Перезагружая прошлое

Ratchet & Clank образца 2016 года - великолепная игра и одновременно отличный ремейк первой части серии на манер современных ремейков от Capcom. Но так ли это на самом деле?

В 16:9 оно выглядело как The Order какой-нибудь, но для заглавного арта я подумал что обрезать будет лучшим решением :/
В 16:9 оно выглядело как The Order какой-нибудь, но для заглавного арта я подумал что обрезать будет лучшим решением :/

Оглавление

  1. Пролог вступление
  2. Реальная фантазия о графике и CGI-вставках
  3. Переплетение временных полей сюжет, часть I
  4. Поднимая арсенал геймплей за Рэтчета
  5. Услуги сантехника сюжет, часть II
  6. Проблемы на цехе геймплей за Кланка
  7. Исправляя пустоту сюжет, часть III
  8. Старые времена “Режим испытаний” и музей Insomniac
  9. Возвращая долги сюжет, часть IV
  10. Собирая остаткиитоги и куда дальше

Данный текст довольно большой. Кроме этого, он полностью спойлерит как сюжет самой первой части с PS2, так и сюжет перезапуска 2016 года. Повествование вплетено в текст - спойлерные блоки составили бы как минимум 25% общего текста, но спойлеры к другим частям БУДУТ помечены. Также, данный текст все еще не учитывает Rift Apart, так как на момент написания статьи игра не была начата. Спасибо за понимание!

Игра была пройдена на PS5 примерно за 12 часов (высокая сложность, включая собирание всех карточек ГРОБа и золотых болтов). Скриншоты были записаны через кнопку “Share” и последующий перенос на USB-накопитель в исходном разрешении 4K и формате PNG без потери качества. Учтите, что это игра для PS4 и максимум, что может дать PS5 - версию для PS4 Pro (с, предположительно, 4K-разрешением) и более стабильный FPS (вся игра, кроме CGI, была в стабильных 60 FPS).

Пролог

После прохождения всех основных игр данной серии на PS2 и PS3 (1-3 + Deadlocked + Future) в количестве восьми штук, вариант пройти ребут 2016 года звучит как довольно сомнительная вещь, учитывая что Rift Apart логически продолжает сюжет Future: Into the Nexus - когда сам ребут той же концовкой вообще никак не связян с последующей частью. Однако причиной выбрать ребут больше стал именно личный интерес, связанный с тем, что данная франшиза мне просто внезапно очень запала в душу.

Кроме этого, также преобладало желание проходить эти игры по хронологии их выпуска. Разумеется, можно было сделать ребут 2016 первой игрой в данном “запое”, однако тогда я б рискнул связаться с проблемой серии Yakuza, в которой части с 3 по 5 ощущаются более устаревшими и неприятными после куда более современных 0, Kiwami и особенно Kiwami 2 (а именно эти три игры чаще всего советуют проходить для новичков, решивших познакомиться с серией). Конечно, сравнивать привязку к Казуме Кирью, которого помотала жизнь на протяжении огромного количества трагических событий, и привязку к Рэтчету, защищающего очередную галактику от очередной катастрофы, довольно бредовая идея, однако имеем что имеем прямо сейчас.

Австралия есть даже в космосе
Австралия есть даже в космосе

Да, перезапуск был сделан и для полных новичков (о чем они с гордостью пишут в описании из PSN), поэтому сейчас его можно считать идеальной “отправной точкой” в серию… если “серия” будет ограничиваться этой игрой и Rift Apart. Ибо, признаюсь честно, после прохождения играть в оригиналы становится неприятно из-за геймплейных фишек и обновленного левел-дизайна. Insomniac понимали это, оставляя ради пасхалки фразу “Увидимся в следующем ремейке!” от Плюмбера в самом начале игры, однако скорее всего успех игр про Человека-Паука положил крест на эти планы. Печально, однако серия по крайней мере пока все еще жива - может в будущем мы и получим обновленную вторую часть.

Еще бы я эту игру сравнил с вышедшим в 2019 году ремейком Resident Evil 2 от Capcom, ибо они в целом работают в похожем направлении. Сюжет и локации были расширены, геймплей радикально обновился, а про графические новшества не писал только ленивый (обе игры все еще являются невероятно красивыми и по сей день). Хотя, конечно, можно приплести множество других деталей, которые все же отличают подходы этих двух студий, однако в общем плане игры действительно похожи в этом плане.

Но единственное остается неизменным - доступность. Ремейк RE2 доступен практически везде, тогда как перезапуск Рэтчета все еще является полным эксклюзивом PS4 (хоть и доступен на PS5 через систему обратной совместимости). Причем из интересного - игра не включена ни в один из каталогов PS+, но при этом раздавалась бесплатно в ходе мероприятия “Play at Home” в 2021 году. Вообще, выбор эксклюзивов для подборки аналога Game Pass от Sony довольно странный, так как все еще не учитывает тот же Dreams или даже вторую часть The Last of Us, однако это уже выходит за рамки данного поста. К счастью цифровая версия стоит сейчас невероятно дешево (про диски в именно вашем регионе я ничего не знаю), и цены на нее только падали со временем, пока игру не добавили в категорию “PlayStation Hits”, где ценник обычно составляет 650 гривен, 199 лир, или *альтернатива в валюте вашего местного магазина PSN*.

Реальная фантазия

This is a fantasy based on reality.

слоган из трейлеров Final Fantasy Versus XIII, которая сейчас известна как FFXV

Первое, что встречает игроков, начавших эту игру - вступительный синематик, ломающий четвертую стену через самоиронию самих же разработчиков.

Дело в том, что данная игра является… игрой по крайне среднему мультфильму “Галактические рейджеры” (легально словить испанский стыд можно на Кинопоиске по их подписке), который сам по себе является… адаптацией игровой серии и мягким перезапуском первой части. Так что все верно: сюжет этой игры сам по себе является сюжетом мультфильма, который является расширенным сюжетом оригинальной части с PS2 - но про отличия от оригинала я немного расскажу в следующих секциях.

CGI-катсцены выглядят примерно вот так. Кстати, уведомление в углу будет сопровождать КАЖДЫЙ раз при запуске катсцены, причем оно еще и появляется со звуком...
CGI-катсцены выглядят примерно вот так. Кстати, уведомление в углу будет сопровождать КАЖДЫЙ раз при запуске катсцены, причем оно еще и появляется со звуком...

Помимо сюжета из мультфильма, игра также заполучила и вырезки из него, которые тут выступают сюжетными брифингами к следующим миссиям. Возможно, права на них были одной из причин игнорирования ПК-порта (хотя Sony успешно забыла и про те же три Uncharted, в которых не было отснятых катсцен) - ибо в момент включения катсцены система отключает возможность записи видеофрагментов. Однако данная система запретов работает странным образом, так как скриншоты и Remote Play остаются в полной работоспособности, в отличии от артбука из делюкс-издания Rift Apart, который наотрез отказывается работать под Remote Play. С другой стороны, сами фрагменты нарисованы довольно хорошо (как для игровой адаптации средней паршивости) и не вызывают особенно плохой реакции, хотя лицо Рэтчета иногда и может довольно сильно отличаться из-за разного уровня проработки меха.

Разработчики, конечно, попытались приблизить игровую графику к уровню CGI - но не все можно отрисовать мощностями PS4, особенно стилизованную картинку - однако в 95% случаях у них все же это получилось сделать. Честно признаваясь, сейчас она до сих пор поражает глаз через довольно четкую картинку, наличие качественных постэффектов и качественное освещение. При этом картинка была добротно стилизована, и эта самая стилизация была реализована максимально приятным образом, не испепеляя глаза резкими выпадами из стиля (Nexus, я смотрю на тебя), можно даже было сказать что это эдакий The Order 1886 от мира мультипликации.

Картинка стилизована, но стилизована она максимально во всем, никак не пытаясь уходить в реализм
Картинка стилизована, но стилизована она максимально во всем, никак не пытаясь уходить в реализм

При такой картинке игра умудряется выдавать стабильные 30 FPS на базовой PS4, но при наличии PS4 Pro (или PS5) игра повышает разрешение экрана и фреймрейт до 60. Круто, что такая игра получила патч под Pro-версию, но можно ли также сделать и для Ордена... хотя, этот вопрос задавать уже слишком поздно. Интересно, что в итоге игра 2016 года в графическом плане даже опережает вышедшие через пару лет ремейки Crash Bandicoot и Spyro от Toys for Bob/Vicarious Visions в составе Activision.

Правда, полноценного сравнения локаций с оригиналом все же не будет, так как я почти не скриншотил первую часть, но где они остались - я постараюсь дальше привести примеры “обновлений”. Вообще, тему локаций я затрону в секциях, посвященным сюжету, так как повествование о нем будет идти как раз сквозь указанные выше планеты и локации.

И чтобы закончить обсуждение обновленной графики хотелось бы сказать, что они учли большинство ошибок (Into the) Nexus и не только:

  • вода впервые в серии перестала выглядеть плохо (A Crack in Time и Nexus смогли исправить только отрисовку поверхности). Insomniac смогли сделать прекрасное освещение и графическую проработку подводных секций еще за 6 лет до Horizon: Forbidden West, где разработчики очень сильно гордились ее отрисовкой на мощностях PS5
  • переизбыток Bloom-эффекта был исправлен, теперь “блеск” и пересветы (почти всегда) гармонично вставлены в картинку, правда это преимущество теряется при включенном HDR
  • стилизацию решили оставить (игра по мультфильму же), однако в отличии от Nexus сделано это грамотно и равномерно на фоне всего остального (те, кто видели Рэтчета в начале Nexus скорее всего поймут)
  • освещение сильно прибавило в технологичности. Оно было впечатляющее еще в Nexus, однако тут появились качественные godrays (солнечные лучи в темных помещениях) и объемное освещение (особенно было заметно в начальной сцене в гараже Рэтчета на Велдине)
  • добавили сильно выраженный эффект глубины резкости (он же Depth of Field), который реализован довольно качественно и приятно, в последний раз я такое видел в ремейко-ремастере первой The Last of Us: некоторые мини-сцены выглядят особенно по-киношному (например, сцены полета/прилета на корабле)
  • загрузки очень быстрые даже без волшебного SSD, так как в PS4 играх на PS5 обратная совместимость почти всегда никак не влияет ни на что, кроме стабильности FPS в тайтлах с возможностью отключить его блокировку: например в inFamous Second Son или First Light, где 1440p-режим выдает стабильные 60 вместо плавающих 35-50 на PS4 Pro
Качественное использование глубины резкости вместе с правильным подходом к освещению и стилистике может выводить картинку, внешне не отличаемую от CG-анимации
Качественное использование глубины резкости вместе с правильным подходом к освещению и стилистике может выводить картинку, внешне не отличаемую от CG-анимации

Компромиссы, с другой стороны, тоже есть, но они не такие заметные как было раньше:

  • в PS4 появился HDR, и эта игра его… поддерживает странно. Картинка в среднем по насыщенности выходит хорошей, однако на некоторых локациях, особенно на Покитару, (и также иногда возле Кланка в режиме ракетного ранца) пересветы в небе превращаются в выжигание глаз через запредельную яркость этих сегментов. При этом небо начинает выглядеть словно прогнанным через агрессивный dithering (слишком большие и перенасыщенные пиксели), но это можно стерпеть. Хотя это и может быть проблемой моего бюджетного телевизора, но пока что это первая игра с такими проблемами
  • экранные отражения, впервые добавленные в подсерии Future на PS3, наконец-то обзавелись повышенным качеством. Корабль (в металлической расцветке за золотые болты), Кланк, металлические поверхности, вода, мелкие лужи - много чего теперь приятно отражает все вокруг….. но не стены. Например, в Рилгаре стены зданий реализованы путем традиционных кубических карт очень низкого разрешения, что выглядит уже не совсем впечатлящим. Справедливости ради, это заметно только на стенах в Рилгаре, в остальных местах это не особо бросается в глаза, да и кто будет скриншотить и осматривать детально каждую локацию по 15 минут при постоянном накале экшена в битвах?
  • интерфейс иногда подбешивает. Главное меню имеет адскую задержку при выборе любого пункта, открытие паузы выглядит как подвисание, настроек очень мало, язык игры намертво привязан к языку консоли, в самой паузе на планете текстурка из мыла… да и по факту это все претензии к техническо-графической части игры

Подводя данные краткие итоги по графической части, я могу с смелостью заявить что эта игра действительно выглядит прекрасно даже сегодня. Я, конечно, не Digital Foundry, и экран специальными линейками не замерял, но на взгляд данные 4К похожи как минимум на нативные 1440р, а как максимум на все 2160р. Возможно там может используется и шахматный рендеринг, но вроде как к тому моменту разработчики еще не начали использовать свой алгоритм темпорального сглаживания IGTI, так как впервые он дебютировал в Человеке-Пауке 2018 года, выдавая вполне себе четкую картинку на мощностях базовой PS4 в ее 1080p.

Переплетение временных полей

А теперь, наконец, можно начать рассказывать про сюжет. Пересказ не затронет абсолютно весь контент, сюжетные повороты или события - но большинство основных вещей он должен покрыть (по крайней мере, я надеюсь).

Игра начинается довольно необычно - с конца (привет, Max Payne). Новоявленного заключенного приводят к другому заключенному, капитану Коперникусу Кварку, известному мошеннику-“супергерою”, набившему популярность через присваивание героических подвигов самому себе. Заключенный только радуется этому, ведь он его фанат, и даже предзаказал новую игру про Рэтчета и Кланка. Кварк этим недоволен, так как игра была сделана по голофильму (игра про Рэтчета по фильму…. ничего не напоминает, верно?), а сам голофильм, по словам Кварка, был сделан по его биографии, что для него считается недопустимым. И в итоге он предлагает выслушать свой пересказ тех событий, после чего игру можно официально считать начатой.

До падения корабля с металлическим рюкзаком Рэтчет в основном бывает тут - в гараже Гримгрота
До падения корабля с металлическим рюкзаком Рэтчет в основном бывает тут - в гараже Гримгрота

Так-то арка “мета-истории” повествования проходит через весь сюжет, где иногда сюжет может внезапно оборваться на небольшую сцену уже в “настоящем времени” (пересказ Кварка в тюрьме). Несколько минут Кварк с заключенными пытаются разобрать, куда история должна идти дальше: при этом сам Кварк от них получает неприятные высказывания о “неправильном” пересказе, так как он в очередной раз переврал все ради собственной же выгоды. Вообще, как я уже говорил выше, разработчики прекрасно знали о данной двойной рекурсии, поэтому они постарались максимально получить от этого удовольствие, пихая отсылки направо и налево.

В любом случае, сам пересказ начинается с момента в гараже Гримрота, где живет Рэтчет за счет починки кораблей. “Галактические рейнджеры”, которых можно описать как аналог Мстителей в этой вселенной, являются очень популярной организацией по всей территории Галактики, ведь ее члены помогают защищать города и планеты от постоянно распространяющегося зла. Быть участником такой команды - настоящая гордость для любого, поэтому совсем не удивительно, что наш ломбакс тоже мечтает туда попасть. К счастью для него, на его родной планете, Велдине, где как раз и находится гараж Гримрота, рейнджеры начали отбор новых кандидатов, на который Рэтчет быстро спешит, умоляя Гримрота отпустить его.

Если честно, то эффект с открываем дверей гаража сработал - четкость картинки и количество деталей приятно удивили даже в 2023 году
Если честно, то эффект с открываем дверей гаража сработал - четкость картинки и количество деталей приятно удивили даже в 2023 году

Этот эпизод является обучением базовым геймплейным механикам - прыжкам, ударами мультиключом, взаимодействием с терминалами Гаджетрона для покупки оружия и самим использованием оружия против врагов. Также уже там можно ознакомиться с новой особенностью перезапуска - коллекционными голо-карточками, которые являются собой “музеем” разных персонажей, событий и оружия из всех игр франшизы (при этом даже показывается, в какой именно игре впервые появился объект из карточки, что позволяет разделить нововведения 2016 года от оригинала из 2002). Сами карточки выпадают из побежденных врагов с определенным шансом, который можно увеличить несколькими способами, а также их можно найти в тайниках на локациях - в таком случае выпадут сразу три уникальные карточки вместо одной. Кроме этого, с противников могут выпасть дубликаты, но если собрать их в количестве пяти штук, то можно обменять их на любую новую карточку из уже открытой коллекции. Коллекции являются собой набором из трех карточек, обычно посвящены определенной планете, оружию или игре, и при сборе полной коллекции выдают небольшой бонус (увеличение количества болтов, голо-карточек, раритана или урона) или возможность купить улучшенное оружие в местной вариации “Новой игры+”.

Местное собирательство карточек
Местное собирательство карточек

Примерно уже через пять-десять минут реального времени оказывается, что Рэтчет прошел испытание и даже заслужил возможность вступить в отряд рейнджеров… однако в самом финале получает отказ из-за истории мелких (и не очень) правонарушений. Естественно, его это разочаровывает и он направляется на крышу стройки, где, разлегшись, он смотрит на ночное звездное небо. Концовки из одной польской игры, правда, не суждено случится, так как он видит падающий корабль и решает направится к месту крушения…

New Dawn Fades тут не будет
New Dawn Fades тут не будет

Поднимая арсенал

В очередной раз геймплей за Рэтчета опять получил чисто качественные улучшения, без масштабных переработок самой сути. По факту, это все еще экшен-платформер с упором на стрельбу из разнообразного оружия и небольшими перерывами на простенькие головоломки (пока не перебрасывает на Кланка, где головоломки уже не простенькие). При этом сам игровой процесс с каждой частью становился все более приятным, но эти изменения кажутся довольно незначительными - пока не начинаешь запускать более ранние части, где накопленных улучшений уже сильно как не хватает.

Обновленный магазин оружием
Обновленный магазин оружием

Несмотря на то, что игра является перезапуском первой игры серии, геймплей полностью перешел из Into the Nexus. Прокачка оружия не поменялась - оружие все так же поднимает свой уровень за счет его использования и дополнительно улучшается через открытие гексагонов на карте за раритан. Ровно то же самое происходит и с объемом здоровья - оно поднимается через накопление полоски опыта после убийства любых противников, в отличии от оригинала, где нужно было искать неочевидные станции улучшения нанотехнологий, что могло привести к большому дискомфорту в финальной схватке. Оружие тут улучшается до пятого уровня максимум (“Омега”-модификация поднимает лимит, однако для доступа к ней нужно изначально пройти игру), при этом получая уникальное улучшение на пятом уровне. Это улучшение меняет название оружия, а также привносит некоторые изменения в наносимый урон: так, например, перчатка-гранатомет начнет выпускать после попадания еще больше снарядов, нанося увеличенный урон по большей площади.

Система модификаций перекочевала сюда напрямую из подсерии Future без изменений
Система модификаций перекочевала сюда напрямую из подсерии Future без изменений

Самого оружия, кстати, все еще много. Его разнообразие по прежнему является одной из визитных карточек серии, ибо по соседству с традиционными пистолетами, снайперскими винтовками и гранатометами тут лежат протонные ядра, кайфотроны (еще одна фирменная вещь - граната, заставляющая любое существо танцевать, даже роботов) и пикселезирующая пушка, превращающая противников в 2D-спрайты. Правда вплоть до получения ГРОБа в основном игрок скорее всего будет использовать местную вариацию снайперской винтовки - ибо она наносит огромный урон в зонах критического попадания и при улучшении также замедляет время при прицеливании. Не скажу, конечно, что игрок будет использовать только один ствол на протяжении всей игры, но из большого арсенала из примерно 14 пушек фаворитами точно станут около 6 - что можно посчитать вполне хорошим результатом.

Постоянный гость франшизы, то есть RYNO (он же ГРОБ в русской локализации), тут тоже есть - это ракетомет с огромным боезапасом и максимально высокой скорострельностью. Присутствует в каждой крупной игре серии, немного меняя внешний вид, но оставляя изначальный смысл - уничтожить абсолютно все на своем пути за, потратив как можно меньше времени. Для игравших в Overwatch это можно объяснить немного по другому: ГРОБ является собой ультимейтом Фарры, но при этом является обычной пушкой и не ограничивает подвижность, прямо как это сделано у Бастиона во втором OW. Из интересного еще можно заметить, что в играх серии требования для получения столь мощного оружия постоянно меняются, и тут это не стало исключением - теперь нужно собрать специальные карточки ГРОБа, лежащие в отдельных тайниках на локациях. Ну а мощность этого чуда действительно невозможно не оценить - финальный Нефариус на максимальной сложности умирает буквально меньше чем за 15 секунд (если не учитывать скриптованные моменты с временной неуязвимостью).

ГРОБ с ракетным ранцем превращает Рэтчета в фурри-версию Фарры
ГРОБ с ракетным ранцем превращает Рэтчета в фурри-версию Фарры

А вот гаджетов стало поменьше - традиционная крюк-кошка (доступна с самого начала), скейтборд (для заездов на двух планетах), маскировочный прибор (используется один раз на финальной миссии), гидро-насос, кислородная маска (Рэтчет находит ее на Покитару, до этого он может даже задохнуться под водой в течении нескольких секунд - при этом эта механика полностью отсутствует в последующих играх) и несколько видов ботинок (магнитные и для катания по рельсам). Также можно найти небольшие улучшения в лице шоковой волны у мультиключа (для собирания болтов с большего радиуса) и детектор секретов (при подборе на карте будут показываться несобранный раритан, золотые болты и наборы карточек, включая карточки для ГРОБа)

Золотые болты тут теперь используются для разблокировки дополнительного контента в лице вырезок из артбука, читов, разделов музея Insomniac (о котором позже) и визуальных модификаций. Скинов тут нет, брони тоже - в процессе сюжета Рэтчету дадут протоброню, однако после этого покупать улучшения для нее не получится, да и она сама по себе только меняет внешний вид персонажа.

Услуги сантехника

Итак, возвращаемся к сюжету. Когда Рэтчету отказывают во вступлении в рейджеры, нас перемещают на завод военных роботов под управлением Дрека, президента одноименной компании. Обнаруживается, что при производстве военных роботов произошла ошибка, в результате которого на свет появляется маленький робот без военных навыков, но с исправленными мозгами. Серийным роботам обычно имени не дают, поэтому на устранение дефекта отправили Виктора - большого и старого робота с ракетометом и прочим прикладным арсеналом, а игрок возьмет под управление юного перебежчика с зелеными глазами.

В результате крайне недвусмысленных головоломок, где игрока обучают швырять гранаты и роботов, а также после парочки погонь от Виктора, наш беженец забирает свой корабль и направляет его на ближайшую базу “Галактических рейнджеров”. В полете, правда, его подбивают и он падает на Велдин, что и наблюдает наш отчаянный Рэтчет, который уже почти fade away

Топ-10 ошибок современности выглядят именно вот так
Топ-10 ошибок современности выглядят именно вот так

…который успевает добраться до робота, вытащить его из корабля и спастись до его самоуничтожения. Он даже его смог починить прямо на месте (по лору ломбаксы известны своими навыками механиков), за что и получает внезапно случайный удар по телу от робота. Тот начинает рассказывать Рэтчету, что нужно сообщить о надвигающейся армии, и что нужно всех спасти (как неожиданно). Правда, в процессе падения корабля робот начинает хромать на одну ногу, и наш ломбакс принимает решение положить его на спину (где, в принципе, он и будет находится почти всегда), дабы отнести к гаражу Гримрота на дальнейшую починку. Так как у робота есть только длинный серийный номер, то Рэтчет быстро придумывает ему имя - Кланк (вот неожиданность!), но путь назад до гаража усложнился из-за прилета бларгов, которые узнали о местонахождении том, что Кланк на Велдине, и уже успевают отправить своих бойцов патрулировать планету.

Арку со знакомством двух главных героев сильно переработали, как и секцию на Велдине - но не забываем, что игра у нас по мультфильму, где экспозиция критично важна для раскрытия зрителю персонажей в течении нескольких часов. В оригинале, конечно, не все так обустроено роскошно - никаких рейнджеров в принципе не существовало, а Рэтчет просто чинил корабль в гараже, пока рядом с ним не упал корабль с Кланком.

В любом случае, и в обоих играх, они чинят корабль, но их корабль быстро оказывается сбитым и они теряют крушение на Новалисе, где они спасают майора от нападения бларгов и встречают Плюмбера для починки корабля (его в оригинале нет, но искать кого-то для починки все же придется). Тот быстро понимает, кто перед ними, так как это местный персонаж-отсылка, “знающий” о прошлых играх серии, чинит корабль и пропадает, цитируя, “до следующего ремейка” (которого, правда, пока еще не случилось).

Красиво, не так ли?
Красиво, не так ли?

Новалис не особо сильно тронули - единственное, что изменили, так это секцию с кораблем и механиком. Раньше нужно было через канализацию найти механика и заплатить ему 500 болтов за инфобот с координатами Аридии, а тут механик бесплатно корабль починит. Ну и раньше корабль не чинили, а выдавали замену.

На Керване Рэтчет спасает жителей от нашествия бларгов через захват поезда и уничтожения боевого корабля (при этом игра превращается в что-то наподобии летных сегментов из сюжетной кампании Battlefield 1 или Battlefront 2). Кварк под натиском СМИ и общественности все же заставляет себя принять Рэтчета в "Рейнджеры", после чего начинается небольшой сегмент с обучением новоприбывшего кадета. Как итог, Рэтчет получает новый корабль и довольно красивую протоброню, а также ценные сведения об предстоящей операции на туманности G-34. В процессе прохождения он также посещает Большого Эла, который устанавливает Кланку первую модификацию - режим вертолетика (в оригинале нужно было отдать 2000 болтов, но "Галактическим рейнджерам" Эл помогает бесплатно) - он позволяет Рэтчету плавно парить над землей и подпрыгивать чуть выше, открывая новые недоступные секции.

На Аридии Рэтчет получает новый гаджет - гидро-насос (в оригинале - девайс для взлома, который тут выдается в другом месте), позволяющий вливать и выливать воду в специальных сегментах для прохождения дальше по сюжету. Кроме этого, он спасает Скида МакМаркса, известного космического скейтбордиста, и его агента, за что получает скейтборд с его автографом и “приглашение” на гонку на Рилгаре…

Аридии сменили цветовую палитру и глобальное освещение
Аридии сменили цветовую палитру и глобальное освещение

Проблемы на цехе

Кланку постоянно не везет, ибо и тут в очередной раз глобально переработали геймплейные секции за него.

Если A Crack in Time был пространственной головоломкой с учетом времени, а в Nexus был 2D-платформер со сменой гравитации, то в ремейке 2016 года Кланку наконец вернули обычные платформенные сегменты. Это, конечно, сильно отличается от геймплея за Рэтчета, улучшения в котором накапливаются с каждой частью, однако эти два персонажа имеют четкую границу между экшеном и головоломками.

Типичная картинка - сначала ходишь на фоне красивых пейзажей, потом мосты строишь...
Типичная картинка - сначала ходишь на фоне красивых пейзажей, потом мосты строишь...

Здесь Кланк отправляется на разведку тех помещений, куда Рэтчет просто не пролезет по разным причинам. На этой разведке ему нужно манипулировать специальными ботами “Гаджетрона” для прохождения некоторых сегментов, используя новообретенный чип, позволяющий в реальном времени менять бота на один из трех вариантов: энергобот (для активации катушек), прокладчик мостов (Сэм…) и батут (для того, чтобы взобраться на более высокие платформы).

Кланку за всю игру предстоит много чего сделать в течении этих вылазок - и найти магнитные ботинки для Рэтчета, и отключить систему безопасности, и даже уничтожить противника, проникнувшего на корабле союзников через починку генераторов.

А, ну еще он может бить ящики и противников кулаками, но мизерные 5 HP и почти полное отсутствие противников, несущих какую-нибудь опасность, делают эту затею бесполезной. Но разработчики не забывают еще и про эксплоринг, так как на этих локациях Кланк также может собирать золотые болты и комплекты голокарточек.

Исправляя пустоту

Но, к счастью или к сожалению, сюжет все еще продолжается, а вместе с ним - мой краткий пересказ сюжета.

Так вот, перед игроком снова открывается очередная развилка. Конечно говоря, развилкой это назвать довольно сложно - просто перед игроком стоит выбор из двух локаций, и он должен выбрать первую из них для посещения. Из интересного - правильный выбор локации позволит игроку сэкономить немного времени и не лететь на другую планету, чтобы достать очередной гаджет. Но, в любом случае, игроку придется пройти все локации, каких-то “опциональных” нет - при этом локации содержат массу стороннего контента, который совсем необязательный для прохождения.

ПОЛНОСТЬЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Озвучка, кстати, вполне себе отличная - иногда правда Рэтчета назовут Ретчетом, но это не критично
ПОЛНОСТЬЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Озвучка, кстати, вполне себе отличная - иногда правда Рэтчета назовут Ретчетом, но это не критично

Этот контент обычно является собой или улучшением для Рэтчета, или набором голокарточек, или золотым болтом. Например, миссия со сбором мозгов телеспрутов на Гаспаре, где благр-ученный думает что он психонавт… точнее, пытается собрать нужное количество мозгов для “создания собственной армии, чтобы отомстить за украденную еду на работе”. Можно собрать немного телеспрутов и получить нужного инфобота, чтобы затем пойти проходить сюжет дальше - а можно потратить час и собрать ВСЕ мозги. Да, выглядит муторно, но в итоге игрок получит несколько комплектов карточек, соберет парочку золотых болтов, очень много болтов и раритана для улучшения оружия помимо улучшения полоски здоровья… ради получения того самого улучшения для увеличения радиуса подбираемых болтов. И ради достижения, конечно же. Я его выбил. Не жалею.

Гаспар выжигает глаза своим ярко-красным колоритом
Гаспар выжигает глаза своим ярко-красным колоритом

На Туманности G-34 Рэтчет с помощью Кланка находит магнитные ботинки, узнает о дальнейших планах Дрека и уничтожает кривозуба - первого серьезного босса игры. На Гаспаре они находят реактивный ранец для Кланка и дальнейшие сведения, а на Рилгаре можно поучаствовать в гонке на скетйбордах и зачистить местную канализацию.

В результате прохождения этих трех планет игрок узнает об истинных намерениях председателя Дрека и целях его атак. Оказывается, что он своими заводами полностью разрушил свою родную планету, поэтому он решил уничтожить планеты рядом и забрать с них ценные ресурсы, по кусочкам строя "идеальную" планету для себя и своего народа. Уничтожение планет, конечно, довольно опасное занятие, учитывая потенциальную гибель огромного количества существ, поэтому Рэтчет вместе с "Рейнджерами" принимают решение избавиться от Дрека.

Разбавлять экшен-платформинг мини-играми - классика для серии
Разбавлять экшен-платформинг мини-играми - классика для серии

В итоге они узнают, что Дрек направил свои войска на Баталию, чтобы уничтожить местное ПВО, оберегающее планету...

Старые времена

Сама игра довольно короткая - если не отвлекаться на сборы карточек и болтов, то полное прохождение займет примерно часов 10. Естественно, игра после этого не заканчивается и она предлагает пройти саму себя снова, но уже в "Режиме испытаний", который является местной для серии вариацией "Новой игры+". В этом случае переносятся все заработанные болты (включая золотые), голо-карточки, оружия, их улучшения и раритан.

В этом режиме открывается доступ к улучшенным версиям каждого оружия, для получения которых нужно собрать определенный комплект из трех голо-карточек. Так называемые "Омега"-улучшения меняют полностью характеристики оружия, многократно усиливая урон или или добавляя новые способности. Кроме этого, оружие поднимает максимальный уровень с пятого до десятого.

"Омега"-улучшения заставят трайхардить ради достижения максимального множителя болтов, ибо цены просто космические по меркам обычной игры
"Омега"-улучшения заставят трайхардить ради достижения максимального множителя болтов, ибо цены просто космические по меркам обычной игры

Также в НГ+ добавляется множитель болтов. Суть такова - за убийство противников множитель растет, а за получение ЛЮБОГО урона множитель падает до одного. За получение максимального множителя выдают достижение, а сам множитель критично важен для открытия "Омега"-улучшений, ибо они стоят от сотни тысяч болтов до миллиона (в случае с ГРОБом).

Как вишенка на торте, в "Режиме испытаний" открывается доступ к музею Insomniac. В некоторых играх серии этим является специальная локация, в которой собран вырезанный контент, трейлеры, постеры и прочий фан-сервис - при этом получение доступа к нему зачастую сопровождается крайне нетривиальной цепочкой событий. Например, во частях на PS2 нужно ставить системное время на ночь и посетить скрытый телепортатор.

Тут, к счастью, просто нужно пройти игру. Хотя из-за этого музей поделили на шесть секций, из которых по умолчанию доступен только первый - для остальных все-таки придется собирать разбросанные золотые болты. Правда для обычного человека смысла тут немного - так как контент тут вряд ли будет ему интересен.

Сам музей довольно обширный, так как делался на 15-летие серии, и хранит в себе довольно много разных моделек, постеров (включая те самые японские постеры с огромными бровями у Рэтчета), кусочков артбуков разных частей и даже кей-арты (те самые фоны при выборе игры в меню PS3). Еще для любителей особенного разработчики добавили парочку японских реклам первых игр серии и возможность пересмотреть игровые катсцены, однако раньше их можно было пересмотреть через специальное меню дополнительного контента по мере их первого просмотра без необходимости искать проходы во всякие "музеи".

Возвращая долги

Чем ближе к концу игры, тем больше встречается отличий от сюжета оригинала.

На Баталии Рэтчет захватывает местную турель и освобождает планету от бларгов, замедляя их наступление. На Покитару он снова находит Большого Эла еще раз, который ставит Кланку ускоритель (еще одна вариация на тему реактивного ранца и замена вертолетику из Кервана), вместе с нахождением кислородной маски (которая потом останется с ним на все 8 последующих игр) и защитой планеты от водосборщиков.

В результате этого Кварк и "Рейджеры" решают провести операцию на Кварту, чтобы "договориться" с Дреком. Однако это приводит к катастрофе, где Кварк стал виновен в уничтожении планеты, а Рэтчет узнает, что он все это время тайно работал на Дрека (и на Нефариуса, стоящим над ним). Интересно, что на Кварту находится тот самый завод роботов, на котором в начале игры появился Кланк, сбежавший и волшебным образом попавшим к Рэтчету в добрые руки.

Также в процессе зачистки Рэтчет отправляется на Калебо, где находится главная штаб-квартира "Гаджетрона". Там он находит президента компании, Венделла Люмоса, который обрадовался их появлению у себя в гостях, и предлагает им победить в гонке на скейтбордах за получение последнего образца маскировочного прибора, ибо прибывшие бларги не дают нормально работать заводу на планете. В любом случае, Рэтчет после победы отправляется на "Депланетизатор" - корбаль Дрека/Нефариуса для уничтожения планет, пробивается сквозь местную охрану, разбирается с Нефариусом и завершает вопрос с копией "Звезды смерти" раз и навсегда (до третьей части).

Нет, это не мультяшная копия Metal Gear Rising
Нет, это не мультяшная копия Metal Gear Rising

В конце эпиком, правда, прям давят - секция на "Депланетизаторе" полностью новая, так как в оригинале финал происходит прямо на родной планете Рэтчета, где Дрек угрожает уничтожить ее дотла. Нефариус заменяет Дрека в качестве финального босса игры, хотя в оригинале он вообще не упоминался - возможно, что все это понапридумывали для дальнейшей связи следующих частей между собой, однако решение очень странное. Хотя наверное это все сделано ради фан-сервиса и отсылочек, как и большая часть изменений в перезапуске.

Там еще между этим происходит небольшая секция на корабле "Рейджеров", где Виктор из начала пробирается на корабль и пытается всеми силами добить Кланка за то, что он сбежал с завода и фактически стал предателем. Роль передается игроку, где через решение довольно замудренных головоломок с генераторами включается противопожарная система и та добивает бедного Виктора до конца.

Покитару кроме прекрасной воды также станет причиной походу к оклуисту всем владельцам HDR-экранов, ибо в реальности оно буквально ослепляет
Покитару кроме прекрасной воды также станет причиной походу к оклуисту всем владельцам HDR-экранов, ибо в реальности оно буквально ослепляет

На самом деле я упустил довольно много побочного и сюжетного контента в данном кратком пересказе, однако с ним его бы хватило еще примерно на несколько страниц формата А4 мелким текстом, ибо контента действительно много. Значительно больше, чем в оригинале. И при этом темп повествования не спешит падать, а только набирает обороты, что приятно удивляет, особенно при сравнении с повествовательной частью современных тайтлов.

Собирая остатки

Если подводить итоги в общем, то Ratchet & Clank образца 2016 года все еще является довольно хорошо сделанным платформером, в котором даже сейчас можно с удовольствием провести парочку вечеров. Да, сюжет опять по старинке снова опускается ниже подросткового уровня (хотя я даже не знаю что лучше - такое или то, что Insomniac навернули в подсерии Future) - но для такой игры, наверное, он подходит в самый раз. Игра метит куда-то в огород Nintendo с их традиционно "семейно-детскими" играми, но при этом пытается еще ухватиться за подростков, предлагая куда более динамичный геймплей и замахи на интересный сценарий. Надеюсь, что Sony не забудет и включит эту игру хотя бы в один из планов расширенной подписки PS Plus, а то там только Ривет гуляет в одиночку...

Ее еще сложно отнести даже к традиционным платформерам, так как игра сильно разбавлена побочными активностями, экшен-сегментами и мини-играми - но может быть это и к лучшему? Все же из похожих игр есть разве что Psychonauts 2, которая вышла в 2021 вместе с Rift Apart... и все?

Дальше пути назад уже не будет, ведь следующая игра - Ratchet & Clank: Rift Apart (она же "Сквозь миры" в русской локализации). Я все еще почти ничего о ней не знаю: все обзоры и трейлеры были пропущены, так как вплоть до прошлого месяца меня ничего про эту серию не интересовало. А теперь так заинтересовало, что сначала предзаказал на Steam Deck, а затем взял делюкс-издание на PS5... (рефандить в Steam наверное не буду, хочу побыть недо-DF и посмотреть на производительность)

Учитывая, что все отзывы игроков, которые я видел - сугубо положительные, то может быть и первые впечатления могут оказаться довольно интересными...

В любом случае, спасибо за прочтение!

4545
27 комментариев

Проходил первую часть недавно и смотрел на ютубе сравнение ремейка с первой частью. И как же ремейк сосёт! Самые главные проблемы: диалоги теперь пресные, будто смотришь мульт для 3-летних детей, характеры персонажей блеклые, некоторые уровни из оригинала отсутствуют, персы на фоне бесконечно базарят во время геймплея, злодея превратили в клоуна (а в конце вообще его слили в унитаз и заместо него теперь нужно бороться с Нефариусом)

2
Ответить

будто смотришь мульт для трехлетних детей

в принципе так оно и есть, игра же по нему)

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

согласен, звучит как полный bruh moment, но сделанного уже не исправить :)

Ответить

В этой игре нет возможности регулировать чувствительность стиков. Это пиздец. И автонаведение ужасно неудобное.

1
Ответить

легче сказать какие в игре есть настройки

ибо даже язык текста/озвучки намертво привязан к выбранному языку консоли, спасибо что хоть субтитры есть

Ответить

Трудно читается из-за большого количества отступлений. Прям скачет мысль. Но почитать было интересно.

1
Ответить