Цвет. Температура и восприятие

Почему синий цвет теплее, чем красный и наоборот? И зачем художникам разбираться в температуре цвета?

Цвет. Температура и восприятие

Запрещающие знаки красят в красный, а от новой лампочки в светильнике дома стало холодно и неуютно. Почему? Просто цвет имеет значение. А точнее — его температура. Теплые и холодные цвета рождают ассоциации и по-разному влияют на настроение и восприятие. Как это происходит и как этим управлять? Разберемся вместе!

Цвет и его температура: что есть что?

Сейчас будет немного физики, а после все про рисунок.

Как мы видим цвета?

Цвет — это результат химической реакции, протекающей в фоторецепторах наших глаз. Электромагнитные волны распространяются в пространстве от источника возмущения магнитного поля, а затем воздействуют на зрительные пигменты красного, синего и зеленого цвета. Сигнал поступает в мозг, и окружающий мир приобретает краски.

Источник света испускает электромагнитное излучение. Часть его поглощается объектами, а оставшаяся — отражается от них, и воспринимается фоторецепторами глаза.
Источник света испускает электромагнитное излучение. Часть его поглощается объектами, а оставшаяся — отражается от них, и воспринимается фоторецепторами глаза.

Восприятие цвета зависит от частоты колебаний электромагнитных волн или от их длины. Это величина промежутка между крайними точками волны, которая измеряется в нанометрах (1 нм = 10−9 метра). Наши глаза воспринимают не весь возможный диапазон колебаний, а лишь малую его часть, называемую видимым излучением. Его условные границы находятся в пределах от 380 до 780 нм.

Волны видимого излучения, испускаемого Солнцем, в совокупности выглядят как белый свет. Впервые его разложил на <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Visible_spectrum" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">составные части</a> Исаак Ньютон с помощью стеклянной призмы в 1672 году.
Волны видимого излучения, испускаемого Солнцем, в совокупности выглядят как белый свет. Впервые его разложил на составные части Исаак Ньютон с помощью стеклянной призмы в 1672 году.

Как физики определяют температуру цвета?

Для определения температуры цвета ученые используют условный предмет — абсолютно черное тело, которое поглощает все электромагнитное излучение. Изначально оно имеет температуру абсолютного нуля: −273,15 °C, или ноль градусов по шкале Кельвина, которая используется для измерения температуры цвета. В этом состоянии прекращается движение атомов и молекул.

При нагревании частицы приходят в движение, и тело начинает испускать свечение в видимом диапазоне. По мере роста температуры оно становится темно-красным, а затем желтым, белым и голубым. Из видимых цветов красный соответствует самой низкой температуре.

Если на упаковке лампочки написано “6000 K”, это не значит, что она нагреется до температуры Солнца и испепелит все вокруг :) Указывается коррелированная температура — соотношение цвета излучения со шкалой температуры абсолютно черного тела.
Если на упаковке лампочки написано “6000 K”, это не значит, что она нагреется до температуры Солнца и испепелит все вокруг :) Указывается коррелированная температура — соотношение цвета излучения со шкалой температуры абсолютно черного тела.

Но постойте, а где в шкале зеленый и фиолетовый? Дело в том, что цвет теплового излучения изменяется в пределах планковского локуса, а не проходит через весь спектр.

Так выглядит изменение видимого излучения абсолютно черного тела при нагревании в цветовом пространстве <a href="https://science.wikia.org/ru/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_CIE_1931" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">CIE 1931</a>.
Так выглядит изменение видимого излучения абсолютно черного тела при нагревании в цветовом пространстве CIE 1931.

Как мы оцениваем температуру цвета и почему мозг нас обманывает

Какой напрашивается вывод? С точки зрения физики, оттенки красного — самые холодные, а синего — самые теплые. При этом в быту, дизайне и рисовании считается, что дела обстоят ровно наоборот: синий цвет — холодный, а красный — теплый.

Наглядное объяснение, почему в жаркую погоду лучше надеть белую футболку. Черный шар поглощает все цвета, белый — все отражает, а красный (или тот же синий) — только сам себя.
Наглядное объяснение, почему в жаркую погоду лучше надеть белую футболку. Черный шар поглощает все цвета, белый — все отражает, а красный (или тот же синий) — только сам себя.

Почему так?

Бытие определяет сознание. В жизни мы почти не сталкиваемся с чудовищными температурами, дающими холодное свечение. Поэтому думая о цвете, человек ориентируется не на эфемерную частоту колебаний электромагнитных волн, а на собственный чувственный опыт.

Красный, желтый, оранжевый — это цвет жаркого пламени, тлеющих углей, закатного солнца; синий, зеленый, голубой — холод льда, неба, прохлада тени, листвы и водной глади. Видя цвет, мозг сопоставляет его с тем, что узнал в процессе жизни и выносит вердикт: синий — холодный, так как чаще мы видим его в холодной среде, а красный — теплый по тем же причинам.

Наше восприятие температуры цвета строится на ассоциациях с реальными объектами и явлениями.
Наше восприятие температуры цвета строится на ассоциациях с реальными объектами и явлениями.

Ожидание и реальность

Проверить влияние цвета на восприятие не сложно, что подтверждается экспериментом. Для этого автор использовал пять стеклянных банок, воду, пищевой краситель и электронный термометр. Банки, наполненные одинаковым количеством воды, выставили на солнце и добавили в четыре из них несколько капель пищевого красителя — красного, синего, зеленого и желтого. Через час автор эксперимента проверил температуру жидкости в каждой из банок. Оказалось, что банка с красной водой на два градуса холоднее, чем с синей и зеленой, и на градус холоднее, чем прозрачная вода.

Банка с синей водой оказалась теплее, чем все остальные, хотя визуально кажется, что она холоднее
Банка с синей водой оказалась теплее, чем все остальные, хотя визуально кажется, что она холоднее

Хотя реальная температура объектов теплых цветов может быть ниже, чем холодных, человек склонен судить иначе. К примеру, в ходе этого опроса многие респонденты посчитали, что напиток в красной чашке горячее, чем в синей. Люди привыкли, что объект будет теплее или холоднее в зависимости от его цвета. Это мнение настолько прочно закрепилось в сознании, что многие до сих пор ошибаются. На эту тему есть еще один эксперимент.

Исследование состояло из двух этапов, каждый из них проводили дважды: с открытыми и закрытыми глазами. Сначала испытуемые касались предметов красного и синего цвета. Предметы нагревались и охлаждались, а участники опыта должны были описать свои чувства. На втором этапе опыта руку испытуемого подсвечивали светом разного цвета.

Выглядело это так:

Повтор эксперимента с закрытыми глазами считался «контрольным».
Повтор эксперимента с закрытыми глазами считался «контрольным».

Испытуемые назвали синий предмет теплым, причем они заметили тепло при меньшем нагреве, чем в случае с красным предметом. Температуру красного предмета оценили практически одинаково как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Для подсвеченных рук получилось наоборот — красную руку назвали теплой раньше, чем синюю.

Авторы объясняют результаты противоречием между ожиданием и реальность. Мы привыкли, что красные объекты — теплые, а синие — холодные, и быстрее замечаем разницу между ожидаемой и реальной температурой. Поэтому участники эксперимента оценили синие объекты и объекты, к которым прикасались рукой, освещенной красным светом, как более теплые. Ожидаемая разница между температурами объекта и руки оказалась меньше, чем фактическая. Это утверждение авторы эксперимента тоже проиллюстрировали:

Мозг сравнивает ожидаемую разницу температур (T exp) с фактической(T obj или T hand). Чем меньше эта разница, тем теплее объект. В случае «a» синий объект показался теплее, чем красный. В случае «b» теплее был объект, которого коснулись красной рукой.
Мозг сравнивает ожидаемую разницу температур (T exp) с фактической(T obj или T hand). Чем меньше эта разница, тем теплее объект. В случае «a» синий объект показался теплее, чем красный. В случае «b» теплее был объект, которого коснулись красной рукой.

Теплые и холодные цвета в искусстве. Когда это важно

Оставляем научпоп позади, переходим к рисованию. В первую очередь посмотрим на цветовой круг. Слева на нем мы видим холодные цвета, справа — теплые.

Раздел о теплых и холодных цветах можно найти в большинстве учебников по цветоведению и колористике. Почему художникам важно знать о температуре цвета?
Раздел о теплых и холодных цветах можно найти в большинстве учебников по цветоведению и колористике. Почему художникам важно знать о температуре цвета?

Соседство цветов

Температура цвета — не всегда абсолютное значение. Когда мы смотрим на картину, наше первое впечатление о ней создается не от мастерского мазка красной краской в левом нижнем углу, а от общего вида, собранного из разноцветных мазков. Поэтому важен не только цвет, но и его соседство.

Художник может сделать так, что теплый будет казаться холодным, а холодный – теплым, просто расположив нужные цвета рядом. Для этого необходимо сверяться с цветовым кругом. Чем ближе цвет к красному, тем он теплее, чем ближе к синему — тем холоднее.

Пурпурный выглядит теплее, чем фиолетовый, так как его получили, смешав фиолетовый с теплым красным. На цветовом круге пурпурный будет ближе к красному, чем его сосед.
Пурпурный выглядит теплее, чем фиолетовый, так как его получили, смешав фиолетовый с теплым красным. На цветовом круге пурпурный будет ближе к красному, чем его сосед.

Еще один пример:

В этой паре цвет слева — однозначно холоднее из-за того, что получен в результате смешения красного оттенка с холодным синим. Этот эффект усиливается за счет соседства с очень теплым красным.
В этой паре цвет слева — однозначно холоднее из-за того, что получен в результате смешения красного оттенка с холодным синим. Этот эффект усиливается за счет соседства с очень теплым красным.

Контраст температуры — классический прием в изобразительном искусстве. Холодный и теплый цвет, расположенные рядом, усиливают свойства друг друга. В художественных школах учат, что при теплом свете от объекта будет падать холодная тень и наоборот. Мы уже писали об этом, а также о том, что это правило работает не всегда.

Теплые холодные, холодные теплые

Определить температуру по кругу Иттена легко. Проблема в том, что в реальности чистые цвета встречаются нечасто. К примеру, зеленая листва не всегда зелена. Она приобретает желтый оттенок в свете солнца, а в тени становится тусклой и синеватой. Любой цвет может менять свою температуру в зависимости от подтона. Единственное исключение — оранжевый, который всегда остается теплым.

В лучах солнца к зеленому примешивается желтый и листва выглядит теплой. В тени она кажется холодной из-за примеси синего.
В лучах солнца к зеленому примешивается желтый и листва выглядит теплой. В тени она кажется холодной из-за примеси синего.

Как определить температуру цвета? Для этого снова пригодится цветовой круг, на этот раз — восьмисекторный, поскольку на нем отображено больше оттенков цвета. Нужно посмотреть, насколько цвет ближе к чистому холодному или теплому соседу. К примеру, зеленый цвет будет становится теплее на пути к красному (через желтый) и холоднее — на пути к синему.

Небольшая шпаргалка об изменении температуры цвета — на случай, если в уме представить пока сложно.
Небольшая шпаргалка об изменении температуры цвета — на случай, если в уме представить пока сложно.

Отдельная история только с синим цветом. Он считается самым холодным, поэтому теплеет от смешения с любым цветом — вопрос лишь в том, насколько сильно.

Температура окружения

Солнце — основной источник света на планете. По мере движения светила по небосводу меняется его цвет. Это соответствующим образом влияет на то, как будут выглядеть объекты. Чем ближе солнце к зениту, тем холоднее его свечение. В ясный день оно светит белым цветом, а во время заката или рассвета уходит в теплые тона красного, оранжевого или розового.

Моне любил рисовать один и тот же объект в разное время суток.
Моне любил рисовать один и тот же объект в разное время суток.

Художнику важно помнить о том, какую температуру имеет основной источник света. В противном случае объекты на картине будут выглядеть инородно, их не удастся вписать в окружение. Вот так выглядит шкала цветовой температуры для привычных нам источников света:

Цвет. Температура и восприятие

Настроение и характер

Каждый цвет вызывает ассоциации и определенное настроение. Поэтому впечатление зрителя зависит от того, какой цвет доминирует на изображении. Об этом хорошо знают дизайнеры и маркетологи, которые разрабатывают фирменный стиль компании.

Корпорации тратят большие деньги, чтобы вызвать нужный отклик у потребителя.
Корпорации тратят большие деньги, чтобы вызвать нужный отклик у потребителя.

Художники управляют настроением зрителя, используя цвета нужной температуры. Особенно в этом преуспели импрессионисты. Мастерски используя тепло-холодные отношения света и тени, они добивались живости и естественности в своих работах.

Само название художественного направления «импрессионизм» переводится, как “впечатление”.
Само название художественного направления «импрессионизм» переводится, как “впечатление”.

Как это работает?

Мы реагируем на цвет неосознанно — на уровне вегетативной нервной системы. В 1972 году описан опыт, в котором исследовалась реакция испытуемых на четыре цветовых раздражителя — красный, желтый, зеленый, голубой. Изменение электрической активности кожи показало, что красный цвет стимулирует и возбуждает нервную систему сильнее, чем любой другой.

Существует <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Evolution_of_color_vision_in_primates" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">теория</a>, что такая реакция на красный вызвана развитием трехцветного зрения у предков человека и высших приматов — так было проще искать спелые фрукты среди листвы.
Существует теория, что такая реакция на красный вызвана развитием трехцветного зрения у предков человека и высших приматов — так было проще искать спелые фрукты среди листвы.

Горячий характер, холодная голова

Цвет — это хороший способ передать информацию без слов.

Эндрю Хансон, Старший научный сотрудник Национальной физической лаборатории UK

Теплые цвета ассоциируются с энергией, жизнью, радостью, силой, храбростью и уютом. Но в то же время — с опасностью и гневом. Холодные тоже имеют двойственную природу. Они могут успокаивать и освежать, символизировать безопасность, а могут быть мрачными, ассоциироваться с печалью и смертью. Концепт-художник может многое рассказать о персонаже или окружении, просто используя подходящий цвет.

Аид - бог царства мертвых, поэтому его образ состоит из холодных цветов. Однако, в моменты гнева, он “закипает” ярким красным и желтым.

Франшиза о Гарри Поттере — яркий пример использования цвета для описания характера. Каждый студент, в зависимости от черт личности, попадал на факультет с соответствующей геральдикой. Красный и золотой для храбрых и благородных гриффиндорцев, желтый и черный — для дружных пуффендуйцев. Спокойные и рассудительные когтевранцы носят голубые цвета (теплый оттенок), а заклятые враги главных персонажей — изумрудные (холодный оттенок зеленого).

Персонажи в теплых цветах выглядят дружелюбнее, чем в холодных.
Персонажи в теплых цветах выглядят дружелюбнее, чем в холодных.

Соответствующая атмосфера царит и в гостиных факультетах. Место сбора Гарри и его друзей — теплое и уютное, здесь много красной мягкой мебели и все освещено пламенем камина и ламп. В обиталище Малфоя царят холодные цвета и вычурная, неуютная мебель.

Сразу понятно, где живут плохие парни. Немалую роль тут сыграла температура цвета.
Сразу понятно, где живут плохие парни. Немалую роль тут сыграла температура цвета.

Художнику следует помнить, что цвет в концепте персонажа играет вспомогательную роль. Он выполняет свою функцию только в сочетании с остальными элементами, такими как форма, силуэт и пропорции. Мы уже писали о том, какими принципами руководствуются при создании персонажей.

Иллюзия глубины

Воздух не такой прозрачный, как нам кажется. Между нами и объектами вдалеке находится толща воздуха, которая увеличивается по мере удаления от объекта. Поэтому дальний план теряет контрастность и насыщенность, а его цвет становится более холодным.

Горы вдалеке покрыты той же зеленой растительностью, что и на переднем плане, но выглядят они синими. Этот эффект называется <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Aerial_perspective" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">воздушной перспективой</a>.
Горы вдалеке покрыты той же зеленой растительностью, что и на переднем плане, но выглядят они синими. Этот эффект называется воздушной перспективой.

Все дело в том, что в воздухе присутствуют мельчайшие частички воды, в которых отражается окружение, будь это небо или стены гигантского ангара. Поэтому предметы, расположенные ближе к зрителю, будут казаться теплее, чем те, что находятся в отдалении. Это не железное правило — мы уже писали о том, что порой его можно нарушать.

Если вы хотите больше узнать о том, как образуются цвета, советуем эту статью. А тут можно прочитать о том, почему тон не менее важен, чем цвет, а иногда даже более.

Автор текста Богдан Дудниченко из Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей DTF.

3636 показов
19K19K открытий
44 репоста
73 комментария

Если машину покрасить в красный, она едет быстрее, это все знают 

Ответить

Da

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

 Скажи это фанатам Феррари в 2020-м 

Ответить

 Почему синий цвет теплее, чем красный и наоборот?разве не наоборот?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Синий цвет холоднее на вид, но температура у него больше. Об этом и статья.

Ответить