Хроники будущего: 2019 год в фантастике и реальности

Как представляли 2019 год в прошлом, и каким он был в настоящем.

В закладки
«Traffic of the Future», Klaus Bürgle

Прошёл 2019 год. Когда-то казалось, что он наступит совсем нескоро. Люди прошлого размышляли, как же будет выглядеть наша жизнь в таком далёком будущем. Футурологи пытались предсказать, каким будет быт человека в 2019, и какие изменения ждут Землю. Фантасты в своих произведениях описывали облик не наступившего тогда ещё времени. Создатели фильмов, игр и сериалов показывали различные варианты того, что ждёт наш мир.

И хоть зачастую прогнозы в научной фантастике оказываются чересчур оптимистичными — у нас до сих пор нет летающих досок, не говоря уж о полётах к Юпитеру — всё-таки стоит признать, что «прошедшее будущее» выглядит весьма «фантастично». Смартфоны, электромобили, генная инженерия, органы, печатаемые на 3D-принтере, роботы и дроны, продвинутые биопротезы…

Научная фантастика предложила множество потенциальных вариантов того, каким должен был стать 2019 год, и в том 2019-м, что случился на самом деле, было всего понемногу от других, «альтернативных» версий.

Теперь, когда прошлый год уже стал частью истории, можно уверенно сравнить, каким видели будущее тогда, и каким оно стало в реальности.

Прогнозы приведены в хронологическом порядке, от начала XX века.

(В отдельных случаях были затронуты события прошедшего десятилетия, для целостности повествования — прим.автора)

Каким видели будущее в 1904 году: мечты о летающей машине

​Иллюстрация в выпуске Minneapolis Journal, Dec.12, 1900, изображающая мальчика будущего и его летающий аппарат

В 1904 году газета Minneapolis Journal попросила своих юных читателей прислать в рубрику «Journal Junior» какую-нибудь историю, связанную с числом 19. Большинство авторов писали о прошлом — 1619 или 1819 годах. Однако же некоторые пытались представить, каким мир будет в будущем, через 15 лет, в 1919 году, или даже через 115 лет, в 2019.

Тогда, на заре XX века, всё вокруг было пропитано духом научных достижений. В 1903 году братья Райт совершили первый удачный полёт на самолёте, в том же году Никола Тесла начал проводить опыты на Башне Ворденклиф, в апреле 1904 года открыла свои двери Всемирная выставка в Сент-Луисе, где посетителям показывали новейшие изобретения.

Казалось, что наступила эра прогресса, при которой всё будет автоматизировано, на всех тяжелых работах человека заменит машина, а в освободившееся время люди займутся более серьезными делами — например, будут думать над тем, как полететь на Марс.

И именно об этом писали большинство детей. Шестиклассница Хэрриет Хьюитт представляла, что уже в 1919 земляне будут летать на Марс на дирижаблях (в то время дирижабли только начинали использовать в коммерческих целях) и торговать с марсианами. А семиклассник Гэрти Бличер описывал, как автоматическая метёлка подметает пол в коридоре, пока на кухне некая электрическая машинка моет посуду.

«Электро-уборка». Открытка 1900 года из серии «Жизнь в 2000 году»

А вот что думали школьники 1904 года о жизни через 115 лет:

«Вместо машин и карет повсюду будут дирижабли. Будут особые дома размером в комнату, ими будут выстреливать в воздух, а люди внутри этих домов будут смотреть, что происходит в окружающем мире. Будут водонепроницаемые машины, способные погружаться на дно моря. […] Будут подвижные лестницы, […] и специальные машины, чтобы они думали вместо школьников. Ну а самым лучшим изобретением станут волшебные палочки, способные делать всё, что пожелаешь»

Рейнхард Хёльнер
семиклассник

«Настал 2019 год, эпоха летающих машин и воздушных судов, и хоть наша жизнь изменилась под влиянием множества новых изобретений, ещё большие изменения произошли в правительствах мировых государств, в особенности в России. […] Россия, некогда одна из самых абсолютных монархий, теперь является свободной республикой, где все люди равны и справедливость превыше любой власти. […] Это произошло после того, как Россия потерпела разгромное поражение в результате разрушительной Русско-японской войны. […] Революционеры воспользовались данной ситуацией, и сбросили монархию; была утверждена республика, в истинном смысле этого слова — республика, где каждый человек, богатый или бедный, имеет такой же голос в правительстве, как и любой другой»

Дора Коэн
восьмиклассница

(Надо заметить, что это были довольно смелые и возвышенные идеи для того времени, ведь тогда даже не у всех женщин в США было право голосовать на выборах, а Закон о гражданских правах, запрещающий дискриминацию по любым признакам, был принят лишь спустя 60 лет!)

«Год 2019. Закончилась великая война, и теперь миром правят Соединенные Штаты, Англия и Япония. Япония захватила Россию. Нью-Йорк — крупнейший город мира. В США теперь правит Его Королевское Величество, Король Генри I. Пять Великих озёр слились в одно большое море. Был этап массового голода, но с ним справились. Люди используют автомобили для всего подряд; их можно купить за 10–25 долларов»

Кент МакКензи
шестиклассник

Семиклассница Лаура Меллон так и вовсе «заглянула» в 2119 год и рассказала о жизни людей на Луне (как оказалось, она состоит не из сыра, как все думали). Во время своего «путешествия» на Луну она посетила школу, в которой детям не нужно учиться, они просто глотают пилюли с нужными знаниями («арифметические шарики») и таким образом усваивают материал.«Чудесная пора», — завершает Лаура свой рассказ.

… и как обстоят дела сейчас

В наше время уже никого не удивить воздушными судами, хотя машины всё так же не летают. Пространство в небе постоянно заполнено самолётами и вертолётами. И теперь к ним постепенно присоединяются дроны. Когда-то беспилотные летательные аппараты были доступны лишь военным в силу своей дороговизны, но теперь небольшой БПЛА может купить себе каждый желающий. Дроны используют в авиапочте, промышленности, сельском хозяйстве. Крупнейшие корпорации создают программы по доставке товаров покупателям с помощью беспилотников. В 2019 году была осуществлена первая коммерческая доставка дроном, и не пройдёт много времени, прежде чем мы сможем заказать пиццу и получить её «по воздуху».

Вскоре к ним присоединятся и аэротакси. Крупные авиастроительные компании создают прототипы воздушных устройств, способных перевозить людей и при этом быть более компактными и доступными, чем вертолёт. Недавно летающее такси компании Airbus — CityAirbus — совершило свой первый самостоятельный полёт, а фирма EHang, создавшая беспилотное аэротакси EHang 216, заявила, что планирует в скором времени получить лицензию на коммерческие перевозки в Китае. В 2019 году EHang 216 прошло испытания, и в начале 2020 года совершило первый полёт в США. Подобные устройства разрабатывают во всём мире, в том числе и в России, и, вероятно, в ближайшие годы сфера пассажирских авиаперевозок сильно изменится.

Аэротакси EHang 216 с пассажиром

Что думали о будущем писатели-фантасты в 1940-е: разумные роботы и колонии на Марсе

​Иллюстрация художника Лэса Эдвардса (Les Edwards)

1940-е годы. Пора великих научных открытий и Золотой век научной фантастики. Первый компьютер, первый ядерный реактор, первая ракета, первый транзистор. Изобретения и события того десятилетия определили мир таким, какой он есть сейчас.

Вместе с изменениями в науке, менялась и научно-фантастическая литература. Из развлекательных историй в pulp-журналах она постепенно трансформировалась в «твёрдую» научную фантастику. Если раньше научный антураж нужен был лишь для того, чтобы наделить персонажа невероятными способностями, то теперь авторы уже подходили к вопросу серьезнее, уделяя больше внимания роли науки и технологий, и пытались предугадать, как новые изобретения и открытия повлияют на нас в будущем.

В 1940-е было написано много произведений о будущем. Но так как темой данной статьи является 2019 год (и ближайшие даты), нам будут интересны два из них — сборник «Я, Робот» Айзека Азимова и «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери.

Рассказы из сборника «Я, Робот» описывают период будущего от 1982 до 2057 годов. В будущем по версии Азимова появились два важных изобретения — гипердвигатель и позитронный мозг. Первый позволил преодолевать огромные космические пространства, а второй открыл дорогу к созданию искусственного интеллекта. На момент 2019 года уже существуют колонии на других планетах, на которых в том числе ведется добыча полезных ископаемых. Из-за неблагоприятных условий на планетах, на рудниках в основном работают роботы, способные выдерживать тяжелые перегрузки. Роботы обладают простым искусственным интеллектом и подчиняются Трём законам робототехники.

В рассказах, в 2019 году интеллект роботов достаточно прост, они служат лишь «рабочими лошадками», а из-за поломок функции их мозга могут нарушиться, что приведет к тому, что робот будет повторять одни и те же действия (рассказ «Хоровод», время действия 2015 г.). В общем, всё как и у нас.

По мере того, как рассказы повествуют о событиях будущего, которое не настало ещё даже для нас (события после 2021 года), роботы становятся продвинутее и умнее. Но пока что роботы не способны думать, как люди, у них отсутствуют эмоции, они не подвержены чувствам. Однако же они способны принимать решения и действовать согласно им.

Так, в 2015 году (рассказ «Логика») робот КТ-1 ( QT-1) решил, что его создал не человек, а Господин — механизм преобразователя энергии станции, на которой служит Кьюти (прозвище QT-1, данное за схожесть с англ. Cutie). Постепенно он распространяет свою точку зрения среди других роботов на станции, и они нарекают его Пророком, и таким образом среди роботов зарождается новая религия. До подобных технологий ученые в нашем настоящем пока явно не дошли.

В отличие от коллеги, в своем романе Рэй Брэдбери не старался подробно описывать технологии будущего, ему была больше интересна поэтическая сторона вопроса, то, как люди будут жить в этом далеком, но всё же таком близком мире. Он не ставил перед собой цели рассказать подробную картину колонизации Марса, но пытался представить, что будут чувствовать люди, как будут проявляться типично человеческие качества — любовь, упорство, ненависть, как они поведут себя при контакте с марсианами.

Так как роман носит название «Марсианские хроники», в нём приведена чёткая хронология событий. В 1999 году ученые сконструировали ракету, способную пролететь от Земли до Марса, и отправили первую экспедицию к красной планете. Но она пропала бесследно, как и последующие две. Лишь четвёртая экспедиция 2001 года увенчалась успехом, но прибывшим предстала страшная картина — безжизненные города на Марсе, заваленные городами трупов. Как оказалось, предыдущие экспедиции достигли планеты, и вошли в контакт с марсианами, но болезнь, принесённая с Земли вместе с космонавтами, убила всё местное население. Рассказывается, как в последующие годы колонисты заселяют Марс, возводят города, подобные земным, сажают деревья… Экспансия продолжается до 2005 года, когда на Земле вспыхивает большая война, и большинство поселенцев улетает обратно.

К 2019 году (период 2005–2026 гг., между главами «Безмолвные города» и «Долгие годы») на Марсе обитают немногочисленные оставшиеся жители, а города-поселения стоят заброшенными.

​Пустынный Марс, иллюстрация Лэса Эдвардса (Les Edwards)

Роботы повсюду, но Марс всё ещё далеко

Азимов описывал роботов, основываясь на представлениях тех дней, когда думали, что робот обязательно должен напоминать человека. Во времена, когда фантаст писал свои рассказы, даже не было механических манипуляторов, прообразов современных промышленных роботов, а первые серийные устройства на радиоуправлении только-только появлялись. В реальности же робототехника разделилась на различные сферы, связанные с теми или иными функциями: промышленные роботы, сельскохозяйственные, бытовые. Роботы сейчас окружают нас повсюду: на заводах роботы-манипуляторы под управлением ЧПУ собирают автомобили, роботы-комбайны собирают урожай с полей, а у кого-то дома прямо сейчас катается и убирает робот-пылесос.

Если говорить непосредственно о человекоподобных роботах, то пока не идет речи об устройствах, подобных тем, что были в рассказах Азимова. В настоящее время нет полностью автономных машин, способных работать без какого-либо участия человека.

Но с каждым годом они становятся всё совершеннее и технологичнее. Робот Atlas фирмы Boston Dynamics, который 3 года назад мог лишь ходить небольшими шажками, теперь выполняет акробатические трюки. А роботы Digit фирмы Agility Robotics умеют не только переносить грузы, но и координировать действия с другими роботами Digit.

Роботы Digit работают сообща. Видео Agility Robotics

Именно Digit может стать первым человекоподобным промышленным роботом. В начале января Agility Robotics начала продажи своего робота, и два первых серийных образца уже купила компания Ford, которая планирует использовать роботов в качестве курьеров на небольшие расстояния.

Если же говорить о других мобильных промышленных роботах, то можно взглянуть на «младшего брата» Atlas — четырёхногого робота Spot, которого позиционируют именно как «рабочую лошадку», который будет выступать в качестве помощника человека. Робот от Boston Dynamics поступил в продажу в сентябре 2019 года, и компания объявила, что в первой партии выпустит тысячу машин. Spot умеет передвигаться по пересечённой местности и нести до 14 кг груза, к тому же на робота можно установить манипулятор для выполнения простых действий.

Промо-ролик к началу продаж робота Spot

Ещё рано говорить, что роботы начнут добывать уголь на шахтах, в отличие от фантастических рассказов, в реальности на тяжёлых работах до сих пор работают люди. Однако это не значит, что этого никогда не случится. В некоторых сферах, например в логистике складов, роботы уже работают вместо человека. Но на складе пространство ограничено, и там нет неровных поверхностей, к тому же у подобных роботов довольно узкая область применения.

Для тяжёлой промышленности же робота придется научить совершенно новым функциям. Вместе с тем, подобная машина должна быть в меру самостоятельной и способной принимать решение в зависимости от обстоятельств. И только после этого роботы Азимова перестанут быть фантастикой.

​Изображение с сайта mars.nasa.gov

Если роботы уже рядом и вокруг нас, то Марс всё ещё далеко. Но в скором времени он станет немного ближе. На июль-август 2020 года, когда Марс будет находиться на максимально близком расстоянии от Земли, запланировано рекордное количество запусков. Программы по отправке исследовательских объектов есть у NASA («Марс-2020»), CNSAHX-1»), ESA и Роскосмоса (совместная миссия «ЭкзоМарс»), и ОАЭ («Hope»). Так же отправить свои ракеты планируют и частные корпорации — SpaceX и Virgin Orbit.

Пока что ракеты доставят на Марс зонды и планетоходы, но, вероятно, не далёк тот день, когда на поверхность четвертой планеты ступит нога человека. Так, миссия «Марс-2020» нацелена на поиск органики, а ровер будет оснащен устройством для выработки кислорода из углекислого газа. В теории это может помочь первым марсонавтам.

Учёные и исследователи всего мира сейчас разрабатывают проекты по первой пилотируемой экспедиции на Марс. В 2019 о планах об отправке человека на Марс объявил Китай, США планирует отправить свою первую миссию на Марс ориентировочно в 2030-х, компания SpaceX надеется осуществить первый пилотируемый полёт уже в 2024 году.

Но до полёта на Марс человечеству ещё нужно «вернуться» на Луну. Спутник Земли считается перспективным стартовым пунктом для запуска к Марсу ракеты с человеком на борту , и именно с него, в теории, стартуют марсианские пилотируемые экспедиции NASA, CNSA и Роскосмоса. Покорение Луны видится первым шагом на пути к полномасштабной экспансии на другие планеты.

Визуализация программы «Артемида», изображение: NASA

В рамках космической программы «Артемида» NASA планирует отправить космонавтов на Луну в 2024 году, и в 2028 начать постройку лунной базы. Для этой цели NASA будет использовать как собственные разработки (корабли Orion и Starliner и ракеты-носители SLS), так и сотрудничать с частными компаниями в рамках инициативы ACO (Announcement of Collaborative Opportunity) — у агентства заключены контракты с 13 компаниями, среди которых корпорации SpaceX и Blue Origin (у которых есть и свои виды на Луну). CNSA в 2019 году представила проект китайского пилотируемого корабля для полётов на Луну и провела успешный запуск новой версии ракеты-носителя «Чанчжэн-5», и заявила, что вплотную работает, чтобы отправить тайконавтов на Луну в начале 2030-х, и в то же десятилетие начать строительство собственной базы. В рамках Российской космической программы Роскосмос на корабле «Федерация» планирует отправить человека на Луну в 2031 году, и в 2034 приступить к созданию лунной базы.

Если же говорить о базах на Марсе, то конкретные планы озвучила лишь SpaceX. В корпорации полным ходом идёт работа над комплексным проектом Starship, включающим в себя проекты межпланетной ракеты и колонизации других небесных тел. На днях Илон Маск, глава компании, объявил о желании создать к 2050 году город на Марсе с населением в 1 миллион человек.

Что интересно, Рэй Брэдбери, автор «Марсианских хроник», при переиздании романа в 1997 году изменил внутреннюю хронологию произведения, перенеся все даты на 31 год вперёд. В новой редакции первые ракеты с людьми на борту летят к Марсу в 2030 году, и кто знает, может в этот раз реальность совпадёт с фантастикой.

​Марсоход «Кьюриосити» передает «привет» с Марса, фото NASA

«Жизнь в XXI веке». Как описывали мир будущего в 1950-х

50-е годы XX века. Начало космической эры и эпохи мирного атома. Время невероятных изобретений и стремительного прогресса. Научно-популярные журналы спешили освещать необычные новинки, вроде атомомобиля, а в брошюрах, посвященным миру будущего, рисовали захватывающие картины жизни рядовых граждан XXI века.

Многое из этого уже существует в настоящем. Компьютеры , видеосвязь (в том числе в наручных часах), государственная слежка, электромобили — все они являются частью нашей повседневной жизни.

Но кое-что ещё сбылось не до конца, и находится, так сказать, в процессе. На этих предсказаниях мы и остановимся. На подробное описание каждого из них пришлось бы выделить отдельный текст, поэтому в рамках данной статьи ограничимся кратким обзором. Для удобства сравнения с нынешними достижениями науки и промышленности, мы выделили несколько отдельных категорий.

Дом будущего

Дом будущего должен будет представлять собой «умный комфорт». Конструкция, оснащенная по последнему слову техники, выполненная с учётом архитектурных новшеств.

Например, как Дом-следующий-за-Солнцем (Follow-the-Sun House). Построенный из алюминия и спроектированный таким образом, чтобы аккумулировать тепло и энергию, дом поворачивался бы вслед за движением Солнца, для получения максимальной выгоды. Такие дома уже давно стали реальными, например, вращающийся дом «Гелиотроп», построенный в Германии в 1994 году.

«Гелиотроп» представляет собой так называемый дом с нулевым потреблением энергии, класс зданий, сконструированных таким образом, чтобы получать энергию «на месте», из возобновляемых источников энергии. Пока что подобные здания достаточно редки, в силу дороговизны и сложности постройки, и в основном это частные дома. Но строят и большие проекты, такие как отель Breeze в новом районе Амстердама, или Школа дизайна и окружающей среды, открытая в 2019 году в Сингапуре.

И таких проектов будет становится больше. Сейчас в Евросоюзе действует директива, по которой к концу 2020 года все новые здания будут строиться с учётом почти нулевого потребления энергии(NZEB, nearly zero-energy buildings). Помимо этого, исследователи из множества стран объединились в рамках программы «Towards Net Zero Energy Solar Buildings», для создания объектов с нулевым энергопотреблением.

В таких домах человек ничего не придётся делать самому, все хлопоты по дому возьмёт на себя робот-дворецкий —он будет готовить, убирать, стирать.

Но технологии пошли по другому пути, и в наше время сам дом может выполнять всё это. «Умными домами» уже никого не удивить, сейчас можно управлять любым прибором с помощью голоса, отдавая команды умной колонке.

Однако в каком-то смысле роботами-дворецкими можно назвать роботы обслуги, которыми сейчас ездят в некоторых отелях и развозят постояльцам вещи. Может, оно и к лучшему, что этот прогноз не сбылся. Массивная громоздкая шумная штука, что ездит по дому, только бы раздражала.

Еда будущего

К XXI веку сельское хозяйство достигнет таких вершин, что мясо будут получать путём переработки модифицированных растений, богатых протеином. Овощи же станут огромными, благодаря новым методам овощеводства.

Да, у нас нет огромных початков кукурузы (интересно, как такую есть?), но с помощью генной инженерии в 2019 году вывели сорт кукурузы, дающий на 10% больше урожая. Технология генетической модификации организмов существует не одно десятилетие, упрощая и делая жизнь людей лучше. Так, в 2019 году на Филиппинах одобрили золотой рис, богатый бета-каротином (витамин А), что особенно важно для страны с проблемой дефицита витамина А.

Но и сами технологии выращивания растений модернизируются. Например, как в теплицах AppHarvest, в которых планируется использовать на 90% меньше воды и отказаться от пестицидов, за счет создания рециркулирующей ирригационной системы и пруда.

Но куда интереснее технологии выращивания мяса, ведь это и сегодня звучит очень необычно. Кроме того, что существует несколько компаний, предлагающих искусственное мясо из генетически модифицированных дрожжей и растительных белков (Beyond Meat, Impossible Foods), идут и разработки полностью искусственного мяса. Совсем недавно котлета из подобного мяса стоила десятки тысяч долларов, но с каждым годом стоимость данного продукта становится всё меньше.

Окончательно изменить положение обещает FutureMeat, молодой стартап, выращивающий искусственное мясо в биореакторе. По расчётам, стоимость их конечного продукта будет составлять примерно 10$ за фунт, и начало продаж первых партий запланировано на 2022 год. Что интересно, одним из инвесторов стартапа является Tyson Foods, мясной гигант рынка США.

Но что же насчёт рыбы? И про неё не забыли. Уже можно купить искусственное мясо тунца, создаваемое из разных видов бобовых. А стартап BlueNalu, как и FutureMeat, выращивает рыбье мясо в биореакторе, из стволовых клеток.

Но всех их может обойти фирма Solar Foods, производящая белок практически «из воздуха». Финская компания использует технологию, при которой белок добывают из почвенных бактерий, питающихся водородом и углеродом, а водород и углерод извлекают из воздуха. Бактерии размножаются, и из них впоследствии получают порошкообразное вещество, богатое белками, жирами и углеводами. Solar Foods планируют наладить производство к 2022 году по ориентировочной цене в $8–11 за килограмм порошка.

Робототехника

В будущем склады будут обслуживаться роботами. Машины-сортировщики сновали бы туда-сюда, таская тяжелые ящики и расставляя их по местам, рабочим нужно было бы лишь следить и отдавать указания.

И в этом прогнозы оказались абсолютно точными. Крупные компании, занимающиеся доставкой и перевозкой грузов, давно используют складских роботов на своих базах. Amazon использует роботов на складах уже более 5 лет, JD.com создаёт полностью роботизированные склады, на которых работает лишь по 5 человек. Роль живых работников становится всё меньше и меньше. Раньше работники-люди требовались для упаковки коробок, но теперь их постепенно заменяют на роботов-упаковщиков. Boston Dynamics разрабатывает мобильный робот-манипулятор Handle именно с прицелом на складскую работу. И наконец, сами роботы теперь осуществляют контроль за сотрудниками. По оценке ABI Research, к 2025 году на 50 000 складах по всему миру будет работать 4 миллиона роботов.

В итоге, в цепочке заказа-доставки товаров в скором времени вообще отпадет надобность в задействовании живого труда. Заказы будут обрабатываться автоматически, упаковывать и сортировать их будут роботы на складе, а доставлять к покупателю по воздуху с помощью дрона или по земле в маленьких колёсных роботах c автоматической навигацией.

Всепланетная связь

В будущем по всей планете будет быстрая беспроводная связь. Направленный сигнал будет отражаться от поверхности Луны и мгновенно доходить до любой точки Земли. Так, можно будет отправить поздравительную открытку из Бостона и через мгновение она будет получена и распечатана в Гонолулу.

В 1950-х ещё не было Интернета, телефонная связь была жутко дорогой, а звонки на дальние дистанции были в новинку. В наше же время не составляет труда связаться с кем угодно и где угодно. Почти. Да, «всемирная паутина» плотно окружает планету, но во многих местах Интернет до сих пор остается медленным и недешевым удовольствием. И в 2020 будут запущены сразу несколько проектов, призванных обеспечить стабильный и доступный Интернет по всей Земле.

Сразу несколько технологических гигантов в 2020 году начнут (или уже начали) запускать в космос спутники связи, которые в конечном итоге опутают связью всю Землю. За счёт распределения спутников по орбите предполагается создать систему общедоступной и устойчивой связи.

Над подобным проектом сейчас работают в Facebook, Amazon в рамках проекта Project Kuiper планирует запустить 3 236 на низкую околоземную орбиту, а компании OneWeb и SpaceX в 2019 году уже произвели первые запуски и планируют наращивать количество собственных спутников на орбите. OneWeb, телекоммуникационная компания из Великобритании, отправила 6 первых спутников в феврале 2019 года, компания планирует создать сеть из 650 спутников. Лидером же в этой гонке сейчас является SpaceX со своей сетью Starlink. С мая 2019 года корпорация вывела на орбиту 240 спутников, и последний запуск состоялся совсем недавно. Всего же в рамках проекта будет запущено 12 000 спутников, но по словам Илона Маска, главы SpaceX, для обеспечения всепланетной связи со «средней» скоростью будет достаточно и 800 из них.

Похоже, что спустя почти 70 лет мечта о быстрой, дешёвой и всемирной связи становится реальностью.

Спутники Starlink на орбите, видео Marco Langbroek

Транспорт будущего

Люди XXI века будут перемещаться десятками разных способов. Владельцы электромобилей будут наслаждаться видами из окна, не отвлекаясь на вождение, ведь машина будущего будет ездить сама, к тому же будет абсолютно безвредной и экономичной, за счёт двигателя, работающего на солнечной энергии. Те же, кто не имеет собственного транспорта, всегда сможет воспользоваться услугами общественного. В пределах города можно будет перемещаться в вагонах, мчащихся по пневматическим трубам, а для путешествия в другое место можно взять билет на суборбитальный самолёт, который с космической скоростью доставит в любую точку планету.

К сожалению, из всех этих прогнозов сбылись только электромобили, к тому же работающие от аккумуляторов, а не от энергии Солнца. Транспорт на солнечной энергии не ушёл дальше экспериментальных моделей, и до по-настоящему «солнечных» машин всё так же далеко.

Но что существует и вполне работает, так это беспилотные автомобили. Уже в 2019 году в США тестовом режиме начали работать первые такси без водителей, по улицам Москвы ездят опытные беспилотные машины, «учащиеся» ориентироваться на дороге, в новых автомобилях устанавливают системы ограниченного автопилота, способные ездить без прямого участия человека.

Почти все крупные игроки автомобилестроительного и технологического рынка разрабатывают свои проекты. Google, «Яндекс», Tesla, General Motors, Daimler… Список можно продолжать и продолжать. Ясно одно — автомобили-без-водителя совсем скоро станут повседневной реальностью.

А вот с пневмотранспортом дела обстоят несколько иначе. Настоящих пневмопоездов сейчас нет, и вряд ли они появятся. Ведь вместо них, в потенциальном будущем, города свяжут между собой туннели сверхскоростных вакуумных поездов Hyperloop, и перспективы у них впечатляющие. В теории поезда смогут разгоняться до 1200 км/ч, что как минимум втрое быстрее любого современного высокоскоростного наземного транспорта.

В данный момент над созданием поездов Hyperloop трудятся инженеры сразу нескольких компаний по всему миру — Virgin Hyperloop One, The Boring Company (принадлежит SpaceX), Hyperloop Transportation Technologies (HyperloopTT), и TransPod. У всех них есть проекты, находящиеся на разных стадиях — кто-то только строит тестовые полигоны, тогда как другие уже проводят испытания.

