Любовь и ненависть по-чешски: ретроспектива Chaser.

Любовь и ненависть по-чешски: ретроспектива Chaser.

Начало двухтысячных — время буйного расцвета шутеров всех мастей и калибров. Первый Far Cry, донельзя огорчивший меня Unreal II, экспериментальный Chrome, даже отечественный Kreed успел пробежать по мониторам. А ещё был Pariah — максимально скучная история, которую я дожал до конца чисто из принципа. Казалось, что делать FPS в те годы ринулись "не только лишь все". И среди этой толпы неожиданно появился Chaser, проект чешской студии Cauldron HQ. Вышел он летом, без громкой рекламы. Я начинал в нее играть, не имея вообще никакого понятия об игре и что меня вообще ожидает, хотелось шутана, взял диск наугад в Альбатросе на Щелковской, а почему бы и нет?
Главный герой, Джон Чейсер, приходит в себя в медотсеке станции Majestic и сразу оказывается втянут в конфликт, о котором ещё ничего не знает. Постепенно игроку открывается картина: 2036 год, Марс давно колонизирован, власть на нём сосредоточена в руках корпораций, объединившихся в MARSCORP. Но диктатура рождает сопротивление, и Чейсер, страдающий амнезией, оказывается втянутым в борьбу между корпорациями и повстанцами. Флешбеки Red Faction не оставляли меня всю игру.

Любовь и ненависть по-чешски: ретроспектива Chaser.

Игра с первых минут начала проверять меня на прочность. Самое начало — прыжки по платформам в грузовом отсеке. По ощущениям и сложности это было что-то из разряда финального уровня Half-Life, и точно не то, чего ждёшь от шутера про восстание. Герой неповоротлив, прыжки неуклюжие — ещё до первых серьёзных перестрелок я успел знатно подустать от игры. Подводные миссии в субмарине стали отдельной пыткой, а эпизод с обороной грузовика по уровню раздражения сравним лишь с легендарной гонкой из первой Mafia. В Chaser хватало моментов, за которые игру можно было искренне возненавидеть.
Но стрельба при этом была отличная. Разработчики навалили в арсенал целую коллекцию: восемнадцать видов стволов, три типа гранат, экзоскелет с встроенными пушками и даже костюм для подводных миссий. В арсенале попадались как привычные автоматы и дробовики, так и редкие модели вроде Calico M950 или экспериментального H&K G11 — для 2003 года это выглядело особенно круто.

Носить можно было всё сразу, без ограничений, но часть оружия встречалась всего один раз за игру. Так инвентарь постоянно обновлялся по мере прохождения. Из дополнительных возможностей были ночное видение и замедление времени, которое превращало перестрелки в короткие киношные сцены. Восстановления здоровья не существовало — только аптечки и бронежилеты. Поэтому сохраняться приходилось часто, а к каждому бою относиться осторожно: пара ошибок — и всё сначала.

Любовь и ненависть по-чешски: ретроспектива Chaser.

Chaser для своего времени выглядел впечатляюще — блестящие поверхности, отражения, мокрый асфальт «Маленького Токио», стрельба по стеклу и катсцены с приятной анимацией. Но красота быстро меркла: ближе к финалу игра превращалась в череду однообразных корридоров, собранных из одних и тех же ассетов. Она была чрезмерно длинной, утомительной, с затянутыми перестрелками и уровнями, которые вызывали зевоту, так что к концу единственным стимулом добить её до титров оставалось желание узнать, чем же все кончится.

Любовь и ненависть по-чешски: ретроспектива Chaser.

И, пожалуй, именно в этом для меня и заключается главное ощущение от Chaser. В ней постоянно сталкивались восторг и раздражение: красивые уровни сменялись унылой пустотой, бодрая стрельба соседствовала с затянутыми миссиями, а желание удалить игру возникало так же часто, как и желание пройти её ещё раз. Любовь и ненависть шли здесь рука об руку, и, возможно, именно эта смесь сделала Chaser игрой, которая не стала для меня шедевром, но навсегда осталась в памяти.
Из архива Горбушки. | Подготовил спецкор MSK

11
5 комментариев