​Мысленный эксперимент, ставший катастрофой. Обзор Prey (2017)

«Проблема вагонетки» величиной с космическую станцию.

​Мысленный эксперимент, ставший катастрофой. Обзор Prey (2017)

О самой игре, ее глубоком погружении и красоте сказано много слов и написано множество статей: как обзоры первого дня, так и разборы отдельных механик, символизма в игре или глубинного сюжета. И все же, лично у меня никогда не было желания самому пройти и в целом узнать сюжет Prey (2017). Но по велению случая игра оказалась у меня в «руках» и интерес появился сам собой: а почему бы и не попробовать?

В этом обзоре я постарался уместить свои впечатления от игры вместе с кратким рассказом о разных аспектах игры. Для удобства читателей — личное мнение будет расположено в самом конце. Чтобы не отвлекать Вас и сосредоточиться на самой игре.

​Мысленный эксперимент, ставший катастрофой. Обзор Prey (2017)

Содержание:

1. О чем Prey (2017) и что было до него.

Уверен, большинство знает, что Prey 2017 года не первая игра в серии. Задолго до нее, в далеком 2006 году, выходила оригинальная Prey и в дальнейшем даже несколько анонсов Prey 2. Вот только игра 2006 года была совсем другой, не похожей на нынешнюю 2017 года, а вторая часть так и осталась наработкой, несколько раз переносилась, но так и не увидела полноценный релиз. И все же о чем были они?

Prey 2006 года это классический шутером в сеттинге научной фантастики, с множеством интересных механик: изменения гравитации во время боя, бег по стенам, порталы из Portal, до самого Portal и т. д.

Вторая часть же должна была быть масштабнее, по сравнению с оригиналом: огромный город с вертикальным геймплеем, более развитая механика с порталами, паркур, система кармы и т. д. В общем и целом — больше, лучше и круче! Но ее отменили в 2014, после 3 лет разработки, и вряд ли мы увидим ее в будущем. Хотя кто знает, может под другим названием Беседка и разморозит амбициозный проект?

Синематик трейлер Prey 2

Подробнее можно прочитать в обзоре на оригинальную Prey и про не вышедшую вторую.

Prey (2017) не связана напрямую с оригиналом 2006 года, только идейно. От Prey 2 убрали все и сменили общий концепт в другую сторону на более комплексную историю.

Вместо классического шутера, Arkane Studios представили immersive sim в научной фантастике. Глядя на другие работы студии (Dishonored 1/2, Dark Messiah of Might and Magic, Deathloop), можно сразу понять, что именно нас ожидает в Prey: множество персонажей со своей историей, нелинейность, несколько решений для одной и той же задачи, нестандартные инструменты для борьбы с противниками и решения других задач, глубокий сюжет и погруженность в историю и мир игры.

​Мысленный эксперимент, ставший катастрофой. Обзор Prey (2017)

Так, к примеру, у каждой запертой двери есть ключ, а чаще далеко не один, можно залезть через окно или вентиляцию (или стать той самой кружкой и закатиться внутрь через маленькое окошко, но об этом чуть позже) или взломать код двери, если достаточно прокачен навык взлома. Выбор только за вами и все они правильные. Игра дает множество решений и игрок сам выбирает как лучше и удобнее поступить.

2. Сюжет вкратце.

Общую концепцию игры мы обозначили.. Но добавим чуть больше деталей.

Играем мы за Моргана Ю, ученого и наследника корпорации «Транстар», который вместе со своим старшим братом Алексом и большим штатом ученых и инженеров из разных стран проводят различные исследования на околоземной космической станции "Талос-1", принадлежащей "Транстар", в том числе и исследования инопланетной формы жизни под названием тифоны.

В игре можно выбрать играть за мужского или женского персонажа, но как то критически это ничего не поменяет.
В игре можно выбрать играть за мужского или женского персонажа, но как то критически это ничего не поменяет.

Благодаря этим исследованиям, были изобретены очень значимые для человечества нейромоды, позволяющие любому человеку перенять знания и опыт другого и обрести его навыки, будь то игра на фортепиано, картография, программирование или квантовая физика! Звучит очень заманчиво, не правда ли?

Две длинные иглы аккуратно входят в глаз чтобы достать до нежных отделов мозга.
Две длинные иглы аккуратно входят в глаз чтобы достать до нежных отделов мозга.

Но что-то пошло не так и тифоны выбрались на свободу, забрав жизни почти всех, кто находился на станции. Огромная пустая станция и вы, один из немногих выживших. В довесок ко всему, вы не помните ничего, что было до прилета на "Талос-1" несколько лет назад...

Что произошло и почему у вас амнезия? Откуда появились тиффоны и можно ли от них избавиться? Как спастись со станции и спасти тех, кто выжил?

На эти вопросы мы сможем найти ответы, продвигаясь все дальше по станции и находя выживших, различные документы, записки и аудио дневники членов экипажа и ваши собственные, оставленные задолго до катастрофы.

​Мысленный эксперимент, ставший катастрофой. Обзор Prey (2017)

3. Те, с кем мы сражаемся.

Более подробно хотелось бы остановиться на самих тифонах. Инопланетной формы жизни безжалостно нападающую на всех, кто окажется в ее поле зрения.

Впервые о них стало известно еще в 1958 году, когда с советским спутником "Ворон-1" была потеряна связь. Вскоре было выяснено, что причиной отказа спутника послужило попавшее в него инопланетное существо, впоследствии названное тифоном. В 1963 году США совместно с Советским Союзом начали строительство станции "Клетка" вокруг этого спутника, для сдерживания опасного нечто и дальнейшего его исследования. Вскоре, в следствии инцидента, тифоны вырвались из-под контроля и убили весь персонал, а станция так и осталась на околоземной орбите нетронутой.

Официальный арт из арт-бука по игре.
Официальный арт из арт-бука по игре.

Только в 21 веке известная нам компания "Транстар" выкупила "Клетку" и строит на ее основе "Талос-1" для возобновления исследований.

Сами по себе тифоны представляют собой черную массу различных размеров: от паукообразных небольших особей, до гуманоидных и гигантских исполинов. Они бесполые и размножаются путем поглощения биоматериала. Из-за отсутствия какой либо эмпатии с ними невозможно договориться, ибо для них люди всего лишь источник сырья для продолжения существования своего вида и преобразования территории для себя.

В зависимости от вида, тифоны обладают различными пси-способностями: начиная мимикрией и заканчивая контролем живых организмов или техники.

Схема эволюции тифонов.
Схема эволюции тифонов.

4. То, чем мы сражаемся.

Все тифоны так или иначе хотят забрать жизнь Моргана. И не нужно забывать про окружающие опасности, будь то сломанный электрический щиток, огонь из газовой трубы или враждебный оператор. И чтобы защитить себя, или попасть в недоступные места, в нашем доступе есть большой арсенал.

Все виды оружия и инструментом можно разделить на 3 условные категории: механическое, технологическое и метательное.

Начнем с простого - механического. К нему можно отнести гаечный глюч, пистолет с глушителем, дробовик и арбалет "Охотница". Все представленное в этой категории простое и понятное : ключ простое оружие ближнего боя, пистолет позволяет издалека расправляться с противниками и облает тихим звуков выстрела, дробовик - мощное огнестрельное оружие на ближней дистанции. А вот арбалет "Охотница" не является боевым, а используется для отвлечения противников или нажатия на кнопки с расстояния.

"Механическое" оружие с боеприпасами для него.
"Механическое" оружие с боеприпасами для него.

Технологическое оружия уже более интересное: тут и ГИПС-пушка для взаимодействия с окружением, и шокер “Ошеломитель” с хорошим радиусом поражения и эффективный против роботов, и К-лучемет, являющийся аналогом луча смерти, но поменьше.

Все "технологическое" оружие используется не только для защиты от тифонов, но и для взаимодействия с окружением.
Все "технологическое" оружие используется не только для защиты от тифонов, но и для взаимодействия с окружением.

Метательное же является различными вариациями гранат, но каждая со своии нюансом.

Если приманка отвлекает тифонов и позволяет пройти незамеченным, то утилизирующая граната не только “всасывает” в себя все что находится в ее радиусе, но и преобразует в материалы. Нуль-волновой глушитель блокирует пси-способности тифонов, а ЭМ-заряд отлично справляется с группой роботизированных или электрический врагов.

"Приманка", "Утилизирующая", "Глушитель" и "ЭМ-заряд"
"Приманка", "Утилизирующая", "Глушитель" и "ЭМ-заряд"

Помимо всех вышеперечисленных видов вооружения, доступных игроку, есть еще одна вещь, которая очень помогает выжить и дает множество способов решения возникших проблем или препятствий на нашем пути. Да, это те самый нейромоды, о которых было немного упомянуто в начале обзора.

После получения самого первого нейромода нам открывается древо навыков, состоящее из 3 разных веток навыков: инженера, охранника или ученого.

Если инженерная ветка дает нам улучшения связанные с ремонтом разных механизмов, переработкой в материалы или улучшением оружия и вашего костюма, то ветка охранника предназначена непосредственно для укрепления вашего тела, наносимого урона оружием и упрощения стелса. Ветка же ученого усиливает эффективность аптечек и восполнения здоровья от еды, навык взлома, количество и скорость восполнения пси-энергии.

Помимо этих 3 основных веток, есть еще особые ветки, позволяющие использовать способности тифонов. Но чтобы их открыть для начала необходимо изучить этих тифонов с помощью особого прибора "Психоскопа", который когда то изобрели вы сами.

5. Все, что нас окружает.

Вследствие того, что “Талос-1” создавался на основе “Клетки” в нем смешались разные эпохи и стили в архитектуре. Так рядом с современными технологиями может соседствовать устаревшие механизмы, усовершенствованные под современное оборудование или превращенные в декор. Холл, жилые помещения и мостик выполнены в золоте и древесных тонах, подчеркивая статусность компании. В то же время лаборатории, отдел нейромодов или система жизнеобеспечения в более строгом стиле, без пестроты и шика, ставя практичность выше изящности.

Холл "Талос-1"
Холл "Талос-1"

И все это наполнено чувством пустоты и тревожности от отсутствия людей вокруг, а многие вещи лежат, как будто кто-то решил ненадолго отойти и вот вот вернется. Но некому уже возвращаться. Большинство сотрудников станции уже мертвы и их тела можно найти повсюду, или то что от них осталось. В каких-то комнатах повреждена обшивка и все что было в них - теперь выброшено на орбиту “Талоса” вместе с теми, кому не посчастливилось оказаться там.

Отдел нейромодов
Отдел нейромодов

Атмосферу пустоты так же поддерживает звуковая составляющая игры: тишина в пустых коридорах и внезапные автоматические оповещения, звуки тифонов и механические голоса операторов, радостная мелодия при встрече с выжившим и резкая боевая тема при обнаружении тифоном.

Жилые помещения
Жилые помещения
Спасательные капсулы
Спасательные капсулы

6. “Проблема вагонетки”.

Эта часть сильный спойлер к концовке игры, так что на свой страх и риск!


На протяжении всей игры нам будут встречаться выжившие в этой катастрофе. И мы можем помочь им и спасти им жизнь, или же проигнорировать и идти дальше на пути к спасению со станции. Выбор морали для игрока, который и не особо влияет на достижения вашей цели. Вы все так же можете спастись и уничтожить станцию, или всех тифонов, зависит от выбранного пути.

Или все же нет?

После побега со станции нас ждет очень интересный момент. Как оказалось мы не уничтожили всех тифонов и они почти полностью поглотили всю Землю. Да и мы сами не Моргана Ю. А гибрид тифона и человека, который в симуляции переживал жизнь настоящего Моргана и все произошедшее на “Талосе”. И все это было ради одной цели. Узнать может ли тифон испытывать эмпатию как человек?

4 оператора с воспоминаниями Дайо Игве, Екатерины Ильюшиной, Сары Элазар и Даниэллы Шоу, а так же Алекс Ю собственной персоной "судят" поступки игрока на "Талосе-1"
4 оператора с воспоминаниями Дайо Игве, Екатерины Ильюшиной, Сары Элазар и Даниэллы Шоу, а так же Алекс Ю собственной персоной "судят" поступки игрока на "Талосе-1"

И ответ на этот вопрос вы даете на протяжении всей игры. Каждый раз, когда вы спасаете или нет ваших коллег, они это запоминают и выносят Вам, как игроку и тифону с памятью человека, вердикт - может ли тифон испытывать эмпатию и вести диалог с людьми?

Подожди, а при чем тут так называемая “проблема вагонетки”?

Все очень просто. “Проблема вагонетки” - это мысленный эксперимент, в котором вагонетка несётся по рельсам навстречу пятерым людям, что привязаны к этим рельсам. И перед нами встает выбор: позволить умереть пятерым людям не делая ничего, или повернуть рычаг и спасти всех пятерых, но умрет один невинный человек на другом пути. Для многих выбор будет очевиден и они спасут пятерых ценой одного. А что если условия будут чуть другие?

Проблема вагонетки наглядно
Проблема вагонетки наглядно

Вагонетка так же несется по тем же путям и так же пять человек привязаны к ним. Но теперь Вы стоите на мосту, под которым проедет вагонетка и Вы можете ее остановить, если сбросить что-то тяжелое на рельсы. Но кроме Вас на мосту есть только толстый человек. Вы можете сбросить его с моста и тем самым спасти всех пятерых на рельсах, или же позволить погибнуть им.

Проблема вагонетки с условием "толстый человек"
Проблема вагонетки с условием "толстый человек"

На этот раз все куда сложнее, чем кажется. Ведь в первом случае смерть невинного человека это следствие переключения рычага и только косвенно ваша вина, во втором - вы собственноручно столкнули человека. Если в ситуации с рычагом чаще всего руководствуются рациональностью и жертвуют одним ради пятерых, то во втором такое решение принять сложнее как раз таки из-за большего эмоциональной вовлеченности.

Имена эта “эмоциональная вовлеченность” и эмпатия проверяется у игрока на протяжении всей игры. Поможете ли Вы другим или проигнорируете их и сбежите в одиночку, спасете как можно больше и улетите все на шаттле, уничтожите станцию со всеми ислледованиями и тифонами или обезвредите только их, оставив “Талос” невредимым? Верного решения здесь нет ибо все зависит только от эмпатии игрока, и как в итоге оказалось, гибрида тифона и человека, коим мы и управляем.

То что осталось от Земли после поглощения тифонами
То что осталось от Земли после поглощения тифонами

7. Итог и личное мнение.

Что бы хотелось сказать в итоге.

Этот текст должен был выйти еще в конце декабря, но по личным причинам материал был отложен. Сейчас же, спустя полтора месяца после прохождения, я бы сказал что Prey (2017) это хорошая, добротная игра. С отличной атмосферой, музыкой и нарративом.

​Мысленный эксперимент, ставший катастрофой. Обзор Prey (2017)

Что касается сюжета, то он достаточно интересный, и порой, прослушав аудиозаписи сотрудников станции или прочитав их записки и почту, погружаешься в истории тех, кто еще вчера здесь жил и работал, строил отношения или совершал открытия! Но есть и у него минус - концовка. Она правда довольно таки спорная и понятно почему может не понравиться многим. Но лично мне концовка многое объяснила и поставила точку в истории.

Дополнительные задания помогают раскрыть мир игры и персонажей, не только тех, кому посчастливилось пережить эту катастрофу, но и тех, кому повезло меньше.

Во время игры я получил много как приятных эмоций, так и не очень. Выход в открытый космос одновременно потрясающе красивый и до жути страшный из-за батофобии (боязни открытых водных пространств), если она у вас есть. И все же повторно проходить, уже на высокой сложности или для выбивания ачивок, у меня нет. Банально потому что это не совсем та игра, которую хочется повторно проходить, именно для меня.

Но я понимаю почему ее можно любить и по нескольку раз перепроходить. Все таки игра дает довольно большую свободу действия и, в какой то мере, реиграбельность. Попробовать разные способы решения того или иного препятствия, попытаться спасти как можно больше, или пожертвовать всеми, использовать способности тифонов на максимум или не прикасаться к ним вовсе и т.д. И главное чем Prey привлекает - это атмосферностью и желанием узнать причины произошедшего на “Талос-1”.

Станция "Талос-1"
Станция "Талос-1"

Отдельная благодарность.

Отдельно хотелось бы высказать огромное спасибо @ладвд за предоставленную копию игры, благодаря его многочисленным раздачам для нашего комьюнити ДТФа, что и послужило и началом написания данного лонга! А так же @d-fens, которая помогла советом и немного скорректировать в нужное русло этот обзор!

Я очень рад, что есть такие люди, которые дарят радость и тепло всем, а так же помогают когда это правда нужно советом. И надеюсь, что в ответ все начнут тоже дарить друг другу это тепло, не только раздачами или донатами. Ибо порой теплых слов, даже от тех кого ты и не знаешь, очень не хватает в особенно плохие моменты жизни.

И спасибо Вам, что прочли этот лонг! Надеюсь Вам он понравится и вызовет желание попробовать Prey или даже еще раз его перепойти. И будьте хорошими людьми, по отношению ко всем, чтобы и к вам относились тоже хорошо :3

41K41K показов
8.5K8.5K открытий
66 репостов
88 комментариев

Было не по себе в открытом космосе шататься, когда я прослушал пару сообщений о том, что что-то к станции приближается.

Да и в целом в игре очень классно передается гнетущая атмосфера: умирающая станция и разорванная на клочки личность ГГ.

По ходу игры либо собираешь все по кускам... Либо идешь в полный разнос)

Великая игра)

Ответить

Ну вот сразу. Прей(2017) это не вторая часть, блин, никак не связана с Прей(2006) и не является частью серии. Это отдельная игра Аркейн, которой Беседка навязала знакомое название.

Ответить

О чем я прямо и сказал в начале статьи. Что игра 17 года не продолжение, а переосмысление

Ответить

Именно это в первом разделе статьи и написано.

Ответить

ей бы какое-нибудь название в стиле Neuro Shock

Ответить

Обзор PreyМмм, без «на», какой же кайф, ммм!..,)))

Ответить

Эта часть сильный спойлер к концовке игры, так что на свой страх и риск!

так же начало поста
«Проблема вагонетки» величиной с космическую станцию.

ну да ну да, тут вообще обзора как такового нет, какой-то пересказ, спойлер за спойлером

Ответить