Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

Далекий 2001-й год. Мне 13 лет. С первого или второго класса я играл на 8-битных консолях во всякие контры, черепашек-ниндзя и прочих Марио. Но вот одним весенним днем в моей жизни появляется ОНА - Sony Playstation. Переход с 8 бит на 32 просто взорвал мне мозг. 3D-графика. Дуалшок с вибрацией. Возможность СОХРАНЯТЬСЯ! Как вы могли заметить по дате, к тому времени уже год как релизнулась PS2, но я в своем районном пгт то ли вообще не знал об этом, то ли слышал, но это было где-то далеко и недостижимо, так что я искренне радовался первой плойке.

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

За несколько лет у меня накопилось за сотню игр. Может быть, когда-нибудь я расскажу про все, ибо шедевров там хватало. Но сегодня хочется вспомнить о жанре, который я до того момента никогда не видел и даже не подозревал о его существовании - японские ролевые игры. Как же они кардинально отличались от прочих, где в основном все сводилось к "прыгай-стреляй". А здесь на тебя вываливают эпические сюжеты с двойным, а то и тройным философским подтекстом, десятки часов геймплея, много городов и еще больше неписей, с каждым из которых я обожал говорить (сейчас уже как-то лень к каждому подходить). Итак, игры, которые сформировали мою любовь к жанру.

Примечание. Может, кто не в курсе, но на PS1 в принципе не было официальных локализаций, так что многочисленные пираты делали ее своими силами. Иногда неплохо, иногда не очень. Потому в каждой игре я буду описывать и качество перевода.

Final Fantasy IX

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

Первая jRPG, попавшая ко мне абсолютно случайно. Когда друг попросил меня описать, о чем игра, я не смог придумать ничего лучше чем "Ну это... Там события происходят вроде как в средневековье... Только в другом мире..." Про фэнтези я тогда тоже мало что знал) Возможно, во мне говорит синдром утенка, но я считаю эту часть лучшей, ну или одной из лучших во всей серии. Сюжет, похожий на сказку, но при этом не скатывающийся в откровенный контент для детей. Интересные бои со шкалой ATB. Шикарнейший саундтрек, You're not alone переслушивал до дыр.

Локализация была выполнена RGR Studio, которые много игр перевели на первой плойке, но качество у них резко колебалось от игры к игре. Но в этом случае все было отлично. Хорошие шрифты, хороший перевод, немного отсебятины, но таким и современные любительские русификации страдают. До сих пор интересен момент: любого героя, вступающего в партию, можно переименовать. Появляется виртуальная клавиатура на 26 букв, ну понятно, что под английский алфавит. Но локализаторы как-то так умудрились вставить 26 русских букв, что какие бы имена я не придумывал, все буквы под них в наличии. Магия.

В общем, первый блин вышел совсем не комом, а прочно заложил основу для обожания жанра. Игра переиздавалась и сейчас доступна на всех современных платформах, включая телефоны, так что никогда не поздно приобщиться к классике. Немного улучшили задники и текстуры, а на некоторых платформах есть возможность установить русификатор, который делался с ноля для новой версии. На начальных этапах я даже участвовал в переводе, но дальше была продажа компа, переезд в другой город, новая работа - в общем, пришлось уйти. Но многие диалоги в Александрии, замке и вроде бы Злом лесу - моих рук дело, хе-хе. Интересный был опыт, к слову.

Chrono Cross

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

Это вторая игра жанра, которую я брал уже целенаправленно. Однажды я стоял перед лотком с дисками, задумчиво рассматривая десятки игр и абсолютно не зная, что же взять. Тогда продавец протягивает мне эту игру и говорит "Вот это советую, похожа на FFIX". Мне этого хватило, продано! Игра от теж же разрабов Squaresoft, которую они умудрились сделать между очень плотным графиком выпуска финалок. Интересная история про парня по имени Серж, который попадает в параллельный мир, где он погиб еще ребенком. Из-за этого факта миры в чем-то похожи, а в чем-то кардинально отличаются. И теперь нужно путешествовать по двум мирам, выясняя, что же там случилось, заводя новых друзей и побеждая всяких плохишей.

Интересная задумка. Если обычно в jRPG игровых персонажей где-то до десятка (в FFIX их восемь, к примеру), то здесь ввели возможность завербовать себе целых 50 (!). При этом это не какие-то ноунеймы, отличающиеся только скином. Нет, они все отыгрывают важную роль в сюжете. Особенно забавно взять персонажа из одного мира и поговорить с ним же в другом мире, зачастую они весьма отличаются характерами.

Также здесь несколько концовок, так что есть смысл в повторных прохождениях, тем более New Game+ в наличии.

