Ретро
Дмитрий Казин
4320

В погоне за белым кроликом. The Matrix: Path of Neo

В закладки
Слушать

В 1999 году братья (ныне сёстры) Вачовски в буквальном смысле совершили прорыв в жанре киберпанка, выпустив на экраны первую часть трилогии “Матрица”. С точки зрения сюжета он может и не хватал звёзд с небес (хотя там и хватало десяток аллюзии на философские работы, библию и даже “Алису” Кэррола), но в техническом плане ему на тот момент не было равных. Графика, слоу-мо, вращение камеры, трюки - уже за это “Матрицу” не стыдно пересматривать и сейчас. “Перезагрузка” и “Революция” укрепили успех братьев, хотя вопросы качества этих фильмов не утихают и до сих пор. Впоследствии, вселенную пытались расширить за счёт корометражек “Аниматрица” и даже видеоигр, с которыми, почему-то, не очень везло. Первую - “Enter the Matrix” - помнят лишь за “квадратные колёса”, невозможность поиграть за Нео и беготню от агентов. Не спасло и то, что братья Вачовски пытались привязать события игры к трилогии (они даже отсняли дополнительные ролики с теми же актёрами!), потому что “Enter...” довольно слабо дополнял вселенную.

Но продажи удовлетворили издателя, а значит в скором времени был дан добро на ещё одну игру, в которой уж Нео точно должен был быть. А так как в то время видеоигры по кинолицензии уже успели заполонить рынок, то над концепцией и сюжетом особо не мудрили: берём все самые значимые моменты трилогии, придумываем пару-тройку незначительных приключений героя, кое-где дополняем сюжет - и вуаля, проект готов! Так родилась “The Matrix: Path of Neo”.

Да, игра по кинолицензий в наше время (да и тогда, чего уж) звучит как клеймо - обычно, жадные издатели старались выкинуть на рынок абсолютно сырой продукт, чтобы на волне успеха заработать лишний доллар. И “Path of Neo”, увы, не исключение. Другое дело, что даже среди макулатуры можно найти приемлемую литературу - да, у неё будут нюансы, но какие-то цепляющие детали обязательно привлекут внимание. Так и здесь.

Итак, как уже было сказано выше, PoN - это набор из 40 миссии, детально воссоздающих или расширяющих те или иные ключевые моменты кинотрилогии. Например, если тренировка Нео в оригинальном фильме заняла пару-секунд, то здесь на это отведено аж 6 уровней (рукопашная тренировка, бои на мечах, бои на мечах с акробатикой, бой на время, тренировка владения огнестрельным оружием, бой с Морфеусом и бег по стенам). Или вот ещё пример: бой в особняке Меровингера: в фильме всё просто - помахались, постреляли и разошлись. А здесь Нео тщательно исследует особняк в поисках выхода, доходит до подземелий, попадает в иные измерения, где главенствуют муравьи-мутанты (!) и в конце сражается с боссом-ведьмой. Но несмотря на это, сюжет PoN с первого до последнего уровня верно следует уже заранее известному сценарию. Да, Нео сразился с боссом-ведьмой, но в итоге он всё равно полетит спасать Морфеуса из лап агентов. Да, Нео будет долго и упорно спасать ключника, бегая с ним по абстрактным уровням, но в итоге… ну вы и так всё знаете.

А есть и миссии, которые следуют между какими-то ключевыми моментами, но их события в той или иной степени расширяют вселенную, никак не меняя основной сюжет. Речь идёт о так называемом “Спасении красной таблетки” - миссии, состоящем из пяти уровней, в которых Нео вызволяет особо важных для Зиона людей. Но и тут заковырка - вроде бы и интересно смотреть, как Избранный спасает людей и помогает им найти путь в реальный мир, а общий сюжет от этого никак не расширяется. Больше того - этих людей вы в игре не увидите. Или вот другой пример, “Спасение капитанов”, выполненный по такому же принципу. Что-то новое из этих уровней вы не узнаете, но хотя бы почувствуете себя в шкуре спасителя.

