{"id":2412,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=2412&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=1620c155cf544062859cfaabcc12f9dd73613708c43c381ba3dbf0828037edcd","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ретро
Рахон Р.

Shadowrun на Сеге. Вспоминая великую франшизу

Честно, не люблю напыщенную риторику – великая статья о великой игре, великое кино о великой войне и вот это вот всё. Да и потом, речь же идёт о какой-то там ролевушке на 16-битной консоли, умершей ещё до прибытия в Антарктиду лавкрафтовских Старцев. О чём вы, какой Шэдоуран в 2021, где актуалочка, где повесточка?

И все же я считаю, что в некоторых случаях такая риторика вполне уместна. Вспоминая, что это 1994-й год. Вспоминая, что это разветвленная и многогранная RPG с гигабайтами текста (гипербола, да), с вариативностью прохождения (не сюжетной, а скорее геймплейной), с игрой-в-игре, ни на что не похожим сеттингом и нуарной атмосферой, сочащейся из каждого диалогового экрана. И все это – на Сеге, блин. Где добрая половина ролевух – хэк-н-слэш с прыганьем по платформам в духе Light Crusader. ЪУЪ СЪКА, да как же такая игра могла не оставить о себе воспоминаний?

А вот.

Франшизе Shadowrun в постсоветской России, мягко говоря, не свезло. Начнем с базы – настольной игры. В СССР из доступных настолок вспоминаются «Шёл солдат со службы», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (серьезно, она так и называлась, сюжет там был о бегстве крепостных крестьян из… ладно, забудьте) и карманный билья... футбол; соответственно, гиковской традиции с обязательной вечерней партейкой в DnD взяться было неоткуда. В девяностые обстановка была не лучше: по понятным причинам на пик славы вознеслись экономические игры типа «Наебизнес», где школота могла впервые в жизни подержать в руках котлету из купюр с надписью «Банк приколов».

Соответственно, богатейший бэк Shadowrun у нас можно было сразу вынести за скобки, плюнуть и забить: все попытки продвижения франшизы в России базировались на пустоте. Сами по себе попытки эти тоже были редкими и больше напоминали конвульсии. Другая FASA-вская франшиза, Battletech / Mechwarrior, правда, также основывалась на настолке. Но там были Огромные Боевые Человекоподобные Роботы (а это такой аналог поста с котиками – так и тянет лайкнуть) и громадный книжный сериал, который везде активно рекламировался. Например, я впервые о нем узнал, кажется, из журнала для моделистов "М-Хобби".

Поэтому Штайнерам-Дэвионам в России повезло куда больше, а вот судьба книжной серии Shadowrun была плачевной. Из сорока с лишним томов у нас выпустили три книшки под уродливым тайтлом «Кибермафия» – плоский, но полезный в смысле знакомства с лором боевичок «Теневые игры»; очень претенциозное «Исчезновение во тьме», которое я в свои 13 лет считал вершиной западной философской мысли; и «Подменённый», который мне в итоге так и не попался. Весь тлен российской экзистенции Shadowrun можно представить хотя бы по тому факту, что переводчики так и не смогли нормально локализовать и объяснить само название франшизы, выкручиваясь невнятным подстрочником типа «Бегущие в тенях» (впрочем, тут вопрос сложный – оставить просто «раннеров»? Придумать аналог? А какой? Беготение? Тенебежцы?)

Cyberpunk-1994

Окей, давайте честно ответим на простой вопрос: «Что лично я в том же 1994-м году знал о киберпанке?»

Нет, ответы «Я в 1994-м еще не родился» мы сразу отметаем как неорганизованные. Это классика, это знать надо. Скажу лично про себя. Про 94-й говорить не станем, патамушта Shadowrun до наших палестин добрался хорошо если года через два после выхода. Но и в 1996-м я про киберпанк знал следующее: это первая проба Киану Ривза в жанре (фильм «Джонни-Мнемоник»), а также аниме с голой бабой-киборгом, про которое писал в «Великом Dраконе» журналист Лорд Ханта. Выражения типа «матрица», «нейромант» или «хакер» были голимой тарабарщиной, не говорящей ни о чём. Предтечу эстетики киберпанка, фильм «Бегущий по лезвию», 12-летний я выключил через десять минут с криком «Тарковский какой-то!» До следующей, и куда более успешной, интеграции Киану Ривза в кибермиры оставалось ещё года три…

Это первое. Второе. В Shadowrun по тем временам был крайне сложный и непривычный нам сеттинг, напоминающий книги Суэнвика или Мьевиля. В ту пору фэнтези только приходило в Россию, и, конечно, это было фэнтези в самом его классическом, традиционном варианте - многочисленные переводы-пересказы "Властелина Колец", перумовские фанфики и вездесущая "конина". Городское фэнтези было не в чести, по Нескучному саду бегали эльфы в душевых занавесках и с мечами из кривой эстонской лыжи, представить себе в книге гнома, сидящего с баночкой пива перед телевизором, было невозможно. А на невинный вопрос «Ты «Дочь железного дракона» читал?» мог сразу поступить такой прозрачно-ясный ответ, что пришлось бы собирать выбитые зубы сломанными руками.

И тут вдруг при таких вводных перед нами возникает вселенная, где нашпигованные имплантатами орки в кожаных куртках крышуют на рынках китайских торговцев маринованными свиными ушами. Где эльфы в итальянских костюмчиках заседают в советах директоров враждующих мегакорпораций, опосредованно или явно управляющих всем миром – при том что номинальные правительства никто не отменял. Где индейские шаманы, почувствовав возвращение в наш мир Магии, устроили новую Пляску Духа и оттяпали у американских понаехалов большую часть своих исконных земель. Где президентом США стал дракон (самый натуральный, ящерица такая здоровенная), а значительная часть действия происходит не в е@учем Эгладоре (при всём уважении), а в абсолютно земных и почти современных локациях города Сиэтл.

Ладно. Допустим, это всё – просто такая нарративная техника. В конце концов, кто-то должен был додуматься до того, чтобы перевести исконные толкиновские расы в современную стилистику (попутно придумав наукообразную основу про Большое Пробуждение). Дело не в этом. Дело в радикально нуарной эстетике «Тенебега». На смену наивным звёздным королям из космоопер и возвращениям Арагорна в сияющих доспехах пришла чёрно-серая (а то и чёрно-чёрная) мораль, где отморозки борются за выживание с ещё большими отморозками, а сверху их прессуют карательные отряды корпораций, сумасшедшие чингачгуки, и ещё какая-нибудь драконья херобора внезапно на голову падает.

Во всём этом мировом зашкваре нужно всё-таки кому-то сопереживать. Этим кем-то и стали «шэдоураннеры» — наемники-нелегалы, выполняющие для мегакорпов грязную работёнку: промышленный шпионаж, саботаж, устранение ключевых фигур в конкурирующей конторе, тыры-пыры. В общем, тайное оружие в корпоративных войнах, когда нельзя решить проблему банальной перестрелкой в офисе ростовского филиала «Ацтекнолоджи».

Именно таким раннером вам и предстоит стать, когда вы включите сеговский Shadowrun 1994-го года.

Начало

Нет. Давайте с начала. Так вот, сперва вы (а вы, напомню, подросток из города Карасук середины девяностых) притаскиваете домой потертый «карик», который выменяли на рынке на «Мортал Комбат 2» и «Червяка Джима». Вы вдохновились словами тамошнего гейм-дилера, что да это сук кароч стрелялка типа Тру Лиез, только там магия ещё и графон, а так вид сверху и по всяким домам ходишь херачишь с шотгана. Вы включаете игру и сразу же…

СРАЗУ ЪУЪ ЖЕ

Сразу же сталкиваетесь с гигантскими простынями текста. На английском.

Это был удар. Сначала вы дрожащими руками проходили этап генерации персонажа, получали обрывочные сведения из вступительного ролика и шли по сюжету в надежде, что вся эта мутная эбола скоро кончится и можно будет херачить с шотгана. Однако время шло, эбола не кончалась, а текста становилось всё больше… и больше… и больше...

(Важное уточнение: Shadowrun - это всё-таки совершенно не Planescape, и текста было очень много исключительно по меркам подростка, не владеющего языком, который из RPG играл худо-бедно только в Beyond Oasis).

Дальше случалось следующее: молодецкий пинок по приставке. Крушение надежд. Пакет на голове для вдыхания клея. Загадочная эпидемия подростковых самоубийств… Ну хорошо. Не факт. В конце концов, всегда находились подвижники, святые старцы, полиморфы сауроновичи, проходящие Phantasy Star IV полностью на японском. Так что и с Shadowrun при желании вполне можно было совладать (скажем, я сразу засел со словарём и, как потом выяснилось, достаточно неплохо разобрался с сюжетом и сеттингом).

Но допустим, вам удалось преодолеть весьма высокий порог вхождения. Что же вас ждало дальше? А дальше был один из самых разнообразных и уникальных игровых опытов в истории сеговского гейминга. Зуб даю на отсечение.

Игра

Я, конечно, начал качком-самураем – пушечное мясо мира Shadowrun, бык, торпеда с мускульными имплантатами в дополнение к единственной извилине. Решение понятное и, с точки зрения новичка, вполне оправданное, ибо валить начинают сразу и жёстко. Но с точки зрения собственно roleplay – не лучший выбор: всё равно, что в том же Planescape до конца проходить с Безымянным-воином, раскаченным в физические характеристики. Впрочем, базовые механики игры были доступны и самураю, и вот что я увидел.

(Кстати: лор Shadowrun настолько объемен и многогранен, что описать его здесь «в крации» было бы невозможно; интересующихся отсылаю к программной статье на сайте журнала «Мир Фантастики» или здесь же, на ДТФ).

Никто меня за ручку не повёл – всё сам, Уася, всё сам. Отжав баблишек у гопников из рандомных ивентов, я зашёл в бар с чудесным фоновым техно и столковался с неким наёмником. Наёмник оказался декером (местное название хакеров), и вот тут-то мне открылся невероятный мир здешней Матрицы – полноценная игра в игре, своеобразная, аддиктивная и очень напоминающая полёты в виртуальности из The Lawnmower Man. А ещё - немножко фильм "Трон" 1982 года. В Матрице можно было воровать заковыристые техноданные и продавать их «Джонсонам» – местным теневым посредникам. Находить контакты «Джонсонов» высокого ранга, у которых потом брать ещё более доходные квесты. Выуживать сюжетные зацепки. Вырубать всю систему охраны местного корпоративного филиала. Деку можно было прокачивать, покупая продвинутые программы и раскалывая Лёд – местный антивирус. На этом случалось залипнуть посильней, чем на собственно хождении по локациям.

Немного про местный интернет. Он настолько тёплый и ламповый, что автоматически переводит Shadowrun в раздел ретрофутуризма (в духе, я не знаю, «Фоллаута» или «Биошока»). Никакого вайфая или там мобильных сетей футурологи FASA предусмотреть, конечно, не могли. Для выхода в Матрицу нужно было подключиться к уличному терминалу и без палева хакать, пока вокруг рыщут корпоративные колдуны и патрули «Одинокой звезды». Кстати, сам термин "Матрица", в значении "глобальная компьютерная сеть, или киберпространство", создатели Shadowrun попёрли из "трилогии Муравейника" Уильяма Гибсона задолго до брасестёр Вачовски. (И оттуда же наше правительство попёрло идею входа в интернет по паспортам, лол. Хм, извините, отвлекся).

В наше время такая трактовка киберспейса стала выглядеть явным анахронизмом, и в какой-то момент в новой редакции правил настолки ввели беспроводной интернет. Это вроде бы соответствует веяниям эпохи, но вызвало раскол среди фанатов: многим отход от наивного канона девяностых показался кощунственным. И да: «Умрёшь в Матрице – умрёшь и здесь?» — «Тело не живёт без мозга». Гибсоновский Чёрный лёд, самая опасная антивирусная программа Матрицы, выжигала декерам моск до того, как это стало мэйнстримом.

Двигаемся дальше и с каждой минутой игры открываем для себя всё новые и новые тонкости. Усиленно респектуем разработчикам при мысли, как им удалось впихнуть такие объёмы в стандартный 16-битный картридж. Вот, скажем, прокачка – свой собственный и вполне функциональный S.P.E.C.I.A.L., где есть и классические базовые характеристики типа силы и харизмы, и узконаправленные скиллы, от работы с кибердекой до метания гранат. Вроде ничего такого, но часто ли вы видели такое на «Мегадрайве»? А ведь есть ещё прокачка оружия (ветераны WoT сладостно содрогнутся, услышав знакомые слова «пробитие» и «альфа»). И прокачка кибердеки (ваш лэптоп для подключения к интернету) – а вот в это нужно вливать тысячи бабла, окупится сторицей.

Один из признаков качественной RPG – прокачка не-боевых характеристик должна серьезно влиять на геймплей. Это я к чему? Качайте харизму и интеллект, boyz, пригодится десятки раз: от снижения цен в магазинах до возможности добазариться миром в рандомных встречах и получения защиты у орочьих банд, промышляющих в сиэтльских гетто.

И это я ещё ни слова не сказал про местную магию. Про то, что в игре два класса колдунов, маги и шаманы, и они играются действительно по-разному. (Сам игрок ограничен шаманским классом, но мага можно нанять). Помните замечательную систему баланса магии и технологии, на которую принято наяривать, когда речь заходит об Arcanum? Здесь она реализована вполне себе логичным образом. Напихал себе в череп имплантатов для сёрфинга по Порнхабу – утратил связь с астральным миром, не сможешь колдовать. Хочешь быть местным Хакунином и насылать под грибочками особо сильные колдунства – забудь о лазерном зрении и синхронизации мозга с пушкой.

Тут выплывает по-настоящему большая беда, которая в век эмуляторов уже неактуальна, а вот в девяностые вызывала у владельцев картриджа Shadowrun системный шок всего организма. Игра большая. Очень большая. Настолько большая, что за стандартную для школьника тех лет игровую сессию её не пройти (напомним, что речь о «Мегадрайве», где средний платформер пробегался за два-три часа). Исследуя киберспейс до глубокой ночи, игрок неминуемо сталкивался с угрозой батиных звездюлей и необходимостью отключить консоль – а у тебя рейд по офису «Ренраку» в полном разгаре. Тут игрок вспоминал о заветном пункте «Сохранить» в опциях, тыкал на него и выпадал в синий экран смерти, когда эта манипуляция ни к чему не приводила. Люди с опытом ещё до начала игры снимали с платы коробку и выясняли главный вопрос жизни, вселенной и всего остального – есть ли на плате батарейка для сейвов? (В подавляющем количестве версий Shadowrun на провинциальном российском рынке не было не только батарейки, но и слота для неё).

С другой стороны, ярую школоту, обезумевшую от просмотра программы «Денди – новая реальность», такой поворот не останавливал: приставка просто работала до тех пор, пока игра не была бы пройдена. Бывало, и неделю подряд, да. (Как тут удержаться от спекуляции на ностальгии: ставь класс, если четверо суток не выключал приставку, чтобы пройти Shining Force 2, а когда до конца сюжетки оставались последние шаги, свирепый батя со словами «Опять кинескоп садишь, ска» вырубал всю приставочную херомантию из розетки…)

Всё ли так гладко?

Хм. Я пропел игре такой панегирик, что может показаться, будто у неё нет недостатков и поигравший в неё немедленно познает дзен элитного 16-битного гейминга. Это не так. Недостатков у Shadowrun, конечно же, полно. Самый главный-то понятен без слов - это корявая сеговская экшн-РПГ, в которую в 2021 году ни один нормальный человек играть не станет, господи ты боже мой. Но есть и другие проблемы.

Графон в игре сосёт по сравнению с такими сеговскими титанами, как Beyond Oasis или Lost World. Немного смягчает ситуацию качественный дизайн, но не очень сильно. А от здешних шрифтов в сочетании с классическим киберпанковским "зеленые буквы на черном фоне" глаза у вас заболят уже на десятой минуте игры. Экшн-составляющая игры, то есть пострелушки, выполнена на удручающе халтурном уровне - вы кругами бегаете от гопников по узким улочкам Сиэтла и лениво постреливаете за край экрана, взяв врага в автоприцел. Ветераны WoT опять почувствуют себя как дома от бесконечного РЕКАШЕТ! НИПРАБИЛ!

Самое же тоскливое - пресловутые полеты в киберспейсе: одновременно и наиболее крутая, и наиболее провальная часть. Фактически, натеребив денег курьерскими квестами, этот огромный сегмент можно вообще пропустить. Делать это не рекомендуется, ибо, во-первых, "матричные" задания оплачиваются очень хорошо, а дрочиться без них придётся долго; во-вторых, из сети можно всегда надёргать каких-то ништяков, которые потом могут хорошо помочь в дальнейших "тенебежествах". Да хоть банально отрубить систему охраны на всём этаже. При этом: толкового обучения в игру не завезли, а бои в Матрице сделаны максимально неинтуитивными. Честно признаться, принцип действия некоторых программ, противостоящих вам, я так и не сумел разгадать (впрочем, что взять с гуманитария? звездуй дальше своего Пазолини смотреть). Поэтому забеги по киберпространству зачастую превращаются в лихорадочную дрочку квиклоада - мне бы такое в мой 1996-й! - и попытки понять, а что я, собственно говоря, сделал не так?

Есть ли вообще смысл говорить о Shadowrun сейчас? Чёрт его знает: по внутреннему ощущению, аудитория старой сеговской версии в России исчезающе мала, и о ней ничего не знают даже многие из тех, кто открыл для себя мир Shadowrun в 2013-м, после выхода вайсмановской Shadowrun Returns.

Вот вам факт: игру я последний раз перепроходил в 2018-м. Чтобы освежить её в памяти перед написанием этого материала, я залез на Ютуб в поисках хорошего русскоязычного прохождения, которое непременно должно быть: ведь ретрогейминг сейчас в тренде! Однако выяснилась странная вещь: вероятно, игра настолько легендарна, что ретрогеймеры считают кощунством осквернять её память тривиальными летсплеями. Во всём русскоязычном сегменте я нашёл один спидран с читами и пару эпизодических прохождений с юными и дерзкими голосами авторов. Пришлось таки перепроходить самому. Сеговская Shadowrun ныне прочно забыта, так что, признаваясь в любви к ней, ощущаешь себя членом маргинального культа. Не лучшее ощущение, что и говорить. Играть в неё сейчас довольно бессмысленно, как бессмысленно на полном серьезе смотреть сериал "Даллас". Но всё-таки, если вы увлечены лором игры, если механически подсчитываете, сколько у вас в кошельке осталось до зарплаты ньюйен; если в донатных дрочильнях на мобилках по привычке делите классы персонажей на самураев, шаманов или декеров; если ловите себя на том, что после полбутылки вискаря звоните своему боссу и шантажируете его взломом корпоративных узлов в Матрице и сливом ключевых данных руководству «Арес Индастрис»…

Ну качните эмулятор и запустите его разок. Там есть Чёрный Лёд, но он безопасен. Он не выжигает мозги.

{ "author_name": "Рахон Р.", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 58, "likes": 137, "favorites": 101, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 713680, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 30 Apr 2021 00:06:44 +0300", "is_special": false }
0
58 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

"ставь класс, если четверо суток не выключал приставку"
еще диод приходилось "заклеивать", а то сразу видно было что включена) ps4 так за 2 дня и прошел, остальные рпгшки к счастью батарейки имели.

13

я маме врал, что выключать нельзя, потому что у неё "ХЭШ ПЕРЕСЧИТЫВАЕТСЯ и может ОБНУЛИТЬСЯ" (хз, что это такое и где я это услышал, но сработало)

13

"Игра большая. Очень большая. Настолько большая, что за стандартную для школьника тех лет игровую сессию её не пройти"

Ох, вьетнамские флэшбэки. Тем летом (уже и не помню, какого года, вроде 96), когда ко мне попала игра, у нас происходили регулярные блэкауты почти каждый день. Может сеть ремонтировали, хз. Свет мог погаснуть в конце восьмичасового забега и это было реально физически больно. В результате стал спидранить "наперегонки со смертью" . Начинал заново раз десять и прошел раза три - последний за пару часов, кажется. Но уже после того, как стало можно играть длинными сессиями. Неплохо помог квестовый рандомайзер, а то бы после пары рестартов бросил, наверное. Из текущего момента времени этот же рандомайзер можно назвать и самой слабой частью игры - атакуй тот же самый офис в десятый раз, только данные будут на другом рандомно сгенеренном этаже (дьябла, привет).  Матрица тоже никогда не нравилась, так в нее до конца и не въехал из-за рандома.  А когда дотошно переписал текст мистера Гундерсона и показал учителю английского (ясное дело,  с переводом всех этих специфических сленговых chummer было глухо, ни по какому словарю они не пробивались) - у того глаза полезли на лоб.

Да, игра по тому времени показалась офигенной почти сразу, как только в нее врубился через какие-то полчаса (был уже закален Flashback), дала неплохой буст и мотивацию к изучению английского и заочно подпортила восприятие рпг в толкиновско-фентезийных сеттингах, с которыми только предстояло познакомиться. ред.

6

у нас происходили регулярные блэкауты почти каждый день

переписал текст мистера Гундерсона и показал учителю английского

chummer - чумба
мрЙонсон - фиксер
сойкофе - декофеин

vvellcome to read world neo1

7

О, кстати рандомайзер я юзал на всю катушку. Брал слабым персонажем забег на "достать из сейфа пакет" в Renraku, заходил, проверял первый сейф и выходил и так до момента, пока там не заспавнится пакет. Помогало вначале набить деньги и карму

0

Игра просто бомба. Помню как начитерив себе 1000000 нюэнов, даже не мог всё скупить. А батарейка с сохранением не работала. 
Сейчас планирую перепройти на вите, надо русский ром найти.

4

Если найдешь, дай знать.

0

если четверо суток не выключал приставку, чтобы пройти Shining Force 2, а когда до конца сюжетки оставались последние шаги, свирепый батя со словами «Опять кинескоп садишь, ска» вырубал всю приставочную херомантию из розетки…)

А я сам однажды споткнулся о блок питания и приставку себе вырубил с двухсуточным прохождением Shinning Force 1
Вот это была боль.

4

Это моя самая любимая игра эвер. Прошел на сеге без батарейки. В перерывах ставил на паузу и отключал сегу от телека, надеялся, что мама не заметит) Потом прошел еще раз на эмуляторе с читом на ускорение движения. Все жду, что может ее на свитч выпустят. Помню, что там было какое-то нереальное количество гринда, чтобы накопить карму, но почему-то в мои 12 лет я даже от них получал кучу удовольствия

3

Гринд по молодости куда лучше переносился и переносится в принципе, по-моему.

2

потому что в молодости ты играл и не знал, что занимаешься гриндом)

2

Хотел пробежать с читом, но решил в итоге по чесноку) Батарейки, кажется, не было вообще ни у кого.

3

Нашёл русский ром от Шедевра, и сохранения работают. Ох какой же соблазн лям себе выставить.

2

Golden Axe II попробуйте. Нелинейность, прокачка, спецыфэкты.
лям себе выставить

Семизначные числа невозможны :))

0

Там 250 к а детский мозг запомнил 1кк.
Да топорик пробывал неоднократно)))

0

Наиболее любимый персонаж какой??

1

Всё время беру самурая и лезу в матрицу🤣🤣🤣🤣

0
Сердечный шмель

Увы, эту игру не застал. Родился только в 97, и с приставок была первая сонька. Но играл во все 3 части нового Shadowrun: Returns, Dragonfall, Hong Kong и мир мне очень сильно вкатил.

Обидно только что, что эти игры были линейными с 0 ответвлением и изучением мира. А так же они были простенькие по мерке RPG, чисто прокачка статов и выбор диалогов в зависимости от стиля речи, ну и некоторые возможности в прохождении - но всего этого было не много и переигрывать за другой класс уж точно мне не хотелось ибо вариативности кроме того же другого класса нет.

3

Ааа, олдскулы свело.
Шикарный текст, спасибо. Такая ж байда была с батарейкой, каждый раз заново начинать было почему-то не западло, в 14 лет.

Только уже в 2000х на эмуляторе смог наконец-то добить сюжет

PS Спасибо бабушке, что с 5 лет учила английскому, всему двору переводил сюжет Шэдоурана и не только )) ред.

2

Phantasy Star IV полностью на японском.

Если без знания языка, то вряд ли. Ибо не поймёшь куда идти, включая что нужно использовать посох.

0

дело в том, что я не случайно упомянул некоего Полиморфа Сауроновича, это был автор журнала Великий Dракон, сделавший полное прохождение японской версии игры. Но так как языка он не знал, то придумал собственный сюжет, а персонажам дал имена из Властелина колец. При этом очень многие моменты он просто не понял, в чем откровенно и признался. Это игрожур нашего детства) http://pscd.ru/obzorigr/obzorsmd/9089-phantasy-star-the-end-of-the-millenium.html

4

Есть пидозра что отключение в этой игрулине звука сберегло бы не только ушки детские но и продлило жизнь приставке (звуковая карта уровня "теплочайник").

https://www.youtube.com/watch?v=9RnvV4VZzzc&ab_channel=WarmOddities91
https://www.youtube.com/watch?v=UVEDaZ4pzoM&ab_channel=Tefek

Какие похожие треки...

0

блин, попытка поиграть в Крусейдера на консоли (уже не помню, на Сеге или SNES) была одной из фатальных геймерских ошибок моего детства, ужасные воспоминания.

1

Сервис ГогДотКом - любимые костыли твоего детства:
теперь с реккламмой девчачьих квестов !!

0

Хм, Andrew Sega, один из композиторов музыки для игр серии Unreal.
Кстати, это так называемая трекерная музыка, ее даже на Covox можно было слушать.

1

Aqua Teen Hunger Force Zombie Ninja Pro-Am

0

Меня терзают сомнения в правдивости.
 Как ты будешь знать куда идти после некоторых заданий. Не говоря о том, что использовать посох для предотвращения барьера. Один раз за всю игру. 

0

Чёрт его знает, мне ведь четверка так и не попалась. Зато вторую и третью задрачивал сутками и не очень представляю, как бы я их на джапанском проходил. 

0

Я сам проходил и третью и четвертую. Там порой четко говорят чтобы ты прошел юго-восток от Крупа, или как в третьей на север от замка. Не говоря о том, что чтобы победить босса, нужно использовать предмет из инвентаря. Один раз за игру. 
Просто ради интереса, представь что в игре теста не т- вообще, пустые рамки, и пустые рамки в названиях предметов, артефактов и всего прочего. Сколько десятков / сотен часов наиграть чтобы подвинуться дальше.

0

Мы точно так же играли в японский Шайнинг Форс 2, благо, там лишь изредка приходилось выбирать "да" или "нет", а разобраться с боевой системой и покупкой снаряжения можно было и так. Сюжет и имена персонажей, соответственно, выдумывали сами. Но с картриджем нам повезло, хоть он был и японский, но зато с батарейкой!

0

помню, как взял на рынке Шайнинг Форс 2, на которую очень давно слюни пускал, приволок домой, а там оказалась совершенно другая игра - Shining in the Darkness. Но когда первое охренение прошло, оказалось, что игра отличная, на английском и даже с батарейкой!

0

Первый раз я ее прошел, за самурая с автоматом, за пару дней. Тупо не выключал приставку.
Второй, за мага, за 8 часов.
Третий, за харизматичного хакера с пистолетом, часов за 6 примерно. Просто знал, где брать задания и как их быстро делать, чтобы сколотить состояние и прокачать экипировку.

Получается, что не такая уж она и большая.

1

вообще видел фаст-ран на ютубе с прохождением за час-полтора. Поэтому и оговорился, что огромной она казалась, конечно, по меркам основной массы сеговских игр (прихожу в геймерскую ярость, вспоминая купленный за фулл-прайс Терминатор-1, который проходился за 40 минут).

1

Да на сегу ж все платформеры, скролл шутеры и битэмапы проходились за 30-40 минут. Это стандартное время было. Они затягивались только тем, что их надо было сначала наизусть выучить умирая миллионы раз.

1

Кстати. Это одна из тех игр, благодаря которым я неплохо читаю тексты на английском. Язык у нее не простой, образный. Приходилось изворачиваться с переводом.
Сидел мелкий со словариком перед телеком и переводил.
Надо сделать оговорку, что перед первым прохождением, я ее начинал хз сколько раз. Составлял карты подземелий (они не генерились, просто было несколько вариаций и каждый раз закрывались разные двери). Записывал куда двигать по сюжету. У родителей валяется эта тетрадка в линеечку. Сейчас бы ни за что таким заниматься не стал.

0

Много воды, конечно, но лонгрид ничего.
Имеется любительский перевод на русский язык.
Игра хороша тем, что можно проходить разными классами:
деккером с клавиатурой-винчестером, магом-баффером и ганменом-киборгом.
Местный аналог матрицы хорош тем, что использует "псевдореальную" систему получения доступа к сети,а самый-самый сложный "бег" это 43рнобыль на территории ещё не рухнувшего (по меркам разработчиков) Союза. Самое нудное начало - почтовые квесты, далее "рейдерские" проникновения в офис, а в финале огромные подземелья и обязательный дракон в конце.

 Шейди-ран как настолка был мегапопулярен в Германии в среде настолочников (читать романы не рекомендую - там просто чья-то палп-беллетристика, в которую вставили обозначения вместо тролль-негр и эльф-прибалт и потом корректор-студент причесал), есть мегаподробная вики https://www.shadowiki.de/Hauptseite

И да, шедоуран ныне не киберпанк, это технофентези.
При всём ололо-протезировании тонка грань между задумкой что технуар это про сошедшее с ума сегодняшний день, и в нём нет "инопланетян".

1

А карта причём?

0

Как называется мир в Тене96еге??

1

Отличная игра,я на эмуле в неё до сих пор играю.Причём,от Хроно Триггера сохранения я похерил,а от Shadowrun они целёхонькие.Советую ещё и о SNES-версии рассказать,они очень разные)

1

Да, мощная игруха, в свое время прям удивила свободой, что игра - практически песочница, сюжет-то линейный, но вот способы добывать деньги и раскачать персонажа, ну и команду собрать, можно выбирать самому. Местный сленг в диалогах, саундтрек, киберпространство, блокнотик с номерами телефонов, которые можно находить/покупать у разных персонажей в игре и заводить таким всякие полезные контакты, ФИКСЕР БОРИС, у которого можно было о покупке навороченного автомата договориться...

Потрясающая игра, только хорошие воспоминания о ней.

1

Отличный текст, автору большой респект! Сам хотел написать про Shadowrun, но долго откладывал, а теперь заготовки и наброски могут спокойно идти в корзину. Очень правильно и здорово было начать с лоровых корней и худлите франшизы: о них частенько забывают.

Добавлю свои пять копеек для полноты картины. Играть за декера в самом начале очень больно. Любой гопник тебя валит еще до того, как ты успел среагировать, что он не friendly. Это сейчас с save state можно снизить градус негодования, но умирать все равно приходиться больше чем в Душах. Механик, которые прямо основаны на лоре очень много, а учитывая технические ограничения системы - это фантастика, в которую сейчас могут играть только посвященные. Игра действительно крутая, но крайне недружелюбная к новичку (еще и рандом вам будет палки в колеса вставлять), мануал помогает не сильно - лучше иметь качественный Strategy Guide и идти по нему, потому как веселья от собственного прохождения будет куда меньше. С гайдом вы сможете пощупать все фишки, квесты и прочие ништяки. 

Помимо сеговской версиии, была еще игра на SNES (она практически линейная, по сравнение с Sega и вообще имеет много игро-механических, а не косметических отличий) и для Sega CD (JRPG, которая не вышла за границами Японии). Последнюю три раза пытались перевести, но тщетно. Первая команда потеряла интерес на этапе распаковки ресурсов игры ради текста, а две другие забили на стартовых локациях, ибо текста там за глаза и за уши. Раз уж затронул тему переводов, то мне кажется, что наш вариант перевода "Shadowrun - Бег в тени" не так плох. Не идеально, но сложно придумать что-то лучше. Это как перевести ключевой термин из MTG - Planeswalker. Если переводить в лоб, то получается Мироходец, но есть вопросы звучания и т.д. К чему это я? Фанатские переводы таких сложных и древних франшиз получаются с нюансами, особенно если присутствуют собственные метафоризмы, символизмы и прочие вещи, которые носителю языка понятны с натяжкой. Главное - вложить в перевод смысл, который будет понятен нашему человеку, с опорой на ключевые особенности, роль этого термина или названия.

1

То самое чувство, когда Shadowrun с огромным удовольствием пробежал всеми персонажами во всех вариациях, Planescape досконально изучил и навсегда записал любимой игрой, а Phantasy Star действительно прошёл на японском (думал, я один такой конченый)! Прям элитой какой-то себя ощутил.

0

Книжка еще была такая,  на волне любви к игре купил почитать, неплохо 

0

мне она не попалась, я только две смог достать - "Исчезновение во тьме" и "Теневые игры". А Кубасика этого еще по сериалу Бэттлтех помню, приличный вполне автор был.

1

по сериалу Бэттлтех

Книжной серии, ут?7

0

Да, там было что-то вроде Апокалипсиса сегодня с ОБЧР. 

1

Стоит сейчас играть на какой-нибудь портативке через эмуль? Я люблю классику. Shining Force там, Phantasy Star.

0

если корявый процесс шутемапа не будет очень раздражать, то стоит, конечно. Можно как минимум попробовать.

1

Без возможности сохранится это было то еще веселье. Помню как раз за разом проходил те же миссии сначала). Но однажды повезло, и родители уехали куда-то на пару дней, и воспользовавшись моментом наконец прошел игру не выключая приставку.

0
0

Игра была на сеге в девяностых. Очень её любил, но толком ничего сделать не мог, так как английского из начальных классов не хватало ну вообще никак, а играть методом тыка, как в другие игры (в том числе японские), не получалось. В итоге сидел часами с толстенным словарем, переводил по слову и продвигался по игре со скоростью черепахи, но в итоге особо не продвинулся. Максимум — вводил читы на бабло, скупал топовые импланты и играл просто как в экшен с видом сверху.

0

играть то в нее я не играл но знаю,помню и очень люблю (не играл что бы ненароком не перестать любить)  :3

0

Так парни. Я больной. Я купил сегу генезис modern wireless. Есть встроенный shadowrun никогда не играл но хочу попробовать. Как мне сохранять если блин не сохраняется? Я сохранил перезапуска а там написано или проспись нет сохранения 

0

Экономя на школьных обедах купил себе в 90х эти 4 книги. Читал с упоением.
Из приставок была только Денди. На неё Шадоуран не портировали 😩

–1

где актуалочка, где повесточка?

Плохо когда автор просрал мозг и слил репу в ноль еще во вступлении. Читать дальше все равно что в говне копаться

–1
Читать все 58 комментариев
null