Здравствуйте, у меня есть скромный вопрос — ответ на который нигде не могу найти. Если вам будет не трудно дать краткий ответ — буду очень благодарен. Есть ли какая-то возможность получить авторское право на модификацию к игре. Например новый режим построеный на базе чужой игры, или полноценную сюжетную модификацию, а также ее защищать и монитизировать? Или права на модификацию все-же остаются за разработчиком самой игры? (слышал как судили модеров разрабатывающих свой мультиплеер на базе чужой игры, или как Bethesda пыталась заблокировать сюжетные модификации к Fallout)
Краткий ответ на этот вопрос: создание и коммерциализация модификаций без согласия правообладателя оригинальной игры может считаться нарушением, если иное не предусмотрено, например, EULA игры, однако, права на созданное вами им автоматически не переходят. Они остаются за автором модификации.
Про то, что надо учитывать правила игры (которые по сути являются договором между разработчиком игры и пользователем) уже верно ответили выше. (кстати в Bethesda выбрали забавный способ бороться с аккаунтами, использующие несанкционированные модификации: они присылают игрокам уведомления о блокировке за использование стороннего ПО, однако если игроки хотят вновь получить доступ к игре, они должны написать сочинение на тему «Почему использовать читы плохо»: https://dtf.ru/games/35113-igroki-v-f76-pozhalovalis-chto-za-ispolzovanie-modov-bethesda-trebuet-napisat-esse-pro-to-kak-ploho-ispolzovat-chity).
Но давайте разберем этот вопрос с точки зрения российского права.
Как мы понимаем, модификация – это, по сути, производное произведение от оригинального.
Статья 1260 ГК РФ производное произведение охраняется как самостоятельный объект авторских прав, и защита исключительного права на производное произведение не зависит от защиты прав на оригинальное.
Но при этом сам факт создания модификации без согласия может считаться нарушением в силу права автора оригинального произведения на непрокосновенность произведения (ст.1266 ГК РФ).
Также в силу ст. 1270 ГК РФ, использованием произведения, то есть реализацией исключительного права, является перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой ПО понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (п. 9).
Также ст. 1280 ГК дает право пользователю осуществлять действия, необходимые для функционирования программы, а именно – вносить в программу изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и исправлять явные ошибки, если иное не предусмотрено договором с правообладателем (ч 1. п. 1.) Такое использование не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.
Что следует из этого массива законов:
• Модификация игры – это переработка оригинального произведения.
• Переработка – это вид использования произведения, и оно требует разрешение правообладателя.
• При этом переработка ведет к появлению нового объекта (произведения), и он начинает существовать и защищаться в гражданском обороте отдельно от первоначальной программы.
Иногда согласие правообладателя на модификацию может следовать из EULA: например, в игре The Elder Scrolls V: Skyrim есть модификация, позволяющая заменить драконов в игре на персонажа вселенной My Little Pony - Пинки Пай, и тогда вы сражаетесь в игре с гигантской пони. Пользователи писали, что в ЕУЛЕ были прописаны разрешенные моды, изменяющие модели внешнего вида персонажей в игре. И поэтому такое изменение законно (правда, мы сейчас актуальную версию ЕУЛЫ с такой фразы не нашли).
Однако в случае создания модификации без согласия, можно презюмировать нарушение права на неприкосновенность программы для ЭВМ и произведения.
Очень простой вопрос
Все регулируется лицензионным соглашением с конечным юзером
Во-первых, вы автоматически уже приняли его, когда устанавливали игру
BY DOWNLOADING, INSTALLATION, USING OR PLAYING THE GAME YOU CONFIRM THAT YOU HAVE READ THIS END USER LICENSE AGREEMENT
Во-вторых, там умолчанию описано, что вы можете делать с игрой (по умолчанию не можете делать ничего коммерческого с ней связанного)
If you agree to this Agreement, you may, as applicable, download, install and use the software (hereafter referred to as the "Game Client") on your computer or console (each hereafter referred to as a "computer") for the sole purpose of playing the Game. Subject to your compliance with all the terms and conditions in this Agreement, ZeniMax hereby grants, and you hereby accept, a limited, non-transferable, non-exclusive license (a) to download, install or use the Game Client on one or more computers owned by you or under your legitimate control for your non-commercial entertainment purposes only
Затем, если игра имеет моды, то будет написано только об их персональном использовании + будет отдельное соглашение на использование редактора модов
GAME MODS, IF ANY. If LICENSOR makes available for the Software a separate downloadable installer, a level editor or other similar type tools, assets and other materials (in each case an “Editor Tool”) that permit you to construct or customize new game levels and other related game materials for personal use
И наконец читаем требования к редактору модов
The Editor is and shall remain the copyrighted property of Bethesda Softworks and/or its designee(s) and You shall take no action inconsistent with such title or ownership. Except as set forth in Section 5 below, You may not cause or permit the sale or other commercial distribution or commercial exploitation (e.g., by renting, licensing, sublicensing, leasing, disseminating, uploading, downloading, transmitting, whether on a pay-per-play basis or otherwise) of any New Materials without the express prior written consent of an authorized representative of Bethesda Softworks
Ответ на ваш вопрос - да, можно получить права на коммерческое использование, если:
1) Это допускается в соглашении
2) После того, как договоритесь с представителем лицензии
Соответственно шансы зависят от игры и ее разработчика, и выгодно ли им будет продать вам такую лицензию, и устроят ли вас эти условия
Использовались официальные EULA Doom Eternal, Skyrim, Skyrim Creation Kit
После того как Valve увели у Бобби Коттика права на Доту 2 - теперь во все EULA добавляют все пункт что "All youre Modes belong 2 us" - но насколько в курсе в тех же США его часто можно признать ничтожным - при условии что игра относительно оригинальной механики модифицировалась крайне сильно.