Любовь, ненависть, эскапизм: Silent Hill 4
- Silent Hill 3. Целая антология нездоровых отношений: утраченная любовь дочери к отцу, из-за которой та встала на путь кровавой мести, сожаление отца, что не смог защитить сына от становления на кривую дорожку, сестринская любовь - извращённая верой настолько, что не может понять страданий самого, казалось бы, близкого тебе человека. Есть место даже любви маниакальной - теме преследования и вожделения, но я позволю себе опустить детали.
И, на фоне этого, Silent Hill 4.
Новая история, которая должна была представить нам ещё одну новую историю - не слабее тех, что были до этого. И, ей удалось это лишь наполовину.
Так уж повелось в этой серии, что каждая из классических её частей была творческим экспериментом: после успешной первой части Team Silent решила не доить тему религиозных культов во второй, а когда вернулась к ней в третьей, обставила всё это совершенно по другому. Также же и Silent Hill 4 должен был стать чем-то новым, не столько продолжением, столько антиподом, затрагивающим те темы, что ранее не были затронуты. А значит, и завязка истории, что, в целом, не отличалась оригинальностью в предыдущей трилогии, должна была быть обставлена как-то иначе.
Наконец-то, сюжет Silent Hill 4
Итак, это началось 5 дней назад. Жуткие сны, головные боли, странное ощущение, что заполнило эту квартиру. А также несколько тяжёлых цепей, оградивших Генри Таунсенда, жителя комнаты 302 в Саус Эшфилд Хайтс, от внешнего мира. Окна стали нерушимым монолитом, криков Генри, как бы он не надрывал своё горло, никто не слышит, телевизор выдаёт помехи. А телефону кто-то так и вовсе оборвал провода - в общем, связь с внешним миром выдаёт короткие гудки.
Прошло уже два года с тех пор, как Генри заселился в эту квартиру - точнее, обрёк себя на такое же вечное заточение, как все остальные жители этого дома: кучка странных фриков, для которых окно заменяет контакт со внешним миром. Впрочем, его судьба нам не особо интересна - ведь Генри, хоть и протагонист, но не главный герой этой истории. И мы будем убеждаться в этом, раз за разом, ныряя в таинственную дыру, внезапно появившуюся в ванной комнате.
Дыру, которая ведёт в фантасмагорический внутренний мир серийного убийцы, Уолтера Салливана, которого даже смерть не смогла остановить в его стремлении - совершить 21 таинство, исполнить ритуал и вернуть к жизни свою спящую мать. Родителя, которым он считает бетонные стены квартиры 302, где, за 30 с лишним лет до этих событий, его, младенца, брошенного настоящими родителями, обнаружили другие жильцы этого здания.
Я говорил, что Silent Hill 4 должен был давать другой опыт, в сравнении с предшественниками: и здесь это видно во всём - Генри Таунсенд почти никак не связан с далёким туманным городом, его не вела никуда ни умершая жена, ни даже дорога приключений. Да и какой-то конечной цели, какая была у прежних главных героев, у него нет: всё путешествие по потустороннему миру для Генри представляет скорее антологию кровавых кошмаров, отражающих мир самого Уолтера - его создателя, бога и единственного хоть сколько-нибудь разумного обитателя.
Итак, возвращаясь к последнему: младенец, брошенный на произвол судьбы, выжил - его доставили в больницу, оказали необходимую помощь, прикрепили имя, в соответствии со справочником, а позже, как и других сирот, направили в соответствующий муниципальный орган. Ближайшим доступным, к несчастью ребёнка, оказался «Дом Желаний» - милое место в лесах близ Сайлент Хилла, владельцем которого, фактически, была одна из религиозных сект города. Для чего им нужно было подобное мероприятие? Ну, пусть Алесса Гиллеспи и была самым многообещающим из «агнцев» на роль возрождения бога, но далеко не единственным. С этого момента, под присмотром «учителей», началось наставление маленького Уолли на путь истинный.
Подобное практиковалось уже довольно давно (впрочем, само собой - этот отрезок событий происходит до начала первой части): чтобы сосуд обрёл нужную чистоту, его нужно было оградить от всего материального, наполнить гневом и ненавистью, которая, позже, опалит и переродит этот грешный мир. В ход шло всё: помимо того, что маленьких воспитанников всячески запугивали внешним миром, в ход шли избиения, заключение в импровизированной тюрьме, скрытой в чаще местного леса, а также постоянные молитвы - один из немногих промежутков времени, когда детишек не подвергали истязаниям, чтобы они крепко закрепили: лишь вера в их религию способна привести к избавлению от мирских страданий.
Впрочем, для Уолли, уже в то время, мотивация к изучению мистических наук слегка отличалась - ведь Важная Леди из Ордена, однажды пришедшая проведать их, рассказала ему прекрасную сказку о заботливой матери, которая ждёт того в месте его рождения. И которую можно пробудить, если достаточно уверовать и провести ритуал «Сошествия Святой Матери» - цель, которая будет преследовать несчастного даже после того, как подойдёт конец его жалкой жизни.
«Пришествие святой матери - 21 таинство»
Первый знак
И Бог сказал, во времена изобилия, очисти мир моей яростью.
Собери белое масло, черную чашу и кровь десяти грешников.
Приготовься к ритуалу Святого Успения.
Второй знак
И Бог сказал, преподнеси кровь десяти грешников и белое масло.
Будь потом освобожден от оков плоти, и получи Силу Небес.
Из Темноты и Пустоты произведи Мрак, и надели себя Отчаянием Дающего Мудрость.
Третий знак
И Бог сказал, Вернись к Источнику через Соблазн греха.
Под Всевидящим глазом демона, блуждай в одиночку в бесформенном Хаосе. Только тогда Четыре Искупления будут уравновешены.
Последний знак
И Бог сказал, отдели от плоти, ее, которая Мать Перерождение и его, кто есть Получатель мудрости.
Если это будет сделано, через 21 таинство Мать будет перерождена и Нация Греха получит спасение.
Стоит отметить, что те немногочисленные детали жизни Уолтера, что раскрывают его бытие в период между приютом и совершением им «дела всей жизни»... не вызывают ничего, кроме жалости. Чтобы подстегнуть веру мальчика, Уолтеру (уже до полусмерти зашуганному тем бредом о внешнем мире, которым его потчевали представители культа) разрешили самостоятельно, раз в неделю, посещать соседний город, Эшфилд, в котором располагался дом с его «матерью». Думаю не надо объяснять, насколько маленькому мальчику, который не видел ничего кроме насилия, было страшно целый день, одному, находиться в окружении злых взрослых: в поезде, в метро, на улице, в том самом Саус Эшфилд Хайтс, где его, незваного гостя, скоро невзлюбили некоторые жильцы. Этот период жизни, длившийся, как минимум, 10 лет, был эпизодом в биографии юноши, когда он уже не жил, но существовал - неопрятный, неловкий, часто бродяжничавший на соседней с «мамой» станции метро, Уолтер всё больше и больше пропитывался отвращением к этому миру, который не только не хотел принимать его, но и мешал тому воссоединиться с матерью (несмотря на немногочисленные подарки, который Уолли просовывал под двери квартиры). Смотря на всё это со стороны - мальчик, сам того не осознавая, стал паломником, приносящим жертвы для своей матери.
В последствии, часть детских фобий мальчика, как и полагается серии, найдёт своё отражение в порождённом им потустороннем мире. Однако, что примечательно, в отличии от детских страхов Алессы, или сексуальных девиаций Джеймса Сандерленда, монстры Уолтера Салливана отражают два гротескных «подтипа» существ, воплощающих его отношение к социуму и к матери (к обеим матерям - и биологической, и святой).
- Sniffer Dog / Hummer / Tremer - эти существа умеют сосать. Буквально: за исключением очевидных пиявок, в образе каждого из них отдельное внимание привлекает длинный хоботок для вытягивания крови из жертвы. Помимо аналогии с самой матерью-квартирой, для пробуждения которой требовалось поклоняться ей, и сцедить кровь 21 жертвы, этот образ может воплощать и самого Салливана, для которого пуповина, некогда связывавшая его с родителем, имела настолько сакральное значение, что приобрела огромную силу в его выдуманном мире (став, по сути, и его единственной слабостью, и одним из ключевых созданий)
- Gum Head / Patient - интерпретация людей с точки зрения маленького Уолли. Вероятно, немалую роль в создании этого образа оказали жители регулярно навещаемого им Эшфилдского дома - чего стоила хотя бы сцена того, как Ричайд Брейнтри, один из... «сложных» жильцов, из-за нелепой случайности, избил до крови и раздел догола своего соседа, выставив того на посмешище всем остальным (не до конца осознавший ситуацию Уолли решил тогда, что с мужчины содрали кожу). Неудивительно, что образ «обезьян, надевающих себе на головы резиновые маски, чтобы обмануть окружающих», стал для Уолтера отображением всех взрослых людей. Patient же - образ, напоминающий как о биологической матери (неспроста Уолтер, на наших глазах, буквально делает этому монстру «аборт»), так и о женщинах в целом: легкомысленных, способных запросто бросить своего нежеланного ребёнка, как это сделал его собственный родитель. Учитывая, что нам лишь раз показывали женщину (точнее девочку), что вела себя с ним, как с человеком, а также многие эпизоды издевательств со стороны женщин, нашедшие свой отпечаток в его памяти - мотив появления данных существ, думаю, понятен.
Со временем, к моменту совершеннолетия Уолтера, власть в Культе, вместе с его религиозной направленностью, снова изменила свой вектор - новое направление его развития вы можете увидеть, сыграв в Silent Hill 3, здесь же ограничусь тем, что подготовка кровавых «агнцев» больше была не в приоритете, и Салливан получил долгожданную свободу - изуродованную годами притеснений культом, ненавистью ко всему миру, но тем не менее. Его судьба в следующие несколько лет после этого покрыта завесой тайны - да, он работал в Эшфилде, совсем рядом с «матерью», да, успел стать профессиональным хирургом, закончив университет (вот уж кому диплом в жизни пригодился), но ни о его личной жизни, ни о социальных связях, помимо знакомства с редкими сокурсниками, нам неведомо.
Зато что точно вошло в историю ( как минимум - криминалистики), так это дело Уолтера Салливана. 10 дней. 10 трупов. У каждого вырезано сердце, профессионально зашита рана, а на теле высечено 2 надписи:
Число
XX121
и имя
Уолтер Салливан
Пара священников из захолустного городка Сайлент Хилл, пара студентов, бармен, часовщик, владельцы магазинов в Эшфилде и пара маленьких детей: на первый взгляд, абсолютно не связанные между собою жертвы, что, помимо наглости, с которой совершались нападения, не позволило остановить маньяка до того, как всё было кончено. Когда Уолтер Салливан, пойманный на месте последнего преступления, метался по собственной камере, оглашая тюрьму Сайлент Хилла криками о том, что «красный дьявол явился за мной» (первая жертва, Джимми Стоун), все приготовления были доведены до конца.
Утром следующего дня, печально известный маньяк, Уолтер Салливан, был обнаружен истекшим кровью в собственной камере - он вонзил кончик заострённой суповой ложки в ярёмную вену. На его ногах были высечены цифры:
11121
Что, на самом деле, значили 11/21. На протяжении следующих семи лет, уже находясь в потустороннем мире, Уолтер продолжит свою кровавую жатву.
И вот я, уже Инкуб знает сколько рассказываю вам про потусторонние миры, про тварей в них и про какие-то ритуалы... вам там как, нормально, надеюсь? Да, не игравшие в Silent Hill, я это вам. Давайте, наверное, кратко.
Как я уже упоминал когда-то в самом начале - сеттинг серии, несмотря на мнимую привязку к индейским ритуалам, во многом привязан к японской культуре: особенно в плане того, что касается «смерти в беспокойстве», порождающей призраков. Во вселенной Silent Hill подобная смерть является источником психической энергии - т.е. если в каком-то месте проводили казни, сопряжённые с пытками приговорённого, то его страдания, даже после смерти, оставят свой отпечаток на этом месте. И так уж получилось, что Сайлент Хилл - город, в котором происходит львиная часть игр серии, на протяжении всей своей истории, начиная ещё со времён до колонизации Америки, был сначала местом общения с потусторонним миром, а потом и точкой, в которой сходилось огромное количество человеческих страданий: изгнание индейцев, лагеря военнопленных, богадельни, места проведения жестоких ритуалов и множества таинственных смертей. Другим словом - чертовски огромное количество паранормальной энергии, которая, при наличии сильного хоста, могла единым потоком повлиять на всех в ближайших окрестностях, породив для них «Рай»: иначе говоря, просто затянуть всех в вымышленный мир мученика(цы), который, учитывая сатанинские настроения в культе, вряд ли был бы похож на что-то хорошее.
Уолтер Салливан, проведя свой ритуал, устроил нечто похожее - с той лишь разницей, что источником его силы стали жертвы, которые, как и он, были утянуты в созданный его сознанием паранормальный мир. Сам же Уолтер, будучи хостом этого мира, имел в нём безграничную власть - но, не осознавая её в полной мере, сам создавал для себя слабости и ограничения, что были продиктованы постулатами его религии. И чем больше жертв утягивалось в мир Салливана, тем сильнее тот мог воздействовать на объективную реальность, приближая час возвращения Святой Матери.
Новые жертвы, что, время от времени, находили в самых неожиданных местах, ставили даже бывалых следователей в тупик - на местах преступления не было абсолютно никаких следов: ни волос, ни отпечатков, ни орудий преступления. Полиция подозревала, что имеет месте подражатель. Но единственным, кто догадывался об истине, был Джозеф Шрайбер - правда, к сожалению, когда он был в шаге от разгадки, его ждала такая же судьба, которой нынче подвергся и наш протагонист (Генри, если помните).
Джозеф, ещё при жизни Уолтера, не понаслышке знал о Культе Сайлент Хилла и ужасах, которые они творили в стенах принадлежавшего им сиротского приюта - ведь именно он, в одной из своих статей, будучи журналистом, пытался вывести их на чистую воду. Может, именно поэтому его так увлекло дело вновь появившегося маньяка - настолько, что Джозеф, сам того не осознавая, начал погружаться в его потусторонний мир.
Жертвы для ритуала Святого успения делились на 4 категории:
- 10 сердец - основа и источник силы иного мира;
- Пустота, Тьма и Мрак - стихия, что придаст ему форму;
- Искушение, Источник, Бдительность и Хаос - то, что призовёт мать;
- Мать и Мудрость (он же, преемник Мудрости) - те, чья смерть её пробудит.
Но прежде чем преемник получит Мудрость, её должен был кто-то добыть - и этим кем-то предстояло стать мистеру 15/21, «Отчаяние», Джозефу Шрайберу. Как и его наследник 2,5 года спустя, Джозеф оказался замурован в своей квартире. Как и Генри, пытался сбежать через дыры, что возникали в стенах. И в своём обречённом на поражение походе Мудрец познал истину.
После того, как Уолтер Салливан очутился в своём мире (сущность которого, вероятно, не понимал - также, как её не понимают все призраки вселенной Silent Hill), его «Я» разделилось надвое: кровавый маньяк, которым он стал, не был достоин того, чтобы воссоединиться с квартирой, вернуться в ту «родильную дыру», где всё началось. Поэтому, помимо Уолтера - бесчувственной машины для убийств, возник и Уолли: воплощение того детского, невинного (человеческого?), что ещё не было осквернено. Именно поэтому мы встречаем две ипостаси Уолтера, проходя игру - причём они, в некоторой мере, воплощают Эрос и Танатос. Танатос, в лице взрослого Уолтера, готов положить на алтарь своих свершений всё, лишь бы достигнуть конечной цели - даже осознавая, что её достижение будет стоит ему жизни. Эрос же, в лице Уолли, всё ещё цепляется не только за «мать»: к примеру, по ходу игры, именно из-за него не будет убита Айлин Гелвин - 20 жертва и тот единственный человек, что, однажды отнёсся к Уолтеру по человечески (и готов сделать это ещё раз, даже увидев инфернальную суть его мира).
Именно это противоречие, в последствии, станет единственной соломинкой для спасения главных героев - но, к сожалению, не Джозефа Шрайбера. Ближе к концу игры, его призрак, одержимый лишь одной идеей: «убить Уолтера Салливана», встретится протагонисту в самых недрах иного мира. Истиной же, что Генри получит от него, станет информация и о расколовшейся душе самого Уолтера, и о тех богохульных ритуалах, которые тому необходимы.
Итак, вернёмся к самому началу. Генри Таунсенд, обитатель квартиры 302, что находится в Саус Эшфилд Хайтс, уже шестой день находится взаперти - двери и окна запечатаны, соседи не слышат, а единственным выходом является дыра - та, что, при каждой попытке влезть в неё, вела протагониста в новый безумный мир, где тот лицезрел смерть ни в чём не повинных людей. Четверых, если быть точным - смерть пятой жертвы, Айлин, чудом удалось предотвратить, и им пришлось, в попытках спасения, вновь пройти сквозь этот ад сверху до самого низа. И мало всего этого - оказалось, что тело маньяка, что преследовал их всё это время... было, бог знает сколько лет, запечатано за тонкой стенкой его собственной квартиры. Притом, что он активно следовал за ними по пятам. В плаще Уолтера Генри нащупывает связку ключей - вероятно ту самую, что отопрёт замки и снимет цепи, не пускающие его на волю. Но что обнаружит он, переступив порог?..
К сожалению, Silent Hill 4 обделён журналами разработки, которые могли бы пролить свет на то, как он создавался, и какой смысл был заложен в некоторые моменты, но я уверен - последний мир, что скрыт за дверями квартиры, был создан для того, чтобы сломать шаблон игрока.
Он... бесит. Не так, как это делал предыдущий сегмент - тот делал больно иначе: в узких коридорах квартир на игрока нападают толпы сильных врагов, Уолтер Салливан... Салливан. Короче, представьте себе Немезиса из RE3, но с парными пистолетами. Которыми он начинает в тебя стрелять из-за края экрана, когда ты заходишь в рандомное помещение. И который, при этом, ещё и нагло от тебя убегает, когда ты пытаешься огреть его лопатой по хребту! А теперь представьте, что это происходит в узком коридоре, где два человека не разойдутся, что вы защищаете напарника и что он ещё при этом карикатурно смеётся, словно злодей из хренового боевика. Вот это и есть Салливан.
В общем, подходя к концу этой локации, вы ненавидите всех и вся, а потом... начинается момент, который я описывал многим выше.
Включается приятная музыка, врагов становится гораздо меньше, ваши нервы успокаиваются - и после этого, когда игрок немного выпустил пар, следует пара диалогов от напарницы, которую Уолли, детская ипостась Уолтера, до этого спас:
Г: Айлин?
А: Это ужасно... Этот бедный маленький мальчик... Его родители просто бросили его сразу после того, как он родился... Бедняжка... Он действительно думает, что квартира 302 - его мать... Я должна... я должна ему помочь...
Г: *вскрикивает от боли, впитав через хранившуюся в этом доме 34 года пуповину воспоминания о рождении будущего серийного маньяка*
Г: Ааа, моя голова!
А: Генри? Ты в порядке?
А: ...
А: Это Уолтер... Он плачет...Даже если 21 Причастие будет исполнено... Это не поможет тому мальчику... Я возвращаюсь, Генри... В комнату, где он... Мы единственные... Единственные, кто может его остановить...
На протяжении всей Silent Hill 4 я не знал, как относиться к персонажу Уолтера Салливана. Его детская ипостась, однозначно, не вызывает отрицательных эмоций - даже когда этот карапуз стоит около умирающего в муках человека, он не кажется зловещим или злорадствующим: просто довольно милый ребёнок, почему-то очень сильно напоминающий внешностью протагониста.
И эта же черта характерна для взрослого Салливана - во первых, его вводят в историю гораздо позже (и, поначалу, пытаются выставить не маньяком, а очередной жертвой), а во вторых - когда речь идёт об Айлин Гелвин, эта «бесчувственная машина для убийств» первый и единственный раз проявляется намёк на здоровые человеческие эмоции, которых у него дальше не будет совсем (серьёзно, послушайте запись ниже и осознайте, насколько он звучит неестественно).
Разумеется, позже, когда игрок столкнётся с «деятельностью» этого маньяка нос к носу, у него, волей-неволей сложится к тому негативное отношение: сложно любить того, кто гоняется за тобой с бензопилой. Но... а есть ли у вас обоих какой-то выбор?
Уолтер Салливан - не человек, он призрак. Как и у Алессы Гиллеспи, как и всех других жертв, заточённых в этих потусторонних мирах, он руководствуется не столько логикой, сколько одержимостью - ведь если попытается остановиться, то утратит тот единственный свой смысл существования, что подпитывал его с самого раннего детства. И у него не было настоящего «родителя», который мог остановить его и сказать «ХВАТИТ» - напротив, всё, с чем он сталкивался в жизни, настраивало его на деструктивный лад, толкало к тому преступлению, что он совершил. Ради той, кто, возможно, его полюбит - даже если это будет не совсем он.
Я не смею сказать, что игра подразумевает «полюби Уолтера Салливана» или «прости его за совершённые злодеяния». Взрослая его версия уж точно этого не заслуживает - особенно с учётом того, что у неё вряд ли осталось достаточно человеческого.
Но, когда нам, на секунду, дают увидеть картину мира из глаз младшей его версии, и, тем более, услышать альтернативную точку зрения - не знаю, лично моё отношение к антагонисту, в этот момент, сменилось с желания покончить с ним и выбраться из этого кошмара на намерение остановить Уолтера: не столько потому, что он «злодей» (причём нарочито карикатурный), сколько из-за того, что сам он остановиться уже не сможет. Иными словами - примерить на себя роль того самого «родителя», который освободит Уолли и даст тому, наконец, обрести долгожданный покой - может не в лоне матери, но в объятиях смерти, которой этот мальчик ещё не осознал.
Красная пелена перед глазами Генри рассеялась, открывая тому вид на круглую арену, в центре которой, непрерывно бурля, смешивалось кровавое озеро. Уолтер был здесь - такой же безучастный, как и всегда, стоящий около жуткого чудовища, что, будучи приковано к стене, лишь отдалённо напоминало человека. То был час его триумфа, подведения итогов - наконец, спустя четверть века, мама, что сейчас спала высоко над ними, пробудится и примет его.
В следующую секунду Таунсенд извлёк из кармана нечто и метнул это в рот образине, висевшей у Салливана за спиной. Тело колдуна скрутила судорога - впервые с тех пор, как он переродился в этом мире, тот снова почувствовал себя живым. И от исхода их схватки зависело, кому будет дозволено жить, а кому умереть.
Спасибо за то, что прикоснулись к моему иному миру. И за прочтение.
Многоуважаемый Зе Рон. Якорь и Фонд Поддержки Сладких Булочек торжественно сообщают вам, что вы стали целью для операции "Донатный Шторм". Мы благодарим вас за выдающиеся способности по созданию высококачественных текстов и направляем высококлассный отряд боевых котят с приказом нанести денежный удар прямо в ваше сердечко. Спасибо вам за ваш благородный труд по созданию топ-годноты в условиях высокой щитпост-опасности.
Еле долистал, ничо ты Толстой! На завтра уже.
Самая страшная игра для меня
После первой части показалась какой-то более размеренной. Но, благо, я умудрился словить баг, который не запускал хантинги в квартире (только чужие сохранения помогли). Надо будет версию для PS2 потыкать.