Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

В финальном эпизоде материала мы постараемся выяснить то, в чем же заключается суть комиксов, что посредством супергеройского кино пушится, почему супергерои не нуждаются ни в каком очеловечивании и чему они всех нас могут научить.

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

КАК ЖЕ ТОГДА БЫТЬ?

Для начала нужно понять про что в сущности комиксы.

Про это?

А может, об этом?

Или про это?

Обо всем этом, конечно, но не в первую очередь, на мой взгляд.

С моей точки зрения, костюмы, суперспособности, межгалактические сражения, драки и все тому подобное — только лишь выразительные средства комиксового медиума, средства привлечения внимания, те же аттракционы что ли (и не забываем, что появились комиксы как низкопробные рисуночки).

У кино выразительные средства и ограничения совсем ведь другие: кино не может показать межгалактические сражения и летающих людей, потому что ни первого, ни вторых в нашей повседневной реальности не существует (хотя, как сказать, летающие люди все-таки есть, про таких обычно говорят: «Сбивайте палками: сам не сяду»).

Нет.

Все может.

Только если в комиксах нарисованные межгалактические сражения и летающие люди воспринимаются как межгалактические сражения и летающие люди, то снятые на камеру межгалактические сражения и летающие люди остаются собой: компьютерной графикой и висящими на ниточках людьми.

Если на страницах комиксов вылетающие из глаз лазеры — это именно что вылетающие из глаз лазеры, то в кино вылетающие из глаз лазеры — только лишь нарисованные на компьютере красные линии.

При переводе произведения одного медиума в другой изменения не просто возможны, но нужны.

Тем более что истинные суть и сила супергероев, на мой взгляд, совсем-совсем в другом.

В чем же?

Если уберем из фильмов суперсилы, костюмы, драки, что же тогда останется от супергероев, какой смысл в экранизации комиксов?

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

Понятное дело, что это шутка.

Однако.

Ну а правда, есть ли у Брюса Уэйна суперсилы?

Думаю, что есть.

Правильно ведь говорят, что супергерои и суперзлодеи — две стороны одной медали.

Там, где Брюс Уэйн сначала смог преодолеть страшный опыт, а затем стал пытаться сделать так, чтобы такого же несчастья не произошло с другими, Джокер, Пингвин, Харви Дент свои страшные события, свои травмы преодолеть не смогли.

Вот и вся разница, на мой взгляд.

У первого сила, потому что преодолеть смог, а у вторых слабость, потому что, к сожалению, не смогли.

Преодоление себя, своих страхов и слабостей, неугасающая вера в человека вообще, трансформация негативного опыта в добрые дела — не в этом ли суперсилы Брюса Уэйна, совокупно выражающиеся в Бэтмене?

И не только в этом, скажу вам.

Есть кое-что еще.

И вот именно это кое-что, на мой взгляд, упускается западными киноделами.

Приведу четыре примера:

пример №1

И Бомба, вечно Бомба, что маячила неподалеку зловещим квартирантом в плаще, — вот, вот взорвется, уничтожит всех и вся, а я прятался в углу и дрожал, с минуты на минуту ожидая, что Костлявая свершит свой суд, и вся жизнь на Земле прекратиться...


А затем из-за Атлантики примчался десант супергероев — в ослепительном геральдическом обмундировании они выпрыгнули лучом света из призмы и показали, как еще можно видеть, слышать и понимать все, что тебя окружает…


Нет, я не хотел, чтобы Супермен был «реальным», — мне бы хватило, чтобы он был реальнее Идеи Бомбы, которая сеяла опустошение в моих снах. Зря я переживал: Супермен — столь неистощимый плод человеческого воображения, столь совершенный образчик наших благороднейших, добрейших, мудрейших, крутейших «я», что моя идея Бомбы оказалась против него бессильна.


В Супермене и его супергеройских коллегах современное человечество воплотило идеи, неуязвимые для любой пагубы, не подверженные уничтожению, нарочно созданные для того, чтобы перехитрить дьявольски умных негодяев, — идеи, родившиеся на свет, дабы вновь и вновь выходить на бой с беспримесным Злом и каким-то образом, вопреки всем вероятиям, неизменно его побеждать.


Над Атомной Бомбой супергерои насмехались. Супермен мог погулять по солнцу и даже почти не загореть. В те краткие часы, что пришли и прошли, у Брюса Бэннера сорвалось испытание гамма-бомбы, приключения Халка только начались. На фоне космических разрушителей вроде Человека-Антиматерии или Галактуса всемогущая Бомба смотрелась бедным родственником…


Я начинал кое-что понимать — и возобладал над своими страхами. Прежде Бомбы была Идея Бомбы. Но и Супермен тоже был Идеей, только Быстрее, Сильнее и Лучше.