Музыка здесь также на высоте. Взять хотя бы опенинг, который даже на десятый раз не хочется скипать.

Если в главном меню долго ничего не делать, запускается ролик с геймплейными кадрами и еще одной шикарной мелодией. Не припомню, чтобы в игре я ее слышал, такую красоту написали чисто для видео, которое даже не каждый увидит. Увы, нагуглить ее не получилось.

Ну и как не вспомнить про концерт на корабле. Эта песня надолго засела в моем плейлисте

Эта игра тоже в 2022 получила переиздание на современные платформы: Chrono Cross: The Radical Dreamers Edition. Я сам в нее не играл, но в стиме отзывы прям очень не очень. Видать, техническую часть не доделали. Русификаторы тоже в наличии.

The Legend of Dragoon

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

Эпический эпик от Japan Studio, внутренней студии Sony, призванный потеснить господство Squaresoft со своими финалками. И получился весьма достойный конкурент. Графика на то время была на очень достойном уровне, но плюс к этому здесь много кинематографических сцен на движке, о чем финалки конца 90-х даже не мечтали.

Еще одно довольно спорное нововведение: QTE при каждом (каждом!) ударе. Вы могли видеть подобное в недавней Sea of Stars, но здесь гораздо более задротская система. У каждого персонажа есть по несколько видов ударов, и в каждом по 1-5 раз (может, и больше, не помню) нужно вовремя прожимать кнопку, да еще и с разной периодичностью. Можно и не прожимать, но тогда дамаг минимальный и вряд ли можно осилить боссов. Потому первые часы вместо удовольствия от игры вы будете заучивать эти гребаные тайминги.

Но в остальном это отличная игра со всеми признаками jRPG тех лет: пошаговые бои, путешествия между городами, сюжет о спасении мира или что-то такое. Есть хороший такой твист, когда один из спутников оказывается не тем, за кого себя выдавал. Еще большая редкость для тех лет: побочные задания. Насколько помню, их там всего пара, но все равно приятно.

Увы, установить локализатора, который был в моей версии, не удалось. Сейчас на руторе лежат целых три варианта русификаторов. Но у меня был довольно паршивый в плане подбора шрифтом. Все буквы заглавные, некоторые буквы некорректно отображались. Но в целом читабельно и сюжет понять позволяет.

Xenogears

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

Еще одна смелая попытка Squaresoft создать не-финалку. Здесь в первую очередь бросается в глаза переход в полное 3D. Если все вышеперечисленные игры использовали статические задники, то здесь верти себе камеру куда хочешь. Круто, да... Только всех персонажей почему-то сделали спрайтовыми, и смотрятся они очень кринжово на фоне трехмерных локаций. Впрочем, иногда персонажи залезают в мехи, и вот мехи уже в неплохом 3D отрисованы.

Упоминание о мехах подводит нас к тому, что мир здесь не фентезийный, а больше похож на далекий постапокалипсис. Ну или на одичавшую колонию на другой планете, ибо в начальном ролике показан космический корабль, но я так и не понял, какое он имел отношение к игре. Короче, есть жители поверхности, разделенные на королевства, и летающие города, типа элита, технологически продвинутые. Верхние нижних за людей не считают и стараются всячески их угнетать. Нижним это не сильно нравится и они пытаются что-то изменить.

Сюжет здесь просто переполнен разными философскими темами, понятиями религии и таким прочим. Но вникать в игру это не мешает, ибо основная история проста как мир: парень с амнезией из глухой деревни случайно попадает в замес и отправляется в путешествие, заводя друзей и побеждая врагов.

В целом игра довольно хороша... пока идет первый диск. Как только вставляешь второй, сразу бросается в глаза, что разрабам не хватило то ли времени, то ли бюджета, то ли всего вместе. Нет уже никакого открытого мира, нет катсцен. Сюжет подается в виде больших простыней текста, между ними дают поисследовать какую-нибудь локацию и завалить босса. Все, дальше снова текст под музыку. Из-за этого я так толком и не понял, чем же все закончилось. Грустная история.

Локализацию снова выполнили RGR Studio (у них вообще был сильный уклон в jRPG), и в этот раз все отлично. Шрифты подобраны отлично. Единственный момент: в игре есть несколько аниме-роликов, и речь в них не продублирована субтитрами. Но той речи там буквально пару простеньких фраз, я в свои 13-15 понял их без труда.

Final Fantasy VIII

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

Эту часть финалки я проходил уже после девятки, но ужасаться даунгрейду графики в те времена было не принято, да и визуальные отличия в графике были минимальные. Эта игра, увы, мне зашла далеко не так хорошо. Да, сюжет здесь в духе голливудских блокбастеров, постоянно что-то происходит. Да, после полностью фэнтезийной девятки технологически развитый мир радует сменой сеттинга. Но все разбивается о боевку. А точнее, об одну конкретную деталь. У героев нет своей магии, вот вообще. Заклинания нужно красть у врагов. Потому вместо нормальных сражений наша партия минут 10 тырит всякие фаерболы и заморозки у каких-нибудь слабых монстров, чтобы потом за два удара их прикончить, а магию использовать уже на сильных монстрах. Очень бесячая механика, я рад, что ее больше нигде не добавляли.

Локализация у меня была вроде бы от Vector, судя по скринам. В целом неплохо, в начале много опечаток, но дальше уже нормально пошло.

В 2019-м игру перевыпустили на современные платформы с громким подзаголовком Remastered. Но по факту ремастером там и не пахнет, обычный порт. Поначалу народ много ругался на техническое состояние игры, но сейчас в стиме рейтинги преимущественно положительные, видать, допилили.

Final Fantasy VII

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

И вновь так вышло, что в семерку я играл уже после девятки и восьмерки. Вот здесь графический даунгрейд уже бросается в глаза, персонажи выглядят как какие-то фигурки от Funco Pop. Вот есть хорошее сравнение с ремейком

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

Я уже тогда знал, что эту игру признали лучшей игрой десятилетия, все ее боготворя и т.д. Но (опять-таки, после 8-9 частей) я таким фанатизмом не проникся. Интересная, да. Типичная такая финалка.

Локализация снова от RGR Studio, и каких-то откровенных косяков за ней не припомню.

Тоже переиздана на современные платформы, можно заценить... Но зачем, если есть просто божественный ремейк.

Parasite Eve

Мое детство с PS1. Часть 1. jRPG

И снова Squaresoft. Честно сказать, я не уверен, что это прям jRPG, потому что геймплей здесь один в один повторяет первые Resident Evil. Статические задники, фиксированная камера, хождение по комнатам и коридорам, поиск всяких ключей. Единственное, что вместо риалтаймовых пострелушек запускается все же jRPG-шная боевка с ATB.

Никаких этих ваших фентезей, только суровая реальность. Нью-Йорк, наши дни (ну как наши, конец 90-х). Некий загадочный вирус начинает распространятся по Манхеттену, превращая зверушек в монстров. Разгребать все это и искать причину заражения придется сотруднице полиции Айя Бреа.

Давненько я про музыку не вспоминал. Здесь очень запоминающийся опенинг, тоже не вызывает желания скипать

У меня была локализация от Kudos, и там типичный пример халатности. Все буквы заглавные, вместо "э" цифра 3. Рутрекер подсказывает, что есть русификаторы получше.

Конечно, это далеко не все jRPG на PS1. Более того, это даже далеко не все, в которые я играл в детстве. Но именно эти игры помогли мне полюбить этот жанр, благодаря им я сегодня залипаю в Persona 3 Reload.

3737
14 комментариев

Как только вставляешь второй, сразу бросается в глаза, что разрабам не хватило то ли времени, то ли бюджета, то ли всего вместе.

Именно так всё и было, команда новичков сильно не вписывалась в сроки - и руководство Скворечника предложило выпустить как есть, половину игры. Но руководитель настоял на том, чтоб хотя бы в таком формате дорассказать сюжет до конца, раз уж не получится по-нормальному всё оформить.

1
Ответить

Тоже в своё время все эти jrpgшки попробовал. В таком же порядке финалки пробовал. 9, 8, 7. Девятка самая любимая и одна из любимых игр в целом. Семерка уже скорее разочаровала после 9 и 8, казалась семерка во всех аспектах слабее.
Одни из самых любимых jrpg по порядку: ff9, Vagrant Story, ff8, Persona 2: EP, Parasit Eve.

Умели раньше японцы в разные уникальные миры со своей фишкой. Сейчас что-то в какое-то беззубое фентези ударились больше, да аля киберпанки какие-то непонятные яркие и пёстрые.

Если после смерти есть потусторонний мир, то хотелось бы в мир фф9 попасть, уж очень он уютно-сказачный какой-то)

1
Ответить
Ответить

О боже, это точно не мой перевод. Это уже третий диск походу.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо! Было бы круто добавить скриншоты из игр, т.к. обложки не дают возможность вспомнить тайтл если ты играл но забыл

Ответить

Опыт очень-очень похожий на мой. Тоже FF IX - первая. И тоже самая любимая. И да, перевод RGR. Когда переиздали на компе - хотел поучаствовать в русском переводе, но не срослось.

А FF XIII бросил в начале 2 диска, очень не зашла. Помню, что было лень вытягивать магию (то, что ее можно привязывать к статам персонажей, я как-то пропустил), и в боях я обходился ТОЛЬКО суммонами.

Ответить