Ящик для всех бед: Pandora's Box

Ящик для всех бед: Pandora's Box

СОДЕРЖАНИЕ

Ящик для всех бед: Pandora's Box

Не всем играм одинаково везёт в получении обширного геймерского внимания. Одни проекты с релиза срывают овации, другие становятся классикой лишь спустя время, а иные проекты и вовсе растворяются в глубине эпох. Особенно это заметно, если сравнивать известность по жанрам. Не трудно представить историю становления легенды в тех же шутерах. Но если речь заходит, скажем, о головоломках – здесь всё становится совсем грустно. Если стандартные квесты еще могли произвести фурор, благодаря интересным персонажам, юмору или густой атмосфере, то игры про чисто головоломки редко когда пользовались популярностью. Ящик Пандоры – одна из таких игр. Проект вышел из-под пера Microsoft, в далёком 1999 году. А ведущим дизайнером был, на секундочку, Алексей Пажитнов. Дуэт богатой кампании и талантливого человека дал свои плоды – публика получила одну из лучших игр в жанре. Надо сказать, что Ящик Пандоры критики приняли очень тепло. Игра получила в год выхода несколько довольно престижных наград в разных игровых изданиях. Свой момент славы игра урвала, но сразу после этого почти пропала с радаров геймерского мира.

Здорово увидеть в игре виды реальных мест<br />
Здорово увидеть в игре виды реальных мест

Лично меня такое положение дел слегка расстраивает, благо Ящик Пандоры я полюбил с самого детства, и очень бы хотел увидеть что-то похожее (мечтать о прямом сиквеле даже не смею). Pandora’s Box была одной из первых игр в моей жизни. Как и многие другие годные вещи (вроде X-Com 1994 г. или той же Небывальщины), эта игра появилась на персональном компьютере благодаря «дяде-программисту». Не знаю уж, что это был за дядя, и какие у него были игровые вкусы. Он мог с лёгкостью поставить какой-нибудь Doom или Quake. Но вместо этого он установил головоломку, воспоминания о которой стали одним из самых ярких пятен в моей жизни. Ящик Пандоры невероятно затягивал с первых же минут. Игрока встречало красивое игровое меню, отделанное под лакированное дерево, а в качестве центрального арта была изображена та самая Пандора. Стоило запустить игру, как игрок оказывался на карте мира, получая возможность путешествовать по ней в разные города, где и требовалось решать головоломки.

На карте обитает загадочный подводный змей. Зверушка - всего лишь декор для карты, зато как атмосферно он реализован!<br />
На карте обитает загадочный подводный змей. Зверушка - всего лишь декор для карты, зато как атмосферно он реализован!

Пандора очень подкупала своей невероятно тёплой и дружелюбной атмосферой: на заднем плане всегда играла какая-нибудь спокойная антуражная мелодия, исполненная в стилистике народной музыки разных стран (в зависимости от места нахождения игрока); приятный голос рассказчицы периодически вещал с экрана, раскрывая игроку очередной кусочек легенды; интерфейс был выполнен в виде приятных деревянных панелей с различными узорами и переходами, его хотелось физически пощупать рукой; наконец, игровой процесс – игроку не нужно было убивать сотни демонов или строить базу для противостояния сильному врагу, вместо этого требовалось лишь не спеша решать приятные головоломки, в своё собственном темпе. Всё это погружало в по-настоящему магический виртуальный мир, в котором было просто приятно находится.

Кусочек легенды про обманщика Майи<br />
Кусочек легенды про обманщика Майи

Разумеется, спустя годы я не забыл Пандору. И решил рассказать о ней вам, дорогим читателям. В надежде, что вы тоже откроете для себя эту ламповую игру.

Ящик для всех бед: Pandora's Box

Несмотря на то, что вся игра состоит из одних лишь пазлов, она всё же имеет какой-никакой сюжет. Игровые события происходят в наше время, ориентировочно в том самом 1999 году. Волею судьбы открывается злосчастная шкатулка, в которой были запечатаны все беды мира. Поскольку игра у нас не про пост-апокалипсис, то открытие ящика не приводит к столь ужасным последствиям, каких следовало бы ожидать. Из ларца-тюрьмы сбегают семеро духов хаоса, которые тут же пускаются в отрыв. В качестве объекта нападения они выбирают…предметы искусства. Надо полагать, что либо на волю вырвались одни лишь пацифисты, либо другие, более опасные духи, сбежали из шкатулки еще до этого, на заре человеческой истории.

Даже Петра 1 не пожалели<br />
Даже Петра 1 не пожалели

Подчищать грязюку за этими духами поручено Вам. Конечно Вам, а кому же еще? Что нам предстоит делать? Что ж, общая цель довольно предсказуема – нужно вернуть на место всех семерых духов. Ловить беглецов придётся по порядку, от самого простого до самого сложного. Каждый сбежавший дух – не просто придуманный игровой персонаж, а главный герой из различных мифов и легенд народов мира. К примеру, одним из беглецов является Эрис – та самая богиня греческого пантеона, что использовала знаменитое яблоко раздора. Есть и тут и Пак – персонаж классических английских сказок, неприятного вида эльф-шалун, который может, среди прочего, поменять человеку его лицо и зад местами (поэтому я очень боюсь Пака). Словом, публика собралась разношёрстная.

Сбор статуй - одна из самых простых вещей в игре<br />
Сбор статуй - одна из самых простых вещей в игре

Для того, чтобы поймать беглеца, необходимо найти 4 магических фрагмента, связанных с ним. Каждый фрагмент, при нахождении, раскрывает новый кусочек истории о персонаже. После того, как последний фрагмент будет найден, игроку предстоит найти самого духа хаоса, и уже тогда бросить ему вызов. Фрагменты разбросаны в разных городах мира, в каждом городе есть по одному кусочку. Как искать заветные фрагменты? Единственным возможным для игрока способом – решая головоломки. Почти каждая из головоломок представляет собой некий реальный объект искусства, будь то картина, статуя, фотография или ваза. Сбежавшие из шкатулки духи постарались на славу, и до безобразия измалевали ценные для человечества шедевры. В результате, статуи разломаны на куски, картины изодраны на клочки либо на ленты, иные изображения поделены на фрагменты, каждый из которых был передвинут в произвольном порядке.

Изрезанная на ленты телефонная будка<br />
Изрезанная на ленты телефонная будка

Суть каждой головоломки – собрать исходный предмет искусства. Если повезёт, то после решения очередной головоломки вам дадут искомый фрагмент. Заранее определить, за какой головоломкой они спрятаны – очень сложно. Обычно игра сообщает вам нечто вроде «ищите изображение рыбы». Проблема в том, что под «рыбой» может пониматься что угодно, кроме самой рыбы. Поэтому проще считать, что ищутся фрагменты методом тыка. И это, на самом деле, хорошо. Мы ведь тут не спидран записываем, а игрой наслаждаемся! Решать нужно всё. Иначе какой смысл?

Ящик для всех бед: Pandora's Box

Настал момент рассказать о самих головоломках. Всего в игре их 10 разновидностей. Каждая головоломка решается своим собственным способом, но общее между ними то, что вы, в итоге, восстанавливаете некое изображение или 3D-объект. В каждом городе расположено по 10 головоломок (итого, на одного духа хаоса приходится 50 головоломок, т.е. 5 городов). Вы вольны сами выбирать, какой пазл хотите решить следующим. Решать все задачки не обязательно, главное – найти фрагмент. Если вам повезло наткнутся на него после решения первой же головоломки – вы можете сразу отправляться в следующий город, за новым фрагментом. Но делать так я вам не рекомендую, о причинах этого расскажу чуть позже.

В игре можно встретить картины разных регионов мира. В том числе, японское изобразительное искусство.<br />
В игре можно встретить картины разных регионов мира. В том числе, японское изобразительное искусство.

Какие же головоломки есть в игре? Начну с самых часто встречаемых. Во-первых, это так называемые «перекрытия». Здесь сразу стоит сказать, что в интернете есть как минимум две локализации игры. В зависимости от локализации, головоломки могут называться по-разному. Поскольку я играл в Пандору всё детство, мне в мозг впечатались определенные названия для каждого пазла, которые я и буду дальше использовать по тексту. Так вот, непонятные «перекрытия» есть не что иное, как обычная мозаика. Вам даётся изображение, на котором уже частично присутствует несколько фрагментов (в качестве отправной точки). Далее вы берете фрагменты из боковой панели и пытаетесь прикрепить их к фону. Пазл называется «перекрытиями» из-за того, что сами фрагменты, которые мы крепим на изображение, могут частично перекрывать друг друга. Например, некоторые фрагменты содержат кусок заднего фона, чтобы игрок, ориентируясь по нему, мог поставить какой-либо кусочек в ту область, где еще нет смежных фрагментов (и, тем самым, быстрее собирал изображение).