Грант Моррисон, СУПЕРБОГИ

пример №2

пример №3

Мы любим наших супергероев, потому что они не желают ставить на нас крест. Мы анализируем их до полного несуществования, убиваем их, запрещаем, высмеиваем, но они все равно возвращаются, терпеливо напоминая нам, кто мы такие и кем хотим стать. Супергерои – могущественная живая идея, мем, по терминологии Ричарда Докинза, распространившийся из бумажных вселенных в реальность. Последствия неведомы. Бомба тоже была всего лишь идеей, которую некто выковал в реальную Бомбу. Однако супергерои показали мне, как эту Бомбу одолеть. Супергеройские истории открыли мне мой потенциал. Они научили меня основам морального кодекса, по которому я живу до сих пор.

Грант Моррисон, СУПЕРБОГИ

пример №4

Сраные, простите, рисунки летающих человечков в дурацких костюмах могут вселить надежду в мальчика из седьмого А, могут помочь мужчине достойно пережить ту или иную жизненную трудность и сделать нравственный выбор — не это ли самая главная суперспособность супергероев?

Не в том ли истинная суперсила супергероев, что они, находясь в своем нарисованном двумерном мире, могут оказывать влияние на нас с вами, на нашу повседневную реальность?

Зачем же, в таком случае, их «оживлять» или «очеловечивать»?

Они ведь и так живы и абсолютно реальны.

Живы и реальны в своем нарисованном двумерном измерении.

Я считал, что разгадка кроется в переходе «реализма» на следующий уровень. Какова доказуемая осязаемая реальность супергероев? Что вообще такое супергерой? Как устроен обмен – отношения – между нашим реальным миром и супергеройскими печатными вселенными? Что происходит, когда у нас в руках и головах заводятся супергерои?


Если они реально реальны, как они выглядят?

Ответ оказался прост и очевиден.

В реальном мире супергерои выглядели как рисунки или спецэффекты. Художник Дэвид Маццукелли в один прекрасный день лаконично сформулирует: «Если изображение тяготеет к реализму, каждая новая деталь вызывает поток вопросов, обнажающих абсурдность, на которой зиждется весь жанр. Чем «реалистичнее» супергерои, тем они менее правдоподобны. Равновесие хрупко, но я знаю одно: супергерои реальны, когда нарисованы тушью.

Грант Моррисон, СУПЕРБОГИ

А как только какая-нибудь «звезда», живущая в огороженном высоченными стенами дворце заполоненного бездомными людьми города пытается изобразить того или иного супергероя, вдруг вся магия куда-то улетучивается.

«Совершенные образчики наших благороднейших, добрейших, мудрейших, крутейших «я» вдруг становятся утопающими в компьютерной графике мужиками и женщинами в маскарадных костюмах.

Если на страницах комиксов кроссовер вселенных выглядит так:

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

то в повседневной реальности только лишь, увы, так.

А зачем вообще засовывать супергероев в нашу повседневную реальность?

Чтобы что?

Всем ведь и так понятно, что рано или поздно наделенный суперсилой человек скорее закатит вечериночку под композицию BURN группы NINE INCH NAILS, чем улетит практиковать медитацию на Луне.

Может, все-таки лучше супергероев оставить на страницах комиксов?

Уж здесь как-нибудь сами разберемся?

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

И AGEND`Ы ПУШАТСЯ, И ЛАВЕШКА МУТИТСЯ

На мой взгляд, супергеройское кино — в своих худших проявлениях — только лишь дорогостоящее средство по продвижению agend и рупоры пропаганды: толерастия, квота, меньшинства и все такое прочее — это, может, и имеет место быть, но лично меня беспокоит кое-что другое:

На мой взгляд, посредством плохого супергеройского кино (да и хорошего, может, тоже) популяризуется миф о том, что человечеству нужен спаситель (а лучше парочка).

Ведь человек незначителен. Ведь человек не в состоянии решить свои проблемы. Ведь для того, чтобы проблемы решить и сделать мир лучше, нужно обладать той или иной суперсилой: бегать быстрее пули, летать, пулять лазеры из глаз, ну, или хотя бы иметь много-много денег (а иначе никак). Ведь человек не может позаботиться о себе. Ведь человеку не под силу защититься.

Но самое страшное — человек ведь не несет ответственности, человеку не нужно брать на себя ответственность.

Спаситель придет и разрулит и всех спасет.

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

Но никакого спасителя не будет.

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

Никто за нас ничего не решит.

Никто нас не спасет.

Никто, кроме нас самих.

Только мы с вами — истинные спасители этого мира.

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

И нам ничего не нужно, чтобы почувствовать себя особенными.

Потому что мы и так особенны.

Потому что каждый из нас и так значителен и неповторим.

Потому что каждый из нас и так по-своему избранный.

А не только Нео.

И никакой Морфеус нас не придет и не разбудит.

И никто за нас не проснется.

Но эти значительность, избранность и неповторимость каждого из нас подразумевают и колоссальную ответственность.

Вместе с великой силой, действительно, приходит великая ответственность.

Только вот ответственность за судьбу нашего мира лежит не на плечах спасителя, а на плечах каждого из нас. Только и только мы несем ответственность за настоящее и будущее человечества.

И самые главные суперзлодеи вовсе не Капитан Зод, Лекс Лютор, Пингвин или Джокер, а ты, я, он и Сашка (само собой, само собой). Самые настоящие супергерои и суперзлодеи внутри нас. А потому самые настоящие сражения добра и зла ведутся внутри каждого из нас, а не на Криптоне, и не в Готэме, и не на Луне.

Истинные суперсилы (в нашей повседневной реальности) — это, скажем, любовь, понимание, терпение, сопротивление отчаянию, осознание и принятие ответственности, самоконтроль и прощение, а не способности летать, пускать из рук молнии, бегать быстрее пули или купить все удобства мира.

Так вот если супергерои в кино обладают первыми суперсилами, зачем им вторые?

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

Безусловно, agend`ы пушатся — лавешка мутится.

Все так.

Но противоречия, терзающие супергеройское кино, никуда ведь не деваются: мифы о спасителе и суперлюдях — как ты ни крути — пропагандируются посредством мужиков и женщин, разодетых в нелепые маскарадные костюмы.

А потому эта пропаганда — если она вообще имеет место быть — разоблачает саму себя, имеет прямо противоположный эффект и свидетельствует об обратном, о том, насколько смехотворны, нелепы и лживы мифы о спасителе и суперлюдях.

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

Так можем ли мы изменить мир к лучшему?

Уверен, что да.

Если не верите, поднимите лежащий на асфальте фантик и выкиньте его в урну.

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

ТАК КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ЭКРАНИЗИРОВАТЬ КОМИКСЫ?

Да каким угодно, на самом деле.

Нужно ли в обязательном порядке делать буквальные, дословные экранизации, иллюстрации комиксов?

Нет.

Нужно ли бояться вносить изменения при переводе комикса на язык кино?

Тоже нет.

Обязательно ли история должна быть драматической?

Тоже вроде бы нет.

Так почему бы не попробовать что-нибудь новое?

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

Так почему бы, например, не оставить супергероев за кадром или точками в небе и показать то, какое влияние оказывают супергерои на жизнь обычного человека?

Почему бы, скажем, не оставить персонажей вселенной Бэтмена, но убрать суперспособности, сделав их политиками, бизнесменами и обычными людьми на улице?

Да или вообще, делая картину о Бэтмене, взять да и оставить Бэтмена героем комиксов, почему нет?

Ведь Питер Паркер и Брюс Уэйн в своих нарисованных мирах проблемы решат и уладят.

Так почему бы не сделать кино о том, как комиксы о Человеке-Пауке или Бэтмене — идеи, сраные, простите, рисунки — помогают подростку или даже мужчине справиться с трудностями, сделать нравственный выбор, решиться на отважный поступок в нашей с вами повседневной реальности?

Да и без мордобоев, взрывов и бандитов можно вполне обойтись.

Или скажем так.

Это необязательно должны быть мордобои, взрывы и бандиты.

Ими повседневная реальность и наши с вами дилеммы, конфликты, трудности и проблемы не ограничиваются.

Не мне вам рассказывать о том, что порою попросить прощения у близкого человека, просто порадоваться за него или, скажем, признать свою ошибку — самые настоящие отважные поступки.

Так почему бы не оставить супергероев тем и чем они являются на самом деле (в нашей повседневной реальности, само собой): идеями, идеалами, нравственными ориентирами?

Ведь дух комиксов – то единственное, что действительно имеет значение:

Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III
Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III
Непробиваемые стены и неразрешимые противоречия супергеройского кино: III

Не поймите неправильно.

Я не говорю, что экранизаций-иллюстраций существовать не должно.

Иллюстрации комиксов – это порой очень весело, серьезно и вдохновляюще.

Кроме того, такое супергеройское кино популяризовало комиксы так, что мама не горюй (хотя бы за это огромное спасибо).

Но есть ли какие-нибудь другие пути их экранизации?

Неужели кино способно только на маскарадные костюмы, компьютерную графику да безостановочные взрывы, драки и погони?

Неужели все, что может предложить кино, — это повторения и копии того, что в свое время сделали, например, Сэм Рейми и Тим Бертон?

Неужели аттракционы, столкновения, сигналы, подсказки и указатели — единственные средства вызывания эмоций и артикуляции мыслей, идей, переживаний и надежд?

Неужели иллюстрации чего бы то ни было и пережевывания одного и того же — предел нашего медиума?

Неужели кино вообще, в целом как медиум уперлось в потолок своих возможностей?

И напоследок.

Кто-то мне сказал: «В кино уже все сделано».

Кино огромно.

В нем не сделано ничего.

Робер Брессон
2323 показа
181181 открытие
4 комментария

Отряд самоубийц)

Ответить

🤣🤣🤣

Ответить

Я в итоге не понял о чём эти огромные полотна текста, но поставлю лайк.

Ответить

значит, я плохо объяснил, но в любом случае спасибо за лайк и с наступающим!

Ответить