To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Любовь – сложнейшее и редчайшее чувство. Может ли оно содержаться в компьютерной игре? Примитивные пиксели смогли создать историю любви. На мой взгляд, в это произведение искусства сыграть без хоть какого-то эмоционального отклика просто невозможно. Лично я рыдал. Оба раза, когда проходил.

СОДЕРЖАНИЕ

Музыкальная тема

Начнём, пожалуй, с великого. Весь саундтрек в игре выполнен, на мой взгляд, гениально. Но особенно выделяется мелодия, которую, по истории, главный герой написал для своей умирающей жены. Пока читаете можете послушать.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

To the Moon (с англ. — «На Луну») — приключенческая компьютерная игра с элементами визуального романа, разработанная канадской независимой студией Freebird Games и выпущенная для платформы Windows 1 ноября 2011 года. Позднее игра была перенесена на macOS, Linux, а также мобильные устройства на базе iOS и Android.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Действие игры происходит в будущем: герои игры — врачи — приживляют умирающим пациентам искусственные воспоминания на заказ, тем самым исполняя заветные желания. Один из таких пациентов, старик Джонни, одержим желанием побывать на Луне; чтобы внедрить в память Джонни воспоминание о полете на Луну, врачам приходится изучить историю его жизни. To the Moon проводит игрока через ряд головоломок и неинтерактивных сцен, постепенно раскрывающих сюжет.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Игра, созданная на движке RPG Maker, стала первым коммерческим продуктом Freebird Games — ранее студия уже выпускала экспериментальные игры, но распространяла их на бесплатной основе; до 2012 года To the Moon распространялась исключительно через сайт разработчиков. Геймдизайнер Кан Гао взялся за создание игры под влиянием мыслей о жизни и смерти, вызванных тяжелой болезнью его деда. Позднее студия выпускала небольшие загружаемые дополнения-«минизоды», дополнявшие сюжет игры и подробнее рассказывающие о героях. Игра-«минизод» 2014 года A Bird Story устанавливает связь между To the Moon и полноценным продолжением — игрой Finding Paradise, выпущенной в 2017 году. Хотя примитивный геймплей игры получил некоторые критические отзывы (хотелось бы взглянуть на тех кто их написал - это какие-то люди без души), To the Moon удостоилась самых восторженных оценок — критики хвалили сюжет и музыку игры, особо отмечая серьёзность поднятой темы и эмоциональную силу сюжета. Игра была номинирована на ряд наград, в частности, получив награду «Лучший сюжет» от сайта GameSpot. В последующие годы To the Moon неоднократно называли образцом компьютерной игры как произведения искусства. В 2018 году разработчики игры объявили о планах выпустить основанный на игре анимационный фильм. [1]

СЮЖЕТ

Нам показан мир недалёкого будущего. Есть возможность перед смертью немного отформатировать воспоминания человека для того, чтобы он умирал в полной уверенности, что реализовал свою заветную мечту.

Для осуществления этой операции на место выезжает группа высокопрофессиональных докторов-техников со всем необходимым оборудованием. Их задача - чётко определить, чего же именно хотел бы клиент и предоставить ему желаемое в лучшем виде. Этими специалистами (доктора Нил Уотс и Ева Розалин) мы и будем играть, распутывая историю на одном из вызовов.

В нашем случае как-то всё сразу не заладилось. Сбили белку, да ещё и автомобиль ушатали по дороге на вызов. Но, правда, это от того, что хотели сохранить жизнь несчастному животному. Так что, намерения у наших протагонистов и общие характеры можно определить как благородные.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Прибыв на место, наши герои обнаруживают умирающего старика по имени Джонни. Его мечта несколько необычна. Он сообщает, что хочет на Луну. Но как, почему, зачем – и сам не знает.

Протагонистам предстоит покопаться в памяти Джонни и понять, что именно он имел в виду. Придётся шаг за шагом пройти жизнь заказчика от конца к началу и выяснить правду.

<i>Все в сборе, приступаем.</i>
Все в сборе, приступаем.

Начинаем распутывать с самых ранних воспоминаний. Здесь мы видим старика, который похоронил свою жену по имени Ривер и очень грустит. Это объяснимо, ведь он её очень любил. Собственно, вокруг этой истории любви и выстроено всё происходящее.

<i>Постановка задачи.</i>
Постановка задачи.

Поначалу всё выглядит каким-то безумием. Джонни бродит по дому, играет на рояле мелодию, посвящённую жене и вокруг огромное количество бумажных кроликов. Почему-то называет расположенный неподалёку заброшенный маяк Аней. Маяк тоже заполнен бумажными кроликами. Как выясняется, кроликов наделала Ривер, но зачем?

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Дальше перемещаемся в момент, когда Ривер была ещё жива. Оказывается у них с Джонни настоящая дилемма (на мой взгляд, решение Джонни принял ошибочное). Имеется две опции. Либо вылечить Ривер. Либо достроить дом у маяка. Финансовое положение семейства позволяет выбрать только что-то одно.

<i>Непростая ситуация.</i>
Непростая ситуация.

Тут, конечно, хочется дать Джонни по башке. Он выбирает достройку дома. Видите ли, маяк очень важен для Ривер и кто-то должен присматривать за ним. Жена, в своём безумии, упрашивает достроить дом. Но человек же явно не в себе. Я прокрутил в голове возможные варианты. Ну что там может быть на этом клочке земли настолько ценного? Допустим, могила их умершей дочери или родителей. И ради этого должно появиться ещё одно захоронение? Так и вышло. Ривер похоронили недалеко от маяка.

<i>Дебил у своей стройки.</i>
Дебил у своей стройки.

По ходу пьесы становится известно, что Ривер страдает синдромом Аспергера, если не мудрствовать и не вдаваться в детали, то это болезнь, которая характеризуется своеобразно выраженными и ограниченными функциями социального взаимодействия.

Если же интересно подробнее, то это: нарушение психического развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От детского аутизма (синдрома Каннера) он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом сохраняются. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью. [2]

<i>У доктора.</i>
У доктора.

Джонни и Ривер проходят несколько трогательных эпизодов жизни, которые лучше раскрывают нам их характер и происходящее. Лично мне особенно запомнилась сценка, когда они отправились на иппотерапию (лечебное катание на лошадях, новое слово узнал благодаря игре).

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Конечно же и тут не обошлось без наших героев-докторов. Нил увидел синюю(почему-то) лошадь и конечно же рванул кататься.

Перемещаемся почти к самому началу, в школьные годы. Показана сцена знакомства Джонни и Ривер. Мальчик долго раздумывает, но всё-таки приглашает девочку в кино. Тут выясняется, почему Ривер так любит маяки. Она предпочитает их общество людскому, много о них знает.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Отдельная хохма как они в итоге посетили кинотеатр. Джонни пришёл, подружки не обнаружил. И очень расстроился. Но, как оказалось, девочка просто сидела в том же зале, но на каком-то месте не рядом с Джонни. Она с максимальной простотой сообщила, что он позвал её на кино, она явилась и, как и было договорено, смотрела с ним один и тот же фильм. Не поспоришь.

Когда правда выяснилась – благополучно пошли досматривать.

<i>Страдания Джонни.</i>
Страдания Джонни.

И вот тут наши герои столкнулись с неожиданной проблемой. Небольшой фрагмент памяти Джонни оказался недоступен.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Сперва они решили пренебречь недостающим куском и смоделировать историю на основании уже имеющихся данных. Для этого надо сыграть в мини-игру по соединению воспоминаний и ключевых предметов в них.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Но ничего не вышло. Как они ни старались повлиять на память пациента (подсунули название фильма «На Луну» , на который Джонни ходил с Ривер, Нил представлялся вербовщиком NASA и рассказывал Джонни о космических полётах) – всё зря, память и дальнейшие события в ней оставалась неизменными.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ничего не добившись, герои решили немного передохнуть в своих изысканиях. И действительно, утро вечера мудренее, произошёл важный прогресс.

Нил раскопал информацию о том, что Джонни в раннем детстве принимал сильнодействующие лекарства, которые наверняка и заблокировали тот самый, недостающий кусочек памяти. Проведя небольшие исследования, также выяснили, что доступ к нужному фрагменту воспоминаний может быть получен с помощью запаха мертвечины. Джонни в одном из ключевых эпизодов находился рядом с мёртвым кроликом, а у нас как раз завалялась дохлая белка. Запах примерно одинаковый и может быть донесён до клиента.

А значит – за дело!

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Недостающий фрагмент воспоминаний успешно разблокируется и здесь мы узнаём всю правду о жизни Джонни. Оказывается, в детстве, в нелепой автомобильной аварии он потерял брата-близнеца Джоуи.

Кроме того, нас ждёт сильный сюжетный поворот. Ещё до гибели брата Джонни знакомится с Ривер. И они вполне находят общий язык. Это Джонни дарит девочке утконоса, который идёт с нами через всю игру и становится понятно, что означает выражение «На Луну» – там Джонни пообещал встретиться с Ривер если вдруг по какой-то случайности их пути не пересекутся вновь. Здесь же становится понятно откуда пошли бумажные кролики. Дети увидели это животное в Луне и, получается, всю жизнь Ривер пыталась напомнить Джонни тот эпизод встречи, но он ничегошеньки не помнил, а она не находила слов, чтоб ему объяснить.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Казалось бы, всё встало на свои места. Но тут вмешиваются наши доктора и у них возникают непреодолимые противоречия.

Нил считает, что надо всё оставить как есть, и отправить Джонни «на Луну» в том реальном смысле, который и был заложен в выражение изначально. А Ева втопила за формально-творческий подход. Она настаивает на том, чтоб Джонни отправился на Луну в натуральном выражении этой мысли а она уж подшаманит его воспоминания. Да так, что Ривер придётся удалить!

