Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Вы когда-нибудь задумывались, какой сейчас самый популярный жанр игр? Возможно, стратегии или приключения? Нет, это шутеры. Если посмотреть на 50 первых игр по количество онлайна в Steam и сделать небольшой анализ, то получится такая таблица.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Шутеры обгоняют все остальные жанры с большим отрывом. Стоит учесть, что была выделена несколько расплывчатая категория, как экшен. Но даже так шутеры обгоняют всех. Данная статистика не показывает полного положения в видеоигровой индустрии, но все же по ней можно приблизительно прикинуть, насколько шутеры популярны сегодня.

Наследие прошлого

История такого знаменитого жанра уходит в прошлое на более чем 30 лет. Тогда группа из нескольких человек, а точнее, компания Id Software, создает Wolfenstein 3D, а затем культовые серии Doom и Quake в придачу.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Тем самым формируя жанр шутера как отдельную единицу в игровой индустрии. Что-то похожее на First Person: Shooter было и раньше, но именно благодаря этим играм, жанр приобрел характерные черты и стал популярным.

Сегодня классика от Id Software, множество игр-клонов и проектов, которые были вдохновлены Doom или Quake, называется ретро или бумер-шутерами. Такие имена они получили из-за случившихся изменений в жанре. Нынешние FPS совершенно не похожи на те проекты 90-х. Поэтому люди решили отделить старую классику в поджанр.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Но сегодня, несмотря на огромную популярность современных шутеров, рынок их ретро представителей живет вполне неплохо. И цель данного текста - понять, в чем же секрет бумер-шутеров, почему они нравятся игрокам, а также оценить с точки зрения современного геймера легендарные тайтлы.

Doom

Сегодня каждый уже знает про оригинальный Doom. Отчасти благодаря тому, что его можно запустить на чем угодно: начиная с диспетчера задач Windows, заканчивая принтерами и калькуляторами. Такая популярность проекта среди игроков вполне заслужена. Огромные продажи для 1993 года, новая тематика, отточенный геймплей и прекрасная музыка помогли стать игре сначала популярной, а позже и культовой.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Все много слышали про Doom, насколько он крут и вообще легендарен. Но кто из вас полностью его проходил? Думаю, не многие. Эта часть текста будет про то, как современный геймер поиграл в классический шутер.

Начать хочется с технического момента. Как же сегодня поиграть в Doom? Есть несколько вариантов. Первый - если у вас имеется аккаунт другого региона, где доступны игры от крупных компаний. Тогда вы можете приобрести Doom в Стиме и спокойно играть.

Второй способ - веб сайты, где можно попробовать Doom, но этот вариант является довольно сомнительным. Задержка ввода и отсутствие настроек игры делают его не совсем релевантным.

Третий вариант - запустить Дум на эмуляторе, например, в Dosbox. Он довольно прост в исполнении и не требует денежных вложений, а взамен дает идеальный экспириенс с возможностью настройки игры.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Конечно, стоит упомянуть ещё один вариант - собрать компьютер тех лет и погрузиться в аутентичную атмосферу ретро-шутеров. Тут комментарии излишни, хотя некоторым ценителям это приносит особенно много удовольствия.

Теперь приступим к самой игре. Что же ждет современного геймера в Doom? Нас встречает стильная графика. Да, ей 30 лет, но первое впечатление обманчиво, ведь через 30 минут геймплея уже не замечаешь все её изъяны.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Они сглаживаются другими отличными аспектами игры, например, прекрасной музыкой! Каждый трек божественен, а встречает на первом уровне нас бодрый At Doom"s Gate. Косить демонов под неё - сущее удовольствие. Просто послушайте или поиграйте — оно того стоит!

Музыку, написанную Бобби Принсом, можно хвалить бесконечно. Но тут задерживаться не будем.

Так, с графикой и звуком разобрались. Что дальше? Геймплей! Начало у игры простенькое. Первый уровень — это, по сути, обучение, где вы пройдете несложную карту. А дальше – больше во всех смыслах! Количество демонов растет с каждым уровнем, но и арсенал игрока пополняется: дробовик, пулемет и ракетница. Они будут вашими верными спутниками на протяжении всей игры. Анимации смерти демонов - отдельное удовольствие для игрока. Как же круто наблюдать разлетающихся на части жителей преисподней.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

В игре 27 уровней, каждый из них интересен по-своему. Больше всего запоминаются несколько жутких моментов. Представьте, вы спускаетесь в комнату с мигающим светом. И на вас бегут Спектры - почти невидимые монстры, которые, как и другие собратья, издают страшные крики. Тут же добавляется музыка, которая создает ощущения тревожности и напряжения. Это здорово пугает! В классическом Doom грамотно сделаны экшен и хоррор составляющие. Такие моменты происходят парочку раз за игру и делают её действительно разнообразной.

