Герои. Злодеи. Диагнозы

Герои. Злодеи. Диагнозы

Преамбула

Мир комиксов ярок и красочен... если мы только не говорим о комиксах DC. Detective Comics изначально были мрачными, нуарными. Именно в линейке Бэтмена ввели такого неоднозначного персонажа как Джокер, безумие которого определяло его преступления.

Изначально он был обычным убийцей. Потом, во втором рассвете его карьеры, решили приукрасить.

Вообще, психические отклонения во вселенной DC - визитная карточка. У них есть Аркхэм (который они украли у Лавкрафта), сам Ктулху велел развлекаться с представлениями о сумасшествии.

Все злодеи безумны. Удобно, развязывает руки сценаристам в жестокости без страха осуждения. Безумие выступает оправданием, ведь оно обесчеловечивает.

Джокер - психопат. Стал им на пике моды психопатии, а затем и ее законодателем. В 1973 году невменяемость спасла его от казни (логичного конца любого серийного убийцы), подарила комиксовое бессмертие.

Давайте разберем, что же такое психопатия. Психопаты существуют, но диагноза нет, здесь кроется нехилая загвоздка. Это термин обывательский. Если обобщить, так называют бесчеловечных, расчетливых людей, номинально знакомых с моралью, но не совестью.

Такие хищники в человечьем обличье живут в искусстве и в соседнем доме. Страх перед иными очень сильный. Посудите сами: выглядят как люди, но мыслят иначе - страшно, капец! Но правда в том, что такие были всегда, это вариант нормы.

Психопатия (как и шизотипия) - тип психики в разной степени выраженности. Большинство адаптируется и мимикрирует под общество. Те, кто не может или не желает, попадают уже в другую зону ответственности: закон.

Ну вот как-то медицине этим заниматься не приходилось. Только криминалисты замечали тенденцию и психиатры обозначали схожие симптомы при лечении иных расстройств. То есть только у тех, кто им попался, а значит потенциально сама психопатия не была предметом исследования. Пойди их найди ещё, этих психопатов.

Самое ближайшее, что есть, это в DSM -5 (пособие для диагностики ) антисоциальное расстройство личности. Добавили в 2010м. Не идентичное, а близкое. Это важно. Расстройство с четкой клинической картиной, а не "что-то у него глаза странные".

Поэтому будем честны, Джокера было за что упечь в психушку и совсем не за так называемую психопатию. Но тем не менее, он - один из самых ярких психопатов в культуре.

История персонажа Джокера

Поскольку DC первые начали масштабно клонировать психов - они же и первые начали добавлять им глубину и реалистичность: прорабатывали образы в угоду сценарной достоверности.

Вспомним гениальный мультсериал "Бэтмен" 1992 года. Каждый злодей был живой личностью. Мы следили не за Бэтменом, но за историей.

Очеловечивание - самый простой прием. Достигается за счёт ввода истории, чувств, мотивов.

Малышка Бэби-Долл - непонятная и отвергнутая из-за врождённого недуга. Чревовещатель - страдающий человек с раздвоением личности. Глиноликий - обманутый и отчаявшийся. И даже Харли Квинн имеет свою историю, рассказанную на данном этапе только в наметках. Каждый злодей оказывается не совсем злодеем. Кроме Джокера. Джокер очень долго оставался неприкосновенным символом. Были попытки его разобрать на простые элементы, но они быстро угасали, терялись или противоречили друг другу.

Герои. Злодеи. Диагнозы

Сама его структура, как персонажа, подразумевает недостоверность. Стало каноном разнообразие версий происхождения, имён, личных воспоминаний, и даже сам Джокер, возможно, не знает, кто он. Очеловечивать его как и других персонажей ещё лет 10 назад не стоило свеч.

Во-первых: это ограничение применения персонажа.

Во-вторых: это своеобразная защитная риторика в отношении монстра в глазах общественности. "Давайте оправдывать Гитлера".

Общественности такое очень долго не нравилось, знаете ли, но всё течет все меняется, и вот мы уже смотрим результат деконструкции.

Забавно, что "очернение" героев воспринимается позитивнее, чем "обеление" злодеев. Бэтмен уже несколько раз был сумасшедшим, мертвым, преступником на тот момент, когда спрашивал у Джокера "а мог ли тебе помочь?", т е обращался к человеческой сущности Джокера. Сущность же самого Бэтмена не раз подвергалась сомнению. "Ну не будет нормальный мужик носить латекс и шлем с ушками!" На это указывал Джокер, разоблачал его, показывал иную сторону, а вот Бэтмену это не удалось, ведь он всегда говорил о том, что поверхности.

Но история развивается, и читателям это необходимо. Дальше закрывать глаза на слона в комнате не получится. В последнем фильме Джокера переосмыслили как жертву системы. Неприятная правда. Хлёсткая пощёчина обществу, которое чурается психических больных и само их плодит, "как оказалось". Это новая парадигма для Джокера, уже обвинительная для социума.

И хотя феномен очень хорош для рассмотрения, были попытки пересмотра образа и раннее.

Batman. Tne Enemy Within

Герои. Злодеи. Диагнозы

Кинематографичная игра, успевай нажимать на кнопки, сплошное QTE.

Продолжение первой части, но лучше. Telltales создали одну из интереснейших интерпретаций Джокера.

Он предстаёт не бездушным психопатом, а мнительным, слабым и неуверенным. Он - не ведущий, а ведомый. В тандеме Джокер/Харли главной стала клоунесса. В какой-то мере они просто махнулись местами.

Не так изобретательно, но это позволяет сблизиться с Джоном Доу до того, как он станет Джокером. У игрока есть шанс спасти Джокера. Игровая терапия для фанатов DC.

Вариативность прохождения позволяет создать Джокера или недопустить его появления.

Герои. Злодеи. Диагнозы

В хорошей концовке и Джокер, и Бэтмен заканчивают свои безумства и получают нужную помощь.

Этот сюжетный ход намного важнее, чем художественные упрёки. Ответственность полностью лежит на игроке, а не вменяется в вину постфактум. Фильм такого не добился из-за отсутствия интерактивности.

Игроки видят всю силу собственных выборов, потому что сразу знают последствия. Они знают, кто это и кем станет. Информации для выбора достаточно, хоть он и не всегда простой. Часто это риск.

Игра проводит игрока через череду решений, руководствуясь не модной серой моралью, а гуманизмом. Джокер - человек от и до.

Очень смело. Выдающаяся работа. Вероятно, смелость Telltales заполучили за счёт непопулярности своей серии и относительной творческой свободы.

Могу порекомендовать такую игру на ленивый игровой вечер вместе с размышлениями о том, что такое судьба и можно ли ее менять.

Свою судьбу Джокер в Telltales, определенно больной человек, не мог изменить сам. Ему нужна была поддержка. Всезнающие игроки этим воспользовались.

Но в жизни мы не всезнающие, к сожалению.

2.8K2.8K показов
257257 открытий
5 комментариев

Я справа кста

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Огромное спасибо за ваш труд!

Ответить

Но в жизни мы не всезнающие, к сожалению.Я всё знаю.

Ответить

Раз автор написала так много о Джокере, то может предположит почему Джокер стал таким популярным.

Ответить