Научная эзотерика и цифровой тоталитаризм: разбираемся в государственном устройстве Сумеру

Научная эзотерика и цифровой тоталитаризм: разбираемся в государственном устройстве Сумеру

Это четвертая статья о политических режимах в мире Genshin Impact

Приветствую, мои маленькие любители гача-приключений. Продолжим наше плавание по волнам тейватской политики. Я уже рассказывала о средневековых вайбах Мондштадта, корпоративном государстве Ли-Юэ и политическом кризисе в Инадзуме. Теперь мы добрались до Сумеру — страны лесов, пустынь, древней мудрости и непроизносимых арабо-индийских названий.

Заметила, что чем дальше мы продвигаемся по карте Тейвата, тем запутаннее становится мироустройство. Количество идей и концепций, которые сценаристы впихивают в сюжет, растет в геометрической прогрессии, а под конец, я думаю, лор Геншина вместит в себя вообще всё, что существуют в мировой культуре, и вселенная схлопнется.

Это я провожу аналитическую работу для подготовки этого текста
Это я провожу аналитическую работу для подготовки этого текста

По этой причине, чтобы облегчить себе задачу, я не разбираю такие наднациональные сущности, как Селестия, Каэнриах, битва Архонтов, внутренняя субординация в ордене Фатуи, сущность Бездны и еще миллиард всяких штуковин, составляющих местный лор. Я просто по приколу трактую страны Тейвата в терминах социально-политического анализа.

Оглавление

Итак, Сумеру.

Полу-Индия, полу-ближний Восток

Сумеру — страна контрастов. Половину её территории составляют пышные джунгли, очевидно, вдохновленные Индийским субконтинентом. Здесь же находится очаг местной цивилизации: два крупнейших города — столица Сумеру и приморский Порт-Ормос. Здесь же центр управления государством — Академия Сумеру.

Столица Сумеру - воплощенная детская мечта о доме на дереве
Столица Сумеру - воплощенная детская мечта о доме на дереве

Вторую — и более крупную — часть страны составляют пустыни, вдохновленные Ближним Востоком. Немного Аравии, немного Египта. Эти земли, по большей части, безжизненны и могут быть интересны разве что археологам, так как в самом центре пустыни Колоннад находятся величественные руины пирамид, принадлежащих исчезнувшей цивилизации царя Дешрета.

Научная эзотерика и цифровой тоталитаризм: разбираемся в государственном устройстве Сумеру

Географическое неравенство обусловливает неравенство экономическое. Если лесная часть — вполне развитый регион с крупными городами, наукой и торговлей, то пустыня — безлюдное место. Человеческое жильё представлено деревнями (известна одна — Аару), а экономики считай, нет. Местные не догадались даже возить туристов на верблюдах вокруг пирамид.

Единственное, чем тут можно заняться — охранять идущие через пустыню торговые караваны. Занимаются этим независимые группы отчаянных людей под названием пустынники. Любую группу можно нанять, чтоб твой караван не грабили. Кто может ограбить? Другие пустынники, которых ты не нанял.

Ага, вот эти ребята
Ага, вот эти ребята

Неудивительно, что и политически две половины страны неравны. Лесная часть контролируется Академией, в то время как до пустыни власть почти не дотягивается. Здесь царит мама-анархия, а защиту граждан в частном порядке обеспечивают всё те же пустынники.

При этом население пустыни подвергается дискриминации. Фактически, оно брошено на произвол судьбы. Правительство считает местных неотесаными варварами и отгородилось от них стеной (якобы для защиты леса от пустынных ветров, но мы-то понимаем). Для пустынников хуже работают социальные лифты. В частности, трудно поступить в Академию, и, как следствие, получить хорошее образование и дорваться до власти.

Также у местных нет армии и полиции. В вопросах охраны общественного порядка деревенские вынуждены полагаться на наёмников. Например, деревню Аару охраняет Кандакия. Кстати, Кандакия изначально — не имя, а титул цариц древнего царства Куш, которое существовало до IV века нашей эры на территории нынешнего Судана. Круто, что сценаристы Геншина опираются не только на всем известные цивилизации, типа Египетской, но и на гораздо менее очевидные культуры.

Так или иначе, неравенство порождает социальное напряжение, и в рядах некоторых жителей пустыни распространяются радикальные настроения. Чтобы понять, почему местные недовольны властью, давайте разберемся, что там у них за власть.

Власть мудрецов

Что если бы Россией управляла Российская Академия Наук? Мудрые старцы с докторскими степенями, с одной стороны, руководят научными исследованиями, а с другой — издают законы, распределяют бюджет и назначают чиновников на высшие должности. Представить такое трудно, но именно такая конфигурация власти существует в Сумеру. Так называемая Академия Сумеру — это одновременно и научная организация и орган политической власти.

Вероятно, это вольная интерпретация Платоновской идеи об идеальном государстве, в котором высшая власть принадлежит мудрецам-философам. Правда, Платон считал, что философы должны получаться из воинов, получивших реальный боевой опыт, но после этого их надо пять лет учить диалектике — искусству рассуждения. Только потом пускать во власть.

В Сумеру мудрецы вроде бы в армии не служат, в остальном они вполне соответствуют античному концепту. Ни о каком разделении властей в Сумеру говорить не приходится. Вся власть принадлежит Академии. В этом смысле она похожа скорее на КПСС в Советском Союзе, чем на научную организацию. Есть и своё политбюро, то есть высший орган управления. В него входят шесть мудрецов, каждый из которых также является главой академического подразделения — даршана.

Вероятно, решения в совете мудрецов принимаются коллегиально, как и в политбюро. Разве что генсека нет. Впрочем, некоторые мудрецы были бы очень не против им стать, и среди глав даршанов идет постоянная подковерная борьба. Известен даже инцидент раскола внутри высшего руководства: четверо мудрецов сговорились и заключили под стражу двух других.

Хочет стать главным и у него есть кнопка
Хочет стать главным и у него есть кнопка

Если присмотреться к Платоновской концепции, то станет понятно, что это скорее антиутопия, чем и утопия. Вот и в Сумеру строй не самый приятный. Академия существует сотни лет и за это время успела превратиться в невероятно огромную, неповоротливую, забюрократизированную и коррумпированную структуру. Такой вывод можно сделать лишь косвенно, но он наверняка верен, так как со временем в такое превращаются все закрытые госструктуры без общественного контроля.

В своей научной части Академия больше похожа не на научный институт европейского типа, а скорее на азиатский центр духовных практик. Астрология, алхимия, древние руны и механизмы — вот что здесь является предметом научного интереса. В принципе, европейская наука выросла из похожей смеси эзотеризма, натурфилософии и интереса к античному наследию. Превращение средневековой алхимии в науку современного типа произошло в XVI-XVIII веках. Можно предположить, что и Сумеру находится на близком уровне исторического развития.

Знания в Сумеру добывают не через анализ и эксперимент, а посредством божественного откровения
Знания в Сумеру добывают не через анализ и эксперимент, а посредством божественного откровения

Вообще тут можно заметить четкий сценарный замысел. Чем дальше мы продвигаемся по регионам Тейвата, тем ближе развитие регионов к нашему времени. Мондштат и Ли Юэ — высокое средневековье, примерно XIII-XIV века. Инадзума и Сумеру — Новое время, XV-XVII века. Следующий регион — Фонтейн — отсылает к европейской культуре XVIII-XIX веков. Следуя этой логике, нетрудно догадаться, что Натлан и Снежная по уровню развития будут соответствовать концу XIX — началу XX века. Но мы отвлеклись.

Великий сумерский файрволл

Эзотерический гений Академии породил уникальную вещь на стыке магии и технологии — Акаша. В индуизме Акаша — это что-то вроде эфира, некоторой мистической изначальной сущности, из которой всё произошло. В Сумеру Акаша — это, по сути, местный интернет.

Терминалы Акаши выдают каждому прибывшему в Сумеру вместе с аккаунтом на СумерУслугах.
Терминалы Акаши выдают каждому прибывшему в Сумеру вместе с аккаунтом на СумерУслугах.

Виртуальное пространство, в котором хранится мудрость, накопленная местным архонтом — божеством Мудрости. Подключиться к Акаше может каждый житель лесной части Сумеру при помощи устройства, которое крепится на ухо и напоминает хэндс-фри гарнитуру. Это так называемый терминал Акаши. Казалось бы, круто — свободный доступ к вековой мудрости для всех и каждого! Но не все так просто.

Если мы с вами ещё переживаем, что государство прочитает наши переписки в телеге, то в Сумеру об этом уже можно не беспокоиться — интернет там полностью подконтролен правительству. Акаша контролируется Академией, как и каждый, кто имеет к ней доступ. Дело в том, что мудрость Акаши столь велика, что с помощью ее вычислительных мощностей можно не только собирать информацию о каждом гражданине Сумеру, но на ее основе предсказывать его действия с высокой долей вероятности. Нетрудно увидеть в этом аллюзию на всевидящий ИИ, используемый властями для контроля общества.

В общем, если насчпет Ли-Юэ еще можно гадать, либертарианский рай там или киберпанк-антиутопия, то по поводу Сумеру сомнений не остается — это государство цифрового тоталитаризма. С безальтернативной бюрократической властью неизвестных отцов, то бишь, мудрецов, и онлайн-слежкой за всеми и каждым. Сбежать от вездесущего контроля можно в пустыню — там не работают терминалы Акаши. Однако, жизнь в пустыне тяжелее.

Мы мало что знаем о сумерских спецслужбах. Обычно для тотального надзора за гражданскими государствам требуются мощные и многочисленные силовые структуры, но, видимо, Акаша — такой продвинутый инструмент слежки, что много надзирателей и не требуется. Впрочем, скорее всего мы просто не знаем всей правды.

Матры и Лесной дозор

В Сумеру нам известно всего о двух силовых структурах. Сумерский лес ценен и богат ресурсами, поэтому для его охраны создано специальное подразделение — Лесной дозор во главе с Тигнари. В обязанности Лесного дозора входит следить за состоянием леса, предотвращать пожары, чинить дороги, помогать бобрам строить плотины, искать белочкам забытые с прошлой зимы орешки и подсаживать обратно в гнездо выпавших оттуда птенчиков. Короче, это экополиция — самая невинная силовая структура, которая только может быть.

А еще можно помогать этим ребятам. Их никто не притесняет, они живут по кайфу
А еще можно помогать этим ребятам. Их никто не притесняет, они живут по кайфу

Лесной дозор подчиняется непосредственно Академии, хотя и обладает довольно большой автономией. Впрочем, серьезного участия в политике страны они не принимают. Гораздо интереснее, но и секретнее, другая структура — матры.

О матрах официально известно немногое, но из контекста можно сделать вывод, что это какое-то следственное подразделение внутри Академии, похожее на прокуратуру или первый отдел при каждом советском НИИ.

Глава матр носит титул генерала-махаматры. Это тоже, как и Акаша и Кандакия, реальное слово. Махаматрами называли должностных лиц во времена правления индийского царя Ашоки (III век до нашей эры).В обязанности матр входит контроль над учеными, а если смотреть шире — контроль за распространением информации.

Дело в том, что сумерские власти жестко контролируют доступ рядовых граждан к знаниям. Все что можно знать — есть в подконтрольной Академии Акаше. Тем не менее, существует канал нелегального распространения информации через Капсулы знаний. Это своего рода флешки с запрещенными знаниями, которыми некоторые нонконформисты внутри Академии банчат налево. В обязанности матр входит находить таких контрабандистов и пресекать их действия.

Однако, это не единственная их задача. Матры также занимаются репрессиями ученых, не согласных с официальным курсом Академи. Некоторые из них ухитряются подключиться к мудрости архонта как бы напрямую и, таким образом, хлебнуть запрещенных знаний. Эти ученые то ли становятся безумными, то ли их безумными объявляет Академия, прямо как советских диссидентов — я так и не поняла. В общем, безумцев матры ссылают в пустыню, к недовольству местных жителей.

Таким образом, матры — это еще и орган политических репрессий. Впрочем, внутри этой организации есть и свои диссиденты, в частности, махаматра Сайно. Когда-то он насмотрелся сериала «Улицы разбитых фонарей» и тоже решил пойти в силовики, чтобы защищать справедливость, но когда узнал, что в его обязанности входит и ссылка неугодных, то добровольно подал в отставку. Или, как он это называет, «ушел в самоизгнание». Расследовать дела о незаконных флешках Сайно, впрочем, не перестал.

Еще один пёсо-мальчик
Еще один пёсо-мальчик

Несправедливое устройство общества, преследования ученых, закрытость и антинародность политики Академии и дискриминация жителей пустыни, разумеется, приводят к появлению групп недовольных.

Оппозиция и социальные движения

Бродящее в народе недовольство реализуется по-разному. Например, среди пустынников есть те, кто верит, что легендарный царь Дешрет скоро вернется и устроит мир всеобщего благоденствия и справедливости, а правлению Академии придет конец. Их называют Аин-Аль-Ахмар, и они считаются экстремистами.

В целом же, не всё потеряно, ведь у жителей Сумеру есть настоящая народная заступница. Это местный архонт — малая властительница Кусанали, она же Нахида. Как мы помним, в Тейвате все архонты отошли от власти по разным причинам. У Нахиды причина такая, что мудрецы Академии буквально не воспринимают ее всерьез. Так и говорят «вот до нее была большая властительница Руккхадевата — вот она была да-а-а-а, а это что за фигня?».

Нет, ну что это такое
Нет, ну что это такое

Чтобы «эта фигня» не мешала править, физическое воплощение Нахиды заточили в астральной темнице. Теперь Нахида может лишь транслировать в мир свою виртуальную проекцию. Единственное публичное мероприятие в ее честь — Сабзеруз, праздник рождения богини, власти порываются запретить.

Сторонников у Кусанали должно быть много — она выступает за добро, гуманизм и свободное распространение информации и точно не разделяет силовые и контролирующие методы Академии. В общем, Нахида — за народ. И как приятно, что мы, Путешественник, поможем ей в итоге вернуться к власти.

Борьба Нахиды и Академии составляет основной политический конфликт и центральный квест Сумеру.

При чем тут Скарамучча

В каждом государстве Тейвата Путешественнику приходится разрешать какой-нибудь политический кризис. Суть кризиса Сумеру в том, что Академии с ее тоталитарными порядками не нравится неподконтрольная и независимая народная заступница Нахида. Хот архонты и отходят от власти постепенно, у Нахиды все равно остается мощное оружие против властей — авторитет и народная любовь. Чтобы с этим справиться, мудрецы сделали ход конем и решили вырастить собственного бога — разумеется полностью подконтрольного им.

На место заготовки для бога позвали Скарамуччу. Чтоб стать богом, много достоинств не требуется — достаточно самомнения с дом. Не особо понимаю, почему вокруг этого пацана в дурацкой шляпе одно время был такой ажиотаж, но тем не менее. Конечно же, Фатуи проникли и в высшие эшелоны власти Сумеру, вот это уровень разведки. Дальше спойлер, не читайте его, если не хотите пока знать, чем там закончился сюжетный квест.

В общем, план мудрецов проваливается благодаря нам. Мы помогаем Нахиде выбраться из астральной тюрьмы и вернуться в физическом воплощении. Академия от этого, конечно, не разваливается, но все же у Нахиды сохраняются полномочия, благодаря которым она начинает в Сумеру программу демократических реформ: отменяет преследования несогласных, прекращает притеснения пустынников и разрешает всем праздновать свой ДР, то есть Сабзеруз.

Таким образом, в конце основного сюжетного квеста мы создаем в Сумеру какое-никакое разделение властей.

Сценарист Михоё придумывает, с чего начать следующий сюжетный квест
Сценарист Михоё придумывает, с чего начать следующий сюжетный квест

В следующем эпизоде мы посетим Фонтейн — государство, над которым довлеет зловещее пророчество и где механизмы работают на вере людей в справедливость. Мы познакомимся с прибабахами местного архонта и, наконец, узнаем, как выглядят тюрьмы при анкапе.

P.S. Кстати, в перерывах между чтением архивов Геншина и просмотром аниме я делаю свою игру. Она никакого отношения к аниме не имеет. Это романтическая визуальная новелла про приключения гусляра в древнем Великом Новгороде. У меня уже есть демка, рада всем желающим в неё поиграть!

Подробнее можно прочитать здесь

Предыдущие серии политического анализа мира Genshin Impact:

5050
29 комментариев

Вот это разбор. Мое уважение. Ну и привет всем хейтерам. Сколько же работы проводят разрабы, сколько отсылок и исторических примеров они находят и добавляют в игру.

6
Ответить

Сколько же работы проводят разрабы, сколько отсылок и исторических примеров они находят и добавляют в игру.

Так многие разрабы так делают. Это не что-то сверх выдающееся.

1
Ответить

вывести бы в популярное для очередного разрыва пердаков геншинохейтеров.

6
Ответить

БОЖЕ Я ДОЖДАЛСЯ СПАСИБО!

1
Ответить

Спасибо за статью. Очень познавательно и интересно.

1
Ответить

Знания в Сумеру добывают не через анализ и эксперимент, а посредством божественного откровения

В каждой статье есть хотя бы одна ложь. Забавно.

Практически все знания Академии были получены эмпирическим путём. Получение т.н. "божественного откровения" связано с подключением к базе данных Тейвата с помощью "Пути Сатьявада". Это всё равно что современный учёный захочет посмотреть воспоминания своих более осведомлённых предков.

А вот переменный ток запретили исследовать только из-за опасности Электро Папоротника. Некоторые мудрецы тупые пиздец.

Ответить

посмотреть воспоминания предков - звучит очень эмпирически, очень по научному

Ответить