Типичная мозаика<br />
Типичная мозаика

Другая распространённая головоломка называется «Фокус» (или в другом переводе – Кривые зеркала). Суть этого типа головоломок в следующем – исходное изображение уже есть на экране. Однако оно порезано на прямоугольные фрагменты разного размера, и эти фрагменты перепутаны между собой. Вам необходимо менять эти кусочки местами, пока изображение не восстановится. Головоломка называется «Фокусом», поскольку разные фрагменты изображения имеют разный размер. И если вы меняете местами один крохотный фрагмент с одним гигантским фрагментом местами, то в результате крохотный объект растягивается на всю свою новую рамку (становясь невероятно зашакаленным), а гигантский фрагмент, наоборот, сжимается. Эти метаморфозы с чёткостью фрагментов и называются фокусом.

Острый случай зашакаленности<br />
Острый случай зашакаленности

Итого, мозаики и фокусы – два самых часто встречаемых типа головоломок. И при этом, это, пожалуй, самые лёгкие их разновидности. Решать вы их будете от самого начала и до самого конца игры. Но не ими одними богата игра! Переходим к следующему виду головоломок. Одному из моих самых любимых, к слову. Она называется просто – Раскраска. Думаю, с одного взгляда на скрин читающий уже должен уловить суть. Нам даётся чёрный экран, на котором, в один клубок, сплетены различные силуэты. Наша задача – брать краску любого цвета из вспомогательной палитры, после чего заполнять один определенный силуэт этой краской. Если заполним весь контур правильно – данный предмет получает очертания и отправляется на исходную картину, а наш клубок из белых линий становится проще.

Лёгкая раскраска. Силуэты хорошо читаемы.<br />
Лёгкая раскраска. Силуэты хорошо читаемы.

Следующий вид головоломок (тоже один из моих любимых) называется загадочным словом «наклейки». Здесь тоже всё просто. Игроку даётся полноценный 3D-объект, представляющий собой любой предмет искусства – статую, вазу, радио, скрещенные мечи и т.д.. Суть в том, что объект почти лишён текстуры. Сами текстуры с объекта нарезаны на квадраты одинакового размера. Наша задача – брать эти кусочки и «наклеивать» обратно на объект. Можно вращать как сами фрагменты, так и 3D-объект, поворачивая его удобной для нас стороной. На случай, если один из фрагментов нужно налепить в труднодоступное место, в интерфейсе головоломки предусмотрено встроенное в сцену зеркало, отражение которого тоже можно использовать как рабочую поверхность. В принципе, это можно было бы тоже назвать мозаикой, только трёхмерной.

Единственный недостаток этого типа пазлов - здесь легко "всрать" деталь. Например, если затолкать ее туда, где ее даже не будет видно.<br />
Единственный недостаток этого типа пазлов - здесь легко "всрать" деталь. Например, если затолкать ее туда, где ее даже не будет видно.

Напоследок, расскажу о еще одном типе головоломок. Моём «любимом». В нынешней локализации данные головоломки носят туманное название «ротоскоп». Старый перевод, как обычно, куда проще и понятнее по смыслу – Крутилка. По своей сути крутилки схожи с пятнашками, от игрока требуется, переставляя кусочки, поместить все фрагменты на своё место. Нам даётся сегментированное изображение, поделенное на кусочки окружностей. Фрагменты можно вращать по самой окружности (передвигая в свободный слот), а также выводить на внутренний или внешний слой (опять же, если там есть свободное место).

Простенькая крутилка<br />
Простенькая крутилка

Если что-то и могло повергнуть меня в отчаянье в детские годы, так это крутилки из Ящика Пандоры. Я просто ненавидел данный вид пазлов. Поскольку не умел решать. Я был согласен думать над чем угодно, но только не вращать проклятые полукруги по разным орбитам. К настоящему времени многое изменилось. В какой-то момент я твёрдо решил бросить вызов крутилкам, и начал принципиально проходить их все, честно. В итоге мне удалось понять их порядок решения, и сейчас я способен без серьёзных проблем решить пазл любой сложности этого типа. Но прозреваю, что, если некоторые читатели захотят опробовать игру – они, вероятно, встретят наибольшее сопротивление именно в данном виде головоломок. В конце концов, Ящик Пандоры – непростая игра.

Ящик для всех бед: Pandora's Box

Как известно, любую задачу можно сделать сложнее, просто изменив ее масштаб. Это отлично видно в кривой прогресса Ящика Пандоры. Поначалу местные головоломки щёлкаются как орешки, знакомя игрока с основами игры. Но с каждым пойманным в шкатулку духом хаоса, сложность всех пазлов будет расти. В каждом типе головоломок это будет делаться двумя путями – увеличением количества фрагментов, а также сложностью самого изображения. Те же мозаики в начале игры собираются из довольно крупных кусков, и сами изображения при этом довольно понятны. Но со временем игрок начнёт замечать, что размер фрагментов мозаики стал меньше, а собираемые изображения – сложнее для восприятия. В результате, новые пазлы будут занимать уже не минуту и не две, а целых пять, а может быть даже и десять.

Как можно видеть по таймеру, я собирал эту мозаику чуть больше 16 минут<br />
Как можно видеть по таймеру, я собирал эту мозаику чуть больше 16 минут

И ладно еще собирать мозаики. Те же крутилки со временем тоже становятся куда зубастее. Здесь меняется только количество колец, но уже этого достаточно, чтобы дать неслабо прикурить с некоторых крутилок. Если вы не научились в начале игры решать лёгкие их версии, то в середине (и тем более, в конце) игры крутилки и вовсе станут для вас одним большим издевательством. Даже безобидные раскраски, которые так радостно грели душу поначалу, резко ощетинятся, поместив контуры изображений не на удобную круглую плоскость, а на вращающийся трёхмерный цилиндр, разглядеть на котором один конкретный силуэт невероятно сложно.

Сложный случай виноградной ротоскопии<br />
Сложный случай виноградной ротоскопии

Но самый смак, конечно же, здесь встречается на боссах. Да, в игре есть, в некотором роде, полноценные боссы. Каждый дух хаоса, непосредственно перед поимкой, требует решить свой собственный пазл (тематика которого, как правило, связана с самим духом). Эти головоломки -просто нечто. Буквально первый же босс, Мауи, даст игроку нефиговую такую мозаику, которая будет на несколько порядков превосходить всё, что игрок решал до этого. Но даже это еще цветочки. Со временем, на боссах начнут встречаться комбинированные головоломки. И вот они – настоящий объект издевательств над вашим бедным мозгом. В чём суть комбинированной головоломки? В том, что вы, собирая одну головоломку, получаете вторую, которую тоже надо собрать. Нужно ли говорить, что собирать Мозаику, на которой изображена Крутилка – невероятно сложно? Ведь привычная нам логика рисунка здесь нарушена – на исходной крутилке все фрагменты изображения перепутаны местами. И поэтому, собирая изображение этой крутилки, постоянно пытаешься понять, что за чертовщина вообще находится в этой части экрана.

Одна картинка вместо тысячи слов. На весь вызов ушло суммарно около 40 минут.<br />
Одна картинка вместо тысячи слов. На весь вызов ушло суммарно около 40 минут.

Полагаю, я нагнал уже достаточно жути на играющего. Поэтому пришло время рассказать немного и о пряниках. В игре предусмотрена система поощрения играющего. Она может быть двух видов – «хинты» и «прохождения». Оба слова представляют собой некий расходуемый предмет, который мы можем применить во время решения головоломки. Хинт позволяет поместить на нужное место выбранный нами фрагмент изображения. В случае с мозаикой хинты почти бесполезны, благо самих фрагментов тут десятки. Но есть головоломки, где фрагментов куда меньше, и вот там хинты могут неслабо помочь. Ну а с «прохождениями», думаю, всё понятно.

В игре есть галерея всех решённых головоломок, где их можно повторно пройти и улучшить результат<br />
В игре есть галерея всех решённых головоломок, где их можно повторно пройти и улучшить результат

Они просто автоматически проходят пазл, избавляя вас от головной боли. Думаю, не стоит говорить, что тратить «прохождения» на любой чих не стоит. А вот приберечь их для битвы с боссом – самое оно (если, конечно, вы не ставите цель пройти все головоломки самостоятельно). Хинты и прохождения могут даваться за решения определенных пазлов (узнать о награде заранее нельзя). Однако, по одному «прохождению» даётся игроку за каждые 10 самостоятельно решённых головоломок. Помните, я выше по тексту писал, что решать все головоломки в городе не обязательно, если вы уже нашли там фрагмент? Так вот, будет куда рациональнее решать вообще всё хотя бы первую половину игры. Тогда вы накопите хоть какой-то запас прохождений, и они смогут очень сильно упростить вам жизнь ближе к финалу игры. Последний дух в списке, Ворон, невероятно сложный тип. Каждая головоломка на нём (даже в безобидных разделах, вроде Мозаики) сулит играющему десятки минут ломания головы.

Ящик для всех бед: Pandora's Box

В детстве, сколько бы я не бился, никак не мог одолеть эту игру. Малый возраст и неусидчивость давали о себе знать. Только в старшей школе, вернувшись к любимой игре, мне удалось ее закончить, увидев финальные титры. И тут, согласно старой как мир философии, был важен не конечный пункт, а само приключение. Ящик Пандоры – простая в концептуальном смысле слова игра. Но игра, выполненная с душой и большой любовью к искусству. Не знаю, какую роль фактически сыграл в разработке Алексей Пажитнов. Но очень верится, что благодаря этому человеку Pandora’s Box получилась столь разнообразной и занятной. Находится в этой игре само по себе приятно, и еще приятнее решать там очередную сложную задачку. Стоит повторится, что в игре просто отличная музыка, которая создаёт настоящую атмосферу приключений и какой-то магии.

Ящик для всех бед: Pandora's Box

Рекомендую сабж к ознакомлению абсолютно всем. Если хотите отдохнуть от постоянных игровых сражений, драк и превозмогания – Ящик Пандоры поможет вам на некоторое время забыть обо всех тревогах. Скачать Pandora’s Box можно с сайта oldgames. Желаю удачи в укрощении духов шкатулки - она вам пригодится!

Статья написана для конкурса "Скрытые сокровища"

4646
22 комментария

Комментарий недоступен

6
Ответить

Это более опасный ящик. Его не стоит открывать. А то головоломкой станет весь персональный компьютер.

3
Ответить

Блин, хотел по игре пописать, а тут уже столько написано, шикарная игра!

1
Ответить

Да, игра очень хорошая. Рад встретить в коментах человека, который в неё тоже играл.

1
Ответить

Ну с лонгом не знаю, если получится написать. Вот освежить бы в памяти игру не помешало. Ты вот норм написал,я сильно углубленно не умею писать, но попробую.

1
Ответить

Обладатель WR в any% категории (не бог весть какое достижение, конечно) по этой игре в треде. Отличный пост, прочитал с удовольствием, но есть пара дополнений
1. Даже не дополнение, а скорее придирка. "Если повезёт, то после решения очередной головоломки вам дадут искомый фрагмент". На деле в игре в любом прохождении все позиции паззлов, выдаваемых за их прохождение бонусов и то, дает ли конкретный паззл фрагмент или не дает, абсолютно одно и то же и от везения не зависит, так что здесь уместнее было бы написать "Если попали в нужную головоломку".
2. В игре, начиная со второго духа, примерно по одному на город (но иногда может и не быть) появляются этапы-испытания. Внешне они не отличаются от остальных, но если игрок их выберет - появится окошко с текстом наподобие "пройди этот этап за xx:xx, чтобы получить бонус". Если игрок пройдет этап за указанное время или быстрее (при этом не используя подсказки и, разумеется, автопрохождение) - ему либо подсветит этап, дающий фрагмент, либо, если фрагмент уже получен - три прохождения. Весьма полезно как для обычного игрока (показ нужного этапа очень сильно поможет на сложных этапах, особенно на Вороне, который кишит сложными паззлами, но благодаря челленджам, которые куда проще, ибо привязаны к таймеру, можно сильно сократить трату прохождений), так и для перепроходящего/спидранящего (тратим скип на известный этап с фрагментом, ибо не меняется ни этап, ни его положение в списке, после этого проходим испытание, получаем три скипа и в итоге остаемся в плюсе на два скипа, еще и +2 головоломки, а значит еще 1/5 скипа)
В остальном все по делу, еще раз спасибо за статью

1
Ответить

А вам спасибо за комент, тем более, к этой игре (благо просмотров у материала немного). Знаете, каким вопросам я задавался время от времени? А есть ли у Ящика Пандоры спидран? И если есть, то как это вообще выглядит? Я мог бы просто это проверить, но, почему-то, не проверял. А теперь мне написал человек с мировым рекордом по этой игре, очень приятно! Касательно "замечаний" - обе вещи, что вы назвали, я не знал. Я думал, что фрагмент с каждым прохождением спрятан за случайной головоломкой. И я не подозревал, что прохождение испытаний (при уже найденной головоломке) даёт три прохождения (благо, на их счётчик редко смотрел). Это определённо можно абузить) Спасибо за полезную информацию!
Ещё такой вопрос - какая головоломка, на ваш взгляд, самая сложная в игре (не считая боссов)?

Ответить