Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 31 (Commodore 64)

Привет! Принес вам очередную порцию неофициальных игр по «Звездным войнам» с Commodore 64. Главное блюдо этой подборки — Star Wars 64. Это текстовый симулятор крестокрыла с нетривиальной механикой, на описание которой мне потребовалось аж 11 тысяч символов! Также в статью заглянули: очередная игра про траншею «Звезды Смерти»; виртуальный пинбол, вышедший лет на 30 раньше лицензированных собратьев; красивый, но малоиграбельный ремейк первой игры по ЗВ; и текстовое приключение на испанском. ¡Disfruta leyendo!

Проекты в подборке:

181. Star Wars Trench Run (199X) — Траншея смерти. Опять? Снова?!

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Jason Orriss

Геймплей от автора

Ладно, я даже не буду юморить про самую популярную сцену из «Звездных войн» — эта шутка уже избита. Но факт остается фактом — перед нами очередная летная аркада про пролет по «Звезде Смерти».

Star Wars Trench Run разрабатывал некто Джейсон Оррисс где-то еще в девяностые. Уж не знаю, сколько ему тогда было лет, но, как и Странный Пол, он не стал выкладывать свое детище в интернет. Я решил написать обоим и попросил их поделиться своими играми — пока они не ответили.

Не имея ROM'а, о геймплее Trench Run я могу судить лишь по коротенькому видео на YouTube и скудному описанию к нему. Итак, проект состоит из трех уровней. На первом нужно уничтожать летящие на игрока СИД-истребители с видом от первого лица. После требуется уворачиваться от прицела Дарта Вейдера, ну а в конце уже самому нацелиться на выпускное отверстие «Звезды Смерти».

Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 31 (Commodore 64)

Кстати, в 2009 году вышел одноименный проект, но уже официальный — от THQ. Поиграть в него можно было на устройствах под управлением iOS и в браузере (как сейчас — пока еще не знаю). Но подробнее о нем я расскажу когда-нибудь потом…

182. Star Wars 64 (1984) — Текстовый симулятор крестокрыла

Платформа: Commodore 64

Разработчик: James R. Pring

Геймплей с моими комментариями

Ура, поток игр про траншею «Звезды Смерти» наконец-то кончился, но от тематики полетов на крестокрыле отходить мы пока не будем.

Я поиграл уже во многие текстовые ЗВ-проекты с Commodore 64 — были среди них и квесты, и подобие ролевок, и обычные «выбери себе приключение», но Star Wars 64 ярко выделяется на их фоне. Перед нами что-то вроде текстового симулятора крестокрыла, причем с не самой простой для освоения механикой. И именно благодаря этому игра сумела зацепить меня так, как еще ни одна другая «старушка» с С64. За ней я провел порядка 6-7 часов и даже научился проходить партии на предпоследнем уровне сложности.

Для современного игрока проект это нетривиальный, так что большую часть текста придется отдать под описания механик. Но перед этим — небольшое лорное вступление. Итак, мы снова пилот крестокрыла, и наша задача с предыдущих игр особо не поменялась: нам требуется уничтожать СИД-истребители Империи и на высоких уровнях (4 или 5) даже взорвать «Звезду Смерти». На всё про всё выделяется ограниченное число дней, так что действовать нужно быстро и эффективно.

В игре есть довольно подробное текстовое обучение, без которого я бы потратил на Star Wars 64 еще больше времени
В игре есть довольно подробное текстовое обучение, без которого я бы потратил на Star Wars 64 еще больше времени

События игры разворачиваются на случайно сгенерированном участке галактики площадью 8 на 8 квадрантов. Каждый квадрант, в свою очередь, состоит из 64 секторов (тоже 8 на 8). Чтобы ориентироваться и перемещаться в пространстве, придется вспомнить уроки геометрии за 7 класс и двоичную систему координат — имейте это в виду. *Закадровый голос алгебраички: «Я же говорила, что в жизни тебе это пригодится!»*

В начале новой партии нас каждый раз выбрасывают в случайную точку галактики. При этом игра всегда сообщает стартовые координаты, скажем: квадрант 2–7, сектор 7–3. Если представить глобальную карту в виде сетки 8 на 8, это значит, что мы будем находиться в седьмом квадрате второй строки. При этом сам этот квадрат делится еще на 64 квадратика, и на этой сетке мы находимся в третьем квадратике седьмой строки. Таким образом, в Star Wars 64 координаты записываются не привычными (X, Y), а наоборот — (Y, X).

Для наглядности: здесь наша позиция — 4-7
Для наглядности: здесь наша позиция — 4-7

С позиционированием вроде разобрались, теперь давайте узнаем, с чем интересным можно столкнуться в далекой-далекой галактике. Основной экран игры делится на три части — слева сверху расположена карта того квадранта, в котором мы находимся в настоящий момент. На нем в одном из секторов всегда отображаемся мы (>◊<). Также в этой области может быть несколько СИД-истребителей (Ͱ○˧), какое-то число астероидов (*), именуемых здесь звездами, база повстанцев (○+○) или «Звезда Смерти» (ɩ●ɿ).

Список объектов, встречающихся в игре
Список объектов, встречающихся в игре

Фух, продолжаем. И да, я понимаю, что текст получается больше похож на руководство, нежели рецензию, но иначе будет непонятно, что и как здесь делается.

Теперь давайте коротко о том, что отображается в правой верхней части экрана. «Дата» — это что-то чисто символическое, и нет, это не годы, а дни. От чего начинается отсчет, не понятно, да и при каждом новом запуске это число разное. В общем, штука рандомная и бесполезная. «Состояние» может быть четырех цветов. Зеленое — если в квадранте врагов нет. Красное — если противники имеются. Желтое — если заканчивается топливо. И светло-зеленое при стыковке со станцией повстанцев. Ну а далее идут координаты, количество оставшихся топлива, торпед, врагов на глобальной карте и дней до Game Over’а.

Слева карта, справа данные
Слева карта, справа данные

Это была самая простая и понятная для освоения часть, а теперь… смотрим в книгу — видим фигу. Примерно так ощущаешь себя в первые минуты игры — ничего непонятно! Логично, что надо куда-то лететь, но как и куда? Давайте сперва ответим на последний вопрос — куда.

Список доступных команд
Список доступных команд

На основном игровом экране доступно семь команд. С вашего позволения я буду рассказывать о них не по порядку, а вразнобой — как считаю более логичным. Начнем мы со сканеров. Их у крестокрыла два — на ближние и дальние дистанции. Первый работает сам по себе. Благодаря ему мы можем видеть врагов, астероиды и другие объекты в том квадранте, в котором сами находимся. Второй активируется вручную командой 2 и показывает информацию о соседних квадрантах. Выглядит это так:

Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 31 (Commodore 64)

По центру — это мы, а вокруг нас соседние квадранты. Для каждого отображается по три цифры. Первая — число врагов. Вторая — наличие (1) или отсутствие (0) в квадранте базы повстанцев. Третья — количество астероидов. Скажем, 207 означает, что в квадранте находится 2 СИД-истребителя и 7 астероидов.

Если набрать команду 6, то мы увидим глобальную карту. На ней автоматически отмечается информация о просканированных нами территориях с помощью команды 2. Так как нам надо убить N-е число врагов за ограниченное количество дней, то, разумеется, в первую очередь нас интересуют только те квадранты, у которых первая цифра отлична от нуля. Вот только как в них попасть?..

Глобальная карта после того, как мы просканировали соседние квадранты
Глобальная карта после того, как мы просканировали соседние квадранты

За перемещение в пространстве отвечает команда 1, и дополнительно она подразделяется на ручное управление и автоматическое. Давайте сперва поговорим про автонаведение, так как с ним проще и понятнее. Скажем, мы находимся в квадранте 2–7, а попасть нам надо в 8–8. Мы просто задаем координаты этого квадранта (в формате 8,8 — это важно, так как я поначалу вводил 8-8 и не мог никуда улететь), после чего совершаем гиперпрыжок в нужную точку на карте. Это удобный и быстрый способ (1 день в любую часть галактики), но жрет он топлива больше, чем полеты на ручном управлении.

Экран в момент гиперпрыжка
Экран в момент гиперпрыжка

Теперь о том, как перемещаться более экономично. Начнем с того, что мы можем полететь на все 360 градусов, и это сказано не для красного словца. Север — это 0, восток — 90, юг — 180, ну а запад — 270. Соответственно, северо-восток — 45 градусов, северо-запад — 315 и так далее. В ручном режиме мы вводим направление в градусах и количество квадрантов, которое хотим пролететь — от 1 до 8. И тут есть важная геймплейная тонкость! Да, в ручном режиме мы тоже можем пролететь любое расстояние всего за день, если… Если по пути не врежемся в астероид. В этом случае крестокрыл остановится, а мы потеряем драгоценное время. При этом, если захотите полететь вручную дальше, астероид придется взорвать, а это лишний расход торпед. Так что на дальние расстояния (от двух квадрантов) всё же лучше перемещаться гиперпрыжком, а вот на соседние территории можно добираться и в ручном режиме — если только не мешают астероиды.

