Любовь как предлог. Падение Леди Арибет

Любовь это сильный мотиватор, и во многих нарративах она используется именно в этом качестве. Видео-игры не исключение, истории любви в них встречаются в самых разных формах и вариациях. Однако не слишком часто они погружаются в вопрос об искренности чьей-то любви, ещё реже в случаи, когда любовь является не просто обманом, а самообманом. На этом фоне заметно выделяется история Леди Арибет де Тилмаранде из Neverwinter Nights. Именно эта эльфийская дева обжигающим взглядом смотрела на игроков с одних рекламных постеров NwN и тонула во тьме на других. Гуляя с изображения на изображение, Арибет манила к себе в игру лишь затем, чтобы сначала дистанцироваться от игрока, а потом и вовсе предать из мести за какого-то нелепого Фентика. До самой своей смерти она уверяла игрока, что любит Фентика, любит настолько, что месть за него стоила для неё предательства друзей, отречения от своего народа и веры. И лишь при новой встрече, в последней главе второй дополнительной кампании, среди льдов и лавовых рек 8-го круга Ада она признавалась в горькой правде. Она никогда не любила Фентика Мосса.

Один из наиболее растиражированных постеров Neverwinter Nights
Один из наиболее растиражированных постеров Neverwinter Nights

Прежде чем приниматься за тщательный разбор этой истории стоит упомянуть, что Neverwinter Nights это cRPG с не самой богатой, но всё же присутствующей вариативностью. Так что некоторые детали истории «любви» Леди Арибет раскрываются лишь при прохождении игры определённым образом. В то же время ключевые моменты, тесно переплетаясь с основным сюжетом, остаются неизменными.

Свет любви в чумном городе

Начинается всё в охваченном загадочной чумой городе-государстве Невервинтере, в мире Забытых Королевств. Против чумы, прозванной Вопящей Смертью, не помогают даже самые могущественные жреческие заклинания. Город закрыт на карантин уже несколько месяцев, но теперь у жителей есть надежда, ведь архимагу из союзного города Вотердипа удалось вывести формулу лекарства. Персонаж игрока оказывается прямо в гуще событий, когда неизвестные заговорщики пытаются похитить компоненты лекарства. Лишь на несколько секунд раньше он знакомится с Леди Арибет де Тилмаранде, правой рукой правителя Невервинтера Лорда Нашера Алагондара. Из разговоров предвосхищающих эту встречу не сложно понять, что для многих в городе такое знакомство было бы великой честью и возможностью приблизиться к кумиру. Арибет — образцовый паладин бога справедливости Тира, патриотка Невервинтера и «просто красавица».

Похищение не удаётся, но к сожалению у «компонентов» были ноги и даже крылья, и теперь герою предстоит искать их по всему городу, попутно пытаясь вычислить заговорщиков. Руководить им в этом деле будут сама Леди Арибет и ещё два советника Лорда-протектора: Фентик Мосс и Дестер Инделайн. Правда последний едва ли чем-то руководит в деятельности персонажа игрока, скорее он выполняет роль главного раздражителя во время каждого разговора с Фентиком. Дестер прибыл в город во главе группы миссионеров бога-защитника Хельма в начале эпидемии, за короткий срок умудрился приблизиться к Лорду Нашеру, завоевать уважение Фентика и стать занозой в попе Арибет. Теперь он всё время проводит в компании Фентика, неустанно твердя, что народу Невервинтера следует искать спасение в вере, а не услугах сомнительных личностей вроде магов и искателей приключений. Мягкосердечный и снисходительный к чужим недостаткам Фентик, сам являясь жрецом Тира, не склонен отвергать идею поиска спасения в вере. Что он склонен отвергать, так это попытки указать на несовершенство Арибет.

Из раза в раз Фентик Мосс оправдывает нападки Дестера в адрес главного героя тем, что тот ведёт себя так под давлением тяжёлых обстоятельств и из лучших побуждений. Но стоит старому Хельмиту заговорить в том же тоне о леди-паладине, как Фентик заявляет: «Я не позволю Вам дурно говорить о моей возлюбленной», — что, с учётом в целом равного положения двух жрецов на иерархической лестнице, отдаёт скорее намёком на дуэль за честь дамы, чем применением неких ограничительных мер. То как сам он, упоминая Арибет, быстро переходит от сухих фактов к комплиментам в её адрес окончательно дорисовывает портрет влюблённого до потери пульса.

Lady Aribeth de Tylmarande is a paladin who serves Tyr, as do I. She is young, but her faith, courage and intelligence are beyond question… as is her beauty.

Леди Арибет де Тилмаранде — паладин, служащий Тиру, как и я. Она молода, но ее вера, смелость и ум не вызывают сомнений… как и ее красота.

Фентик Мосс о Арибет

Арибет же не до участия в этих перепалках, Лорд-протектор болен и управление городом в разгар кризиса упало на её плечи. Так что разговаривает она только с персонажем игрока и преимущественно о поисках лекарства, при этом в её речи ощущается… «десятая чашка кофе». Она говорит эмоционально и не взвешивая свои слова ни секунды, что способствует откровенности при упоминании двух других советников. Дестер ожидаемо получает порцию ярости в свой адрес. Фентик же это её любовь, её опора и поддержка в эти трудные времена. Даже глубочайшие разногласия касательно личности Дестера, приправленные разностью в подходе к вере, не омрачают их отношений. Однако, Арибет не забывает упомянуть о том, что их с Фентиком любовь сравнима по силе с верностью их богу и лояльностью их городу. Да, таким образом она не говорит, что это чувство слабо, но всё же указывает на наличие других чувств, что могут при неких обстоятельствах перевесить.

It is no secret that Fenthick and I are lovers. Our feelings for each other are only matched by our devotion to Tyr and our loyalty to Neverwinter.

Ни для кого не секрет, что Фентик и я любовники. Наши чувства к друг другу сравнимы лишь с нашей верностью Тиру и лояльностью Невервинтеру.

Арибет де Тилмаранде о своих отношениях с Фентиком

В конце первой главы те самые обстоятельства наступают. Дестер оказывается главой заговорщиков и снова пытается похитить уже созданное лекарство. Фентик, не в силах принять сам факт обмана от того, кто виделся ему наставником и старшим другом, до последнего продолжает содействовать Дестеру и открыто подставляется под обвинение в государственной измене. Арибет высказывает надежду, что у него найдётся, что сказать в своё оправдание, но так же быстро признаёт тот факт, что его шансы оправдаться крайне малы. Итог очевиден, Фентика казнят вместе с Дестером, а Арибет и главного героя ждёт новая миссия по поиску тех, кто стоял за Дестером и его ложными Хельмитами.

Скорбь против долга, долг против справедливости

Катсцена с итогами первой главы

Во второй главе игроку понадобится немного настойчивости или харизматичности его персонажа, чтобы заставить Арибет заговорить о чём-то кроме дела и не сводить всё к само собой разумеющемуся утверждению, что она скорбит о Фентике. Итак, с первого же откровенного разговора в речах подавленной эльфийки начинает проглядываться второе дно. Арибет невольно выдаёт, что отчасти терзает её даже не сам факт казни Фентика, а то, что к этой казни привело — слепая вера Фентика в правильность его первоначальных выводов о Дестере и последующих действий. Она стала сомневаться в том, что сама идёт правильным путём, ведь они с её возлюбленным имели так много общего.

В последующих личных беседах раскрывается, что её стали мучить кошмарные сны, в которых она падает, никак не может нагнать Фентика во тьме, а некие голоса то просят её о помощи, то обвиняют неизвестно в чём. В часы бодрствования леди-паладин старательно направляет свой гнев на тех, кто «подставил» её возлюбленного, но в то же время признаёт, что он сам поступил глупо. И тут же выражает возмущение, что простая глупость была наказана столь сурово. Так её ярость частично смещается в сторону народа Невервинтера и Лорда Нашера, потребовавших казни Фентика, несмотря на то, что в его намерениях не было предательства. Скорбь в ней спорит с чувством долга, а чувство долга с чувством справедливости.

В дополнение ко всему, как паладин справедливости, она не смеет мстить кому бы то ни было. Если игрок вступал с ней в личные беседы и проявлял сочувствие, она охотно поведает ему свою историю о том, как ещё совсем юной самозабвенно мстила за смерть своих родных и чуть не погибла. Тогда её спас неизвестный мужчина, походивший на бога Тира, а возможно, это и был сам бог справедливости. Из чувства долга перед ним она отреклась от мести, пришла в его храм и стала паладином. Там же позднее она встретила своего будущего жениха и, по её словам, нашла свой путь в жизни. По завершении своего рассказа, Арибет поблагодарит персонажа игрока за то, что выслушал её и назовёт своим другом.

Любопытная деталь:
Если персонаж игрока мужчина, то момент обращения к нему как к другу сформулирован иначе и в скриптах игры отмечен как старт романа с Арибет (Chapter2_Aribeth_Romance). Но этот роман так и остаётся в отметках скриптов и паре намёков.

Увы, со временем кошмары Арибет ухудшаются и теперь Фентика убивают прямо перед ней. Эти сны истощают её моральные силы, и теперь её гнев направлен уже на всех понемногу, даже бога Тира, который не указал своему служителю правильный путь. И раз за разом она рассматривает идею того, что она могла быть и даже может оказаться в дальнейшем на месте Фентика. В конце своего откровения она просит отомстить за Фентика вместо неё и дарит игроку кольцо в знак дружбы и как напоминание о ней, если с ней «что-то случится». Однако, даже если герой пообещает отомстить врагам Невервинтера за то, как они воспользовались наивностью молодого жреца, это не подарит Леди Арибет покоя.

And so Fenthick got his final reward. Thank you, Tyr, Lord of Justice, for aiding your faithful servant! Shall I be next, then?

Итак, Фентик получил свою последнюю награду. Благодарю тебя, Тир, Лорд Справедливости, за то, что направил своего верного слугу! Должна ли я стать следующей?

Арибет де Тилмаранде о казни Фентика

В конце концов Арибет исчезает в неизвестном направлении. При этом всё это время ассистировавший ей и персонажу игрока глава Невервинтерской сети шпионов отмечает, что перед исчезновением она обрела некую «холодную решительность, будто леди-паладин приняла неприятную судьбу». Намерение героя немедленно отправиться на её поиски тут же отвергается в пользу поиска заговорщиков и с аргументом, что это может оказаться тем же направлением, в котором следует искать эльфийку. И вот в конце второй главы герой добирается до штаба врагов Невервинтера в магической башне в городе Лускан. Там на самой вершине он снова увидит Арибет в момент её отречения от своего бога, народа и лорда, чтобы принять сторону их противников. Это будет последней встречей перед разлукой в целую главу, на протяжении которой Арибет будет лишь упоминаться как подлая предательница.

Мотивы предательства

Арибет, ведущая армию Лускана на Невервинтер
Арибет, ведущая армию Лускана на Невервинтер

Дальнейшие события основной кампании так или иначе ведут к смерти Леди Арибет, вся разница состоит лишь в том будет ли она убита лично главным героем или казнена по приказу Лорда Нашера, после того как сдастся и попытается искупить хотя бы часть своей вины. Однако, если игрок снизойдёт до беседы с ней, она охотно посвятит его в мотивы своего предательства. И мотивы эти оказываются самоубийственны и продиктованы отчаянием. Во-первых, она прямо заявляет, что рассчитывала на то, что после победы её новые господа избавятся от неё, ведь сама Арибет «не смогла бы жить после того что сделала». Во-вторых, она абсолютно убеждена, что независимо от её предательства враги Невервинтера победили бы, и именно это подтолкнуло её к идее, что можно пуститься во все тяжкие и отомстить за своего покойного жениха хоть кому-то. Едва ли она достигла желаемого результата, но действовала во имя Фентика Мосса до конца.

Таким вырисовывается жизненный путь Леди Арибет де Тилмаранде: месть за родных чуть не привела её к гибели ещё в раннем возрасте, последующее отречение от мести дало слабину при виде смерти возлюбленного, и, наконец, новая месть сгубила её окончательно. Но окончательно ли? И была ли её тяга к мести обусловлена сильной любовью или… самой тягой к мести?

Новый герой

В мире Забытых Королевств факт существования загробной жизни несомненен и нередко мешает смерти поставить точку в чьей-то истории.

К Neverwinter Nights было выпущено множество дополнений, разной степени масштабности и значимости. Два из этих дополнений были целыми новыми масштабными кампаниями, получившими свои технические усовершенствования и свою рекламу. Shadows of Undrentide и Hordes of the Underdark предлагали пройти череду приключений другого героя, начавшего свой путь много севернее Невервинтера, в маленькой деревушке Хиллтоп. В рамках первого дополнения новый персонаж проходит свой путь становления, спасает полмира и зарабатывает известность покруче, чем у защитника Невервинтера. В конце ему приходится нырнуть в портал ведущий на Теневой план, чтобы выйти оттуда лишь спустя время и небольшое приключение, оставшееся за кадром.

Второе дополнение начинается с того, что жители Вотердипа призвали нового героя на помощь в противостоянии угрозе, исходящей от тёмных эльфов (дроу). Долгий путь через подземную башню безумного мага Халастера и разные уголки населяемого дроу Андердарка приводит игрока к встрече лицом к лицу с Архидьяволом Мефистофелем и последующей отправке в ледяную Канию на 8-ой круг Ада. В Кании персонаж игрока оказывается на правах подмены Мефистофеля, правившего данным кругом, чтобы сам нечистый мог подменить его в мире смертных и устроить там Ад на Земле. Само собой нашего героя такой расклад не устраивает, и пользуясь неопределённостью своего положения в Аду и в глазах местных, он принимается наводить там шороху и прокладывать свой путь обратно в мир живых. Пытаясь выяснить кто, хотя бы в теории, может знать как выбраться из Ада, он узнаёт историю одной особой души. Годы назад в Канию прибыла душа падшего паладина, сильно возмутилась из-за практики Мефистофеля пожирать души и бросила ему вызов, а после личной встречи с правителем ледяного круга мирно отправилась в одну из местных пещер вмерзать в ландшафт.

Новая встреча и откровения посмертия

Арибет когда-то давно… когда её печалили смерти простых граждан Невервинтера
Арибет когда-то давно… когда её печалили смерти простых граждан Невервинтера

Короткий квест по обнаружению нужной глыбы льда и сбору средства для растопки приводит игрока к новой встрече с Арибет, не слишком радостной, потому что первым делом эльфийка примется размахивать мечом и её придётся немного «успокоить».

Последующий диалог с ней примечателен одним вариантом ведущим к слому четвёртой стены. Сначала нужно поинтересоваться — почему после разморозки она напала на главного героя, после ей нужно сказать, что она показалась герою знакомой и Арибет ответит, что так и есть, но она хотела быть забытой. Это при том, что главный герой дополнений никогда до этого не пересекался с леди-паладином. Другой похожий вариант ведёт к возможности спросить о причинах её желания и она ответит, что ей не нравится кем она была при жизни. Странно, но ни на какие более точные временные рамки она указывать не станет, ей не нравится вся она, что после предательства, что до.

Наконец, можно узнать детали встречи Арибет с Мефистофелем. И снова чувства и мотивы Леди Арибет окажутся своеобразны и недостойны паладина, ведь она не искала спасения для всех тех душ, что до сих пор говорят о ней как о легенде. Дело в том, что Мефистофель не просто пожирал души, их энергия нужна ему для создания армии для захвата мира живых, а Арибет наслужилась в армиях при жизни, и она готова драться даже с богами за свою свободу и право не занимать ни одну из сторон баррикад.

He was devouring us, eating our very souls to build his army… I’ll serve no army! Never again! I served Tyr, I served Lord Nasher, I served Morag and her Old Ones! All my life I’ve worn their colors, waved their flags…

Он поглощал нас, пожирал сами наши души, чтобы построить свою армию… Я не буду служить никакой армии! Больше никогда! Я служила Тиру, Я служила Лорду Нашеру, Я служила Мораг и её Древним! Всю свою жизнь я носила их цвета, размахивала их флагами…

Арибет де Тилмаранде

Однако, как мы уже знаем, её борьба закончилась стоило ей лишь поговорить с Архидьяволом. Что же такое ей сказал Мефистофель? О, он всего-лишь озвучил ей её собственный секрет: она никогда не любила Фентика. Её предательство, её падение, её месть — всё было не из-за Фентика, которого Арибет сама теперь характеризует как «благонамеренного дурака», а из желания показать окружающим, что она не идеал и такая же живая и грешная, как и весь остальной мир. Невервинтерцы не знали эльфийку до её становления паладином Тира, а как паладин она стремилась отплатить своему богу за спасение жизни и изо всех сил старалась быть лучше себя самой. Годами каждое её решение, как и решение выйти замуж за Фентика, было продиктовано скорее общественным мнением и религиозным рвением, чем её собственными желаниями. Было лишь вопросом времени в какой момент и при каких обстоятельствах она бы не выдержала и оступилась. Обстоятельства предложенные Невервинтерским кризисом попросту оказались слишком «удобными». Теперь же осознание того, насколько далеко она зашла в самообмане, сломило Арибет по-настоящему.

Then why do I know his words are true? I never loved Fenthick… I wish I had.

Тогда почему я знаю, что его слова правда? Я никогда не любила Фентика… Я бы хотела, чтобы было иначе.

Арибет де Тилмаранде в ответ на попытку убедить её, что Мефистофель обманул её

Её дальнейшая судьба и возможность искупления всецело зависят от действий игрока. Но в рамках тех вариантов, при которых игрок всё же решает заручиться её помощью на пути из Ада, самой Арибет так или иначе предлагается перестать постоянно действовать с оглядкой на чужое мнение о себе. Этот путь даётся ей с большим трудом, ведь, пусть даже не любя сама, Арибет всегда хотела быть любимой. Этот факт становится вполне очевидным, если один посвящённый в тайны богов персонаж назовёт имя Арибет в качестве ответа на вопрос об истинной, предначертанной любви персонажа игрока или некоего Спящего. В обоих случаях Арибет начинает стремиться к новой любви с исключительным рвением. И может быть, не вцепись она так сильно в первую же предложенную ей любовь при жизни, не используй её как предлог для своего падения, её судьба сложилась бы сильно иначе, а тысячи горожан Невервинтера никогда бы не испытали на себе месть леди-паладина.

Искателям фактических ошибок на заметку:
Примерно половина того, что можно вычитать в современной Wiki Забытых Королевств о Леди Арибет де Тилмаранде, является либо ретконом, либо попыткой подогнать события игры под этот самый реткон. Здесь речь шла только о старой видео-игровой версии Леди Арибет, без учёта реткона и факты были тщательно проверены по файлам игры.

Статья написана для конкурса подсайта Якорь.

8.5K8.5K показов
2.6K2.6K открытий
22 репоста
66 комментариев

Спасибо за участие в конкурсе! Продолжайте творить ♥

Ответить

Здравствуйте, многоуважаемая ЗелВел. Фонд Поддержки Сладких Булочек благодарит вас за совершенно чудесную работу на ниве раскрытия любовных переживаний. Вы делаете большую и важную работу, благодаря которой миллиарды людей имеют возможность проанализировать любовные перипитии эльфийских судеб. В качестве более существенной похвалы прилагаем чек на 500 миллионов рублей. Спасибо вам за ваше творчество.

Ответить

Автор молодец, вот норм статья для адекватов, про классик игры, но как полагается на дтф, начну бомбить, погнали:🚴
🏌️
Вовлечённость игрока в историю эльфийки.
Из за тех. мощностей тех лет, сильно визуально не смогли передать все переживания паладинки и причин почему мне должны напрягать ее чуйства. Благодаря тексту, тоже не смогли передать, сухо поверхностно, толи кривизна перевода была такая, толи сами авторы игры те ещё пейсатели, не зацепило...может потому что играл в 20/25 лет и поэтому такие страдания не пробивают.
💃
Бабские загоны.
Вообще ее метания, это метания современной женщины, никакого налета средневековья не видно, в мышлении паладинки, типа проблема в том что ее никто не любит, мужика зашибли ути пути, пожалейте диточку🥱...не забываем, что это все происходило на фоне массовой эпидемии, кругом беспорядки, убийства, дети осиротевшие бегают (в игре это все по детски завуалировано, но представьте себе, как это бы выглядело в реальности), а эльфийка, так то человек военный, обязанности прежде всего☝️, тем более это должно быть возведенно в абсолют учитывая что она воин-фанатик бога порядка и закона👮
Поэтому ее поведение выглядит с точки зрения взрослого, как поведение подростка или девушки 20 лет, как говориться, до стилистики Шолохова, авторам игры далеко...Хотя, может, игра предназначена для подростков?
Бог вертухаев. 🛡️
Касательно бога Торма, если он бог правосудия и законности, то представляется что он будет беспристрастным и частично упрямо-жестоким, напоминая бога ацтеков, и попасть к нему в милость должно быть очень сложно, чтобы начать творить чудеса от его имени, а тут мы видим что любая взбалмошная фифа может получить его дары.
Получается хреновато этот бох выбирает себе последователей, раз его не просто верующий, а его Воин несущий его Слово еретикам, следящий за порядком Его паствы, от каждого чиха меняет взгляды😏 (в средневековье из за отказа сменить веру люди могли массово самоубийством покончить, лишь бы не переходить из одного течения христианство в другое). Да и вообще, законы устанавливают люди и что правильно и что нет как будет судить этот бог, тоже вызывает вопросы
П.с. меня лично в самой игре мало затронула судьба эльфийки, скорее заботился о том как прокачать героя чтоб выносить всех в одну калитку💪
Но арты с ней красочные, тут да, приятно любоваться
Сам по миру фейруна человек что то да знающий, не левый попугай с улицы)

Ответить

Абсолютно согласен. Эти полуэльфийские загоны дико бесили всю игру. "О нет, моего никчемного мужа казнили за предательство, хм, наверное я должна сама примкнуть к тем, кто косвенно виновен в его смерти!" Или "О нет, злой архидьявол сказал, что я все это время пользовалась его силой, а не силой саоего бога, хм, наверное мне надо предать того кто достал меня из ледяной глыбы, пропаравозил меня через весь ад, подогнал мне голого, крылатого, лысого мужика из Brazzers" 🤦‍♂️.
Видимо на ней сказывается тот факт что показатель интелекта у паладинов находится на пугающе низкой границе параметров и при броске на выстраивание причинно следственных связей она ввкинула натуральную единицу :D

Жаль нельзя было поменять Арибет на Аширу из паралельной вселенной которую гг встречает в корманном измерении Мораг в первой части, которую мораг так же ддосила во снах, но которая не поддалась и сама пошла разматывать злых ящеров как истинный славянский воен :)

Ответить

Из за тех. мощностей тех лет, сильно визуально не смогли передать все переживания паладинки и причин почему мне должны напрягать ее чуйства.Чувака, который был ей дорог убили так-то, это не под дверью насрать. Совершенно логично, что не каждый такое схавает, а может ещё и решит отомстить, что и произошло.

Ответить