Enderal: незавидный финал

Специально для конкурса «Идеальный финал».

Enderal: незавидный финал

Дисклеймер:

Текст содержит невероятное количество критически важных спойлеров к сюжету игры «Enderal: Forgotten Stories». Автор текста настоятельно рекомендует поиграть самому прежде, чем погружаться в дальнейшее чтение.

Текст состоит из огромного количества предположений, интерпретаций и додумываний. Потому не может являться и не является единственно верной точкой зрения на сюжет и его вероятное продолжение.

Авторы игры при написании сценария однозначно вдохновлялись сюжетом трилогии «Mass Effect». Оставим это на их совести. Данный текст не является анализом, у кого получилось лучше[1].

«Enderal: Forgotten Stories» в основе своей является модификацией к «TES 5: Skyrim» и потому заимствует оттуда некоторые механики и ассеты. При разборе сюжета, концовки и вероятного продолжения это значения не имеет, но предупредить всё равно следует.

Все сноски в закреплённом комментарии. На этом с предисловием всё. Включаем подобающую музыку и вперёд!

На пути к финалу

Планета Вин в своём великолепии. Основное действие игры разворачивается на континенте Эндерал.
Планета Вин в своём великолепии. Основное действие игры разворачивается на континенте Эндерал.

Центральным моментом сюжета является так называемый Цикл. Цивилизации рождаются, возвышаются, а затем происходит катастрофическое событие, известное как Очищение, после которого вся органическая разумная жизнь исчезает с Вина. Данному событию всегда предшествует череда катастроф, бедствий и иных неприятностей в самом большом ассортименте из возможных. Сколько эта история длится, сколько сменилось Циклов, сколько произошло Очищений — никто точно сказать не может. Ясно одно: их было слишком много.

Важно понимать, что Цикл хоть и не зависит напрямую от сколько прошло времени, тем не менее для него характерна весьма определенная последовательность ключевых событий и «мотивов», которые в определенный момент приводят к Очищению. Меняются расы, цивилизации, города и континенты, но в остальном всё остаётся совершенно неизменно. Цикл — это шахматная партия, которая играется по одной и той же последовательности.

Вот они наши антагонисты слева направо: паук, медведь, волчара…
Вот они наши антагонисты слева направо: паук, медведь, волчара…

Партию играет разумная жизнь с одной стороны, а с другой — Высшие. Что именно они из себя представляют, является одной из самых больших загадок игры. Лишь ближе к самому финалу мы узнаём, что Высшие — ничто иное как результат Очищения. В самый последний момент тела всех носителей разума уничтожаются, а сознания сливаются воедино и формируют нового Высшего.

Являясь по своей сути кукловодами, которые в той или иной степени направляют ход Цикла, подводя его к Очищению, Высшие при этом имеют весьма ограниченное влияние на мир и населяющих его существ. Для направления хода истории они в первую очередь используют Бесплотных.

Бесплотные (англ. The Fleshless) — это искусственная жизнь, созданная Высшими на основе реальных, недавно погибших людей (или иных разумных рас), чьи самые заметные личностные качества значительно усилились. Бесплотные не осознают своей природы, ничем не отличаются от обычных людей, кроме того, что не стареют и зачастую обладают весьма впечатляющими способностями. Именно Бесплотные тем или иным способом невольно(!) направляют события Цикла к Очищению.

Известно как минимум о трёх-четырёх Бесплотных, существующих в текущем Цикле. Император, чью роль играет Теалор Арантеаль, — это ярый фанатик, самопровозглашённый спаситель мира от Высших. Он в курсе опасности Очищения и делает всё, что, с его точки зрения, привело бы к предотвращению катастрофы. На самом же деле всё строго наоборот: именно в результате бурной деятельности Императора Очищение и происходит. Он — ключевая фигура Высших.

Прорицатель, чью роль исполняет непосредственно персонаж игрока. Если Император — это кувалда, то Прорицатель — скальпель. Он не объединяет вокруг себя нации, не возглавляет могущественные организации, не начинает стройки века. Это «маленький человек» (в текущем Цикле буквально фермер-беженец без гроша), которому предопределено оказываться в нужное время в нужном месте, тем самым направляя ход Цикла в требуемое русло.

Ещё двух Бесплотных упомяну вскользь. Мессия мешает Императору спокойно и размеренно осуществлять замысел по спасению мира, форсируя события и толкая на рискованные, необдуманные шаги. Предатель[2] занимается практически тем же самым, но лишь в один конкретный момент нашей истории.

Светоч — главная надежда мира
Светоч — главная надежда мира

Ключевая часть замысла Императора — Светоч. Загадочное устройство, которое при правильном использовании, вероятно, способно уничтожить Высших и тем самым предотвратить Очищение. Как вы понимаете, по обилию уточнений план надёжный, как… Особенно «тонким» моментом плана является «элемент питания»[3]. Если опустить подробности и кучу ненужной терминологии, это должен быть один из Высших.

По ходу игры при активном участии Прорицателя — нашего героя — удается достать чертежи, найти образец из предыдущего цикла и даже построить свой собственный Светоч. Всё это происходит в условиях очень ограниченного времени из-за вторжения армии Мессии, которая начинает небольшой такой геноцид в рамках отдельно взятого континента. Удается даже найти «элемент питания». Правда его в самый ответственный момент уничтожает Предатель. В отчаянии Император запускает Светоч как есть, надеясь, что произошедший из-за нарушений правил эксплуатации взрыв уничтожит в том числе и Высших. Эндерал, а за ним и весь остальной Вин, постепенно заливает пронзительный белый свет, отделяющий сознание от тела. Очищение началось.

Финишная черта?

В игре существует три концовки.

«Катарсис». Заканчивается по описанному выше сценарию, разве что нам удаётся всё же уничтожить Светоч достаточно рано, что приостанавливает[4] Очищение. Прорицатель при этом погибает, вместе со всем живым-разумным что находилось в окрестностях Эндерала.

«О дивный новый мир». Прорицатель сбегает в место, которое Очищение не затрагивает.

«История весны». Заканчивается уничтожением Светоча, что приостанавливает Очищение, но Прорицатель при этом выживает и готов продолжить борьбу. Такой исход имеет свои вопросы, которых мы касаться не будем[5].

Рассвет над умирающим Вином
Рассвет над умирающим Вином

Нас интересует концовка «О дивный новый мир», и только она. Дело в том, что именно этот исход событий оставляет наибольший простор для фантазий на тему «что будет дальше», при этом имея большое количество вводных данных для анализа.

План нашего нестареющего героя, уже переставшего быть марионеткой Высших, состоит в том, чтобы переждать Очищение в безопасном месте, дождаться, пока внизу (буквально!) возникнет новая цивилизация, спуститься и помочь им победить Высших.

Казалось бы, на том и статье конец. Вот он — финал истории, что там ещё думать надо? Но вот в чём заковырка: этот план — идея одного из встреченных нами персонажей. При этом всю игру разработчики всеми доступными им способами приучают нас к мысли, что наличие плана, даже весьма хорошего и надёжного, совсем не означает, что всё пойдет как задумано. Скорее строго, наоборот: все изначально «хорошие» планы Императора и Прорицателя (в роли мальчика на побегушках) оборачивались проблемами. Ну и конечно же, про «ненадежного рассказчика» тоже не стоит забывать. Например то, что Светоч в принципе способен уничтожить Высших, нам поведали… они сами.

Именно по этим причинам я считаю, что план «переждать» закончится весьма печально. Но прежде чем рассказать почему, оглянемся ещё раз на сюжет и тех персонажей, которые пережили Очищение и в некоторых случаях даже не один Цикл. Это нужно потому, что мы находимся в вымышленном произведении, подвластном в первую очередь авторскому замыслу. И без оглядки на него строить логические цепочки и предположения — сродни строительству воздушных замков.

