Жизнь и смерть кинотеатров РФ: в чем были их шансы

Пора рисовать аквагрим?

Жизнь и смерть кинотеатров РФ: в чем были их шансы

В новостной вчера ленте всплыла очередная мольба о поддержке отрасли от Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК). На этом фоне захотелось наконец порассуждать, что вообще сами представители индустрии сделали (и не сделали) за эти пять месяцев. Ну, кроме прошений о финансовой поддержке.

Но сначала вводный дисклеймер.

Кинотеатры не виноваты в первопричине кризиса

По ходу текста я не собираюсь выкидывать основополагающую мысль о том, что кинотеатры устроили проблему вообще-то не сами себе. Также как и автомобильные заводы лишись поставщиков деталей или нефтегазовые компании рынков сбыта не по своей халатности. Их просьбы о поддержке, наверное, вполне резонны. Но речь не об этом.

Кинотеатрам привязали булыжник к ноге и сбросили с обрыва в море — это так, но что сделали дальше игроки отрасли? Все верно, беспомощно расслабили конечности и пошли ко дну с призрачной надеждой, что их кто-то выловит.

Без всякого поиска виновных, но меня пугает именно такая стратегия кинотеатров и, главное, перспективы нашей киноиндустрии.

Но ведь они пытались!. . Пытались же?. .

Представитель АВК заявил, что со своей стороны участники отрасли сделали все, что смогли и в целом реализовали все свои гениальные бизнес-стратегии:

Несмотря на то, что за последние четыре месяца была проделана колоссальная работа по замещению выпавших из оборота зарубежных фильмов недружественных стран иными фильмами, включая советскую классику, российские фильмы повторного проката, фильмы индийского и корейского производства, а также демонстрацию российских фильмов и телесериалов, созданных исключительно для интернет-видеосервисов, показ театральных постановок и спортивных мероприятий на большом экране, все эти усилия смогли обеспечить лишь 5% кассовых сборов и проданных билетов в кинотеатрах.

Алексей Воронков, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров

Я не буду спорить с той частью, где речь идет о прокате советской классики, дублирования продукта стриминга и прочую мишуру, которая в принципе не способна завлечь зрителя в кинотеатр. Остановлюсь именно на знаменитом импортозамещении.

Итак, взглянем, какова оказалась ударная линейка замещающих релизов из Индии, Китая и Кореи с 24 февраля по 3 августа:

  • «Криминальный город 2« (Южная Корея) . Недель в прокате: 2. Сборы: $65 836. Удивительно, как это ничего не собрал сиквел фильма с подзаголовком »Лучший коп вернулся», первая часть которого в принципе не была в прокате РФ.
  • «RRR» (Индия). Дней в прокате: 3. Сборы: $35 809. Тот причудливый индийский блокбастер оказывается был в нашем прокате? Вау!
  • Иии… все! И никакого вам Китая. Хотя подождите, вчера, оказывается, состоял релиз фантастики из Поднебесной «Земля. Перезагрузка». Слышали о таком? Я тоже нет.
Постер НАШУМЕВШЕГО китайского фильма "Земля. Перезагрузка"
Постер НАШУМЕВШЕГО китайского фильма "Земля. Перезагрузка"

Но с кино ЮК есть нюанс: существует вероятность, что мы не видим свежих корейских блокбастеров из-за того, что крупнейший корейский медиагигант CJ Entertainment приостановил продажу прав российским дистрибьюторам. Подтверждений этому нет, такое предположение выдвинули Ведомости.

Но не смотря на частые разговоры об импортозамещением именно азиатским кино, в прокате заметно куда больше гостей из других частей света. Несколько примеров из фильмов текущего уикенда:

  • «Кукла. Последнее проклятие» (Мексика). Недель в прокате: 2. Сборы: $520 905. Рейтинг imdb: 4.5.
  • «Открытое море: Монстр глубины» (Австралия). Недель в прокате: 3. Сборы: $1 112 117. Рейтинг imdb: 4.0.
  • "Не звезди!" (Франция). Недель в прокате: 1. Сборы: $138 911. Рейтинг imdb: 4.8

P. S. Я никогда не считал оценки КП/imdb истиной в последней инстанции, просто красные цифры тут больно красивые.

Надежный б***ть план

Стратегия кинотеатров и дистрибьюторов вполне понятна: заполнить пустоты кинопроката максимально жанровым и дешевым в правах трэшом, без намека на маркетинговую компанию, пока «спасение не придет сверху».

Здесь наступает жестокое разочарование в том, что «ну сейчас то расчистится место под действительно годное авторское кино». Но нет, молодой человек, это не для вас сделано. О всем этом мусоре вы, вероятно, даже не узнаете. Рассчитан он на мимокрокодилов, которые ходят в кино, чтобы сходить в кино и уже на кассе тыкнуть в случайный броский тайтл.

А замещение корейскими и индийскими фильмами — это случайный миф, в который, собственно, никто из представителей отрасли не верил изначально и не пытался реализовать.

Был ли шанс у азиатской «экзотики»

Если кратко, с таким подходом — нет.

Я не вижу реальности, в который российский зритель, все же привыкший к западному кино, вдруг заметит Азию при полном отсутствии маркетинговой поддержки. Если только это не внешний сарафан, вроде номинации на Оскар. Но это редкая история.

Отрицательный маркетинг к тому же создает та самая заполняющая масса жанрового не-пойми-чего из Мексик, Австралий и прочего. Это не Азия, да, в первый уикенд она даже собирает больше за счет своей броскости, но с какими выводами зритель выходит из кинотеатра?. . Обойдемся без мата.

Низкосортное кино было всегда, но сейчас его доля слишком опасна для доверия зрителя.

Да все равно, кто в своем уме будет смотреть азиатскую дичь!

Забавно это слышать в реальности, где в прошедшем году как минимум три корейских сериала заняли верхние строчки месячной популярности Netflix, в том числе в европейском регионе. И, безусловно, куда без абсолютного рекорда просмотров «Игры кальмара« в стриминге. И не стоит сомневаться: в России, в быту, «Кальмар» тоже был у всех на слуху.

Еще забавнее слышать от пользователей, которые в соседней ветке будут сокрушаться, что «вообще смотреть нечего среди голливудской повесточной фигни», параллельно навернув дешевую диснеевскую шляпу, снятую на грин скрине и с нулевым постпродакшеном. Но ладно, за вкусы не осуждаю.

«Что сериалы то, где фильмы?» — было бы справедливым замечанием. Успехи дорам и незаметность корейского полного метра в последние годы не случайны. COVID-19 спутал все планы корейской экспансии после «Паразитов»: местный кинотеатральный сегмент понес катастрофические потери и был практически заморожен на эти годы. Однако такая успешная адаптация в новых условиях под малые экраны говорит в целом о состоянии индустрии.

Кстати о «Паразитах». Его сборы в России составили $1 630 822 за 37 уикендов. Это достойная сумма для фестивального кино, но слабоватая для жанрового.

Однако здесь стоит учесть, что старт проката «Паразитов» был 4 июля — за долго до Оскара и всего сопутствующего хайп трейна. То есть потенциал у фильма был куда больше.

Может, вы подумали, что российский зритель в 2019 году на единственном исключении узнал о существовании азиатского кино?

Еще в начале нулевых, когда для российского глаза не существовало и близко никакого корейского бэкграунда, абсолютную любовь (больше чем на Родине) получил Ким Ки Дук. Да, это была любовь синефилов, а не рядового зрителя.

Кадр из фильма "Весна, лето, осень, зима... и снова весна" (2003г)
Кадр из фильма "Весна, лето, осень, зима... и снова весна" (2003г)

Но, на секундочку, «Весна, лето, осень, зима… и снова весна« (2003г) Ким Ки Дука собрала в прокате РФ $145 000. При всех вводных, это было значительно. Для сравнения, «Техасская резня бензопилой"(2003г) забрала $635 000, а Балабанов, совсем недавно снявший диалогию "Брата», с »Войной» (2002г) взял $780 213.

Когда мы говорим о «столь не понятной азиатщине» стоит ли плюсом вспоминать любовь российского зрителя к гонконгскому кино, Такеши Китано или Вонг Кар-Ваю?

Культурный код не так важен, есть маркетинг и желание

Еще раз: да, российский зритель давно приобщился к западной, а не восточной культуре. Но нет, нашего зрителя и азиатский рынок не разделает Великая Китайская стена.

Новые рынки не возместят значительную долю прибыли, которая была с Голливудом — это очевидно по любым расчетам экспертов. Но это лучше, чем свесить ноги и лишаться всей индустрии.

Выше в примерах я приводил какие-то жалкие сотни тысяч долларов, но и речь велась о фестивальном кино. Даже в условиях освобождении (и, в следствии, удешевлении маркетинга) рекламных площадок, никто из дистрибьюторов не спешит хоть сколько-нибудь тратиться на промо компанию. Сколько бы от текущих сборов собрал «Топ Ган: Мэверик» в полном отсутствии маркетинга?

Давайте взглянем на инфополе фильма из весовой категории «Паразитов». До премьеры «Решения уйти» Пак Чхан Ука в России осталось чуть больше месяца.

Что ж, злободневные, но немного не те новости.

Культурный российский кинозритель

Немного лирики не к месту, но выскажу давно зревшие мысли.

