The Getaway - Игра, опередившая свое время от авторов L.A. Noire или кривой клон GTA в духе Driver 3?

The Getaway - Игра, опередившая свое время от авторов L.A. Noire или кривой клон GTA в духе Driver 3?

Через год наступит 20 годовщина с выхода The Getaway. Если вы не помните эту классическую игру для PS2, пора вернуться в начало нулевых, когда влияние GTA 3 проявилось в распространении городских криминальных симуляторов с открытым миром, впоследствии названных «клонами GTA». В 2002 году команда Soho «The Getaway» стала одной из первых, кто сменил комичный вид GTA на серый Лондон, полный придурков, бродяг и головорезов, кричащих «Ave summa thaaat!», как они стреляют в вас.

The Getaway - Игра, опередившая свое время от авторов L.A. Noire или кривой клон GTA в духе Driver 3?

Карты, деньги, два ствола

Когда фильм превращается в нечто большее, чем просто фильм? Этот вопрос был задан в динамичном и запоминающемся рекламном ролике 2002 года, который помог The Getaway, новаторской игре о преступности в открытом мире, пробиться на PlayStation 2. Да, популярность фильмов о гангстерах тогда была на высоте благодаря картине Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола», но для игровой индустрии такое глубокое погружение в мир Лондона было чем-то новым.

Тот самый ролик

Сегодня никого уже не удивить рекламными роликами AAA-игр, которые по качеству не уступают голливудским фильмам. Тогда же мрачное двухминутное видео с живыми актерами стало настоящим откровением: оно рассказывало об увлекательной игре в открытом мире, которая благодаря мощи PS2 обещала перенести Лондон на экраны телевизоров.

Много говорилось о том, как 40 квадратных миль точно нанесенного на карту Лондона The Getaway затмевают Либерти Сити в GTA 3, и как вы можете кататься на настоящих автомобилях, таких как Saab 9-X и Lexus SC 430 вместо нелицензионных машин в GTA 3. The Getaway был призван встряхнуть молодой жанр криминальных симуляторов.

"Думаю, никто из нас не осознавал до конца, во что мы ввязываемся». Нетрудно понять, почему: до того, как в игре появилась огромная фотореалистичная территория, вместившая около 25 квадратных километров Лондона.Игрок должен был выполнять задания в роли водителя, чья работа — скрываться с места преступления. Вас нанимали бы для совершения ограблений по всему миру"

Гэвин Мур (Gavin Moore), Режиссер анимации The Getaway
Слева - реальное фото, справа - игра. На первый взгляд их трудно различить
Слева - реальное фото, справа - игра. На первый взгляд их трудно различить

Но глава студии Брендан МакНамара увидел в этой концепции возможность создания большого открытого мира с богатым сюжетом для PlayStation 2. Так игра о неприметном преступном водителе стала масштабным гангстерским боевиком, настоящий главный герой которого — само место действия, "Лондон".

В команду постепенно набралось более 60 человек, и требования к технологиям тоже понемногу возрастали.

Брендан МакНамара собственной персоной
Брендан МакНамара собственной персоной

«Мы не хотели разбивать воссозданный нами Лондон на зоны с загрузками между ними. Нам хотелось, чтобы игроки погружались в игру полностью. Но у PS2 не было жесткого диска, поэтому загрузить в память целый город было невозможно.

Нам пришлось полностью переписать движок так, чтобы геометрия и текстуры областей загружались постепенно, когда игрок находился близко к ним. Тогда это была едва ли не революция. Но загрузка и передача данных с такой скоростью сильно нагружала дисковод PS2. Чтобы уменьшить нагрузку, информация о городе была записана на диск последовательно».

Гэвин Мур (Gavin Moore), Режиссер анимации The Getaway
The Getaway - Игра, опередившая свое время от авторов L.A. Noire или кривой клон GTA в духе Driver 3?

The Getaway была одним из немногих проектов того времени, где использовался минималистичный пользовательский интерфейс. На экране не было ни индикатора здоровья, ни счетчика патронов, ни карты. Чтобы понять, куда нужно ехать, приходилось следить за почти незаметными подсказками — например, мигающими указателями поворота на машине. Персонаж постепенно начнет хромать или медленно идти при смерти, если он получил слишком много пуль. Для восстановления нужно облокотиться на стену и отдышаться. Когда и игрок и враги быстро погибают, это реалистично, поэтому игроку нужно использовать систему укрытий, с помощью которой вы можете прилипать к стенам, выкатываться из укрытия и даже вести слепой огонь. Опять же, это механика, которую мы увидим лишь несколько лет спустя, но для 2002 года это стало чуть ли не откровением. Правда красные взрывоопасные бочки тут тоже есть.

Стрельба с укрытиями в наглядном виде

The Getaway - Игра, опередившая свое время от авторов L.A. Noire или кривой клон GTA в духе Driver 3?
The Getaway - Игра, опередившая свое время от авторов L.A. Noire или кривой клон GTA в духе Driver 3?

Зомби по имени Шон

Несмотря на все свои претензии на открытый мир, The Getaway не поощряет исследование города, а крутится вокруг сюжета. Лично я впервые поиграл в игру на эмуляторе в 2017 году. Еще немного в 2021. Если рассуждать объективно, спустя годы игра растеряла свою харизму. Вождение по узким улочкам Лондона без GPS удовольствие довольно специфическое. Зачастую вообще можешь там заплутать в двух соснах, что приходилось смотреть маршрут на Youtube. Если конечно не хочется кружить по местным паркам. Тот-же Driver 3 мне больше зашел, когда я устроил себе марафон трилогии в 2016 году с геймпадом. Но в третьем драйвере большая проблема это перестрелки. В The Getaway наоборот перестрелки это сильная часть игры, а вождение тут как будто для галочки. И вождение это основная часть игры процентов на 80. Вау-моментов при вождении тут нет. Если не считать хвост, который тебя обстреливает, да полицию. Вроде и Лондон тут какой-то серый и довольно душный. Да и колорита тут мало. Двухэтажные автобусы, женщины-полицейские с дубинками, да красные телефонные будки. Лично мне сюжет не зашел, развивается он медленно. За 4 года прошел 7 уровней. Так-же у игры есть неоффициальный перевод с русской озвучкой. Голоса те же самые, что озвучивали GTA Vice City (именуемые сладкой парочкой или Kudos).

Пример русской озвучки

Не легенда

Метакритик у игры 72%, пользовательская оценка так-же в районе 70%. По итогу можно сказать The Getaway далеко не обязательная для ознакомления и тем более прохождению игра, однако если Вы ищете хардкорную игру в духе первой "мафии", то почему бы и не попробовать поиграть. Правда для меня играть в эту игру даже не хардкор, а скорее мучение. Выйди она сразу на пк, мне кажется она получила бы справедливой критики в свой адрес. В нынешнем своем виде игра ни рыба, ни мясо. Можно отнести ее к категории проектов, вроде Driver 3, типичный середняк-проходняк (на релизе в него не играл). Тем более спустя все эти годы. По потенциалу могло быть значительно лучше. Как например L.A. Noire от МакНамары. Первый блин что называется вышел комом.

The Getaway - амбициозная игра, которая вышла задолго до своего времени. На самом деле это не было попыткой быть GTA, это была попытка создать сюжетный, кинематографический опыт; то, что мы не увидели до следующего поколения консолей. Трудно отрицать, что The Getaway стала одной из самых крупных и популярных игр для PlayStation 2. Ее кинематографичный стиль сильно повлиял на дальнейшие экшены от третьего лица, вышедшие в последующие годы, однако никто из них не попытался изобразить ту же атмосферу Лондона. Это не относится к Watch Dogs Legion.

Геймплейный трейлер

The Getaway - Игра, опередившая свое время от авторов L.A. Noire или кривой клон GTA в духе Driver 3?

«Мне нравилось вступление игры и то, как оно сразу переходило в игровой процесс. The Getaway отличалась от стандартных игр того времени, которые выводили на экран множество всяких индикаторов. С начала и до конца все было как в кино. Достичь такого эффекта было непросто, но результат оправдал ожидания».
«Я очень горжусь The Getaway и нашими достижениями. И хотя на создание игры ушло много времени и сил, я вспоминаю о тех временах с теплотой. В London Studio вас награждают табличкой с платиновым диском, если ваша игра продается миллионным тиражом (продажи составили приблизительно 3.5 млн дисков). Я привез свой диск в Японию; сейчас она висит в моем доме в Токио. Он напоминает мне о том, с чего я начинал и что можно достичь любой цели, даже на первый взгляд невозможной.


Уилл Бердон (Will Burdon), Технический директор
The Getaway - Игра, опередившая свое время от авторов L.A. Noire или кривой клон GTA в духе Driver 3?

6 фактов о The Getaway

  • Команда использовала более 500 000 фотографий, чтобы воссоздать в игре настоящий уголок Лондона. Из-за столь пристального интереса одному из художников команды запретили появляться в городских отделах планирования: он проводил там слишком много времени, изучая материалы.
  • Бороздки на обратной стороне диска с The Getaway образуют цифровую карту Лондона.
  • Когда художники команды фотографировали район Сохо, чтобы воссоздать его в игре, за некоторыми из них погнались вышибалы местных клубов.
  • В игре есть секретный режим вождения от первого лица. Найти его вам помогут режим свободного вождения, розовая витрина магазина, Чаринг-Кросс-Роуд и очень жесткое ограничение по времени — поняли намек?
  • Персонажа «Брови» сыграл Пол «Рыба» Берфут. В настоящее время он владеет лондонской компанией, которая производит товары по уходу за волосами. Компания находится в Сохо. Другие актеры, игравшие персонажей в The Getaway, прославились ролями в голливудских и болливудских фильмах.
  • Именно диск с The Getaway стал стомиллионным диском, произведенным DADC (Digital Audio Disc Corporation), поставщиком Sony — важная веха в истории компании.
The Getaway - Игра, опередившая свое время от авторов L.A. Noire или кривой клон GTA в духе Driver 3?

В статье частично использованы материалы

11 показ
7.9K7.9K открытий
44 комментария

Игра 2002 года в разделе "Ретро"...

Ответить

Гта 3 или Вайс этих же лет это не ретро?)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ооо...какая ностальгия.... В декабре 2005 года мне с братом подарили PS2 и там было 3 диска. FIFA 04/05, Silent Hill 3/4 и The Getaway: Black Monday. После 1-ой Сонечки мне казалось, что в Getaway не графика, а вот реальный фильм, настолько красивой она была, еще заставочки очень поражали. Моя первая пройденная игра на PS2. Еще их вот этот британский акцент тогда запомнился. Никогда не переигрывала в нее, так побаиваюсь, что она мне сейчас не зайдет, но на тот момент мне очень нравилась, поэтому пускай останется таковой во воспоминаниях.
И если честно я долгое время не знала, что это 2-ая часть, о 1-ой даже и не знала.

Ответить

Getaway: Black Monday
Либо я был слишком тупым, чтобы пройти, либо она где-то баговала, но я её запомнил навсегда

А режим свободного передвижения по городу вообще конфетка (даже примерно помню где находится какой-то редкий полицейский спорткар)

Ответить

Новое Олдовое конечно шиз каких поискать, но у него давным-давно был годный видос про эту игру:

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить