«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

Поражающий своим многогранным сюжетом сериал, сумевший впитать в себя многочисленные философские темы и аллегории, в которых я попытался разобраться и вот что из этого вышло...

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

*Перед написанием этого материала я специально не смотрел никаких других разборов, так как мне было интересно докопаться до сути самому.

Содержание

«Отрадно спать – отрадней камнем быть.

О, в этот век – преступный и постыдный

Не жить, не чувствовать – удел завидный...

Прошу: молчи – не смей меня будить».


Микеланджело Буонарроти
«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

На волне множества сериалов стремящихся поразить зрителя всевозможными визуальными и техническими достижениями. В погоне за созданием очередного аттракциона стремящегося всеми силами завлечь и удержать внимание новой аудитории, мало кто по-настоящему задумывается о наличии какой-либо смысловой нагрузки внутри произведения. Практически никто не пытается оставить пробелы в истории, нарочно заставив искать ответы после просмотра.

«Эрго Прокси» является как раз таким неограненным подобным желанием алмазом. Желание ознакомится с данным сериалом, тяготело давно. К тому же сеттинг посткиберпанка всегда был и остается для меня одним из самых интересных. Зачастую предполагая возможности для развития сюжета в куда более глубоком философском русле. Это аниме смогло впечатлить меня, смогло проявить желание покопаться в нем, узнать что-то новое для себя. В данном материале я пройдусь по сюжету и попробую разобраться хронологии и смысле происходящего.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

Действия разворачиваются в далеком будущем внутри города - Ромдо. В последнем функционирующем городе на земле. Жизнь людей здесь протекает, словно в утопии, безмятежное существование здесь поддерживается множеством роботов и защитным куполом, обеспечивающим пригодную для жизни среду. За каждым жителем закрепляется свой авторейв (специальный робот-андроид), облегчающий жизнь своему хозяину в бытовых и насущных делах, наставляющий его на правильный путь, всячески помогающий стать достойным гражданином.

«Город Ромдо – последнее райское местечко на Земле. Еще один такой же день, как и прежний. В нашем укрытии от бушующего внешнего мира. Очень скучный рай».

Зал аудиенции
Зал аудиенции

Вся власть сосредоточена в руках местного Регента - Донова Майера (регент — человек, временно осуществляющий полномочия главы государства) и его верных помощников в лице Коллективного разума, последний представлен в роли этакого продвинутого искусственного интеллекта, воплощенного в виде четырех статуй. Каждая, из которых является копией одной из мраморных скульптур известного мастера эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти, расположенных во Флоренции в капелле Медичи. В их позах изображены четыре характера: утро — сангвинический, день— холерический, вечер — меланхолический, ночь — флегматический.

<p>Названия скульптур: 1) Ночь; 2) День; 3) Вечер; 4) Утро</p>

Названия скульптур: 1) Ночь; 2) День; 3) Вечер; 4) Утро

За соблюдением порядка в будущем следит служба безопасности, возглавляемая Раулем Кридом, невозмутимым и решительным в своих действиях человеком. Не стесняющегося любых методов достижения цели. Несмотря на далекое будущее, агенты основных инфраструктур предпочитают одеваться, будто находятся в викторианской эпохе. Дизайн внешнего вида главы безопасности, создает впечатление аристократического джентльмена периода 18 века.

Кристева антураж Рауля

Главная героиня агент разведки — Рил Мэйер, инспектор Бюро расследований и внучка регента Ромдо. Ее характер выделяется на фоне остальных. Она полна решимости докопаться до истины, пренебрегает приказами свыше, но вместе с тем одновременно надменна, капризна, груба и резка в выражениях, не всегда соблюдая субординацию в разговоре с регентом. На что жители в шутку называют ее «принцессой» этого города.

«Когда я была маленькой, я думала, что мир исчезнет, если я умру. Какая детская иллюзия. Существование мира, когда меня уже нет, казалось мне непростительным».

При создании образа Рил художник рассказал, что вдохновлялся солисткой группы Evanescence — Эми Ли.

Рил расследует череду загадочных убийств каким-то образом связанных с зараженными вирусом «Когито» авторейвами. В ходе дела она знакомиться с другим не менее важным для истории героем — Винсентом Лоу. Иммигрантом из города Москвы, работающим в Центре Контроля авторейвов, занимаясь розыском и уничтожением зараженных.

Расследование приводит девушку в один из полузаброшенных районов города, где по воле судьбы и своей вольности встречается с одним из Прокси, главной загадкой всего сериала, ответ на который можно получить, только если очень внимательно смотреть каждый эпизод, подмечая и не упуская мелкие детали. Но к вопросу: «Кто такие эти Прокси?» вернемся чуть позже. А сейчас поговорим о событиях, в ходе которых происходит смена вектора развития всего произведения.

После возвращения домой, в попытке отдохнуть от нависших тайн и вопросов, Рил решает принять душ. Весьма приятная сцена надо сказать, к сожалению, нарушается вторжением в дом одного из Прокси. Таким образом, эта ночь становится точкой пересечения путей едва уцелевшей девушки и Винсента Лоу, спешившего на один из вызовов и оказавшегося по странной случайности ближе всех к месту нападения. Тем самым поневоле становясь главным подозреваемым, связанным с неизвестными монстрами.

Неудачная попытка задержания приводит к тому, что Винсент вместе с авторейвом Пино покидают купол далеко не самым приятным образом. В результате чего оказываются во внешнем мире. Очнувшись после падения, Винс обнаруживает, что был болен и около 10 дней не вставал с кровати. Не успевший привыкнуть к новой обстановке, он спасает сына одной из женщин от нападения патрульного дрона, повторно навлекая на себя внимание главы безопасности Рауля Крида.

Такие приятные вайбы по 5 эпизоду звездных войн: "Империя: наносит ответный удар"

Пока Винс находился без сознания, Пино нашла себе друга в лице маленького мальчика — Тимоти. В одной из сцен она копирует его рисунок кролика в космосе. При взгляде на него можно увидеть некую аллегорию на будущие события: кролик — одноименный корабль, на котором будут путешествовать главные герои далее, космос олицетворяет бесконечное мертвое пространство вокруг, а звезды — редкие сохранившиеся города наподобие Ромдо.

Идеальная копия созданная за пару секунд
Идеальная копия созданная за пару секунд

Другая подобная сцена напоминает аналогичную в игре "Detroit become human". В процессе, которой Карл просит андроида Маркуса нарисовать свою картину на чистом холсте. В первый раз, срисовывая готовую картину, а после, закрыв глаза уже создает свою. Так и Пино, скопировав рисунок у мальчика, пробует сделать свой, но не знает, как создать своими руками что-то не заложенное в изначальную программу.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

В желании докопаться до правды Рил самовольно отправляется за беглецами, попутно разочаровываясь в сложившемся миропорядке. Ромдо — всего лишь обман, а легенда последнего города на земле искусно замаскированная вуалью ложь. Купол предстает уже не в качестве элемента создания необходимой идиллии, а скорее выполняет функцию близкую с «Пещерой Платона».

  • Суть аллегории состоит в следующем: Платон представлял пещеру, в которой живут люди, не зная об окружающем мире снаружи. Не видя никакого солнечного света, они наблюдают лишь тени, отбрасываемые светом огня на ее стенах. Жители наблюдают за отражениями растений, животных и других людей. Но ловушка заключается в том, что они считают все эти тени полностью реальными и стремятся познать их суть, говорят о них и гордятся своими знаниями. Однако, в конце концов появляется тот избранный, кому удается найти выход из пещеры. Попадая в реальный мир, этот человек перестает видеть лишь тени объектов, а начинает познавать саму их непосредственную суть. Возвращаясь с целью убедить в увиденном других, все попытки открыть глаза успешно проваливаются. Отказываясь верить в подобные бредни его просто убивают.
«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

Подобно выбравшимся из пещеры людям, главные герои попадают в реальный мир, начиная шаг за шагом познавать истину бытия. Более отчетливо это заметно на примере Винсента, открывающего свой взгляд как фигурально, так и буквально. Будучи внутри купола его глаза едва ли не полностью закрыты, он не видит и не хочет знать ничего о себе и окружающих его вещах. Ровно, как и всеми остальными им движет желание стать достойным гражданином. Слепо веря в то, что это принесет признание и подарит возможность быть действительно нужным этому миру...

В процессе возвращения беглецов обратно Рил подхватывает лихорадку в неочищенном куполом воздухе. Из-за отсутствия необходимых лекарств под рукой вынуждена вернуться обратно дабы не умереть. Впрочем, едва окрепнув и встав на ноги, юный инспектор в этот же миг пытается ускользнуть с больничной койки. Но выбрав неверную дверь неожиданно открывает для себя назначение самого купола, и суть подобных ему городов.

Выясняется, что все люди рождены с помощью искусственных инкубаторов, да, прям как в Матрице. Таким образом, каждый его житель находится на контроле, и проектируется еще до своего появления на свет. Полное регулирование численности населения делает возможным в необходимый период, как увеличить его рост, так и приостановить на некоторое время.

Такие флешбэки по Матрице, конечно
Такие флешбэки по Матрице, конечно

В начале седьмой серии мы можем видеть ее личное дело, из которого становится ясно, что на момент событий ей всего лишь 19 лет. Помимо возраста можно заметить ее идентификационный номер гражданина — "124С41+", являющийся в свою очередь отсылкой на роман Хьюго Гернсбека 1911 года имеющего схожее название — "Ральф 124C 41+».

  • В его описании говорится: «Действие романа разворачивается в 2660 году, а вся история строится как последовательное описание фантастических научно-технических идей, а также технических приборов, используемых или созданных Ральфом, романтические линии используются только в качестве необходимого сюжетного стержня». Согласитесь, чем-то напоминает общую концепцию всего сериала.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

Узнав правду, Рил показывает главному врачу и заведующему здравоохранению мертвое тело одного из Прокси, одного из ворвавшихся к ней домой в ту самую ночь. Выясняется, что Дедал уже знаком с данным экземпляром. Его доставили в Ромдо, где он получил имя Монада Прокси, из другого Московского купола. Будучи погруженным в состояние глубокого анабиоза, на протяжении долгого времени, находился в специальной капсуле в глубинах лабораторий, где подвергался различным экспериментам, но в процессе одного неудачного пробудился и вырвался на свободу.

  • Монада (греч. μονάδα — единица, простая сущность) — согласно пифагорейцам (последователям учения Пифагора), обозначала «божество», или «первое существо».

  • Имя главного врача отсылает к одноименному древнегреческому инженеру.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

Тело мертвого существа позволяет подробнее изучить его строение и клеточную структуру. Открывая удивительную способность его клеток к самовоспроизведению, Дедал дает им название — «Амрита-клетки». Дарующие своему хозяину возможность к практически моментальной регенерации любых получаемых повреждений. Делая его невосприимчивым к различному оружию, к огню, болезням и многим другим смертельным для обычного человека факторам.

  • В индуистской мифологии «Амрита» — это напиток богов, делающий их бессмертными. Согласно мифу, получение божественного напитка получилось в процессе взбалтывания океана богами и демонами. Взбивалку они сделали из огромной горы, обмотав вокруг нее тысячеглавого змея. В процессе из океана появилось множество других сокровищ, а в итоге и сама чаша с божественным нектаром.

Вишну в форме черепахи ставит на спину гору Мандара, а боги и демоны используют вместо веревки змея Васуки
Вишну в форме черепахи ставит на спину гору Мандара, а боги и демоны используют вместо веревки змея Васуки

Также выясняется, что эти гуманоидные существа не относятся ни к людям, ни к механизмам. При этом каждый из них служит основой жизненной энергией всего купола, а без своего источника всю систему в скором будущем ждет неминуемый коллапс.

Дедал провоцирует сбой в системе энергообеспечения на время, равное своему идентификационному номеру — 2 минуты 17 секунд и 23 сотых, чтобы создать на их основе особые "FP"— патроны, способные убить бессмертного. Успевая передать две пули из полученных боеприпасов, происходит нападение зараженных авторейвов на инспектора разведки. В результате покушения одному из них удается серьезно ранить нашу юную героиню.

После повторного просмотра сериала у меня возникла интересная теория о том, что после получения тяжелого ранения Рил становится или уже является клоном Монада-Прокси. В пользу этого говорят следующие факторы.