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Начинается виртуальная схватка, Ева идёт настраивать новую версию реальности, а Нил пытается её остановить. Происходит забег Нила по воспоминаниям, а более опытная Ева чинит ему препятствия в виде ловушек и даже зомбаков. Ну а мы играем в этакий мини-экшен.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

В итоге Ева добивается своего. Она полностью переформатирует память Джонни. В новой версии брат Джоуи остаётся в живых, а Джонни очень хочет стать астронавтом.

И всё было бы очень грустно, но в школу подготовки будущих исследователей космоса вместе с Джонни поступает и Ривер. Получается, что он сам внёс её в новую версию своей памяти. Естественно, они образуют пару.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

И летят вместе на Луну. Хэппи Энд.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Получилось, что одолел игру два раза. Почти на выходе и перепрошёл сейчас, чтоб освежить воспоминания. В принципе, примерно одинаковое послевкусие возникло, но с небольшими отличиями. В первый раз просто радовался, что у Джонни и Ривер в итоге всё закончилось хорошо.

От второго подхода осталось ощущение безмозглости Джонни при выборе между женой и постройкой дома (наверняка оно было и в первый раз, но уже подзабыл что там было) в пользу последнего, а также достаточно дерзкая вольность доктора Евы от кардинальной перезаписи памяти Джонни. Она, конечно молодец, что "воскресила" его брата, но зачем при этом надо было вырезать человеку половину жизни и знакомства с Ривер (с риском, что оно вообще не состоится) я так и не вдуплил. Вроде как, по логике можно было сделать и то и то при таком всемогущем инструментарии.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Очень понравилось, что основной и достаточно грустный сюжет разбавлен уместным юмором героев-докторов.

Порадовали встроенные простенькие мини-игры по починке фрагментов воспоминаний и финальный забег Нила в противоборстве с Евой.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

ВНЕЗАПНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Всё-таки не зря вспомнил об этой игре и перепрошёл её. Накопал новых сведений.

К основной игре добавлено два «минизода» о дальнейших приключениях докторов Евы и Нила. Думаю, многие пролетели мимо них, а сейчас они доступны для запуска из Стим вместе с игрой. Я про это, по крайней мере, нигде не слышал до того, да и в Википедии о них, вроде как, молчок, а рассказывается только о A Bird Story.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Один из «минизодов» даже привносит оригинальную встроенную игру. В целом, хотя они и коротенькие, каждый минут на 15, но кусочек истории в общую картину добавили.

К недостаткам «минизодов» можно отнести исключительно английский язык и маленькое разрешение экрана относительно основной игры. Одолению это, впрочем, практически не мешает, требуемый уровень познаний английского – низкий.

To The Moon. Пиксельная квинтэссенция чувств

Лично для себя открыл новое и касательно других игр серии. До написания этого обзора считал, что выпустили только A Bird Story – в момент выхода она знатно разочаровала, оказавшись 45-минутным (и это ещё каждый пиксель рассматривал и обсуждал на стриме происходящее, если просто играть там как бы не минут 20 контента) огрызком с обрывающимся сюжетом.

Сейчас ситуация следующая. Всё-таки разработчики оказались молодцами и красавцами. Они выпустили ещё две игры сверху. Теперь и A Bird Story не смотрится заброшенным проектом, где тупо решили срубить бабла на волне успеха To The Moon.

Проходить игры надо вот в такой последовательности:

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Закончить, считаю, необходимо важнейшими мыслями, на которые предлагает поразмыслить игра. Наши жизни очень скоротечны, хотя поначалу кажется, что это и не так. Есть начало и есть конец. А любовь – ценнейший дар на этом пути, которым не стоит раскидываться и размениваться. Любимые люди очень дороги и нужно думать и заботиться о них пока для этого есть возможность и не откладывать это на потом.

<i>Как-то так.</i>
Как-то так.

ИСТОЧНИКИ

О разработке игры [1].

Определение синдрома Аспергера [2].

Магазин компьютерных игр Steam [3].

Спасибо за прочтение!

107107
65 комментариев
1000 ₽

Василий. Мы, Фонд Поддержки Сладких Булочек и Якорь, торжественно объявляем, что вы стали целью масштабной операции "Донатный Шторм". Будучи выдающимся контентмейкером, вы задели струны души каждого сотрудника ФПСБ и Якоря, которые имели удовольствие прочитать вашу работу. Спасибо вам. В качестве бонуса, мы наносим массивный донатный удар по территории комментариев.

8
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

Аналогично. Но музыку не стал часто слушать. Иначе пришлось бы постоянно плакать.

4
Ответить

вообще не понравилась, столько про неё слышал, а когда сам поиграл, такой брух момент...

15
Ответить

У меня наоборот было. Когда слушал других, то было ощущение - да ну нафиг, быть не может там внутри таких эмоций. А сам поиграл и всё совпало, проникся. Хотя, наверное, все люди разные по впечатлительности.

8
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить