«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Рецензируем первую крупнобюджетную игру во вселенной Гарри Поттера от Avalanche Software.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Занудство

Диалог с Hogwarts Legacy быстро не задался. Сразу после посещения поистине впечатляющих Хогвартса и Хогсмида, с россыпью интерактивных объектов и со скрупулёзно анимированным интерьером, происходит резкий спад — проработка деталей уступает место на первый взгляд типичному открытому миру. Что было ожидаемо, ведь держать заданную разработчиками планку качества на протяжении всей игры было бы нереально. Да и, на самом деле, необязательно. Какие ещё сравнимые по масштабу Хогвартса места можно встретить в его окрестностях?

Дело не в этом. Я люблю опенворлды. Они позволяют надольше задержаться в любимых (как пойдёт) мирах с полюбившимися (как пойдёт) персонажами, часто предоставляют богатый выбор занятий и не давят клаустрофобными коридорами. Достоинств у таких игр наберётся много, а репетативный контент, идущий с ними рука об руку, часто носит необязательный характер.

Но на сей раз что-то пошло не так и спустя пятнадцать часов игры я совершил нехарактерный для себя поступок — забросил Hogwarts Legacy в долгий ящик. Как можно судить по отзывам людей, не я один пострадал от нехватки кислорода.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Виной тому вовсе не открытый мир, который здесь, на мой взгляд, куда разнообразней большинства соседей по жанру. Есть пространство и для напряжённых потасовок, и для простеньких, но расслабляющих головоломок. Исследовать округу занятно, ведь всюду разбросано множество свитков с лором, коллекционных предметов, сундуков с лутом и, если речь идёт о Хогвартсе, загадок. Ещё и время года по сюжету меняется, добавляя разнообразие в привычные декорации.

В игре попросту приятно проводить время: искать места силы, собирать созвездия, ловить фантастических животных, сражаться с браконьерами и летать на метле. Но повествование...

Hogwarts Legacy — наглядный пример стерильного произведения, частично лишённого необходимой для поддержания интереса драматургии, конфликта. Есть гоблин Ранрок — главный антагонист. Мы знаем, что он охотится за источником древней магии, умеет в колдовство и окружил себя армией сторонников. О нём пишут в газетах, но даже Министерство не видит в нём большой угрозы. Учителям Хогвартса на него плевать, как и констеблю, а потому бороться со злодеем и его приспешниками приходится нам, заручившись поддержкой профессора Фига и друзей со школы.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Есть простое правило: чем препятствие непреодолимей, тем интересней наблюдать за действиями главного героя. Обычный, пусть и изрядно жестокий гоблин на роль ключевого препятствия не подходит, выступая в повествовании игры лишь формальной антагонистической силой. Без идеи и какой-либо глубины. Даже у главного героя нет личной мотивации за ним гоняться — просто так вышло, что мы умеем видеть следы древней магии и, таким образом, не по своей воле вовлечены в конфликт. Встаёт закономерный вопрос: если всем вокруг на злодея плевать, то почему игроку должно быть до него дело?

У главного героя проблема похожая: он не имеет в характере надлома, ему не приходится пересиливать себя, чтобы победить врагов, он без всяких трудностей учится новым магическими приёмам, его хвалят учителя, а ученики — не задирают. Конфликта нет, новоявленного пятикурсника любят все.

Последний гвоздь в крышку гроба всякому интересу забивает язык местного повествования. С каким бы вы персонажем не имели дело, можете быть уверенным, что он воспитан и учтив — нюансы английского воспитания, полагаю. Большинство второстепенных личностей сливаются в бесформенную кашу, а диалоги с ними похожи друг на другу как две капли воды и одинаково поставлены. Сценам катастрофически не хватает действия — уснуть можно.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Геймплейные особенности под стать. Для приготовления зелий, в том числе и лечебных, необходимо ждать реальное время, визуальное отображение одежды при смене на более актуальную приходится выбирать заново, кнопки «продать всё» у торговца нет, а ты, тем временем, окончательно разочаровываешься в игре, от которой ещё десяток часов назад был в восторге. Кажется, её занудство буквально не знает границ.

Прошло какое-то время, я стал по чуть-чуть возвращаться в Хогвартс, неспешно выполняя побочные задания и продвигаясь по сюжету. Единичные игровые сессии давались уже куда легче, и так до тех пор, пока игра окончательно не приковала к себе всё моё внимание, заставив с большим энтузиазмом двигаться к её титрам. У Hogwarts Legacy найдутся козыри в рукаве, и даже её занудство не стало большим препятствием.

Не обзор. Про игру, думаю, и так все всё знают.

Возвращение

На протяжении всего прохождения Hogwarts Legacy у меня в голове всплывало две ассоциации: «Terminator: Resistance» и мобильные игры. Первая — потому что для фанатов. Урезанная во всех отношениях Fallout 4 с посредственным продакшеном, но толковой работой с аудиторией фильмов Джеймса Кэмерона.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Наверное, каждый ребёнок (может, и не только ребёнок) при просмотре оригинальной трилогии хотел рассмотреть войну будущего детальней, но режиссёр подобного не позволял, ограничившись лишь короткими презентационными сценами. В 2009-м году выходит «Терминатор: Да придёт спаситель», целиком и полностью посвящённый борьбе с машинами в недалёком будущем, но он не смог покрыть появившийся спрос. Авторы картины решили показать своё личное виденье событий, сильно отличающее от виденья Кэмерона: с высокотехнологичными трансформерам у Скайнета и заурядным огнестрельным оружием у повстанцев. Насыщенные, тёмные оттенки, разрезаемые полосами лазерных винтовок, были упразднены в угоду обесцвеченной, якобы реалистичной картинке.

А Terminator: Resistance, наоборот, спрос покрыла. Это был настоящий подарок для фанатов вселенной, достойный куда больших оценок, чем у него есть сейчас. Да, вы всё правильно поняли. Игру стоит ценить за сам факт того, что у авторов получилось воплотить мечту людей в реальность — погрузить их в события будущего, показанные в первых трёх фильмах франшизы. И не оплошать, разумеется.

Hogwarts Legacy, как и Terminator: Resistance, будто создана для того, чтобы воплотить мечты фанатов: получить пригласительное письмо в Хогвартс, распределиться в один из факультетов, побывать на уроках по зельеварению или магии, проникнуть в тайные уголки замка, встретить фантастических зверушек, прогуляться по запретному лесу, выпить сливочного пива в Хогсмиде. Список влажных фантазий можно продолжать бесконечно.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Неудивительно, что люди негодуют из-за отсутствия квиддича в игре, ведь он является важным элементом идентичности франшизы. Если Гарри Поттер из фильма в фильм играл в квиддич, то почему у меня нет такой возможности? Лично я разработчиков за это упрекать не буду, потому что в Hogwarts Legacy ролевая модель ученика школы волшебства и без того представлена богато, но важна тут прежде всего природа негодования. Люди хотят пережить нечто похожее, через что проходили их любимые персонажи — они хотят видеть в игре про Хогвартс конкретный ролевый элемент. Напомните, кому пришёлся по нраву геймплей за Мэри Джейн в Marvel's Spider-Man? Претензия из той же оперы.

Таким образом мы подходим к следующему умозаключению — сильной стороной Hogwarts Legacy будет потрясающий ролевой аспект. Разработчики знают, чего хотят фанаты, и воплощают их мечты в реальность. Плевать на беззубую сценаристику — главное, что игра даёт не откровенно плохое нарративное обстоятельство. Плевать и на геймдизайн, на слабые стороны геймплея, на необходимость постоянной трансмогрификации, на крафт зелий в реальном времени и простенькое исполнение уроков. Ролевой аспект здесь основообразующий, а про его важность в видеоиграх я писал в отдельной статье.

Если человеку не нравится кататься на автомобилях, переключать на лету передачи, тюнинговать двигатель и кузов, побеждать в заездах, то ему не сильно важно, насколько крутая игра перед ним. Ему попросту не близка та ролевая модель, что предлагают автосимуляторы. Скорее всего, он предпочтёт что-то иное, что ему попросту ближе.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

А ведь Hogwarts Legacy ещё и красивая. Это не собранный на скорую руку проект, это полноценный ААА-тайтл. С высокодетализированными декорациями, привлекательными анимациями, в том числе и лицевыми, с тьмой активностей и захватывающими дух пейзажами. Будь я прожжённым фанатом Гарри Поттера — лишь фильмы смотрел, — я бы остался от игры в большом восторге и благодарил судьбу за такой подарок, даже несмотря на игровые условности или неурядицы.

Реакция не фаната франшизы во многом будет диктоваться желанием погрузиться в этот волшебный мир и умением получать удовольствие от его характерных особенностей. Если не получится, то вся магия Хогвартса, скорее всего, рухнет. Останется сугубо механическая оболочка. В целом, хорошая — загадок много, бои зрелищные, картинка привлекательная, — но без энтузиазма.

Хорошо, с ассоциацией с Терминатором разобрались, а что там по мобильным играм? Скорее, речь идёт о «тамагочи»-элементах, которые в контексте большого ААА-проекта смотрятся странно. Как в каких-нибудь «Моих фермах» мы можем разводить зверей, выращивать растения и варить зелья — за все эти активности нам дают ресурсы. Однако желаемое мы получаем не сразу, а по прошествии реального времени. Пятнадцать секунд на рябиновый отвар, двадцать четыре минуты на перо феникса и примерно с десяток на мандрагору.

Зачем всё это нужно? У игры можно выявить казуальный почерк. Речь идёт не о сложности прохождения — на высоком уровне игра умеет поддерживать игрока в тонусе, лёгкой её никак не назовёшь . Я говорю о настроении и геймдизайне в целом.

Возьмём прогрессию. Если мы говорим о стандартной экшен-RPG, то чётко представляем развитие персонажа через накопление опыта посредством выполнения квестов и участия в сражениях. Прокачиваем умения и получаем высокоуровный шмот в качестве награды. Но в Hogwarts Legacy в устоявшуюся формулу вносятся существенные коррективы.

Так, например, исследование локаций — просто используем заклинание Ревелио в округе — награждает вас куда большим количеством опыта, чем квесты за одинаковый промежуток времени. А основной наградой будет даже не шмот — он буквально под ногами лежит, в нём нет никакой ценности, — а визуальный контент, элементы гардероба и коллекционные предметы. Игрок мотивирован выполнять бесконечные челленджи скинчиками и заполнением коллекции! Для хардкорного (в плане вовлечённости в видеоигры) игрока подобное не играет существенной роли, но может заинтересовать казуального.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Что ещё может понравиться казуальному игроку? Конечно же, The Sims! Обустройство своего уютного гнёздышка — здесь мы настраиваем под себя выручай-комнату с её загонами для животных, — и примерка одежды, коей в Hogwarts Legacy довольно много. А если ещё и огород со зверинцем дадут построить, так это вообще замечательно! Вот поэтому-то мы и имеем кулдаун на варку обычных лечилок, который отдалённо напоминает механику энергии в мобильных играх, не так ли?

Хочется отдельно заострить ваше внимание на визуальном контенте игры, потому что данный аспект играет ключевую роль в геймдизайне мобильных: дружелюбный тон и симпатичная картинка в таких всегда приветствуются. Фешнсолсом в Hogwarts Legacy дело не ограничилось. Разработчики сделали немыслимое число, казалось бы, необязательных анимаций и ассетов. Игрок может выбрать скин для стола с горшками. Скин, блин, для стола с горшками! Четыре штуки! Зачем?! Это уже не говоря о десятках интерактивных объектов в мире, уникальном поведении фантастических животных, кастомизации палочки и мётел, разных транспортных средствах.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Но Hogwarts Legacy, при всём этом, не является мобильной игрой. Таймер на создание предметов тут небольшой и нужен скорее для баланса, а привлекательный, яркий визуальный стиль и внимание к необязательным декоративным мелочам само по себе вызывает восторг. Внутриигрового магазина за реальные деньги тут нет, поэтому выстроить деструктивный геймдизайн вокруг него нельзя. Насколько знаю, есть преграда по прохождению сюжета, завязанная на выполнении челленджей — я то весь контент проходил, поэтому не знаю, — но ничего существенного. Это нормально, что в игру надо играть, а не кино смотреть. Гриндить два часа бегемотов игрока тут точно не заставят.

Наоборот, «тамагочи»-механики в данном случае делают Hogwarts Legacy уникальной, свежей игрой, и метко целятся в широкую фанбазу Гарри Поттера. Ведь не факт, что фанаты вселенной являются увлечёнными игроками в видеоигры. Полёт на гипогрифе над ночным Хогвартсом скорее всего для них будет куда ценнее пустых слов про выверенный геймдизайн. И такая позиция имеет право на существование.

Заключение

Hogwarts Legacy — неоднозначная игра. Безусловно, многое в ней нуждается в улучшении. Здесь мало типов врагов, ключевые сюжетные испытания часто протекают в одной декорации и предлагают сразить одного и того же босса. Правила вселенной Гарри Поттера неидеально легли в основу игры, о чём тоже было много разговоров — число условностей можно было и подсократить.

Главная же проблема игры лежит в области повествования — вот что действительно требует работы над ошибками, чтобы игрока впредь не клонило в сон во время очередного диалога. Но всё это мечты о будущем, об идеальном сиквеле, который должен укрепить заложенные концепции и залатать старые пробоины.

Превосходная работа с фансервисом и ролевым аспектом (не в плане RPG) вкупе со свежей идеей внести в известный формулу опенворлдов ещё и казуальные «тамагочи»-механики выводят Hogwarts Legacy в разряд крайне занимательных, уникальных проектов, способных вызвать грусть по окончанию вашего учебного года. А что-то новое обязано цениться.

«Hogwarts Legacy»: Волшебный мир поттерианы, и ты в нём — студент

Скриншоты игры

Огромная благодарность подписчикам на Boosty за финансовую поддержку: Get_name, Оби-Ван Кеноби, Жан-Люк Пикар, Деrьмак, Андрей Апанасик, Чёрная смерть, Stikk, Gil4rt, Sorry Man, Клоун, Махентохен и Lolka. И другим, кто поддерживает меня на DTF.

37K37K показов
7.2K7.2K открытий
66 репостов
205 комментариев

Если честно, вообще не согласен. С моей колокольни это просто очень красивая мишура с пустотой внутри. Даже плохишом не дали толком побыть. После всех ачивок я эту игру реально возненавидел и 6,5 влетил.

Но рад, что тебе понравилось. Я и сам писал, что если не дрочить весь контент, то от игры можно удовольствие получить и остаться в восторге

Ответить