На самом деле перечислять суть и содержание уровней, никак не откликающихся в кинотрилогии долго и бесполезно - лишит хоть какого-то интереса к игре. Другое дело - расширенные моменты. Помните как Нео и ко спасались от агентов в жилом доме? Там было всё быстро. А тут глючная матрица будет загонять героя в различные тупики и тому придётся облазить всё здание, лишь бы найти своих коллег. А в следующей миссии мы узнаем с каким трудом команда “Навуходоносора” пробиралась через канализации, минуя ловушки агентов! Всё это сделано для того, чтобы порадовать фанатов, которым наверняка было интересно исследовать “тайные закоулки” любимых фильмов (возможно именно поэтому геймеры так любили игры по лицензиям, хотя бы детские). И именно преследуя эту цель, PoN справилась с ней на все сто процентов.

Вообще с атмосферой тут постарались сильнее, чем в Enter the Matrix. Как будто Вачовски и люди из Shine захотели побольше раскрыть необычный мир Матрицы, показать его сущность и его “тёмные” и необычные стороны. Если в фильме до третьей части “виртуальный мир” казался цельным и практически реальным, то тут он трещит по швам. Например уровень, где Нео спасается по подземкам от преследования Смита и в конце концов “проваливается” сквозь землю в абсолютную пустоту. Он летит недолго, но в итоге попадает в какую старинную версию метро, где ездит призрачный поезд с призрачным машинистом. Это - баг (Матрицы, не игры), и Нео нужно каким-то чудом выбраться из этого бесконечного цикла. Грань виртуального мира постепенно рушится…

Дальше - лучше. Нео попадёт в логово вампиров, в огромный фантасмагоричный лабиринт, населённый антропоморфными муравьями (!!!), в какую-то пугающую версию телебашни, где со всех мониторов на вас будет смотреть злобная моська Смита… Другое дело, что это всё попахивает каким-то стёбом от разработчиков, словно они хотели не только показать “разрозненный” мир матрицы, но и поиздеваться над фанатами, которые в каждом кадре искали какие-то потаённые смыслы. Но как бы то ни было такие моменты придают особого шарма атмосфере вселенной. Словно Матрица это не просто иллюзорный многомиллионник, но и нечто большее, пугающее и отстранённое.

И кстати, насчёт стёба - после долгой битвы со Смитом в конце на экран выходят пикселизированные братья Вачовски и начинают откровенно подшучивать над нами, заявляя, что концовка “Революции” не очень подходит для видеоигры, и поэтому приготовили настоящего (!) финального (!!) босса (!!!). Описывать это чудо нет смысла, но будьте уверены - битва с ним та ещё морока.

Что же касается самого Нео? Великого всемогущего избранного, спасителя Матрицы и последней надежды человечества? А с ним всё в порядке. Те, кто хотел уворачиваться от пуль прямо как в фильме останутся довольны. Те, кто мечтал набить морду злым агентам тоже не уйдут разочарованными. Но не спешите радоваться, ведь Нео стал избранным далеко не сразу. Персонажу, как и игроку, придётся упорно и долго набираться опыта, с каждой новой миссией учиться чему-то новому и расти над собой. Скажу больше - в первых часах спецназ и агенты станут настоящей головной болью (последних придётся побеждать хитростью, ибо они невосприимчивы к атакам Нео), зато уже в середине игры после “перерождения” героя (конец первого фильма) Смит и его компания превратятся в рядовых противников, которых будем ложить чуть ли не пачками. Вот такой вот нас ждёт нелёгкий путь от простого человека до мессии Зиона.

Да и с боёвкой разработчики постарались на славу. Конечно, вытворять такие выкрутасы, как в фильме, игра не позволит, но удары и комбо впечатляют; вот только сражаться с несколькими врагами одновременно почему-то нельзя - Нео упорно будет бить только одного противника. Впрочем, не беда - вражина тут на редкость воспитанная и терпеливо ждёт, пока Избранный закончит избивать оппонента. Плюс с определённого момента нам дадут возможность получать по одному уникальному комбо… Точнее, принуждают взять эту возможность - дальше игра вас просто не пропустит. И ради этого не придётся копить какие-то очки или прочие плюшки. Нет - просто перед следующим уровнем автоматически будет доступна новая фича - её и берите. Почему так странно? Потому что, опять же, это Путь Нео - с каждым шагом, с каждым уровнем необходимо подниматься всё выше и выше. По-другому нельзя.

Помимо знакомых приёмов, нам будут доступны такие плюшки, как уклонение от пуль (да, прям как в фильме!), остановка пуль, прыжки в высоту, свистопляски с трубой и т.д. Разве что полетать не дадут (только по скрипту), но зато можно делать двойные прыжки до второго этажа… правда, это не много где пригодится.

А вот стрельбой натуральная беда. Убойная сила минимальна, пули летят как попало, а что такое “хэдшот” игра просто не знает. Конечно, можно как в Max Payne летать по уровням и красиво расстреливать противников, но… смысл? Во-первых - неудобно (управление тут просто ужасное), во вторых - вас убьют быстрее. Проще раздать всем тумаков, как Брюс Ли, и радоваться жизни.

Что касается каких-то бонусов, то здесь всё в порядке. Скажу больше - игра поощряет повторное прохождение какими-нибудь интересными плюшками, делающих жизнь проще. Например, если прошли игру на лёгкой сложности, то в следующей игре в начале уровня нам дадут кучу оружия или патронов; если на тяжёлом - то здоровье у вас будет восполняться после каждого удачного приёма. А если полазить в меню, то можно найти много чего интересного: арты, наброски уровней или персонажей, посмотреть ролики, идущие между миссиями, выбрать уникальные комбо приёмы и даже посетить мини-уровень “Архивы Зиона” - маленькая комнатка, где стоят жуткие модели Нео с головой тыквы, белого кролика (!), антропоморфной коровы в позе “кия!”, лепрекона и т.д.

Кстати, PoN одна из немногих игр, которую можно пройти... за одну минуту. Достаточно в самом начале выбрать синюю таблетку, и Нео проснётся в своей квартире, решив, что разговор с Морфеусом был всего лишь сном.

Но к сожалению, минусов у игры хватает. Во-первых, отвратительная графика даже по меркам 2005 года. Кислотные цвета и оттенки, размытые текстуры минимального разрешения, жуткие модели персонажей, множество мелких багов, ужасная работа с освещением… перечислять можно бесконечно, но самое главное, что смотреть на это страх как неприятно, особенно сейчас. Во вторых, однообразие. Да, 40 уровней это хорошо, но в большинстве из них вы будете драться, драться и ещё раз драться. По началу это веселит, потом - надоедает. Конечно, есть моменты, где придётся найти какой-нибудь рубильник или остановить поток бесконечных противников, но их мало и они почти не запоминаются. В третьих, дешевизна проекта лезет изо всех щелей. Про графику уже сказано, но я напомню про уровень, где Нео по идее сражался с тысячами Смитами одновременно. Так вот, реальных Смитов (как противников) там штук пять-шесть, остальные - интерактивный забор. То же самое касается и локаций - сплошь и рядом голые стены с нарисованными предметами интерьера. Уровень, где надо бегать по дому и искать Морфеуса и остальных вообще вопиющий пример копипасты - берётся маленькая комнатка без мебели (!), умножаем их на 50 - и вуаля. Наслаждайтесь!

В четвёртых, игра строго рассчитана для ярых фанатов кинотрилогии. Потому что новички не поймут всех хитросплетений сюжета, а разработчики почему то вместо полноценных роликов из фильма (пусть и чуть сокращенных) зачем-то бросают коллаж из рандомных кадров, которые вообще никак не коррелируют со следующим уровнем. И пропустить их нельзя.

В пятых - отвратительный порт на ПК. Кошмарное управление (пусть и с прикрученной мышью), 30 FPS (если поковыряться в корневой папке и выставить все 60, то игра превратится в безумную карусель), текстуры ещё более сжаты, а графика почему-то лишилась размытых фильтров из версии PS 2, которые, напротив, играли на атмосферу. А если вы попытаетесь подцепить джойстик, то игра её даже не увидит. Я уж молчу про множество вылетов, ошибок, багов.

В итоге, при всех своих достоинствах и интересному подходу к первоисточнику, Path of Neo очень противоречивая игра. Да, мы целиком и полностью познаем путь Избранного со всеми приёмами и возможностями (кроме полёта!), покажем агентам где раки зимуют и даже окажемся “за ширмой” прилизанного виртуального мира; но ужасная графика, неудобное управление и всеобщая бюджетность скорее всего отобьют всё желание проходить игру сейчас. Особенно новичкам. Ремастеред бы ей...

{ "author_name": "Дмитрий Казин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 52, "likes": 89, "favorites": 83, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 237762, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 22 Oct 2020 21:26:35 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF Отключить рекламу
0
52 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
46

в 2005 казался шедевром 

Ответить
9

Даже в 2005 не казался шедевром, настолько рваные анимации и стрельба были

Эпоха портов с ps2

Ответить
0

Я в те года ходил в компьютерный клуб , и прошел её там раза 6-7 ) Очень уж любил фильмы .

Ответить
18

Атмосфера в Enter the Matrix была на голову выше чем в pon. (за счет музыки, ключевых событий, боевки и графики). А нытье про квадратные колеса создали местные рукожопики которые даже не заходили в настройки игры. PoN запомнился только убогой установкой через daemon tools и рофлов разрабов - муравьев, трешь боса в конце.

Ответить
9

Ох помню эти пиратки с Daemon Tools. Там ещё переводы дико кривые были и порой были перлы в стиле "НЕО ОН БЕРЁТ МЕНЯ. СПЕШИ."

Ответить
4

Наконец-то хоть кто-то вспомнил, что квадратные колеса в Enter the Matrix - не приговор, и через настройки они меняются аж на восьмигранные колеса здорового человека!
Как и очки у одного из персонажей - тоже. Спасибо вам!

Ответить
0

Да, помню колёса и другие объекты модно было в настройках менять.

Ответить
0

не все видеокарты поддерживали, а не настройки игры.

Ответить
0

Параметр, отвечающий за геометрию, называется Force object lod. Его включение (именно включение) приводило к корявой геометрии и квадратным колёсам. Дело именно в настройках, а не в видеокартах.

Ответить
0

Насчёт квадратных колёс ты прав с одной стороны, но с другой стороны в настройках всё далеко не очевидно. Тот параметр, если я не ошибаюсь, называется Force object lod. Попробуй догадайся что это и на что влияет. Особенно если тебе 10-15 лет.

Ответить
18

Не знаю, прошел на клавомыши с 30 fps, до сих пор шедевральная игра моего детства

Ответить
16

Помню, в конце Смит собрался в огромного робота и нужно было в него машинами кидать ))
Так в целом реально атмосферная штука и плащ Нео с физикой

Ответить
0

Пздц флэшбэк, а я всё вспомнить концовку не мог.

Ответить
15

Обожаю блять эту игру. Я даже на волне любви с ней сделал пару музыкальных клипов в 8 классе, записывая гейммплей на Фрапс.
Боёвка была супер. Пройти самому миссию в небоскрёбе...Ух!

Но блять, как же меня бомбило от миссии с астральными коридорами и муравьями. Это пиздец.

Ответить
10

Жаль про музыку ни слова, ибо среди посредственных треков есть единственный выделяющийся и тот играет во второстепенной миссии, и по сути что-то вроде музыкального камео.
P.S. было бы круто заиметь ремейк игры к выходу нового фильма. Сама игра и сейчас неплохо играется, но если еще анимации и графен подтянуть, вообще пушка будет.

Ответить
1

Там ещё были треки с референсами в сторону игр эпохи PS1. Это особо выражено в тренировке на топорах и самой первой тренировке в стиле фильмов Брюса Ли

Ответить

Оранжевый Петя

Хидео
0

Junkie XL музыку ддя нее писал? Даже не знал)

Ответить
9

Нужен ремастер.

Ответить
7

Игра объективно плохая почти во всем, но некоторая доля очарования в ней все же есть. Из однозначных плюсов запомнилась боевая система - beat-em-up в лице Избранного получился весьма бодрый и с изобретательными приемами (повалить на землю одного противника и лупить его двумя другими, раскручивая их в руках - это просто 100% вау эффект). Но в целом реакция на игру у меня была примерно такая, как на видео.

Ответить
4

люди из Shine

Shiny Entertainment. От червяка Джима и невероятной MDK к очень странной Messiah (у меня она была в комплекте с видюхой и с вырезанной кровищей) и вот да, к играм по лицензии. Хотя,
Enter the matrix очень ожидался и в целом даже неплохо игрался, ну тогда так казалось. А путь Нео - уже на старте был во флере скептицизма.

Ответить
1

Одни из немногих настоящих художников в мире видеоигр) наряду с названными проектами, с нежной любовью вспоминаю невероятно оригинальную экшн-стратегию Sacrifice.

Ответить
4

шикарная игра, я наверно раз 10 её точно перепрошел, там постоянно надо было долбить по мышке, и мне кажется за 1 прохождение я убивал левую кнопку на мыше, и приходилось менять на новую.

Ответить

Четкий файл

4

Помню, моя видюха (вроде бы, была radeon 9200) просто кипела от этой игры.
Из-за этого потратил на финальный бой несколько дней.
Помог огромный вентилятор, что дул в комп =)

Ответить
3

Как большому любителю трилогии Матрицы в детстве очень нравилось играть на ПК, хоть и не проходил до конца. Сейчас, конечно, играть не стал бы, пусть остаётся в детстве. А вообще хорошую игру по этой франшизе бы

Ответить
1

Ghost in the Shell смотрит на этот "прорыв", как на пуську,)

Ну а вообще, да, первый фильм был топчик по тем временам, но игры по франшизе... не задались.

Ответить
0

игры по франшизе... не задались.

И очень жаль...
Запомнился только First Assault Online, по визуалу хотя бы был хорош.

Ответить
0

Помнится ещё, ребята с SG в "Разборе Полётов" проходили ещё Stand Alone Complex. Во многом вторичную (особенно историей), но для своих лет вполне себе.

Но так то моё предложение было изначально про Матрицу, но ты прав, к GitS этот тезис тоже может подойти. В целом.

Ответить
2

Единственное, что понравилось в игре так это то, как заморочились с такой деталью как анимация печати на клавах,  пока ныкаешься по офису можно было заметить что у печатающих на клавах нпс были анимированы пальцы.

Ответить
2

Вообще не понимаю тех, кто говорит, что игра плохая. Она может быть и не шедевр, но плохая и кошмар...  По-моему, в одно время её незаслуженно засрали и возможно осталось предвзятое отношение. Лично для меня, одна из самых обожаемых игр детства (позднего), и в отличии от многих других любимых игр тех лет, Path of Neo до сих пор играется очень хорошо (только недавно переигрывал, и проблем с управлением не почувствовал), наряду с Star Wars: Jedi Knight: Jedi Academy.

Ответить
2

Про Enter the matrix писали? Мне кажется она более впечатляла для своих лет. Вроде играл в одно и тоже время, что макса 2 или до него. Можно было заехать по щам врагу от стены. Саундтрек fluke - time bomb в начале игры. Хотя игра мало запомнилась. Коридоры одни. А эту часть я помню только по журналу пс-игры. Там уже эпоха матрицы прошла. Например в это же время уже вышел сан андреас и позже фир. Хотя я помню пиратский ксенус мне подогнали, когда таскали еще жесткие диски друг другу. С другой стороны пошли всякие многоигровки на двд. Но именно эта игра не попалась. Хотя попадался всякий шлак, типа зоны 51 2005г

Ответить
1

Я помню что эти квадратные колёса можно было какой-то опцией в игре убирать и все становилось ок

Ответить
1

Кролик в то время был пьян

Ответить
1

Я помню эту игру. Вязкий кошмар. Понимал умом, что игра плохая, но все равно продолжал, пока разум не победил и не удалил.

Ответить
1

Я эту игру обожаю. Играл в год выхода. Теперь вот специально не перепрохожу, чтобы не портить впечатление.
Какие там крутые драки были! (ну, или мне так казалось)

Спасибо, автор, что напомнил. Немного критики: если разбивать текст на абзацы поактивнее, то он будет читаться намного проще.

Ответить
1

А мне как раз наоборот казалось Enter the Matrix была революционна. Во-первых, она вышла раньше чем вторая часть Матрицы. В моем городе кинотеатры показывали фильмы чуть ли не на полгода после премьеры, а вот хакнутые игры доходили за несколько недель. Я мучался пересматривая трейлеры на 50 мегабайт, которые казались немыслимыми шедеврами. И тут игра. Целых два персонажа со своими ветками развития. Я не знаю почему, но боевка меня и моих друзей четко вставила. Прям классно было напинывать и забарывать врагов. Самая идиотская миссия это когда надо со снайперской пушки попасть в колесо дурацкого самолета. Вот это достало, да. 

И в игре есть сумасшедшие вставки из самого фильма. Когда Нео подлетает и забирает с собой Морфеуса с ключником взлетая в воздух, ради этого стоило мучаться с автомобильными миссиями!

У меня братишка ещё играл за Ниобу и показывал момент где она целуется с Моникой Белуччи, это просто отвал башки был на то время. 

И в конце - трейлер Матрицы Революция. Это прикосновение к тому, что обычным смертным недоступно было. Просто самые теплые воспоминания.

Затем после разочаровательной Революции выходит игра... Почитал про содержание - те же яйца только сбоку. Так и не сыграл её. 

Ответить
0

Ну ты просто в Max Payne не играл, вот тебе и понравилось

Ответить
0

Ну ты просто в Max Payne не играл, вот тебе и понравилось

Ответить
0

Играл, играл... Даже подписывался так в контре)

Ответить
0

Ну ты просто в Max Payne не играл, вот тебе и понравилось

Ответить
0

Я наверное многих удивлю , но у меня не получалось пройти даже первую локацию с лифтом🤦‍♂️ И это после GofW, DMC , Onimusha 4 и подобного в то время на ps2 . Раз 5 наверное пробовал, да и плюнул на игру, управления и картинка на время выхода было ужасно даже для ps2. Но много всегда был наслышан о игре больше позитивного

Ответить
0

Но первая локация с лифтом - это интерактивный выбор сложности всего лишь. Я вообще не уверен, что его можно "пройти".

Ответить
0

Можно. Достаточно после агента убить приспешника Мерровингера и тогда откроется сложность "Избранный" 

Ответить
0

Я не знал этого, видимо на подсознание, стремился сразу в категорию «избранных»)

Ответить
0

Я прямо удивлён, вот оно как значит было. Я не понял этого и мучайся, игрок из меня видимо так себе 🤣

Ответить
0

...да...да..да... можно пример картин которые прям хватанули звёзды с неба по сюжету? Нет таких, это всё субьективизм. Матрица имеет отличный сюжет.

Ответить

Оранжевый Петя

0

Афигенная игра, боевка до сих пор бодро смотрится.

Ответить
0

Уффф, моя самая любимая игра с детства, больше десятка раз я её точно проходил. Сильно надеюсь, что после выхода фильма, они анонсируют либо ремастер, либо совсем новую игру. С таким графоном, который доступен сейчас, и доработкой некоторых моментов, эта игра была бы просто неотразима. 

Ответить
0

Пришёл написать, что в "буквальном смысле прорыв в жанре киберпанка" выглядит как межпространственный портал, который отправляет вас в мир киберпанка, в других случаях это всё же прорыв в переносном, а не в буквальном смысле 

Ответить
0

Enter the Matrix и Path of Neo я столько много раз проходил, что просто со счета сбился) Настолько мне нравилась вселенная матрицы :) 
Насчёт "квадратных колёс - реально бесит, что тупые и криворукие игрок" и каким то образом не могли поменять настройки графики! Вот из-за таких дебилойдов в народ ушёл мем о квадратных колёсах... Хотя помню на пиратских дисках после установки игры на рабочем столе или в пуске не было лаунчера с надстройками графики (который в корневом каталоге найти не было большим трудом). Вполне из-за этого народ был удивлён четырьмя полигонами на круглых колёсах))) Но это только у нас в России стебутся, на зарубежных форумах я очень редко встречал недовольство про "квадратные колеса". 

Ответить
0

А мне игра нравится. Не за счёт того, что она по фильмам, или скажем, некоторых особенностей,а за счёт того, что я смог побыть в образе избранного. Вот это и супер. А прошлую игру серии я прошёл без всяких проблем. Эту тоже почти прошёл, правда 3 миссии непростых было. Перед вертолётом, когда надо было допрыгнуть до него, с охранником в церкви и с Серафимом драка. Но я почти завершил цель. Поэтому я и говорю, мне все нравится 

Ответить
0

надеюсь 4-й фильм даст толчек к выпуску новых игр по данной вселенной

Ответить
0

Играм бы ремейк не помешал с современной графикой и физикой 

Ответить

Комментарии

null