Леттеринг. Часть 1

Радость от того, что "меньше чем три" вас.

Помните, что я в прошлой статье обещал поговорить о постановке действия на всей странице? Так вот:

Потому что не стоит забывать о такой важной вещи, как леттеринг.

Леттеринг – это, по сути, все надписи, которые вы встречаете в комиксах/манге, начиная от прямой речи и звуков и заканчивая надписями внутри произведения (вывеска таверны, название книги etc.). А «облачка» прямой речи в простонародье называются баллонами. Самая ранняя прямая речь датируется примерно XIII веком нашей эры.

Леттеринг. Часть 1

В XX веке, когда комиксы стали набирать обороты, тексты в них поначалу писал сам художник. Но, как выяснилось, время – деньги, поэтому труд художника стал делиться между кругом узкоспециализированных лиц: собственно, сам художник, колорист, контуровщик и, конечно же, леттерер.

​Внимание на третью строку
​Внимание на третью строку

Но всё было не так просто в королевстве печатном. До внедрения компьютеров в индустрию не было такого понятия как «комиксный» шрифт. Леттерером поначалу становился тот, кто мог быстро и складно писать. Письмо наносилось на уже готовый рисунок, поэтому тот должен быть очень аккуратен и не испортить страницу. Процесс усложнялся тем, что печатная бумага была очень паршивого качества (о процессе печати я уже писал на дтф), и большое скопление чернил в одной точке приводило к деформации. Поэтому шрифт выглядел без особых изысков и лишних деталей.

Что до обложек: шрифты для них разрабатывались нуля с целью привлечь внимание покупателя. Например, в 60-е тексты на обложках комиксов Marvel писало всего два человека: Арти Симек и Сэм Розен.

Леттеринг. Часть 1

Из-за того, что вплоть до конца 80-х тексты в комиксах писались вручную , поэтому у профессиональных леттереров появились свои «фишечки»: кто-то писал вычурную S, кто-то – элегантную G. Но для глаз обывателя это было не так важно.

Сейчас комиксные шрифты – это бизнес. Вы можете приобрести их у фирм, типа Comicraft или Blambot, или заказать индивидуально. Также на их сайтах можно найти гайды, как работать с текстом и баллонами. Comicraft (основаны в 1992) на своём сайте божатся, что были одним из первых, кто компьютеризировал леттеринг.

Леттеринг. Часть 1

Крупные компании создают шрифты сами. Например, для Аароновского «Тора» речь Бога грома обрамлена кастомным шрифтом за авторством Криса Элиополуса.

Леттеринг. Часть 1

Кстати о баллонах.

Сейчас этих баллонов бессчётное количество разновидностей. С вашего позволения я не буду разжёвывать, где какой баллон использовать. Это и так ясно исходя из контекста.

Леттеринг. Часть 1

Скажу лишь, что нужно обращать внимание, куда их вставлять.

Например, в самом моём любимом комиксе Гарта Энниса The Boys текста настолько много, что леттереру впору давать премиальные за то, как он их расставляет. Взять хотя бы кадр ниже, где баллоны с репликами чуть-чуть перекрывают друг друга. Читатель сразу же считывает, в каком порядке их читать.

Леттеринг. Часть 1

На следующем примере баллоны расположены так, что взгляд читателя движется по прямой. Ведь главное – чтобы потребитель был доволен и сильно не напрягался.

​Да, стрелка нарисована в Пейнте.
​Да, стрелка нарисована в Пейнте.

Тут предлагаю слегка остановиться и задуматься.

Как уже говорилось в прошлый раз , движение в кадре строится по мере чтения. То есть время внутри фрейма не статично. Представьте гифку, если хотите.

Накаяма Ацуси просто потрясно передаёт экшн. На примере ниже он одним кадром показал не только стильный фрейм, но и скорость персонажа.

Сразу отбросим в сторону фреймы реакций слева. На развороте можно выделить 3 основных элемента (фигуры слева снизу – действующие лица): 2 облачка с текстом и отрубленную голову. Расстояния между этими элементами представляют из себя своеобразные временные промежутки. Чем ближе расположены элементы, тем меньше времени прошло между ними.

Манга Uratarou. Читать только из-за рисунка.
Манга Uratarou. Читать только из-за рисунка.

И ещё один пример как делать НЕ НАДО.

Сёдзё-манга Masaka – лёгкое чтиво, которое улучшит ваше настроение на целый день. Или улучшило бы моё, если бы автор не запорол баллоны на одной из страниц.

Железное правило расположения баллонов в манге – сначала слева и выше, потом правее и ниже.

Леттеринг. Часть 1

При этом Эйтиро Ода, автор One Piece (манги, где насчитываются несколько сотен именованных персонажей), решает проблему легко и очень элегантно: располагает баллоны по периметру. В итоге текст не перекрывает изображение, а непоняток с порядком чтения попросту нет.

​

Так, вроде с леттерингом разобрались. Или нет? *Натужно смотрит на звуковые иероглифы*

ЗЫ: сегодня почему-то резко возросло число подписчиков. Поэтому я, так сказать, «словил звезду». Если есть вопросы, предложения, уточнения и оскорбления – смело пишите.

2222
1 комментарий

Такая крутая статья и ни одного комментария! Спасибо за статью! По мне, "ручной", написанный леттеринг выглядит круче и мощнее, живее компьютерного(который зато быстрее и впору конвеерного масштаба комиксов). Тот же шрифт в " Watchman" и в комиксе про человека паука "Охота Крейвена".  

Ответить