Добро и зло в играх. По какому пути идти?

На чьей стороне ты?
На чьей стороне ты?

Всем привет. Захотелось написать не то полу-лонг, не то просто размышления на тему добра и зла в играх. Нет, не просто как сущности, которые существуют обособленно и борются друг с другом. Скорее, стороны, которые мы можем осознанно и намеренно выбирать - влияет это на геймплей или нет. И на эту тему я хочу чуть порассуждать, а также хочу поведать несколько ситуаций, с которыми я сталкивался на протяжении своего игрового опыта. Погнали!

Самый первый случай произошёл со мной в далёком 2004-м (или около того) в старой браузерной игре Time Zero (если не ошибаюсь, ныне почившая ввиду закрытия серверов). Тогда я, будучи школьником с только-только появившимся интернетом начал любопытства ради изучать виртуальный мир апокалиптических пустошей. Кстати, насчёт интернета - помню, что он уже был не по карточкам, а по телефонной линии - подключаешь шнурок к модему, набираешь в логине и пароле короткий трёхзначный номер и подключаешься. В один из месяцев я насидел на 900 рублей, за что потом получил по щам от мамы. Так вот! Time Zero. Если кто не застал игру во время её здравия - то это такой браузерный отечественный Fallout на минималках: с пошаговыми боями, квестами, гильдиями, фракциями, ресурсами и т.д. В упор не могу вспомнить, был ли в те времена лютый донат (скорее всего, он ещё только набирал обороты), но я, как и наверняка большинство игроков, играл без него.

В игре не было прямого PvP как такового (но тут я могу ошибаться, если честно). Но вот что помню хорошо - так это то, что к тебе в бой с какой-нибудь крысой или жуком мог подключиться другой игрок. И, да, он мог как помочь тебе, так и убить тебя, забрав добро, что на карте валяется. Как-то раз в очередной вылазке это и случилось со мной - я подключился к другому неизвестному мне игроку и он оказался в ситуации, при которой с одной стороны у него моб, а с другой - я. Ситуация для него была гарантированно проигрышной, но в тот момент я понимал, насколько низким был бы мой поступок, реши бы я атаковать игрока. И я напал на моба потому что совесть не позволяла мне поступить иначе. После боя этот игрок написал мне в личку что-то вроде "Спасибо за помощь. Не хочешь к нам в гильдию?". И меня приняли в простенький клан, которых были тысячи в этой игре, со словами "Это - новичок, но он очень надёжный, он помог мне в пещере с мобами, хотя мог напасть". Я был тогда очень горд собой :)

Ставь лукас, если фармил стичей и тебе сейчас свело олдскулы.
Ставь лукас, если фармил стичей и тебе сейчас свело олдскулы.

В TZ я не задержался надолго - уже и не помню, почему. Но вот где я точно провёл десятки, а то и сотни часов - это Ragnarok Online. Это, фактически, была моя первая ММО в полноценном смысле этого слова (TZ всё же относится к сессионным браузеркам). Выбор абстрактного "добра" и "зла" встретил меня уже в начале игры. НПС говорит мне "Есть несколько классов, бла бла бла, но вот мечник на своей второй профессии становится доблестным рыцарем, защитником слабых и борцом справедливости!". И я понял, что я хочу стать рыцарем. Кем, как не им? Добро и справедливость! Храбрый боец! Это - моё! Покурив гайды (на тот момент я был знаком с РПГ-играми, поэтому всякие силы-ловкости, железные доспехи и стальные мечи не были для меня в новинку), я начал строить своего СВД-мечника (один из билдов, основанных на статах Strength, Vitality, Dexterity, орудовал копьём и ездил на страусе, который назывался пеко-пеко). Мечника звали Бламберт (мне это показалось очень забавным - это имя начальника Сэма Фишера - Ламберта, но лулзов ради изменённое - идею я забрал с какого-то пародийного видеоролика студентов на Splinter Cell).

Ох, что начнётся, если под Пронтерой сломать ветку. Излюбленное занятие троллей.
Ох, что начнётся, если под Пронтерой сломать ветку. Излюбленное занятие троллей.

Попинав порингов, кузнечиков, пеньков, великих генералов и прочую нечисть, я дорос до квеста на профессию рыцаря (на мечника тоже был квест на профессию, но не суть). Квест этот заключался в необходимости притащить стопицот тыщ ресурсов с различных мобов, а также пара-тройка устных или практических тестов. К одному из них был брифинг "Важно уметь показывать не только свою силу, но и своё умение не обижать маленьких", после чего меня телепортировали в комнату к низкоуровневым мобам. Они не нападали и даже автоатакой их можно было уаншотнуть, но цель урока, как это можно понять из брифинга, заключалась именно в том, чтобы не глумиться над теми, кто слабее тебя. Другой из тестов содержал в себе вопросы и все они были из разряда "Ты идёшь по улице и встречаешь новичка, который просит дать ему денег. Что ты сделаешь?" или "Ты нашёл чей-то утерянный дорогой меч. Твои действия?" и так далее. Проходя эти задания и тесты, я чувствовал, как внутри меня распирает радость от того, какую добрую и полную чести профессию я выбираю! Завершив квесты, меня осыпали почестями и переодели в рыцарские доспехи. Счастью не было предела :)

Комната с НПС, которые готовят мечника в становлении рыцарем.
Комната с НПС, которые готовят мечника в становлении рыцарем.

К сожалению, в скором времени в игру был добавлен донат (я даже помню, как игроки устраивали целые митинги под городами типа Пронтеры, сидя с табличками чатов "Мы против платных услуг!"), а я так и не смог докачаться до третьей профессии ветки мечника - командора. К слову, и по сей день я периодически поигрываю в различные пиратки RO и вот там-то у меня уже есть даже рунмейстер (последняя профессия этой ветки), хехее.

Третий яркий пример (что неудивительно) - это, конечно же, Fable: The Lost Chapters. Ооо, сколько эмоций у меня вызывала эта игра! Ещё бы - ведь там всё говорило тебе "Ты можешь совершить ДОБРО, либо ты можешь совершить ЗЛО", сам сюжет, сами геймплейные решения на этом завязаны! Вы уже понимаете, какую дорожку я выбрал, да? :) Как сейчас помню - в самом начале (когда мы ещё бегаем ребёнком) был квест, где маленького парнишку обижал задира и, соответственно, можно было либо задиру проучить, либо присоединиться к нему. И, недолго думая, выбрав первый вариант и восстановив справедливость, я обращаюсь к парнишке, а он голосом русской локализации восторженно и благоговейно говорит мне "Спасибо! Ты меня просто спас! Спасибооо! Присмотри за мишкой, чтобы с ним ничего не случилось, хорошо?" и моё сердце больше не могло даже думать о том, чтобы начать делать зло в этой игре. Я помог человеку, хотя мог не делать этого. Меня поблагодарили. Мне дали мишку. Плюшевого мишку, Карл! Да если я буду поступать плохо в этой игре - то сами небеса треснут пополам и сотни молний поджарят меня там, где я стою! И вот таким образом я начал свой долгий путь Курощу.. кхе-кхе, простите, Освободителя в этой игре.

Курощуп? Кур, что ли, щупаешь?
Курощуп? Кур, что ли, щупаешь?

Несмотря на все сложности и испытания, в этой игре я не сворачивал с пути добра. И уж тем более не смог поднять руку против Уиспер, Громобоя, Наставника и т.д. Но забавно было бы примкнуть к Джеку в самом конце сквозь весь путь бобра :)

А если брать уже более осознанный возраст - то это, конечно же, Undertale. К этой игре был долгий путь, который начинался со стадии отрицания. Глядя на скриншоты в Steam, я недоумевал: "Как у ЭТОЙ игры может быть такое зашкаливающее количество положительных отзывов? Она выглядит просто смешно". Не то, чтобы я был графодрочером, но, согласитесь, игра выглядит.. простенько. Но, спустя время, игре был дан шанс и вот я, получив нож в спину от Цветика, начал исследовать Руины, то убивая, то прожимая Mercy на лягушках. А когда настало время битвы с первым боссом, из которой я вышел победителем с кровью на руках, я остановился и "Так, погодите. Но ведь можно же было щадить всех. Можно было, да?" и я начал игру заново, делая ЛИШЬ добро. Игра, если кто не знает, умеет в ломание четвертой стены и первый босс нагнал мне мурашек вопросом "Почему ты смотришь на меня, как будто увидел призрака?", когда я пришёл к нему во второй раз. Но в этот раз я сделал всё правильно. Обнявшись и попрощавшись с ним, я отправился в мир шуток, смешных до мозга костей, мир курительных лакомств, снега и собачьих доспехов, мир эхо-цветков и водопадов, мир лавы и кулинарных шоу, мир лаборатории и тайн, мир РЕШИМОСТИ и ДРУЖБЫ. Это было настолько невероятное приключение, что эта игра воистину занимает отдельное место в моём сердечке. И как же я себя мерзко чувствовал, когда пошёл по пути геноцида.. Нет, последний босс оказался мне не по зубам.

Переломный момент в игре лично для меня. Мама-коза смотрит осуждающе!
Переломный момент в игре лично для меня. Мама-коза смотрит осуждающе!

Это были самые яркие примеры, которые я смог вспомнить. Можно ещё выделить Bioshock с маленькими сестричками и Black & White 2, где я кормил своего волка строго пшеницей и позволял играть с мягкой игрушкой, строго наказывая его за мысли типа "покакать на дом" или "съесть человека". Эта игра не нашла у меня такого сильного отклика в душе, хоть и заслуживает внимания и по сей день. Интересно, будет ли когда-нибудь новая часть?

Вот они, слева направо.
Вот они, слева направо.

Нет, конечно же, я не могу сказать, что я - добряк от и до, и что игры про злое зло мне претят. Если игра прямо говорит "Ты - злодей и тебе необходимо творить зло" - я принимаю это и творю зло. Взять тот же Darkness 2 или какой-нибудь Prototype. Другое дело - в такие игры лично для меня играть не очень интересно (какой-нибудь Hatred я в принципе стороной обошёл, имхо - скука).

Спасибо за чтение! А какие игры запомнились вам? И вообще, погнали голосовать, путь бобра и розовых пони или путь злодеуса злея и убивать-убиватьубивать!111 ?

Путь добра или путь зла в играх?
Я за добро!
Я за зло!
44
7 комментариев

При безальтернативном выборе из двух противоположных сущностей обе будут являть собой исключительную хрень.

4
Ответить

зачем джедаи и стихи когда можно быть просто разумным форс юзером, полностью согласен

Ответить

Зло чаще геймплейно разнообразнее чем добро и это печально(

3
Ответить

Норм так лонг получился, написан не напряжно, спасибо.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

кто людям помогает, тот тратит время зря. хорошими делами прославиться нельзя

1
Ответить

В игре не было прямого PvP как такового (но тут я могу ошибаться, если честно)Было

Ставь лукас, если фармил стичей и тебе сейчас свело олдскулы.done!

1
Ответить