Роман Уземский

+1524
с 2017

https://t.me/not_just_fiction

13 подписчиков
23 подписки

Конечно, я теперь постоянный автор "Мира Фантастики" - пишу для их журнала (в июльском номере, например, выходит один из моих художественных рассказов) и сайта, а также делаю подкасты. Можете найти на их сайте в списке авторов по той же аватарке.

1

Справедливо, действительно пропустил предложение. Мои извинения, претензия снимается.

2

"Эрик Бессмертный" точно не мог быть нанят на роль "пушечного мяса" - солдаты с таким происхождением стоят довольно дорого, а статы на скриншоте явно не располагают к трате такого солдата в штрафбатальон.

Так что эта история как минимум приукрашена, если даже просто не выдумана. Я искренне понимаю тягу приврать для красного словца, но в этот раз вышло неловко - скриншот опровергает историю.

Для тех, кому интересно: Денис воссоздал классический пример Эффекта Барнума - субъективного подтверждения комплиментарной характеристики.
Одна из моих любимых социально-психологических историй, её понимание помогает не отвлекаться на множество манипулятивных тестов и гороскопов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B0

2

Людям свойственно пугаться нестандартных адаптаций книжных образов. А вот почему - вопрос, наверное, не ко мне.
В этом конкретном случае нестандартная трактовка не должна играть большой роли для сюжета (по крайней мере азимовского - готов допустить, что там вообще могут переписать всё начисто), о чем я и упомянул.

4

Итак, по трейлеру:

- Гааль Дорник заменен на чернокожую даму, но не спешите пугаться - это проходной персонаж на парочку первых серий (флешбеков?). Ученый и пассивный наблюдатель, через которого подается завязка истории - судя по всему роль героя будет расширена, но пространства для расширения там немного.

- А вот блондинка в темном костюме - неужели Сальвадор Гардин? Очень похожий типаж, волевой и упрямый вид.

- Сцены с горящим городом (Трентор?), с хищной инопланетной фауной - филлеры, которых не было в книге, сказать по ним нечего.

- Стилистически красиво, местная Империя явно не "Дюнного", а более, что ли, римского разлива - надеюсь, такое же ощущение останется и при просмотре.

Позволю себе предположить, что трейлер немного нас обманывает - первый сезон будет посвящен Первому Кризису (и, возможно, Второму тоже) и главным персонажем будет Гардин. Линия Селдона будет подана в начальных сериях или флешбеках. Очень боюсь, что сюжет будут "разбавлять" дополнительными линиями, которые будут очень слабо смотреться на скелете сюжета Азимова.

35

Боюсь, что совершенно не могу с вами согласиться. Там, где история Боджека - поиск выхода со дна и непрерывная борьба с нисходящим течением, история Дрейпера - блуждание в тумане, поиски собственной личности с редкими колебаниями вверх-вниз.
Я понимаю тягу к аналогии, но принять её не могу - уж слишком многим Дрейпер помог и вдохновил (Пегги, Кэмпбелл, да даже Джоан), слишком немногим он "разрушил жизнь" (если вообще хоть кому-то).

14

"В обоих шоу в центре повествования — отвратительный человек, который совершает ошибки и делает окружающим и себе больно. Он прекрасно это понимает и хотел бы жить иначе, но не выходит. Не получается. Он застрял в порочном цикле и что бы ни сделал — выходит только хуже."

Почему-то у меня возникает ощущение, что вы не смотрели Mad Men. Всё-таки называть Дрейпера "отвратительным человеком, который что бы не сделал - выходит только хуже" - по меньшей мере изрядное допущение. Вряд ли бы хоть кто-то, кто посмотрел до конца хотя бы первый сезон, допустил бы подобную формулировку.

13

Ох. Вы спрашиваете меня о работе, для которой мои компетенции почти на пределе. Я в силах обобщить некоторые моменты и вкратце объяснить эволюцию жанра, но браться за материал такого уровня на полном серьезе слегка страшновато. Даже в формате "для чайников".

Давайте так: я ничего не обещаю, но на всякий случай - гайд по "Шутке" будет где-то к концу декабря?

2

Просто на мой взгляд для "Шутки" важно не только понимать, что там за история, - она да, не особо сложная, просто издевательски написанная - но какую историю она высмеивает (отсылает? опровергает? показательно игнорирует?). 

Пинчон был главным вдохновителем Уоллеса (кажется, его первая книга - переложение собственной научной работы на стиль Пинчона) и основным предметом его дальнейших нападок. И в сумме эти три произведения - триптих двадцатого века, где каждая следующая книга стоит на спине прошлой.

1

Благодарю за текст, очень хороший разбор - надеюсь, что здесь его будут читать. Отдельно интересно, как планируете разобрать "Бесконечную шутку" со всеми её фрактальными играми - как раз закончил это мучительное чтение.

А не планируете разбор "Радуги тяготения"? А то переходить от зарождения (Улисса) сразу к смерти постмодерна, проскакивая знаменосца его расцвета, как-то даже кажется неправильным.

6

Немногие знают, но самый масштабный кроссовер Матрицы так и не увидел свет: после долгих переговоров, вселенную почти договорились связать со "Звездными Войнами". 

К сожалению, переговоры провалились на самом последнем этапе: стороны не смогли разделить потенциальные доходы. После разрыва контракта отсылки к Матрице пришлось в срочном порядке вырезать из всей продукции Lucas Arts. 

Работа была проведена качественно: возможно, мы никогда бы не узнали об этой сделке, если бы не специально обученные русские роботы, приоткрывшие завесу тайны в локализации KOTOR...

30

Понимаю вашу логику. Видимо, я хотел увидеть в тексте не простую историю термина, а разбор элементов, из которых складывается образ некроманта в современной западной культуре. Здесь ведь много чего: и классические вампиры, и гаитянские зомбоделы - не только то, что было принято именовать самим термином "некромантии" при первом его появлении. В итоге в какой-то момент мы со статьёй пошли разными дорогами.

Не хотел быть занудой. Будем считать, я среагировал на тег "золотой фонд", как на красную тряпку и мне по исключительно личным стереотипам показалось, что материал недостаточно... полновесен.
В общем и целом, спасибо за статью.

4

Источников на эту тему довольно много - египтяне часто упоминали практики вызова духов мертвецов, считали их своими заступниками и наблюдателями. Конечно, это не некромантия в прямом смысле слова - но это как минимум в той же (если не в большей) мере "некромантия", как и в античной Греции и Риме.

Об этом можно прочитать например здесь. https://www.oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/magic_basics/practics/ritner.txt

Ну а сам "культ смерти" у египтян был гораздо сложнее, многосоставнее и ритуализированнее - и гораздо влиятельнее на итоговый сложившийся образ "жреца, поднимающего мертвецов".

А пример использования греко-римской мифологии можно найти в недавнем Carnival Row (на картинке) - там вполне атмосферные гаруспики творят вполне некромантские практики. Но это скорее исключение.

3

Возможно мы неверно друг друга поняли. Мой вопрос состоит не в том, что материал недостаточно полный - а в том, что он концентрируется на не самых важных элементах истории.

Вы посвящаете довольно длительную часть текста явлению "некромантии" в античном периоде (который, будем честны, не особенно повлиял на современную культуру и образ), и просто опускаете куда более важный для современного восприятия элемент.

И даже тот же Вархаммер (в котором интересно показан конфликт "старой" и "молодой" школы некромантов) стилистически повлиял на современные игры и книги куда больше, чем DnD.

9

К сожалению, статья не рассматривает подробно Шумерскую и Египетскую традиции некромантии. А между тем, шумерские мотивы можно найти в оформлении некромантов из некоторых частей "Героев Меча и Магии", ну а идеи египетской бальзамированной нежити вдохновили создателей Warhammer Fantasy на создание целой расы.

Именно в Шумере и Египте впервые (по крайне мере это первые дошедшие до нас культурные свидетельства, насколько я помню) зародились техники "прорицания по душам умерших".
(первая гуглящаяся картинка с египетской нежитью - мем из Тотал Вор Вархаммера, но уж что есть то есть)

40

Соседи и прямые конкуренты - торговая империя, очень самобытная, существовавшая чуть севернее Рима (и да, зародившаяся пораньше) и вплоть до территории современной Флоренции. Разобщенные, проиграли Риму несколько войн и были покорены.

Ассимилировались они кстати довольно долго, около нескольких сотен лет - потомков этрусков долгое время считали колдунами и мистиками.

6

Ох, только что заметил - текст по Уэсу Андерсону тоже мой! Он на самом деле был написан первым - остальные строчил уже на излете.

И раз уж у нас с вами завелась беседа - как поживает "Радуга Тяготения"? Вы вроде сражались с ней в феврале - мне интересно, чем дело закончилось.

1

Рад узнать, что хоть некоторые из моих текстов вам в итоге показались интересными!

1

Да двачи это были, конечно же - несколько лет назад в разделе кино начали фантазировать на тему "Дюны". Мои тексты (не докажу, конечно) - Хичкок, Болливуд, Тинто Брасс.
Забавно конечно - иногда то, что считаешь шуточным мусором, для других - ценный контент.

1

О, помню этот тред. С неприятным удивлением нашел здесь три моих текста, незначительно обработанных.
Оригинал подборки был коллективным творчеством множества пользователей анонимного форума.

3

У Чайны Мьевиля в трилогии "Вокзала Потерянных Снов" довольно достоверно изображена масса социальных процессов, происходящих в многорасовом обществе, использующем множество видов магии. Мьевиль по совместительству профессор антропологии, так что уж кто, если не он - миропостроение одна из сильнейших его сторон.

Другое дело что именно военных столкновений не так много - те, которые есть, показаны кровавыми, хаотичными и не особенно эстетически приятными. Наверное именно такими, какие они и есть в реальности.

6

Один из очень немногих современных "твердых" фантастов с большой буквы - писателей, выступающих на одном уровне с ним можно буквально пересчитать по пальцам.

Тем, кто хочет приобщиться к творчеству автора, рекомендую начать с "Карантина" и "Теранезии" - эти книги не пугают тяжелыми наукообразными вступлениями, но при этом несут в себе достаточно проработанные концепции. Если самые сложные моменты из этих книг покажутся увлекательными - значит, можно приступать к "Городу Перестановок", "Диаспоре" и "Лестнице Щильда".

Удачи.

17

Тем, кто планирует начать смотреть, хочу дать совет - возможно, он облегчит им длинный, тернистый путь сквозь первые два сезона. Пусть формально это сериал, но ни в коем случае не относитесь к нему, как к сериалу. Логика повествования больше напоминает классический американский роман - Драйзера, Стейнбека или Синклера Льюиса.

Вы не дождетесь клиффхенгеров, не услышите проговаривания вслух мотивации героев, а быть может, не сразу будете понимать, о чем вообще речь - большую часть времени вам может казаться, что история вообще ни о чем. Здесь долгая экспозиция, невыстреливающие ружья, миллион малозаметных деталей и в меру безжалостное отношение к вашему кругозору.

Честно говоря, я вам завидую.

29

А ведь между прочим "Радуга Тяготения" - истинный предвестник киберпанка как такового - а не этот ваш Филипп Дик.

Все хочу написать огромный текст о том, как её прочитать и не получить при этом перегрузку мозга (это на самом деле возможно, если знать, как относиться к определенным её частям) - но сказать об этой книге хочется слишком много, и статья может получиться слишком сложной для чтения.

От себя рекомендую попытаться пробиться до перехода действия к отелю у моря - с этого момента и почти до заключительной части сюжет обретает четкие очертания и становится вполне прослеживаемым.

1

Главный недостаток серии - сценарный стиль, ориентированную прежде всего на скорейшую экранизацию. Сцены изначально сбалансированы по экранному времени, персонажи не выходят из довольно узких амплуа, а сюжет поделен на "сезонные" арки.

Серия добротная, но опытного читателя фантастики эти особенности могут раздражать - на всякий случай, лучше не ждать многого.

9

Поверьте, мне совершенно не обидно. Зрительское внимание - капризная штука, а достойных соседей тоже более чем достаточно.

Зачем? Там уже достаточно аниматронных моделей - некоторых от живого экземпляра и не отличить.

40

"Декстер — маньяк и злодей без эмоций, но при этом он не воспринимается как антигерой, и зрителю легко ему сопереживать."

Простите за занудство, но это тоже неверно. Зритель легко сопереживает антигероям, да и Декстер, как раз, классический антигерой. А вот именно как злодей он зрителем не воспринимается.

11