Ретро Алексей Хромов
8 420

Алиса Селезнёва: «Гостья из будущего» нашего прошлого

История всех экранных воплощений знаменитой героини.

В закладки

Любимая всеми героиня детской фантастики впервые появилась в книгах Кира Булычёва в 1965 году. Тогда вышел сборник рассказов под заголовком «Девочка, с которой ничего не случится». Ну а потом Алиса Селезнёва стала одним из главных персонажей в творчестве Булычёва на долгие годы.

Писатель не старался сделать биографию Алисы цельной. Как сказали бы сейчас — «вселенная Алисы» выстроена поверхностно. Поэтому в разных книгах можно найти некоторые противоречия относительно её возраста. Но при желании это можно связать с путешествиями героини во времени, поскольку тут неясно, считать ли время, проведённое в прошлом, при расчёте следующего дня рождения.

Алиса — девочка младшего или среднего школьного возраста с Земли конца 21 века. Её отец — Игорь Селезнёв — космобиолог, он в основном собирает редких животных для Московского космического зоопарка и ухаживает за ними. Мать — Кира — известный архитектор. Она чаще всего где-то в отъезде, поэтому почти во всех приключениях Алиса участвует исключительно с отцом. Некоторые книги даже написаны от имени Игоря Селезнёва. Он как бы рассказывает о своей дочери.

Булычёв не скрывал, что имена главных персонажей он взял из своей семьи. Настоящее имя автора Игорь Можейко, его жену звали Кира, а дочь — Алиса. При этом Булычёв подчёркивал, что ни внешне, ни характером герои с ними не связаны.

{ "items": [{"title":"\u0410\u043b\u0438\u0441\u0430 \u0421\u0435\u043b\u0435\u0437\u043d\u0451\u0432\u0430 \u0432 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0415\u0432\u0433\u0435\u043d\u0438\u044f \u041c\u0438\u0433\u0443\u043d\u043e\u0432\u0430","image":{"type":"image","data":{"uuid":"dc79833e-129e-7e5c-5acd-922a7d609cbb","width":1112,"height":1508,"size":371520,"type":"jpg","color":"f9f5f2","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"6e1dd635-167f-6876-880a-14b58bbb1dbb","width":1280,"height":1945,"size":555792,"type":"jpg","color":"cecece","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"4912f238-a2ec-2020-0c49-5792ec052b19","width":975,"height":1508,"size":451371,"type":"jpg","color":"2b2a27","external_service":[]}}}] }

Визуальный образ Алисы, который сам Булычёв считал лучшим, принадлежит художнику Евгению Мигунову. Он не соответствует описанию героини из книг. В произведениях она высокая, светловолосая и спортивная. Мигунов нарисовал Алису невысокой, русой и более детского телосложения. Но Киру Булычёву очень понравились иллюстрации, и он потом неоднократно говорил, что после этих рисунков представляет Алису именно такой.

Любопытны также споры вокруг комиксов испанца Карлоса Хименеса. В его серии Dani Futuro некоторые поклонники Булычёва находят сходство с рисунками Мигунова.Тем более, что их сюжет рассказывает о приключениях девочки из будущего. Но однозначно определить, кто из авторов был первым, уже невозможно. Да и скорее всего, это лишь совпадение. Визуально комиксы Хименеса скорее вызывают ассоциации с французской серией «Валериан и Лорелин»

Героиня комиксов Dani Futuro

Ещё задолго до появления первого мультфильма об Алисе Селезнёвой, по рассказам Булычёва сделали несколько диафильмов. Первые два вышли ещё в семидесятых — над ними работал известный иллюстратор сказок художник Константин Безбородов, который тоже изменил образ героини по-своему.

Ну а потом Алиса Селезнёва пришла на экраны.

Алиса в представлении художника К. Безбородова

«Тайна третьей планеты»

В 1981 году вышла первая полнометражная экранизация произведения про Алису Селезнёву. Мультфильм «Тайна третьей планеты» — адаптация повести «Путешествие Алисы». Сценарий к нему, как и к большинству будущих экранизаций, написал сам Булычёв, при этом сюжет повести сильно сократили и упростили.

Режиссировал мультфильм Роман Качанов. Что интересно, до этого он был в основном известен кукольной мультипликацией: «Крокодил Гена», «Варежка», «Незнайка. Воздушное путешествие». Но «Тайна третьей планеты» уже создавалась художниками.

Прообразом мультипликационной Алисы стала будущая актриса Екатерина Семёнова — дочь художника-постановщика Натальи Орловой. А черты мужа Орловой, режиссёра Тенгиза Семёнова, нетрудно заметить в Зелёном.

Сюжет этого мультфильма известен практически всем: профессор Селезнёв со своей дочерью Алисой и механиком по имени Зелёный путешествуют по разным планетам на корабле «Пегас» в поисках редких животных. Друг Селезнёва — археолог Громозека — советует им заглянуть на планету двух капитанов. Те исследовали дальние уголки галактики, и в их дневниках могли сохраниться упоминания необычных существ.

На планете Блук, где продают самых редких животных, герои тайно покупают Говоруна — птицу, которая принадлежала одному из капитанов. И от него они узнают, что капитан Ким, возможно, попал в беду на одной из планет системы Медуза. Алиса уговаривает отца полететь на выручку.

В экранизации очень много расхождений с оригиналом. Действие в мультфильме перенесено на век вперед. К тому же, почти вся первая половина книги упомянута очень кратко: например, история, как Алиса пыталась тайно провезти на «Пегасе» всех своих одноклассников на лунный матч по футболу, или посещение планеты, где все жители перемещаются во времени. Да и о рынке, где собираются коллекционеры редких животных, в мультфильме мало что рассказали.

Исчезли и многие герои. Например, на «Пегасе» был ещё один член экипажа — капитан Полосков. В мультфильме космическим кораблём почему-то управляют биолог и механик. Зато лучше раскрыта личность Зелёного. Например, он не бреется потому, что когда-то прочитал о вероятности попадания бактерий во время бритья. После этого Зелёный решил отрастить бороду. Громозека же описывается в книгах как одновременно похожий на «слона и осьминога», в мультфильме же он скорее напоминает робота.

Знаменитых капитанов в «Путешествии Алисы» было трое, причём называют имя только одного из них — Всеволод. И то оно звучит только в финале, а в остальное время они обращаются друг к другу только «Первый», «Второй» и «Третий». При этом один из капитанов был с Марса, поэтому у него очень тонкие ноги, а другой — трёхногий фиксианец, но он погиб после захвата «Синей чайки» пиратами.

Говорун умел точно копировать голоса, и у него было два клюва. Также в книге напарником Весельчака У был пират Крыс с планеты Крокрыс — эта пара встречается во многих произведениях Булычёва. В мультфильме Крыса почему-то переименовали в Глота.

На самом деле, всё это мелкие расхождения, которые мало влияют на сюжет. Главная разница в том, что в «Путешествии Алисы» история гораздо более целостная и захватывающая. Герои раз за разом сталкиваются с кознями поддельного Верховцева, а после того, как Весельчак дарит им черепашку, на корабле начинают происходить странные вещи.

К тому же, именно в этой книге ярче всего раскрыт характер Алисы. В мультфильме почти все события, происходящие с героями — цепочка случайностей. В книге же девочка нередко проявляла необычную смекалку и разбиралась в ситуациях, где логика взрослых давала сбой. Именно за это её и ценил капитан Полосков.

Но всё это, конечно, скорее уточнения ради истории, мультфильм просто ориентирован на зрителей помладше, и потому там всё ярко и просто. Он быстро полюбился и взрослым, и детям, и занимает почётное место в наследии советской мультипликации.

Спустя несколько лет появился комикс «Тайна третьей планеты» — книга с картинками из мультфильма и кратким пересказом сюжета. Но что более интересно — сам Булычёв выпустил одноимённую книгу, адаптировав историю для детей младшего возраста.

У многих дома была такая книга

А в 1988 году в журнале «Миша» появился комикс «Тайна Синей чайки», где снова был пересказан сюжет «Путешествия Алисы» с некоторыми вольностями. Кстати, визуально Алиса в этом комиксе ближе к своему книжному образу. Художником этой серии выступил Анатолий Дубовик — иллюстратор обложек ко многим фантастическим книгам. Некоторые страницы из этого комикса можно посмотреть здесь.

Авторы мультфильма тоже возвращались к произведениям Булычёва. Наталья Орлова, например, поучаствовала в создании диафильма «100 лет тому вперёд. Коля в будущем» — это пересказ первой части повести, которая потом станет известна благодаря фильму «Гостья из будущего».

«100 лет тому вперёд. Коля в будущем»

А режиссёр Роман Качанов в 1985 году выпустил мультфильм «Два билета в Индию», также основанный на повести Булычёва. Примерно тогда вышел и одноимённый диафильм. Сама Алиса Селезнёва там не появляется, но, говоря современным языком, действие происходит в той же вымышленной вселенной.

По сюжету мультфильма, на Земле терпит крушение учёный с другой планеты. При этом он выглядит точно так же, как земные тигры. Два пионера решают помочь инопланетянину добраться до Индии, где он должен встретиться со своими коллегами.

«Два билета в Индию»

В целом, мультфильм вышел не очень интересным, и сейчас его вспоминают совсем редко. Говорили, что Качанов просто хотел повторить успех «Тайны третьей планеты», но история двух детей и говорящего тигра не показалась зрителям настолько же увлекательной.

«Гостья из будущего»

В 1985 году на первом канале центрального телевидения СССР показали самый популярный на сегодняшний день фильм об Алисе Селезнёвой — «Гостья из будущего».

Пятисерийный телефильм основан на произведении «Сто лет тому вперёд». Как и оригинал, он состоит из двух связанных частей. Первая половина посвящена случайному путешествию шестиклассника Коли (Алексей Фомкин) из Москвы 70-х (в фильме 80-х) на сто лет в будущее.

Там он становится свидетелем попытки пиратов — это всё те же Весельчак У и Крыс (Вячеслав Невинный и Михаил Кононов) — украсть у Алисы Селезнёвой (Наталья Гусева) миелофон, прибор, позволяющий читать мысли. Коля сбегает с ним обратно в своё время, его преследуют пираты, а заодно и сама Алиса, которая думает, что Коля украл устройство.

Во второй части Алиса, уже в прошлом, пытается найти Колю, чтобы забрать прибор. Но поскольку она его не видела и знает только имя и класс, в котором он учится, героине приходится пойти учиться в его школу. Пираты в это время пытаются добраться и до Коли, и до Алисы.

Многим в первую очередь фильм запомнился из-за исполнительницы главной роли Наташи Гусевой. Девочка тоже не очень похожа на книжный прообраз, но именно с её внешностью стала ассоциироваться Алиса Селезнёва на многие годы.

При этом сюжет фильма, к сожалению, близко следует книге только во второй половине. Первая часть у Булычёва много рассказывала о мире будущего, а в экранизацию попали только отдельные моменты. Причём именно «Сто лет тому вперёд» называют одной из пророческих книг автора — поклонники находят в ней предсказания технологий нашего времени.

Инопланетяне из «Гостьи из будущего»

Например, в повести есть сцена, где человеку в будущем доставляет газету шар, летящий по воздуху. Это очень напоминает развивающуюся сейчас доставку с помощью дронов. А сама газета похожа на портсигар с разноцветным экраном — вероятно, аналог нынешнего планшета или электронной книги. Есть даже прибор, очень напоминающий современные смарт-часы: «На запястье старика был браслет, широкий, но без всяких изображений. Вдруг на браслете вспыхнули слова и цифры: Время 10-12-36. t15. Дождя не будет».

Хотя в фильме о подобных предсказаниях говорят довольно иронично: один из героев объясняет, что писатели-фантасты просто придумывают приборы, а инженеры их потом изобретают. Возможно, так и получилось в жизни. В таком случае остаётся только ждать дня, когда дома можно будет не строить, а быстро выращивать, летать на прозрачных «флипах», а также телепортироваться в нужное место, просто пройдя через салон автобуса.

В фильме «флипы» скорее напоминают кабинки фуниклёра

В экранизации большая часть этих сцен упущена. Зато добавлен полюбившийся всем робот Вертер (Евгений Герасимов), которого не было в книге. Трёхминутная сцена его смерти от рук пиратов наверняка стала причиной слёз и бессонных ночей у многих детей того времени. Радует, что в фильм попал ироничный момент, где человек из будущего объясняет Коле, что он одет совершенно непохоже на настоящих жителей 20-го века. Это очень напоминает восприятие современниками моды прошлого.

К тому же, в оригинале более иронично выстроен сюжет первой половины истории. С кем бы Коля ни встретился, все упоминают Алису Селезнёву — с кем-то она учится или дружит, а в каких-то случаях уже вот-вот должна подойти. Но столкнуться с самой Алисой герою не удаётся.

При этом, Алиса догадывается, что миелофон взял мальчик из прошлого — по надписи на скамейке: Коля вырезал на ней ножом своё имя и класс. А в 21 веке никто так не поступает.

Вертер и Коля: «Мальчик, ты романтик?»

В фильме действие в мире будущего в основном сконцентрировано на погоне в космическом зоопарке, и лишь немного показаны полёты на флипах и космопорт — там, кстати, Коля встречает отца Алисы и капитана Полоскова. Причины понятны — для рассказа о технологиях будущего в книге нужна только фантазия автора. В фильме же это необходимо как-то правдоподобно воплотить визуально.

Вторая часть экранизации гораздо больше похожа на первоисточник. Здесь всё проще: действие происходит в современности, а сюжет во многом посвящён будням советских школьников и их дружбе.

Жалеть можно только об отсутствии сцены, где пиратам, чтобы как-то прожить в Москве, пришлось устроиться на работу. После нескольких неудачных попыток они пошли сниматься в кино, поскольку Крыс умел превращаться в кого угодно и мог заменить любого актёра.

Но, в целом, всё довольно точно: Алиса удивляет сверстников и учителей знанием языков и спортивными навыками, Коля боится, что она может оказаться замаскированным пиратом, а настоящие пираты тем временем превращаются то во врачей, то в учителей, чтобы добраться до миелофона. Но детская дружба и взаимовыручка в итоге побеждают.

«Лиловый шар»

Спустя три года режиссёр Павел Арсенов попытался повторить успех «Гостьи из будущего» и выпустил фильм «Лиловый шар» — экранизацию одноимённой повести Булычёва. Однако продолжение зрители запомнили намного меньше.

В первую очередь, странно выглядит актёрский состав. К роли Алисы вернулась немного повзрослевшая Наташа Гусева. При этом все остальные актёры тоже снимались в «Гостье из будущего», но в других ролях. Например Вячеслав Невинный из Весельчака У превратился в Громозеку (похожего на Хагрида из фильмов о Гарри Поттере), а Вячеслав Баранов, сыгравший в предыдущем фильме школьного учителя физкультуры, здесь предстал в образе Зелёного.

В фильм, кстати, по примеру «Тайны третьей планеты» опять не попал капитан Полосков. В «Лиловом шаре» капитаном «Пегаса» становится Зелёный, да и характер у него меняется. А профессора Селезнёва здесь играет Борис Щербаков (и справляется вполне неплохо), хотя в «Гостье из будущего» в этой роли ненадолго появлялся Юрий Григорьев.

По сюжету, Алиса с отцом и Зелёным путешествуют в космосе. Они должны встретиться с Громозекой, но внезапно наталкиваются на «Чёрного странника» — мифический корабль, который тысячелетиями летает по планетам и всегда несёт смерть. На борту они встречаются с Громозекой и выясняют, как именно обитатели этого корабля захватывали новые миры — у них был «Лиловый шар», вызывающий во всех живых существах ненависть. Когда он взрывается, обитатели планеты просто уничтожают друг друга.

Герои узнают, что такой же шар спрятан и на Земле, и буквально через несколько дней он должен взорваться. Алиса и Громозека отправляются в прошлое, чтобы проследить за пришельцами и узнать, где они спрятали устройство.

При этом они попадают в эпоху легенд — времена, когда на Земле обитали сказочные существа. С помощью старого знакомого Алисы, волшебника по имени Ууух (Владимир Носик — в «Гостье из будущего» он играл старика Павла), и нового друга — мальчика Гераськи, которого хотели съесть Кощей и его подручные, они выслеживают инопланетян.

Интересно, что в книге речь идёт не о космическом корабле, а об искусственной планете. Открыл её капитан Ким — потом имя перекочевало в сценарий «Тайны третьей планеты». Эта планета как бы «вывернута наизнанку», люди жили на её внутренней поверхности, а в центре находилось искусственное солнце. Инопланетные инженеры создали её, когда солнце их родного мира должно было взорваться.

В повести немало времени посвящено рассказу о захвате и гибели народа планеты-бродяги — их поработили агрессоры. И тут Булычёв поднимает серьёзную тему — в первую очередь, захватчики уничтожили всех учёных и инженеров, потому что рабы должны быть исключительно неразвитыми и глупыми.

Птенец птицы Крок — той самой, которая в «Тайне третьей планеты» унесла Весельчака

В отличие от «Гостьи из будущего», в новом фильме пытаются показать и технологии будущего, и даже погоню на космических кораблях. Правда, тут уж очень заметно, что все они сделаны из пластмассы, полиэтилена и лампочек, и подвешены на верёвочках.

Сюжет экранизации сильно проигрывает книге. Совершенно не объясняется, что такое «Эпоха легенд», куда отправляется Алиса — в книгах она там уже бывала. Эпоху легенд впервые упоминают в повести «Заповедник сказок»: она существовала между третьим и четвёртым ледниковыми периодами. В те времена на Земле жили сказочные персонажи, которые впоследствии стали героями мифов и легенд. Позже по одной из этих повестей выпустили комикс.

В целом, история выглядит сумбурно, для раскрытия сюжета фильм слишком короткий. «Лиловый шар» длится чуть больше часа, при том, что «Гостья из будущего» — около пяти. Хотя есть в нём и приятные моменты. Например, Алиса постоянно подшучивает над Зелёным, заставляя его поверить, что её лягушка — на самом деле, заколдованная принцесса. И тут, кстати, характер Зелёного показан лучше, чем в «Тайне третьей планеты». Видно, что за его ворчливостью спрятан добрый и мягкий нрав. А ещё в «Лиловом шаре» есть совершенно прекрасная сцена, где Громозека учит Кощея и других людоедов есть овощи.

На этом актёрская карьера Наташи Гусевой практически закончилась. Годом позже она снялась в довольно странном философском фильме «Воля Вселенной», а потом практически пропала с телеэкранов, повторив судьбу многих звёздных детей советского кино.

Однако это не последний фильм про Алису Селезнёву

«Остров ржавого генерала»

Вскоре после «Лилового шара» появился ещё один фильм о приключениях девочки из будущего. Над ним работала совсем другая команда под руководством режиссёра Валентина Ховенко. На роль Алисы здесь взяли актрису Катю Прижбиляк — и это называют главным недостатком картины.

Алиса снимается в кино в роли Красной шапочки — очень напоминает Яну Поплавскую в фильме «Про Красную шапочку»

Прижбиляк была примерно ровесницей Гусевой на момент начала съёмок «Гостьи из будущего», но вот в актёрском таланте сильно проигрывала. Поэтому в «Острове ржавого генерала» Алиса Селезнёва вышла далеко не самым интересным персонажем — даже сам Булычёв называл девочку слишком «сухой».

По сюжету фильма, Алиса выигрывает кастинг на роль Красной шапочки в новом фильме и едет на съёмки. В это же время учёные обнаруживают военных роботов, которых сто лет назад заказал сумасшедший миллионер. Роботов отправляют на переплавку, но корабль с ними попадает в шторм, и роботы исчезают. Алиса в перерыве между съёмками отправляется искупаться, но попадает в плен. Спастись ей помогает Баба-Яга — андроид нового образца, который тоже снимается в кино.

Ужасы детства

От первоначального сюжета книги Булычёва «Остров ржавого лейтенанта» осталась только основа — боевые роботы, кино и Алиса, попавшая в неприятности. Почти всё остальное уже придумано специально для фильма. В первую очередь, изменились сами роботы. В книге они ещё напоминали людей и даже могли под них маскироваться. В экранизации это груды ржавого металла, ремонтирующие друг друга дрелью и лобзиком. И некоторых детей они действительно пугали.

К тому же, в книге не было самого яркого персонажа из экранизации — Бабы Яги. Можно сказать, что Александр Леньков, сыгравший эту роль, спасает фильм. Кстати, любопытно, что ещё со времён Георгия Милляра Бабу Ягу нередко играют мужчины. Видимо, для пущего гротеска.

Баба Яга даже сломала военного робота с помощью карточного фокуса

Зато в книге были «типовые старики» — роботы, созданные специально для кино, которые считают себя стариками царских времён. Они, разумеется, постоянно ругают молодёжь и рассказывают о своих былых подвигах.

Исчез из экранизации и миелофон — он играл важную роль в сюжете оригинала. С его помощью Алиса общалась с дельфинами, которые потом её спасли, и даже подслушивала мысли роботов. Но главное — в оригинале было много рассуждений о том, что машины не могут причинить вред человеку, поскольку подчиняются трём законам робототехники. И в финале современные андроиды встают на защиту людей, жертвуя собой.

Зато в фильме можно заметить очередное предсказание технологий будущего — фильм, в котором играет Алиса, снимают на камеры, прикреплённые к летающим дронам. Понятно, что тогда они на самом деле крепились на верёвках, но сейчас эта технология уже вовсю используется. К сожалению, чемодан, который уменьшает всё содержимое в 52 раза, пока не изобрели.

Интересно, что после выхода экранизации Кир Булычёв сильно переработал оригинальное произведение и выпустил новую версию повести под названием «Ржавый Фельдмаршал». Он совместил в ней самые удачные моменты из книги и фильма. Например, учёного Шеина, у которого и был чемодан-минимизатор, он заменил на Светлану Одинокую. Хотя при этом пропало противостояние старых и новых роботов. Видимо, эта тема для автора была не самой главной.

«Узники „Ямагири-мару“»

Ещё об одном мультфильме об Алисе Селезнёвой сейчас вспоминают совсем мало. Возможно, дело в том, что эта экранизация повести Булычёва — кукольная. А многие дети не очень любят подобную мультипликацию.

По сюжету повести, Алиса и её друг Пашка приезжают на тихоокеанское побережье на школьную практику. Они хотят посетить японские корабли, затопленные во время Второй мировой войны. Но на месте школьники узнают, что в последнее время в воде стало очень опасно: кто-то нападает на дельфинов, осьминогов и даже кашалотов, а мелкая рыба стала вообще исчезать.

Во время подводных исследований Алиса с Пашкой обнаруживают, что в кораблях поселились рыбы-мутанты, которые могут прокусить даже глубоководный скафандр. При этом герои сами оказываются в ловушке — их батискаф застрял в недрах корабля.

Получасовой мультфильм вкратце пересказывает этот сюжет. Правда, сама история происхождения мутантов несколько изменена — здесь они появились из-за разлившегося мазута. В оригинале они выплыли из Марианской впадины, куда долгие годы попадали радиоактивные отходы. Да и сами рыбы-мутанты в мультфильме больше похожи на осьминогов.

И повесть, и экранизация выглядят своеобразной детской версий ужасов вроде фильма «Пираньи». Любопытно также, что Булычёв использовал реальные факты — корабль «Ямагири-мару» и правда существовал, только он перевозил не танки, а снаряды и был затоплен в другом месте. Но это скорее уже мелкие различия, к которым могут придраться только историки.

Алиса в других странах

После этого Алиса Селезнёва не появлялась на советских и российских экранах до 21 века. Однако историю девочки из будущего подхватили и в других странах. В ближнем зарубежье вышло несколько телеспектаклей об Алисе.

В Словакии в 1990 году показали «Тайну трёх капитанов». А в 1994 году вышла польская получасовая постановка «Девочка, с которой ничего не случится» по первой книге об Алисе. Найти о них достоверную информацию сейчас уже трудно — последнего фильма нет даже на IMDb.

Достаточно любопытно выглядит австралийский сериал «Девочка из завтра» 1992 года. Формально он никак не связан с историями Булычёва — но когда сериал добрался до российского телевидения, многие зрители заметили в сюжете сильное сходство с «Гостьей из будущего».

«Девочка из завтра»

Сюжет рассказывает о девочке из 3000 года по имени Алана (Кэтрин Каллен). Её похищает злодей Сильверторн, который хочет захватить весь мир. Вместе они перемещаются в 1990 год, где Алана сбегает от похитителя и встречается с ровесницей из двадцатого века, которая знакомит её со своими одноклассниками и помогает вернуть машину времени.

Нельзя определённо сказать — был ли это частичный плагиат с Булычёва или же просто сценарист Марк Ширрефс взял типичную для детской фантастики историю. Но иногда совпадений кажется слишком уж много.

Также стоит упомянуть и болгарского художника Румена Чаушева, который ещё с семидесятых годов трудился над своей серией комиксов «Момиченцето от Земята» («Девочка с Земли»). Они выходили в журнале «Дъга» («Радуга») до 1992 года.

{ "items": [{"title":"\u0410\u043b\u0438\u0441\u0430 \u043e\u0442 \u0420\u0443\u043c\u0435\u043d\u0430 \u0427\u0430\u0443\u0448\u0435\u0432\u0430","image":{"type":"image","data":{"uuid":"98e17def-e816-a141-9a4a-63a47936c614","width":1200,"height":1628,"size":774490,"type":"jpg","color":"333028","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"29e18164-ee37-c47b-579d-bcef9112ee9e","width":1200,"height":1664,"size":888369,"type":"jpg","color":"463d2a","external_service":[]}}}] }

Сюжет основан на рассказах из книги «Девочка, с которой ничего не случится» и повести «Путешествие Алисы». Алиса там выглядит совсем уж маленькой девчонкой с хвостиками и совершенно не напоминает предыдущие воплощения ни на страницах книг, ни в кино. Однако Булычёв по достоинству оценил работу автора, и Чаушев даже публиковал письмо с его отзывом и благодарностью.

Игры об Алисе Селезнёвой

Хоть речь идёт, в основном, об экранизациях, нельзя не упомянуть и компьютерные игры, посвящённые Алисе. Их было несколько — и хотя у Булычёва на тот момент вышло уже немало книг об этой героине, в основу игр легли всё те же знакомые истории.

{ "items": [{"title":"\u00ab\u0410\u043b\u0438\u0441\u0430 \u0438 \u043a\u043e\u0441\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0434\u0440\u0430\u043a\u043e\u043d\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"7d0fba8c-54f8-ef4d-6318-54bf54808032","width":1067,"height":800,"size":229534,"type":"jpg","color":"74552e","external_service":[]}}},{"title":"\u00ab\u041f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0410\u043b\u0438\u0441\u044b\u00bb","image":{"type":"image","data":{"uuid":"ea99b5e4-dd07-d404-cb82-f22bdf33d39e","width":1024,"height":720,"size":139922,"type":"jpg","color":"5d6580","external_service":[]}}}] }

В 2003 году появилась аркада «Тайна третьей планеты». Анимация сейчас выглядит очень просто, но образы персонажей взяты из классического мультфильма, что, конечно, радует. После этого авторы игр взялись, в основном, за квесты, что отлично подходит к историям об Алисе. В 2005 году появилась игра «Путешествие Алисы», а чуть позже — «Алиса и космический дракон». Она не связана с историей Капитанов, да и девочка из будущего выглядит там совершенно по-новому.

«Тайна Третьей планеты. Алиса и лиловый шар»

Однако в игре 2009 года «Тайна Третьей планеты. Алиса и лиловый шар» авторы снова вернулись к классике — здесь и Алиса, профессор Селезнёв, Зелёный и другие герои выглядят практически точно как в мультфильме 1981 года.

«День рождения Алисы»

С приближением 21 века истории об Алисе Селезнёвой стали возвращаться. Булычёв продолжал писать книги, в 1998 году вышел комикс «Каникулы на Пенелопе» по третьей части «Миллиона приключений». В 2000 году — комикс под названием «Новые приключения Алисы». Он был основан на книге «Опасные сказки» 1996 года.

А в 2009 году студия «Мастер-фильм» выпустила новый полнометражный мультфильм «День рождения Алисы» — экранизацию одноимённой повести.

Мультфильм довольно близко передаёт сюжет оригинала. Громозека в качестве подарка на день рождения приглашает Алису посетить раскопки на вымершей планете Колеида. Все жители планеты погибли от «космической чумы» — разумного вируса, который умеет маскироваться. Выясняется, что вирус принесли космонавты, которые вернулись из далёкой экспедиции. Алиса вместе с профессором Рррр отправляется в прошлое, чтобы опрыскать космонавтов антидотом сразу после приземления и спасти всю планету.

Мультфильм получился далеко не идеальным. В первую очередь, смущает сильно упрощённая анимация. Мимика героев прорисована очень плохо, а сами они как будто отделены от фона. В качестве концептов это выглядело интересно, но в движении не хватает живости.

При этом видно, что авторы подошли к работе с вниманием и любовью к классике. Громозека, наконец-то, стал похож на свой образ из книги. Впервые на экранах появился профессор Рррр — персонаж многих книг об Алисе. Он похож на котёнка с огромным фиолетовым глазом.

Кроме того, добавили и отсылок к прошлому. Озвучивать капитана взяли Наталью Гусеву — Алису из старых фильмов, хотя визуально персонаж больше похож на Люси Лью. А в сцене, где рассказывают о происхождении космической чумы, история показана в виде восьмибитной игры. К тому же, в кадре иногда можно заметить персонажей похожих на Эйнштейна, почтальона Печкина или дядюшку Мокуса.

В мультфильме в приключения Алисы добавили больше озорства: местный мальчишка постоянно устраивает пакости, Рррр гоняется с местными кошками и так далее. Это вполне допустимо для детского мультфильма, но плохо вяжется со второй временной линией, где вирус — он представлен в виде белых мотыльков — постепенно захватывает лагерь археологов. В итоге, в сюжете перемежается детская яркость и почти апокалиптичные мотивы.

Вскоре после мультфильма вышла ещё и одноимённая приключенческая игра для детей младшего возраста, отчасти повторяющая тот же сюжет.

«Алиса знает что делать!»

Ещё в 2008 году появилась информация о съёмках полнометражного фильма «Пленники трёх планет». Режиссёром должен быть стать Олег Рясков («Слуга государев»), а на роль Алисы пригласили Дарью Мельникову (Женя из «Папиных дочек»). Художник Роман Сурженко создал интересный сториборд. А позже отсняли даже небольшой тизер грядущего фильма. Датой выпуска сначала обозначили 2010-2011 год, потом сроки сдвинулись на 2015, а потом проект был полностью заморожен.

{ "items": [{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"80e9dbf2-8b12-77b5-a9f6-94395555cafc","width":750,"height":1067,"size":236605,"type":"jpg","color":"daa75c","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"d98e5944-ce9f-fa17-46e8-0a1a707b1fd8","width":800,"height":1138,"size":347187,"type":"jpg","color":"dca95b","external_service":[]}}}] }

В 2011 году студия «Базелевс» представила видеоролик «Приключения Алисы в Сколково — 2023». Впервые его показали на заседании Комиссии по модернизации и Попечительского совета фонда «Сколково». Вроде бы он должен был стать прообразом будущего мультсериала.

К счастью, к выпуску мультсериала «Алиса знает, что делать!» анимацию сильно изменили, при этом Алиса заговорила голосом той самой Дарьи Мельниковой, которая должна была играть в фильме.

Сериальная Алиса стала совсем детской и излишне современной. В героине вообще довольно трудно узнать персонажа книг, тем более, что большинство историй не привязаны к произведениям Булычёва.

Алиса — та же школьница из будущего. Однако родителям почему-то до неё совершенно нет дела (при том, что изначально она во многие путешествия отправлялась с отцом). Странно также, что у профессора Селезнёва обнаруживается аллергия на животных. И уж тем более удивляет образ мамы: её руки покрыты татуировками, и она носит обтягивающий комбинезон с глубоким вырезом. Понятно, что авторы хотели зацепить больше современных тенденций, но в совсем детских мультфильмах такой образ немного удивляет.

Сюжеты почти всех серий просты — Алиса вместе с одноклассниками ввязывается в очередное опасное приключение, из которого в итоге выбирается благодаря смелости и находчивости. От смысла и повествовательной части ушли скорее к чистому детскому экшену — герои гоняются на летающих катерах, используют различные гаджеты будущего и сталкиваются с необычными инопланетянами. В общем-то, это и неплохо, просто Алиса Селезнёва из мультсериала кажется совершенно отдельным персонажем, никак не связанным ни с книгами Булычёва, ни со старыми фильмами.

На большие экраны выходила часовая полнометражка «Алиса знает, что делать! Зелёная месть», но, по факту, это просто две серии, показанные подряд.

Также было объявлено о выпуске мультфильма «Мой супер папа!», в котором Алиса уже подросток, а акцент, вероятно, будет смещён на сложные отношения девочки с отцом. Однако до экранов мультфильм пока что не добрался.

История Алисы Селезнёвой наверняка ещё не окончена. Её обожает старшее поколение, склонное к ностальгии, а детям пытаются привить любовь к героине через новые мультфильмы. Но даже если вдруг больше ни один режиссёр не решится рассказать историю девочки из будущего, уже есть три игровых фильма, три мультипликационных и детский мультсериал — более чем достаточно для обычной школьницы из 21 века.

#золотойфонд

{ "author_name": "Алексей Хромов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434"], "comments": 68, "likes": 190, "favorites": 69, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 23895, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 27 Jul 2018 11:54:32 +0300" }
{ "id": 23895, "author_id": 17921, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/23895\/get","add":"\/comments\/23895\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/23895"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64967 }

68 комментариев 68 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
75

Забыли самую главную картинку добавить (:

Ответить
2

надеюсь это не хентай.

Ответить
55

надеюсь это хентай

Ответить
0

Нет, фанатский рисунок, а жаль 🌚

Ответить
1

Дружище, спасибо! :) Аж детство вспомнил.

Ответить
0

Благодарю! Всё силился вспомнить, как же он назывался!? )))

Ответить
2

Алиса и референсы ДжоДжо.

Ответить
33

в "Атаке клонов" сцена с Громозекой цитируется практически полностью.
там даже похожий робот-официант на моноколесе приносит им выпить )

Ответить
2

тут все таки он на Хагрида больше похожи )

Ответить
17

Но поскольку она его не видела и знает только имя и класс, в котором он учится, героине приходится пойти учиться в его школу.

Че пацаны, аниме?

Ответить
5

Да там вся серия книг аниме.

Ответить
2

А ты сравни "Тайну третьей планеты" с тем, что в те годы рисовалось в Японии, сравни, так сказать, рисовку, с теми же работами Лейдзи.

Ответить
11

Вообще тонна книг еще ждет своих экранизаций. Там вполне годные сюжеты, особенно в арке про Гай-До.

Ответить
4

Вот кстати всегда удивлял этот момент. Столько хорошей фантастики есть, а вся индустрия ноет про хреновые бессюжетные сценарии. Из той же советской можно много взять, убрав уж очень одиозные идеологические закидоны.

Ответить
19

У Булычева как таковой идеологии почти нет. Стандартные экологические / гуманистические мотивы.

Ответить
2

увы у нас сейчас все хотят только срубить кэш и не способны сделать вменяемую, проработанную кино-адаптацию (

Ответить
3

Начали бы с чего попроще. Вообще, кстати, если говорить о вселенных, то у самого Булычева были книжные кроссоверы между персонажами его книг. Ну, Кора Орват практически персонаж того же мира, что и Алиса, где-то был юмористический рассказ про встречу с гуслярцами, и вроде даже какое-то пересечение с доктором Павлышем было (один из героев повести про Поселок).

Ответить
3

Вспомнил поляка Тадеуша и его жену :)

Ответить
10

В детстве именно книги о приключения Алисы мне привили любовь к чтению. Настолько мне нравились эти книги, что я мог проснутся в воскресенье в 6:00 просто чтоб почитать😄

Ответить

Комментарий удален

7

Я человек простой: вижу Гусеву - ставлю лайк.

Ответить
7

И таки да, забыли ещё самое главное совпадение с «Тайной третьей планеты» (:

Ответить
4

Как-то даже жаль, что даже современные экранизации упираются лишь в самые первые произведения цикла, в конце 80-х и все 90-е Булычев писал весьма неплохие вещи про Алису - и уже упомянутые книги про Ирию Гай и Гай-До, и всякие "Алиса и крестоносцы", "Город без памяти", и весьма криповая "Приведений не бывает" с монстрами и т.д.

Ответить
4

Привет от родственника Кира Булычева :)

Ответить
2

Статья отличная, спасибо!
Никто не помнит игру по "Алисе", где в качестве уровней есть гонки-сайдскроллер? Играл лет в 5, одна из первых игр что я помню вообще, но найти не получается.

Ответить
1

Всё, понял, это и есть та аркада 2003 года.

Ответить
0

До сих пор где-то диск лежит)

Ответить
2

Мне понравилась интерпретация Жукова на канале Гоблина на фильм Гостья из будущего.

Ответить
2

Крайне обидно, что сейчас у нас не способны сделать из материала
современную смотрибильную кино-франшизу. Гарантированно получится дичайший трэш.

Ответить
2

Зато лучше раскрыта личность Зелёного. Например, он не бреется потому, что когда-то прочитал о вероятности попадания бактерий во время бритья. После этого Зелёный решил отрастить бороду.

Немножко поправлю. Это всё-таки взято из книжки, но из другой. Там рассказывается, что Зелёный прочитал о каком-то человеке, который умер, порезавшись опасной бритвой. После этого Зелёный перестал бриться, хотя опасной бритвой уже сотни лет не пользуется ни один человек.

Ответить
2

Вот прямо захотелось перечитать любимую книжку детства, издание 1991 годавсе еще стоит на полочке живее всех живых https://data.fantlab.ru/images/editions/big/5709

Ответить
2

Мне очень понравилась статья-фанфик на сайте "Мир Фантастики" про мрачное будущее и атомную войну, про которую не говорит Алиса в "Гостье из будущего", но смотрит на все и всех грустными глазами.
Почитайте. Очень любопытно.

Ответить
1

Вообще, книжная франшиза Кира Булычёва про Алису это самая лучшая и богатая детская серия, свободная от капиталистических, оккультных и иных жидомасонских ценностей. Только дружба, русский мир и технократия! Удивительно, насколько много добра и хороших идей содержат эти книги (читал все!).
Очевидно, когда российская анимация приготовится встать с колен, это будет первой вселенной, которую надо выводить на экраны. Я бы спустил весь госбюджет России, если бы принимал решения, на создание сериала по данным книгам. Но только тогда, когда появятся люди, которые будут способны вновь создавать произведения без чернухи и капиталистической гнили.

Ответить
1

Вселенная вполне правдободобная, описанные технологии вовсе не кажутся абсурдными на фоне победившего коммунизма

Ответить
0

Да у нас половина тамошних изобретений и так есть, без всякого коммунизма (та что по реалистичнее), и до конца века еще кучу всего намутят. Просто в жизни оно воспринимается как-то, без такого лоска что-ли (если сознательно не акцентировать внимание, конечно).
Вот, к примеру, гмо фрукты - в книге про Алису это эдакое мини чудо, а в жизни - ну фрукт и фрукт.
Так же и со всем остальным.

Ответить
1

Отличный материал! Спасибо

Ответить
1

Всё время, пока читал статью, в голове играл саундтрек мультфильма "Тайна третьей планеты")

Ответить
1

ех, когда то в журнале «Юный техник» от 1987, №02, читал эту повесть "Узники «Ямагири-Мару»", а вот мультик не видел, надо посмотреть) спасибо автору.

Ответить
1

Эхх, ностальжи.
Песня с титров про "Прекрасное далеко" прямо до слез пробивала.
Сколько-то лет назад в Компьютерре была статья, в которой прямо написали, что мужское население союза было поголовно влюблено в образ Алисы. Все правда.
Спасибо за статью.
зы
"Приключение Алисы в Сколково" - это, конечно, очень в духе нашего времени.
Прямо вижу, как появляется спасительный Чубайса-кун и с помощью Универсального Денежного Преобразователя создает из кучи денег гигантский пузырь и запузыривает очередных пиратов.

Ответить
1

Читал все книги про Алису!

Ответить
1

Я сейчас один задумался о помеси рпг и номенскай во вселенной господина Булычева? Даешь Кикстартер!

Ответить
1

По такой теме не могу не запостить ссылку на старый разбор фильма "Гостья из будущего", который утверждает, что будущий мир Алисы - постъядерный, после окончания третьей мировой войны
http://samlib.ru/n/nalbandjan_karen_eduardowich/ptsp2.shtml

Ответить
1

То неловкое чувство, когда дочь босса больше похожа на тебя, нежели на него)0)

Ответить
0

Художница обоих со своей семьи рисовала, вот и получилось такое.

Ответить
1

Спасибо за отличный материал!
У меня есть все книги Булычева про Алису, издание начала 90-х (см. фото). Но читать их совершенно невозможно, слишком детские. А вот фильм получился интересным для любого возраста, спасибо Павлу Арсёнову! "Гостья из будущего" у меня никогда не удаляется с железного медиаплеера под ТВ, лежит там уже много лет наравне с "Терминатором 1,2" и пересматривается раз в год.

Ответить
0

Лоликон на DTF, вот так даа! А нас точно не засудят? А то Волк из Ну, Погоди - педофил! А тут на лицо малолетка, которую эксплуатируют, товарищ автор статьи, у нас есть к Вам много вопросов!

Ответить
0

вы опять за старое, Джеймс Ганн )))) перелогиньтесь

Ответить
0

Вот чёрт! Как вы меня через VPN спалили!!!

Ответить
0

Тише, а то еще начнут весь контент из статьи показывать только ночью.

Ответить
0

Спасибо за статью. Единственное, что подпортило удовольствие от чтения - бесконечные сожаления автора о несоответствии книги с экранизациями. Я в детстве был в восторге как от книги, так и от "Тайны третьей планеты" с "Гостьей из будущего". "Тайна третьей планеты" - вообще потрясающее произведение именно из-за атмосферы и музыкального сопровождения.

Ответить
1

А у меня Алиса это, наверное, первые случаи, когда я встретился с синдромом «книга лучше» :D

Ответить
0

Увидел иллюстрации из книг - прослезился. 8 книг в детстве прочел.

Ответить
0

Емнип, Вертер же был в книге, но он был совсем другим

Ответить
0

Кстати, всегда немного хэдканонил, что события Алисы происходят в мире Звездного Пути

Ответить
0

Хммм,… в «Алиса знает, что делать!» папаня явно какой-то то ли панк, то ли фанат Grubb из «Septerra Core» ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
0

Забавно, что "ржавого лейтенанта" переписали. Я в детстве все книги серии собирал и читал, и вот эта больше всего запомнилась, а из нее как раз таки вот тот момент, где пластиковые андроидов против железных. Вроде даже грустно было тогда.

Ответить
0

"В 2003 году появилась аркада «Тайна третьей планеты»"

Вот вам и причина, почему нужно знать значение слова "аркада" и использовать его именно в оригинальном значении.
Что это за игра была? Платформер? Shoot'em'up в космосе? Головоломка?

Ответить
0

цп в лс

Ответить
0

гугли картинки DAHR'а =)

Ответить
0

захотелось перепройти космического дракона и перечитать все книжки

Ответить
0

В детстве мне "День рождение Алисы" нравился, на некоторых моментах почему-то плакать хотелось, а сама Алиса была чуть ли не вайфу.

Ответить
0

В детстве был очень впечатлен книгой "Излучатель доброты", казалась очень интересной, сюжет про наркоторговцев в детской книжке, но как-то сама Алиса там казалась лишней. Спустя 20 лет узнал, что книга первоначально была книжкой для взрослой аудитории "Похищение" от Булычева, позже он ее переписал под приключения Алисы.

Ответить
0

Мультик визуально очень запоминающийся получился.

Ответить
0

Стилистика «Тайны Третьей Планеты» и мультфильмов Рене Лалу очень похожи. Особенно во «Властелинах Ремени» Похоже, что Лалу немного вдохновлялся нашим мультфильмом :)

Ответить
0

Автор, шикарная статья! Спасибо.

Ответить
0

День рождения Алисы и Алиса знает что делать! жуткое говно.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления