Призрак самурая: война и мир японских воинов перед вторжением монголов

Необходимый исторический контекст перед Ghost of Tsushima.

Призрак самурая: война и мир японских воинов перед вторжением монголов

17 июля выйдет Ghost of Tsushima от Sucker Punch — последний большой эксклюзив PlayStation 4. Среди других игр про японскую историю её выделяет, в первую очередь, время действия — XIII век. Это всё же не период Сэнгоку, не революция Мэйдзи или эпоха Токугава, которые сами японцы чаще всего «рекламируют» на мировую аудиторию в играх, кино и аниме.

Тот далёкий период не слишком подробно показана в массовой культуре, но в то же время он очень важен — вторжение монголо-китайских сил под предводительством хана Хубилая было первым за историю японского государства. При этом западному игроку особенно сложно оценивать достоверность происходящего на экране, так как сведений об облике «древних самураев» в популярной культуре очень мало.

Игра разрабатывается американской студией, хотя авторы и утверждают, что к её созданию приложили усилие японские специалисты по оружию и истории. Впрочем, уже первые трейлеры игры вызывали некоторые вопросы к историчности игры.

Попробуем восстановить облик японского воина XIII века, до и во время монгольских вторжений 1274 и 1281 годов. Это даст нужный контекст перед знакомством с игрой.

Япония далёкого прошлого

Для начала стоит разобраться в основах: кто вообще такие самураи, как и с кем воевали японские воины и кого они представляли на поле боя.

На момент монгольского вторжения Япония управлялась сёгунатом Камакура — военным правительством, которое взяло бразды правления в результате гражданской войны между двумя наиболее сильными военными кланами Японии: Тайара и Минамото. Их конфликт длился с 1180 по 1185 годы и закончился победой Минамото.

Сёгунат Камакура, XIII век. Север Хонсю на деле принадлежит Японии лишь формально, также не заселён остров Уллындо. Окинава и Хоккайдо войдут в состав Японии лишь к XVII веку
Сёгунат Камакура, XIII век. Север Хонсю на деле принадлежит Японии лишь формально, также не заселён остров Уллындо. Окинава и Хоккайдо войдут в состав Японии лишь к XVII веку

Основной класс воинов сёгуната составляли гокэнин — напрямую подчинённые военному правительству части. Но они были не единственным классом воинов в Японии.

Хигокэнин — местные воины или наёмники могли иметь разное снаряжение, традиции и цели, что осложняет исследования японского средневекового воинства. К таким относились и воины некоторых южных княжеств, в том числе часть воинов на острове Цусима, на котором и будет разворачиваться действие игры. Такая разобщённость приводила к ситуациям, когда на юге армия могла готовиться к войне с монголами, в то время как на севере усилиями местных армий могли идти не менее ожесточённые бои с местными народами: айнами и нивхи.

Ко временам монгольского нашествия южные провинции и их профессиональные армии буси немного утратили свой боевой опыт, проиграв несколько сражений во времена первого вторжения 1274 года (о нём пойдёт речь в Ghost of Tsushima). Однако менее чем через 10 лет, укрепившись, встретили более крупное соединение захватчиков 1281 года упорным сопротивлением, которое продолжалось около 7 недель.

Именно эпоха Камакура и монгольские вторжения сформировали облик средневекового воина Японии, начиная с его снаряжения.

Японский воин перед монгольским вторжением

Снаряжение японского воина в средние века
Снаряжение японского воина в средние века

Знатный воин в Японии был всадником. Немногочисленные армии профессиональных зажиточных воинов предполагали наличие лошади у каждого. Обучение владению луком, основным оружием самурая, проходило именно на лошади, пешими были только крестьянские ополчения и сопровождение — асигари.

Впрочем, лошадьми в европейском понимании это было назвать сложно. Неподкованные и низкорослые (до 140 сантиметров), они практически не снабжались доспехами, а во время сражения воины зачастую спешивались по приказу командующего. В геймплейных роликах Ghost of Tsushima можно увидеть, что главный герой скачет на более высокой лошади на европейский манер. Объяснить это достаточно легко — Цусима как основной торговый форпост пропускал через себя множество товаров с материка, в том числе ценных скакунов. Одного из таких вполне мог выкупить протагонист.

Призрак самурая: война и мир японских воинов перед вторжением монголов

С необходимостью защищаться на лошади связана сложившаяся уже тогда традиция носить пластинчатую броню на шнурах с «юбкой» — эта схема сохранится вплоть до периода Сэнгоку как наиболее удобная для передвижения и стрельбы из лука. Сборный доспех обеспечивал лёгкость движения и весил не так много.

Такой доспех называют кодзан-до, от слова санэ (札) — «пластина». Он изготавливался из дерева или металла и соединялся двумя шнурами — лакированными кожаными и декоративным тканевым — благодаря им снаряжение «окрашивалось» в той или иной цвет. Вариантов узлов было огромное количество. Именно в таких появляется главный герой в геймплейном ролике, где показана зачистка монгольского лагеря.

18 минут геймплея Ghost of Tsushima

Фактически, единственной цельной частью оставалась «кираса», которая защищала тело, спину и бока воина. Стыки в уязвимых местах прикрывали дополнительными пластинами — самыми распространёнными из них были подмышечные. Именно таким «сборным» и остался японский доспех в представлении популярной культуры до наших дней. Благодаря высокому достатку и индивидуальности каждый доспех мог иметь свои уникальные особенности, в частности, в плане украшений — от гравировки до выбора сорта шёлка для декоративных шнуров.

В эпоху Камакура дизайн рисунка на доспехах начал усложняться и отошёл от привычных геометрических орнаментов. Для покрытия железных пластин, изготовления шнуров и в оформлении использовались в основном шкуры оленей. Из-за железных вставок и большого количества составных частей общий вес доспеха составлял до 15 килограммов, что затрудняло его экипировку, однако благодаря конструкции не стесняло движений.

Один из вариантов кастомизации с охотничьим костюмом, длинным луком и двумя мечами и платком хатимаки на голове
Один из вариантов кастомизации с охотничьим костюмом, длинным луком и двумя мечами и платком хатимаки на голове

Упомянутая выше «юбка» — кусадзури (草摺) состояла обычно из трёх частей и была отличительной особенностью костюма, как и широкие наплечники (о-содэ) и японский шлем с характерным наконечником и отверстием для волос тэкэн. Он делался из наложенных в особом порядке друг на друга пластин, которые скреплялись между собой специальными заклёпками и скреплялись медным обручем сверху.

Характерной особенностью японского шлема стал кожаный козырёк и массивные отвороты. Иногда для дополнительной защиты к шлему прилагалось забрало или металлическая полумаска. Судя по кадрам геймплея, они будут доступны и в Ghost of Tsushima — в чёрной полумаске Дзин убивает захватчиков в режиме «призрака».

Также в игре будет представлен и тяжёлый шлем. Весил такой головной убор около 2-3 килограмм. К нему также прицеплялся плащ хоро, который носили поверх доспехов. В игре вместо этих украшений будет представлена, видимо, только соломенная накидка мино (蓑).

Призрак самурая: война и мир японских воинов перед вторжением монголов

Под свои «каски» 12-13 веках японцы начали надевать подшлемники. Вне боя и до массового распространения привычного японского шлема самураи носили специальные складные шапки, немного напоминающие современные пилотки. Дополнительной защитой служил щит, которые ограниченно применяли пехотинцы, втыкая их в землю, защищаясь таким образом от стрел противника.

При этом конечности в ранних японских доспехах защищались слабее. Для рук это зачастую был единственный наруч и кожаные перчатки югакэ (弓懸け), которые также были созданы для удобства обращения с луком. Примерно в это же время, за век до монгольского вторжения, японские воины начали использовать пластинчатые поножи и утеплённые башмаки из шкур, под которые надевали носки таби. А уже под доспех и поножи надевали тканевые куртки и широкие штаны. Такой костюм назывался хитатарэ (直垂). Куртку при этом заправляли в штаны, подвязывая поясом оби.

Самыми популярными цветами для доспехов в те времена были: чёрный, красный и золотой с патиной. Впрочем, количество и разнообразие цветов сильно разнилось и зачастую выступало элементом определения знатности владельца.

Богатые воины и военачальники носили цветные кимоно или куртки поверх доспеха, а также носили специальные командные веера и характерные платки хатимаки, повязанные вокруг головы, чаще всего узлом в сторону противника. Отдельные воины несли длинные тяжёлые влаги с гербом семейства, иногда знамёна поменьше крепились непосредственно на броню. Кроме того, гербы присутствовали на доспехах, одежде и даже повязках. Ghost of Tsushima, судя по роликам, также предполагает кастомизиацию с разнообразными гербами и цветами и формами доспеха.

Среди представленных костюмов в игре можно найти самые разнообразные примеры. Есть и классический доспех, почти полностью совпадающий с описанным выше. Так как японская броня была составной, неудивительно что персонаж, как и воины в то время, мог носить, скажем, одну наплечную броню о-содэ.

Есть и простые костюмы без доспехов с кимоно и хитатарэ — повседневная одежда самурая. Также присутствуют особые костюмы, которые выглядят вовсе не как боевые. Например, охотничий костюм, типичный ещё для эпохи Хэйан. Вместо обычного кимоно и брони персонаж носит лук юми (弓) и широкий костюм суикан, похожий на тот, в котором в наше время занимаются профессиональной стрельбой из лука в Японии.

Японская военная традиция XIII века

Поведение воинов на поле боя и в мирное время до монгольского вторжения также кардинально изменилось. С приходом воинского сословия к власти после победы клана Минамото 1185 году, в Японии сформировались два политических и культурных центра. Киото — центр традиционной культуры, классических японских буддийских школ. Город Камакура — центр новой самурайской культуры и дзен-буддизма со своими традициями и праздниками.

Именно под влиянием дзен, конфуцианства и обособленности военного сословия, ставшего главенствующим в стране, началось формирование культуры воинского воспитания, духа и преданности с характерной философией иллюзорности жизни, уважения к противнику и отсутствием страха смерти.

Воинов учили не только правильно воевать, но и сохранять терпение перед лицом опасностей, большое внимание уделялось правильному дыханию и медитации. С детства дети самураев соблюдали пост, ходили босиком в мороз и проходили суровые тренировки. Обучение юного воина заканчивалось в возрасте всего 15 лет с получением первых мечей и обрядом инициации.

Традиции предыдущей эпохи Хэйан тоже никуда не делись: знатный воин, согласно правилам, должен был произнести своё имя и ранг, провести поединок с представителем армии противника и лишь после этого воины выпускали сигнальную стрелу из оленьего рога в знак начала атаки. Вполне возможно, что многие привычные стили сражения из поздних образов самураев появились уже тогда. Например, стиль быстрого боя тет-а-тет с характерным выхватыванием меча — иаидзюцу (居合術). Этим приёмом несколько раз пользуется Дзин в трейлерах игры.

Впрочем, такие традиции не помогли японским воинам во время вторжения монголов — они получили град стрел в свою сторону в первом же сражении. В военном искусстве жителей Японии залповая стрельба не была распространена. Воины сражались с громкими криками, призванными испугать противника, после битвы собирая именные стрелы и головы врагов, которые позже пересчитывались в ставке. Сохранились изображения, на которых отражена эта традиция и во время монгольского вторжения.

Учёт голов падших монголов в японской ставке 
Учёт голов падших монголов в японской ставке 

Быт

Также разработчики показали некоторые другие элементы японского быта и традиций тех времён. В деревнях можно увидеть характерные дома с минимальным убранством и соломенной крышей, так как деревянные и черепичные были ещё не так распространены.

Помимо этого, в роликах можно увидеть статуи нескольких популярных японских божеств: кицунэ — мистических лис и, видимо, Райдзина и Фудзина — буддийских божеств, которые, скорее всего, пришли в Японию из за моря, но стали крайне популярны среди простых людей как защитники. Их статуи до сих пор украшают ворота Каминари в токийском квартале Асакуса.

Призрак самурая: война и мир японских воинов перед вторжением монголов

Разработчики также показали и знаменитые поэтические символы, в основном относящиеся к осеннему периоду. Предположительно, игра начинается в ноябре — 19 числа первые монгольские корабли подплыли к побережью. Можно заметить траву сусуки с «метёлочками» — самый популярный в Японии символ осени. К слову, это же растение можно увидеть в локации финального босса в игре Sekiro: Shadows Die Twice.

Большой акцент делается на луне — осенью японцы особенно любят ею любоваться, а в сентябре проходит обряд цукими, то есть «любования». Можно заметить и красные цветы хиганбана (彼岸花), которые являются также символом смерти и часто появляются уже в современной культуре. Особенно популярен этот цветок стал благодаря многочисленным появлениям в аниме-сериалах.

Тактика и жажда славы

В условиях войны тех времён оказалось, что некоторые самураи были не прочь прославиться на поле боя ради вполне материальной выгоды, специально срываясь из центральных и северных провинций, чтобы сражаться с монголами, продавая для этого часть своего имущества.

При всей коллективности японского общества, во время сражения самураи вели себя исключительно эгоистично. Бои происходили один на один, а каждый воин пытался отличиться своими подвигами, которые после конвертировались в прославление его рода и земельные наделы.

К слову, благодаря таким записям о себе, которые заказал самурай Такэдзаки Суэнага, мы и знаем о храбрецах-одиночках и многих других подробностях сражений с монголами. До наших дней этот свиток дошёл под названием «Иллюстрированная повесть о монгольском вторжении» (蒙古襲来絵詞).

«Повесть о монгольском вторжении», отрывок. Хорошо видно доспехи и клановый стяг 
«Повесть о монгольском вторжении», отрывок. Хорошо видно доспехи и клановый стяг 

Вопреки мнению о том, что японцы были плохими мореходами, большое значение в подготовке самурая уделялось плаванию на лошади и без в полном обмундировании. Более того, в некоторых школах воинов учили плавать в море, бою во время абордажа, который являлся основой морских сражений на Дальнем Востоке, а также стрелять из неглубоких водоёмов. Так будущих воинов готовили к бою во время переправ или осадам, когда буси штурмовали крепости, переходя ров с водой.

После первого нападения монголов в 1274 году японцы пересмотрели стратегию войны на море. Во время второго вторжения объединённого войска корейцев, китайцев и монголов в 1281 году, когда японцы преследовали корабли остатков вражеского флота, происходили многочисленные морские стычки на лёгких японских судах, которые были переоборудованы или построены специально для этих нужд.

Известны случаи, когда отряды из нескольких воинов могли потопить корейское судно с силами, в несколько раз превосходящими число японцев. Нападение на выброшенное на берег монгольское судно также показано в трейлере, а в самом начале ролика можно наблюдать многочисленные корабли, проплывающие или стоящие на рейде около Цусима.

Японское корабли в море
Японское корабли в море

Оружие и снаряжение

До периода Сэнгоку (XV-XVII век) и последующего появления огнестрельного оружия двухметровый лук юми с характерным непропорциональным строением оставался основным оружием самураев. К нему прилагался колчан эбира, также воины носили малый колчан на боку. Бадзюцу (馬術) — владение луком, мечом и древковым оружием на коне — было основным для воина того времени.

Призрак самурая: война и мир японских воинов перед вторжением монголов

Мечи тоже были достаточно важной частью жизни буси. В конце предшествующего периода Хэйан и начала периода Камакура — примерно за 100 лет до монгольского вторжения — сформировался привычный нам образ японского меча с характерным «поясничным изгибом», линией на клинке (хамон) и длиной около 70-80 сантиметров.

Период Камакура стал расцветом кузниц и целых кузнечных цехов, которые распространились по всей стране, сформировав множество уникальных школ кузнечного дела со своими традициями и реликвиями, которые дожили до наших дней. Искусство ковки меча вышло из храмовых комплексов и военных поселений и стало самостоятельным.

Мечи носили, в основном, на цепочках — такой способ называли: хёгогусари-но тати (буквально «подвешенный на цепочках»). В дополнение к нему воины зачастую носили малый меч косигатана, который появился как второй меч в начале 13 века. Военачальники могли подвешивать на меч темляки.

Главный герой Ghost of Tsushima вписывается в эти традиции и также носит с собой два меча. На рукояти иногда носили небольшие ножики для повседневных нужд или использования в бою. Такой, видимо, использует Дзин в геймплейном видео, когда разработчики показывают сражение в режиме «призрака».

Призрак самурая: война и мир японских воинов перед вторжением монголов

Классические формы мечей, сформировавшиеся в тот период, показали свою слабую пробивную силу по отношению к тяжёлым монгольским и китайским доспехам. Поэтому уже привычная нам форма меча во многом определена именно изменениями, связанными с походами Хубилая.

Тяжёлые доспехи монголов также показали в геймплейном ролике игры — мы видим их на «офицере» лагеря, в который пробирается главный герой. Разнообразная одежда противников также добавляет колорита и подчёркивает многонациональность интервентов. На свитках тех времён отчётливо видно, что костюмы монголов зачастую напоминают скорее арабские одеяния, нежели японские или китайские халаты. Историки фиксировали большое количество корейских матросов, китайских, арабских и монгольских воинов со всей империи Хубилая во время вторжения.

Монголы и их союзники в изображении современников-японцев 
Монголы и их союзники в изображении современников-японцев 

Кроме того, самураи и крестьянское ополчение использовали различные виды древкового оружия вроде яри (японское копьё) и нагинаты (лёгкая японская искривлённая глефа), а также мечи нагамаки, близкие к древковому оружию по своим размерам — около 190 сантиметров в длину.

Популярность именно таких видов оружия обусловлена большим количеством конных воинов. Уже в тот период широкое распространение получили и различные японские ножи, и кинжалы для личных и ритуальных целей. Именно они играли решающую роль при близких стычках в 1274 году — длинные мечи были не очень удобны при абордаже и в давке.

Цусима игровая, Цусима неизвестная и Цусима реальная

События Ghost of Tsushima посвящены самому началу военных действий между объединённой монгольской армией, в которой по разным оценкам было от 30 до 100 тысяч воинов и матросов, и японскими защитниками.

Во главе обороны был поставлен Сё Сукэкуни. Сам он погиб, а его семья была, видимо, увезена в Корею. Защитники острова, увидев проплывающую армаду, приготовились к обороне на побережье. После этого против монголов был послан небольшой морской отряд, но и он, и остальное войско Цусимы в скором времени были перебиты.

Всё семейство местного клана — свыше 80 всадников — погибло в самоубийственной контратаке на монголов в первой же битве на побережье Комода. Кроме игрового персонажа Дзина, который начинает путь к своей мести именно с этого момента. Выяснилось, что монголы не жалеют поселения и их жителей, что не было свойственно японцам, которые воевали до этого на своей земле. Именно такая разница в поведении и является лейтмотивом Ghost of Tsushima — месть благородного воина кровожадным чужакам.

