It’s a Trap!

Как и откуда появилась традиция переодевать мальчиков в девочек в японской поп-культуре.

It’s a Trap!

Любой, кто смотрел больше чем хотя бы с десяток аниме, хоть раз попадался в «ловушку». Ведь на то они и «ловушки», чтобы быть незаметными для своей жертвы. И только подумаешь, что эта тяночка вполне подходит на роль вайфу, как у неё вдруг обнаруживается подвох. И тут либо разочарование, которое может перейти в ненависть к аниме в принципе, либо only makes it better.

I’m a guy, you know?

Истоки самого термина «трап» как общего обозначения кроссдрессеров (очевидно, людей, переодевающихся в одежду не своего биологического пола) и трансвеститов, как и многие связанные с отаку-коммьюнити за пределами Японии мемы, нужно искать на форчане примерно времён его рождения. Происходит оно от классического ответа на любое изображение анимешного женственно выглядящего или просто в женской одежде мальчика макро-картинкой с Адмиралом Акбаром из Звёздных Войн с титульной подписью «It’s a Trap». Так постепенно слово и прижилось к любой попытке заставить анонима усомниться в своей гетеросексуальности, ведь помимо «ловушка» trap значит ещё и «вводить в заблуждение», что очень подходит для большинства трапов в аниме.

Бриджет из Guilty Gear
Бриджет из Guilty Gear

Одним из первых популярных трапов на имиджбордах и одной из причин формирования именно такого значения слова можно считать Бриджет из серии игр Guilty Gear. Что интересно, по лору игры не является гомосексуалистом, а носит женскую одежду из-за предания в его родной деревне, что рождение близнецов — это проклятие. В итоге из двух братьев именно его воспитывали как девочку (иначе смерть). По мере взросления ему надоело притворяться девочкой и в надежде доказать, что он не проклятие и не несёт одни лишь неудачи, Бриджет решается стать охотником за головами чтобы заработать денег для своей деревни. Образ Бриджет можно назвать классическим трапом. Андрогинная внешность, сокрытие своего настоящего пола ношением женской одежды, получение некоторой выгоды от своей внешности и неприкрытое ехидство когда кто-то попадается в эту ловушку.

Enjoy
Enjoy

Производным от «трап» является слово «реверс-трап», которым обозначают, очевидно, обратную ситуацию, когда девушка одевается как парень. В остальном всё примерно то же самое. И не стоит путать с типажом «томбой», который больше знаком нам как «пацанка». В случае с реверс-трапом с первого взгляда опознать настоящий пол трудно, в отличие от сохраняющейся женственности у томбоев. Один из примеров реверс-трапа — Кино из Kino no Tabi, чей пол некоторое время остаётся для читателя/зрителя загадкой.

Кино из Kino no Tabi
Кино из Kino no Tabi

Традиции производства ловушек

Если где и искать причины появления каких-то конкретных архетипов в современной японской культуре, то в первую очередь нужно смотреть на синтоизм как традиционную религию страны. И тут обнаруживается несколько косвенных нюансов. Синтоизм, несущий в своей основе идею «естественности», не табуирует секс совсем. «Что естественно, то не безобразно». И при этом лоялен ко всем его проявлениям. Вдобавок у синтоистских богов нет определённого пола, кроме главной богини пантеона Аматэрасу. Таким образом многие младшие боги могли быть в представлениях людей разного пола одновременно.

Куда интересней с этим в другой повлиявшей на культуру Японии религии — буддизм, пришедший сюда из юго-восточной Азии примерно в 6 веке нашей эры. Начать стоит с того, что буддизм определяет аж 4 пола, добавляя два необычных для западной культуры «убхатобианджанака» и «пандака». Обе сущности довольно сложны для понимания, в особенности в чём их различие. Если обобщать, то первые будут ближе к гермафродитам и трансгендерам, а вторые к гомо/асексуалам. В реальности, как и обычно с восточной культурой, всё куда сложней. Если не скатываться до привычных терминов, то «убхатобианджанака» подразумевает полную смену половой роли («некто, родившийся мужчиной, но когда начинает испытывать влечение к другому мужчине, то теряет свою мужественность и принимает характер и физические черты женщины, чтобы он/она мог вступать в гетеросексуальные отношения с этим мужчиной»), когда «пандака» только частичную («лицо, у которого дефицит черт мужественности (для мужчин) или женственности (для женщин)» или «лицо, которые находит удовольствие, вступая в отношения с мужчинами, представляя себя женщиной»).

Немного особняком от этих двух сущностей, но одновременно обобщая их, стоит слово «катой». Словарь Королевского Института тайского языка определяет катой как «Лицо, имеющее и мужские, и женские половые органы; лицо, чье поведение и разум противоположны его полу». В другом популярном словаре тайского языка имеется следующее определение:

Гомосексуалисты или сексуальные извращенцы — не катои. Характерным для катоя является кто-то, кто переодевается в чужую одежду, мужчина который любит вести себя и одеваться как женщина и имеет разум как у женщины, или женщина, которая любит поступать и одеваться как мужчина и которая имеет ум как у мужчины.

Словарь тайского языка Манит Манитчароен

Знакомое описание, не правда ли? Учитывая, что буддизм прижился в Японии достаточно давно и одно время был даже религией дворян, это может объяснять некоторые куда более известные традиции. С другой стороны скорее это будет только причиной толерантного отношения к такому поведению, а у самих проявлений переодевания в одежду не своего пола будут другие предпосылки.

Театр кабуки
Театр кабуки

Например, театр Кабуки. Пожалуй самый известный пример, когда мужчины играют женские роли. Буквально. Называются такие актёры «оннагата», буквально «актёры женского образа». Появление таких актёров связано в первую очередь с событиями начала-середины 17 века. Изначально театр кабуки (если быть точным, то это жанр драматической постановки) был основан служительницей святилища Идзумо Тайся по имени Окуни, из-за чего её также называли Идзумо-но Окуни. Поначалу она просто исполняла ритуальные танцы, но позже стала добавлять романтические и светские сюжеты под игру музыкальных инструментов. Популярность её самой и её игры привела к появлению других актёрских трупп и формированию жанра. Иронично, что в изначальном виде все роли (мужские и женские) в кабуки исполняли исключительно женщины. Постановки же в основном описывались как «грубые и неприличные», из-за чего другим названием кабуки того времени было «омоним» — театр поющих и танцующих куртизанок. Что было в принципе правдой, потому что многие актрисы действительно подрабатывали проститутками.

Идзумо-но Окуни
Идзумо-но Окуни

Это привлекло внимание сёгуната Токугава, что повлекло за собой полный запрет женщинам выступать на сцене. Всё в целях сохранения общественной культурной нравственности. При этом некоторые историки считают, что одной из причин запрета могли стать сюжеты постановок, которые были о жизнях обычных людей. Ну и скандалы с кабуки, в которые были вовлечены государственные чиновники.

В итоге примерно с 1629 до 1653 года в кабуки все роли исполняли юноши. Что ещё более иронично, это повлияло только на смещение акцентов в постановках с танца на драматическую часть. Сами же юноши-актёры становились так называемыми «кагэма» — по сути тоже проститутками, а постановки были эротического характера с тематикой "мужской гомосексуальности. Что привело к запрету и на выступления в кабуки молодых мальчиков и после этого все роли стали играть зрелые мужчины. Причём с 1642 по 53 года были запрещены и женские роли вообще.

Укиэ-ё с кагэма
Укиэ-ё с кагэма

Это и привело к появлению оннагата. Отточенное до совершенства воспроизведение образа идеальной женщины по версии мужчины. Настолько идеального, что до невозможности определить настоящая это женщина или умелый актёр-мужчина. Неудивительно, что театры кабуки с оннагата остались популярными и после снятия запрета на выступления женщин в кабуки. Возможно именно с этим связана и популярность трапов в современных японских медиа (ну и что в современном мейнстримом кабуки всё ещё практически не найти женщин).

Укиэ-ё с двумя актёрами-оннагата
Укиэ-ё с двумя актёрами-оннагата

Ну и немного интересных фактов помимо театра. Например, традиционные японские кимоно и халаты характерны, пусть и с некоторыми отличиями, для обоих полов, что нередко обыгрывалось ещё в японских фарсах после периода Хэйан (то есть примерно с 13 века). Это связано с тем, что кимоно изначально были религиозными одеждами. И, как было сказано выше в истории театра кабуки, изначально мистериями и ритуалами занимались преимущественно женщины. Позже кимоно стали одеждой аристократии, но при этом сохранив некоторую женственность. Также стоит отметить, что до совершеннолетия дети дворянства часто росли исключительно в женской среде. И при этом при воспитании не делалось особой разницы мальчик это или девочка. Из-за этого после совершеннолетия уже было неудивительно, что уже мужчинам не чуждо переодевание в женскую одежду. Даром что и религия это не делает из этого табу.

Актриса Такарадзука Ревю в мужской роли
Актриса Такарадзука Ревю в мужской роли

Раз в начале было упомянуто также явление реверс-трапов, то нелишним будет упомянуть и про другой театр, в котором как в изначальном кабуки все роли исполняются женщинами. Это Театр Такарадзука, также известный как Такарадзука Ревю, появившийся в начале 20 века. Причём мужские роли пользуются особой популярностью как у зрителей, так и у самих актрис, для которых это считается особым достижением.

Ловушка для отаку

NB! Текст дальше содержит спойлеры разной степени тяжести! Я предупредил.

В классическом, привычном для нас виде, трапы появились в аниме и манге далеко не сразу. Первопроходцем на этом поприще считается манга Metropolis авторства Осаму Тедзуки, выпущенная в 1949 году. Это детективный ваншот в довольно экзотичном сеттинге дизельпанка про частного детектива, который ищет международного преступника, подозреваемого в торговле человеческими органами. Однако первопроходцем Метрополис можно считать с оговоркой, что это первый пример тропа gender-bender (смена пола на противоположный). Так здесь фигурирует андроид Митти женского пола, но с воспоминаниями мальчика. Не классический трап, но начало положено.

Также по Metropolis в 2001 году было снято полнометражное аниме режиссёра Ринтаро (Сигэюки Хаяси) и производства студий Madhouse и Studio 4°C.

Metropolis
Metropolis

После можно отметить несколько заметных примеров реверс-трапов. Причём в главных ролях. Первым будет манга 1953 года Ribon no Kishi или Princess Knight с главной героиней, которая вынуждена притворяться парнем. Второй будет Дороро из одноимённой классической ёкай-манги 1967 года. Причём это утаивается от читателя до последнего момента. Третьей считается сёдзе-манга 1972 года The Rose of Versailles с ещё одной девушкой, которая притворяется парнем.

Сапфир из Ribon no Kishi
Сапфир из Ribon no Kishi
Дороро из оригинальной манги
Дороро из оригинальной манги
Оскар Франсуа де Жарже из The Rose of Versailles
Оскар Франсуа де Жарже из The Rose of Versailles

Но в 1973 году появляется манга с более похожим на классического трапа по крайней мере по описанию. Это ромком-сёдзе Ara Waga Tono! или Oh My Lord!. Её сюжет описывается как «фарсовый роман о мальчиках и девочках, пересекающихся в старшей школе, со множеством любовных интриг, небольшой порцией смены пола и некоторой подростковой грусти, что непонятна взрослым». К сожалению найти мангу в открытом доступе не получилось, поэтому понять кто там трап не представляется возможным. Но точно известно, что именно парень в женской одежде.

Годом позже выходит манга Oira Sukeban от Го Нагаи. Комедийная сёнен-манга, в которой главному герою приходится переодеваться в девушку чтобы поступить в женскую школу чтобы попытаться очистить свою репутацию от обвинений в устроенных в городе разрушениях. И, пожалуй, это первое произведение, в котором делается акцент на притворстве и вокруг него строится весь сюжет.

Банджи Суке из Oira Sukeban
Банджи Суке из Oira Sukeban

Однако настоящая популярность тропу приходит вместе с сёнен-мангой Ranma ½ авторства Румико Такахаси 1987 года выпуска. В ней главный герой Ранма в результате проклятия превращается в девушку. И пытается вернуть себе изначальный пол. С попеременным успехом. Но интересна даже не канва сюжета, а то как ведёт себя Ранма в женском облике. Он активно пользуется слабостями других парней и способен манипулировать ими с помощью заигрываний. В принципе можно считать, что именно с Ranma ½ трапы пошли в наступление на хрупкую гетеросексуальность отаку-коммьюнити…

Ранма в женском обличии.
Ранма в женском обличии.

В заключение приведу небольшой фактик из найденной в процессе подготовки поста статьи про катой в буддизме:

Смена пола не считается грехом. Следовательно, намерение поменять пол не может иметь никаких вредных каммических последствий. Но дурное сексуальное поведение — грешно и может привести к последствиям при последующем рождении.

217217
62 комментария
100 ₽

Спасибо за материал о лучших девочках!

7
Ответить
91
Ответить

Никакого гейства, только чистый мужской sex

5
Ответить

Золотые слова

Ответить
54
Ответить

А можно на православном? 

1
Ответить