Переходная эпоха NFS. Лонг

Мой активный игровой опыт пришелся на смутные времена серии NFS, когда формула со стритрейсингом откатала свое и EA пустились в эксперименты, постепенно внедряя свой Frostbite. Данный материал является разбором игр серии, которые выходили с 2008 по 2015, именно тогда, по моему мнению, серия NFS активно пыталась создать себя заново и пришла к тому, к чему пришла.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Быстрая навигация:

NFS: Undercover

Переходная эпоха NFS. Лонг

Эта игра создавалась после не очень удачного (но моего любимого) Prostreet. Игра была крайне сюжетно ориентирована, у нас тут вкрапления с настоящими актерами, голливудская съемка, сюжет в духе ранних форсажей, все дела, во многом она опиралась на прошлые успехи серии, борьба с полицией, в общих чертах сюжет похожий на то, что было в Need For Speed Most Wanted.

Но с игрой сыграл злую шутку ровно 1 фактор - издатель и его цикл разработки в 1 год.

Как итог, игроки получили игру, полную багов как визуальных, так и технических. Помимо того, в игре не было привычного меню, поэтому некоторые (как я в 9 лет) даже и не поняли, как в игре сделать то или иное.

Примерно такое встречается на протяжении всей игры. Даже последний патч, который должен был починить одни вещи, поломал другие

Ну а сюжет, несмотря на хорошую задумку, получился довольно посредственным и во многом очень неловким, отчего ни тогда, ни сейчас, игру не получается серьезно воспринимать.

То, что в игре работало, было неинтересным – крайне низкий уровень ИИ противников, что влекло за собой отсутствие челленджа, крайне спорная физическая модель, трафик из картонных автомобилей – в игру было скучно играть, она не впечатляла. Даже я будучи ребенком не стал проходить эту игру, потому что в других играх машинки делали врум-врум гораздо интереснее.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Закономерно игра провалилась в продажах и собрала плохую прессу, что EA, судя по всему, восприняла как знак того, что тема стритрейсинга игрокам более не интересна, а студию BlackBox было принято отстранить от разработки, а в дальнейшем и распустить. +1 в копилку убитых студий.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Но у Undercover все таки был 1 очень важный плюс – издатель понял урок о том, что цикл разработки в 1 год не влечет за собой ничего хорошего и все дальнейшие игры серии разрабатывались от двух лет.

Игра разошлась в 5.2 миллионов копий по всему миру

NFS: Shift

Переходная эпоха NFS. Лонг

Параллельно с разработкой Undercover велась разработка идейного наследника Prostreet – игры, которая позиционировалась как симулятор. Разработку доверили новой для серии студии – Slightly Mad Studios.

Я не застал обсуждения анонса игры, но готов поспорить, что игру приняли неоднозначно, однако релиз все расставил на свои места.

Игроки получили абсолютно новую физическую модель автомобиля, наконец-то в серию вернулся вид от первого лица, графически и технически игра превосходила Undercover буквально во всем.

Легендарное обучение на не менее легендарной BMW.
Легендарное обучение на не менее легендарной BMW.

И на удивление, игроки оказались не против таких изменений, в отличии от Prostreet, эту игру уже более однозначно все считают хорошей.

Журналисты в основном высоко оценили игру Need for Speed: Shift. Они отметили, что автомобили на трассе ведут себя реалистично, похвалили графику, и разные режимы игры - в игре были доступны спринты, кольцевые гонки, дрифт.

На Metacritic игра получила высокую среднюю оценку: 84/100 для PlayStation 3, 83/100 для Xbox 360 и ПК. Версии для портативок получили более низкие оценки, но портативные NFS это совсем другая история.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Игра заняла первое место в британских чартах продаж в первую неделю после релиза, а в 2009 году, журнал "Игромания" назвал игру победителем в номинации "Рейсинг года", что говорит о том, что даже наш консервативный рынок по достоинству оценил игру.

Я в свое время довольно плотно играл в Shift - управление с клавиатуры казалось чем-то невыносимым, но со временем я привык и прошел почти все этапы – не осилил только дрифт и последние гонки на гиперкарах. Veyron я не смог удержать со стрелочек клавиатуры, потому постоянно злился и закрывал игру, так в итоге ее и бросил. И не могу сказать про чувство скорости в дилогии Shift. Больше нигде, на мой взгляд, так хорошо не передана скорость, как тут. Ты едешь и буквально ощущаешь, что играешь со смертью.

Игра продалась тиражом более 3 миллионов копий в США на момент сентября 2021 года, данных по продажам по всему миру мне найти не удалось, но если вы скинете в комментариях, то я обновлю пост :)

Вердикт: EA благодаря привлечению сторонней студии, более долгому циклу разработки и смене концепции получилось хорошо освежить серию и пустить ее в другое русло. Тогда были надежды на то, что мы будем получать регулярные симуляторные части и экшоновые, и по началу так и казалось.

NFS: Nitro

Переходная эпоха NFS. Лонг

Эта игра выходила эксклюзивно для Nintendo Wii, поэтому к общему таймлайну и конкретным процессам перехода серии в другое русло игру можно отнести с трудом.

Я в нее не играл, но по футажам она выглядит как "рескин марио карт", в который, наверное, прикольно поиграть в компании.

Забавно, что про игру вспомнили с анонсом Unbound, так как только в Nitro ранее встречались визуальные приемы, похожие не селлшейдинг.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Пресса приняла игру в целом сдержанно. Сильно не хвалили, но и не ругали, поэтому летим дальше к “основным” частям серии.

Переходная эпоха NFS. Лонг

NFS: World

Переходная эпоха NFS. Лонг

Внезапная игра серии – она выходила по условно-бесплатной, тогда модной, модели, была эксклюзивом на ПК, давала пользователям самый большой открытый мир в истории серии (который и сейчас таковым остается).

Переходная эпоха NFS. Лонг

В игре представлена карта, которая скрещивала в себе карты из Most Wanted и Carbon. Поскольку игра онлайновая, то в ней проводились разные тематические события и праздники, что сказывалось и на карте – зимой на ней был снег, а в хеллуин тыквы.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Геймплейно – это старая добрая NFS, все-таки использовался движок из старых частей серии, однако модель free-to-play давала о себе знать в ряде негативных причин: донат, донат, донат.

В игре была очень тугая прогрессия, если пытаться заработать на машины или запчасти своим трудом, поэтому я 2 месяца гонялся на одной машине, изредка обновляя на ней детали или наклеивал новые декали.

Ну и невозможно не сказать о том, что поскольку игра была на ПК и была онлайновой, в игре было просто огромное количество читеров, которые тоже не давали мне сильно большого наслаждения от игры.

Вот у меня в лобби часто были такие рембо, которые влетали в меня на скорости 1000кмч и сбивали с дороги.

Пусть игра и собрала базу в 10 млн. игроков по всему миру, закрылась она в 2015 году, так как “больше не соответствовала высоким стандартам серии”.

Пресса приняла игру весьма сдержано – на сайтах Metacritic и GameRankings проект получил среднюю оценку в 62/100 и 63,83 % соответственно. Игроки тоже не были в большом восторге, но какое-то время игра жила и скорее всего принесла немало денег издателю, так как доната в игре было очень много, а быструю машину хотелось.

Переходная эпоха NFS. Лонг

NFS: Hot Pursuit (2010)

Переходная эпоха NFS. Лонг

В 2010 к серии NFS было решено привлечь Criterion Games, разработчиков другой знаменитой гоночной серии EA – Burnout.

Кроме того, разрабатывалась не новая игра серии, а ремейк одной из самых священных игр у старых игроков франшизы, и нет, это была не Underground, а еще более давняя дилогия - Hot Pursuit.

По мнению некоторых игроков, лучшая часть серии, между прочим. Но обязательно на PS2, так как на ПК тогда вышла совсем другая игра, заметно уступающая по всем аспектам версии с PS2.
По мнению некоторых игроков, лучшая часть серии, между прочим. Но обязательно на PS2, так как на ПК тогда вышла совсем другая игра, заметно уступающая по всем аспектам версии с PS2.

Hot Pursuit – это про погони от копов на суперкарах по горным серпантинам, шоссе, лесам. В общем про то, о чем NFS не была уже очень давно.

Неожиданно для всех, игра получилась отличная! В игре дебютировал новый движок с новой физикой, к которой не все тогда были готовы. Впервые в серии появилась физика скольжения, однако, оглядываясь назад, по своим ощущениям могу назвать эту физику самой приятной в NFS.

Заносы тут контролируемые, при этом есть возможность проходить не очень крутые повороты и без заносов, проходя их быстрее.

Самая главная вещь, которая мне нравится в играх Критерионов в NFS - очень хорошо чувствуется вес и мощность машины. На скорости 300 км/ч действительно очень хорошо чувствуешь, что едешь на гиперкаре и любая ошибка может привести к летальному исходу. Ну и поскольку ребята делали Burnout, при столкновениях нас встречает небольшой ролик о нашей аварии.

Да, машины не так эпично разбиваются, все-таки лицензированные автомобили, но тем не менее повреждения на машинах одни из самых сильных в серии (в Shift будут посильнее).

В игре есть гаджеты, которые тоже дают разнообразия геймплею. Гонщики могут оставлять шипы, запускать ЭМИ, подавлять ЭМИ и включать систему турбоускорения, а копы могут то же самое, только вместо подавления ЭМИ – запуск вертолета (по мне так довольно бессмысленная штука), а вместо турбоускорения – заграждение дороги.

Ну и не могу не отметить автопарк, нигде кроме этой игры не ездил на Porsche 959, а играл я во много гоночных игр, тут порядка 80-ти тачек, ну и классики JDM нет, все-таки у нас тут про суперкары.

Посмотрел и понял, что эту машину добавили уже в ремастере.
Посмотрел и понял, что эту машину добавили уже в ремастере.

Я проходил эту игру на релизе на ПК, в 2020 на ПС3 (прошел все гонки за гонщиков на золото), и сейчас прохожу ремастер на Свитче. Игра до сих пор отлично играется, могу только порекомендовать! Она генерирует много зрелищных моментов и заставляет попотеть. Она не очень простая и не очень сложная, к физике придется немного привыкнуть.

Игру ждал успех и хорошие отзывы как от прессы, так и от игроков, она Pursuit была хорошо встречена критиками на E3 2010 и была отмечена наградой «Лучшая гоночная игра» от Game Critics Awards, а также от нескольких других СМИ.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Конкурентами за приз тогда были Forza Motorsport 4, Gran Turismo 5, Test Drive Unlimited 2 и MotorStorm: Apocalypse.

Сайт Metacritic поставил версиям игры для Xbox 360 и PlayStation 3 оценку в 89/100 и 88/100 соответственно, в то время как ПК-версия получила 86/100.

Ну и самое главное, ремейк стал первой игрой в серии Need for Speed со времен оригинальной Hot Pursuit, получившей награду E3. Hot Pursuit стала лучшей игрой для Xbox 360 и PS3 по версии IGN и получила награду за «лучшую графику» по версии Gaming Excellence.

Shift 2: Unleashed

Переходная эпоха NFS. Лонг

Вторая часть от Slightly Mad Studios, во всем лучше первой части, с мелкими, но нужными доработками по прогрессии.

Заметьте, в игре нет заголовка Need For Speed. Это было сделано для того, чтобы разделить направления игр – теперь под Shift должны выходить автосимуляторы, а под Need For Speed аркадные части серии. Однако, не срослось, и второй Shift оказался последним, зато каким!

