«Amnesia: A Machine for Pigs» — Нелюбимое дитя

Поклонники «Amnesia» с благоговением говорят о первой игре серии, а о второй предпочитают молчать, будто ее вовсе никогда не существовало. Обескураженная такой несправедливостью, считаю своим долгом рассказать о «Машине для свиней», ведь я #вполевоин

Автор: Aris
Автор: Aris

Спустя три года после релиза «Amnesia: The Dark Descent» в свет вышла вторая игра серии — «Amnesia: A Machine for Pigs» — и буквально с порога разочаровала преданных фанатов. Вместо привычного «решай головоломки и прячься» с динамичной историей игроки получили философское творение с практически медитативным геймплеем.

Помимо недовольства в сторону «Машины» внутри игрового сообщества, о неудачном эксперименте говорили оценки в Steam и на Metacritic. Так, первая часть красуется на том же «Метакритике» с оценкой 8.6 баллов против 5.9 у «Машины для свиней».

«Amnesia: A Machine for Pigs» — Нелюбимое дитя

Признаюсь честно, в момент релиза я и сама разделяла популярное мнение, что продолжение не получилось. Во многом это было обусловлено смазанным знакомством с предыдущим творением Chinese Room, «Dear Esther», которое мне совершенно не понравилось и только спустя долгое время я все-таки поняла ее своеобразную идею. С «Машиной» произошла ровно та же история — мы вместе прошли все стадии принятия, и сейчас я расскажу, почему она не так плоха, как о ней говорят.

⠀⠀⠀⠀

Я лежал там и смотрел, как умирал созданный мной Бог

Главная причина моей любви — сюжет. Это абсолютно гениальная история с точки зрения подачи, наполнения и структуры. В свое время точно такое же сильное впечатление оставила после себя только SOMA от Frictional Games.

«Amnesia: A Machine for Pigs» — Нелюбимое дитя

Действия игры разворачиваются в ночь 31 декабря 1899 на 1 января 1900 года. Главный герой, Освальд Мандус, пробуждается без малейшего воспоминания о недавних событиях. Влекомый голосами своих детей, он спускается в самые недра Земли, чтобы запустить Машину, а вместе с ней — новый век.

На первый взгляд, история выглядит фантастичной и совершенно нереалистичной — гигантская машина судного дня, апофеоз прогресса, томится под улицами города в ожидании своего часа, и о ней никто не знает, кроме главного героя. Чем дальше Освальд заходит в своих поисках, тем отчетливее видно границы настоящей истории.

«Amnesia: A Machine for Pigs» — Нелюбимое дитя

Ключевой момент сюжета в своей реверсивной манере отсылает игроков к значимым для истории человеческой цивилизации событиям, в числе которых, в основном, масштабные трагедии и войны. Освальд Мандус, открывая для себя будущее XX века, не в силах принять эту истину — он сходит с ума. Его обуяли гордыня, гнев и чувство собственного превосходства над остальными. И этими же чувствами он был обманут.

Лишь в самом конце своего пути, пожиная плоды своего творения, Освальд понимает — никакой он не святой и даже не спаситель человечества, а лишь еще одно имя в списке погибших за, казалось бы, правое дело.

«Amnesia: A Machine for Pigs» — Нелюбимое дитя

Но буду честной — для полноценного осмысления сюжета мне понадобилось два прохождения с внимательным изучением записок и окружения. В свое время мне действительно не хватило интеллектуальных ресурсов, чтобы собрать всю имеющуюся информацию воедино. Сейчас же, оглядываясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать, что Chinese Room грамотно подошли к созданию истории с точки зрения подачи. «Машина» — это именно та игра, в которой ужас возникает не из-за монстров и паранойи разыгравшегося воображения, а благодаря жестокой, вполне реальной истории.

Говоря об окружении, хочется отметить, что многие детали указывают на те или иные события, а также последствия событий, которые игрок может узнать только из записей главного героя. Несмотря на указание дат, выстроить хронологию истории оказывается не так просто, особенно учитывая личные размышления Освальда без описания произошедшего. А когда пазл складывается, приходит неописуемое чувство удовлетворения — «Я раскрыл эту тайну!»

«Amnesia: A Machine for Pigs» — Нелюбимое дитя

Пожалуй, в этом и кроется очарование «Машины». Игрок идет нога в ногу с героем и видит, как из простого человека Освальд превращается сначала в безжалостного монстра, а затем в мессию судного дня. Искупление собственной грешности путем самопожертвования, пусть и без возможности спасти человечество от всех ужасов предстоящего века, делает Освальда Мандуса святым.

Одержимый идеей очистить мир, он отдал все, даже жизни самых близких людей.

Осознав свои ошибки, он отдал самое ценное, что у него осталось, чтобы расплатиться с самим собой за совершенные проступки и заслужить прощение.

Он отдал свою жизнь, и никто так и не узнал о машине, что уснула под улицами города.

«Amnesia: A Machine for Pigs» — Нелюбимое дитя

Без должной атмосферы было бы невозможно воссоздать и заставить игрока поверить в реальность происходящего на экране. Паровые механизмы, темные улицы ночной Англии, богатые поместья и бедствующие кварталы города, застывшее на стыке двух веков время...

Окружение в «Машине» вышло противоречивым, однако оно все еще превосходно отражает суть творившегося в голове Освальда кошмара. Изолированный ото всех, в вечных потемках, герой спускается в самый Ад ради спасения своей семьи, и только лампа фонаря да отвратительные свинолюди, которых он создал сам, станут его спутниками.

Отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение. Это настоящий шедевр меланхоличной обреченности; музыка, пронизывающая все тело до мурашек. Особенно сильно в память въелся предфинальный монолог Освальда.

⠀⠀⠀⠀

Протягивая руки к оголенным проводам, я спрашиваю себя: возможно ли спасение для такого, как я?

Так почему же условно вторую «Амнезию» так не взлюбили?

Прежде всего, «Машину» считают банально скучной. Действительно, история здесь долго раскачивается, особенно если игра не резонирует с настроением, а наполненные метафорами тексты не находят должного отклика в душе. Да, такое можно сказать про каждую вторую поделку индустрии. Но дело далеко не только в этом. Среди недовольных возгласов особенно громко звучит один: «Машина» — не страшная». Позвольте не согласиться.

Как и первая «Амнезия», вторая играет по тем же правилам: большие открытые пространства сменяются малюсенькими комнатами с единственным входом, полумрак разрезает тусклый источник света, а обостренное чувство паранойи стоит на страже вашего беспокойства. На другой чаше весов — моменты, за которые «A Machine for Pigs» получила множество плохих отзывов.

«Amnesia: A Machine for Pigs» — Нелюбимое дитя

Так, игровой процесс претерпел внушительные изменения — именно это, на мой взгляд, подорвало и без того маленький кредит доверия игроков. Внешне, из жанра «Хоррор» игра тактично перекочевала в семью «Симуляторов ходьбы» — от привычного «ужастика» осталась только атмосфера и пара монстров. Отсутствие инвентаря и привычного взаимодействия с окружающим миром, сильно упрощенные головоломки (буквально: отнеси вещь А в пункт Б) — все это олицетворяет очевидно слабые стороны геймплея.

Помимо этого, многие игроки буквально становятся обманутыми плашкой «Amnesia». Запуская «Машину», они хотят увидеть вторую «Тень прошлого», что априори невозможно. «Машина» — дите совершенно другой студии, так что не стоит ждать от нее тотального подражания первой части.

⠀⠀⠀⠀

Из развалин старого мира мы выстроим новый

Chinese Room пытались сделать что-то свое. Взять наработанный опыт, собственные идеи, видение и на основе вселенной «Амнезии» создать свою игру. Получилось ли? Да. Хорошо ли? Тысячу раз да.

«Amnesia: A Machine for Pigs» — уникальный опыт если не по части геймплейных решений, то уж точно благодаря своему содержанию. Она взывает к корням жанра, когда в почете был мрачный антураж, часто мистические истории, а банальная реакция испуга не была самоцелью. Во многом благодаря такому подходу незначительные недостатки «Машины» просто меркнут перед очевидными достоинствами.

5151
12 комментариев

Отличный текст с минимум спойлеров!
Мне, кстати, обе части понравились - они во многом об одном и том же, но рассказывают разные истории разными способами, и по мне, это хорошо )

6
Ответить

Спасибо! =3
Да, согласна) В целом вся линейка "Амнезии" крутится вокруг одних и тех же тем, пожалуй

4
Ответить

Я вот тоже считаю, что не такая уж она и плохая. Да, интерактива почти нет, линейная и не особо пугает, но зато атмосфера и музыка вполне себе ничего.

3
Ответить

Сабж зашёл гораздо лучше чудовищно занудной Сомы (идея которой на 12 из 10, а реализация в лучшем случае на 6). Не говоря уже о Rebirth.

Ответить

Сома великолепна!!!

3
Ответить

Текст хороший, лучше бы его не в блоге публиковать. Охват больше будет

Ответить

Спасибо большое!
Это работа на конкурс. Одно из условий — публикация именно в блоге. Так что увы :[

2
Ответить