Tales of Bayun: квази-славянское приключение, которое могло стать чем-то большим

Tales of Bayun: квази-славянское приключение, которое могло стать чем-то большим

Мало у кота сказок, да и те коротки

Тренд на Древнюю Русь и славянскую культуру с нами надолго. Тема богатая, открытая к экспериментам, и российский геймдев уже опробовал её на таких проектах как “Чёрная книга”, “Человеколось” и “Русы против ящеров”. Готовятся к выходу “Смута”, “Индика”, “Лихо одноглазое” , дальше - больше.

Вот и Tales of Bayun (“Сказки Баюна”) - попытка сыграть на этом поле. Это один из ранних и ярких представителей тренда на славянство, созданный в типично русских условиях “голь на выдумки хитра”.

Разработчик: FlyinDogs

Год выпуска: 2022 году

Где скачать: Steam, VK Play

Жанр: визуальная новелла.

Авторы называют свою игру “нарративное приключение с ролевыми элементами”, видимо, стесняясь термина “визуальная новелла”. Между тем, Tales of Bayun - именно она. Я не вижу в этом ничего плохого. Жанр хоть и простой, но оставляет большой простор для творчества на уровне визуала, музыки и, самое главное - нарратива. Но если визуал в Tales of Bayun скорее радует, то в нарративе, как обычно, всё не так радужно. Дальше раскрою эти тезисы (будет пара спойлеров!)

Мир Баюна

Я прицельно слежу за играми в славянском сеттинге, и мне всегда интересно, какую именно степень погружения в аутентичную культуру выбрали авторы. Большинство вышедших и готовящихся игр с этим не заморачиваются, ограничиваясь древнеславянскими именами и элементами фольклора вроде богатырей и русалок.

Tales of Bayun тоже из этой серии. Сеттинг игры - не Русь, а некое фентези-государство под названием Сторона. Оно граничит с Ордой, откуда набегают кочевники, подозрительно похожие на татар. Тут есть богатыри и богатырши (поляницы), а также Змей Горыныч, Баба Яга и некоторые другие персонажи русских сказок. Стороной управляет князь, есть парочка вольных городов. Концепт Предназначения, вокруг которого крутится одна история, отсылает к “Ведьмаку”. Вот и весь лор. Негусто, но от столь маленькой игры трудно ожидать большего.

Картинки Баюна

Какая визуальная новелла без визуала? Tales of Bayun тут хочется хвалить. Фоны нарисованы рукой профессионала: атмосферные, детализированные, с приятной цветовой палитрой - в лучших традициях современной цифровой живописи. Увы, их мало. Подозреваю, как раз из-за качества: арт такого уровня стоит как крыло от самолёта.

Персонажи выглядят уже менее уверенно. Нарисованы-то они хорошо, но на уровне концепта слишком похожи на дженерик фентези-героев. Особенно это касается волшебных существ, которых явно рисовали с оглядкой на западные образцы. Опять же, игра совсем небольшая, и заморачиваться со сложным дизайном персонажей явно было нецелесообразно.

Хотя этот персонаж интересный и необычный. Жаль, что в сюжете ему уделено совсем мало времени
Хотя этот персонаж интересный и необычный. Жаль, что в сюжете ему уделено совсем мало времени

Музыка - ничего особенного. Это приятный фоновый фольклорно-славянский саундтрек, а большего от него и не требовалось.

Ну а теперь - вопросы к нарративу

Истории Баюна

Главная претензия к игре - она очень короткая. Tales of Bayun - это всего две истории, очень формально сшитые парочкой сквозных персонажей и фигурой кота-Баюна как рассказчика этих историй. В начале игры Баюн даст выбор, какую новеллу проходить, но это совершенно не важно. Порядок прохождения ни на что не влияет, и пройти в любом случае придётся обе, раз уж вы купили игру.

Сам Баюн, хоть и внешне прикольный, тоже ни на что не влияет. Он появляется в сюжете только как воображаемый друг главного героя, отпускает язвительный коммент и исчезает. Короче Баюн - тупо маскот.

Куда же без отсылочек на поп-культуру. Отсылочки наши отсылочки
Куда же без отсылочек на поп-культуру. Отсылочки наши отсылочки

Это было бы не критично, но истории ещё и очень короткие. Первое прохождение обеих занимает пару часов. Во второй раз, когда известны все диалоги, игру можно прокликать за 15 минут. Одна история, к тому же, ощутимо короче второй, что создаёт ощущение недоделанности.

Я не сторонник мучения читателя многочасовым запутанными сюжетами и километровыми диалогами ни о чем, когда нечего сказать. Хорошо, пусть история будет короткая, но ёмкая. Однако, авторы “Баюна” уж слишком торопились. Или ленились? Все события описаны сухо и схематично, у каждого персонажа всего несколько реплик. Да, заскучать на таком точно не успеваешь, но в итоге перед нами не истории, а скорее их заготовки. Перенесённая из Miro блок-схема в духе “сначала герой идет сюда, потом туда, тут развилка, дальше конец 1 и конец 2”.

Из этого вытекает следующий недостаток: ключевых сюжетных развилок в историях очень мало. В одной, насколько я поняла, и вовсе одна. При этом она не зависит от наших предыдущих решений. Она в любом случае появится в конце с тремя вариантами выборов, что бы мы ни делали. Выбрать можно что угодно. Из-за этого пропадает ощущение, что мы своими выборами реально на что-то влияли и сами выбрали свою судьбу. А ведь это ощущение критически важно: именно оно делает визуальные новеллы играми, а не литературой.

Да, это мем про рыбов, которых не продают. Помните мем про рыбов? 
Да, это мем про рыбов, которых не продают. Помните мем про рыбов? 

Видно, что авторы попытались в серую мораль в духе “Ведьмака”, но сделать её не так просто как кажется. Мало предоставить игроку тяжелый выбор в духе дилеммы двух стульев. Надо чтобы игрок ощущал, что это он своими действиями подвёл к такому выбору. В “Сказках Баюна” увы, этого почти нет.

Авторы попытались разукрасить свою новеллу интерактивными элементами, набором очков определённого параметра и инвентарём, но всё это выглядит сырым. Интерактивных элементов буквально пара штук. Параметр отыгрывается скучно и нелогично. Допустим, в одной из историй герой - подчинённый князя - может пойти по пути хитрости или грубой силы, выбирая определённые варианты в диалогах. Я выбрала хитрость, и почему-то герой из-за этого начал безбожно тупить при разговоре с князем. Хитрость - это же противоположность тупости, разве нет?

Инвентарь же просто плохо вписан в нарратив. Допустим, в одной истории у кузнеца можно получить меч, но нужен он только для того, чтобы через две сцены показать меч торговцу, и это выступает доказательством того, что торговец собирает бунт. Но о бунте можно узнать и без всякого меча: игра даст возможность догадаться, что торговец - бунтовщик, просто предоставив соответствующую реплику в диалоге с ним.

Есть вопросики и к персонажам. Их явно пытались сделать сложными и неоднозначными, но вылилось это в то, что некоторые просто грубят и хамят на пустом месте.

Авторитарная власть такая авторитарная
Авторитарная власть такая авторитарная

Наконец, в столь короткой и мало разветвленной игре неприлично много выборов без выбора. Мало того что они ни на что не влияют, так игра ещё и постоянно осаживает игрока. При выборе неуместной реплики какой-нибудь персонаж одёрнет вас “Слышь, ты чо, охуел? Давай нормально выбирай”. Было б смешно, если б не было грустно.

Типичный выбор в игре: хочешь совет от Яги или не хочешь, всё равно получишь
Типичный выбор в игре: хочешь совет от Яги или не хочешь, всё равно получишь

Картину портят и скудные, как будто обрезанные концовки. Буквально два экрана с коротким описанием ключевых событий - и меня выкинуло в ВК Плей. Ни здрасьте, ни досвидания, ни “вот и сказочке конец”. Авторы, куда вы торопились?

Итог

Если заглянуть в титры “Баюна”, можно обнаружить, что у этих двух новелл-малюток аж четыре(!) нарративных дизайнера. Мне без шуток интересно, чем они все занимались. Кажется, такие короткие истории мог придумать и расписать один человек.

В общем и целом, игра выглядит как хорошая идея, которую, как часто бывает, не докрутили. Нарратив тут хорош тем, что он есть. Истории внятные и цельные, но им не хватает глубины и разветвлённости. Визуал добротный, но фонов и персонажей хочется побольше. А так получилось слишком просто, камерно, коротко, при этом слишком торопливо. В историю просто не успеваешь погрузиться.

Я слежу за российским геймдевом и славянским сеттингом в частности, и мне пройти “Баюна” было любопытно. Однако, если вы купите эту игру в надежде скоротать несколько вечеров в приятном древнерусском сеттинге, чрезмерная примитивность сюжета и маленькость историй могут вас неприятно удивить.

Тем не менее, ругать игру не хочется. Это интересный жанровый эксперимент. Хочется верить, что авторы честно хотели создать хороший продукт, просто им не хватило опыта и времени. На мой взгляд, они движутся в верном направлении. Впрочем, игроки в Steam жалуются, что на старте студия обещала намного больше, чем дала, а сейчас игра и вовсе заброшена. Жаль, если так.

3.8K3.8K показов
258258 открытий
18 комментариев

Жаль озвучку не сделали, без нее как то не атмосферно. Для примера в той же Черной Книге 70% атмосферы это звук.

Ответить

истина. вот тоже вроде как "новелла" картинками подаётся, а озвучка расширяет игру до полноценной ) уже и не замечаешь даже, что на "плоская"

Ответить

Спасибо за пост! Вечерком почитаю)

Ответить

о, супер. как раз всё пытаюсь уже который раз купить эту игру и постоянно сомневаюсь... теперь хоть почитаю о ней )
Спасибо за пост!!

Ответить

пожалуйста)

Ответить

Впрочем, игроки в Steam жалуются, что на старте студия обещала намного больше, чем дала, а сейчас игра и вовсе заброшена. Жаль, если так.А вот это не хорошо.

Ответить

Проект хорошей задумки и очень примитивной реализации. Ну и баги в игре с автосохранениями на один сейв - это, конечно, крах босякам. За всех по ходу дела отдувался художник.

Ответить