Игра по комиксу, игра-комикс. Обзор вселенной XIII

Одна из лучших игр жанра "Шпионский боевик", которой так не хватает продолжения.

Игра по комиксу, игра-комикс. Обзор вселенной XIII

Перед тем, как начать писать данную статью, я решил пройтись по поиску на сайте и убедится, что какого-либо обзора по игре нет. Однако я наткнулся на емкую и хорошую статью одного из пользователей за 2017 год (позже я наткнулся на эту же самую статью на всех остальных популярных игровых сайтах, но это не столь важно. Статья хорошая.). После долгих раздумий я все-таки решил освежить память читателей DTF и повторно провести экскурс во вселенную игры, а так же рассказать в целом о вселенной "Тринадцатого" более широко, включая комикс, другие игры и телеадаптацию.

С чего все началось?

Игра по комиксу, игра-комикс. Обзор вселенной XIII

История вселенной "Тринадцатого" начинается в 1984 году в Бельгии. На тот момент уже давольно известный в Европе, и во всем мире, сценарист Жан Ван Хамм, создавший викинга Торгала и художник Уильям Вэнс, работавший в ранние годы над серией Тинтин выпускают серию комиксов XIII для еженедельного журнала Spirou. В начале 80-х годов журнал искал свежие идеи и новые формулы для привлечения взрослой аудитории. Новый материал Ван Хамма и Вэнса пришелся как нельзя кстати. Помимо прекрасного сценария в духе шпионских боевиков сделать выбор в пользу "Тринадцатого" поспособствовала манера Уильяма использовать очень проработанный, взрослый, реалистичный и детализированный стиль в своем рисунке, что и хотели видеть редакторы журнала. Вэнс имел необычайный талант изображать боевые сцены максимально эффектно и был рад воплотить свои навыки в жизнь.

Комикс стал очень популярным среди читателей журнала и в последствии первые три эпизода были выпущены как самостоятельный том. Из под пера Уильяма Вэнса было выпущено 18 томов серии, которые выходили в печать до 2007 года. Серия продалась тиражом в 14 миллионов копий более чем в 20 странах и была переведена на множество языков. На данный момент правами на издание владеет компания Cinebook и после 18 тома серия сменила художника и сценариста.

Герой комикса приходит в себя на берегу восточной части Соединенных штатов. Он ничего не помнит. Единственные зацепки, которые у него есть, это татуировка на ключице с римскими цифрами XIII и фото с некой женщиной по имени Ким Роуленд, которая является вдовой капитана армии США Стива Роуленда. Почему он тут оказался? Что это за цифры? Как он связан с женщиной на фото? И вообще кто он такой? На все эти вопросы "Тринадцатый" ищет ответ на протяжении первых пяти томов графического романа.

Все события комикса очень детально проработаны, красиво обставлены художником и соответствуют духу шпионского сеттинга. Главный герой на протяжении всей серии постоянно меняет местоположение, участвует в интригах, узнает все больше о своем прошлом.

Вот он начинает охоту на убийцу по контракту по кличке Мангуст , в другом томе XIII оказывается в тюрьме для безумных преступников, а в томе под номером пять угоняет самолет во Франции. Истории в графическом романе насыщены, полны неожиданных поворотов и колоритных персонажей. А ключевой заговор всей серии не отпускает до самого конца.

Игра по комиксу, игра-комикс. Обзор вселенной XIII

Серия комиксов XIII представляет огромный простор для развития. В таком детально проработанном сеттинге можно создать очень проработанную игровую франшизу. Ведь, как мне кажется, в шпионской тематике можно сколько угодно вводить персонажей, менять место действия и заново рассказывать истории о похождениях главного героя. Самое главное в этом плане остается хороший сценарий.

Наверняка так и думала студия Ubisoft , когда выпустила игровую адаптацию графического романа в 2003 году. Но как передать уникальный стиль комикса в игре и втянуть в сюжет с головой?

Стиль определяет все.

Игра по комиксу, игра-комикс. Обзор вселенной XIII

13 марта 2002 года компания Ubisoft объявила о старте разработки игры, в основу которой легла серия комиксов XIII. Игра разрабатывалась на движке Unreal Engine 2, самом актуальном движке на тот момент. Движок позволял легко проектировать сложные уровни и помогал без особых проблем портировать игру на все актуальные платформы.

Первый показ произошел на мероприятии в Монреале, а затем разработчики в том же 2002 привезли проект на выставку E3, где он был представлен на ровне с такими играми, как Doom 3 и Max Payne 2. В последствии игра рекламировалась и на Fall College Tour с сентября по октябрь 2003 года. Тур включал в себя демонстрации игр, в которые можно было сыграть с помощью системы GamePort, которая проецировала изображение сразу на 50 экранов.

Акцент продвижения игры был поставлен на визуальную составляющую и "комиксовый" стиль и можно с уверенностью сказать, что это сработало. До сих пор любой, кто играл в свое время в "Тринадцатого" вспоминает, в первую очередь, уникальный дизайн. Лоран Деток, исполнительный директор Ubisoft строил амбициозные планы на счет франшизы и был уверен в её успехе. Он отмечал, что визуальный стиль делает игру уникальной и отличает от большинства конкурентов.

Мы хотим создать мир настолько уникальным и увлекательным, что игроки моментально погрузятся в игровой процесс.

Лоран Деток, Исполнительный директор NCSA Ubisoft

Добиться эффекта "комикса" помог тип рендеринга Cel-shading, что в дословном переводе звучит как "целлюлозная пленка". Из материала целлулоида производятся специальные прозрачные листы, которые используются для работы над традиционной анимацией. В играх данный тип обработки как раз и используется для имитации ручного рисунка.

Игр, использующих данный тип рендеринга, на данный момент давольно много. Все игры студии Telltale Games, серия Borderlands, The Legend of Zelda Breath of the wild, серия игр Dragonball Z и другие.

Cel-shading в действии
Cel-shading в действии

Благодаря выбору такого рендеринга игра намного глубже погружала игрока в мир XIII и максимально роднила с первоисточником. Визуально это отражалось, как в геймплее, так и в кат-сценах и меню. Нередко было ощущение, что ты читаешь анимированный живой комикс, в котором принимаешь непосредственное участие.

С геймплейной точки зрения все эти атрибуты комикса помогали игроку ориентироваться на уровне и узнавать ключевые элементы сюжета. Например, в стелс миссиях игрок мог визуально видеть приближающегося врага, так как звук шагов сопровождался всплывающими надписями "Tap Tap" так же, как это делается в комиксах для понимания происходящего читателем.

Метательные ножи и арбалет так же способствовали прохождению миссий тихо и скрытно. При попадании в голову врагу на экране появлялись три квадрата с покадровой анимацией попадания в цель и сопровождалось криками убитого на подобие "Arrr" или "Nooo".

Вообще с разнообразием у игры не было серьезных проблем. Уровни были большие и каждый игрок выбирал стиль прохождения сам. Можно было взять автомат и прорубать себе путь как этакий "Шпион Рэмбо" или аккуратно обходить врагов и скрытно снимать снайперов с вышек, не поднимая тревогу. Врагов можно использовать в качестве живого щита, а трупы необходимо прятать.

Практически во всех миссиях, а их в игре в общей сложности 34, игрок начинает без какого-либо оружия. Основной задачей на начальном этапе становится сбор необходимых припасов , включающих защиту (жизни в игре не восстанавливались автоматически) и оружие. Так же, во многих моментах для открытия дверей или для открытия путей на крышу с помощью крюка-кошки, игроку необходимо использовать отмычки.

Арсенал у игры внушительный. Всего в XIII 16 видов оружия начиная от ножей и заканчивая базукой. Все основные виды на месте : Shotgun, Assault Rifle, Hunting Gun, 9mm Pistol и так далее. Базукой например можно, как раскидывать врагов в разные стороны, причем при взрыве появляется большая надпись "BOOOM", так и взрывать крупные цели, например, вертолет. В довесок к основному оружию такие предметы, как стул или бутылка , можно также использовать для немедленного скрытного устранение цели.

Искусственный интеллект врагов звёзд с неба не хватает, но основные функции они выполняют. Стреляют давольно метко, меняют местоположение, собираются в кучу. В режиме стелс занимаются патрулированием окрестностей, поднимают тревогу при обнаружении и находят не убранные трупы. Для такой игры это более чем достаточно, потому что помимо геймплея , развлекает игрока отменный сюжет.

Заговор мирового масштаба.

Начало игры в целом повторяет первые 5 томов одноименного комикса. Вы так же, как и в оригинальной истории оказываетесь на пляже без какого-либо понимания кто вы, что вы тут делаете, и как тут оказались. Единственная зацепка: татуировка в виде римской цифры XIII и ключ от банковской ячейки. Практически без сил героя находит спасатель и доставляет в пляжный дом. Окончательно прийти в себя и отдохнуть не удается, ведь на след игрока выходит наёмный убийца с кодовым именем Мангуст, задачей которого стоит устранить вас. С этого момента управление "Тринадцатым" полностью ваше.

События игры развиваются так стремительно, словно поезд, движущейся по наклонной без тормозов. В лучших традициях шпионских фильмов про Джеймса Бонда или Джейсона Борна, сюжет не дает расслабится ни на секунду. В "меню" XIII неожиданные повороты, смена локаций, отлично прописанные персонажи, осознание того, что всё не то, чем кажется на первый взгляд. Благодаря прекрасному первоисточнику и великолепному сценаристу Ван Хамму сюжет погружает моментально и не отпускает до финальных титров.

Список участников "ХХ"
Список участников "ХХ"

Основа истории развивается вокруг группы людей , называющих себя "ХХ" или "Клан Двадцати". Все члены этой закрытой организации являются представителями разных государственных структур и высших слоев общества. Банкир, судья, сенатор США, CEO новостного издательства и т.д. Целью главного героя, помимо идентификации своей личности и восстановления цепочки событий, повлекших к потери памяти , также является раскрытие личности всех членов организации "XX". По ходу прохождения с некоторыми из них вы встречаетесь лично в виде босс-файта. Это единственные противники в игре с полоской жизни.

История проносит вас по игре с огромной скоростью, вываливая по дороге события и разного рода неожиданности, но, к сожалению, в конце она оставляет больше вопросов, чем ответов и даёт жирный намёк на продолжение, которые мы ждём уже 16 лет.

В главных ролях.

Помимо первоклассного сюжета, отличной визуальной составляющей и проработанного геймплея Ubisoft также пригласила звёзд кино и телевидения для озвучки ключевых персонажей. Было важно передать атмосферу игры правильно, поэтому к диалогам и их восприятию подошли так же серьезно.

Главного героя игры озвучивает актёр Девид Духовны, известный по сериалу "Секретные материалы" и фильму "Эволюция". А в русской версии озвучку отдали Александру Груздеву, который известен в нашей стране, как голос многих персонажей игр, фильмов и мультипликации.

Одного из ключевых персонажей игры , генерала Каррингтона озвучил настоящий Бэтмен телевидения 60-х и мэр Куахога Адам Уэст. Русский голос генералу подарил актер озвучки Алексей Борзунов.

Майор армии США Джонс говорит голосом американской реп-исполнительницы и актрисы Ив. Актриса известна ролями в фильмах "Три Икса" и перезапуском "Ангелов Чарли"

Игра по комиксу, игра-комикс. Обзор вселенной XIII

Музыка нас связала.

Шпионский сеттинг не может быть полноценным без идеально подобранной сопроводительной музыки и саундтрека. В Ubisoft это прекрасно понимали и подошли к вопросу выбора музыки для игры так же основательно, как и к подбору голосов озвучки.

К написанию саундтрека привлекли основанный в 90-х коллектив Future Primitive Sounds. Музыканты делали упор на различные формы искусства, связанные с культурой хип-хопа и старались внедрить их в разные сферы музыки, искусства и разного рода событий. Коллектив привлек большое количество разных музыкантов для написания такого саундтрека, который дополнил бы и без того глубокую и проработанную историю и помог бы игроку ярче переживать события главного героя.

Мы хотели уловить суть "XIII" в этом саундтреке, продемонстрировав его ностальгический стиль, в то же время придав ритмам современный уклон. Этой музыкой мы хотели рассказать свою историю и создать цельный микс, который дополнит энергетику "XIII" и разогреет игроков.

Марк Херлихи, Креативный директор Future Primitive Sound

В результате упорных трудов, для игры разными исполнителями было написано 13 саундтреков. Музыка сочетала в себе разные стили и включала песни в духе типичной музыки 70-х годов, такой как фанк, соул, джаз и хип-хоп. После изучения истории и персонажей игры, для общей стилистики был выбран нуар и футуристичный стиль, чтобы максимально четко отразить дух шпионского боевика.

Один из рецензентов сайта IGN поставил саундтреку оценку 8 из 10, добавив при этом, что "игрок быстро забывает музыку, переключаясь на геймплей".

Вместе веселее.

Помимо прекрасного одиночного прохождения в игре также присутствовал мультиплеер. В нем были разные режимы для разных платформ и подход к реализации отличался. Всего максимально на одной карте могли располагаться 16 игроков. Стандартных режимов, которые были во всех версиях игры, три. Это Team Deathmatch, Deathmatch и Capture the Flag.

В версии для PC и Xbox присутствовал дополнительный режим Sabotage, в версии для PC, PS2 и Gamecube режим The Hunt, а для РС и PS2 эксклюзивом был режим Power-Up. В зависимости от платформы, игроки в офлайн (против ботов) и онлайн режимах варьировались от 4 до 16 человек. Например в версии для консоли от Nintendo не было онлайна, в то время как на PC отсутствовал сплитскрин, но был режим редактора карт.

Для режима Deathmatch было разработано 13 карт и одна дополнительная к режиму Team Deathmatch. Capture the Flag включал в себя 5 карт , а режим Sabotage всего 3.

Игрок мог выбрать на старте одного из 10 возможных персонажей для игры. Однако, так как сама игра не имела никакой защиты, позже было добавлено еще 99 неофициальных скинов , включая акулу, утку, летучую мышь, собаку и чайку.

Оценки и продажи.

Оценки игры на сайте Metacritic составляют практически одинаковый бал для всех платформ, на которых вышла игра:

  • (Xbox) 74/100
  • PS2 73/100
  • GameCube 73/100
  • PC 72/100

В целом большинство рецензентов отзывались об игре положительно. Больше всего хвалили визуальную составляющую игры, но ругали игровой процесс в целом. Сайт IGN назвал XIII "великолепным сюжетно-ориентированным блеском", но в то же время отметил , что "по своей сути он отягощен некоторыми изумительными недостатками, в дополнение к тусклому оружию и простому бою"

Издательство GameZone так же раскритиковала боевую систему, сказав, что "если бы не визуальный стиль, XIII был бы скучной игрой"

GameSpy критиковал графику и мультиплеер , но пришел к выводу что "когда дело доходит до игрового процесса, XIII - отличная игра ... просто ее не стоит оценивать как "FPS года", потому что, к сожалению, это не так"

Российские издательства также не остались в стороне и поспешили резюмировать свой игровой опыт.

Так, "Игромания" поставила игре оценку 9 балов из 10 возможных , добавив , что "Хардкорное сочетание стильного cell-shading, лихо закрученного сюжета, стремительного, как Ниагара, геймплея и мощной атмосферы дает на выходе великолепный шпионский боевик, который нельзя поглощать порциями. Его надо брать весь, сразу. Вы же не смотрели фильмы про Бонда кусками, верно?"

Российский портал игр Absolute Games (AG) присвоил игре 59% из 100. Рецензент отмечал хороший искусственный интеллект врагов, а к недостаткам отнес слабую графику и игровой процесс.

Издательство "Страна игр" поставила игре оценку 6 баллов из 10.

В России игру издавала компания "Акелла". Издатель подошёл к релизу основательно, поэтому были переведены и текст и звук.

В результате сдержанные отзывы критиков и скромные продажи нанесли определенный отпечаток на дальнейшей судьбе франшизы. Но тем не менее "Тринадцатый" не исчез после игры от Ubisoft и постарался задержаться в памяти игроков подольше.

Продолжения, которых никто не ждал.

В 2007 году студия Gameloft , которая является дочерней компанией Ubisoft выпускает своеобразное продолжение игры XIII для мобильных телефонов на платформе Java.

Игра получила название XIII 2: Covert Identity и представляла из себя side-scroll шутер визуально напоминавший комиксы. На выбор было два персонажа. Первым был персонаж "XIII" - главный герой комиксов и первой игры, а так же специальный агент Джессика. Геймплейно игра была насыщена перестрелками, взрывами, битвами с боссами и неким подобием файтинга. Персонаж мог управлять техникой, и в игре присутствовали миссии на яхте, водном мотоцикле и самолете, а места действия были на пляжах Мексики, в особняках Нью-Йорка, всевозможных военных базах и тюрьмах.

Касательно сюжета сложно что-либо сказать, потому как в подобных играх он подавался слабо, выводя на первый план геймплей.

Так же стоит отметить, что Gameloft спустя год после релиза XIII от Ubisoft выпустила свою версию для мобильных телефонов на платформе Java. Сюжет копировал события оригинала, но опять же, в силу платформы и в угоду геймплея был подан поверхностно.

В 2011 году на странице Facebook французской студии-разработчика Anuman Interactive появилось сообщение о скором выходе игры по вселенной XIII. Игра получила название "XIII Lost Identity". Помимо смены разработчика и издателя, игроков насторожил список платформ, в котором были указаны лишь PC, Mac OS и iOS. Игра вышла в том же году в ноябре и оказалась адвенчурой с поиском предметов.

Игра от Anuman лишилась почти всех экшн составляющих , но зато сохранила визуальный стиль комикса почти на 100%. Сюжет у адвенчуры копировал сюжет первоисточника и также начинался с пробуждения на пляже без единых воспоминаний о себе. На данный момент игра также доступна на Android платформу.

После выхода последней игры в 2011 году фанаты серии ещё больше стали склоняться к тому, что продолжение проекта от Ubisoft никогда не увидит свет. До сих пор, спустя почти 9 лет, нет не одного намёка или какой либо информации касательно развития франшизы.

Что же делать фанату, который прошёл первую часть игры, прочитал под впечатлением все комиксы, увлекся мобильным геймингом и нашел все предметы? Конечно же смотреть сериалы!

Дьякон Фрост в роли XIII

Стивен Дорфф в роли XIII
Стивен Дорфф в роли XIII

В 2008 году малоизвестный режиссер Дуан Кларк выпускает мини-сериал состоящий из всего двух серий общей продолжительностью 136 минут. Главную роль в сериале исполнил актер Стивен Дорфф, широко известный зрителям по роли Дьякона Фроста в фильме Блейд. Антагониста с кодовым названием Мангуст играет актер Вэл Килмер, сыгравший Бэтмана в одном из фильмов вселенной DC. Впервые сериал показали 6 и 13 октября 2008 года на телеканале Canal+, затем почти через год 8 и 15 февраля 2009 года на телеканали NBC в Соединенных штатах.

Сюжет сериала, в отличие от оригинала, претерпел изменения. Он строится на той же основной сюжетной линии, что и комикс, но предлагает свои варианты. Например, в сериале президент США - женщина, а "Тринадцатого" находят на на пляже, а застрявшим на дереве после неудачного приземления. В остальном теория заговора, все ключевые персонажи и основные моменты на месте.

Вэл Киллер в роли Мангуста
Вэл Киллер в роли Мангуста

Рецензии на мини-сериал были в основном сдержанные , а рейтинг на сайте IMDb составляет 6,7/10 на основе 6390 оценок пользователей, а так же оценку в 44/100 на Metacritic, основанной на 6 рецензиях и 7,2 на основе оценок пользователей.

В целом сериал стоит посмотреть фанатам франшизы и всем любителям шпионских боевиков. За две серии происходят не так много событий, но совсем провальным мини-сериал назвать нельзя.

Вслед за мини-сериалом в 2011 году вышло прямое продолжение под лаконичным названием "XIII". Дорффа сменил другой актер по имени Стюарт Таунсенд и историю растянули на два сезона по 13 серий в каждом. История продолжается ровно с того места, с которого закончимся мини-сериал и сюжет продолжает развивать тему заговора "Культа Двадцати" вплоть до второго сезона. Второй сезон рассказывает свою уникальную историю, не отраженную в комиксах.

Аиша Тайлер, Стюарт Таунсенд, Виржини Ледуайен
Аиша Тайлер, Стюарт Таунсенд, Виржини Ледуайен

Рейтинг продолжения на IMDb составляет те же 6,7/10 но уже на основе 2430 пользователей. Рецензенты отмечают неплохой сюжет, но ругают слабую актерскую игру. Большинство отзывов сдержанные и в целом похожи на рецензии о мини-сериале.

Говоря о всей телеадаптации в целом, можно сказать, что сериал и мини-сериал не давали стереть из памяти франшизу и справлялись с этим в целом хорошо. Хоть и средние, но все же проработанные сериалы рассказывали хорошо построенную историю, проверенную временем и в очередной раз возвращали к вселенной "Тринадцатого" и вселяли надежду на игровое продолжение.

Что происходит сейчас?

Игра по комиксу, игра-комикс. Обзор вселенной XIII

Ничего. Нет, серьёзно, вообще ничего. Последний комикс был выпущен в 2016 году и то без участия создателей серии, последняя телеадаптация вышла в 2012, а последняя игра по мотивам вообще в 2011. Перед тем, как писать статью, я изучил много материалов по вселенной в целом , посетил много иностранных и российских сайтов в надежде найти хоть какое-то актуальное упоминание игры. Всё безрезультатно. Нет даже намёков. Игра от Ubisoft постоянно попадает в "топы" игр , которым нужно продолжение или переиздание, но это максимум, что можно найти. Адаптации находятся в некой стагнации и не известно, сдвинется ли история дальше.

Вселенная «Тринадцатого», это яркий пример крепкого шпионского боевика, с уникальным сценарием , вдохновлённый собирательными образами всех представителей жанра. В то же время это несравнимый опыт, который заставляет игрока погрузиться в сюжет, запомнить персонажей и полюбить франшизу навсегда.

Ubisoft на данный момент имеет раскрученные франшизы вроде Assassins Creed или Far Cry и вряд ли захочет вернуться к провальной (в плане продаж) игре. Возможно у них уже давно нет прав на "тринадцатого", об этом история так же умалчивает. Но, а нам остаётся верить, что когда-нибудь мы снова увидим знакомые цифры в анонсирующем трейлере и вновь окунёмся в шпионские интриги, заговоры и отменный визуальный стиль.

Статья подготовлена специально для сайта и пользователей DTF.

161161
70 комментариев

Статья с душой, вспомнил детство - купил ее на трех или четырех CD, лицензию, офигел от графики и с удовольствием прошел.

25
Ответить

Спасибо!
Последние три дня жил игрой.
Перелопатил весь интернет, собирал материал, резал гифки и тд.

9
Ответить

XIII мать селшелдинг игр,в свое время очень нравилась тоже в захлёб проходил.

Ответить

Я сначала купил ее на 2 CD и был изрядно удивлен ее скоротечностью. После второй миссии что ли все все заканчивалось. Пришлось искать лицензию.

Ответить

о-фИ-ГЕТЬ! Так она еще и на ПК была? Я думал что это чисто на java было

11
Ответить

Я только про java-игру и знал

3
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить