Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Рецензируем новое прочтение культовой игры.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Оглавление

Нетленная классика

Оригинальная Resident Evil 4 для меня — не просто игра. С ней связано множество тёплых воспоминаний из детства. Сейчас сложно сказать, сколько раз она была пройдена в совокупности, однако уникальный игровой опыт, что дарила четвёрка, запомнился навсегда.

Я был счастливым обладателем той самой, знаменитой ранней ПК-версии с прицеливанием на WASD и без корректной адаптации интерфейса под управление с клавиатуры, из-за чего кнопки в QTE-сегментах приходилось искать вслепую. Затем, конечно, ты запоминал, какая кнопка скрывается за условной единичкой и двоечкой, но столь халтурное портирование доставляло проблем.

Отсутствие поддержки мышки тоже сначала вводило в ступор — попробуй найди стрелялку с прицеливание на клавиатуре, — но такое решение имело даже позитивные последствия: сильнее погружало в происходящее и придавало главному герою неповоротливости. Это всё-таки Resident Evil, хоррор, хоть и с большим уклоном в экшен. Стоило приноровиться, и прицеливание на WASD становилось как влитым. Неудобств оно не вызывало, потому что во время стрельбы Леон не мог ходить. Более того, специфика управления вынуждала пользоваться опцией разворота, чтобы иметь возможность быстро убегать от надвигающихся зомби.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Resident Evil 4 отличалась от подавляющего большинства экшенов своего времени танковым управлением, придающим большей ценности решениям игрока, но и по содержанию выделялась кинематографичной постановкой, атмосферными интерьерами, богатыми геймплейными обстоятельствами и яркими персонажами. Одно время я даже фанател от четвёрки, а хвост ностальгии заставлял ожидать последующие игры серии и особенно Леона в качестве протагониста. Нет ничего удивительного в том, что Resident Evil 4 быстро обрела культовый статус и стала нетленной классикой, вдохнувшей в серию новую жизнь. Было за что.

Ключевое слово — «нетленной».

Сегодня любой игрок имеет возможность беспроблемно прикоснуться к классике — она будет работать прямо из коробки. Из дополнительных манипуляций: cкачать русификацию и фанатский мод на графику поставить по своему усмотрению. Графика остаётся приятной глазу даже спустя много лет после релиза благодаря потрясающему визуальному стилю и HD-ремастерингу, а из конфликтов с современными системами выделю лишь некорректный импут в некоторых QTE-сценах, но это лечится.

В остальном — бери да играй.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Необходимость ремейка

Когда стало известно, что после релиза ремейков второй и третьей Resident Evil, Capcom возьмётся за переосмысление четвёрки, я задался вполне закономерным вопросом: «Зачем?» Она ведь и сегодня играется отлично, в отличие от более ранних игр серии, которые могли оттолкнуть игрока устаревшей графикой. В их случае можно было ограничиться и обычным ремастерингом, как с первой частью, но хозяин — барин. Ремейки, так ремейки.

Игроки приняла подобный подход на ура, ведь новая перспектива камеры и техническая основа давали им новые впечатления от знакомой истории ввиду качественной режиссуры, а также ощутимо меняли игровой процесс. Я боялся, что с Resident Evil 4 подобное не выстрелит. Отчасти так и вышло.

Моя первая претензия к ремейку Resident Evil 4 — игра не дарит уникального игрового опыта, несмотря на то, что нововведений и переосмыслений тут достаточно.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Взять тот же игровой процесс. Разработчики добавили несколько новых возможностей в бою: парирование и блок ножом, чья прочность теперь не бесконечна, и примитивный стелс, необходимый для обеспечения преимущества в начале боя и сохранения ресурсов. Леон также научился двигаться при прицеливании и уворачиваться от ряда атак. Но при этом основа боевой системы осталась незыблемой: стреляем в зомби, он ошеломляется, мы его пинаем и опрокидываем. Разработчики лишь динамику боя увеличили, сделали действие зрелищней и ряд надстроек прикрутили. В сути своей — это всё та же игра 2005-го года.

Другие особенности боевой системы:

  • Из прошлых ремейков игра позаимствовала систему прицеливания: при сведении перекрестия можно нанести критический урон врагу. Лазерный указатель есть лишь у некоторых пистолетов и представлен он в качестве улучшения. Чего-то нового в устоявшийся игровой цикл нововведение не привносит, потому что зачастую времени на сведение нет.
  • Если зомби вас схватил, чаще всего есть возможность использовать нож, чтобы тут же вырваться из захвата. В таком случае здоровье вы не потеряете, но потратите прочность ножа. Справедливо и для некоторых добиваний. Холодное оружие стало намного полезнее и перешло в разряд расходников.

Небольших нововведений действительно много — новые типы врагов, игровые уровни и правила, — но из-за того, что игра повторяет геймплейные обстоятельства и особенности оригинала, а основа боевой система осталась той же, именно что ощущается ремейк по-старому. Недостаток ли это? Лично я местами откровенно скучал, в который раз проходя знакомые арены, пусть и в новой, современной обложке. А ради сюжета играть смысла не было — основа известна, детали не столь интересны.

С другой стороны, а вина ли это ремейка, что принципиально новый игровой опыт он не дарит? Безусловно, нет, потому что цель таких переизданий в этом и заключается. Новички, не знакомые с первоисточником, останутся в восторге от новой интерпретации знаковой игры, а вот для бывалых игроков перепрохождение ремейка будет сродни перепрохождению оригинала с незначительными отклонениями от нормы.

Ремейк Resident Evil 4 виновен лишь в том, что существует, потому что его основа — нетленная классика, которая не устарела буквально ни на йоту. Прохождение оригинальной игры остаётся актуальной инициативой даже сегодня.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Качество исполнения

Если закрыть глаза на существование оригинальной Resident Evil 4 и рассматривать ремейк, во-первых, как произведение самостоятельное, и, во-вторых, как произведение несамостоятельное — то есть во всех смыслах, — то резюмировать игру можно достаточно категорично и с удивительной лёгкостью — подобное в простонародье мы привыкли называть шедевром.

Новички получают большой пирог высококлассного боевика продолжительностью в двадцать часов, коему не чужда качественная постановка катсцен, глубокий геймплей и привлекательный игровой цикл, миксующий динамичные перестрелки с более спокойными активностями: головоломками, исследованием мира, чтением лора и менеджментом ресурсов. А оригинальная Resident Evil 4 обеспечивает ремейк богатством игровых обстоятельств и харизматичными визуальными образами, ведь база осталась неизменной.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Первая большая заслуга ремейка заключаем в том, что в него не пробрались деструктивные решения, которые бы могли сильно испортить впечатления ветеранам от любимой игры. Мало ли что кому могло в голову прийти, и хорошо, что не пришло. В простонародье — детство не обоссано. Арсенал по-прежнему богат, персонажей не изуродовали, а игру — не покромсали.

Во-вторых, разработчики ремейка постарались решить проблемы первоисточника. Например, Луис наконец обзавёлся более вменяемой сюжетной аркой. Помимо защиты дома от волн зомби, он поможет нам ещё в одной задачке, а его [спойлер] теперь имеет хоть какой-то сюжетный вес. Новое прочтение персонажа мне понравилось куда больше, чем то, что было раньше — эпизодическая роль не пойми зачем.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

В оригинальной Resident Evil 4 остро стояла проблема нехватки головоломок. Различные пятнашки были столь редки, что игру можно было окрестить полноценным экшеном, в котором от культурного кода серии остались лишь рудименты. В ремейке же мы имеем целую россыпь обязательных и необязательных умственных задачек, на отлично справляющихся с ролью сбавить напряжение от динамичных перестрелок. Оформлены головоломки ожидаемо на высоком уровне, а некоторые из них даже сложные.

Исследование мира расширили. После определённой сюжетной точки у игрока появляется возможность вернуться на старые локации и дособрать несобранное. А чтобы лишний раз вас мотивировать задержаться на уровне, разработчики заготовили простенькие сайд-квесты: уничтожь синие жетоны, найди предмет, убей крыс или усиленного монстра. В качестве награды обычно выступают расходники (патроны, лечилки, ресурсы), а также дорогие сокровища. Однако кое-где за непреодолимое любопытство можно получить автоматическую винтовку.

Всё, что связано с менеджментом инвентаря и ресурсов, осталось практически неизменным, лишь логику снабжения чуть поменяли, добавив возможность крафта патронов. Иногда встаёт выбор, какой боеприпас пригодится больше. А так всё то же: у торговца продаём сокровища, покупаем новые пушки, апгрейдим их, чиним бронежилет и радуемся.

Некоторые эпизоды были упразднены: побег от статуи Рамона и валуна, поездка на фуникулёре, преодоление лазерных ловушек, отстрел толп зомби на грузовике. Несколько обидно за одного из боссов, жука, который запоминался напряжённой схваткой на интерактивной арене и которого в ремейке, увы, нет. Впрочем, за эти и другие вырезанные сцены переживать не стоит, потому что разработчики обогатили приключением и новым контентом. Например, эпичным забегом по крепостной стене, где необходимо прятаться от камней, метаемых гигантом. Выглядит и играется потрясающе.

Помимо прочего игра имеет привлекательную графику, плавные и стильные анимации и постановочные перестрелки с осязаемым импактом. Изобилует всевозможными, еле заметными деталями: Эшли живо реагирует на действия игрока, форма со временем становится грязной, на ней остаются частички песка, может, контекстная анимация какая-нибудь покажется. Когда в тёмных декорациях Леон достаёт фонарь, хват оружие это учитывает и меняется. Выглядит очень стильно.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Высокое технические исполнение, уважительное отношение к первоисточнику и исправление его недостатков превращает рецензирование ремейка в скучное, неблагодарное занятие, потому что работа, очевидно, эталонная. Глобально журить тут нечего.

Теперь всё серьёзно

Пожурить нельзя, но можно погундеть. Ремейк имеет несколько иной тон по отношению к оригиналу — более приземлённый, возможно, реалистичный, но в сравнении скучный. Думаю, некоторые вырезанные сцены были потому и вырезаны, потому что не соответствовали новому виденью проекта. Коснулись изменения прежде всего персонажей и режиссуры.

С постановкой всё просто: она во многом лишилась фирменной японской акробатики и задора. Леон перед мощным выпадом в сторону Краузера перебрасывает нож из одной руки в другую, Ада Вонг в сальто ловит медленно летящий пистолет, а боевой вертолёт в слоумо разрывает толпу зомби пулемётной очередью — все эти сцены определяли идентичность Resident Evil 4 и откладывались на подкорке за счёт недюжинной изобретательности. Но в ремейке они выглядят на порядок скучнее. Там, где Леон резко отбрасывает крюк-кошку, чтобы не упасть с высоты, находит время для унижения Рамона, а Эшли осторожно радуется, что её защитник жив, в новой интерпретации он просто цепляется за цепь и спускается вниз. На этом всё.

Причём сверхчеловеческие выкрутасы никуда не делись, они в ремейке есть, как и классно срежиссированные катсцены, однако в сравнении и в общем игра стала на порядок приземлённей.

Когда разговор заходит об оригинальной Resident Evil 4, непременно всплывает неоднозначность образа Эшли. Многие его считают бесячим, однако с такой позицией лично я не соглашусь. Избалованная дочка президента, пугливая и неуклюжая, но искренняя и добрая — мышка, ставшая инструментом политических игр и попавшая в непривычную, агрессивную среду. Их тандем с Леоном мне кажется бесхитростно милым: пай-мальчик спасает и опекает пай-девочку, вырисовывается этакая романтическая история о спасении принцессы из лап дракона, и оригинальные образы персонажей вписывается сюда просто отлично.

Но я тут, как понимаете, в меньшинстве, и, видимо, поэтому разработчиками было принято решение немного эмансипировать Эшли от Леона, дать ей больше самостоятельности и подрезать её в неуклюжести. Не могу сказать точно по этой ли причине, но в ремейке химия между персонажами вообще не чувствуется. Это не та Эшли, это не моя Эшли! Она не похожа на мышонка.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Возможно, дело ещё и в том, что Эшли в ремейке будто бы мало, времени для серьёзного раскрытия взаимоотношений нет, а несерьёзности как связующего их элемента поубавилось. В итоге, без прошлой специфики характеров, взаимодействие персонажей получается не столь богатым и ярким, а неловких диалогов о всякой чуши и неуклюжих сценок здесь минимум. Мне запомнился только диалог на лифте перед самым финалом, где Эшли напрашивается в команду и жалуется на то, какой Леон зануда. Подобного ремейку не хватает. Впрочем, отношения Леона и Ады от тенденции не отстают.

Ада Вонг — роковая красотка в серии Resident Evil. Умная, хитрая, преследующая свои личные цели, но по воли обстоятельств помогающая Леону. Женщина-загадка, чьи тайны было интересно раскрывать. Я ценю Resident Evil 6 за то, что комплексно раскрыла её характер, да не абы как, а прямо в кульминации, красиво и по-взрослому. В четвёрке, если игрок не проходил DLC, мотивы Ады Вонг оставались скрыты. Она не стеснялась вступать в конфронтацию с Леоном и уж точно не собиралась с ним нянчиться. У них складывались напряжённые, но игривые отношения, наблюдать за которыми было столь же увлекательно — игра в кошки-мышки.

А в ремейке никакой конфронтации нет. Нужен образец вируса непонятно зачем? Да держи, мне жалко что ли?! Я всего лишь специальный агент при президенте США, оно меня, видимо, не волнует. От Ады не исходит никакой угрозы. Роковая женщина должна ведь быть роковой, опасной, но не послушной.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Подобные прочтения персонажей, конечно же, имеют права на жизнь и вряд ли разочаруют многих. Кому-то понравится и новый, более серьёзный повествовательный тон, однако в этих аспектах для меня трава была всё-таки зеленее. Впрочем, аспектах некритичных, а сюжет в целом остался тем же, лишь в деталях изменился.

Резюмируя

Эталонный, красивый ремейк, в котором разработчики подтянули слабые места оригинала, углубили боевую систему, расширили исследование, лор, с уважением отнеслись к первоисточнику и не наплевали фанатам в душу. У игры этого не отнять — она превосходная. Но мне ничего нового дать она, увы, не смогла, потому что Resident Evil 4 изначально в ремейке не нуждалась, в отличие от второй и третьей частей.

Более того, снизился градус фирменной японской изобретательности, изменился повествовательный тон на более серьёзный, а характеры персонажей пережили трансформацию. И если Луису это пошло на пользу, он оброс вменяемой сюжетной аркой и перестал играть эпизодическую роль, то вот отношения Леона с Адой и Эшли подрастеряли в остроте и искренности. Стали какими-то обычными, даже рутинными. Эшли перестала быть нарочито неуклюжей, а Ада уже с неохотой держит на мушке Леона.

«Леон, хелп ми!» уже не тот. Для новичков, не игравших в оригинальную игру, ремейк обязателен к ознакомлению.

Ремейк «Resident Evil 4»: Чересчур причёсанная классика

Скриншоты из игры

Отдельная благодарность за поддержку на Бусти: Get_name, Оби-Ван Кеноби, Балин, сын Фундина, Деrьмак, Андрей Апанасик и Чёрная смерть. А также всем, кто поддерживает меня непосредственно на DTF.

35K35K показов
7.7K7.7K открытий
88 репостов
235 комментариев

Так, бачаны. Я два видоса в один блок засунул, но звук почему-то при воспроизведении не воспроизводится. Гайды нужны.

Ответить

Ну, пацаны, тут реально не доебаться
Всё идеально написано без хуйни и строго по делу
Чётко и по полочкам - идеальный баланс
Отличный текст по отличной игре
Я бы конечно 10/10 поставил игре, но я новичок и поэтому оценку 9 прекрасно понимаю
Вот кидаю косарик и мэйби бэйби
Будь счастлив

Ответить

наконец-то норм контент в этой помойке

Ответить