Друзья по несчастью

В данной части текста, как это ни странно, не будет размышлений о Высших. Во-первых, потому что модель их существования не то чтобы желанная опция для Прорицателя, скорее наоборот. Во-вторых, в общем-то, мы не знаем их подлинных целей и тем более истории. Например, неизвестно даже то, являются ли Циклы и Очищения задумкой Высших, или же они лишь ещё одна шестерёнка в этом механизме бытия. Аналогично и с Женщиной под вуалью, ведь что она такое, как стала такой, каковы её подлинные цели — нам неизвестно.

Старец

Дом Старца
Дом Старца

Встречается нам по ходу сюжета и представляет собой даже не одного, а сразу двух персонажей, не подверженных Очищению. Мы не знаем, как именно он таким стал и был ли вообще человеком, или же это очередной механизм Цикла. Так или иначе он играет в нём небольшую, но заметную роль, обладая важными артефактами или знаниями, коими ВДРУГ решает поделится с Прорицателем и Императором.

Держит в подвале весьма своеобразную криокапсулу с любимой женщиной. Это, вероятно, указывает всё же на человеческую природу Старца. Очень легко представить, как некий могущественный маг и\или коллекционер артефактов, спасаясь вместе с женой от Очищения, прибег к самым крайним мерам, например, пойдя на сделку с Высшими и став частью их «команды», добившись тем самым спорного, но всё равно успеха.

Старец ведёт жизнь затворника, хотя иногда можно добиться контакта с ним. По этому эпизоду не заметно, чтобы «одиночество» его как-то особо тяготило. Сам он себя называет наблюдателем, и это тоже о многом говорит. Остаётся лишь гадать, что он думает по поводу Очищения и Циклов. Тем не менее такой исход для Прорицателя отнюдь не самый худший из возможных, как мы ещё убедимся далее.

Данный вариант скорее очень неподходящий для нашего персонажа. Я упоминал, что Бесплотные — это воплощение неких ярких качеств умершего человека. Конкретно нашего Прорицателя всю игру гложет вина за погибшую семью, за то, что он не сумел их спасти. Очень сомнительно, что после такого наш персонаж сможет безучастно наблюдать за гибелью мира на протяжении вечности.

Чёрный страж

Тот самый голем
Тот самый голем

Сознание, запертое в неисправном гигантском големе. Был известен некоторым предыдущим цивилизациям, однако в силу своей полной парализованности какого-либо влияния на происходящее не оказывал. Пережил огромное количество Циклов, наблюдая за ними, благодаря чему знает о них очень и очень многое.

Однозначно является живым существом, по крайней мере до своего неудачного перевоплощения. Изначальная задумка Чёрного стража звучит до боли знакомо знакомо: пережить Очищение, в данном случае в специальном големе >>> возглавить новую цивилизацию в качестве бога >>> … >>> победить Высших.

Однако всё пошло не по плану: мир слишком рано залил пронзительный белый свет, а голем ещё не был готов, представляя из себя неподвижную груду металлолома, в котором и оказался заперт горе-инженер. Так и появилось существо, называющееся Чёрным стражем.

Именно с ним Прорицатель беседует почти что в самом конце сюжета и именно от него узнаёт многие детали происходящего. Несложно догадаться, что как раз Чёрный страж предлагает герою пережить Очищение где-нибудь подальше и затем, в новом Цикле, продолжить борьбу.

Думаю, нет нужды уточнять, что оказаться запертым в неподвижном теле на долгие тысячи и тысячи лет — участь не из лучших. По факту Чёрный страж — узник, а его существование — пытка. В этом легко убедиться, ведь прямо там же, сразу после разговора, он предаёт Прорицателя, даже если тот согласится с планом «переждать подальше». Можно предположить, что таким образом Чёрный страж надеялся либо выбраться наконец из заключения, либо умереть — что и происходит.

Ралата и Отец

Ритуал
Ритуал

Ралата — одна из фракций игры, весьма своеобразная секта. Её цепочка заданий повествует о попытке их лидера, известном как Отец, спастись от Очищения с помощью древнего ритуала. Задумка опять же знакомая: слить разумы воедино в масштабе некоторой избранной части сектантов и стать нематериальной сущностью. Результат сего неочевиден: место проведения ритуала исчезнет (пропадёт буквально кусок горы), как и сектанты, но какого-то их проявления, подтверждающего успешность плана, мы так и не увидим.

Данный пример интересен в первую очередь наглядностью — он происходит при нас. Демонстрирует, что есть как способы избежать Очищения, так и существование тех, кто пытается их провернуть. Возможно, даже успешно (это важно!). В случае, если это так, то это ещё один далеко не самый худший исход событий.

Живой храм

Enderal: незавидный финал

Концептуально здесь произошло практически то же самое, что с Чёрным стражем. Только вместо голема — храм, а и без того ограниченные способности к контакту с миром стали совсем уж куцыми. Не совсем ясно, насколько вменяем «храм», но единственный известный нам контакт с ним закончился тем, что не самый бездарный маг на Вине попросту сошёл с ума. Так или иначе это ещё более незавидная участь, нежели та, что выпала на долю Чёрного стража.

Изучив всё вышенаписанное, несложно заметить определённую логику: да, способы избежать Очищения есть, но цена — непомерно высока. Как минимум придётся смириться с уничтожением мира. Из всех перечисленных выше исходов лишь участь Старца можно назвать сколько-нибудь благополучной. Но при этом способы избежать смерти в рамках отдельно взятой группы лиц всё же есть. Запомним это.

Однако до сих пор это были лишь рассуждения над ситуациями, имеющими не очень много схожего с историей Прорицателя. Ведь он, даже будучи наделённый весьма неординарными способностями, не является могущественным магом, коллекционером артефактов, инженером-строителем големов или лидером секты. Его способ пережить Очищение так или иначе отличается от путей Отца, Чёрного стража или Старца.

Но что, если вам сказать, что всё это время в посудной лавке данных рассуждений находился слон? Гигантских размеров недосказанность, нарочно допущенная изначально. Ведь окончание Цикла, события, подводящие мир к Очищению, происходят не с бухты-барахты, не через фиксированное количество лет или на определенном этапе цивилизации. Как и у многих других событий в этой истории, здесь тоже есть своя отправная точка. Высшие вступают в игру не раньше, чем умрут боги… или те, кто себя ими называет. И это тот самый исход событий, на который я бы хотел обратить самое пристальное внимание.

Незавидная участь

<p>Рождённые светом</p>

Рождённые светом

Началом событий, ведущих к каждому Очищению, является смерть «богов». В кавычки это слово взято потому, что мы точно знаем, что данные существа не обязательно должны иметь божественную природу.

Например, Рождённые светом — это никакие не боги, это семь могущественных магов. На протяжении тысяч лет они как могли управляли Вином. Их правление было далеко от идеала и закончилось предсказуемо — восстанием (в которое можно окунуться, поиграв в предыдущую игру авторов «Nehrim: At Fate’s Edge») и гибелью «богов».

Далеко не факт, что Рождённые светом являются выжившими в предыдущем или каком-то более раннем Цикле. Однако, как мы уже убедились, способы имеются, и потому такая вероятность отнюдь не нулевая.

Что нам точно известно, так это то, что они были как минимум косвенно осведомлены о существовании Цикла. Посудите сами: мы точно знаем, что Рождённые светом были в курсе существования Старца и даже запретили подчинённым контактировать с ним. Не забываем, что хоть Старец и якобы сохраняет нейтралитет, в «нашем» Цикле он откровенно подыграл Высшим. И запрет контактировать с ним вполне может быть частью плана по недопущению Очищения.

