырек. Ты подбираешь его и видишь, что внутри него светится синяя жидкость. Хочешь выпить? Да/Нет».

Ну что, пьем?
Ну что, пьем?

Понятно, что многие описания повторяются, а боевка довольно однообразна, но в целом The Death Star за авторством Федака оставляет приятные впечатления.

175. Krieg Der Sterne (19ХХ) — Что-то на немецком

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Mad Rommel & Max

Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 29 (Commodore 64)

Google переводит Krieg Der Sterne как War of Stars («Война звезд»), в то время как «Яндекс» знает, что правильно будет всё же Star Wars. Так что можете быть уверены, перед нами точно игра по «Звездным войнам» и точно… на немецком!

Поиграть нормально в Krieg Der Sterne я так и не смог, так как мой уровень владения языком ограничивается «шпрехен зи дойчем» и «ай-цвай-драем» (и слава богу, иначе моя психика не вынесла бы песен Rammstein). Так что про проект я рассказываю исключительно исторической справедливости ради — просто знайте, что такой на Commodore 64 тоже был. Единственное, что я могу сказать наверняка — это снова текстовое приключение, в описании сюжета которого я разобрал лишь «Дантуин» и имена главных героев фильма. Всё.

Другая Krieg Der Sterne для С64
Другая Krieg Der Sterne для С64

Чтобы текст не получился совсем уж коротким, хочу поделиться интересным фактом. Помните, я писал, что создатели игр 70–80-х особо не запариваются с названиями? Так вот, на Commodore 64 есть еще одна Krieg Der Sterne. Правда, уже не игра, а слайд-шоу с картинками из «Звездных войн». Разумеется, пиксельными и четырехцветными.

Star Wars Show — тоже слайд-шоу для Commodore 64. Эту картинку я увидел на ночь — надеюсь, лицо Леи не будет преследовать меня в кошмарах
Star Wars Show — тоже слайд-шоу для Commodore 64. Эту картинку я увидел на ночь — надеюсь, лицо Леи не будет преследовать меня в кошмарах

В своем марафоне про подобные программки отдельно я рассказывать не буду, но в целом их было прилично, в том числе для прослушивания музыки. Как человеку, не заставшему ту эпоху, для меня это стало своего рода открытием.

Конец двадцать девятой части. Продолжение следует...

5050
19 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

О да, ASCIImation - это круть, в своё время о ней писали в "Стране игр", периодически заходил к автору на сайт, смотрел новые продолжения...

1
Ответить

Ты извращенец,как же туго в это играть
Богоугодная хуйня твой путь)
З.ы. я из самого древнего это в Визарди 4-5 играл,хотя даже затянуло 5 на пол часа или несколько часов,но там просто лабиринт , без радостей сюжета и всякого.
З.ы.ы. На днях даже захотелось попробовать наконец то Ultima online,сервера еще живые,да....но я увидел и понял сколько там костылей и дроча...ну это слишком особый изврат. Хотя раздумываю до сих пор,и для Андроида есть клиенты
Наверное начну на х100 неофициальных, посмотреть как пойдет

2
Ответить

Мне иногда интересно становится, а не садомазохист ли я?..

2
Ответить

Ну это фанатизм, игр по sw надо меньше - но качественней) Давай по индиане )

Ответить

У меня в планах создать максимально полную базу с играми по ЗВ, какой нет нигде в интернете. А для этого надо отбирать всё, а не только качественное. Ну то есть я бы и сам рад проходить только крутые игры, но раз взялся, то делаю, за что взялся...

Если говорить конкретно об этой подборке, то для меня это вообще был новый уникальный опыт, так что я ни сколько не жалею. Я никогда не играл в текстовые приключения, а тут узнал, что и они могут быть настолько разными - квесты, РПГ, просто разветвленные читалки.

В общем, тут я подхожу с позиции историка, так сказать, который хочет узнать обо всем, а не только о самых ярких и хороших представителях истории. Как-то так...

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить