Как правильно использовать ассеты?

Рассказываю, чем они могут помочь и навредить в разработке

<a href="https://itch.io" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">itch.io</a>. 14 тысяч ассетов! Выбор огромный<br />
itch.io. 14 тысяч ассетов! Выбор огромный

С каждым годом условия для разработчиков становятся всё лучше и лучше: появляется много движков и инструментов, изобретаются и становятся общедоступными новые техники, количество уроков просто зашкаливает.

Тоже самое происходит и с ассетами: с каждым годом их становится всё больше и больше на любой вкус. Более того, появились даже генераторы ассетов с очень мягкой лицензией!

Но за лёгкостью идут и последствия: игр из готовых ассетов стало настолько много, что к их использованию относятся крайне негативно, обвиняя разработчиков в поиске наилегчайшего пути и отсутствии авторского видения.

Стоит ли их использовать? Как? И где их брать? Узнаете в этом материале.

Что такое ассеты?

Ассет (asset) — это набор ресурсов, которые вы можете использовать в своей игре. Потенциально в эту категорию может входить всё что угодно, но обычно под ними имеются в виду готовые программные модули, спрайты, модели, анимации, звуки.

Чаще всего такие наборы объединены какой-то конкретной областью применения, например одна модель с множеством анимаций, система инвентаря, набор спрайтов в схожем стиле. Но это может быть и не так.

Готовые ассеты — это такие наборы, которые лежат в готовом виде в сети и вы можете их приобрести на каких-то условиях и использовать. Впрочем, это можете сделать не только вы, но и все остальные.

Достоинства использования ассетов

Стоит заметить, что готовые ассеты — это не только сделанная за вас работа, но и сделанная качественно. В отличии от фрилансеров, которые делают ассеты на заказ, а потому не стопроцентно гарантируют их готовность и качество, готовые ассеты уже подготовлены не просто к единичному, но к массовому использованию, уже многократно протестированы и наверняка исправлены. А сам тот факт, что автор не побоялся выставить их на всеобщее обозрение, да ещё и за фиксированную цену, уже о многом говорит о его уверенности в себе как в специалисте.

Помимо платных ассетов есть ещё и огромное количество бесплатных ассетов, которые вы можете установить и протестировать прямо сейчас. Их качество никто не гарантирует, но перебором из нескольких вариантов можно быстро найти то, что надо.

Готовые ассеты можно использовать не только напрямую, но и косвенно: использовать в качестве референсов, а ещё изучение внутренностей ассетов может многому вас научить. Впрочем, это уже совсем хардкорный способ обучения.

Ограничения использования ассетов

Почти у всех готовых ассетов указана лицензия. За платные ассеты придётся заплатить. За бесплатные ассеты нужно будет указывать авторство, если не указано обратное. Поэтому конечно мало что вам достанется бесплатно.

Но есть исключение — лицензия Creative Commons, по которой ассеты могут распространяться бесплатно. В мире очень много апологетов свободных ресурсов, набивающих руку начинающих специалистов и просто добрых людей, которые готовы распространять свои работы по этой лицензии. Отдельно стоит упомянуть лицензию CC0 — "Никаких прав не предусмотрено", то есть вы можете делать с этими работами всё что угодно и как угодно.

Чаще всего ассеты представлены в удобном автору виде, а не в виде, удобному вам. Поэтому ассеты придётся адаптировать под свой проект и расширять, будьте к этому готовы. Да, это всё ещё проще, чем делать самому с нуля, но навык приобрести придётся.

Недостатки использования ассетов

Помимо вышеназванных ограничений, есть и прямые недостатки, которые будут тянуть общее качество вашей игры на дно, и с этим стоит считаться.

Прежде всего, стоит упомянуть уникальность. Если кто-то использует тот же готовый ассет, что и у вас в игре, или же тем более вы используете ассет, который был в другой игре — это сразу уронит тень недоверия на вас обоих. Никто не будет разбираться, откуда вы это взяли и имели ли вы право использовать эти ассеты, люди просто рассмеются и пойдут дальше, а вашу игру будут менее серьёзно воспринимать.

Границы возможностей. У каждого ассеты есть определённые ограничения, для которых он приспособлен. Например, модель может быть неприспособлена к лицевой анимации или же программный модуль инвентаря не позволит сделать прокачку вещей. Даже если вы в состоянии это исправить (а это достаточно сложный процесс), эти ограничения будут бессознательно приводить вас к мыслям обрезать задуманное в игре и оставить как есть.

Ну и самое главное — отсутствие авторского замысла. Готовые ассеты сделаны не для вашей игры, у всех них наверняка разный стиль. Если объединить их в одну игру, не приводя к общему виду, у игроков возникнет чувство негармоничности, что будет только отталкивать.

Правильное использование ассетов

Во-первых, чем меньше вы используете ассетов, тем лучше. Дело даже не в том, что вы выбрали простую дорожку и это нехорошо. Просто чем меньше ассетов вы используете, тем меньше стилистических расхождений между ними. Лучше подбирать большие наборы.

Во-вторых, потратьте время на перебор ассетов. Хорошо проверьте, подходит ли он вам. Если подходит не очень — лучше подобрать другой. В будущем это окупится.

В-третьих, проверяйте лицензию перед использованием. И не скачивайте ничего с торрентов.

В-четвёртых, если у вас есть такая возможность — будьте готовы выделить время для адаптации ассетов под свои нужды. Изучите для этого необходимое ПО.

В-пятых, геймдизайн — это не про сюжет, не про сеттинг и не про количество полигончиков. Это про опыт. Поэтому возможно стоит подправить свои планы под игру под понравившиеся вам надёжные ассеты. Или даже придумать игру на их основе, тоже неплохой опыт.

Генерация ассетов

Ассеты можно делать и своими руками. И если это не касается программного кода, то зачастую для этого не нужно особых навыков, только лишь авторское видение.

В последнее время в сети появляется много генераторов, особенно на основе нейронных сетей. Технологии поражают! Вы можете использовать поисковики для того, чтобы их найти, например с помощью запросов «sound generator» или «planet generator». Не для всего есть варианты, но выбор есть.

Если генератора нет, всё ещё можно использовать старые добрые фильтры. Для картинок это различные визуальные эффекты, которых полно в Photoshop. Для звуков это аудио-эффекты, которых полно в Audacity. Модели можно пересобрать использовать различные инструменты в Blender.

Но это очень тёмный и неосторожный путь. Переделанный ассет должен кардинально отличаться от исходника, чтобы вы могли его свободно использовать на правах производного произведения. Иначе же лицензии вам не избежать. Поэтому лучше использовать чужие работы как референс и пытаться их воспроизвести вручную.

Где искать ассеты?

В поисковике! В сети есть буквально десятки магазинов ассетов с десятком тысяч ассетов каждый. А ещё есть подборки магазинов ассетов, написанные уже без меня, вот например такая.

Вы также можете обратиться в поисковик с запросом «редактор аудио/изображений/моделей» или «model/art/audio editor», есть много опций, доступных прямо в браузере. И помните про генераторы! Ищите, обязательно ищите, это не так сложно, как кажется.

А на сегодня всё.

8.3K8.3K открытий
11 репост
12 комментариев

Эти посты для подготовки к джему даже полезней, чем то, что делают Keep Calm, Do Games. 

Ответить

Ну у меня статьи просто конкретно для джемов, потому что имею в них опыт
Там люди сидят более расположенные к длительной разработке, советы у них такие же

Ответить

Заранее прошу прощения, сегодня у меня было ещё меньше времени на написание статьи, чем в прошлый раз. Обязательно учту любую критику и предложения.

Ответить

При использовании бесплатного ассета обязательно указывать его автора в игре или это индивидуальное требование? Совсем зеленый в этом, страшно потом на деньги попасть:(

Ответить

В магазинах ассетов у всех ассетов всегда указана конкретная лицензия. Там написано, что надо сделать. Чаще всего это только "упоминание в титрах", но есть и без этого.
На деньги с таким почти невозможно встрять в геймдеве, за этим нереально следить. Но не соблюдать лицензию просто некрасиво и неуважительно, может подпортить репутацию игры.

Ответить