Ну и невозможно не сказать про левел дизайн. Он стал отличительной чертой не только игр серии Doom, но и большинства ретро-шутеров. Игрока ждут разветвленные уровни и иногда даже настоящие лабиринты, двери, ключи, а также секреты. На некоторых картах видно, что разработчики фанились и создавали интересные очертания.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Игра проходится всего лишь за 6 часов. Зато какие это 6 часов! Прекрасный саундтрек, отличный геймплей и хороший левел дизайн — это все про Doom. И это говорит современный геймер. Если вы еще не играли в классический Doom, но слышали о его крутизне, то обязательно попробуйте его. Ведь даже спустя 30 лет играть очень весело и интересно.

Хотя даже такую легендарную игру есть за что ругать. В Doom есть недостатки и изъяны, например, скучные боссы и бесполезные улучшалки. Однако после прохождения мне стало понятно, почему эта игра считается культовой и за что ее в свое время полюбили тысячи игроков.

Doom II: Hell on Earth

После первой части не осталось сомнений, что нужно играть дальше в Doom II. Каждый уважающий себя сиквел не будет кардинально отличаться от первой части. Он лишь соберет в себе и улучшит все положительные черты предшественника, а плохие моменты попытается сгладить или вовсе от них избавиться. Сейчас расскажу, справился ли с этой задачей Doom 2.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

И первое изменение, которое бросается в глаза — это левел дизайн. Он был кардинально улучшен. Разработчики полностью изучили и применили имеющиеся наработки, что позволило создать отличные уровни. Часто на картах попадалась интересная игра со светом, что лучше погружало атмосферу.

Команда Id Software увеличила проект не только в ширину, но и в глубину. Теперь каждый этап — это отдельная небольшая головоломка, которую нужно решить, чтобы продвинуться дальше. Особенно хочется отметить карты Американа Макги. Они самые интересные.

В Doom 2 хоррор моментов почти не было, что обидно, хоть и не критично. Боссов тоже улучшили. Теперь они стали интереснее. Главным противником стала большая головоломка в игре, которую не каждый сможет решить.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Длительность прохождения не увеличилась, зато повысились качество и плотность игрового процесса. Появилось больше оружия, монстров и кровищи. А саундтрек стал ещё круче.

Doom 2 — отличное продолжение, которое заслуживает звания культовой игры не меньше оригинала. Если вы решитесь познакомиться с Doom 1993 года, то обязательно захотите поиграть в сиквел. Эти два замечательных проекта займут у вас часов 15, но зато принесут много удовольствия. Вы сами сможете почувствовать, насколько эти игры хороши, даже спустя 30 лет.

В чем суть ретро-шутеров?

Поняв, что классические части Doom это отличные игры даже по меркам современности, можно попробовать выделить характерные черты и особенности ретро-шутеров. Итак, начнем:

Графика, а точнее ее реализация и художественный стиль. Сочные анимации, реки крови и большой арсенал брутального оружия, после выстрела которого, любой противник разлетается на части. Эта составляющая для ретро-шутеров крайне важна. Ведь в первую очередь мы воспринимаем проект глазами, а уже потом доходит все остальное. Зачастую в таких проектах применяется псевдо 3д графика, состоящая только из 2д спрайтов, или же смесь 3д и 2д.

Ion Fury
Ion Fury

Геймплей. Высокая скорость, большой арсенал вооружения, разнообразные разветвленные уровни и просторные арены, на которых есть куча противников. Важен широкий и разнообразный ассортимент вооружения. В игре должны присутствовать не просто 10 видов автоматов, а набор из инструментов, которые вы примените в нужное время. Жонглирование пушками является одним из важнейших навыков в подобных проектах. Скорость и необычный левел дизайн придают ретро-шутеру дополнительный челлендж и повышают требования к игроку.

Саундтрек. Музыка — это неотъемлемая часть не только нашей жизни, но и видеоигр. Именно она в большей мере придает настроение сцене. Правильно подобранная музыка позволяет получить дополнительную дозу адреналина во время напряженного сражения. Главная тема в шутере обязательна, а звуки окружения должны выполнять функцию поддержки. Звуки монстров — пугать игрока, а стрельба оружия — радовать его своей глубиной.

Post Void
Post Void

Сюжет, а точнее его отсутствие. Этот элемент не очень важен для увлекательного шутера. Хотя современные представители всё чаще отходят от парадигмы Джона Кармака: "Сюжет в игре как сюжет в порно фильме. Он должен быть, но совершенно не важен.

Эти отличительные черты и делают из обычного шутера ретро-проект, а никак не дата выхода. Для таких игр возраст - лишь цифра, которая не сильно влияет на удовольствие от игры. Здесь важно наполнение, что автор вкладывает в свою игру. Какие техники и приемы гейм-дизайна он использует. Всё это и делает подобные игры популярными и любимыми.

Пусть у них нет глубокого сюжета или компании на 40 часов, но в эти проекты приятно играть. Относительно короткие, но насыщенные и динамичные ретро-шутеры нашли свое место на рынке. И даже сегодня они чувствуют себя очень хорошо.

Warhammer 40, 000: Boltgun
Warhammer 40, 000: Boltgun

На волне ремейков и переизданий ретро-шутеры стали популярны как никогда. Можно перечислить парочку самых известных современных представителей: Ultrakill, Dusk, Warhammer 40, 000: Boltgun, Ion Fury и Post Void. С высокой долей вероятности о некоторых проектах вы точно слышали.

Давайте вместе ознакомимся с некоторыми не самыми популярными, но интересными проектами. В каждом из них мы выделим черты, присущие поджанру, и разберём отличительные черты. Начнем с чего-то попроще, а закончим обязательным мастхэвом.

Project Warlock

Монстры, кишки и магия — вот как можно кратко описать эту игру. Первое, что стоит отметить - стильная графика. Работа со светом, анимации оружия и смерти врагов. Всё это сделано на высочайшем уровне. Геймплей неплох, но под конец местами монотонный. Зато радует разнообразие вооружения и возможность его прокачки. Наличие магии позволяет придумывать сложные комбинации во время сражения.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Боссы, как и в Doom 1993 года, - полный отстой. Они совершенно легкие и проходные. Уровни почти плоские и лишь иногда представляют из себя что-то интересное. Загадки на уровнях — это лишь скрытые кнопки в стенах.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Эта игра не бриллиант, но основные аспекты ретро-шутера присутствуют: сочная графика, скоростной геймплей, разнообразие оружия, неплохая музыка и зачаток сюжета. Проект имеет некоторые недостатки. Местами всё выглядит однообразно и предсказуемо. Но Project Warlock — это не плохой представитель жанра, в который можно поиграть, если другие проекты были уже пройдены. Игра проходится за 7 часов, да и стоит недорого.

Forgive Me Father

Многие геймеры называют эту игру "Лавкрафт с пушками". Думаю, уже понятно, что чьим творчеством вдохновлялись разработчики. Помимо лавкрафтской атмосферы, здесь собран джентльменский набор для ретро-шутера: стильная графика, совмещающая 2d и 3d, большой выбор оружия, динамичный геймплей и хорошая тяжелая музыка, которая в пылу сражения только добавляет куража.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Forgive Me, Father разительно отличается от предыдущего проекта. Здесь карты сделаны интересно, они разнообразны и имеют некоторую вертикальность. Виды противников также меняются, а некоторые из них выглядят довольно занятно.

Разработчики постарались и смогли решить почти все проблемы, про которые говорилось ранее. Но и здесь есть грешок - боссы все так же скучны. Возможно, это проклятье ретро-шутеров. Ещё в игре присутствует прокачка и для современных бумер-шутеров это скорее норма, чем что-то необычное.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

В целом игра приносит много удовольствия и фана. Прохождение занимает 8 часов. Попробуйте данную игру, если она вас заинтересовала. Будет весело.

A.W.O.L.

A.W.O.L. — очень красивая игра. Разнообразные локации, кинематографический текст поверх карты и живые анимации оружия делают её эталоном среди ретро-шутеров. По общему впечатлению, игра сильно напоминает старые голливудские боевики.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Геймплей тут менее динамичен, да и классических арен мало зато он более сложен. Враги меткие и могут достойно ответить игроку. Еще присутствует возможность прицеливания и хедшоты, что редкость для этого поджанра. Звуки и музыка тоже сделаны добротно. Ну и, конечно же небольшой сюжет, который подается вставками перед уровнями в стиле Max Payne.

