Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 30 (Commodore 64)

Я продолжаю изучать неофициальные игры по Star Wars с Commodore 64. Наиболее интересный проект этой подборки — Star Fire, который изначально вышел на аркадных автоматах в 1978 году. Именно он мог стать первой лицензированной игрой по «Звездным войнам»… но не стал. Более того, именно он подарил игровой индустрии то, что нынче привычно каждому геймеру. Также любопытной оказалась Jedi, разработанная 12-летним школьником. А три оставшихся игры одновременно похожи друг на друга, но в то же время отличаются.

Проекты в подборке:

176. Star Fire (1978) — Могла быть первой официальной игрой по ЗВ

Платформы: аркадные автоматы, Apple II, Atari 2600, Atari 800, Commodore PET, Commodore 64, Bally Astrocade

Разработчики: Technical Magic (аркады), Epyx (C64, Atari 800), Satoshi Matsuoka (Commodore PET), John Bernett (Apple II), XYPE (Atari 2600)

Геймплей аркадной версии

Star Fire крайне интересна с исторической точки зрения. Загибаем пальчики: 1) первая аркада, сделанная в виде кабины; 2) первая игра с таблицей рекордов, в которую можно записывать свои инициалы; 3) одна из первых цветных игр. Поистине любопытный экземпляр моей марафонской коллекции, так что давайте рассмотрим его получше!

Внешний вид аркадного кабинета Star Fire
Внешний вид аркадного кабинета Star Fire

Разработали «Звездный огонь» инженеры Калифорнийского технологического института Тед Мишон и Дэвид Рольф в 1978 году. Изначально это была игра для аркадных автоматов, которая стала достаточно успешной и добралась в том числе до японского рынка. Позже проект портировали на другие платформы — Apple II, Atari 2600 и Commodore PET. А в 1983 он вышел и на 8-битных Atari 800 и Commodore 64, причем в сборнике с Fire One — аркадой про морские бои.

Формально Star Fire не является проектом по «Звездным войнам», но источник вдохновения виден невооруженным глазом. Мы — пилот космического истребителя. Хоть сам звездолет нам не виден, по расположению пушек очевидно, что это крестокрыл. Подавляющая часть врагов — вылитые СИДы, и даже в логотипе игры безошибочно угадывается отсылка к Star Wars. Ну а если в таблицу лидеров вписать инициалы TZM, на экране появится сообщение: «HI TED. MAY THE FORCE BE WITH YOU».

Кстати, интересный факт. Теда Мишона действительно поразили «Звездные войны», и он не просто содрал у Лукаса дизайн, он искренне надеялся получить лицензию. В случае успеха его проект стал бы первой официальной игрой по франшизе. Увы, не срослось.

Еще интересный факт: художником игры была девушка Мишона, ставшая впоследствии его женой
Еще интересный факт: художником игры была девушка Мишона, ставшая впоследствии его женой

Геймплейно Star Fire — это летная аркада от первого лица с видом из кабины. Мишон, находясь под впечатлением от «Звездных войн», хотел разработать игру, воссоздающую свободу космического полета, и в целом у него получилось. Мы перемещаемся по бескрайнему пространству, периодически уничтожая врагов и ориентируясь по радару в нижней части экрана. Одна из особенностей геймплея — перегревающееся оружие, другая — захват цели: можно «поймать» СИД-истребитель в перекрестие и гарантированно его поразить при следующем выстреле.

У нашего звездолета ограничен запас топлива — по сути, игра просто отсчитывает время назад. Если пользователь успевает набрать заданное количество баллов, скажем 300, ему выдается бонус — дополнительное горючее. Вместе с ним появляется и новая цель по очкам. Кстати, о них. Как я уже писал, Star Fire была первой игрой, что позволяла вписывать инициалы рядом с собственным рекордом. Текущим чемпионом является некая Лора Каррен (Laura Curran) из Лас-Вегаса, которая умудрилась настрелять 9780 баллов в январе 1982 года.

Mi-Sex - Computer Games

Хоть Star Fire и не является полноценной игрой по «Звездным войнам», во многом это уникальный и знаковый для своего времени проект, оставивший след не только в истории видеоигр, но и культуре. Так, он появляется в диснеевской комедии «Полночное безумие» 1980 года, где по сюжету команды студентов борются за сокровища. Одним из заданий было поставить рекорд именно в Star Fire. Геймплей игры мелькает в клипе на песню Computer Games новозеландской группы Mi-Sex. Ну и уже официальная Star Wars: The Arcade Game от Atari имеет много общего с «пиратской» предшественницей.

177. Jedi (1983) — Игра 12-летнего пацана

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Weird Paul

Прохождение с комментариями автора

Какое значимое достижение вы сделали, скажем, в 12 лет? Я, например, писал для нерегулярной газеты «Клубасик», выпускавшейся для небольшого детского центра тиражом в несколько десятков штук. Звучит не очень круто, но посмотрите, к чему это меня привело — я публиковался в «Игромании», писал для «Игр.Мейл.ру», брал интервью у Криса Авеллона и Дэвида Кейджа, а после… деградировал до любительских и неоплачиваемых статей на ДТФ… Но сейчас не про меня, а про автора YouTube-канала Weird Paul — он в столь юном возрасте запилил текстовое приключение по «Звездным войнам» для Commodore 64. Пол не стал распространять свое творение, так что поиграть в него нельзя, однако поделился видео с его прохождением и собственными комментариями. Ну а чтобы следить за геймплеем текстовой игры было не так скучно, он решил сопроводить действо вставками с фигурками по Star Wars из личной винтажной коллекции. Получилось даже мило.

Итак, игра начинается с того, что знакомит нас с главным героем — Люком Скайуокером, который хочет стать джедаем. Сразу же нас ставят перед выбором — отправиться на Дагоба или поговорить с Ханом Соло. В своем ролике Пол выбирает второй вариант. Люк приходит к другу-контрабандисту и узнает, что того преследует Джабба. Внезапно разговор прерывается неприятной встречей с головорезами Хатта. Остаться или убежать — вот в чем вопрос. Если остаться, то последнее, что увидит наш герой — меч Клаату над головой. Выбора нет, придется убегать. Правда, трусишка Люк оставит товарища позади и станет терзаться вопросом: «А что же случилось с Ханом?»

Не удивлюсь, если 12-лений Пол придумывал историю для «Джедая» примерно таким же способом
Не удивлюсь, если 12-лений Пол придумывал историю для «Джедая» примерно таким же способом

После позорного побега Люк всё же отправляется на Дагоба вместе с R2-D2. Далее описывается сцена встречи Скайуокера с неким зеленым человечком, который предлагает отвести нашего героя к мастеру-джедаю по имени Йода. Снова выбор — согласиться или нет. Пол демонстрирует вариант с отказом, и в этом случае настает очередной Game Over — герою на голову ни с того ни с сего опускается пара больших зубов. Откуда она взялась и кому принадлежит — вопрос открытый.

Если согласиться, зеленый человечек признается, что и есть тот самый Йода (вот это поворот!). Далее он спрашивает Люка, чему бы тот хотел обучиться в первую очередь — левитации или умению обращаться со световым мечом. Если выбрать левитацию, мастер-джедай говорит, что хитрость заключается вот в чем — нужно просто подумать о парении и использовать Силу. Оказывается, всё так просто! Обучение бою на световых мечах тоже проходит значительно быстрее, чем можно было себе представить: «Прицелься и используй Силу», — говорит наш кэп-наставник. После этого он уверяет, что передал нам все свои знания и бесследно растворяется среди туманов Дагоба. Кажется, деньги за экспресс-курс «Как быстро стать джедаем» уже не вернуть…

«Лох не мамонт, лох не вымрет», — Йода
«Лох не мамонт, лох не вымрет», — Йода

На этом приключение не заканчивается! Мы вновь встаем перед дилеммой — отправиться на Беспин или поговорить с Леей. Если выбрать второй вариант, то разговор с принцессой действительно начнется — только непонятно где, ведь формально Люк пока еще не улетел с Дагоба. Скайуокер решает не сознаваться девушке в своем позорном побеге, а просто говорит, что Соло забрали бандиты Джаббы. И вдруг вбегает Хан…

Вот так выглядит сама игра. Из скрина вы сможете узнать, как же спасся Хан
Вот так выглядит сама игра. Из скрина вы сможете узнать, как же спасся Хан

Пересказывать прохождение можно еще долго, но думаю, суть вы уловили. Jedi — это не квест, как Dog Star Adventure и его клоны, и не ролевка, как Star Wars: The Death Star. Это игра в формате «выбери себе приключение», обладающая кажущейся нелинейностью и тупиковыми ветками с Game Over’ами. Впрочем, вполне недурно для игры, написанной в 12-летнем возрасте.

178. Death Star (1983) — Траншея смерти

Платформа: Commodore 64

Издатель: Melbourne House

Геймплей

Как думаете, какой эпизод из «Новой надежды» чаще всего мелькал в видеоиграх? Я не проводил точных подсчетов, но что-то подсказывает мне, что это пролет крестокрыла по траншее «Звезды Смерти». Так вот, очередная игра с названием Death Star целиком и полностью посвящена этой сцене. Впрочем, есть нюанс…

«Ты находишься за штурвалом крестокрыла и спускаешься в траншею “Звезды Смерти”, — сообщается в начальной заставке. — Твоя задача: уничтожить как можно больше вражеских СИД-истребителей, прежде чем они достанут тебя. Твоя родная планета совсем близко, и ты должен ее спасти! Ты не Люк Скайуокер или Хан Соло, но сделаешь всё, что в твоих силах».

А теперь представьте, как «Звезда Смерти» выглядит со стороны — как арбуз с фиолетовыми полосками…
А теперь представьте, как «Звезда Смерти» выглядит со стороны — как арбуз с фиолетовыми полосками…

Теперь нет сомнений, что события Death Star вовсе не посвящены сцене из фильма, но один вопрос меня мучает до сих пор: «Как, собственно, расстрел СИДов на “Звезде Смерти” может помочь спасти планету?» Ну да ладно, времени на размышления нет, пора уничтожать врагов!

Геймплей оказался максимально простым и примитивным. Всё, что мы можем делать, перемещаться влево и вправо да стрелять. При этом пару раз я умудрился победить, просто летя вперед, зажав кнопку огня.

Также аналогичную игру можно встретить с альтернативным названием Dark Star
Также аналогичную игру можно встретить с альтернативным названием Dark Star

На заднем плане виднеется планета главного героя. Постепенно из-за нее начинает выглядывать какая-то круглая штука, и если продержаться достаточно долго и не умереть (а убивают тут с одного выстрела), эта хрень взорвется, и мы победим. Была ли то вторая «Звезда Смерти» или что-то еще, я так и не понял, но наша родина спасена, ура!

179. Death Star (1983) — Траншея смерти. Опять

Платформы: Commodore 64, ZX Spectrum

Разработчики: Kevin A Moughtin (Commodore 64), J. F. Cain (ZX Spectrum)

Геймплей (ZX Spectrum)

Как думаете, какой эпизод из «Новой надежды» чаще всего мелькал в видеоиграх?.. Ой, кажется, я это уже спрашивал. И кажется, будто я уже даже рассказывал про летную аркаду с таким же названием… Хм, наверное, показалось!

В отличие от предыдущей, эта Death Star, скажем так, лишь вдохновлена «Звездными войнами». Скорее всего, чтобы у разработчиков не было проблем с авторскими правами, они просто заменили крестокрыл на истребитель треугольной формы да вместо лазеров сделали пульки. В остальном всё по-классике — мы летим по траншее «Звезды Смерти» и расстреливаем СИД-истребители.

В игре 9 уровней сложности, и на последнем я не продержался и минуты
В игре 9 уровней сложности, и на последнем я не продержался и минуты

От другой Death Star отличий немного, но они всё же есть. Например, тут космическая станция Империи нормального цвета, а не зелено-фиолетовая. А еще здешний истребитель способен перемещаться не только влево и вправо, но также вверх и вниз, и игроку дается три жизни вместо одной.

Версия для ZX Spectrum, 1984
Версия для ZX Spectrum, 1984

Оригинальная Death Star от Rabbit Software вышла в 1983 году на Commodore 64, а через год ее портировали на ZX Spectrum. Версия для «Спекки» выглядит невзрачнее и обладает рядом отличий. Например, здесь наш кораблик стреляет уже не пульками, а лазером, СИД-истребители стали меньше походить на те, что были в фильме, а также появился новый тип врагов — «самолетики». Титульная же «Звезда Смерти» стала почему-то синей…

180. Trenchfire (1984) — Траншея смерти. Снова

Платформы: Commodore 64, Commodore VIC-20, TRS-80 MC-10

Разработчики: Don Gibson, Jim Gerrie (порт на MC-10)

Геймплей

Как думаете, какой эпизод из «Новой надежды» чаще всего мелькал в видеоиграх?.. Ой, кажется, я это уже спрашивал. Хм, такое странное чувство дежавю… Наверное, сбой в Матрице.

Trenchfire одновременно похожа на обе предыдущих Death Star. От первой ей достались визуальный стиль и геймплей в целом. От второй — некоторая отдаленность от тематики «Звездных войн», использование уникального звездолета и пулек вместо лазеров, а также несколько жизней.

Круг с плюсиком внутри — это наша «пулька»
Круг с плюсиком внутри — это наша «пулька»

Суть не поменялась: нужно лететь по траншее «Звезды Смерти» и сбивать СИД-истребители Империи. Отличает игру разве что несколько моментов. Во-первых, она значительно легче аналогов, так как враги по тебе не стреляют. Их просто нужно уничтожать и не допускать, чтобы они в тебя врезались. Во-вторых, тут есть что-то вроде уровней. В какой-то момент наш кораблик начинает ускоряться, за что получает бонусные очки, а враги после этого маневра начинают двигаться быстрее. В-третьих, за каждую набранную тысячу баллов ты получаешь дополнительную жизнь, что еще больше упрощает и так в целом несложную игру.

Trenchfire вышла не только на Commodore 64, но также и на Commodore VIC-20 — предшественнике C64. Ясное дело, на более слабом компьютере графика выглядит куда схематичнее, а также с неба пропали мерцающие звезды. Впрочем, геймплей от этого не изменился.

Версия с Commodore VIC-20
Версия с Commodore VIC-20

В 1986 году компания Alpha Software выпустила коммерческую версию Trenchfire, причем уже только на C64. По сути, в самой игре ничего не поменялось, кроме названия. Теперь проект именовался как Death Trench, что стало более созвучно с Death Star.

Конец тридцатой части. Продолжение следует...

4242
6 комментариев

В игре "Death Star" жёлтая штука, если исходить из фильма, это спутник Явин-4, но тогда получается, что игра заканчивается выстрелом из суперлазера "Звезды Смерти" и проигрышем. Странно, странно...

2
Ответить

Насчёт текстовой игры: может, удастся уговорить Странного Пола прислать хотя бы листинг игры?

1
Ответить

Написал ему и спросил насчет игры)

2
Ответить

Я вообще не перевариваю Star Wars, но мне интересно читать твой труд

1
Ответить

Спасибо, приятно читать такие комменты :)

1
Ответить

Чтобы не перенасытиться играми по sw, Star wars jedi survivor в геймпассе подожду. Republic commando, force unleashed 2 и по лего или мультам не играл

1
Ответить