Художественное и философское значение Цвета в игре «Тургор»

Философский и художественный анализ игры «Тургор» от студии Ice-Pick Lodge, где подробно раскрывается роль Цвета во вселенной видеоигры

«Тому, кто чувствует его, слушает, повинуется слепо — ответит.

Кожу того, кто умеет хранить, вервие, связки и мышцы его — крепит.

Сердце его, обращенное к Лимфе всяких цветов — греет»

Художественное и философское значение Цвета в игре «Тургор»

Цвет в мире «Тургора» – это воплощение неиссякаемой Жизни – сладости, что так любима Сестрами и втайне почитается Братьями. Иногда его называют иначе – лимфой Цвета, то есть его Телом. Тело заряжается Духом и плодоносит – до тех пор, пока не созревают красочные ростки Цвета, что свисающими головками капают в Промежуток и испаряются, не давая к себе прикоснуться и утолить собою великую Жажду. Цвет – это не чернила, но кровь – кровь живая и трепещущая, питающая все движущееся и растущее. В этом и прослеживается параллель между цветовым решением в живописи и Цветом – резкие мазки краски, обилие Цвета внутри Нервы и широкий, бескрайний мир – пустой, холодный холст, словно Промежуток, стремится стать Творением, покинув безотрадно мрачный мир, и совершить Тургор, вырвавшись наверх.

Что это – Цвет?

«Я стану твоим путеводным огнем»

Известно, что весь сюжетный ряд «Тургора» заключен в подсознательном мире Гостя, и не имеет ни малейшей возможности выбраться из-под натиска символизма и философских перипетий. Гость «попадает» в Промежуток – место, откуда, как ему кажется, он сможет найти выход в Верхний Предел – реальный мир с оставленной прежде жизнью, что казалась пустой и омраченной Голодом по Цвету. Гость ищет Цвет – то, что вновь сможет вдохнуть в его ослабленные легкие Жизнь и движение.

По мере нахождения Сердец и проращивания в них Цвета (из чего получается Нерва), Дух Гостя крепнет и силится – чтобы наконец исполнить свою мечту и совершить Прорыв через самого себя – так называемый Тургор.

Субстанция Света рождается и умирает не только в Промежутке (своеобразном Лимбе), где оказался несчастный Ясноглазый, но и во множестве других бесконечных Пределов. Так, структуру вселенной «Тургора» можно сравнить с Мультивселенной – необъятным облаком возможностей с бесчисленным количеством слоев и уровней. В каждом таком Пределе, в зависимости от близости к Поверхности или к Кошмару, живет и размножается Цвет. Весь этот мир был придуман Человеком – потерянным, с жгучим от отчаяния Сердцем, который настоятельно хочет выбраться из этого состояния безумной фантазии с помощью возвышения Сестер, Тургора души и Цвета как семени Жизни.

Перед игроком стоит трудноразрешимая задача и цель – заставить Цвет служить себе, подчинить себе его натуру (примерно тоже самое говорил Ван Гог про рисование с натуры), и выбрать ту, кто будет его кистью и творцом – Сестру, несущую с собой в Верхний Предел характерный для своей личности Цвет и значение Цвета. Впоследствии этого выбора состоится коронация нового Мира – Мира неизведанного и яркого.

Цвет имеет свой Голос – об этом можно узнать, если чуть внимательнее прислушаться к его бормотаниям. Он коварен, лжив и порой вреден для Гостя. Именно Голос показывает истинную сущность Цвета – инстинктивная алчность, с которой желание дарить Жизнь становится равноценным желанию ее отнимать. Он манит и соблазняет – это его природа и предназначение. Цвет, как сущность, не обладает Разумом – им движет животная страсть и рефлекс, заложенные в него либо фантазией Гостя, либо самой природой вещей.

Цвет проращивается в Сердцах – своеобразных вместилищах Жизни, которые заменяют собой другие известные игроку органы. Душа, теплящаяся в Сердцах, обволакивает собой весь организм, тем самым подчиняя Цвет – только полнородному Духу, что и собирает весь Цвет и дарит его, разрешается рисовать им. Только мертвый не нуждается в Цвете – все живое им дышит. Но Цветом не только можно оживлять и подкармливать, его можно попросту терять и даже убивать им.

