Кто является "автором" игры?

Все мы помним, что авторское право неотчуждаемо. Что бы ни случилось - автором Властелина Колец будет некто Дж. Р.Р. Толкин и это надо указывать. В кино авторские права тоже четко обозначены - если я верно помню, они принадлежат режиссеру, композитору и продюсеру. В музыке всегда обязаны указывать автора слов и автора музыки. Но кому, по закону, принадлежит именно неотчуждаемое авторское право на игру?

Кто является "автором" игры?

Я так и не нашел ничего по данному вопросу - но я не специалист-юрист, может быть плохо искал. Вопрос возник как раз потому, что в свое время Американу МакГи, например, не давали стримить игру "American Mcgee's Alice" - потому что он не обладает на нее никакими правами. Сейчас есть игры "By Hideo Kodjima" - может быть через пару лет Кодзима уже тоже не сможет их стримить и даже о них говорить. И потому да - очень интересно, кто реально, по закону, считается автором аудиовизуального произведения "видеоигра"?

4545 показов
1.2K1.2K открытий
24 комментария

Привет! Отличный вопрос!
Дело в том, что прямого ответа на этот вопрос в законе нет.
Игра - это сложный объект, он состоит из большого количество деталей - кода, графики, музыки и т.д. И по идее - у каждого элемента есть свой автор.

И здесь надо оговориться о разнице между понятием "автор" и "правообладатель".

Автор - тот, кто вложил творческий вклад в игру - то есть все программисты, дизайнеры и саунд дизайнеры и т.д. Они все авторы игры, имеют право быть указанными в титрах и т.д. Но не все они правообладатели (обладатели исключительных прав) - к последним относятся те, кто в силу закона или договора приобретают права на игру, имеют право распоряжаться ее судьбой, зарабатывать на ней, продавать и т.д. К ним обычно относится то лицо, которое собрало команду вместе: это может быть как юрлицо, так и ИП или физлицо - главное, что был корректно юридически описан переход прав от всех авторов к нему.

Пример: есть юрлицо - студия, она как имеет наемных работников в штате, так и привлекает аутсорсеров для работы на проекте. Если она корректно оформила внутреннюю документацию, исключительные права на все созданное ею переходят к юрлицу. Если в договоре с внешними подрядчиками корректно включено положение о переходе прав на созданное к заказчику, она приобретает права и от них.
То есть в итоге на студии "собираются" все права на кусочки игры, из которой и состоит большой проект. Это удобнее всего - иметь 1 правообладателя на игру, обычно этого же требуют инвесторы, которым удобнее работать с одним лицом, чем со 100 соавторами.

Ответить

Любопытно. Тогда вопрос - те же Рокстар, кажется, были известны тем, что в титрах не указывали тех сотрудников, что не "дожили" до релиза. И этим, в том числе, заставляли остаться и кранчить - по сути, шантаж. Получается, они нарушали закон и не имели права не указывать авторов контента?

Точно так же - например, "отменяли" Авелона. Он уже успел написать важную часть сценария, но по политическим причинам его не укажут в титрах. Это, я так понимаю, в целом незаконно - но правоприменительной практики пока нет?

Ответить

Авторские права есть имущественные и неимущественные. Когда ты что-то создаёшь, у тебя есть оба права. Первые можно продавать и они касаются использования продукта в коммерческих целях. Когда говорят про авторские права, то практически всегда имеют ввиду именно эти. Неимущественные права как раз неотчуждаемы, тебе могут запретить пользоваться продуктом, но никто не может запретить тебе быть его автором. Чтобы проще было понять, то картину ты можешь продать и её могут дальше перепродавать, а вот то, что именно ты её написал, закреплено за тобой навсегда.
Когда дело касается игр, то над проектом трудится коллектив, обычно узких специалистов, и сказать, что они являются авторами нельзя. Можно предъявить авторство на код или дизайн, но во многих странах в законах авторское право принадлежит в таком случае компании, на которую работают все эти люди.

Ответить

То есть чисто юридически не указать, к примеру, в титрах программиста или ГД - нормально? 

Ответить

Компания-разработчик. Макги и Кодзима - наемные работники. Интеллектуальная собственность, созданная в рамках должностных обязанностей принадлежит работодателю. А что там в названии или просто на обложке это решение маркетологов.

Ответить

Не совсем в том вопрос. Да, несомненно, если композитор написал музыку и слова песни для корпоратива заказчику, то компания имеет право ей распоряжаться. Но *автором* всегда останется именно он. И его будут указывать, как автора.

Но кто *автор* игры? Не обладатель прав на дистрибуцию\продажи\торговую марку, а именно *автор*?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить