Ретро
Morendil
6722

Retroindex — поиск по игрожуру 90-х

Для коллекционеров, исследователей и просто любителей ретро.

В закладки
Слушать

Как-то раз, запустив очередную старую игру, я захотел перечитать её обзоры в бумажной прессе тех лет. Обложился книгами и журналами, потратил кучу времени на листание с перекладыванием и понял, что надо менять подход. Если нет поисковика по игровой прессе, остаётся только сделать его самому.

И вот, завершив приятное знакомство с Albion, принялся за работу. Из инструментов был только подзабытый со студенческих времён JavaScript. Сперва я думал использовать в качестве базы SQLite, но как оказалось, технология не получила развития и должной поддержки браузеров. Так что придумал свой велосипед (их будет ещё много) на основе массива массивов, то что нужно для оглавления оглавлений! Когда первоначальная идея оформилась в рабочий прототип, перебрал несколько банальных вариантов названий и остановил выбор на Retroindex, или сокращенно Rex.

За пару месяцев неспешно проиндексировал имеющиеся под рукой и в сети книги с журналами (пока что до августа 1998 года), добавил к ним передачу «От винта!» и все известные дискмаги (PC-Review, SBG Magazine, GEM). Сейчас оглавление насчитывает чуть менее 9000 позиций и занимает 180 килобайт в несжатом виде. Время поиска и выдачи измеряется в миллисекундах даже на смартфоне. А офлайн-версия (2,7 мб) полезна в условиях отсутствия интернета.

Как этим пользоваться?

Расскажу о некоторых тонкостях. Автопоиск по умолчанию отключен, задействованы клавиши Enter и Esc. Игры ищутся по подстрокам из их названий, разделённым пробелами (z, алло душ, x from d), а также по аббревиатурам (mk, mm6). Пробел перед номером части необязателен (doom2). Наверное, это незаконно использовать с JavaScript, но сделал также поиск через хеш в ссылке для удобного закидывания в комментарии, мессенджеры и форумы. К сожалению, движок DTF не желает отображать такое безобразие ни в виде ссылки, ни простым текстом.

В выдаче формируется адаптивная сетка из «книжных закладок» с названием игры, обложкой издания, некоторой технической информацией и номером страницы. Ниже приведена схема навигации по приложению:

Если журнал хранится на Archive.org и прилинкован к базе, можно сразу открыть его на нужном развороте (или странице, в зависимости от ширины окна). Возможные промахи сигнализируют о сбитой нумерации документа — удалены страницы с рекламой, сквозные постеры и т.д. Клик по обложке откроет содержание номера, из которого можно как перейти к архиву номеров (снова кликнув по обложке), так и отыскать другие статьи, выбирая игры из списка. Таким образом можно путешествовать между игровыми изданиями.

Ещё один способ навигации — выбрать категорию и архив номеров игрового издания в меню справа от поиска. Пока примитивный и малоинформативный. После ряда доработок сгодится на роль суперобложки для Archive.org.

Архив телепередачи «От винта!» располагается на отдельной странице из-за повышенного требования к ширине вьюпорта. По умолчанию указана нумерация, предложенная журналом «Игромания». Её можно сменить на сквозную, как более логичную и указанную в «Википедии».

Разумеется, все обзоры игр можно привязать к YouTube. Но для этого нужно найти развал с полным набором загруженных номеров. Как я понимаю, с этим есть проблема из-за активного использования в передаче нелицензированной музыки.

Также напоминаю, что до сих пор не найдено как минимум 4 выпуска передачи (50-53), предположительно за июнь 1997 года. Если вы располагаете VHS с записями передачи за указанный период, проверьте их ради всеобщего блага и процветания. В моём же архиве, оцифрованном в середине нулевых, данных летних выпусков не оказалось.

Кому это нужно?

Помимо автора, вполне вероятно, следующим категориям:

  • Коллекционерам игровой макулатуры;

Которые могут даже не подозревать о существовании некоторых изданий, как и я не догадываюсь о хранящихся в их закромах артефактах. Впрочем, у меня к этому немного странное отношение — дорожу только той литературой, которую своевременно приобрёл (или подарили) в магазине. А за б/у не гонюсь. Хотя вот недавно выискивал и приобретал на «Авито» недостающие номера журнала «PRO Игры» для сканирования. Цифровые копии это прекрасно.

  • Исследователям и археологам игровой индустрии 90-х;

Во время составления оглавлений нередко попадались материалы по так и не вышедшим играм, о которых Гуглу с Яндексом ничего не известно, а Рекс всегда подкинет пару заметок, или даже многостраничное интервью с разработчиками. В будущем планирую добавить поиск материалов непосредственно об игровых компаниях, а не только об играх.

  • Увлечённым поклонникам конкретных игровых серий, не желающим упускать материалы по ним, а возможно и имеющим отношение к сетевым ресурсам, посвящённым этим играм;

Всегда с симпатией отношусь к людям, стремящимся собрать и обработать максимум информации по своим увлечениям. Сам в начале нулевых организовал на ElderScrolls.Net страничку с подборкой статей из игровой прессы и до сих пор время от времени пополняю её. Сейчас вот парочка новых статей отыскалась и впереди ещё много открытий!

  • Любителям поиграть в старые игры, имея под рукой современные им обзоры и прохождения на русском языке.

Что дальше?

Рассматриваемый отрезок истории заканчивается августом 1998 года. Дальше будут разваливающиеся в руках журналы, напечатанные блёклыми красками на просвечивающей газетной бумаге. Печатной прессе предстоит долгий посткризисный период восстановления.

А я продолжу понемногу допиливать приложение и заполнять базу. Возможно даже найдутся желающие присоединиться к этому увлекательному занятию.

Планируемые на неопределённый срок фичи:

  • Кэширование приложения в офлайн по кнопке;
  • Текстовый режим с поиском без ограничений RegExp;
  • Классификация статей для отсеивания заметок;
  • Поиск по интервью с разработчиками;
  • Тёмная тема и другие настройки.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить библиотекарей Archive.org за их труды по загрузке старых игровых книг и журналов. А также поспособствовать коллеге towik в поиске отсутствующих номеров журнала MegaGame и 2-3 тома Суперэнциклопедии Сергея Водолеева (приключенческие и ролевые игры) для дальнейшего сканирования.

{ "author_name": "Morendil", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043b\u0435\u043a\u0446\u0438\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u0438\u0433\u0440\u043e\u0436\u0443\u0440"], "comments": 50, "likes": 231, "favorites": 247, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 75296, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 17 Oct 2019 10:19:28 +0300", "is_special": false }
Game Insight
Опыт: создание персонажей для коллаборации Gods of Boom и The Walking Dead
Как сохранить образ живых мертвецов из сериала, но при этом уложиться в рейтинг 12+.
Объявление на DTF
0
50 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Неудачный фитиль

15

Планируемые на неопределенный срок фичи: Тёмная тема

Где-то я уже это видел)

Ответить
15

Спасибо, товарищ, за ваш труд. Сразу нашел рецензию на Warcraft 2 из журнала Pro Игры 1996-го. Совершенно забыл, в каком же журнале я ее видел, а тут раз и по обложке с драконом сразу же взрыв ностальгии.

Ответить
8

Спасибо за работу.

Ответить
3

Фантастически круто! Спасибо за труд! Один вопрос: "За пару месяцев неспешно проиндексировал имеющиеся под рукой и в сети книги с журналами" - каким образом проводилась индексация?

Ответить
3

Распознавал оглавления со сканов, или фото, иногда брал их с сайтов, потом вычитывал названия (самая кропотливая часть, много ошибок и вариантов написания). Потом, имея под рукой готовый список, сверял его с журналом, попутно отмечая категории статей.

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

Здоровья и счастья вам, магический человек! Это очень круто!

Ответить
1

Респект. А будут добавлены журналы после 98-го?

UPD. А, стоп, вижу ЛКИ 2000-го года. То есть 98-ой год не край?

Ответить
5

Разумеется. Возможно даже нулевые будут со временем охвачены.

Ответить
2

1) Это офигенно. Очень жаль, что не попало на главную и в RSS, совершенно случайно наткнулся. Этого очень и очень не хватало, чтобы почитать про старые игры, ведь обыскать все журналы та еще затея.

2) Я понимаю, что добавляется и индексируется все скорее всего руками (это вряд ли можно автоматизировать), НО - считаю очень важным продолжать по мере возможности добавлять последующие года. Просто потому что время бежит неумолимо и когда ты слышишь, что Матрица - это фильм двадцатилетней (20!) давности, то невольно рука хватает что-то в области сердца, а мозг отказывается принимать эту истину. Так и с играми. Добавлять полезно хотя бы потому, что до где-то 2004го (очень грубо - подставьте свой любимый год) было настоящее золотое время, хиты и знаковые игры выходили иногда просто не переставая, а наша печатная игропресса была живее всех живых.

3) Минималистичный дизайн мне очень даже нравится, ничего лишнего. Всякие "темные темы" вообще не кажутся чем-то нужным, но автору виднее. Вот чего хотелось бы видеть - побольше ссылок на места, где можно ознакомиться с отсканированным материалом. Например раздачи на том же рутрекере вполне себе хорошие ссылки, потому как пользоваться им "старички" умеют, а там уже давно все грамотно разложено и лучшее качество в наличии. Но может есть и получше www-варианты, главное чтобы было. 

4) Желаю успехов с проектом. Многие аналогичные проекты делают возможным добавление контента юзерами, например с последующей модерацией. Типа ссылок из добавленных журналов на какие-то игры, сами игры, новые журналы и т.п. Например, введя в поиск unreal увидел полный набор из наших журналов. А рядом - unreal tournament но из забугорного. А наши? 

Ответить
0

считаю очень важным продолжать по мере возможности добавлять последующие года

Добавим конечно, особенно если появится больше помощников. Еще предстоит нащупать баланс свободного времени между обработкой журнальных сканов и заполнением базы.

места, где можно ознакомиться с отсканированным материалом

Заходите на форум сайта old-games.ru, там вся движуха по оцифровке старых журналов.
аналогичные проекты делают возможным добавление контента юзерами

Буду рад сканам обложек и оглавлений отсутствующих изданий.
А рядом - unreal tournament но из забугорного. А наши?

GEM не забугорный, это наш дискмаг 1999 года (а журналы до 1998).

Ответить
0

особенно если появится больше помощников

Напишите гайд, как и чем можно помочь. Сканы отсутствующих изданий я предоставить не могу, но если надо руками проиндексировать какой-нибудь номер, я бы, может, помог, если будет инструкция, что именно делать.

Ответить
0

 Буду рад сканам обложек и оглавлений отсутствующих изданий.

Думаю тут нужна простая и понятная форма, куда сразу с заранее заготовленными полями все желающие могли бы вводить нужные данные. 

 Заходите на форум сайта old-games.ru, там вся движуха по оцифровке старых журналов.

Я думал там только физическими копиями обмениваются. Помню как-то так отдал все ненужные килограмм на 20 журналы, а потом вдруг выяснил, что никто не выложил в сети отсканированный номер Навигатора, что ли. Написал чуваку, попросил по возможности отсканить или написать мне, он вообще забил (

Ответить
0

Это случайно не Dex999 был? Человек проделал грандиозную работу по сбору и сканированию через автоподатчик всевозможных игровых книг, а потом внезапно пропал вместе со всеми недосканированными материалами.

Ответить
0

Вряд ли, просто случайно нашелся парень из моей Уфы, который подъехал и забрал старые журналы.

Ответить
2

Кому это нужно?

5. Редакторам Википедии.
Спасибо, на старые игры, порой, очень сложно найти источники. Может, теперь доберутся руки статью о «Кирандии» в божеский вид привести.

Ответить
0

Эх, я думал там можно будет посмотреть, скачать, ну или хотя бы узнать где можно скачать нужный журнал... :)

Ответить
3

Можно посмотреть все, что загружено на Archive.org, а это довольно большая часть базы.

Ответить
1

Мужик, ты молодец!!

Ответить
1

В восхищении, прекрасная работа!

Ответить
1

У меня несколько столбов этих журналов было в свое время:)

Ответить
1

Годная штука, спасибо! 

Ответить
1

Круть. Респект и уважуха!

Ответить
1

Спасибо огромное!

Ответить
1

Спасибо, очень круто. Не хватает только возможности найти забавные штампы тех лет вроде «ребята из» и собрать статистику их использования :)

Ответить
1

Спасибо огромное. Люблю когда играю в олдскул, смотреть рецензии тех лет в бумажной прессе. Ностальгировать немножко

Ответить
1

Очень-очень круто!

Ответить
1

А будет ли журнал "Великий Дракон"?

Ответить
0

И его батя Видео-Асс Dendy)

Ответить
0

Коли зашёл базар за "От винта" и "нелицензионную музыку" в оном, никто не пытался ОСТ составлять, часом? Больно там много годноты было, то Жар, то Вангелис.

Ответить
0

Мое безмерное уважение, товарищ. Но с дизайном и UI что-то нужно делать.

Ответить
1

Что-нибудь сделаем со временем, уже есть некоторые идеи. Но до шедевров дизайна и юзабилити уровня ag.ru-2019 мне, конечно, не дотянуть.

Ответить
1

Не понял сарказм ли это, потому на всякий случай скажу, что дизайн всего что делает Мехдиев на мой взгляд крайне сомнителен.

Ответить
0

Идея любопытная, респект! Я и сам проведу несколько вечеров в поисках ностальгии, но сегодня лично меня отталкивает стилизация сайта под олдскул, хотя я и понимаю, зачем это сделано. 

Ответить
0

Спасибо большое!
Ещё по ZX Spectrum найти что-то подобное... Ностальгировать так по полной!

Ответить
0

Морендил - титанище! 

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

о, маргарин ватрушек и game.exe в наличии. спасибо вам, милчеловек

Ответить
0

Огромное вам спасибо за этот труд! Регулярно буду просматривать.

Ответить
0

А сами журналы добавят ?

Ответить
0

А MegaGame планируют добавлять?

Ответить
0

Да. Пока хронологически не дошел до него. Там ситуация осложняется отсутствием ряда номеров (об этом как раз последний абзац публикации).

Ответить
0

Вот это молодец!! Спасибо

Ответить
0

Очень хорошая идея , но вот только PC игры вроде , где же консольные

Ответить
0

Спасибо!!!

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }
null