Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 37 (Commodore 64)

Пройдя все проекты по ЗВ с BBC Micro, я уже надеялся перейти к следующей платформе, как вдруг Sightsaber меня обрадовал. Во-первых, он сказал, что я «ближе к началу списка неофициалок, чем к концу». Во-вторых, подогнал мне еще пачку проектов с компьютеров Commodore, которые я до этого пропустил. И тут я должен выразить свое уважение Sightsaber — он реально потратил кучу времени, чтобы их отыскать, просматривая чуть ли не каждую страничку на сайте с коммодоровскими играми. Ну что ж, добросовестно выполню свою часть сделки и расскажу вам об этих релизах.

Эта подборка оказалась интереснее и разнообразнее, чем обычно. Например, в ней я поведаю об утерянной старваровской игре от Games Workshop. Да, да, той самой компании, что сейчас в первую очередь известна по «Вархаммерам». Также я бы отметил довольно необычную летную аркаду Krieg der Sterne. А вот остальные три проекта в статье — снова тиры, зато каждый со своей изюминкой.

Проекты в подборке:

211. Torpedo Run (1979) — От создателей Warhammer

Платформа: Commodore PET

Издатель: Games Workshop

Список игр, изданных Games Workshop в 1979 году на Commodore PET
Список игр, изданных Games Workshop в 1979 году на Commodore PET

Поначалу я вообще не хотел писать про Torpedo Run, так как ни рабочего ROM’а с ней, ни хотя бы видео с геймплеем найти невозможно. Это утерянная игра, о которой есть разве что заметка в древнем компьютерном журнале да пара сканов с рекламными брошюрами. Проект, кстати, стоил в свое время 8 фунтов стерлингов, что с учетом инфляции равняется 40 сегодняшним фунтам (это 4,5 тысячи рублей). Недурно так за примитивную аркаду.

В общем, рассказывать про нее я не хотел, пока… С чем у вас ассоциируется название Games Workshop? Думаю, с «Вархаммером» и настолками, верно? По крайней мере, у меня ассоциации именно такие. Каково же было мое удивление, когда в качестве издателя Torpedo Run я увидел именно эту компанию. Судя по MobyGames и «Википедии», в свои ранние годы Games Workshop также занималась лицензированием и выпуском видеоигр для Commodore PET и ZX Spectrum. Ни одна из них, кстати, не была основана на сеттинге «Вахи».

Простите, фанаты «Вархаммера», в этой статье я рассказываю про другую научно-фантастическую вселенную
Простите, фанаты «Вархаммера», в этой статье я рассказываю про другую научно-фантастическую вселенную

Так как лично мне о Torpedo Run рассказать нечего, то ниже я приведу перевод ее обзора, опубликованного в июне 1979-го в журнале Practical Computing:

«Если вы работодатель, который хочет иметь хорошие отношения с сотрудниками и не возражает против 50-процентного падения производительности, поставьте эту программу на ваш PET. Вот лично я совершил такую ошибку — не стер игрушку из памяти компьютера. Вернувшись через полчаса, я обнаружил столпившихся вокруг PET трех программистов, выкрикивающих: “Берегись этого СИДа” и “Промах! Как я мог промахнуться?”

Torpedo Run — еще одна игра по мотивам “Звездных войн”, которая воспроизводит атаку на “Звезду Смерти” в реальном времени. На экране отображается поперечный разрез траншеи, по которой вы летите с заданной скоростью. Нужно расположиться прямо над вентиляционной шахтой и выпустить торпеду точно в нужный момент. А еще требуется уклоняться от ужасных СИД-истребителей.

Звездолет управляется цифровой клавиатурой, которую можно рассматривать как компас — клавиша 8 отвечает за север, а, скажем, 1 — за юго-восток. Вы будете двигаться в одном направлении, пока не нажмете другую кнопку.

Учитывая, что это игра для PET, выглядела она примерно так (если что, скриншот из <a href="https://dtf.ru/retro/2236127-igry-po-star-wars-s-drevnih-vremen-do-nashih-dney-chast-33-pet-i-vic#Star-Fighter" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Star Fighter</a> того же 1979 года выпуска)
Учитывая, что это игра для PET, выглядела она примерно так (если что, скриншот из Star Fighter того же 1979 года выпуска)

Вооружения в обрез. Есть пушки ближнего действия, то есть эффективны они только в том случае, когда СИД-истребитель находится рядом. У вас при этом всего шесть выстрелов. Когда расстояние достигнет нуля, вы сможете выпустить торпеду на “Пробел”.

Игра меня сильно впечатлила, в том числе балансом сложности. Графика четкая и лаконичная, хотя движения и несколько прерывистые.

Проект достаточно короткий, но в то же время разнообразный, поэтому не надоедает. Поздравляю Games Workshop за создание программы столь хорошего качества».

С вас 4500!

212. Starfighter I (1983) — Стреляй по крестокрылам, а не СИДам

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Software Asten

Геймплей

С геймплейной точки зрения Starfighter I мало чем отличается от прочих неофициальных тиров по «Звездным войнам». Вид от первого лица, прицел, космос и стрельба по вражеским истребителям. Вот только в качестве противников тут выступают не привычные СИДы, а крестокрылы! Пусть и чуть-чуть, но хоть что-то да оригинальное.

Врагов на экране почти всегда двое — рыжий и фиолетовый звездолеты. Еще одно отличие от прочих подобных тиров: противники не стреляют по нам лазерами, а сбрасывают бомбы. Их, кстати, можно уничтожать, за что дают дополнительные очки.

Получайте, чертовы крестокрылы!
Получайте, чертовы крестокрылы!

Победить в Starfighter I нельзя. Конец игры наступает, как только мы растратим все 25 единиц энергощита.

213. Star Chase (1983) — Кожура банана атакуэ

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Owen Grossman

Геймплей

Многие годы Star Chase была утеряна, но цифровые археологи из команды Genesis Project откопали ее и опубликовали в январе 2017-го. С их слов, проект представляет собой ранний пример причудливой компиляции кода на С или Turbo Pascal. Также они отмечают, что пусть Star Chase и не является лучшей представительницей жанра, их задача — сохранять старые игры для любознательных энтузиастов вроде меня. Спасибо, GP, признателен за вашу работу!

Итак, перед нами снова тир про отстрел имперских звездолетов, но на этот раз чуть более продвинутый. Во-первых, в игре есть что-то вроде свободы перемещения. По крайней мере, мы можем крутить камерой во все стороны. Для удобства ориентирования в Star Chase даже имеется радар. Должен признать, ни в одном другом аналогичном проекте я такого не припомню. Во-вторых, мы не просто летаем и уничтожаем СИДы. Наша первостепенная задача — защитить космическую станцию, и враги атакуют именно ее, а не нас.

Режим радара, сверху вниз — СИД-истребитель, мы, наша база
Режим радара, сверху вниз — СИД-истребитель, мы, наша база

Также в геймплее куда больше тонкостей, чем обычно бывает в подобных играх. Так, есть два режима перемещения курсора: он или двигается постоянно, нужно только менять направление, или управляется традиционным способом — только при нажатии соответствующих клавиш. А еще у нашего звездолета (думаю, это «Тысячелетний сокол») ограниченное количество топлива и энергии для выстрелов. Если в предыдущих проектах наступал «геймовер», когда эти показатели достигали нуля, то тут механика реализована иначе. Кончилась энергия? Просто не сможешь стрелять какое-то время, пока она вновь не накопится. С топливом я не до конца разобрался, но там, кажется, при нуле перестает работать курсор. Восполняется же горючее тоже само по себе.

Врагов аж целых три типа, что также довольно нетипично. Есть СИД-истребители, СИД-бомбардировщики и кожура банана (полагаю, это имперская «Лямбда»). «Банан», кстати, самый дорогой: за его уничтожение дают 2500 очков, в то время как за обычный СИД — только 500. Враги прут волнами, и я умудрился дожить только до второй.

А вот и тот самый коварный «банан» у нашей базы
А вот и тот самый коварный «банан» у нашей базы

Пусть внешне Star Chase и похожа на другие неофициальные тиры по ЗВ, на поверку она оказывается более глубоким в плане механик проектом. Без недостатков вроде дерганной и мерцающей картинки и топорного управления не обошлось, но играть было поинтереснее, чем в 90% аналогов.

214. Vicious (1984) — V — значит беспощадный

Платформа: Commodore 64

Разработчик: H. Zottmann

Геймплей

А вот и еще один любопытный образец в жанре тира от первого лица. Vicious делится на уровни, и ее, в отличие от многих собратьев, можно пройти. Начинается всё с того, что наш крестокрыл покидает корабль-носитель, после чего вступает в бой с СИД-истребителями. Враги по нам не стреляют, но если не успеть их подбить, они словно пойдут на нас тараном и снимут при этом часть энергощита.

Бой с СИД-истребителем
Бой с СИД-истребителем

Когда с противниками будет покончено, мы спустимся в траншею «Звезды Смерти» и начнем отстреливать какие-то бочки. Лично для меня это была самая трудная часть игры, так как выцелить их уже сложнее. Продержавшись какое-то время, мы автоматически уничтожаем супероружие Империи и снова бросаемся в бой с СИДами.

В игре три уровня сложности, от которых зависит время на уничтожение СИДов и скорость бочек
В игре три уровня сложности, от которых зависит время на уничтожение СИДов и скорость бочек

В заключительной части ждет своего рода мини-игра, в которой надо нацелиться на ангар корабля-носителя. Если всё сделать правильно, крестокрыл совершит мягкую посадку, а миссия будет считаться выполненной.

А это — наш корабль-носитель
А это — наш корабль-носитель

Пусть игра и короткая, в целом она оставила приятные впечатления и порадовала разнообразием уровней.

215. Krieg der Sterne (1984) — Круг против Н

Платформа: Commodore 64

Разработчик: C-64 User Group KE

Прохождение

Krieg der Sterne — не путать с одноименным текстовым приключением — сильно похожа на Star Wars 64. Так, обе вышли на Commodore 64 в 1984 году. Как и там, события здесь разворачиваются на случайно сгенерированном участке космоса, поделенном на сектора (тут их 7х7 против 8х8 в SW64). Как и там, в космическом пространстве встречаются астероиды, а также СИД-истребители. Как и там, у нас ограниченный запас топлива и даже такое же количество торпед — 20 штук. На этом схожести не заканчиваются. Здесь тоже имеются базы повстанцев, на которых можно восполнять энергию и боеприпасы, а главной задачей точно так же является уничтожение всех противников на карте. В чем же тогда разница? Если Star Wars 64 является экшеном текстовым и пошаговым, то Krieg der Sterne — экшен уже в реальном времени.

Поначалу я не мог разобраться, как играть. Я прилетал в сектора, на которых были враги, и практически сразу же умирал. Иногда мне удавалось запустить в недругов торпедой, но в целом дольше трех секунд я не жил. Пробовал прятаться за астероидами — не помогало. Пытался маневрировать — тоже не то. Уже отчаявшись, я попросил помощи у Sightsaber, и он действительно помог.

Если проиграть, Дарт Вейдер мило тебе подмигнет
Если проиграть, Дарт Вейдер мило тебе подмигнет

Как оказалось, у нашего звездолета — полагаю, это «Тысячелетний сокол», так как изображен он в виде круга, а не креста — имеются щиты, которые активируются на «Пробел». Если их включить, энергия станет поглощаться быстрее, зато мы будем неуязвимы для врагов. Впрочем, щит — не панацея, так как каждое попадание по нам сжирает драгоценные энергоресурсы. Зазевался — проигрыш. Так что летать на базу и восполнять запасы придется достаточно часто.

А теперь, как проходят бои. Итак, врубаем щиты и прилетаем в сектор с СИД-истребителями, обозначенными здесь как «Н». Они либо уже находятся в космосе, либо постепенно вылетают с имперских баз («#»). Жмем огонь и выпускаем торпеду («*»). Самое интересное, что мы должны управлять ей вручную, в то время как наш звездолет застывает на месте. И тут надо быть предельно внимательным, так как в СИДах словно сидят японские камикадзе. Вражеские пилоты так и норовят врезаться в наш корабль, подорвав и нас, и себя.

Значок фунтов, вокруг которого написаны различные знаки препинания — это подрыв СИД-истребителя
Значок фунтов, вокруг которого написаны различные знаки препинания — это подрыв СИД-истребителя

Собственно, игровой процесс сводится к следующему: прилетаем в сектор, уничтожаем СИДы, летим на базу восполнять запасы, а далее повторяем эти пункты по кругу.

В конце, зачистив всю карту, я несколько растерялся, так как сообщения о победе не возникло. Попробовал повзрывать имперские базы, но в итоге случайно подорвал себя, так что пришлось начинать по новой. Оказалось, что надо было просто вернуться на станцию повстанцев, где меня поджидали бы C-3PO и R2-D2 с пламенной поздравительной речью.

В немецком я не силен, но мне кажется, тут что-то про спасение галактики
В немецком я не силен, но мне кажется, тут что-то про спасение галактики

Несмотря на то, что геймплей Krieg der Sterne довольно простой, игра умудрилась затянуть меня на какое-то время. Так, я не смог успокоиться, пока не осилил ее хотя бы на пятом уровне сложности из девяти и меня даже не раздражала необходимость перепроходить всё с нуля в случае нелепых смертей.

Конец тридцать седьмой части. Продолжение следует...

3.8K3.8K показов
266266 открытий
13 комментариев

Сергей, спасибо на добром слове ))

"Krieg der Sterne" действительно затягивает при всей простоте графики, вот что значит проработанный геймплей. Кстати, наличие щитов у СИД-истребителей - неканон, по всем правилам у базовой модели, представленной в игре, их быть не должно. А то некоторые по паре торпед принимают без уничтожения, заразы!

А "Torpedo Run" - сплошное расстройство: не могу спокойно относиться к пропавшим для истории видеоиграм, а тем более по "Звёздным войнам"! Буду её в будущем время от времени пытаться отыскать, как и несколько таких же пропаданцев - вдруг всё же найдётся энтузиаст, который выложит в сеть.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Удивлен как с каждым выпуском ты находишь проекты которые все старее и старее

Ответить

То ли еще будет! В планах есть как минимум один проект, который вышел в 1977 году, то есть в тот же год, что и "Новая надежда". Вероятно, это вообще самая первая игра по ЗВ (за 5 лет до первой официальной).

Ответить

Сколько всего частей будет?

Ответить

А кто ж его знает? :D

Ответить

Вот это богоугодная хуйня

Ответить