По статистике за 2019, чаще одного раза в год в кино ходят 32% россиян. Это значительно меньше, чем в той же Азии. Или, например, в США и Канаде в 2016 году эта доля составляла 71%. Мы по прежнему довольно далеки от культуры кино.

Результаты совместного исследования Wanta Group и ВЦИОМ за 2019 год
Результаты совместного исследования Wanta Group и ВЦИОМ за 2019 год

Наш рядовой кинотеатральный зритель по прежнему питается крайностью самого узнаваемого голливудского блокбастера или детской мультипликации для семейных походов. Сегмента коммерчески успешного авторского кино практически не существует как явления.

Скажете так везде вне США? Даже если вынести за скобки признанных европейских маэстро вроде Альмодовара или Соррентино, которые способны у себя в Испании и Италии собирать по десятку млн долларов, вот типичный уикенд Кореи:

Бокс-офис корейского проката за 2022.07.29 - 2022.07.31
Бокс-офис корейского проката за 2022.07.29 - 2022.07.31

Здесь по соседству по сборам с «Тором» стоят фестивальные «Решение уйти» и «Брокер». Никаких квот в ЮК давно нет.

Коммерческий успех жанрового-авторского и даже фестивального кино возможен, но не в «нашей» реальности. И, увы, сейчас отечественная индустрия расплачивается за это.

Пусть кинотеатры закрываются?

Логичный вывод: раз бизнес убыточный, бизнес должен закрыться. Проблема в том, что кинотеатры — это не просто бизнес.

Кинотеатры — важнейший коммерческий фундамент всей индустрии. Не будет их, все отечественное кинопроизводство окончательно перейдет на государственную дотационную форму. Да, сильно сглаживает ситуацию наличие стриминговых сервисов*, но я сомневаюсь, что они вышли на тот уровень прибыльности, когда способны потянуть весь рынок (таких данных, по крайней мере, нет).

В общем, за уменьшением залов пострадает в первую очередь само российское кино. И это главный поинт, почему кинотеатры, как сегмент культуры, невозможно игнорировать полностью (хотя проблемы сейчас наверняка есть и поважнее).

* Блог развивается без поддержки «Кинопоиска»

Что ж, на сегодня мы имеем такую невеселую реальность. Реальность, в которой дистрибьюторы и кинотеатры не решаются радикально переориентироваться на другой рынок и заполняют мусором эфирное время, в надежде, что «завтра то все исправится».

Велика вероятность, что отрасль так и помрет, особо не попытавшись выжить. И это грустнее всего.

5454
75 комментариев

Этот прав, а кинотеатры мне кажется, нихера не делают, потому что либо надеятся , что все пройдёт до того как они ударются об дно, либо что государство их вытянет, так как без кинотеатров негде будет крутить мусор фонда кино

21
Ответить

Кинотеатры нихера не делают, просто потому что, они никогда нихера не делали. Зачем шевелиться если Голливуд и местные дистрибьюторы все сделают за тебя! Раскрутят фильм, раструбят о нем всем, а кинотеатру только и остаётся, что сидеть на попе ровно и лутать бабки. Они и сейчас так, сидят на попе ровно и ждут когда за них кто-нибудь все порешает

11
Ответить

Последняя можно реализовать выкупом необходимого количества кинотеатров за бесценок после того как те загнутся, чай киномагнаты для этого не нужны, тем паче не так уж они и горели желанием показывать всякий мусор от ФК.

3
Ответить

Как киношки позакрываются, так же и повырастают, как грибы после дождя, когда западные фильмы опять привезут, тем более, что народ изголодается и даже на походняк наверняка повалит.

А, уж, то, что это на отечественном кинематографе скажется, вообще наплевать. Уж чего не жалко, так это их, деградирующих год от года. Не можете снимать нормальные развлекательные фильмы, тем более, что бюджеты имеете вполне себе, так уже умирайте поскорее!

15
Ответить

Как киношки позакрываются, так же и повырастают, как грибы после дождя, когда западные фильмы опять привезут,Все эт конечно складно, но проблема в этом "когда". Через 5 лет, 10, 20? Как то не особо греет такая перспектива "ну все наладится". Все конечно возможно, но прям сейчас нет намеков на откат к исходным позициям.
Иронично, что кинотеатры живут теми же надеждами: главное потерпеть и не шевелиться, когда то же это закончится.

5
Ответить

Где же те гениальные коммерсы со своими расправленными плечами. Где же их гениальность когда она так нужна...
Ну и конечно, где же те горы денег, в виде "подушки безопасности", которые они скопили за все предыдущие сытые года...

12
Ответить

Если и была "подушка", то она проедена за пару лет пандемии.

7
Ответить