В погоне за белым кроликом. The Matrix: Path of Neo

В погоне за белым кроликом. The Matrix: Path of Neo

В 1999 году братья (ныне сёстры) Вачовски в буквальном смысле совершили прорыв в жанре киберпанка, выпустив на экраны первую часть трилогии “Матрица”. С точки зрения сюжета он может и не хватал звёзд с небес (хотя там и хватало десяток аллюзии на философские работы, библию и даже “Алису” Кэррола), но в техническом плане ему на тот момент не было равных. Графика, слоу-мо, вращение камеры, трюки - уже за это “Матрицу” не стыдно пересматривать и сейчас. “Перезагрузка” и “Революция” укрепили успех братьев, хотя вопросы качества этих фильмов не утихают и до сих пор. Впоследствии, вселенную пытались расширить за счёт корометражек “Аниматрица” и даже видеоигр, с которыми, почему-то, не очень везло. Первую - “Enter the Matrix” - помнят лишь за “квадратные колёса”, невозможность поиграть за Нео и беготню от агентов. Не спасло и то, что братья Вачовски пытались привязать события игры к трилогии (они даже отсняли дополнительные ролики с теми же актёрами!), потому что “Enter...” довольно слабо дополнял вселенную.

Но продажи удовлетворили издателя, а значит в скором времени был дан добро на ещё одну игру, в которой уж Нео точно должен был быть. А так как в то время видеоигры по кинолицензии уже успели заполонить рынок, то над концепцией и сюжетом особо не мудрили: берём все самые значимые моменты трилогии, придумываем пару-тройку незначительных приключений героя, кое-где дополняем сюжет - и вуаля, проект готов! Так родилась “The Matrix: Path of Neo”.

Да, игра по кинолицензий в наше время (да и тогда, чего уж) звучит как клеймо - обычно, жадные издатели старались выкинуть на рынок абсолютно сырой продукт, чтобы на волне успеха заработать лишний доллар. И “Path of Neo”, увы, не исключение. Другое дело, что даже среди макулатуры можно найти приемлемую литературу - да, у неё будут нюансы, но какие-то цепляющие детали обязательно привлекут внимание. Так и здесь.

В погоне за белым кроликом. The Matrix: Path of Neo

Итак, как уже было сказано выше, PoN - это набор из 40 миссии, детально воссоздающих или расширяющих те или иные ключевые моменты кинотрилогии. Например, если тренировка Нео в оригинальном фильме заняла пару-секунд, то здесь на это отведено аж 6 уровней (рукопашная тренировка, бои на мечах, бои на мечах с акробатикой, бой на время, тренировка владения огнестрельным оружием, бой с Морфеусом и бег по стенам). Или вот ещё пример: бой в особняке Меровингера: в фильме всё просто - помахались, постреляли и разошлись. А здесь Нео тщательно исследует особняк в поисках выхода, доходит до подземелий, попадает в иные измерения, где главенствуют муравьи-мутанты (!) и в конце сражается с боссом-ведьмой. Но несмотря на это, сюжет PoN с первого до последнего уровня верно следует уже заранее известному сценарию. Да, Нео сразился с боссом-ведьмой, но в итоге он всё равно полетит спасать Морфеуса из лап агентов. Да, Нео будет долго и упорно спасать ключника, бегая с ним по абстрактным уровням, но в итоге… ну вы и так всё знаете.

А есть и миссии, которые следуют между какими-то ключевыми моментами, но их события в той или иной степени расширяют вселенную, никак не меняя основной сюжет. Речь идёт о так называемом “Спасении красной таблетки” - миссии, состоящем из пяти уровней, в которых Нео вызволяет особо важных для Зиона людей. Но и тут заковырка - вроде бы и интересно смотреть, как Избранный спасает людей и помогает им найти путь в реальный мир, а общий сюжет от этого никак не расширяется. Больше того - этих людей вы в игре не увидите. Или вот другой пример, “Спасение капитанов”, выполненный по такому же принципу. Что-то новое из этих уровней вы не узнаете, но хотя бы почувствуете себя в шкуре спасителя.

В погоне за белым кроликом. The Matrix: Path of Neo

На самом деле перечислять суть и содержание уровней, никак не откликающихся в кинотрилогии долго и бесполезно - лишит хоть какого-то интереса к игре. Другое дело - расширенные моменты. Помните как Нео и ко спасались от агентов в жилом доме? Там было всё быстро. А тут глючная матрица будет загонять героя в различные тупики и тому придётся облазить всё здание, лишь бы найти своих коллег. А в следующей миссии мы узнаем с каким трудом команда “Навуходоносора” пробиралась через канализации, минуя ловушки агентов! Всё это сделано для того, чтобы порадовать фанатов, которым наверняка было интересно исследовать “тайные закоулки” любимых фильмов (возможно именно поэтому геймеры так любили игры по лицензиям, хотя бы детские). И именно преследуя эту цель, PoN справилась с ней на все сто процентов.

Вообще с атмосферой тут постарались сильнее, чем в Enter the Matrix. Как будто Вачовски и люди из Shine захотели побольше раскрыть необычный мир Матрицы, показать его сущность и его “тёмные” и необычные стороны. Если в фильме до третьей части “виртуальный мир” казался цельным и практически реальным, то тут он трещит по швам. Например уровень, где Нео спасается по подземкам от преследования Смита и в конце концов “проваливается” сквозь землю в абсолютную пустоту. Он летит недолго, но в итоге попадает в какую старинную версию метро, где ездит призрачный поезд с призрачным машинистом. Это - баг (Матрицы, не игры), и Нео нужно каким-то чудом выбраться из этого бесконечного цикла. Грань виртуального мира постепенно рушится…

В погоне за белым кроликом. The Matrix: Path of Neo

Дальше - лучше. Нео попадёт в логово вампиров, в огромный фантасмагоричный лабиринт, населённый антропоморфными муравьями (!!!), в какую-то пугающую версию телебашни, где со всех мониторов на вас будет смотреть злобная моська Смита… Другое дело, что это всё попахивает каким-то стёбом от разработчиков, словно они хотели не только показать “разрозненный” мир матрицы, но и поиздеваться над фанатами, которые в каждом кадре искали какие-то потаённые смыслы. Но как бы то ни было такие моменты придают особого шарма атмосфере вселенной. Словно Матрица это не просто иллюзорный многомиллионник, но и нечто большее, пугающее и отстранённое.

И кстати, насчёт стёба - после долгой битвы со Смитом в конце на экран выходят пикселизированные братья Вачовски и начинают откровенно подшучивать над нами, заявляя, что концовка “Революции” не очень подходит для видеоигры, и поэтому приготовили настоящего (!) финального (!!) босса (!!!). Описывать это чудо нет смысла, но будьте уверены - битва с ним та ещё морока.

Что же касается самого Нео? Великого всемогущего избранного, спасителя Матрицы и последней надежды человечества? А с ним всё в порядке. Те, кто хотел уворачиваться от пуль прямо как в фильме останутся довольны. Те, кто мечтал набить морду злым агентам тоже не уйдут разочарованными. Но не спешите радоваться, ведь Нео стал избранным далеко не сразу. Персонажу, как и игроку, придётся упорно и долго набираться опыта, с каждой новой миссией учиться чему-то новому и расти над собой. Скажу больше - в первых часах спецназ и агенты станут настоящей головной болью (последних придётся побеждать хитростью, ибо они невосприимчивы к атакам Нео), зато уже в середине игры после “перерождения” героя (конец первого фильма) Смит и его компания превратятся в рядовых противников, которых будем ложить чуть ли не пачками. Вот такой вот нас ждёт нелёгкий путь от простого человека до мессии Зиона.

В погоне за белым кроликом. The Matrix: Path of Neo

Да и с боёвкой разработчики постарались на славу. Конечно, вытворять такие выкрутасы, как в фильме, игра не позволит, но удары и комбо впечатляют; вот только сражаться с несколькими врагами одновременно почему-то нельзя - Нео упорно будет бить только одного противника. Впрочем, не беда - вражина тут на редкость воспитанная и терпеливо ждёт, пока Избранный закончит избивать оппонента. Плюс с определённого момента нам дадут возможность получать по одному уникальному комбо… Точнее, принуждают взять эту возможность - дальше игра вас просто не пропустит. И ради этого не придётся копить какие-то очки или прочие плюшки. Нет - просто перед следующим уровнем автоматически будет доступна новая фича - её и берите. Почему так странно? Потому что, опять же, это Путь Нео - с каждым шагом, с каждым уровнем необходимо подниматься всё выше и выше. По-другому нельзя.

Помимо знакомых приёмов, нам будут доступны такие плюшки, как уклонение от пуль (да, прям как в фильме!), остановка пуль, прыжки в высоту, свистопляски с трубой и т.д. Разве что полетать не дадут (только по скрипту), но зато можно делать двойные прыжки до второго этажа… правда, это не много где пригодится.

В погоне за белым кроликом. The Matrix: Path of Neo

А вот стрельбой натуральная беда. Убойная сила минимальна, пули летят как попало, а что такое “хэдшот” игра просто не знает. Конечно, можно как в Max Payne летать по уровням и красиво расстреливать противников, но… смысл? Во-первых - неудобно (управление тут просто ужасное), во вторых - вас убьют быстрее. Проще раздать всем тумаков, как Брюс Ли, и радоваться жизни.

Что касается каких-то бонусов, то здесь всё в порядке. Скажу больше - игра поощряет повторное прохождение какими-нибудь интересными плюшками, делающих жизнь проще. Например, если прошли игру на лёгкой сложности, то в следующей игре в начале уровня нам дадут кучу оружия или патронов; если на тяжёлом - то здоровье у вас будет восполняться после каждого удачного приёма. А если полазить в меню, то можно найти много чего интересного: арты, наброски уровней или персонажей, посмотреть ролики, идущие между миссиями, выбрать уникальные комбо приёмы и даже посетить мини-уровень “Архивы Зиона” - маленькая комнатка, где стоят жуткие модели Нео с головой тыквы, белого кролика (!), антропоморфной коровы в позе “кия!”, лепрекона и т.д.

Кстати, PoN одна из немногих игр, которую можно пройти... за одну минуту. Достаточно в самом начале выбрать синюю таблетку, и Нео проснётся в своей квартире, решив, что разговор с Морфеусом был всего лишь сном.

Но к сожалению, минусов у игры хватает. Во-первых, отвратительная графика даже по меркам 2005 года. Кислотные цвета и оттенки, размытые текстуры минимального разрешения, жуткие модели персонажей, множество мелких багов, ужасная работа с освещением… перечислять можно бесконечно, но самое главное, что смотреть на это страх как неприятно, особенно сейчас. Во вторых, однообразие. Да, 40 уровней это хорошо, но в большинстве из них вы будете драться, драться и ещё раз драться. По началу это веселит, потом - надоедает. Конечно, есть моменты, где придётся найти какой-нибудь рубильник или остановить поток бесконечных противников, но их мало и они почти не запоминаются. В третьих, дешевизна проекта лезет изо всех щелей. Про графику уже сказано, но я напомню про уровень, где Нео по идее сражался с тысячами Смитами одновременно. Так вот, реальных Смитов (как противников) там штук пять-шесть, остальные - интерактивный забор. То же самое касается и локаций - сплошь и рядом голые стены с нарисованными предметами интерьера. Уровень, где надо бегать по дому и искать Морфеуса и остальных вообще вопиющий пример копипасты - берётся маленькая комнатка без мебели (!), умножаем их на 50 - и вуаля. Наслаждайтесь!

В погоне за белым кроликом. The Matrix: Path of Neo

В четвёртых, игра строго рассчитана для ярых фанатов кинотрилогии. Потому что новички не поймут всех хитросплетений сюжета, а разработчики почему то вместо полноценных роликов из фильма (пусть и чуть сокращенных) зачем-то бросают коллаж из рандомных кадров, которые вообще никак не коррелируют со следующим уровнем. И пропустить их нельзя.

В пятых - отвратительный порт на ПК. Кошмарное управление (пусть и с прикрученной мышью), 30 FPS (если поковыряться в корневой папке и выставить все 60, то игра превратится в безумную карусель), текстуры ещё более сжаты, а графика почему-то лишилась размытых фильтров из версии PS 2, которые, напротив, играли на атмосферу. А если вы попытаетесь подцепить джойстик, то игра её даже не увидит. Я уж молчу про множество вылетов, ошибок, багов.

В итоге, при всех своих достоинствах и интересному подходу к первоисточнику, Path of Neo очень противоречивая игра. Да, мы целиком и полностью познаем путь Избранного со всеми приёмами и возможностями (кроме полёта!), покажем агентам где раки зимуют и даже окажемся “за ширмой” прилизанного виртуального мира; но ужасная графика, неудобное управление и всеобщая бюджетность скорее всего отобьют всё желание проходить игру сейчас. Особенно новичкам. Ремастеред бы ей...

9898
64 комментария

в 2005 казался шедевром 

51
Ответить

Даже в 2005 не казался шедевром, настолько рваные анимации и стрельба были

Эпоха портов с ps2

14
Ответить

Я в те года ходил в компьютерный клуб , и прошел её там раза 6-7 ) Очень уж любил фильмы .

1
Ответить

Атмосфера в Enter the Matrix была на голову выше чем в pon. (за счет музыки, ключевых событий, боевки и графики). А нытье про квадратные колеса создали местные рукожопики которые даже не заходили в настройки игры. PoN запомнился только убогой установкой через daemon tools и рофлов разрабов - муравьев, трешь боса в конце.

21
Ответить

Ох помню эти пиратки с Daemon Tools. Там ещё переводы дико кривые были и порой были перлы в стиле "НЕО ОН БЕРЁТ МЕНЯ. СПЕШИ."

9
Ответить

Наконец-то хоть кто-то вспомнил, что квадратные колеса в Enter the Matrix - не приговор, и через настройки они меняются аж на восьмигранные колеса здорового человека!
Как и очки у одного из персонажей - тоже. Спасибо вам!

4
Ответить

Насчёт квадратных колёс ты прав с одной стороны, но с другой стороны в настройках всё далеко не очевидно. Тот параметр, если я не ошибаюсь, называется Force object lod. Попробуй догадайся что это и на что влияет. Особенно если тебе 10-15 лет.

1
Ответить