При заданных условиях мы должны пролететь на север 6 квадрантов, если ни с чем не столкнемся
При заданных условиях мы должны пролететь на север 6 квадрантов, если ни с чем не столкнемся

Но вдруг вам захочется рискнуть и пролететь в ручном режиме из квадранта 2–7 в 8–8. Как понять, какие градусы вводить в навикомпьютер? Тут нам поможет команда 7 — наш дроид-помощник R2-D2. Вы можете вбить ему координаты желаемого квадранта, и он выдаст вам направление в градусах. После вы прописываете их через команду 1, и погнали!

Кстати, во время перемещения можно повредить одну из систем истребителя. Лично у меня проблемы бывали только с тремя. Самое критичное — это сломать сенсор для ближних дистанций. Тогда на несколько дней ты «ослепнешь» и не будешь видеть ничего, что находится с тобой в одном квадранте. Если испортится сенсор для дальних расстояний, то нельзя будет сканировать окружение (команда 2). Ну а в случае проблем со связью не открывается глобальная карта (команда 6). Узнать о состоянии крестокрыла всегда можно по команде 5. Там выводится список всех систем корабля и количество дней, необходимых для починки. Если не ошибаюсь, отремонтироваться можно и моментально — если состыковаться с базой повстанцев. Но как это сделать?..

Когда поврежден сенсор для ближних расстояний, карта квадранта исчезает вовсе. Как очевидно по скрину, мы находимся рядом с врагом, которого не видим
Когда поврежден сенсор для ближних расстояний, карта квадранта исчезает вовсе. Как очевидно по скрину, мы находимся рядом с врагом, которого не видим

Этот вопрос волновал меня какое-то время, и я периодически возвращался к нему снова и снова, пока в голове не промелькнула мысль: «А что, если я в нее врежусь?» И тут на помощь снова пришел верный дроид R2-D2. Малыш умеет подсказывать не только градусы до квадрантов, но также и до любых объектов, находящихся в поле зрения. Как итог, нужно задать координаты сектора с базой повстанцев, получить угол и на ручном управлении «влететь» в космическую станцию. Насчет ремонта не скажу, не пробовал, но такой маневр гарантированно пополнит запасы топлива и торпед.

На этом скриншоте мы видим не только момент стыковки со станцией, но также предупреждение о том, что в соседнем квадранте находится «Звезда Смерти»
На этом скриншоте мы видим не только момент стыковки со станцией, но также предупреждение о том, что в соседнем квадранте находится «Звезда Смерти»

Итак, я рассказал уже про всё, кроме космических сражений. Для боя есть две команды — 3 и 4. Начнем по порядку. «Тройка» отвечает за стрельбу из фазера. Это оружие действует только против СИД-истребителей, то есть астероиды, «Звезду Смерти» и собственную базу из него не уничтожить. Именно стрельба из фазера осталась для меня, пожалуй, единственной загадкой, которую я так и не смог разгадать до конца. В целом всё просто — жмешь на 3 и стреляешь. Тут даже целиться не надо, так как крестокрыл наводится на мишени автоматически. Мощность огня ты прописываешь самостоятельно в единицах, и чем выше число, тем больше будет расход топлива на выстрел. Но как это всё рассчитывается, я так и не понял. Я спокойно уничтожал врагов даже на четвертом уровне сложности, выставляя мощность на единичку. А когда прописывал значения выше, скажем 100, то да, топливо сжиралось быстрее, но СИД-истребители подрывались не сильно эффективнее. При этом сами они по мне тоже вроде как стреляют, но за все 6-7 часов игры на четырех различных уровнях сложности я так ни разу не получил от них каких-либо повреждений. В общем, механика фазера для меня всё еще небольшая загадка, как и то, есть ли крестокрыла «жизни» или нет.

Здесь описана перестрелка с СИД-истребителями. За один выстрел из фазера поражаются сразу все враги на карте
Здесь описана перестрелка с СИД-истребителями. За один выстрел из фазера поражаются сразу все враги на карте

С торпедами куда проще и понятнее, но чуточку запарнее. Во-первых, их у нас всего 20 штук, а врагов значительно больше. Если постоянно летать на базу и пополнять боезапас, то на среднем и высоких уровнях сложности будет не победить — не хватит отведенных дней. Во-вторых, для поражения врага торпедой почти всегда приходится узнавать у R2-D2 угол выстрела, и после определенного количества повторов это начинает надоедать. Но факт остается фактом: торпеда — это крайне эффективное оружие, которое уничтожает любого врага с одного попадания. Да, даже «Звезду Смерти».

Кстати, о ней — о мощнейшем оружии Империи. В этой игре это лишь точка размером с крестокрыл или СИД-истребитель, которая не представляет проблем на поле боя. И пусть уничтожить ее нетрудно, но вот отыскать… Дело в том, что на глобальной карте она никак не отображается, поэтому наткнуться на нее можно только случайно. И ладно, когда «Звезда» находится в одном квадранте с СИД-истребителями — здесь-то проблем нет. Но если ее забросит на пустую клетку… В одной партии у меня оставалось всего два дня до конца игры, а «Звезду» я так и не нашел. Пришлось долго и нудно проверять каждый уголок галактики, постоянно при этом перезагружаясь. Веселым подобное точно не назовешь.

Уничтожение «Звезды Смерти» торпедой
Уничтожение «Звезды Смерти» торпедой

Если говорить о геймплее в целом, то после изучения всех тонкостей для меня он выглядел так: сперва растрачиваю на врагов все торпеды, после расстреливаю их из фазера, пока топливо не дойдет до отметки ниже 500. Лечу на базу повстанцев, заправляюсь и опять по новой. Всё трачу, заправляюсь, по новой. Да, в какой-то момент Star Wars 64 становится рутинной, монотонной и однообразной. Ты прилетаешь в квадрант с врагами, несколько раз спрашиваешь у R2-D2 градусы для стрельбы торпедами, летишь в соседний квадрант и там повторяешь то же самое — такое быстро надоедает.

И всё же поначалу изучать игру и ее механики было прекрасно. Это был новый и непривычный опыт, который дарил небольшие радости от каждого открытия. Вот ты научился летать. Вот ты понял, как стрелять во врагов. Вот ты догадался врезаться в базу повстанцев, чтобы пополнить запасы. Каждое такое достижение — маленькая и радостная победа, и благодаря этому Star Wars 64 оставляет после себя именно приятное послевкусие.

183. Star Wars Pinball (1987) — Гоняем шары в далекой галактике

Платформа: Commodore 64

Разработчик: Jari Pauna

Геймплей

Пинбольные автоматы по «Звездным войнам» начали выпускать еще с 1980-го. Ниже на видео машина от Data East 1992 года — в ней была «Звезда Смерти», которая двигалась вперед и назад, а также R2-D2, голова которого вертелась и подпрыгивала. Купить такую можно даже сейчас — я нашел в интернете абсолютно новый и ни разу не игранный аппарат всего за 20 тысяч долларов.

Тот самый автомат от Data East в действии

Позже производились и другие пинбольные автоматы по Star Wars, например, по первому эпизоду в 1999-м. Но вот что интересно — официальных видеоигр про пинбол не было аж до десятых годов XXI века. Впрочем, были неофициальные!

Star Wars Pinball для Commodore 64 разработана в 1986 году и опубликована в январском номере финского журнала Floppy Magazine за 1987-й.

Если присмотритесь, увидите внутри «Звезды Смерти» два шарика
Если присмотритесь, увидите внутри «Звезды Смерти» два шарика

Геймплей в целом довольно простой и… пинбольный. Есть шарик, который мы гоняем по «космическому» полю и зарабатываем очки. Как я понял из короткого описания игры, основная задача — забросить три шарика в верхнюю прорезь в «Звезде Смерти». Вероятно, она символизирует то самое выпускное отверстие боевой станции. После этого все три шара должны одновременно оказаться на игровом поле, что поможет заработать больше очков. Правда, у меня так и не получилось на это посмотреть — как я ни старался, а больше двух шариков в «Звезду Смерти» загнать так и не смог.

184. The Empire Strikes Back (1987) — Неполноценный ремейк классики

Платформа: Commodore 64

Разработчики: Paul Baker и Steve Green

Геймплей

Если помните, первой официальной игрой по «Звездным войнам» была The Empire Strikes Back 1982 года для Atari 2600. В ней довольно схематичный сноуспидер летает по схематичному Хоту и расстреливает схематичные шагоходы АТ-АТ.

Версия для Atari 2600
Версия для Atari 2600

The Empire Strikes Back от Пола Бейкера и Стива Грина для Commodore 64 — что-то вроде ремейка оригинала для более мощной платформы. Правда, я не нашел информации, выпустили они свой проект или нет. Единственное, что удается отыскать в интернете — коротенькую демоверсию.

Первая бросающаяся в глаза деталь — сильно похорошевшая графика. И техника, и планета стали более детализированы и приятны для восприятия. Неплохой оказалась и музыка — по крайней мере, мне она не слух не резала. А вот геймплей…

Версия для Commodore 64
Версия для Commodore 64

Увы, всё, что доступно в демо — летать, стрелять, ускоряться и тормозить. При этом сам наш сноуспидер бессмертен, как, собственно, и АТ-АТ. Набора очков или чего-то еще в игре тоже нет, ты просто кружишь вокруг шагоходов. А жаль — в рамках платформы проект выглядит вполне добротно, и было бы интересно поиграть в полноценную версию.

185. La Guerra de las Vajillas (1988) — Что-то на испанском

Платформы: Commodore 64, ZX Spectrum, Amstrad CPC, MSX

Разработчик: Dinamic Software

Прохождение версии для Amstrad CPC

Исторической справедливости ради я расскажу о La Guerra de las Vajillas, но, как и в случае с Krieg Der Sterne, поиграть мне в нее не удалось. Причина банальна — испанский язык я знаю даже хуже немецкого. Единственная фраза, которую я выучил на нем за свои 33 года: «Te quiero puta!» (спасибо группе Rammstein).

Если верить Google Translate, то La Guerra de las Vajillas переводится как «Война посуды». Сама же игра является пародией на четвертый эпизод «Звездных войн» в формате текстового приключения. Имена персонажей и мест здесь намеренно изменены, но остаются легко узнаваемы. Например, парочку дроидов из игры зовут R-3D2 и C-2P2, а действие начинается на пустынной планете Тампуин.

Эль планета дезертико Тампуин… Мама, да я знаю испанский!
Эль планета дезертико Тампуин… Мама, да я знаю испанский!

Расскажу предысторию. Император Карапало и его лейтенант Дарт Уотер, кавалер с наиболее вонючим дыханием в галактике, несут ответственность за самый тиранический режим, что когда-либо знала вселенная. Лишь несколько планет и сотни людей выступают против гнета Империи. Вы, Мартин Люк Скайуокер, один из них.

Вы жили на пустынной планете Тутуфлекс, расположенной на расстоянии тысяч лет от нашей Солнечной системы. Столетиями это место было мирным и спокойным, а главной заботой его жителей был сбор плодов гигантской репы — единственного источника их благосостояния. Тутуфлекс с некоторым безразличием наблюдал, как силы Империи, некогда состоявшие из маленькой группы наихудших наемников, превратились в одну из самых могущественных армий вселенной, что подчиняла себе всё больше и больше планет. Их проблемы казались вам такими далекими…

Обложка игры
Обложка игры

Так было до печального дня, когда сюда прибыли силы Империи. Прежде, чем мирные жители Тутуфлекса успели задаться вопросом, что вообще здесь происходит, негодяи лазером стерли все признаки жизни и покоя с поверхности планеты. Теперь вы — человек без земли, без семьи и без будущего… В вашем сердце есть только место обиде и мести.

Но не обманывайтесь столь драматичным вступлением, La Guerra de las Vajillas — это исключительно юмористическое приключение, где даже самые напряженные ситуации скрашиваются шутками. И я бы с радостью рассказал вам про него больше… если бы понимал испанский язык.

Ладно, заспойлерю вам концовку. Тут написано: «Колоссальный взрыв озаряет пространство. Липкая звезда была уничтожена». Приятной игры ;)
Ладно, заспойлерю вам концовку. Тут написано: «Колоссальный взрыв озаряет пространство. Липкая звезда была уничтожена». Приятной игры ;)

Конец тридцать первой части. Продолжение следует...

4545
5 комментариев

Помню, в детстве играл в Star Wars Trench Run на батином Спектруме. Одна из первых видеоигр в моей жизни. По тем временам казалась очень крутой.

1

Именно в эту версию или похожую? А то вот конкретно эту Trench Run я нигде не нашел(

"Star Wars 64" много лет назад скачивал для эмулятора, но подробно её не осваивал. Теперь, после столь интересного и подробного обзора, точно добъю и на последнем пятом уровне сложности пройду! (Ну, хоть попытаюсь)

Кстати, "дезертико" на испанском быть не может, в этом языке нет звука "з". "Десертико" (как бы смешно не звучало).

1