После удара ее зрачки сужаются, и вроде бы она крайне близка к смерти, но спустя некоторое время нам показывают ее находящеюся уже в другом безымянном куполе. Внутри которого не осталось ни одного живого человека, но, несмотря на отсутствие своего «Raison d'être» (смысла существования) все роботы продолжают выполнять свою работу как ни в чем не бывало. Но стоит ей покинуть его, как все андроиды и прочие машины перестают следовать заложенным в них моделям поведения. Как известно со слов Дедала — Прокси являются жизненной энергией всей купольной системы. Из чего можно сделать вывод, что девушка смогла выжить лишь с помощью "Амрита-клеток".

В сторону этой теории также говорит факт наличия детских фотографий Рил в кабинете главврача.

Еще одно подтверждение этому можно встретить, заглянув вперед по сюжету. Когда муза и любовный интерес покидает Дедала, он создает с помощью ДНК Монады Прокси новую копию внучки регента, которая в финале становится своего рода ангелом и пытается вернуться к создателю. Но подлетая слишком близко к солнцу, ее постигает та же судьба, что и Икара в древнегреческой мифологии.

  • По легенде у Дедала был сын Икар. Чтобы выбраться из плена, будучи заточенным на вершине одинокой башни, отец с помощью перьев птиц и воска изготовил две пары огромных крыльев. Но во время полета Икар позабыл о наставлении отца, и подлетел слишком высоко к солнцу и погиб, разбившись о море. Палящие лучи солнца растопили воск, скреплявший перья крыльев, из-за чего они разлетелись по воздуху.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

В то время пока Рил поправлялась от болезни и получала ответы на интересующие вопросы, Пино и Винсент находились на пути в Москву. В дороге им удалось встретить других людей сражающихся с авторейвами, встретить на пути еще нескольких Прокси. И с последними связан один из лучших сюжетных поворотов. В ходе столкновения с одним из них выясняется, что Винсент и есть Прокси. Именно он вломился в дом Рил, а после убил Монаду.

«Ergo Proxy» можно перевести с японского как «представитель смерти».

Эрго поражает тем, что полностью меняет основную концепцию, заложенную в первых сериях, перекраивая повествование из детектива в роуд-муви с еще более философским уклоном. После смены вектора в развитии каждая серия становиться куда более изощренной и самостоятельной в плане рассказываемых историй, среди которых невозможно не отметить шикарную 11 серию. Чаепитие, происходящее в некоем «лимбе» среди бесконечных книжных рядов наедине с другим Прокси, получилось настолько увлекательным и богатым, что после просмотра его с легкостью можно разбирать на цитаты.

«Чтобы эти книги появились здесь, грамотные люди должны были создать общество. А чтобы создать общество, нужно вначале создать язык для общения. Это как вопрос о том, что было раньше — курица или яйцо. Требуется и то и другое»

Но гораздо более интересен этот эпизод именно с точки зрения всевозможных аллюзий. В названии всех книг написано имя Винсента, только вот все страницы внутри пустые. Впрочем, как и память героя. Изображенная на обложке книг бабочка символизирует бессмертие, возрождение, способность к превращению и трансформации.

Каждый из городов представляет своего рода лабиринт, содержащим в центре своего уникального Прокси

Вот тут имеет смысл остановиться чуточку поподробнее, для этого переместимся в 15 серию, в ходе которой упоминается Карл Густав Юнг, и обратимся к его учениям. Согласно Юнгу, внутри каждого человека существуют множество различных архетипов. Архетип представляет собой образ героя, обладающего определенным набором ценностей, склонностью действовать в определенном порядке. Но дабы не распылять внимание на их всевозможные подвиды, предлагаю обратить внимание на два самых важных и интересных — это Тень и Персона.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом
  • Архетип Персоны — это набор социальных «масок», которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях. На их создание оказывают влияние амбиции и желания. «Маска» помогает находиться в обществе и взаимодействовать с другими людьми, находить быстрые ответы на вопросы вроде «Как дела?». Защищая внутренний мир от нежелательных гостей.