В игре имеется несколько видов Цвета, которые отличаются по назначению, составу и результату, который они преподносят в Мир:

  • Янтарь – Цвет восторженного буйства, дикости и радости. Его дар – Метаболизм, при котором Цвет быстрее развивается через Сердца в Нерву. Чем больше Янтаря, тем чаще будут случаться набеги Братьев на Покои и Сады. Является Цветом наслаждения для Авы, Ире, Айи, опасным – для Уты, Имы, Яни.
  • Пурпур – Цвет гнева, ярости и крови. В этом Цвете две стороны – разрушительная и созидательная. Первая – в кровавых изменениях и переворотах, вторая – в тяге к справедливости и светлому будущему. Дар Цвета – Ярость, несущая силу Духа в бою. Чем больше Пурпура в Сердцах, тем более агрессивными становятся Братья. Любим Эли, Юни, Айей, чужд Эхо, Уте и Оле.
  • Золото – драгоценный Цвет возвышенной любви, нервности и самоубийственной отдачи. Дар Цвета – Доверие, ярче раскрывающее Сердца Сестер. Чем больше Золота в Промежутке, тем сильнее ревность Братьев к своим Сестрам. Является Цветом наслаждения для Сестры из Теплицы, Ире и Оле, опасным – для Авы, Айи и Юны.
  • Сирень – Цвет очарования, завесы тайн и тревоги. Недобрый Цвет, чужеродный. Его Дар – Вдохновение, при котором требуется меньше Цвета для оживления мертвого. Чем больше Сирени, тем слабее Дух Гостя в бою. Любим Авой, Оле, Яни и Эхо, опасен для Эли, Имы и Юны.
  • Лазурь – Цвет страдания, отчаяния и надежды. Он чувствует Время, как оно неумолимо испаряется в часах. Его Дар – Скорость, которая позволяет Гостю двигаться быстрее. Чем больше Лазури, тем быстрее бьются Сердца, и тем выше плата за нахождение в Покоях Сестры. Любим Юной, Имой и Яни, опасен для Авы, Оле и Эхо.
  • Изумруд – Цвет покоя и терпения. Дар Цвета – Защита, смягчающая урон от ударов врагов. Изумруд делает Промежуток вязким, из-за чего Гость замедляется. Любим Сестрой из Теплицы, Имой, Утой, опасен для Яни и Ире.

После раскрытия нового Сердца, Цвет становится источником прозрения для Гостя – Нерва, что прорастает из Сердец, формирует и делает крепче Дух, который с каждым новым ростком становится все более дарующим. Дух вырывает из Сердец проросший Цвет и питает им все мертвое и голодное – Сады и Сестер.

Сестры как проводники Цвета

«За человека говорят его дела. А свои дела ты чертишь своей кровью»

Художественное и философское значение Цвета в игре «Тургор»

В Сердцах Сестер прорастает Цвет – в них живет знание о Цвете, которое Братья беспощадно вырывают из груди девушек. Они связаны с Цветом так, как никто другой в Пределах, даже Братья, от слепого незнания о нем поют Цвету молитвы и песни.

Сестры – плод воображения Гостя, во многом эротического характера, испытывают хищнический инстинкт по отношению к Цвету – они голодны, скупы и лелеют надежду на Тургор. Многие из них отказываются от Вознесения, но все же страстно желая его из-за своего хищного существа. По словам Брата Ямы, сестры – это плодоносящие растения, к которым тянется Цвет и желает произрастать в их Сердцах. Именно через них Цвет живет, общается и дышит. Они – его личные врата Рая.

Для каждой Сестры существует свой Цвет, который благоволит ей и делает ее желанной – но существуют Цвета, способные убить Сестру и отправить ее в пучину Страха – Кошмар.

Сестра Эли, обладающая чертами мужественности и стойкости, говорит о Сестрах как о ненасытных тварях, жаждущих от Гостя только одного – высосать из него Цвет досуха, избавив от бремени Жизни и умчаться наверх – красить собой Верхний Предел. Но не стоит винить их в этой кажущейся меркантильности – это их природа, сам Промежуток создал их такими. Они нужны для того, чтобы принести Жизнь в серые громадные здания, сухие ломкие деревья, больную почву и мертворожденную Планету – перед Тургором они вбирают весь Цвет внутрь себя и устремляются ввысь по зову своей души.

Все Сестры поражены Голодом – будто паралич пронзает их мышцы, и вместо того, чтобы искать и добывать Цвет, они покорно и безнадежно ждут его, как младенец молока из груди своей матери. Они – не просто обнаженные тела под звездным покрывалом – они – лишь вместилище Цвета, служащее для будущего цветения Вселенной.

Про Сестер говорится многое – точнее, сам Цвет, зреющий в их Сердцах, говорит за них. Они рассказывают про мир, который хотят построить там, на Поверхности, и Цвет, который идет сквозь них, будет руководить их желаниями и мечтами. Они рисуют на Поверхности своими душами и телами, полными говорящего в них Цвета. При Тургоре (или Вознесении) они погибают, разрываясь от переполняющей их душу Жизни.

  • Безымянная Сестра и Яни – Сестры, напрямую связанные со Смертью. Сестра из Теплицы совершает ее, а Яни – чувствует. Первая любит материнской любовью, сострадательна и жертвенна. Она живет в самом низу Промежутка – там, где проходит его связь с Кошмаром, и, возможно, именно поэтому она в конце концов совершает отречение от своей сущности Сестры, отдав все свои соки Гостю. Она ничего не могла подарить миру, кроме собственной Смерти. Яни, напротив, напугана как жизнью в Промежутке, так и Поверхностью – ей страшно, холодно и совсем не хочется выходит из своих жутких, «слишком человеческих» покоев.

  • Сестра Има – второе имя судьбоносного Художника, который отдает свою жизнь во благо Творения. Ее душа жертвенна, а плоть – смиренна. В ней соседствует крайний аскетизм с мученическим незнанием – ведь ее страшным палачом оказался не мистический Дракон, а неостановимость, текучесть и фатальность Времени. В душе говорит Цвет мудрого страдания и самоотдачи: «Если ты в самом деле хочешь меня освободить, подумай, хочешь ли ты заставить людей жить ценой лишений, мучений и боли…»

  • Эли – истинный Творец, могущий строить, возводить, созидать, и главное – мечтать и фантазировать. В ее душе смешалась Сила и Мечта – яростный Пурпур с Серебром. Сестра представляет собой идеальное воплощение мужества, честности и стойкого характера для битвы в Верхнем Пределе. Ее стройка Мира рациональна, ей не хватается чувственности и Любви: «Мой мир высокого мастерства довольно суров. Ни одна вещь, не стоящая того, чтобы быть — не появится. Ни один человек не сможет приняться за созидание, если не будет владеть своим мастерством виртуозно. После этого будет рождаться гораздо меньше вещей, слов, решений. Хотя все они будут исключительно хороши».

  • Ута и Ава – старшие Сестры, помнящие рождение Мира и владеющие знанием о нем. Они – исключительные противоположности друг друга и питаются разным Цветом. Ута – хладнокровная Струна, натянутая между миром магии, чуда и безумия. Она создает прекрасное, к которому нельзя прикоснуться и познать его. Ава – Сестра-сфинкс, носящая в Сердце загадку и тайну. Ее душа горяча и импульсивна и любит играться благодаря Сирени. На поверхности она создаст мир импульсивной власти, где жизнь – лишь нервный сполох на воде, ничего не стоящий вулкан чувств.

  • Эхо и Айя – Сестры-беглянки, Айя – служанка своей госпожи Эхо. Они совершили преступление, и за это были изгнаны из своих Покоев. В Эхо соединился страх и безумие – она жаждет повелевать и навязывать свою безумную Силу. Айя же напротив – чрезмерно жестока, цинична и похожа на меленького зверя. На поверхности она создаст необходимое Зло, за которым, по ее мнению, обязательно произойдет всплеск Добра: «Без явного зла не будет и явного добра, бродяга. Чтобы люди зашевелились, нужно создать им невыносимые условия. Только представь, какое веселье! Двор Борджиа! Карнавал! Возрождение…»

  • Оле – Сестра, родившаяся одновременно с Гостем и якобы назначенная ему в невесты. Она слишком молода для полного понимания мира, и слишком боязлива, чтобы совершить Прорыв. Ее душа полна Любви и страха, который преодолевается благодаря Золоту. Она не знает Мира, который могла бы сотворить.

  • Ире – Сестра сладострастия, похоти, дионистической красоты. Она, в отличие от многих Сестер, жаждет выйти на Поверхность – жаждет принести туда звериную страсть, безрассудство и карнавал секса. Она хочет подарить Поверхности Жизнь – ценою разума и истины.

  • Юна – страшная и безумная Сестра, не видящая грани между силой и жестокостью. Сестра живет в Кузнеце – Покое, где вечный жар Созидания. Она творит мир глобальных бедствий, войн и праздников – она не видит деталей и простой Жизни в оболочке горящего Мира.

Цвет как прародитель искусства

«Потрескивание натянутого свыше предела лука перед выстрелом — либо перед тем, как лопнет со звоном дерево и тетива — вот что такое тургор».

Творчество – это Жизнь и Созидание, Цвет – это Жизнь и Кровь. В игре наивысшей точкой Творения является Тургор – набухание Цвета в Сердцах и их фатальный разрыв – «маленькая смерть» во имя Создания. После Вознесения Гость погибает – либо в одиночестве, либо с Сестрой, принося свой Дух в жертву Цвету, который развеется на ветру и наполнит собой Мир.

Стиль «набухания» цвета характерен для течения экспрессионизма – когда через призму грубых мазков и грязных оттенков краски выражается сильное эмоциональное чувство художника. Для «Тургора» стоит выделить именно направление этого течения – абстрактный экспрессионизм. Для него характерны: осмысленность картин, агрессивность и импульсивность при написании и значимое сочетание цветовой гаммы.

Если Дух творит и создает – в конечном счете он совершает неизбежный Прорыв, достигая наивысшей точки Тургора – набухания Цвета внутри Духа. При деградации Духа, высасывании Цвета, словно Братья из Сестер, он падает вниз – в Адову пучину, где страдает от собственной жадности и неумения Созидать.

Сестры Эли и Юна сравнивают Тургор с «разрыванием себя изнутри» - тоже самое происходит и с художником в момент творения – в момент кульминации, когда все бессознательные смыслы становятся зримыми и обретают значимость. Именно этот смысл Жизни делает Тургор возможным проводником искусства – как олицетворение чистого созидательного процесса и деятельности, направленной на дарение Миру и обогащение его Цветом – то есть самой Жизнью.

«Тургор-творение-искусство дает возможность разорвать любой из Пределов и перейти на новый уровень Бытия – бытия чистого созидания без вынужденного разрушения. После достижения Тургора уже опустошенный Гость погибает на Поверхности, но не без остатка – как каждый человек порождает своим телом и Духом дитя, так и Гость оставляет после себя всплеск Цвета, насыщенный до предела Жизнью. Своей смертью он позволяет самой прекрасной Жизни выйти наружу из своих сердец, и окрасить все в Цвета крови. Гость также может оживить мертвое, внести Любовь туда, где была вечная засуха – именно это и называется актом наивысшего Творения, обреченного на смертельное застывание в камне Искусства».

Художественное и философское значение Цвета в игре «Тургор»

Автор: Аглая Во Мраке (София Михайлова)

1515 показов
5.4K5.4K открытий
11 репост
1 комментарий

Вспомнил про игру из детства и решил поискать есть ли какая статья про нее, а тут оп и разбор. Спасибо было интересно прочесть и поностальгировать.

Знакомство с игрой у меня вышло интересное (я конечно помню, что видел и трейлер по ней да и на выставках ее видел но особо не интересовался в отличие от своего брата). Так вот в десятом классе работая официантом у меня не было времени особо, чтобы поехать в Киев на Петровку и закупится дисками в отличии от моего брата-студента. И тут как в фильме Гая Ричи "Большой куш" только суммы другие, даю я брату 200 гривен (меньше купюры просто не было) и говорю: "Вот тебе 200 гривен купи мне Devil May Cry 4, было бы хорошо с них увидеть сдачу. (И тут пару уточнений) Если игра будет стоить больше 100 гривен не бери, понял?", брат: "Да, конечно". На следующий день утром после работы спрашиваю брата: "Ты купил ДМК4?", он: "Нет, но я купил, что-то по лучше. Тут два ДВД-диска на одном игра на втором материалы про создание игры арт-бук и тд. А еще это от создателей Мора" и протягивает мне диск Тургор. Я говорю: "Ладно, сколько это стоило?", он: "150 гривен", я: "Бля, Тоха какого хера, я дал тебе 200 гривен и послал за ДМК4 при этом уточнив, что если он будет стоить 100 гривен не бери, а ты мне в итоге приносишь игру которую не хотел да еще и дороже".

Но по итогу мне игра понравилась и мы в ней на долго залипли, мне прям тогда был таким свежем глотком некого гибрида сурвайвела с роуглайтом.

Ответить