Игру максимально пропихивали, как самый настоящий автосимулятор (симкаду), среди конкурентов теперь не Midnight Club, а Gran Turismo 5 и Forza Motorsport 4. Куча критики от EA в адрес последних – графика в них хуже, а автопарк раздут.

Но несмотря на спорные заявления издателя, сама игра получилась отличной.

До сих пор в этой игре самая крышесносная камера – прямо из шлема, с поворотами взгляда гонщика к траектории поворота. Скорость чувствуется как нигде, столкновения физически можно почувствовать через экран.

В будущем доработанная версия этой камеры появилась в двух частях Project Cars, но тут, на момент выхода, это просто взрывало мозг.

"Maximus Settings GTX460" 12 лет назад, эх, времена...

У игры довольно своеобразный вайб, она не радует энергичной музыкой, а пункты меню летают вокруг жесткой аварии, мне до сих пор эта часть серии кажется самой серьезной и даже немного жуткой, не дружелюбной.

Графика хороша даже сейчас, но вот физическая модель… К ней действительно нужно привыкнуть. Я умудрялся играть в нее на клавиатуре на релизе, но мне было чертовски сложно. Сильно позже, я купил себе диск на PS3, но и там все было не идеально. Чувствуется какой-то инпут лаг от управления, играть в Shift 2 менее комфортно, чем в Gran Turismo. Возможно, самый комфортный уровень игры можно достичь на руле, но я таким не располагаю :(.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Ну и вишенкой на торте стала доработанная система Autolog, которая постоянно держит игрока в гонке. Я, к сожалению, на сервера не попал, когда играл на PS3, а на компе была, естественно, пиратка, но примерно могу представить, что это, когда видишь, что 2 твоих друга проехали круг на 3 секунды быстрее и пытаешься полчаса эти полсекунды с круга срезать.

Несмотря на довольно сложное и неподатливое управление, я довольно далеко зашел в прохождении этой игры. Однажды я ее пройду и напишу тут статейку, но всему свое время.

Игра, как и первая часть, получила отличную прессу и отзывы игроков, однако ей довелось стать самой плохо продаваемой игрой в серии, из-за чего на линейке симуляторов было решено поставить крест. Очень печально, что игру ждала такая судьба, потому что дилогия получилась уникальной, со своим стилем и физикой, с непередаваемым чувством скорости и столкновений.

NFS: The Run

Переходная эпоха NFS. Лонг

На данный момент это по праву самая экспериментальная часть серии. Ее делает крайне интересной сразу 2 факта:

  • Это последняя NFS, разработанная студией Black Box
  • В этой игре дебютировал Frostbite, который в дальнейшем стал главным предметом споров, когда речь заходит о неудачах серии.

Эта игра уникальна, потому что только тут совсем нет кольцевых гонок, да и в целом из режимов доступен только спринт. Тут нет трасс, только дорога из Сан-Франциско до Нью-Йорка.

Ну и только тут, насколько я помню, есть QTE моменты, которые дают игре нормального такого разнообразия. Когда я был малой, у меня челюсть отваливалась от таких моментов (но из-за кривой пиратки я смотрел их в интернете, так как диск с нормальной версией игры найти не мог).

Плюс, из-за полной линейности игры, разработчикам получилось ее сделать самой зрелищной в серии по сей момент. И, наверное, никогда игры серии больше не будут такими зрелищными. Тут полно моментов, которые можно вставлять в трейлеры, погони, гонки мимо снегопадов, и так далее и тому подобное.

Но у игры есть большой и жирный минус – злополучный Frostbite, тем более в первой своей гоночной итерации. Машины тут буквально утюги, которые хрен завернешь в поворот. Но и гриповой физики тут нет – машины просто едут хрен знает как и приноровиться удается далеко не сразу.

Однако, Frostbite дал игре одну очень хорошую вещь – графически она выглядит отлично даже сейчас, и даже на PS3.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Для меня она входит в ряд проклятых игр – которые у меня не устанавливались или вылетали на ПК в детстве и диски с которыми на PS3 оказались с дефектом. В детстве я не мог пройти игру дальше первой погони, а когда купил диск на PS3, в 2021 году, в нем игра отказывалась загружать 4-ый этап, хотя диск абсолютно без царапин.

Несмотря на все трудности, я все-таки прошел пиратку The Run на своем ПК, мне даже не сильно не понравилось. Графика и сюжет меня увлекли и было интересно пройти игру до конца, тем более она очень короткая и ее можно пройти за 7-9 часов спокойно, а то и быстрее, если не лажать в заездах.

Несмотря на обширную рекламную кампанию (даже я помню, как видел рекламу этой игры по телеку, а трейлер монтировал сам Майкл Бэй), продажи игры оказались не выдающимися, но и не провальными, ровно как и оценки от игроков и прессы.

В основном все ругали малую продолжительность игры, не самое лучшее техническое состояние игры и физику. Средняя оценка на Metacritic составила 69/100 в версии для ПК, 68/100 для Xbox 360 и 64/100 для PlayStation 3.

NFS: Most Wanted 2012

Переходная эпоха NFS. Лонг

Наверное, самая нелюбимая часть серии по мнению многих игроков, хотя спустя 11 лет я могу сказать, что это нормальная, или даже хорошая игра.

Именно в эту часть я играл больше всего, потому что ее портировали на PS Vita и на безрыбье игр для платформы я будучи ребенком провел в ней под сотню часов, играя в мультиплеер со своими друзьями из Москвы. К сожалению, платину так и не выбил, а осталось там не много…

Переходная эпоха NFS. Лонг

Изначально все выглядело шикарно: такое громкое название, разрабатывают игру студия Сriterion Games, которая ранее себя отлично показала в ремейке Hot Pursuit. Что могло пойти не так?

Сомнения стали закрадываться уже с первым трейлером игры: мы увидели машины, которые совершенно в стоковом виде скачут по трамплинам и разбивают щиты, под совершенно непривычный для серии цветокор…

И на релизе сомнения полностью подтвердились, от Most Wanted тут одно название. Также игра получила звание “более скучного Burnout Paradise” и, на самом деле, вполне заслуженно. Но это все еще очень веселая гоночная игра.

Чтобы получать удовольствие от игры достаточно всего лишь забыть про ее название, и тогда вы получите:

  • Графику, которая до сих пор хороша
  • Звук мотора, который пробирает до костей. Машины тут звучат ну очень хорошо
  • Отличная физическая модель. Да, она дрифтовая, но дрифт тут отлично контролируется и он предсказуемый, это не начальные итерации гоночного фростбайта, это движок от Критерион, который был слегка доработан с Hot Pursuit.
  • Экзотический автопарк. Несмотря на то, что я не разделяю любовь Criterion к спортивным купе в виде кабриолета (серьезно, что в HP, что тут куча машин без крыши), ни в каком другом NFS, кроме как тут, вы не поездите на Марусе (помните такую?)
  • Хороший саундтрек. Бодрый, в пору того времени, тут и Muse, и только обретший популярность дабстеп есть. Гоняться заставляет.
  • Адекватные гонки, не очень длинные, но могут заставить попотеть. С копами в них появляется больше красок.
  • Проработанный город, по которому весело кататься из пункта А в пункт Б, попутно сбивая ворота и щиты, находя новые машины.
Переходная эпоха NFS. Лонг

Я думаю, что этот список можно продолжить еще, но остановимся и на этом. Да, как Most Wanted это не идет ни в какое сравнение с первой частью, тут никаких привычных элементов из игры 2005 года. Игре просто зачем-то присобачили это название.

Это уже сейчас более-менее стала известна разработка этой игры. Что изначально все должно было быть иначе, что и сюжет, и гараж, и тюнинг, и примочки от копов были, но их выпилили из-за того, что EA требовало игру здесь и сейчас. Как итог - игроки негодуют.

Подробнее о разработке и игре в целом я писал в своей статейке.

Средняя оценка игры на сайте Metacritic составили 84 % для версий на Xbox 360. и PlayStation 3, 78% для версии на ПК. Пресса от критиков у игры была хорошая, но вот отзывы игроков оказались негативными, что напрямую повлияло на продажи, и как итог, EA отстранило еще одну студию, отправив критерион на Батлфилд и частично в Ghost Games, которые пошли делать следующую часть игры…

NFS: Rivals

Переходная эпоха NFS. Лонг

Вот оно… пришествие Ghost Games и финал смутных времен NFS. Наконец-то у серии появилась одна студия-визионер, которая еще и частично состоит из людей из Criterion.

Однако, с тех пор NFS окончательно перешла на рельсы Frostbite, что же из этого вышло?

А получилась игра, которая снова напоминает NFS Hot Pursuit. Гонки по шоссе, погони с копами, можно так же играть и за гонщиков, и за полицейских.

Переходная эпоха NFS. Лонг

Да, мы получили не самую лучшую физику, но поскольку действия происходят на протяженных шоссе, игре это не сильно мешает и движок позволял более-менее комфортно водить, пусть и не без проблем.

Переходная эпоха NFS. Лонг

В игру я играл на старте и отчетливо помню, что мне критически не хватало в ней чувства скорости, ну и копы выбивали меня через чур быстро, а так игра крепкий середнячок, но не более.

После выпуска Need for Speed: Rivals получила в целом благоприятные отзывы от критиков.

Из положительных моментов были отмечены графика, которая действительно получилась очень приятной благодаря движку Frostbite 3, огромный открытый мир игры и улучшенная система Autolog (ныне Need for Speed Network).

Переходная эпоха NFS. Лонг

Ругали же игру за слишком упрощенный режим настройки внешнего вида автомобилей, отсутствие режима карьеры и сюжета, а также геймплей, сильно напоминающий игры Need for Speed: Hot Pursuit 2010 и Need for Speed World.

И действительно, игра, на мой взгляд, очень вторична и служила просто затычкой окна релиза, потому что в дальнейшем серия пересела на уличные гонки с упором на стайлинг автомобиля, но это уже совсем другая история..

Удивительное время

Было у серии Need For Speed с 2008 по 2013 год, стритресинг успел надоесть людям, но без тюнинга, стайлинга, и всего того, за что люди полюбили, но устали, за это время они по нему соскучились.

Мы получили небывалое количество экспериментов: и удачное возвращение старых серий, и аркадную Nitro, и неудачное возвращение старых серий, сюжетную и линейную The Run, две достойных симкады, 4 студии-разработчика, несколько движков, достижения и неудачи…

В итоге мы вернулись к тому, от чего бежали, но плохо ли это? Кому как, мне лично нравится, что у игры среди фишек теперь небывалый уровень тюнинга, но, чувствую я, грядут новые, смутные времена и очередная удивительная эпоха любимой многими гоночной серии!

Спасибо, что прочитали! Буду рад комментариям, воспоминаниям об этих играх, всегда интересно читать, что вы пишите :)

7171
41 комментарий

Маруся и в Hot Pursuit тоже была. Боже, что за игра. Я влюбился в неё ещё когда только вышел трейлер. И какой же кайф я от неё получил, сколько часов в неё наиграл вместо того, чтобы готовиться к ЕГЭ. Отличная гонка и, главное для меня, классная кампания за полицию. Всю эту стритрейсерскую романтику терпеть не могу — как же было приятно впечатывать этих чмошников в забор. И этот женский официальный голос на фоне «СПАСИБО ОФИЦЕР НАРУШИТЕЛЬ ЗАДЕРЖАН», мммм, аж до мурашек. Снова перепройти что ли...

7
Ответить

Ее не было в хп, была в мв 2012 и в райвалс (за копов точно была)

2
Ответить

А какой там саундтрек был бомбический)))

Ответить

Лонги мы любим

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

это лонг, как умирала серия NFS ?

2
Ответить

неа, это о том, как она переизобретала себя

1
Ответить