Отдельно отмечу левел дизайн. Он разнообразен и создает атмосферу чем-то напоминающую локации в подсерии Call of Duty: Modern Warfare. Уровни поражают своей красотой. От окружения вы точно не заскучаете. А вот от чего будет обратный эффект, так это напарники. Они бегают за тобой и мешают больше, чем помогают. Им можно задать поведение, но это особо не спасает ситуацию. В защиту игры скажу, что напарники не доставляют больших проблем, просто иногда мешаются под ногами и раздражают.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

В общем, вот она, отличная игра, скрытая за просторами Стима, да еще и бесплатная! Но без ложки дегтя не обойтись. Оптимизации в проекте нет. Чтобы запустить игру, нужен современный компьютер, желательно с дискретной видеокартой.

Еще один минус в том, что игра короткая. Проект проходится всего за 4-5 насыщенных часов. Рекомендую провести парочку вечеров за этой игрой, тем более что она бесплатна и доступна в Steam.

CULTIC

Последняя игра в этой подборке хороших ретро-шутеров - Cultic. Графически игра представляет из себя смесь всевозможных стилей: 2д, 3д, лоу поли, пиксельарт и воксели. Необычная графика добавляет атмосферности. По сюжету мы должны разрушить магический культ. Геймплей менее динамичный, чем в Doom. Враги стреляют точно и больно. Цена ошибки высока. Имеется большой выбор оружия и, конечно же, его прокачка.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Левел дизайн шикарен. Радует разнообразие локаций, их атмосферность и частая вертикальность уровней. Секреты здесь реализованы интересно и награждают игрока сполна. Это все делает игру одной из лучших представителей своего поджанра. Музыка тоже хороша, а звук отличный: выстрелы, импакт, перезарядка и окружение. Они не только приносят удовольствие, но и помогают погрузиться в игру с головой.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Cultic длится всего 4-5 часов, но это ультимативный ретро-шутер. Если вы не знаете, с чего начать, то попробуйте эту игру.

Выводы

В конце хочется сказать, что ретро-шутеры — это интересный поджанр, который может увлечь даже современных геймеров. Набор отличительных черт, особенно выделяют их среди современных игр. Даже на примере не самых известных проектов видно, что игры в этом поджанре являются уникальными, и на них стоит обратить своё внимание.

Надеюсь, вы нашли себе парочку ретро-шутеров, которые помогут интересно скоротать вечерок.

Текст написал Swatter специально для Клуба Балдёжных Капибар. Если вы пишите интересные статьи и хотите получать за них вознаграждение, напишите Капибаре. Можете предложить единичный текст или договориться на сотрудничество на постоянной основе.

Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?
5858
14 комментариев

Небольшая неточность. На скриншоте не Ion Fury, а продолжение - Phantom Pury.

И небольшая придирка, у истоков "бумер" шутеров не только игры Id Software (и не только Дум). И многие современные представители олдовых шутеров зачастую отсылаются не к думу, а к другим иконическим играм.

Ion Fury - идейный наследник Duke Nukem 3D (даже движок - модифицированный Build Engine). С его "иммерсивными деталями" (сейчас любые мелочи называют иммерсивными) Phantom Pury (имхо) - развитие идеи, что было бы если бы у Дюка вышло продолжение в эпоху второго Квейка.

Post Void и Project Warlock ближе к Wolfenstein 3D и его коридорам. Warlock отсылается ещё и на старые "фентези" шутеры, типа Hexen и Heretic.

Cultic отсылается к Blood (тоже Build Engine)

А так за статью лайк)

9
Ответить

Пример детализации Phantom Fury
https://www.youtube.com/shorts/LwHuUae9DBg

Ответить

Cultic топ, я б ещё Dusk ещё приплел, трешовый, но занятный шутер

6
Ответить

Я так понял, что автор рассматривал игры именно со спрайтовыми врагами, как в Думе. Dusk - лютая годнота, но он уже больше общего с первым Quake имеет.

Ответить

Да потому что их умели делать! Я тут прифигел, как круто их могли бы продолжать изготавливать, если бы хотели
https://youtu.be/kNHePOv64qQ

4
Ответить

Для тех, кто хочет приобщиться к тем самым шутерам, но не знает с чего начать, всё-таки Dusk или Ion Fury посоветовал бы. Cultic добротный, но играется будто как-то иначе. Хорошая подборка помимо прочего.

4
Ответить