История Рима. Глава II: Цари

Узнаем, чем прославились следующие три царя (после Ромула).

Нума и нимфа Эгерия
Нума и нимфа Эгерия

Не менее странным, чем легенда о Ромуле и Реме, является легенда о царях Рима. Как мы знаем, было их 7 и в сумме они правили 250 лет. Я думаю, не стоит говорить, что такой стабильности не могла предоставить ни одна династия. Так кто же такие цари и какие секреты они скрывают? Давайте разберемся.

Оглавление

Загадочный Recei

Долгое время сам факт существования так называемого «царского периода» был под огромным сомнением. Это можно понять: истории, связанные с шестью царями после Ромула, бывали не менее фантастичны, чем сама легенда о братьях. Так, скорее всего, и продолжалось бы и дальше, но одна археологическая находка навсегда развеяла эти сомнения…

В 1899 году под форумом был найден некий Черный Камень (Lapis Niger), его полная версия отсутствует, а сам текст написан на архаичной латыни, из-за чего расшифровка невероятно трудна.

Небольшая попытка расшифровки текста.
Небольшая попытка расшифровки текста.

О чем там написано? Не понятно. Гуляет версия, что надпись как бы просила горожан контролировать испражнения своих питомцев, чтобы те не гадили возле храмов, что, в свою очередь, является дурным предзнаменованием.

Но это не самое интересно, что можно там прочесть. Есть там одно слово, которое уж очень выбивается из общей колеи. Да, как вы могли догадаться, это слово Recei, и уж очень оно похоже на как раз того самого Rex’а, только, скажем, не в именительном, а в дательном падеже (то бишь Царю). По сути, это единственный археологический источник, где упоминается тот пресловутый Rex, о котором пишут римские историки. И тут встает логичный вопрос: достаточно ли этого, чтобы полагать, что царский период в истории Рима все-таки был? По крайне мере, многие сомнения по этому поводу развеялись, но стоит учитывать пару нюансов.

Вот смотрите: царский период Рима, по данным историков, длился чуть меньше, чем 250 лет, а правителей всего было все так же 7. Просто для сравнения: В России, за императорскую эпоху, которая длилась где-то 200 лет, сменилось 14 императоров, что в 2 раза больше, чем все в том же Риме. Да, как вы поняли, ни одна монархия не в силах обеспечить такую стабильность власти, из этого можно сделать вывод, что историки нам немножечко врут, и царский период либо длился меньше, либо правителей было больше.

И перед тем как рассмотреть саму сущность царской власти, стоит еще отметить полулегендарную основу почти каждого царя. Многие из них если уж и существовали, то явно не совершали то, что им приписывают, позже вы в этом убедитесь.

Есть две версии того, что вкладывали в понятие «Rex». Самая банальная говорит нам о том, что это, по сути, обычный вождь, который руководил армией. Нам известно, что многие цари были очень воинственными, также источники упоминают, что лично царь объявлял войну соседним народам.

Версия вроде логичная, да? А теперь вот вам еще одна. После падения монархии появилась жреческая должность, именуемая «rex sacrorum» (царь священнодействий). Казалось бы: если царский режим пал, то зачем же называть так одну из должностей? Тем более, как нас уверяют, римляне возненавидели царей после падения власти Тарквиния Гордого, и тут такая подстава? Что вообще можно подчеркнуть из этого факта? Возможно, монархическая власть в Риме, как минимум, имела религиозный характер: провести службу, принести жертву и помолиться за всех. Этому есть косвенное подтверждение в виде правлении Нумы, который как раз почти только и занимался жреческой деятельностью.

История Рима. Глава II: Цари

Хотя эта версия всячески отвергается. Тот же Моммзен пишет, что царь у римлян был, скорее всего, неким «собственником государства», власть которого исходила из коллегии отцов, которая избирала на данную должность пожизненно, и, в какой-то степени, ограничивала власть монарха. Да, rex все также мог крутить законы в свою пользу, но попытка изменить их, как минимум не одобрялась, тем более, он должен понимать, что его власть исходит не от Бога, а от народа.

Не менее спорным остается и вопрос о происхождении царей. Мы точно знаем, что последние rex'ы были этрусками — очень загадочным народом, который, в неком смысле, стал прародителем римской культуры. А что, если Рим был зависим от этого народа? Что, если именно этруски ставили марионеточных царей в соседний город? Теория смелая, но каких-то серьезных подтверждений этому нет, хотя лишняя пища для ума, почему бы и нет?

Итого мы все еще имеем подозрительное слово recei, которое можно отнести к тому самому пресловутому слову rex, которое мы переводим как царь. Но правильно ли мы это делаем? Возможно, логичнее было бы обозвать правителей того времени вождями, или, скажем, жрецами? В любом случае, несмотря на все нюансы и «но», все-таки стоит признать существование царского периода. Давайте же окунемся (скорее, продолжим) в это прекрасное время!

Итак, царь Ромул погибает…

Божественный Нума

После инцидента на Козьем болоте, люд начал обвинять патрициев в заговоре против Ромула, те, как настоящие римляне, начали говорить про какое-то «божественное вмешательство».

Пат­ри­ции ста­ра­лись рас­се­ять эти подо­зре­ния, воз­во­дя Рому­ла в боже­ст­вен­ное досто­ин­ство. «Он не умер, — гово­ри­ли они, — но удо­сто­ил­ся луч­шей доли». А Про­кул, муж, поль­зо­вав­ший­ся ува­же­ни­ем сограж­дан, дал клят­ву, что видел, как Ромул в доспе­хах воз­но­сил­ся на небо, и слы­шал его голос, повеле­вав­ший впредь име­но­вать его Кви­ри­ном.

Плутрах, Сравнительные жизнеописания. Нума.

По городу шла невероятная суматоха. Все решали, как будут править, а главное кто. В итоге приняли, что царскую власть все же надо оставить, но кто будет царем? Сабиняне тут же вспомнили, что когда умер их правитель Татий, то они не бунтовали и не ставили нового, поэтому настаивали на сабинянском происхождении нового монарха. Сошлись на том, что царь все же будет из среды сабинян, но выберут его римляне. На выбор ушел год, а чтобы за это время не произошло каких-то волнений, каждый из патрициев обязался быть царем 6 дней (по Евтропию — 5), а потом передавать пост между собой. Данный период далее назывался междуцарствием.

Тем временем, в одном Сабинском городе, жил уже тогда небезызвестный Нума Помпилий. О том, кто он такой, был ли он вообще и что делал, сказать сложно. В его биографии слишком много противоречий: например, Тит Ливий упоминает, что будущий царь был учеников Пифагора, что просто невозможно, если учесть, что хронологический разрыв между ними составляет век. Конечно, такой личности, как Нума, старались припасть как можно больше символизма: нам говорят точную дату его рождения — 21 апреля 753 г. до н.э, ничего не напоминает? Да, в этот день был основан Рим.

Его отец, Пом­по­ний, поль­зо­вал­ся ува­же­ни­ем сограж­дан и имел чет­ве­рых сыно­вей; Нума был самый млад­ший. Боже­ст­вен­ным изво­ле­ни­ем он родил­ся в день, когда Ромул осно­вал Рим, — за один­на­дцать дней до май­ских календ.

Плутарх

Почему выбрали Нуму? В какой-то степени, у него было право на власть, ведь он был мужем Татии и, соответственно, тестем Татия, который, если вы внимательно читали первую часть, был тем самым правителем сабинян.

Самого же царя описывают как очень скромного человека, который, хоть и имел богатства и почести по происхождению, отказался от них, решив жить спокойной жизнью по принципу одного небезызвестного персонажа.

История Рима. Глава II: Цари

Да, как вы поняли — первые 40 лет детства мальчика самые сложные. В данном случае, как раз именно в этом возрасте к Нуме пришли послы, которые гордо просили его стать царем Рима. Они, наивные дурачки, думали, что любой согласиться на такое, но наш герой был не из робкого десятка

В чело­ве­че­ской жиз­ни любая пере­ме­на сопря­же­на с опас­но­стью. Но у кого есть все необ­хо­ди­мое, кому в нынеш­нем сво­ем поло­же­нии жало­вать­ся не на что, того лишь безу­мие может заста­вить изме­нить при­выч­ным поряд­кам, пусть даже ника­ки­ми ины­ми пре­иму­ще­ства­ми они не обла­да­ют — они заве­до­мо более надеж­ны, чем вся­кая неиз­вест­ность.

Нума Помпилий (никогда не догадаетесь, с чьих слов)

Римляне начали падать в колени, уже умоляя Нуму принять царство, тот, в свою очередь, уже не сдержался и все-таки взял на себя бразды правления.

По прибытии в Рим, Помпилий первым же делом решил дать своей власти божественное начало: он провел ритуал, суть которого в том, что Нума, с завязанной головой, должен был молиться, чтобы справа от него появилась птица. Так и случилось — в Риме теперь официально правил второй царь.

Нума решил, что город слишком агрессивен, поэтому он первым делом заключил мирный договор со всеми соседями, а чтобы местное население не бурчало, придумал красивую легенду, что это все он делает по советам нимфы Эгерии.

История Рима. Глава II: Цари

Еще одна важная реформа, которая приписана Нуме — календарь, который систематизировал летоисчисление, ибо до этого у римлян месяца могли быть то 20, то 35 дней. Справедливости же ради, изобретение в итоге вышло не таким крутым, как о нем говорят, поэтому претерпело много изменений. Так, например, ноябрь и декабрь, которые переводятся как "девятый" и "десятый" соответственно, почему-то у нас являются 11 и 12 месяцем. Интересно было еще и то, что сам календарь охватывал лишь 354 дня и единственное решением было "вставлять" лишний месяц раз (мерцедоний) в несколько лет.

Далее его реформы носили религиозный характер: то жреца поставит для Юпитера и Марса, то жалование поднимет для дев Весты, которых сам же и назначит. Самое важное из этого, пожалуй, является назначение понтификов, который следил за жертвоприношениями, а также другими религиозными процессами. Хотя, конечно, стоит также и упомянуть создание раздельного труда у римлян, а также очень крутую поправку, что теперь отец не мог продать в рабство женатого сына.

В общем, как вы уже успели понять, если почитать римских историков, то Нума представляется чуть ли не Господом во плоти. Человек, символ благородия, который совещается буквально со всеми богами по поводу каждого пустяка. По факту же, Помпилий, скорее всего, собирательный образ некого отца-основателя всей жреческой системы Рима, который, при этом, не отличается воинственностью, а наоборот — является символом миролюбивости и благосклонности.

К сожалению, Нума все же оказался смертным, скончавшись от болезни в 80 лет, правив по итогу даже дольше Ромула. Вопрос о потомстве спорный, историки лишь сходятся на том, что у него была дочь Помпилия и вроде как еще четыре сынова, от которых пошли знатные рода, но это уже другая история. Также ходят слухи, что у Нумы были некие рукописи, которые он завещал похоронить с собой, а через какое-то время их раскопали и сожгли по причине почему бы и нет.

Ну, по случаю смерти устроили пышные похороны, после чего решили, что цари — круто, но кто же будет следующим?

Воинственный Тулл

Предание гласит, что был некий соратник Ромула по имени Гостий Гостилий, который чуть ли не бок о бок переносил все тяготы войн с самым первым царем, и, по итогу, удостаивался многих почестей, самая главная из которых — захоронение вместе с Ромулом (впрочем, его так и не нашли, может нам и наврали). Из потомства у Гостия был один сын, от которого позже и появится Тулл, который, в отличие от Нумы, не сильно задумывался о принятии власти, став третьим царем Рима.

История Рима. Глава II: Цари

К несчастью для нас, данная фигура была достаточно блеклой на фоне предыдущих личностей, поэтому историки чуть ли не вытягивали из себя факты, что приукрасить жизнь Гостилия. Об этих фактах мы и поговорим.

Вообще, как было сказано ранее, Тулл был полной противоположностью Нумы, он считал, что римляне слишком расслабились за период правления предыдущего царя (я напомню, что при Помпилии Рим не вел ни одной войны), и что пора бы расправить плечи вечному городу. Да, как вы понимаете, Риму снова нужна была война.

И война началась быстро, под удар попал город Альба-Лонга, тот самый, откуда и вышли Ромул с Ремом. Причина, конечно же, высосана из пальца — не поделили скот. Через месяц начались боевые действия, которые сначала были успешны для альбанцев, но позже закончились катастрофой для них же. Дело в том, что во время одной из римских вылазок погиб Клуилий — царь Альбы, на его место поставили диктатора Меттия Фуфетия. Лучше всех о нем сказал Диониссий:

И на войне неуме­лый пол­ко­во­дец, и в деле сохра­не­ния мира муж нена­деж­ный.

Диониссиой, Римские древности. Книга III.

Новый царь по началу всячески хотел продолжать войну, но потом понял, что так дело не пойдет, посему решил договориться с Туллом — устроить схватку 3 на 3, победивший подчиняется проигравшему, все просто. На поединок вышли близнецы Горации со стороны Рима и близнецы Куриации со стороны Альбы.

Какое колеб­лю­ще­е­ся и пре­крас­ное сра­же­ние, уди­ви­тель­ное по сво­е­му исхо­ду! У одних трое было ране­но, у дру­гих двое уби­то. Остав­ший­ся в живых Гора­ций, соеди­нив с доб­ле­стью хит­рость, изо­бра­зил при­твор­ное бег­ство, чтобы раз­об­щить вра­га, и, напа­дая по оче­реди на тех, кто ока­зы­вал­ся рядом, побеж­дал их пооди­ноч­ке.

Луций Анней Флор, Эпитомы. Книга I.

Точного подтверждения данной истории нет, Тит Ливий пытается доказать ее наличием пяти могил близ города, три принадлежат альбанцам, а две — римлянам. Предположение, конечно, сомнительно, учитывая тот факт, что историк доказывает свою точку зрения тем, что тогда воинов хоронили прям на месте их гибели.

Меттий Фуфетий примкнул к Туллу, но мир был непрочен. Через год Гостилий начал очередную войну с Фиденами и Вейями (этрусками) и попросил у альбанцев помощи, но те решили предать Рим. Впрочем, как было написано ранее, если бы у Меттия было на горсть интеллекта больше, то вечного города, может быть, и не было уже.

Тулл пошел битвой на фиденян, а альбанцам приказал биться с вейянами. К несчастью, Фуфетий не решился предать Рим, но и атаковать противника тоже не хотел, поэтому тупо отступил. Гостилий, конечно, несколько удивился такому повороту событий, но сам покидать поле битвы не стал и все же смог победить этрусков. После сражения Тулл и Меттий мило побеседовали, разбили единый лагерь и, видимо, провели классную тусовку, которая в рассказы историков не попала, но это я уже о своем.

История Рима. Глава II: Цари

На утро Тулл решил под предлогом осмотра собрать обе армии, после чего заявил, что Фуфетий — тупой и неисправимый предатель и что его надо жестко покарать, после этих слов диктатора повязали и совершили что-то типо четвертования, но поделили в итоге только на две части, а потом все весело пошли разрушать Альба-Лонгу, предварительно, кстати, переведя все население в Рим.

Момент с казнью Меттия действительно интересен. Остроумие Тулла, который решил раздвоить Фуфетия, как «раз­дво­ил свою душу меж­ду фиден­ца­ми и рим­ля­на­ми», действительно поражает. Однако казнь была слишком жестока и более в государстве не применялась.

История Рима. Глава II: Цари

Рим все расширялся и к городу присоединился Целийский холм, который позже стал пристанищем для Тулла. Войны тем временем продолжались. Были одержаны победы над латинами и сабинянами, но вскоре царя настигла страшная болезнь, из-за которой он сошел с ума и погрузил народ в богобоязнь. Попробовав восстановить былое величие, он прознал о неких жертвоприношениях Юпитеру, посему решил произвести обряд, но где-то ошибся. В это же время, абсолютно случайно в Тулла прилетела молния и сожгла его заживо. Чистое совпадение.

На самом же деле, смерть третьего царя стала еще одной красивой историей о том, как легко попасть в немилость к богам, и что за такое полагается. Последние битвы Гостилия, по рассказам, были неудачны, ибо царь совсем забыл о совершении жертвоприношений, за что позже заболел и умер совсем молодым (в возрасте где-то 70 лет). Правление заняло 32 года.

Хозяйственный Анк

После небольшого междуцарствия выбрали Анка Марция, который был внуком Нумы Помпилия (Евтропий ошибочно: Тулла Гостилия) по материнской линии. Фигура еще более блеклая, нежели Тулл.

История Рима. Глава II: Цари

Можно сказать, что родственником Нумы он является абсолютно не зря — характер у него примерно такой же. Теперь четвертый царь жалуется, что у римлян упало благочестие и пора бы вернуть былую славу... снова...

Однако Анк не был совсем уж миролюбивым. Латины, которых разгромил Тулл, решили, что новый царь в целом хлюпик и можно без проблем грабить римские земли. Этот эпизод, по всей видимости, серьезно повлиял на Анка, он понял, что без войны не будет мира, поэтому после светских бесед с богами он решается напасть на латинский город Политорий.

Марций все-таки очень добрый, поэтому осадил город, взял его, и ушел, перебросив население в Рим. К сожалению, через год латины вернулись в опустевший Политорий, тогда царю пришлось уже по фактам разъяснить, как же латины были неправы. Город был сожжен, ну а потом еще несколько городов в придачу.

Более крупными военными действиями Анк не знаменовался, он интересен больше как основоположник римской экономики и хозяйства. Многие из вас захотят задаться логичными вопросом: «А как Рим жил до этого?». К сожалению, на данный вопрос римские историки не торопятся ответить.

Хозяйственная политика Анка заключается в следующем:

  • Основание колонии Остия
  • Постройка моста через Тибр
  • Приобретение леса Мезии
  • При­об­ре­те­ние или устрой­ство соля­ных копей

По факту это олицетворение четырех источников римского дохода, которыми впервые занялся только четвертый царь. Помимо этого, Марций обнес стеной то ли весь Рим по Флору, то ли только холм Яникул по Ливию. В столь короткой истории Анка слишком много вопросов.

В любом случае, Рим растет, сюда прибывают латиняне и этруски, одним из которых был некий мужчина, который добился большого состояния у себя на родине, но не смог получить хоть какую-то власть из-за того, что лишь на половину является этрусском. Этим мужчиной был Луций Тарквиний, но о нем уже в следующей части.

Анк, тем временем, умирает. Причин нам не раскрывают, видимо, скучная естественная смерть. Правил он каких-то 24 года. Если вы хотите узнать, кто был следующим царем, то прочтите последнее предложение предыдущего абзаца еще раз.

Вывод

Как вы понимаете, авторы легенды придумывали довольно структурированную историю: по их мнению, царь мог отвечать только за одну сферу жизни общества. Так, Нума отвечал за религиозные реформы, Тулл — за расширение территорий и военную деятельность, а Анк — за экономику и хозяйство. По мнению историков, так могло выстраиваться римское общество и звучало это все более, чем логично.

В следующей части мифы будут переплетаться с уже более реальными событиями, ведь начнется вторая половина царского периода.

Ну и конечно же, многие интересные моменты я упустил. Как всегда, сделал я это специально, чтобы вы могли сами окунуться в античную и современную литературу по этой теме:

Источники и литература:

Источники:

  • Аврелий Виктор. О знаменитых людях.
  • Аппиан. Римская история. Книга I.
  • Дионисий. Римские древности. Книга II-III.
  • Евтропий. Краткая история от основания Города. Книга I.
  • Луций Флор. Эпитомы. Книга I
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума.

Литература:

  • Бирд М. SPQR История Древнего Рима. Глава 3.
  • Ковалев С.И. История Рима. Часть I.
  • Мухина М.В. Власть Римских царей в VIII-VII вв. до н.э.
  • Теодор Моммзен. История Рима. Том I. Книга I.
  • Энман А. Ф. Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие.

← Глава I: Основание городаᅠ ᅠГлава III: Этруски на страже Рима →

158158
18 комментариев

Комментарий недоступен

12

Я с этим Сапковским и его Ведьмаком вижу Цири, там где её нет.

2

Кстати ты не пробовал публиковать на на коте https://vk.com/catx2 или в Лиги Историков на Пикабу?

1

Не, и не хочу как-то. DTF уже родной стал.

1

Спасибо за интересное изложение! Однако, уважаемый автор, про календарь вы шутите? Ноябрь и декабрь сдвинулись из за июля и августа, которые были вставлены в честь Юлия Цезаря нашего и Октавиана Августа. Я думал это уже даже бобры знают. 

1

Справедливости ради, они не вставляли новые месяца, а переименовывали уже существующие.
Ну а так да, это была опечатка, спасибо, исправил.