Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Tetris лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Объясняю, почему лаконичное повествование Tetris погружает глубже и оказывается эмоциональнее, чем многословные и кинематографические истории Larian.

Написал Red Wolf
Специально для любимых дтф-еров
Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Tetris лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Играю в Baldur's Gate 3 и вдруг замечаю — мне скучно. И чем дальше сюжет — тем больше скуки. Но почему?

Тут я элегантно поверну к теме из заголовка: почему после часа-другого в насыщенных диалогами и кинематографией квестах из Baldur's Gate 3 у меня зевота? Но в то же время в куда более лаконичном Tetris (где приходится тот же час-другой складывать падающие фигурки) — я увлечена, я переживаю!

Как так выходит, что банальный процесс складывания тетрис-форм вызывает больше эмоций, чем тщательно проработанные истории Свена Винке с отдельными сценаристами на каждого спутника?

Попытаюсь объяснить.

Сюжет, как книга

Baldur's Gate 3, как и многие классические РПГ, рассказывает игроку историю чётко и ясно, как по учебнику: использует ярких персонажей, развлекает внезапными сюжетными поворотами. Нужные детали тебе проговорят в диалогах, важные ориентиры отметят на карте — чтобы ты ничего не упустил, нигде не заблудился. Ну, и кат-сцены, конечно, — для зрелища!

Но в сухом остатке BG3 — это интерактивная книга. И, как в книге, автор всё понятно и прямо рассказывает читателю (по крайней мере главный сюжет, о зашифрованных подтекстах мы не говорим). То, что у читателя иногда есть возможность перевернуть сюжет, не так и важно.

А вот Tetris... тоже как книга. Только вот книги по опыту Tetris — это не совсем «сел и прочитал». Это было бы слишком просто. Дело в том, что маленький Tetris требовал от игрока создания истории самостоятельно, из отдельных фигурок.

Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Tetris лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Погружение в мир

Когда играешь в Baldur's Gate 3, тебя ни на минуту не покидает ощущение, что это игра. За каждым диалогом стоит команда сценаристов, каждый персонаж поставлен в конкретное место на карте, чтобы триггернуть конкретное событие. Персонажи не живые личности, а фигурки на днд-шной доске, двигающиеся по чётко ограниченным рельсам.

Иное дело Tetris. Тут не нужно разгадывать, что произошло, когда ты видишь, как очередная фигура идеальным образом встала на место, заполняя пустоту и уничтожая целый ряд. Ты — соавтор происходящего на экране. Ты сам создаешь историю успеха, ряд за рядом, шаг за шагом.

Радость исследования

Авторы ужастиков говорят, что самым страшным является тот монстр, которого не видно, потому что воображение дорисует все необходимые детали и подгонит его под индивидуальные страхи каждого отдельного зрителя. Tetris применяет тот же подход к своему повествованию. Он дает отдельные части истории (в виде фигурок) и делает игрока соавтором сюжета игры — даёт нам самим интерпретировать происходящее.

Самостоятельные попытки понять, куда поставить следующую фигуру, делают значимым даже самый простой ход и сильнее вовлекают в процесс. К тому же, догадки у всех могут получиться разными — воображение заполнит недостающие части лучше любого сценариста и подгонит сюжет под вкусы каждого отдельного игрока.

Когда игра вместо того, чтобы что-то тебе сказать, создаёт условия, в которых ты сам себе это скажешь, то ты чувствуешь себя находчивым, умным, а главное — причастным. И эта причастность распаляет интерес!

Подавление недоверия

Когда я играла в BG3, меня ни на минуту не покидало ощущение, что это игра. Что за каждым диалогом стоит команда сценаристов, а каждый персонаж расчётливо поставлен в конкретное место на карте, чтобы триггернуть конкретное событие. Персонажи не живые личности, а фигурки на днд-шной доске, двигающиеся по чётко ограниченным рельсам.

Однако, играя в игру, я не хочу видеть в ней игру, я хочу живую увлекательную историю. Как раз то, что даёт мне Tetris.

Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Tetris лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Мир Baldur's Gate 3 слишком искусственный, слишком «написанный». В нём много персонажей, которые начинают взаимодействовать друг с другом, когда игрок приближается, много врагов, которые ждут, когда их побьют. Есть даже птички и зверушки. Но он статичен, как заводные игрушки в часах, двигающиеся только когда человек повернёт ключ.

Мир Tetris кажется более живым. Квесты в виде случайных фигур создают ощущение, что ты видишь только маленький кусочек огромной истории. Что мир живёт и меняется без твоего участия, даже когда ты на него не смотришь.

Советская дичь

Одна из причин, почему мне стало скучно играть в Baldur's Gate 3 — в какой-то момент она стала очень предсказуемой. Как только Астарион рассказывает про своего бывшего хозяина, сразу можно догадаться, куда приведёт его квест.

В Tetris же, сколько бы он не показывал нам простые фигурки, всегда есть место непредсказуемости. Ну вот вы могли предположить, что следующая фигура будет именно такой? Или что удачный ход позволит вам уничтожить сразу несколько рядов?

Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Tetris лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Заключение

Квестостроение в Tetris очень своеобразно, и заходит далеко не всем. Кому-то не нравится, что игра заставляет самостоятельно докапываться до сути, вместо того, чтобы подать сюжет на блюдечке. Однако, на мой взгляд, такой подход возрождает олдскульный дух исследования мира, тот самый геймерский настрой, благодаря которому простая задача складывания фигур увлекает сильнее многих современных игр.

И если больше игр возьмут на вооружение подход Tetris к квестам, станет только лучше. Наши находки станут более «нашими», нам чаще захочется ими хвастаться, пересказы квестов друзьям станут ярче, ведь мы не просто будем зачитывать с листочка игровой сценарий, а насытим разговор личным опытом.

114114
99
44
22
11
11
42 комментария

Ну ты сравнил конечно. Ещё скажи что в Elden ring квесты лучше чем в Балдуре.

17
1

Ну, это уже была бы глупость

25

Когда я игралаС каких пор ты женщина?

11

Со времен появления дискорда для девочек

24

ЖЕНЩИНА

4

То говно не читал, тут поставлю лайк. За постмодернизм.

17