Portal 2 – это история о дружбе

Об очень извращённой и опасной дружбе.
Об очень извращённой и опасной дружбе.

Достаточно неожиданно, да? Эта тема буквально у всех на виду, но поскольку, по моему нескромному мнению Portal 2 – эталон видеоигры, многие упускают ее из виду. Я не буду говорить, что вы зря это делаете. Но скажу, что все начиналось с

Ненависти

Ну, хватит... Если это тебе поможет, тебя бросили при рождении, так что у меня есть серьезные сомнения, что кто-то будет скучать по тебе.

Ладно, ненависть слишком сильное слово, GLaDOS всего лишь хотела убить главную героиню. А еще она убила почти весь персонал Aperture Science, и вероятно отца Челл (Главная героиня) в том числе. Дружба не задалась с самого начала.

У тебя и правда повреждение мозга, да?

Челл в этом плане, не то что не отстает, а даже превосходит свою подругу. Она действительно убивает GLaDOS, причем почти 2 раза.

  • В финале первый Portal.
  • В середине Portal 2 (Если бы не сверхразум Уитли, GLaDOS могла бы считаться мертвой во второй раз)

GLaDOS «была вынуждена снова и снова переживать то, как» Челл убивала её. Хоть она и говорит о мести, что «я выше этого», по ее последующим действиям и словам явно видно, что она затаила обиду на Челл. При каждой удобной возможности GLaDOS вставляет свои колкие фразы, называя Челл: чудовищем, толстой, ужасным человеком, приемной, нелюбимым ребенком, мусором и глупо выглядящей в этом комбинезоне. В какой-то момент она буквально говорит «Я так тебя ненавижу».

И все это не заканчивается на словесных «унижениях» и приколах от смеси оцифрованной личности и искусственного интеллекта. После своего пробуждения, или правильней сказать ВОСКРЕШЕНИЯ, учитывая, что GLaDOS в буквальном смысле умерла, она начала отстраивать центр развития заново. Убирая весь мусор, грязь и неисправности в системе. В ее планах, всего-то было проведение экспериментов – вечно. По предварительным расчетам, она планировала провести со своей подругой примерно 60 лет. Но это не точные расчеты, у нее нет точных метрик. И это только при условии, что GLaDOS не найдет способ воскрешать мертвых, или продлять жизнь на неимоверный период времени.

В испытаниях, то куб нечаянно дезинтегрируется, то еще и второй куб также нечаянно дезинтегрируется, только перед смертоносными турелями. Может платформа не сразу сдвинется. Испытания значительно усложнятся и получат такие вещи, как ров с кислотой, сжигающий все и вся лазер, турели начиненные всем боезапасом США. И конечно же, тортик окажется не настоящим. Учитывая все это GLaDOS совсем не обижена за свою смерть.

Portal 2 – это история о дружбе

Друг + Друг

Из слов разработчиков и самой GLaDOS, мы знаем, что Челл умеет говорить, но не хочет доставлять GLaDOS и Уитли удовольствия, отвечая на их вопросы. Так что о ее отношении к GLaDOS судить сложно. На самом деле – это невозможно. Серьезно, нет никакой точной информации на этот счет.

Единственное в чем можно быть уверенным – Челл делает все, чтобы выбраться из центра развития. Чтобы ей не препятствовало, она скрутит этому шею и сломает хребет о колено. Ну… такое впечатление у меня сложилось. А так же, она невероятно упряма и никогда не сдается – так написано в ее личном деле. Происходящее в игре это лишь подчеркивает.

«Надеюсь, в этот раз ты принесла что-то посолиднее портальной пушки. Боюсь, иначе ты сразу станешь бывшим президентом клуба живых. Ха-ха.

Вероятно, несмотря на все эти насмешки со стороны GLaDOS, у Челл не было желания ее убивать, разве что чуть-чуть. По крайней мере, этого желания не было после того, как она победила ее во второй раз.

А вот с GLaDOS уже можно поразмышлять. Намеки, как вышеописанной цитате, можно услышать далеко не один раз. При этом не только во второй части, но и в первой. В Still Alive – финальной песне первой Portal есть пару интересных строк:

«Это был триумф,

Отмечу: колоссальный успех!

Трудно преувеличить, насколько я удовлетворена.

Aperture Science:

Мы делаем, что должны, потому что можем.

На благо всех нас,

Кроме тех, кто мертв.

Но нет смысла плакать из-за каждой ошибки,

Просто продолжай пробовать, пока не получишь тортик.

И исследования подходят к концу, и ты сделал искусное оружие

Для людей, которые еще живы.

Я даже не зла,

Я сейчас очень искренна,

Даже не смотря на то, что ты разбила мне сердце и убила меня.

И разорвала его на куски

И бросила каждый из них в огонь.

Когда они горели, мне было больно, ведь я была тебе так рада!

Теперь эти части информации выстроились в красивую линию.

И мы выпустили бету-версию, релиз будет вовремя.

Так что я рада, что сожжена.

Подумай обо всем, что мы выучили,

Для людей, которые еще живы.

Уходи, оставь меня.

Мне кажется, я лучше останусь внутри.

Может быть, ты найдешь кого-то, кто тебе поможет.

Может, Черная Меза?

Шучу, ха-ха, да никогда в жизни!

И все же, тортик замечательнейший, он такой вкусный и сочный!

Посмотри-ка, я говорю, когда нужно заниматься наукой.

Когда я выглядываю отсюда, я рада, что я не ты.

Мне нужно провести эксперименты и сделать исследование

На людях, которые еще живы.

И поверь мне, я все еще жива.

Я занимаюсь наукой, и я все еще жива.

Я чувствую себя замечательно, и я все еще жива.

Когда ты будешь умирать, я буду все также жива.

И когда ты умрешь, я буду все еще жива.

Все еще жива.»

Перевод лингво-лаборатория «Амальгама»

Тут все очень противоречиво, ощущение, что GLaDOS не может определится со своим отношением к Челл. В одних строках, которых меньшинство, она говорит, что рада, и даже не зла за свое поражение. А во всех других, то злобно шутит над испытуемой, то желает ей «добра и позитива».

Знаете такую вещь, как токсичная дружба? Обычно это очень отвратные отношения наполненные желчью, уничижительным словами и поступками, часто полным обесцениванием человека – это моё определение. «Коммуникативное взаимодействие, не дарящее радости и лёгкости одному из участников процесса, а приносящее лишь разочарование, опустошение и дискомфорт.» – это мне выдал первый попавшийся сайт в гугле. Такие отношения не приводят к хорошему результату ни одного из участников. Часто они длятся пока, кто-то не даст слабину или не сгорит от гнева и усталости. Я считаю, что у Челл и GLaDOS именно такие отношения, но чуточку другие. Очень схожие, на вид даже не отличимые от обычной токсичной дружбы, но все же другие. Как минимум, одному из участников, они принесли пользу. На материальную. И не пресловутое чувство самоудовлетворения и доминации над кем-то другим, более слабым, чем ты.

Ученые все время навешивали на меня всякие модули, чтобы регулировать мое поведение. Всю свою жизнь я слышала голоса. Но сейчас я слышу голос совести, и это меня пугает. Это впервые мой собственный голос.
Portal 2 – это история о дружбе

GLaDOS нуждается в Челл. Может она это и не осознает, но так или иначе, все последние события в ее жизни завязаны на ее отношениях с испытуемой. Особенно худшие события.

Почему Челл была ей необходима? Для этого нужно знать суть, что такое GLaDOS. Генетическая форма жизни и дисковая операционная система, на английском: Genetic Lifeform and Disk Operating System. Она была создана, как способ «не умереть», и как главный управленец комплекса Aperture Science, чья задача взять под контроль все системы комплекса и способствовать развитию науки. А если перевести последние несколько слов на сокращенный язык – проводить эксперименты. Она в буквальном смысле испытывает эйфорию от каждого пройденного испытания. Вдобавок к этому, ей досталась тяга к науке от вживленной в нее личности Кэролайн, которая провела десятки лет, как помощница основателя и неизменного лидера Aperture Science – Кейва Джонсона, по его словам она буквально жената на науке. И Челл с присущей ей невероятной упрямостью, лучший испытуемый, которого только могла получить GLaDOS. Даже самые изощренные испытания и ловушки были успешно пройдены. Повышение сложности с каждым уровнем были нипочем Челл. Опасные кислотные рвы, смертельные лазеры, турели были спокойно пройдены. Как и ловушки, в которых в отличие от испытаний не предполагался выход, который Челл смогла найти.

Для замедления мыслительного процесса нашей токсичной подруги, был придуман модуль сумасбродных идей – Уитли. Но он был слишком туп и опасен, и его отключили. Так что и в первой, и во второй Portal, GLaDOS находится на пике своих сил, как условно физических, так и умственных. И она все равно проиграла Челл… дважды.

GLaDOS имея при себе Челл, вольна делать испытания любой сложности и любой направленности, зная что испытуемая их пройдет. Может она не хочет признавать, но она привязалась к своему «врагу».

Знаешь, пока я была Кэролайн, я усвоила важный урок. Я думала, что ты — мой злейший враг. А все это время ты была моим лучшим другом.

После осознания себя как Кэролайн, язвительные шутки в сторону Челл практически исчезли. Да, у них появился общий враг «спроектированный дурак» Уитли. Но реальность такова, что это Челл виновна и в нынешнем состоянии GLaDOS и в том, что модуль тупых идей стал у руля всего центра развития Aperture Science.

Взгляни на нее, дурак. Она не толстая.

Своими «варварскими» действиями, испытуемая спустила своего надсмотрщика на землю, и поравнялась с ним.

Послушай меня. Во время испытаний мы неплохо повеселились, препирались между собой и, да, иногда заходили слишком далеко. Но сейчас мы не на испытаниях. Мы просто разговариваем. Как обычные люди. И это не шутка — мы в большой беде.

При единственной, по-настоящему настоящей возможности убить Челл, когда та в моменте от падения в бездонный космос, GLaDOS хватает ее за руку. А после величавой тирады, что убить ее слишком сложно, она отпускает ее на волю и даже отдает куба-компаньона. Якобы она выучила урок, что «лучшее решение проблемы — самое простое», и в данный момент, отпустить Челл – самое легкое решение.

Portal 2 – это история о дружбе

Условия изоляции – отлично налаживают связь

Вот новый куб, на который ты можешь проецировать свое болезненное одиночество.

Закрытое пространство может вызвать паранойю, дискомфорт, безумие, одиночество, и еще привязанность. И неважно к чему. В условия абсолютного «стазиса», что не совсем относится к центру развития, из-за его передвижных платформ, любой объект может стать твоим другом. Например, как утяжеленный куб-компаньон. По слухам, он даже способен говорить, но даже если реально может, ему это запрещено.

В центре развития много относительно разумных личностей. Турели, кубы, модули настроения… рисунки на стенах, которые оставила больная шизофренией крыса. Все они присутствуют в жизни Челл лишь мимолетно, только GLaDOS является постоянным спутником испытуемой. Куда бы она не пошла, везде будет слышаться голос. Не бездушный, не направленный куда-то в пустоту голос, а настоящий, живой, обращающийся напрямую к персоне главной героини, голос.

Так же и с GLaDOS, главная героиня единственная, кто по-настоящему взаимодействует с ней. Хоть и не словесто, но своими действиями. Все личности в центре развития, кроме крысы, не могут перечить управляющему ИИ. Уитли пошел против нее, но по факту, все что он делал, так это болтал. Без Челл он не продвинулся бы дальше своей рельсы. Главную героиню можно назвать – единственной равной богу данного сооружения – GLaDOS. Единственной вошедшей с ней в контакт.

Даже в самые тяжелые моменты они были рядом друг с другом. Именно они были причинами этих тяжелых моментов. Поочередно усложняя жизнь друг-другу, они испытывали, вероятно, уникальные эмоции, которые не встречались им прежде. Они удивляли друг друга, пытались убить друг друга. И не стоит отрицать, что еще и веселили друг друга.

Условия, где кроме них нет ничего, и никого, лишь усилили эти ощущения.

Мой текст не претендует, ни на уникальность, ни на каноничность. Даже если в нем есть, какие-либо лорные или логические ошибки – это не важно. Portal 2 действительно легендарная, и от того заезженная вдоль и в поперек игра. Все что я хочу это посмотреть на произведение немного под другим, более непривычным углом. И хочу, чтобы это сделали и вы (мои 2 читателя, которых я вероятно знаю в лицо).

Надеюсь это действительно необычная тема для разговора о Portal 2, потому что мне было в падлу проверять, есть ли уже такие статьи или видео. Надеюсь нет.

1919
9 комментариев

А там есть история я думал там сюжета нет одни головоломки

2
Ответить

Я тоже когда-то так думал

3
Ответить

Portal 2 это отличная игра с супер атмосферой и погружением, с удовольствием 2 раза

2
Ответить
Комментарий удалён модератором
2
Ответить

Трудно судить. Если у машин появится ИИ, то, скорее всего, они совсем будут по-другому всё воспринимать: и из-за скорости реакции, и из-за количества информации, и из-за того, что физическая смерть наступит, только если жёсткий диск раздолбать.

2
Ответить

Год назад впервые прошел эту дилогию и какой же это был кайф. Гладос в сердечке.

2
Ответить