  • Тень существует как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых недостатков, действий, идей и желаний человека. Тень присутствует в каждом человеке. Увидеть тень внутри себя очень сложно. Прячась за «маской» мы всячески избегаем ее проявления.

Винсент Лоу — это «маска» созданная в результате желания стать обычным гражданином, помогающая быть таким же обычным человеком, как и все другие вокруг. А Тенью является — Эрго Прокси. Истинная сущность, которая прячется внутри него, лишь изредка вырываясь наружу.

Да и вообще все аниме построено на философии Юнга. Все персонажи меняются в ходе путешествия, сбрасывая свои маски, смиряясь со своим внутренними демонами и страхами, постоянно растя над собой.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

Прежде чем переходить к каким-то размышлениям, мне хотелось бы отметить виды авторейвов, которые мне удалось выделить за два просмотра:

  1. Антуражи — выполняют функцию непосредственного помощника в повседневной жизни. К ним относятся Игги и Кристева. Первый — высокий и преданный своей хозяйке помощник, всегда подбадривающий и готовый без раздумий спасти ее в необходимой ситуации. Второй — постоянный спутник и советник в решении важных дел принадлежащий Раулю Криду.

  2. Компаньоны — обладающие человеческим обликом авторейвы. Как можно догадаться из названия, они служат для составления компании одиноким людям, способны заменить отсутствии ребенка в семье. К ним можно отнести – Пино, составляющую компанию Винсу на пути в Москву.

  3. Медицинские ассистенты, их можно наблюдать рядом с Дедалом.

  4. Рыцари. Имеют внешний вид живых средневековых доспехов и предназначены для сражений.

  5. Боевые мехи. Куда большего размера и гораздо превосходящие по огневой мощности всех остальных.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

На протяжении всего сериала проскальзывает фраза, являющаяся центральной мыслью всего произведения - «Cogito, ergo sum» («Когито, эрго сум») при переводе с латыни означающая — «я мыслю, следовательно, я существую». Понятие «Cogito» было введено в философию Рене Декартом, оно означает любое проявление рефлексивного акта сознания субъекта, .

Сложно сказать в какое именно мгновение происходит заражение вирусом. Например, когда Винсент сканирует Пино тест не выявляет какие-либо из следов заражения, ровно как Игги не смог первоначально уловить следы наличия вируса в другом антураже. Поскольку на каждого из авторейвов вирус оказывает индивидуальное влияние на развитие сознания. Проявляющаяся модель поведения изменяется в зависимости от обстоятельств и окружения вокруг. Для Игги смыслом существования была его хозяйка, но утратив ее, былые забота и любовь перерастают в стремление не позволить владеть ей никому другому. Он решает избавиться от Винсента Лоу, обвиняя его в краже своего «Raison d'être». Но погибает в результате взрыва уже другого авторейва пытающегося убить Рил.

Пино, чье имя отсылает к Пиноккио — деревянной кукле обретшей душу, заразившись вирусом становится все менее похожей на машину следующую инструкциям. Получая "душу" она постепенно сближается с людьми. По мере развития сюжета все больше начинает испытывать чувства и эмоции свойственные людям. Например, во время гибели одного мальчика она чувствует грусть и тоску по новообретенному другу. Потом знакомиться со страхом и одиночеством, а после и с остальными эмоциональными состояниями, становясь все более похожей на живого ребенка. При этом это единственный персонаж не имеющий злых умыслов, который остается символом невинности и доброты несмотря на окружающие ужасы и трагедии.

Однако у подверженных влиянию «Когито» есть схожая особенность, практически все они в определенный момент принимают одну и ту же позу, словно начиная молиться своему божеству. Можно предположить, что во время нахождения в ситуации повышенного стресса возникает эмоциональная перегрузка, в процессе которой отсутствует заложенный внутри программы вариант выхода из нее, вследствие чего происходит обращение к высшему искусственному интеллекту.

Вот тому ярчайший пример: когда Монада-Прокси преследует Винсента в торговом центре, Пино становится свидетелем гибели множества людей, в том числе и смерти своей хозяйки и ее ребенка. В результате чего она принимает молитвенную позу, тем самым моля о спасении. Скорее речь идет о некой передаче файлов. На мой взгляд, сигнал о пробуждении исходит именно от коллективного разума. Так как они способны мыслить в неограниченных рамках как другие авторейвы.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

Пребывая в руины почти уничтоженного в ходе вторжения Ромдо московского купола, поиск воспоминаний оборачивается забвением. Винсент не может вспомнить ни свой дом, ни свое детство, ничего из прошлой жизни по одной простой причине — ее у него никогда и не было. Комната с расписанными стенами и мертвым хранителем памяти — Амнезией подбрасывает второй в точности повторяющий амулет Винса, намекая на существование второго Прокси остававшегося в тени.

«Разделенное должно стать единым»

И вот после всего путешествия и возвращения точку отсчета перед нами предстает тот самый, кто создал свою копию и покинул свой купол ради возможности быть рядом с Монадой, и, в конечном счете, вернувшийся обратно ради мести регенту — Прокси Единый. Вторжение Ромдо в Москву было вызвано Доновом Мэйером в связи с депрессией от потерянного могущества и величия, это был акт возмездия предателю бросившему свое творение.

Отказавшись разделять мировоззрение оригинала, клон вступает в схватку со своим создателем и выходит из нее победителем. А тем временем запущенная программа разрушения купола готовится похоронить всех под своими обломками. В конце можно заметить множество авторейвов застывших в такой же позе. Но никто из них уже не получает подобного «благословения души», так и оставаясь в неподвижном состоянии.

Рил Мэйер удается чудом выбраться живой из под обломков благодаря самому эпичному и милому спасению от Пино

В итоге: главные персонажи остались живы и переродились в новую версию себя во время путешествия. А сам Город полностью разрушен, проект Прокси выполнил свое предназначение, а сквозь рассеивающиеся тучи можно видеть пребывающие корабли первых людей.

На самом деле Единый встречается еще до появления в финале:

  1. В самом начале первой серии можно увидеть его уже отчаявшегося и разочаровавшегося в своем предназначении перед уходом из Ромдо.
  2. В 22 серии запечатлен момент передачи бразды правления Донову Мэйеру.
  3. Далее во второй серии Винсенту после убийства Монады снится сон, где посреди московского купола вокруг него и Единого запускаются ракеты. На самом деле это не сон, а воспоминания о том самом моменте, в котором как раз и был создан Эрго Прокси (Винсент Лоу).
  4. В 11 серии Винсент покидает Москву.
  5. Бродящий по развалинам московского купола, его замечает Пино вдалеке путая с Винсом в 18 серии.
  6. В 15 серии упоминается в викторине.
Такая вот последовательность событий получается
«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

Для того чтобы дать ответ на главную тайну всего сериала, сначала стоит разобраться с состоянием мира и ответить на другой вопрос: — «Почему все вокруг находиться в таком удручающем состоянии?». Большинство встречаемых пейзажей будут состоять из безжизненных пустошей и замерзших океанов в виду отсутствия солнечного света, так как все небо от начала и конца горизонта покрыто сплошной пеленой серых облаков, настолько плотной, что даже ни солнечный, ни лунный свет не в состоянии достать до поверхности планеты.

Ответ на эту и другие тайны скрываются в самом невзрачном на первый взгляд 15 эпизоде. На протяжении, которого главные герои участвуют в викторине устроенной другим Прокси, попутно отвечая на вопросы раскрывающие предысторию мира. Скорее всего, многие при первом просмотре могли, как и я пропустить ее, но делать этого крайне не рекомендуется. Именно эта серия наиболее богата на ответы.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

В 21 веке человечество открыло для себя новый мощный источник энергии в виде сжатого под высоким давлением гидрата метана в недрах земли. Из-за цепной реакции взрывов залежей было уничтожено 85% жизни, а вся поверхность стала экологически непригодной для жизни. С целью сохранения человечества первоначальными людьми был разработан «Проект Бумеранг». Суть, которого заключалась в создании межпланетного космического корабля, способного спасти часть населения на орбите планеты. И в дальнейшем восстановить пригодную климатическую среду на земле.

Для этой цели и были созданы генно-модифицированные люди — Прокси. Их основной задачей было восстановление жизни и создание специальных куполов для поддержания жизни. Тем самым подготовив планету к возвращению людей. Всего было создано 300 подобных супер-существ. После возвращения первоначальных людей должен был сработать пульс пробуждения, означающий завершение проект Прокси, то есть их полное самоуничтожение. Одним из вариантов вполне можно считать то, что они должны были подвергнуть себя воздействию солнечного света.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

Вирус Когито тоже являлся частью проекта Прокси. Восстание андроидов должно было помочь остановить проект. Таким образом воостановление человечества с помощью одних лишь Прокси не было основной целью.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

«Эрго Прокси» не призван впечатлять красиво нарисованными пейзажами в духе Макото Синкая, тут все с точностью наоборот. Депрессивный настрой проявляется даже в приглушенной цветовой гамме, из которой выделяются макияж Рил и лишь изредка мелькающие зеленые глаза Винсента.

Саундтрек подобно визуальному оформлению создает чувство безысходности в медленно разрушающемся мире. Написанные музыкальные темы более чем справляются с созданием чувства тревожности, нагнетанием развязки во время погони, так с созданием всепоглощающей экзистенциальной атмосферы безвыходного положения посреди мертвого моря.

Отдельно стоит выделить опенинг. Он получился настолько хорош, что содержит в себе тему для отдельного разбора, а играющая композиция Kiri – MONORAL отправляется в плейлист.

«Dead Calm / busy doing nothing» —16 серия

Не являясь какой-то сверх выдающейся в плане рассказываемой истории, данная серия углубляется в характеры персонажей, их взаимоотношения в патовой ситуации. Сближая трех непохожих друг на друга по природе спутников: человека — Рил Мэйер, Прокси — Винсента Лоу и авторейва — Пино. Наблюдать за возникающей между ними химией безумно интересно.

А еще, возвращаясь снова к Юнгу, в этом эпизоде происходит сбрасывание архетипа маски уже у другого персонажа. В начале серии Рил ведет себя крайне раздражительно и стервозно по отношению к спутникам. Просыпаясь в строго заданное время, и старается соблюдать строгий порядок действий, к которому привыкла. Систематизированный и оточенный до минуты стиль жизни разнится с поведением ее спутников. В то время когда Пино и Винсент сидят, направив свой взгляд в никуда просто не думают о насущных проблемах, созерцая мир вокруг, то внучка регента не может найти себе место в повисшей в воздухе меланхолии.

Когда готовишь спагетти

Только в самом конце принимая себя, избавляясь от маски холодного и расчетливого агента разведки. Перестав вставать по будильнику, становясь все более свободной, она сбрасывает оковы поведения "пещерного мира" и вновь открывает в себе возможность улыбаться. Занимательно, что как раз в этот момент происходит северное сияние, олицетворяя изменения внутри характера человека, смену его взглядов на некоторые вещи в жизни.

ха забавно снежком в рожу прилетело)

Но если говорить о куда более сложных "этюдах", то с этим тоже полный порядок. Самими насыщенными на сложную структуру в повествовании и режиссерские ходы удались 14 и 20 серии, особенно предпоследняя. О ней чуточку подробнее.

«Someone Like You / Ophelia» — 14 серия

Одна из самых необычных серий за весь сериал. В ней герои останавливаются в одном из куполов по дороге в Москву, дабы передохнуть и пополнить припасы, главные герои оказываются отданы в объятия абсолютно пустого на первый взгляд места. Отсутствие внутри каких-либо следов наличия людей или авторейвов заставляет почувствовать себя в безопасности, или скорее создать ее иллюзию у зрителя.

Обратите внимание на качество проработки отдельных участков)

Чем дольше пребывая внутри безжизненного купола, тем больше каждый из персонажей понемногу начинает замечать определенные странности в происходящем вокруг. Падение Рил с крыши и внезапное появление таинственного силуэта. Только вот поднимаясь на крышу не видно абсолютно никаких следов самого падения, будто его и не было.

Само название серии, и последующая попытка избавится от Рил утопив ее в пруду, отсылает к персонажу из трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет», покончившую жизнь самоубийством, утонув.
Само название серии, и последующая попытка избавится от Рил утопив ее в пруду, отсылает к персонажу из трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет», покончившую жизнь самоубийством, утонув.

За всеми проделками стоит Прокси хамелеон, способный принимать форму любого другого человека. Прокси этого купола хотелось найти любовь, но изображая других, он понял, что любили не его. Брошенный всеми, он принял решение уничтожить себя, но даже убить себя был не в силах, поэтому попытался убить всех остальных, чтобы уничтожить себя в них. Однако избавится от главной причины своего несчастья — себя самого, ему так и не удалось.

Само противостояние между двумя существами, обладающими практически безграничной мощью, обставлено не в формате какой-то эпичной и масштабной битвы, а на самом настоящем ментальном уровне, причем это касается не только персонажей, но и зрителя. Кто в итоге выйдет из пруда и окажется победителем? Постоянное жонглирование реальностью в процессе нахождения одного внутри разума другого, неплохо так разгоняет устоявшиеся синапсы в мозгу, в рамках всего каких-то 25 минут

При внимательном просмотре можно заметить, что двойник не отражается в воде.
При внимательном просмотре можно заметить, что двойник не отражается в воде.

Еще одно маленькое запутанное сокровище не уступающее в плане режиссуры работам Нолана или Кодзимы.

«Эрго Прокси» - В погоне за смыслом

«Эрго Прокси» — это очень редкое, буквально штучное произведение создающие ощущение пустоты внутри зрителя, а недосказанные и непонятые моменты только возбуждают тягу к заполнению пробелов.

«Пока ты знаешь, что есть ложь, ты знаешь истину»

Это тот самый случай, когда всевозможные отсылки и немного рваная конструкция повествования играют скорее положительную сторону для истории, дополняя каждую серию мелкими деталями. Каждый может покопаться и интерпретировать определенные вещи по-своему. Возможно, кто-то увидит внутри лишь ветхую структуру, цепляющуюся всеми силами за философские отсылки, а кто-то наоборот будет поражен грамотно вшитыми аллюзиями и интерпретациями древних мифов и легенд.

Зачастую как раз такие вещи, полные недосказанности и простора для восполнения пробелов становятся культовыми, и «Эрго Прокси» тому прямое подтверждение.

P. S. если вдруг интересны лонги подписывайся на мой полублог, там бывает делюсь впечатлениями об играх/кино.

18K18K показов
19K19K открытий
4949 репостов
222 комментария

На лечение от аниме

Ответить

Здравствуйте, уважаемый Этернал. Фонд Поддержки Сладких Булочек благодарит вас за ваш труд на ниве обзоров компьютерных игр и аниме. Вы делаете большую и важную работу, благодаря которой миллиарды людей имеют возможность не только прочитать про интересные вещи, но и благодаря вашему качественному тексту найти в себе желание к ним приобщиться. В качестве более существенной похвалы прилагаем чек на 250 миллионов рублей. Спасибо вам за ваше творчество.

Ответить

Как человек с философским образованием могу сказать что феласофия в аниме - хуйня. Она в целом хуйня, конечно. Но в аниме она на уровне кириллицы в опенинге: цитаты, имена, названия, ух ты, постмодернистские гиперссылки, на рандомичах, чтобы умным себя почувствовать. А потом ты выглядишь так же бесформенно, как обзор из поста - каждый найдет что найдет, аниме о многом и о разном, отсылочки всякие, глубокий смысл, ух ты, нихуя конкретного в итоге

Ответить

описал девяносто процентов современной поп-культуры.

В принципе, тот "постмодернизм", который в широкие народные массы проникает - он такой и есть: типа "о, а я знаю откуда это!". Ну и что с того? Это какая-то интерпретация новая этой отсылки, или стеб над ней, хотя бы? Нет, в подавляющем большинстве случаев - это тупо отсылка ради отсылки, потому что больше сказать, собственно, и нечего.

Сто лет не смотрел [новых] аниме, но все еще помню, что там с этим прямо пиздец. Особенно когда пытаются в условную западную культуру заехать. Тот же Евангелион, его протоколами сионских мертвецов и импактами-пришествиями. Навертели гору бессмыслицы, а, в целом-то, сюжет и сериала довольно простой (и был бы он ничем не хуже и не лучше, без этой псевдорелигиознофилософской мути).

Ответить