Главный город континента Эндерал Рождённые светом выстроили буквально над Чёрным стражем, столицей предшествующей цивилизации и сломанным Светочем одновременно. Сложно поверить, что при таких вводных они не знали об участи цивилизации предыдущего Цикла или не изучали вопрос её внезапного исчезновения.

Очень логично было бы предположить, что Рождённые светом, как и их «божественные» предшественники из других Циклов, не только знали, но и предпринимали определённые меры по борьбе с Очищением. Один раз в прошлом это могло закончиться тем, что конец света случился немного раньше и Чёрный страж оказался в своём незавидном положении. Все остальные попытки[6] предотвратить Очищение оказались бесплодными. Очень может быть потому, что единственное известное оружие против Высших — Светоч — попросту не работает до определённого момента[7].

Здесь можно порассуждать ещё о первопричинности: почему при «богах» не начинается Очищение? Потому что так предопределено или же потому, что они давят его основные предпосылки ещё в зародыше?

Но не будем отвлекаться и рассуждаем дальше: не сумев уничтожить Высших, всё, что оставалось Рождённым светом, если они и вправду что-то знали — это поддерживать их Цикл как можно дольше, путём насаждения, зачастую через откровенную тиранию, стабильности и порядка. Почему это плохо и откуда берутся желающие восстать против богов, ответили сами авторы игры ещё в предыдущей части. Цитата может быть не совсем точной:

Рождённые светом подарили нам порядок, но лишили выбора своей судьбы.

<p>Восстание против Рождённых светом и его предводитель — Наратзул Арантеаль.</p>

Восстание против Рождённых светом и его предводитель — Наратзул Арантеаль.

Закончится правление «богов» кровавым восстанием, которое потрясёт весь мир. Его результатом станет не только гибель Рождённых светом, но и хаос и беспорядки, которые воцарятся почти во всём Вине. Начнут сходить с ума люди, восставать мертвецы, станут агрессивными звери, а считавшийся пропавшим герой-фанатик неожиданно вернётся, начав изучать, что происходит и как остановить это. Помогать ему в этом будет никому не известный беженец, неожиданно появившийся из ниоткуда, а что было дальше мы уже знаем…

Финал

И вот мы, нагруженные познаниями истории мира, который пытаемся понять, возвращаемся к Прорицателю, который сидит высоко-высоко со своим компаньоном и наблюдает за тем, как Вин медленно охватывает Очищение. Он не смог его остановить, но по словам Чёрного стража теперь есть шанс предотвратить следующее. Разве может существо что видело столько Циклов — ошибаться?

Нужно будет ждать. Очень долго, что, впрочем, позволительно из-за природы Бесплотного. Прорицатель ждет, когда появится новая цивилизация и достигнет определённых успехов. Тогда он явит себя им. Возможно, не назовётся богом, но из-за возраста, знаний и способностей очень вероятно, что именно богом его посчитают простые смертные. Немалую роль сыграют и поступки: ведь чтобы попытаться победить Высших, нужно так или иначе объединить вокруг себя народы и цивилизации. Сотворить в мире порядок, покой, процветание и стабильность. Ценой этого, конечно же, как мы понимаем, станет та самая свобода в самом широком смысле этого слова.

Всё это, конечно же, только ради одного — остановить Очищение и прервать Цикл. А значит, любые методы, даже самые жёсткие, пойдут в дело. Спасение мира — это не шутка! Свободолюбию и вольномыслию здесь не место.

<p>Именно такой путь прошли в своё время и Рождённые светом. А до них — жрецы Солнца пирийцев. Кто там был до них мы не знаем, но они точно были. </p>

Именно такой путь прошли в своё время и Рождённые светом. А до них — жрецы Солнца пирийцев. Кто там был до них мы не знаем, но они точно были.

Прорицатель начнёт отнюдь не с нуля, ведь он уже знает про Очищение очень многое. Знает про Светоч, где искать чертежи и как именно его надо запускать. Знает про сопутствующие опасности. Теоретически может отыскать Старца и Живой храм. В отличие от Императора у него будет очень много времени, ведь над ним не будет нависать угроза Мессии[8].

Однако, все эти жертвы, труды, тысячелетия ожидания — всё окажется впустую. Что-то пойдёт не так. Нельзя сказать, что именно и в какой момент, ни одна хроника этого не сохранит, но план провалится. Возможно, Прорицатель будет пытаться повторить всё заново, найти иной способ победить Высших или просто смирится с судьбой и постарается отсрочить неизбежное как можно дольше.

Постепенно забудется его смертное происхождение, и он окончательно станет известен как бог. Насаждаемый им порядок всё больше будет ассоциироваться исключительно с тиранией. Будут происходить восстания одно хуже другого. Объяснить ничего не выйдет — простые смертные в массе своей его просто не поймут. А те немногие, кто всё же прислушается, будут верны до самого конца. И даже больше: именно они, как умеют, продолжат борьбу с Циклом, невольно подводя мир к новому Очищению. Появится новый Император, Прорицатель и Мессия...

Нашего же Прорицателя ждёт участь даже хуже той, что выпала на долю Чёрного стража или Разумного храма. Те были бессильны, но по существенным причинам, оказавшись пленниками в своих телах. Прорицатель имел всё: силу, власть, свободу, время, но его борьба всё равно обернулась ничем. И тот факт, что он не увидит конец мира, который так долго пытался спасти, не принесёт ему никакого утешения. Не разбавит всю накопленную горечь и слабая надежда, что хотя бы в этот раз, может быть, найдётся кто-то, кто спутает планы Высших, нарушит привычный ход их шахматной партии и в конечном счёте наконец разорвёт Цикл. Конец.

Статья написана в рамках конкурса «Идеальный финал»

8.6K8.6K показов
4.9K4.9K открытий
92 комментария

[1]У авторов Эндерала, конечно же. Они не только углубили историю, переложили её на манер чистого фэнтези, но и вылечили большинство сценарных косяков Биоваров. Как это ни странно, но в сеттинге средневекового фэнтези вся эта тема цикличности и неких «Жнецов\Высших» смотрится куда как органичнее.
Ещё один плюс: никаких тебе попыток объяснить поведение Высших, и в целом ответить на каждый-каждый вопрос. Думай игрок. думай!
[2] На самом деле спорно. Является ли Юслан Бесплотным нам доподлинно неизвестно. Очень может быть что это такая «оригинальная» фигуре текущего Цикла.
[3] Автор прекрасно знает, что на самом деле Светоч питается Чёрными камнями, а речь идёт про Нуменос. Это всё крайне интересно, но в статье не очень-то нужно.
[4] До тех пор пока какой-нибудь «умный» и инициативный фанатик (то есть новый Император) не решит построить ещё один. Такое, судя по намёкам, уже случалось и не раз. Собственно, по ходу игры, мы, помимо построенного с нашим участием, встречаем ещё как минимум три Светоча — и один из них вызвал полноценное Очищение.
[5] Ещё один спорный момент. Существует теория, в которую верит в том числе и автор, что концовка «История весны» ничто иное как красивый сон умирающего сознания. Всё из-за того, что на протяжении финальной сцены на фоне слышен звук работающего Светоча, что либо является багом, либо фичей.
[6] Если таковые, конечно, вообще были. Нам на это напрямую в игре не указывается, а Нерим вообще про другое, хотя тема цикличности бытия и там доминирующая. Просто совершенно на иной лад.
[7] Например, из-за невозможности добраться до Нуменоса или потому что Чёрные камни неактивны.
[8] Зато будет угроза очередного Рождённого тьмой, но это совсем другая история, если после событий Нерима она вообще продолжается.

Ответить

Это мы читаем, спасибо.

Ответить