Черный котел

Не так часто выпадают свободные выходные.
Ну знаете, когда можно без зазрения совести побездельничать и потупить в сети. Сегодня вот как раз один из таких дней.
Сижу, значит, листаю странички на Old-games, хочется найти какой-нибудь квест… И тут, - оп! - взгляд цепляется за старую, даже можно сказать древнюю игру: “Black cauldron”.

Черный котел

И все… вспышка, искра, безумие…

Наверное у многих бывало такое: встречаешь что-то знакомое из детства и как-будто открывается краник с воспоминаниями… с ностальгией.
Вот и здесь - точно такая же история. В детстве, я часто оставался один дома и родителям пришла, без шуток, гениальная идея, чем меня занять, чтобы я случайно не спалил квартиру - они приучили меня к книгам. Причем покупали все подряд: от энциклопедий и детских детективов, до вполне себе взрослой серии “Бестселлеры Голливуда”... а там решай сам, что читать.

Ну так вот.
Была, а может и сейчас есть, такая серия книг - “Замок чудес”. В ней выходило всякое подростковое фентези. И однажды мне там попались Хроники Прайдайна. Ну или Придайна. От Ллойда Александера. Вроде как тогда мне купили то ли две, то ли три книги из всей пенталогии. Было там что-то про волшебную свинью, которая могла спасти мир... про мертвецов с ограниченным радиусом действия... Гурджи какой-то… Черный котел…
Пролетели эти мысли и вроде все, забылось. Ан нет. Что-то зацепилось в голове. И не давало спокойно жить.

Ну что ж придется закрыть и этот гештальт.

Начал с книг, ведь сейчас найти почти любую - не проблема. Все же именно книги, а точнее - любопытство и желание узнать, чем же закончилась та история, с которой я обрывочно познакомился в детстве, и стали причиной по которой я заинтересовался игрой.
На прочтение всех хроник ушло недели полторы, благо, что по работе уехал в командировку и вечером было достаточно времени.
И могу сказать, что даже сегодня это неплохое подростковое чтиво. Не восторг, но вполне себе читаемо. Просто, доходчиво и на примерах показывается как надо делать и как не стоит. Хочешь чему-то научиться - работай, не будь мудаком, но даже если и стал - будет шанс исправиться. Живи просто, пофиг кто ты, главное - твои поступки... И вот все такое.
Концовка, правда, вышла какая-то смятая. Но этим и отличается отличное фентези от просто неплохого.

Книга это, конечно, хорошо, но игра, к сожалению, сделана не по ней. А по мультфильму от Диснея. Да, было в его истории и такое. И этот самый мультфильм, не то чтобы хорош. В нем все очень просто что ли…

  • простой сюжет, из которого вырезали почти все хорошее, что было в книгах
  • простой стиль рисунка. Особенно это заметно по тому, как был нарисован Рогатый король. Над ним, походу, вообще не старались. В книге был брутальный чемпион повелителя зла в маске из черепа оленя, а в мультфильме - какой-то лич с рожками, ради которых пришлось прорезать в капюшоне пару отверстий. Еще и глаза как-то отвратительно нарисовали.
Черный котел

Да и главные герои, как будто взяты из банка стандартных персонажей Диснея. По крайней мере Тарен и Эйлонви сойдут за своих практически в любом другом мультфильме от студии…

Черный котел

Был разочарован… ну теперь дело за игрой.

Найти игру в сети оказалось не проблемой, а вместе с ней в комплекте шла куча цифровой макулатуры: мануал, карта, гайд. Роскошно. Забавно, что сама игра скачалась гораздо быстрее, чем пдф с мануалом.

Ну так вот, игра. Выпустили ее Sierra online - короли квестостроения своего времени.
А игровым дизайнером выступил тот самый Эл Лоуи, известный по серии игр про Ларри.
Так как игра вышла аж 1986 году, то картинка, конечно, поражает воображение… но не в том смысле, что мы вкладываем в это выражение сегодня…

Черный котел

Увидев графику в игре, я даже на пару минут пожалел, что пк-гейминг я застал уже практически в современном виде. В 2002 году, когда у меня появился компьютер, стандарты уже более-менее сформировались и развивались, в основном, количественно, а не качественно. А было бы интересно пройти этот путь развития с самого начала, взрослея вместе с ним. Все эти переходы от EGA к VGA, а после и к SVGA должно было восприниматься как технологический прорыв, и хотелось бы быть хоть немного причастным к этому.

В первые минуты игры слегка… да что там слегка, порядочно так, сбивает с толку управление. Слава богу, что тут нет текстового ввода. За это как я понял, надо благодарить тех, кто при разработке ориентировался на детскую аудиторию. Но и без этого все очень непривычно.
Управление Тареном висит на F-клавишах, что, конечно, сегодня вызывает некий ступор. Мне даже пришлось выписать их на листочек, чтобы не путаться. И все равно постоянно жал на что-нибудь не то. А ведь там еще есть F9 которое перезапускает игру.

Черный котел

С передвижением тоже какая-то странность - нажав “вперед” Тарен будет идти пока я не нажму “вперед” еще раз, только после этого он остановится… странно. Но, к счастью, игра не требовательна к скиллу, так что больших проблем все это не доставляло.

Прежде чем засесть за игру, решил глянуть, что там еще есть из дополнительных материалов. Из интересного нашлось - карта и хинтбук.

Карта прикольная.

Черный котел

Что интересно, мануал предлагает самому рисовать карту, и даже приводит пример, как это сделать

Черный котел

Я решил последовать совету… вот, что у меня вышло

Черный котел

Но на самом деле это лишнее. Из-за размеров локации. Чуть позже вернусь к этому.

Еще к игре прилагается хинтбук от Эла Лоуи.
Сделан он весьма своеобразно. Хотелось бы глянуть на него вживую, чтобы понять как это реализовано.

Ну хватит разглядывать все эти бумажки. Пора вернуться к игре.

К слову, моя первая попытка прохождения закончилась не то, чтобы удачно. Оказалось, что в игре крайне желательно подходить ко всем предметам и пытаться их использовать (напоминаю, что это клавиша F6). А эти самые предметы абсолютно ничем не выделяются на общем фоне. Вот я и ушел в долгое странствие, не заглянув в шкаф в хижине Доллбена. Так Тарен остался без еды и, что главное - без питья. Не повторяйте моих ошибок.

Сюжет игры местами довольно точно следует за мультфильмом: в начале нас ждут и гуси и козел и кормежка кашей Хен Вен, которая в мультфильме, а следовательно и в игре почему то стала поросенком…с повадками собаки.
Разработчики как бы намекают, что нам будет позволено повторить историю, рассказанную в мультфильме, и встать на место Тарена. А дальше нас ждут путешествия по знакомым по книге и мультфильмам местам и встреча со старыми знакомыми. Болота Морвы, замок Рогатого короля, зловещий лес, Ффлефдур и Эйлонви, троица ведьм Ордду, Орвен и Оргох, король Эйдилегг… хоть их роли и свелись к эпизодическим, но все равно приятно было увидеть их в игре. Вот только я не понял, зачем нужен Ффлефдур. После своего спасения он дает в награду арфу… но зачем?

Но здесь же скрывается и огромный недостаток игры. Все эти персонажи, будучи родными и знакомыми тем, кто прочитал книги, или хотя бы посмотрел мультфильм, настолько же чужды для тех, кто всего лишь захотел поиграть в игру от Диснея и Сьерры. Для них всё это будет лишь калейдоскоп из непонятных персонажей с идиотскими именами. В игре они не раскрыты вот ни разу.

Тем не менее, если Дисней к переносу книги в мультяшную форму отнесся довольно-таки халтурно, то Сьерра подошла к делу более ответственно - мультфильм перенесен на экраны мониторов вполне достойно… но, видимо, кто-то из разработчиков все же читал Александера и постоянно добавлял всяких мелочей из книг. Например, Даллбен отправляет нас не просто в хижину, где надо спрятать поросенка, а на аванпост Красивого народа к Гвистилу. У меня, кстати, получилось туда добраться не потеряв Хен Вен. А еще под мостом лежит сумка с бесконечным запасом еды. Что тоже отсылка.

Кстати о еде. Да, в своих приключениях Тарен вполне может проголодаться и умереть… но это надо постараться. У меня не вышло. Не стоит забывать, что это все же игра от Сьерра. Так что смерть персонажа - это нормально. Здесь можно утонуть, быть убитым прислужником Рогатого короля, упасть со скалы, ну и как я уже говорил - умереть от голода или жажды. Но хотя бы в игре нет такой ситуации, когда чего -то не нашли и потеряли шанс пройти игру. Всегда есть альтернативный вариант.

Наличие нескольких путей прохождения вообще можно считать отличительной особенностью игры. Для 1986 года их тут вполне приличное количество.
Самая интересная, как по мне, развилка связана с проникновением в замок. Можно спрятаться в тележке у слуги Рогатого короля, а можно залезть по стене, если, конечно, не забыли взять кинжал в лесу.
Помимо этого: гвитанты все же могут угнать свинку, и тогда ее придется спасать из застенок Рогатого короля.
Еще вроде можно сделать так, чтобы в котел прыгнул Гурджи, а после - попросить ведьм воскресить его, но у меня это чет не вышло, и пришлось загонять в котел самого Рогатого короля… при помощи зеркала. Магического. Увидев там свою злобную натуру, он с криками - “Да что ж я за человек такой”, - побежит топиться в котле.
А, ну и как продолжение варианта с самопожертвованием Гурджи, его можно не воскрешать, а выбрать сокровища… но это уже слишком.
В конце-концов Тарен и сам может прыгнуть в котел.

Небольшое отступление… в общем все же решил посмотреть, что надо сделать, чтобы увидеть концовку с Гурджи. Оказывается надо зайти в зал с котлом не через подземелье, а через решетку у пола, рядом с тюремными камерами. Ну вот как до этого надо было догадаться? Как?

Сама игра не очень большая, все локации можно представить как закольцованное пространство размером что-то типа 4х4 экрана, плюс несколько экранов замка, часть из которых вообще не нужна. Тут будет и Каэр Даллбен, и лес с рекой и водопадом, и мрачный лес, и болото, ну и разумеется замок.

Наверное, это будет очень натянуто, но я бы сравнил Black cauldron с первой Готикой. Тоже очень небольшой мир, в котором происходят различные события, и за счет размеров - начинаешь как-то ближе воспринимать все происходящее.

Так как игра была рассчитана на детскую аудиторию, то она довольно лёгкая и проходится за два-три часа. Наверное, самое сложное место в игре - это каменный лабиринт, если пройти его не то, чтобы проблема, то вот догадаться использовать веревку, уткнувшись в скалу - уже задача не из легких. Я тут даже с гайдом застрял минут на пять. Хотя бы потому, что думал, что передо мной трещина, но никак не куст.

Черный котел

А затем лазание по веревке… я все перепробовал, но Тарен постоянно срывался, пришлось лезть в мануал, и обнаружить там, что в моем случае движение по диагонали вверх и влево - это кнопка Home… ппц.

Но, видимо, дети того времени были поупорнее, да поумнее, так что как-то справлялись своими силами.

По итогу могу сказать, что я остался крайне доволен.

Ведь посудите сами: увидев всего одну строчку на сайте, посвященном ретроиграм, мне удалось поиграть в довольно годную игру из тех времён, когда компьютеры были большие;
наконец-то узнал полностью историю Тарена из книг;
посмотрел один из немногих провалившихся мультфильмов Диснея.

Ну и написал эту заметку.

1212
7 комментариев

такой графоний проебали((

1
Ответить

нет, это не ностальгия, я просто плачу

1
Ответить

Свинопас

Ответить
Автор

Но-но... Помощник сторожа свиньи. Можно даже все слова с большой буквы)

Ответить

Это круто. Люблю старые квесты (и квесты вообще), но так глубоко не спускался.

Ответить
Автор

Я бы тоже туда не полез, если не книги из детства)

Ответить