Призрак самурая: война и мир японских воинов перед вторжением монголов

Монголы для японских воинов выглядели дико, постоянно шумели барабанами, использовали смазанные ядом стрелы и порох, который до этого в Японии как боевая единица известен не был. Бочки с ним показали в ролике — их взрывает Дзин во время штурма корабля монголов. Китайцы метали такие бочки с помощью простых катапульт.

Всё это было неуважением японских традиций и ввело часть японских конных воинов в смятение — впрочем, только во время самого первого сухопутного столкновения. Стоило боевым действиям перекочевать к обороне, как монголы потеряли наступательную инициативу.

Крупных оборонительных сооружений, известных европейскому обывателю, в Японии почти не строили. И хотя каменные валы, на которых и ныне стоят японские замки, японцы возводить, судя по всему, умели, за 5 лет подготовки серьёзных укреплений на Цусиме или Кюсю воздвигнуто не было, а потому армия использовала старые постройки.

Японцы на укреплениях на острове Кюсю 
Японцы на укреплениях на острове Кюсю 

Каменная стена против монголов на Кюсю была воздвигнута лишь между нападениями монголов до 1281 года. Островом Цусима вообще занимались слабо, и, как любая пограничная территория с плохими условиями для земледелия и небольшим количеством ресурсов, он не получил такого развития, как провинции островов Хонсю и Кюсю.

Единственным ценным ресурсом Цусимы, фактически, было золото, которое переплавляли там же. Также на острове добывались водоросли, которые использовались в пище и как удобрение. После вторжения Цусима была разорена почти полностью: население было либо вывезено на материк, либо убито почти сразу. В геймплейном ролике можно увидеть некоторых выживших.

Один из немногих выживших, показанный в геймплейном ролике
Один из немногих выживших, показанный в геймплейном ролике

Эти стены, а также многие другие новшества в военном деле, поведении, тактике и даже самом государственном устройстве, станут отражением монгольского вторжения. Оно в какой-то степени будет причиной падения сёгуната Камакура через 40 лет. Следующий крупный конфликт с Кореей случится лишь в XV веке — и вновь основным театром боевых действий станет Цусима.

Какие из этих особенностей отразит новая игра, можно будет узнать уже скоро. Однако тут вряд ли стоит рассчитывать на полную историческую достоверность.

Главная причина — малое количество информации о таких отдалённых районах, как Цусима периода Камакура. Многие свидетельства и предметы тех времён были утрачены в огне гражданских воин, а имеющаяся информация разнится. Скорее всего, за основу в игре будет взят лишь основной контекст вторжения, а остальная история — уже догадки. Сами японцы предпочитают делать произведения о войне с монголами в этом же стиле «одинокий воин против целой армии». Тут можно вспомнить мангу Angorumoa: Genkо Kassen, сюжет которой отдалённо напоминает игру от Sucker Punch.

Исследование этого периода — задача непростая. Если об оружии и одежде XIII века мы хоть что-то знаем, то вот об экономике, традициях и географии Японии того времени — совсем мало. Особенно когда это касается таких территорий, как Цусима.

Сами разработчики не раз делали акцент на том, что вдохновлялись в первую очередь самурайскими фильмами и образами оттуда, даже добавив специальный эффект камеры, напоминающий чёрно-белые картины Акиры Куросавы. А потому можно предположить, что Ghost of Tsushima будет больше про популярные в культуре образы, а не про реальную историю.

Призрак самурая: война и мир японских воинов перед вторжением монголов
385385
124 комментария

Зарегистрировался 1 июля в 00:56Уже пост с плашкой.
Что?

44

И еще пост про сони-эксклюзив перед выходом.
Но мы -то знаем, что любые совпадения случайны

69

Всё просто: это наш новый автор.

11

ананасику стоит поучится 

6

А что, новый автор в редакции обязан пройти крещение обитанием в комментариях DTF длиною минимум в год?

6

Дтф в течении года будет постить лонгриды от нейронки с его аккаунта

6