Конфеты или жизнь! Обзор Costume Quest

Разбираем South Park: The Stick of Truth «у нас дома» от создателей Psychonauts.

Конфеты или жизнь! Обзор Costume Quest

Приветствую всех читателей, подписчик вы или случайно забредший пользователь! С вами, как и прежде, самый нишевый из микроселебрити, и сегодня я продолжаю изучать закрома своей библиотеки в Стиме. На этот раз под мой прицел попало одно из ранних творений студии Double Fine, прежде всего известное широкой публике по дилогии похождений Разпутина в странных мирах людского сознания. Однако не одними Психонавтами едины!

Вторая их игра Brutal Legend заслуживает отдельной статьи, до которой я обязательно доберусь в своё время. Сегодня же речь пойдёт о третьей полноценной игре студии, которая не снискала большой популярности, но всё же полюбилась игрокам. Игре, которая словно предвосхитила многие идеи, которые позже успешно разовьёт студия Obsidian... Итак, поговорим о Costume Quest!

Одной хэллоуинской ночью...

Начну с того, что в плане повествования Costume Quest принадлежит к той прекрасной категории игр, в которых иногда нуждается каждый из нас. Описание её сюжета легко вместить в один абзац текста, но я известный любитель налить воды, а потому держите целых три!

Итак, в открывающей сцене нас знакомят с главными героями в лице детей-близнецов, брата и сестры. Их семья прибыла в город совсем недавно и наша парочка ещё не успела обзавестить друзьями, да и сами они по всем канонам жанра не слишком ладят. К счастью, на улице вовсю празднуется Хэллоуин, а потому родители дают своим детям чёткое указание веселиться на празднике, а попутно подружиться как между собой, так и завести новых друзей. Здесь же предлагается выбрать близнеца, за которого нам и предстоит играть в будущем, но этот выбор сложно назвать даже косметическим, ведь брата и сестру отличает разве что причёска.

Игра "Найди десять отличий", легендарная сложность
Игра "Найди десять отличий", легендарная сложность

И дети уже были готовы нехотя исполнить наставление родителей, однако попытка устроить «Конфеты или жизнь» соседу обернулась трагедией, когда дверь открыл не взрослый, а самый настоящий гоблин! Из разговора с монстром мы узнаем, что он и множество его сородичей в эту ночь охотятся за конфетами для некоей таинственной цели. А ведь один из близнецов как раз был одет в костюм гигантской конфеты...

Угадайте с одного раза, к чему в итоге сведётся вся игра? Если вы решили, что ответ — к спасению нерадивого родственника, то вы абсолютно правы! И чтобы уберечь свою шкуру от гнева родителей, нашему герою (или героине) придётся стать сильнее, обзавестись друзьями и попутно защитить Хэллоуин от нашествия монстров из другого измерения!

Время маскарада!

Как и во множестве игр до и после неё, геймплей Costume Quest можно разделить на две части: исследование окрестностей с выполнением квестов и непосредственно сражения. Однако прежде чем углубляться в каждый из этих элементов, стоит упомянуть основную механику игры, которая вынесена в название и вокруг которой строится всё её разнообразие — костюмы!

Если вы ещё не забыли, то на дворе Хэллоуин, а потому тут и там главному герою (и членам его отряда) предоставится возможность примерить множество видов пугающей и не очень одёжки, будь то могучий робот, страшный вампир или рекламный костюм картошки фри. Причём у некоторых костюмов имеются не только боевые способности, но также и умения, которые окажут серьёзную поддержку при изучении окрестностей. И раз уж речь зашла об этом…

Я уже говорил тебе, что такое безумие?

Здесь стоит сразу оговориться, чтобы вы не питали иллюзий. Основной игровой цикл в Costume Quest до жути репетитивен. Суть в том, что повествование условно делится на три части, в каждой из которых герои попадают в новую локацию. Последовательность действий в каждой из них абсолютно одинакова: устроить «Конфеты или жизнь» всем домам в округе, после чего откроется проход к следующей локации с охраной в виде босса. Повторить трижды, разве что на третий раз игроков встретит не просто босс, а босс финальный! Однако даже за пределами основного сюжета встречаются повторяющиеся квесты, например, поиск спрятавшихся детей и мини-игра «Вылови яблоко».

С древнейших времён лучшим методом познания окружающего мира остаётся разрушение!

Что же до костюмов, то, как я уже упоминал ранее, они могут пригодиться не только в бою. Например, костюм героя научной фантастики позволит пробираться сквозь тёмные локации c помощью светового меча, а костюм рыцаря защитит от падающего сверху мусора. Если у костюма есть отдельная не боевая способность, то можно быть уверенным, что хотя бы раз она точно пригодится для продвижения по сюжету.

Особенно в этом плане показателен стартовый костюм робота. Благодаря роликовым конькам в нём можно прыгать по трамплинам, за которыми скрываются разные секреты, как те же сундуки с конфетами. Однако есть у роликов и ещё одно применение — ускорение героя и его отряда! Как итог, даже под самый конец игры я то и дело переодевался в робота для более быстрого перемещения по уже изученным местам. Большое спасибо разработчикам, что сделали именно этот костюм доступным с самого начала.

И раз уж я упомянул сундуки с конфетами, то добавлю пару слов и о них. Конфеты в этой игре служат не только основным двигателем сюжета, но и валютой, за которую можно купить нашивки. Нашивки — это пассивные усилители, дающие различные баффы в бою, будь то повышение урона от атак, возможность контратаковать после успешной защиты или пассивная регенерация здоровья в конце каждого хода. Однако во имя баланса каждый член отряда может носить только одну нашивку. К слову, вместимость пакета для конфет ограничена, но её можно увеличить, выполняя побочные квесты.

Как ни странно, но именно благодаря нашивкам в сражения добавляется хоть какой-то уровень тактической глубины
Как ни странно, но именно благодаря нашивкам в сражения добавляется хоть какой-то уровень тактической глубины

И вроде бы кажется, что всё просто. Ходи по городу, выполняй квесты, попутно вытрясая конфеты из щедрых взрослых, так? Так-то оно так, но на деле оказывается, что каждый новый дом, в который стучится герой — это самая настоящая лотерея. Если повезёт, то по ту сторону двери окажется взрослый, который с радостью пополнит запас конфет игрока. Но иногда судьба будет не столь благосклонна, и дверь откроет враждебно настроенный гоблин, а может, кто похуже! Именно в процессе хождения по домам и будет происходить 90% всех стычек с неприятелем. И раз уж речь зашла о сражениях, то самое время уделить им внимание…

Мстители, общий сбор!

Как завещал Картман, бои в таких играх должны проходить в пошаговом режиме, и Costume Quest не отходит от этого негласного правила. Причём в начале боя проигрывается эпичная заставка, в которой дети с помощью неизвестной мне магии превращаются в гигантские версии надетых на них костюмов, а монстры вырастают до столь же внушительных размеров. Возможно, здесь замешана пресловутая сила воображения, кто знает!

Эпичность зашкаливает!

Сама же боёвка упрощена до предела. Здесь нет никаких расходников или возможности защититься/пропустить ход, как в других JRPG-подобных играх, а потому всё сводится к атаке противника. Немного исправляет ситуацию шкала суперспособности у каждого члена отряда, которая заполняется несколько ходов, после чего можно использовать особое умение костюма. Однако и здесь не стоит ожидать тактического разнообразия, ведь подавляющее большинство ультимативных атак по-прежнему сводятся к нанесению урона. Впрочем, есть и исключения, как тот же массовый хил Статуи Свободы (не спрашивайте, где логика) или дымовая бомба ниндзя, из-за которой враги не смогут атаковать союзника в этот ход.

Если же говорить о самой сути боевой системы, то здесь всё становится на самую мизерную долю, но интереснее. Как атака, так и защита в местных боях выстроены вокруг QTE ивентов. Причём если для защиты необходимо лишь успеть нажать нужную кнопку, то в атаке разные костюмы используют разный паттерн. Где-то, как и при защите, достаточно нажать нужную кнопку в тайминг, а где-то придётся заспамить одну или несколько кнопок. Не слишком разнообразно, соглашусь, но в оправдание отмечу, что эта игра заставляет прилагать хоть какие-то усилия и задействовать реакцию, чем не может похвастаться большинство игр с пошаговой боёвкой.

Напоследок не могу не затронуть тему сложности сражений. Подавляющее большинство из них достаточно просты, но при этом всё же требуют, не побоюсь этого громкого слова, подготовки. В первую очередь я говорю о нашивках, в особенности тех, что дают персонажу пассивный хил, ибо костюмов со способностью лечения здесь всего два. Лично я держал одного «лекаря» в отряде практически с самого начала и до самой последней битвы, причём с каждой новой локацией польза от него только росла. С боевыми же костюмами всё не столь интересно, а потому можно выбирать любые, суть у каждого из них одна.

В остальном же для победы будет достаточно попадать в QTE тайминги хотя бы в половине случаев. Я сам за всё прохождение перепроходил бои всего пару раз именно из-за собственной криворукости и не лучшей реакции. Ах да, ещё один раз я проиграл на финальном боссе, потому что это единственный (подчеркиваю ЕДИНСТВЕННЫЙ) противник за всю игру, для победы над которым нужен персонаж с оглушением или же с нашивкой, которая даёт данную способность. Данный факт тоже вполне ясно намекает, что за челленджем в эту игру идти не стоит.

История о DLC в стиле Ctrl+C Ctrl+V

Не отходя от кассы, расскажу и о небольшом DLC под звучным названием Grubbin on Ice, которое продолжает оригинал. Что можно сказать о нём... Давайте так, я раскрою суть сюжета, а вы сделаете нужные выводы. Собственно, дополнение начнется с того, что через некоторое время после событий оригинальной игры... товарища наших героев похитят те самые монстры из другого измерения.

Теперь нашим героям предстоит отправиться в погоню и спасти своего друга. Для этого им придётся свергнуть местного тирана, но перед этим заручиться поддержкой местного населения. Как это сделать? Конечно же, стучать во все дома в окрестностях для сбора поддержки! Правда, иногда их встретят не дружелюбные монстры (вот так перемена), а солдаты тирана, которые намерены подавить восстание. Попутно игрок будет выполнять поручения местных старейшин, чтобы открывать новые локации. И делать это всё придётся три раза...

Viva la revolution!
Viva la revolution!

Да, вы всё правильно поняли! Структура дополнения полностью идентична оригиналу. Что уж говорить, даже побочный квест с поиском спрятавшихся детей и мини-игра с вылавливанием яблока на месте. И всё же я не смогу назвать дополнение откровенно ленивым. Оно добавило несколько новых костюмов, один из которых активно используется при изучении здешних земель. К слову об этом, здесь даже нашлось место пусть и не сложным, но загадкам, чем не мог похвастаться оригинал. Да и сам сюжет при общей схожести стал интереснее и забавнее именно в плане подачи основных квестов, которые встретятся игроку на пути к заветной цели.

О технической стороне приключения

С учетом того, что это небольшой проект от столь же небольшой студии, за плечами которой до этого была буквально пара игр, к графике в Costume Quest у меня меньше всего претензий. Из-за малого бюджета пришлось обойтись без озвучки, но лично я не испытал с этим проблем. Ведь благодаря общей стилизации и диалогам через пузыри с текстом я ощущал себя в одной из тех редких «комиксных» видеоигр, которые мне так нравились со времён легендарной Comix Zone.

Да, местами анимации в бою оставляют желать лучшего, но, на мой взгляд, гигантские фигуры персонажей и их противников передают эпичность происходящего гораздо лучше, чем в вышедшей позже игре про похождения друзей из Южного Парка, где простые дети сражались с такими же простыми людьми/пришельцами/зомби-нацистами, и практически не чувствовался размах. Здесь же ты веришь, что даже если это всё не более чем игра, где кучка детей способна дать отпор злобным гоблинам своими картонными мечами, то прямо сейчас, в пылу битвы, ты настоящий супергерой, который сражается с могущественным злом! В этом плане Costume Quest справляется с передачей атмосферы на все сто.

Ракообразная картошка фри определённо заслуживает звания самого странного костюма

А вот про звуковое сопровождение мне, к сожалению, сказать нечего, уж слишком оно проходное. Да, композиции создают атмосферу по-детски пугающего приключения, но не более того. Действительно отличный саундтрек способен работать и вне контекста, в котором он появляются в игре, но музыка Costume Quest это не тот случай.

Заключение

Что же по итогу? Из моего обзора у вас легко могло сложиться мнение, что игра — проходняк, который не заслуживает вашего внимания, однако не спешите с выводами. Costume Quest это всё ещё приятная и довольно забавная игра. А упомянутая мной не раз репетитивность компенсируется тем фактом, что прохождение основной игры и дополнения на 100% заняло у меня всего 10 часов, и это я ещё довольно неспешно проходил! Так что да, Costume Quest можно считать идеальным представителем «игры на пару вечеров».

Хоть она во многом уступает такой похожей на неё Палке Истины, но умудряется при этом сохранить свой уникальный шарм. Возможно всё дело в детской наивности, что была так умело показана разработчиками. То неповторимое ощущение, когда ты знаешь, что за каждым углом скрывается новое приключение, когда дни и ночи проводятся с мечтами о том, как ты в роли всемогущего супергероя спасаешь мир от вселенского зла. Всем порой хочется вернуться в это наивное время, которое с годами становится только светлее в нашей памяти. И если же вы захотите вновь испытать те ощущения, что получали многие годы назад — Costume Quest предоставит вам их сполна.

4.1K4.1K показов
564564 открытия
11 репост
21 комментарий

@Якорь буду благодарен репосту!

Ответить

Готово

Ответить

У Double Fine что не игра, то интересный сеттинг

Ответить

Это факт!

Ответить

Не знал что у Шейфера и даблфайн кроме психонавтов и металюг ещё что то выходило.

Ответить

Да у них много чего вышло, если посмотреть на Википедии, но реально известны разве что Психонавты. Тут, к слову, проект был не Шейфера.
Costume Quest's development was led by Tasha Harris, Double Fine's lead animator and a former Pixar artist, with Tim Schafer providing support where needed, particularly in writing.

Ответить

Реально коктент пошёл. Всё как обещал.

Ответить