Сейчас участники «гонки» проводят тесты и заключают контракты на строительство коммерческих линий. Virgin может построить первую Hyperloop-линию в Индии, но HyperloopTT хочет обогнать их и начать коммерческие перевозки в 2022 году.

Но пройдёт приличное количество времени до того, как вакуумные поезда выйдут на постоянные маршруты и станут такой же обыденностью, как и привычные поезда.

А что осталось мечтой, так это пассажирские суборбитальные самолёты. Несмотря на то, что самолёты могли летать на низких орбитах ещё 1950-х, суборбитальные полёты до сих пор остаются дорогим удовольствием, а доступные варианты космопланов существуют только на бумаге.

Несбывшиеся предсказания

Несмотря на то, что многие из прогнозов так или иначе воплотились или воплощаются в реальность, что-то так и осталось мечтой на бумаге.

Машины так и не летают (кажется, мы никогда не перестанем мечтать об этом). Управление погодой исключительно точечное и производится с Земли, да и то лишь для разгона или создания облаков. А переезд на Марс или путёвка в космический санаторий — всё такая же фантастика, как и 70 лет назад.

Но кто знает, может, с опозданием, но когда-то и эти изобретения станут частью нашей повседневной жизни.

Продолжение следует…

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Аркадий Райнер", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0430\u043d\u0442\u0430\u0441\u0442\u0438\u043a\u0430","\u043d\u0430\u0443\u043a\u0430","\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435","long"], "comments": 53, "likes": 141, "favorites": 176, "is_advertisement": false, "subsite_label": "science", "id": 98028, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 29 Jan 2020 16:13:32 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 98028, "author_id": 111260, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/98028\/get","add":"\/comments\/98028\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/98028"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 112327, "last_count_and_date": null }
53 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Изначально материал задумывался меньше и проще, и я хотел закончить его быстрее. Но в ходе работы статья становилась всё больше и больше, и было принято решение "разбить" её на части. Если первая часть понравится читателям, то напишу продолжение - о фантастике и футурологии 1980-х - 2000-х.
Так же хотел добавить, что планировался раздел про 1960-е и межзвёздные путешествия, но там совсем мало интересного оказалось, дальше теорий вроде около-светового двигателя дело пока не ушло. Поэтому раздел про 1960-е я убрал. К тому же про космические достижения получилось достаточно подробно и исчерпывающе в разделе про 1940-е.

Ответить
Перейти к комментарию
30

Обожаю старые пикчи ретро-футуризма. От большинства из них так и веет позитивом и верой в будущее .

Ответить
3

Вообще люблю альтернативную историю как таковую. А так же стимпанк, дизельпанк, киберпанк и остальные суб-жанры нф таки настаивают на мысли, что наш мир - один из тех, что могли бы быть. Люблю иногда открыть девиантарт и пофантазировать насчет этого, нереальный экспириенс.

Ответить
18

Изначально материал задумывался меньше и проще, и я хотел закончить его быстрее. Но в ходе работы статья становилась всё больше и больше, и было принято решение "разбить" её на части. Если первая часть понравится читателям, то напишу продолжение - о фантастике и футурологии 1980-х - 2000-х.
Так же хотел добавить, что планировался раздел про 1960-е и межзвёздные путешествия, но там совсем мало интересного оказалось, дальше теорий вроде около-светового двигателя дело пока не ушло. Поэтому раздел про 1960-е я убрал. К тому же про космические достижения получилось достаточно подробно и исчерпывающе в разделе про 1940-е.

Ответить
6

Отличная статья, очень интересно было почитать. Ретрофутуризм очень интересен. Жалко, что ебло кодзимы набирает по 300 плюсов, а у этой статьи всего 34. 

Ответить
0

Большое спасибо за такую классную статью! Очень интересно было почитать, еще забавно так совпало что на фоне играл эмбиент (который идеально вписался в данную статью). Ждем продолжения, спасибо за ваш труд!

Ответить
1

Что за эмбиент, есть ссылка? Я бы послушал

Ответить
0

Саундтрек Mirrors Edge Catalyst)

Ответить
6

Интересно смотреть на все эти футуристические картинки прошлого. Странный феномен: никто из художников даже не пытался выйти за пределы эстетических воззрений дизайна тех времен. Если в 2020-м будут ездить, то непременно на тачках в стиле ретро, а андроиды будут непременно громоздкими, угловатыми и похожими на средневековых рыцарей в латных доспехах.

Ответить
1

Да и сейчас не сильно ситуация поменялась. Это же рисуется, как правило, для широких масс, а людям проще воспринимать что-то знакомое. Вот вам нарисуют какую-то кракозябру, а вы, мол, что за фигня? А это, оказывается, хитрый робот-уборщик из 2080-го. Ну, пожмете плечами и никаких особых эмоций не испытаете.
Во-вторых, дизайн же должен быть эргономичным. А не зная, какие там точно будут технологии через 50-100 лет, не совсем понятно, что и придумывать.

Ответить
–1

Летающие машины это дичь какая-то, непонятно, почему этот образ так долго эксплуатируют футурологи. Ну писатели и киношники понятно почему, это круто и эффектно, сел, полетел куда нужно, потоки летающих автомобилей среди небоскребов, красота. Но стоит лишь немного включить голову и сразу понимаешь что летающая машина это шумный и опасный (как для пассажиров, так и для окружающих) аппарат, который совершенно невозможно нормально использовать в городских условиях. Так ладно футурологи, но ведь с завидным постоянством до сих пор находятся люди и целые корпорации, которые вбухивают кучу денег в создание рабочих прототипов. Зачем? Для чего?

Ответить
9

переписать твою стену текста в реалиях конца 19 века в отношении обычных автомобилей? хотя целые куски а-ля "это шумный и опасный предмет (как для пассажиров, так и для окружающих)" можно и без изменений оставить

Ответить
–3

Вот только несмотря на скепсис дорожные машины все-таки стали массовыми и вытеснили гужевой транспорт. Летающие же машины пытаются реализовать уже как минимум лет 40 и до сих пор не ушли дальше прототипов с примерно схожей конструкцией. При этом все вопросы, которые я описал в комментарии выше как были, так и остались (неготовность инфраструктуры, шум, ветер, безопасность).

Ответить
4

Первая "самоходная повозка" была сделана в 1768 году (А мечтали о самоходных повозках и того на пару веков раньше). Полноценное производство транспорта более менее похожего на современные автомобили началось в 1888 году.
И с летающими машинами будет та же история. Вполне возможно они в итоге приобретут вид, который мы сейчас даже представить не можем.

Ответить
1

 Вполне возможно они в итоге приобретут вид, который мы сейчас даже представить не можем.

Скорее всего так и будет. Вот только они не будут летающими. Один из вариантов предложил Маск со своими тоннелями. Зачем летать над городом если можно ехать под землей? Опять же, с внедрением ИИ скорее всего будет значительно оптимизирован дорожный трафик. Т.е. в летающих автомобилях просто не будет нужды.

Ответить
4

Я бы вообще топил за телепорты. Нафиг нужны все эти железки, которые только захламляют пространство. И тогда бы занялись возвращением просторных пешеходных зон и озеленением городов вместо унылого асфальта (мои влажные мечты в духе соларпанка).

Ответить
1

согласишься телепортироваться по такой схеме: на входе твое тело расщеплятеся на атомы, а на выходе создается твоя точная копия, м?

Ответить
0

Квантовая телепортация вообще ничего общего с обычной не имеет, так что гипотетический телепорт вряд ли будет именно так работать

Ответить
0

С обычной тонкой телепортацией

Ответить
0

Опять же - в каком-то виде телепорты есть уже сейчас. Сейчас необязательно выходить из дома чтобы идти на работу. Необязательно идти в магазин чтобы купить себе что-то. Со временем курьеров заменят роботы и в целом снизится количество причин для личного перемещения человека по городу на каком-либо транспорте.

Ответить
0

Это какой-то однобокий телепорт. Не ты можешь оказаться где угодно, но что угодно может оказаться у тебя. =D

Ответить
0

Ниже скинули вон цитату из вики, далеко не быстро обычные машины стали массовыми. Все дело в технологиях, в свое время появился эффективный двигатель внутреннего сгорания на бензине и дело пошло очень быстро. Так же и тут - будет какой-то технологический скачек и фантастика станет явью, может это будет и через 10 лет, а может и через 100, а может и никогда. Только не понятно почему это следует считать дичью и не пытаться строить прототипы/вбухивать деньги на разработку/исследования

Ответить
0

Так я ничего против разработок новых двигателей и не имею против. Я против разработок летающих автомобилей в том виде в котором они делаются сейчас. Вот, к примеру, прототип в который планирует вкладывать деньги Toyota. Что тут нового и революционного? Он ничем не отличается от прототипов 20-ти летней давности за исключением применения современных материалов и электроники. Основные проблемы как были, так и остались теми же.

Ответить
4

Да, круто, эффектно и красивые полеты среди небоскребов.. ) 
У нас даже игры у 2020 году нормально не тянут у многих с летающими машинами и такими видами :))

Ответить
0

А почему сама тачка такая огромная? А так классно.

Ответить
3

Если и будут летающие машины, то в первую очередь исключат человеческий фактор, хотя по хорошему и с обычными машинами такое надо сделать в ближайшие лет 10

Ответить
0

то в первую очередь исключат человеческий фактор

А с чего бы они сразу были с ИИ за штурвалом? Очень вряд-ли

Ответить
4

В массовое производство я бы пустил машины только с ИИ за штурвалом. Это и так средство повышенной опасности, а человек - самое слабое звено в любой системе.

Ответить
0

Полагаю что первое время (возможно годы) это будет очень дорогое удовольствие (в разы дороже владения обычной машиной) и там уровень ответственности будет выше (права пилота, постоянное ТО летающей машины и тд), а значит вопрос человеческих ошибок стоять не будет (самолёты же как-то летают с людьми без особых проблем). Что будет потом - вопрос, ИИ всё ещё очень не надёжны, и пока нет прорывов в этой области (та же проблема вагонетки всё ещё трудна).

Ответить
1

Чтобы меньше зависеть от дорог. Для России вообще мастхев.
летающая машина это шумный и опасный (как для пассажиров, так и для окружающих) аппарат

Вот когда искусственный интеллект полностью исключит человеческий фактор из процесса управления машиной, тогда и можно будет безопасно запускать летающие автомобили.

Ответить
–1

Ага, вот только города проектировались и строились не для летающих автомобилей. Висящие провода, различные препятствия, все это очень сильно ограничит их маневренность. Второй момент - шум. Пока еще не придумали бесшумный движитель способный поднять хотябы одного человека в воздух (воздушные шары и огромные крылья тут по понятным причинам не подойдут). Третий момент - сильный поток ветра, который неизбежно будет выбрасывать движитель при движении (если конечно не найдут какой-то другой способ противостоять гравитации и перемещать автомобиль в пространстве). Этот поток будет поднимать мусор, ломать инфраструктуру и доставлять неудобства пешеходам. Четвертый момент - ИИ это конечно хорошо, но как он защитит автомобиль от падения в случае отказа движителя?

Ответить
0

города проектировались и строились не для летающих автомобилей

Ранее города проектировались не для обычных автомобилей. Пешеходных зон было намного больше, но после активных рекламных компаний и лоббирования все начали перестраивать.
Может к моменту изобретения летающих автомобилей у нас электричество будет по воздуху передаваться. Кто знает.
шум

Первые машины тоже были очень шумными. Позже с этим научились более менее бороться.
сильный поток ветра

Ну инженеры не дураки, все это учитывается.
ИИ это конечно хорошо, но как он защитит автомобиль от падения в случае отказа движителя?

Опять же - инженеры и разработчики не дураки + введут кучу нормативов по безопасности. А вот от человеческих глупостей ИИ отлично спасет.

Ответить
2

 Ну инженеры не дураки, все это учитывается

Инженеры конечно не дураки, но против физики не попрешь. Пока не придумают революционно новый способ противостоять гравитации - хоть сколько-нибудь массовых летающих автомобилей не будет. Все эти конструкции аля "большой квадрокоптер" просто калька с проектов еще из 20 века со всеми теми же недостатками. Улучшенными двигателями, композитными материалами или использованием ИИ эту проблему не решить.
Я бы для начала дождался хотябы распространения использования дронов для перевозки мелких грузов по городу, пока у нас даже этого не могут сделать, чего уж говорить про летающие автомобили.

Ответить
0

Так никто и не говорит, что это будет скоро. Я вообще полагаю, что в 21 веке мы это не увидим. И уж точно это произойдет не раньше чем революция в области хранения электроэнергии.
Но тем не менее наука не стоит на месте, постоянно открывают новые способы взаимодействия с миром.

Ответить
0

Дык удобно же - пробок нет, можно на крышах домов сделать посадочные площадки. Но в современных городах это жесть бы была - машины же будут переодически биться и ломаться, валясь на головы пешеходов) Не говоря уже про их возможное использование террористами. Под такой транспорт нужно вся менять полностью. Ну или использовать их вне городов. Для загорода было бы отлично, кстати.

Ответить
1

С мая 2019 года корпорация вывела на орбиту 180 спутников, и последний запуск состоялся совсем недавно.

Можно исправлять на 240 спутников. Сегодня был еще один пуск.

Ответить
0

Исправил. Хотя SpaceX отчиталась о запуске уже после того, как я материал опубликовал ¯\_(ツ)_/¯

Successful deployment of 60 Starlink satellites confirmed! https://t.co/AHkQYB3uNV
Ответить
1

Отличный материал. Аж вспомнился журнал "Техника молодежи". Это сейчас кладезь ретрофутуризма.

Ответить
0

Интересно, как люди мечтали о роботах, которые лишат их необходимости работать. Сейчас почему то эта перспектива уже не выглядит такой уж радужной.

А про мясо в биоректорах интересно, только как то кажется, что в 2119 эти биорекаторы будут для кожаного быдла, куда их будут сгонять железные поработители.

Ответить
0

Интересно, как люди мечтали о роботах, которые лишат их необходимости работать. Сейчас почему то эта перспектива уже не выглядит такой уж радужной.

Про конвейеры и компьютеры люди думали так же. Как видишь, количество работы не уменьшилось от слова совсем.

Ответить
0

Как сказать, в машиностроении рабочих мест для физического труда явно меньше.
Пока всё упирается в возможности роботизированных рабочих

Ответить
0

Надеюсь, нынешние мечты о неоновых протезах так и останутся в сферической фантастике современности.

Ответить
0

Ну а самым лучшим изобретением станут волшебные палочки, способные делать всё, что пожелаешь»

А потом паренька ждало письмо из "Школы Чародейства и Волшебства Хогвартса"  или из "Дурмстранга". 

Ответить
0

Вильнев, иди сюда!

Ответить
0

Спасибо) Люблю такого типа статьи. Сразу вспомнился рассказ "Футурологический конгресс" Лема.

Ответить
0

Добротная статья, интересно было почитать. Посмотрите "Как должен выглядеть 2020 год согласно фильмам. И что уже сбылось"

Ответить
0

Во второй части материала будет разбор фильмов, действие которых происходит в 2019-м. Blade Runner, Akira, Running Man, и прочие. Но не как обзор, а просто то, какой был 2019 в их представлении. Статья изначально про эти фильмы задумывалась, но я хотел сделать "подводку" к тому, как со временем менялся взгляд на будущее. 

То есть в начале 1940-е - 50-е с Золотым веком фантастики, когда будущее было исключительно в ярких тонах, а новые технологии несли исключительно благо, потом 1960-е с Новой волной фантастики, когда авторы начали размышлять, какие проблемы может принести будущее (в итоге я этот раздел вырезал и вставлю как предисловие к разделу про 1980-е), и потом уже 1980-е с их мрачными и реалистичными видениями будущего. 

"Подводка" слишком большой получилась, и я понял, что вся статья спокойно за 10 тысяч слов может уйти, и я до конца января не успею дописать никак, и решил разделить материал. 

Ответить
0

Статья шикарная. Конечно пишите продолжение! Буду с нетерпением ждать.

Ответить
0

Офигенный материал. И при этом очень недооцененный. Куда смотрит редакция?

Ответить
0

Попросил редакцию пихнуть в соцсетях. Может, помогут:) п.с. Редакция не управляет этим подсайтом

Ответить
0

Это.просто.охуенно. 
Спасибо огромное за такой материал.

Ответить
0

Особенно интересна первая часть. Максимально отдалённая. Но вот с чего бы девочке писать о политике далекой страны в те годы, я не понял.

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ]
{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }