Panzer Dragoon Saga: hidden gem, контркультура, технологическое чудо. Игра?

Panzer Dragoon Saga: hidden gem, контркультура, технологическое чудо. Игра?

Panzer Dragoon Saga – самая дорогая игра на PAL Saturn и третья по цене в американском регионе. Амбициозный, новаторский проект, поиграть в который с физического носителя сейчас очень непросто. А стоит ли?

Руководство Sega ждало от Panzer Dragoon Saga еще одной возможности переломить ход противостояния PlayStation и Saturn, но цели разработчиков несколько отличались: они делали свою уникальную игру, которая не будет похожа ни на что выходившее ранее. Художники, планировщики боевой системы, программисты буквально соревновались в создании чего-то, что еще не встречалось в JRPG и японской массовой культуре.

Результат мы все знаем: Panzer Dragoon Saga прошла почти незамеченной на момент релиза, Saturn проиграл PlayStation. Но для многих разработчиков PDS стала отправной точкой для карьеры или же вершиной их творчества. Игра до сих пор остаётся техническим достижением, пропитанным духом «Sega 90-х».

Panzer Dragoon Saga: hidden gem, контркультура, технологическое чудо. Игра?

Эдж – молодой наёмник. Его отряд согласился на очередной имперский заказ: охрана руин сулила лёгкие деньги. Но сначала наёмников атаковал древний монстр, а затем – флот отступников во главе с предателем Крейменом.

Благодаря вмешательству дракона Эдж чудом выжил и отправился в погоню, надеясь отомстить Креймену.

Все события происходят в мире, о котором нам почти не рассказывают. Скупые записи NPC в меню, короткие диалоги и комментарии Эджа о разных предметах – это всё, чем нам предстоит довольствоваться. На протяжении игры где-то происходят события, которые ни о чём нам ни говорят; звучат термины, которые слышим впервые; обсуждаются древние тайны, которые так и не будут до конца раскрыты.

Мир продолжает оставаться таинственным, мрачным и недоступным до самого конца: даже финал истории открыт для интерпретаций.

Радует внимание к деталям: в каждом доме лежат только те предметы, которые нужны владельцу; ничего нельзя забрать без спроса, по ночам жилые дома закрываются, а бары открываются, меняются диалоги.

Магазин в городе Zoah и пример курсора для взаимодействия с предметами. У вариантов «Near» и «Far» совершенно разные описания
Магазин в городе Zoah и пример курсора для взаимодействия с предметами. У вариантов «Near» и «Far» совершенно разные описания

Большая часть игры развивается на открытых пространствах, которые Эдж преодолевает на драконе. Из-за ограничений консоли большинство локаций выглядит пусто, но это только усиливает ощущение постапокалипсиса, в котором люди живут на руинах древних цивилизаций, оставивших за собой только монстров и жуткие секреты.

Само перемещение на драконе достаточно удобное: стрелки отвечают за спуск/подъём, а одна кнопка – за движение вперёд. Управление отзывчивое, даже если играть на неприспособленной для таких развлечений клавиатуре. По ходу полёта можно поднимать предметы, нападать на видимых врагов, периодически вступать в случайные сражения.

Мы будем выполнять разные задачи: летать из точки А в точку Б, искать предметы, необходимые для продвижения по сюжету, решать простенькие (но не всегда очевидные) головоломки. Ближе к концу игры появятся полёты в однообразных коридорах, не то чтобы очень увлекательные. Если вы когда-нибудь смотрели артхаусные фильмы, где герои пять минут идут по пустыне под музыку, то можете сравнить ощущения с подобным кино.

Дальность прорисовки в игре не очень высокая, поэтому сделать удачный скриншот с открытого пространства – целое приключение
Дальность прорисовки в игре не очень высокая, поэтому сделать удачный скриншот с открытого пространства – целое приключение

Однажды я писал, что боевая система уникальна и не похожа ни на что другое, хотя ориентировался тогда в основном на общедоступную информацию. Теперь подтверждаю – так и есть.

В бою доступны две стандартные атаки (лазер у дракона и пистолет у наездника), которые можно использовать в экшен-режиме. Предметы и умения под названием «действия Берсерка» нужно выбирать из меню, которое останавливает ход сражения, этакая экшен-пауза.

Чтобы дракон мог выполнять команды, должна зарядиться шкала действий. У шкалы три деления и от её заполнения зависят доступные возможности: стандартным атакам и предметам достаточно одного деления, простым действиям Берсерка – одно или два, а специальным способностям класса – все три.

По таким же правилам атакуют и противники (их шкалу мы, разумеется, не видим).

Ещё один нюанс боевой системы – позиционирование. В зависимости от того, с какой стороны от противника располагается дракон, врагу становятся доступны разные атаки. Положение отображается на компасе: красный сектор – более сильные атаки, зелёный – безопасность, пустые сектора – стандартные атаки.

В некоторых боях урона можно попросту избежать, вовремя переместившись в зелёную зону. Но чаще всего именно из красной зоны можно нанести самый большой урон в ответ. Постоянные перемещения вокруг противника – часть практически любого боя.

Позиционирование и атака лазером

Кроме того, форму дракона можно менять в зависимости от одного из четырёх классов – атака, защита, дух, ловкость.

Атакующий тип наносит больше урона лазером, дух – действиями Берсерка, ловкость – быстрее заряжает шкалу действия, а защита, естественно, позволяет получать меньше урона.

Показатели распределяются ползунком, поэтому настроить тип дракона можно под любую ситуацию.

Дракон, вообще, самодостаточное существо. С полной шкалой действий можно бесплатно восстановить HP или BP, повысить урон от атаки лазером или защиту. Все это – специальные способности классов.

Трансформации дракона

При этом большая часть противников отличается друг от друга, требует использования разных атак, разных паттернов движения и внимательности к тому, где находятся слабые точки.

Но ближе к концу игры необходимость в этом отпадает. Практически всех (включая боссов) можно победить чередованием лечения и стрельбы из пистолета.

Дракон также может получать разные состояния – яд, боль, оглушение и т.д. Но это скорее затягивает бои, чем усложняет. Все статусы легко снимаются, и периодически их проще игнорировать, чем тратить ход на восстановление.

Боевая система разработана так, чтобы напоминать о первых двух частях Panzer Dragoon – рельсовых шутерах. Но с ролевыми элементами, паузой и маневрированием в 360 градусов вокруг врага, вместо вращения камеры, как в Panzer Dragoon и Panzer Dragoon Zwei. Все, кто играл в прошлые игры серии, окажутся в своей тарелке, но не получат ожидаемого количества экшена, а незнакомым с серией система может показаться слишком похожей на шутер.

Пример боевого меню
Пример боевого меню

Ролевая составляющая в PDS довольно простая: есть показатели HP, BP (Berserk points), сила лазера и сила выстрела из пистолета. Все эти характеристики растут с получением уровней.

Единственный предмет экипировки – улучшения для пистолета наездника, которые увеличивают урон от стрельбы, либо дают два вида бонусов: усиление урона по слабым местам или возможность с каждым выстрелом восстанавливать HP и BP за счёт попаданий по врагу.

В зависимости от того, как быстро удалось победить в бою, и сколько было получено урона, выдается рейтинг. Чем выше рейтинг, тем больше опыта и денег достается дракону.

По мере прохождения явной становится проблема с балансом: хотя боевая система отлично стартует, и сам процесс не надоедает, практически все враги слишком лёгкие. Даже боссы не вызывают никаких трудностей: бои скорее затягиваются, чем требуют понимания нюансов боевой или ролевой систем.

Сюда же можно отнести и скрытый тип дракона: после его получения в конце игры пропадает возможность менять класс. Это удобно, но ещё больше упрощает и без того не слишком глубокие бои.

Excellent – максимальный рейтинг, минимальный – Close call
Excellent – максимальный рейтинг, минимальный – Close call

Игра достаточно линейная, побочных заданий в ней мало, а те, что есть, не так-то просто найти. При этом награда за выполнение не всегда полезна.

Есть вопросы и к дизайну подземелий: они повторно используются несколько раз за игру, по этажам приходится двигаться то вверх, то вниз, разгадывая совсем не сложные, но муторные головоломки.

Есть и положительный момент: этому «увлекательному» исследованию не мешают случайные столкновения с врагами – в коридорах их действительно мало.

Для своего железа игра по-настоящему прорывная: все персонажи озвучены, на каждое важное сюжетное событие создан CG-ролик, 3D рендерится в реальном времени...но технические возможности консоли не в силах полноценно раскрыть задумки дизайнеров и великолепный визуал.

По стандартам Saturn Panzer Dragoon Saga выглядит потрясающе, но в сравнении явно проигрывает многим 3D-проектам для Playstation. Часто ловил себя на мысли, что хотелось бы увидеть ремейк, который вряд ли когда-либо появится.

Те самые прекрасные коридоры
Те самые прекрасные коридоры

Несмотря на все недостатки, я остался очень доволен. Всё, из чего она состоит, буквально кричит «SEGA!!!», как в этом ролике.

Та самая Sega из 90-х годов, где миллионы долларов выделяли на создание Игр с большой буквы, не загадывая, с каким успехом они будут продаваться; где создавали что-то действительно инновационное просто потому, что могли.

Дизайн персонажей и окружения, атмосфера, саундтрек в Panzer Dragoon Saga превосходны, не похожи ни на что другое, и переход серии в жанр RPG только подчёркивает все их достоинства.

Уникальна и хороша по-своему и боевая система: сложно будет найти что-то похожее, а может, и невозможно.

Даже небольшая продолжительность (сюжет и часть побочных квестов заняли у меня 17 часов) идёт игре на пользу. Она не успевает надоесть.

И хотя разные геймплейные элементы не идеальны, они отлично подогнаны друг к другу, здорово работают вместе и совсем не кажутся архаичными (несмотря на то, что Panzer Dragoon Saga вышла в далёком 1998-м).

Процент прохождения
Процент прохождения

Европейская или американская копии сейчас продаются по цене около 900 долларов. Японская от 40-50, но оформлена она при этом, на мой вкус, намного красивее.

Стоит ли западная версия своих денег? Для коллекционера, которому редкость важнее всего, – однозначно да. А вот для игрока... скорее нет.

Игры, которую все назвали бы шедевром не получилось. Всё же это нишевый продукт. Уникальный, качественный, но со своими ограничениями и особенностями, которые понравятся далеко не всем. Однозначно стоит сыграть фанатам Sega.

Azel: Panzer Dragoon RPG из личной коллекции
Azel: Panzer Dragoon RPG из личной коллекции
Panzer Dragoon Saga: hidden gem, контркультура, технологическое чудо. Игра?

Себе в коллекцию взял японскую версию, а игру в первый раз прошёл на эмуляторе. В следующем году планирую второе прохождение, на этот раз на старом телевизоре и оригинальном железе.

Для меня однозначно игра года, хотя с момента её выхода прошло уже 26 лет.

В следующий раз не будет играть на клавиатуре: vvizard

2424
33
11
10 комментариев

Святой Грааль коллекционеров игр на Saturn.

1
1

На авито видел европейку за 150к :) Брать не стал

Татататата
А
Та-та-та та
Кти
Татататата
Вность
Активность
Активность
Активность

1

Полезное!

В это сейчас играть можно или она интересна больше как экспонат?

Ну русский язык есть только в ремейке, в его и советую