Путь мультиплеера: как перестать топтаться на месте и обратная сторона киберспорта

«Команда не даёт мне победить. Игра работает неправильно. Я в скрытом пуле». Разбираемся, что на самом деле не так и как вырваться из порочного круга. А заодно возьмём интервью у сотрудницы Tundra Esports, успевшей поработать с Team Liquid, OG и Team Secret, Ксении SilverMoonya Хотенковой об обратной стороне киберспорта.

Путь мультиплеера: как перестать топтаться на месте и обратная сторона киберспорта

Множество игроков страдает от того, что тратит своё время на игру, в которой не добивается успеха. Одни метят в киберспорт, другие просто хотели бы хорошо играть, чтобы получать удовольствие. Но вот незадача, годы идут, всё меняется, но только игрок всё на том же месте. Давайте разбираться.

Текст содержит множество жаргонизмов и сленговых выражений. Конкретные примеры могут экстраполироваться на другие дисциплины и ситуации. Работа не претендует на истину первой инстанции и призвана поделиться личным опытом и советами множества людей.

Ради чего я играю?

Давайте сразу определимся с важнейшим моментом. Каждый человек возвращается в любимые дисциплины по разным причинам. Кто-то ради процесса, кто-то ради проведения времени с товарищами, кто-то ради побед, а кто-то ради того, чтобы в один момент поднять кубок на чемпионате мира. От первопричины зависит ваша потребность в развитии собственного уровня. Если вы заходите в свою игру просто, чтобы убить время или пообщаться с товарищами, то вряд ли вы задаетесь какими-либо вопросами об этой игре, тогда стоит понять, приносит ли вам удовольствие такая трата времени. Но, если задавая себе вопрос "ради чего я играю?", вы можете дать внятный ответ, и в нём есть стремление к совершенствованию, победам или даже попаданию на турниры, то самое время перейти к нашему списку.

Двухкратный чемпион мира делится своей мотивацией.

Командное взаимодействие и доверие к сокомандникам

Выбор между друзьями и прогрессом — самый сложный выбор, который придётся вам сделать как игроку. Случаи, где вы сможете планомерно развиваться с друзьями, не искать вокруг виноватых и вместе расти над собой, крайне редки. Так что, если у вас нет максимальной уверенности в том, что у вас именно такой случай (не мнимый, а вот прям ОНО), то, сожалею, вам придётся сделать этот выбор.

Но как же так, ведь в матчмейкинге одни руинеры, как я должен побеждать с рандомами? Друзья хотя бы пытаются играть со мной в команде! Множество игроков следует психологии жертвы. Не думайте, что вы в заведомо плохом положении — чаще всего это не так.

Вы должны научиться взаимодействию с другими игроками и определить своё место в игре. В соло матчмейкинге у вас куда больше шансов попасть с игроками, которые хоть как-то заинтересованы в победе. Даже с крайне неадекватными игроками зачастую получается находить общий язык, если продолжать спокойно гнуть свою линию, шутить, мягко раздавать задания, чтобы хотя бы направить игру в нужное русло. Умение завоевать авторитет станет одним из важнейших навыков, который вам потребуется на вашем пути к успеху.
Да, будут случаи, когда неадекватность игрока превзойдёт все мнимые грани и вы не сможете сделать с этим ничего, но эти ситуации происходят куда реже, чем кажется на первый взгляд. За слоем агрессии зачастую будет сидеть абсолютно вменяемый человек, который готов будет слушать того, кто будет с ним нормально говорить. Если рассуждать о собственном примере, то я крайне токсичный игрок, любящий кричать, материться и оскорбить просто так. Увы и ах, такова моя натура. И, представьте, даже я бывал как слушающим, так и говорящим, особенно, когда задался целью. Если с этой задачей справился я, поверьте, вы тоже сможете, всё в ваших руках.

Более того, я очень рекомендую выработать вам в себе умение доверять другим игрокам, особенно в рейтинговых матчах. Подавляющее большинство людей в таких матчах заинтересованы в победе не меньше вашего и если они просят вас что-то сделать, значит чем-то руководствуются. Я не прошу безоговорочно слушать команды и бездумно выполнять любой приказ, но в отдельных ситуациях это может помочь вам и даже подарит приятные эмоции.

Имея 100 хп и 80% ульта, я поверил игрокам поддержки, которые сказали, что не дадут мне погибнуть. Как видите, не зря. Этих игроков я знать не знал.

Возвращаясь к случаям, где вы попросту бессильны, а они будут, я бы хотел украсть цитату одного контентмейкера, ибо он, возможно, сам того не зная, заложил в неё правильную и глубокую мысль. «Ты должен выигрывать игры, где твоя команда сильнее. И можешь проиграть, где твоя команда слабее. Но ты должен выигрывать игры, где команды равны. От этих побед и поднимается твой рейтинг». Очень верная суть о том, что игроки, которые не дали победить тебе, в другой раз не дадут победить уже твоему противнику, но вот игры, где никто не мешал, ты просто обязан вырывать из рук врага.

И всё же, будет нечестно обобщать. Есть дисциплины, вроде Apex Legends, The Finals, где происходит наоборот. Начиная с определённого рейтинга одиночки не имеют шанса на выживание. Тут уже потребуется постоянный стак, который подходит под ваш темп и стиль игры. Многие игроки высших рангов объединяются, чтобы быть эффективнее. В некоторых дисциплинах буквально существуют целые конференции, где игроки заходят друг к другу в голосовой чат, ведь пулл игроков маленький и люди играют друг с другом раз за разом. Опять же, ситуация такова, что у вас вряд ли сойдутся все звезды, чтобы с вами были ваши друзья, но ничто не мешает стать друзьями с теми, с кем вы сыграетесь. В конце концов, многие дружбы зарождались именно так.

Одно из самых важных знакомств в моей жизни состоялось, когда человек отлично отсапортил мне в Overwatch среди ночи. Позже я буду свидетелем на его свадьбе.

Метагейм, профессиональные сборки, эксперименты

Мета в играх существует не просто так. Сбалансировать любой проект задача нетривиальная и подавляющее большинство разработчиков с ней не справляется, отсюда появляется мета. Иногда она адекватная и радует игроков, а иногда она вызывает фрустрацию. Дотеры вспомнят Снайперов и Троллей с МоМ’ами, игроки в Overwatch поделятся дивной стратегией GOATS с Люсио, Бригиттой и 4 танками, а игроки в Warzone расскажут множество забавных историй, как один игрок с парными пистолетами-дробовиками уничтожил весь их отряд. Если в шутерах копирование билда на оружие принесёт вам исключительно пользу без каких-либо минусов, то в MOBA-играх или стратегиях всё уже не так однозначно.

Достаточно просто скопировать билды оружия, чтобы повысить свою эффективность в игре
Достаточно просто скопировать билды оружия, чтобы повысить свою эффективность в игре

Научитесь понимать логику игры, начните думать. Почему именно эти герои в мете, а не другие. Почему именно эти вещи им собирают? Не пытайтесь скопировать очередную сборку от профессионала с турнира, пытайтесь понять, почему он принял это решение. Обладая такими знаниями вы станете куда более гибким игроком, вы начнёте понимать, что делать в непредвиденных ситуациях, что стоит поменять в своей игре, как быстро перестроиться. Просто копируя других вы не станете хорошим игроком. Лучше играйте не по мете, но с пониманием своих действий.

Так же не стоит копировать и настройки профессионалов, думая, что это каким-либо образом поможет вам. Ситуация, как и со сборками, пиками, раскачками — вы должны понимать зачем это делается. Игрок играет с разрешением 4:3? Выставляет настройки в минимум? У него чувствительность на мышке в 20 раз выше или ниже вашей? Находите собственный оптимальный вариант, выбирайте то, что подходит именно вам, вам не нужен ориентир для подражания, вам нужен собственный комфорт. Заимствуйте только то, что понимаете и в чём видите практическую ценность.

Не бойтесь экспериментировать со сборками, проводить много времени в лобби, тренироваться. Всегда найдётся комбинация, которая находится вне меты или создаст новую мету. Магический Джаггернаут в Dota 2? Фронтлайнер Ана в Overwatch? Выбежать с петухом на мид в Counter-Strike? Каждое ваше решение — бесценный опыт, сработать может что-угодно. Не бойтесь проверять каждую теорию. С пониманием механик каждой игры придут и идеи, которые будут нуждаться в проверке.

Эти слова стали мантрой для множества людей по всему миру (придётся включить звук, чтобы услышать). Позже человек слева станет первым в истории двухкратным чемпионом мира по Dota 2, пройдя нелегкий путь.

Дабы не пустословить, продемонстрирую вам моменты из собственного опыта:

Blink Dagger на Phantom Assassin из Dota2. Нетипичное решение, которое со мной с 2014 года. Появилось оно в ходе ивента приуроченного к выходу arcana-предмета. Суть заключалась в том, чтобы убить цель контракта раньше, чем она убьёт тебя: кто первый, тот и победил. Старая пассивная способность героини работала совсем не так как сейчас: она находилась в активных статусах и пропадала из них, если в радиусе 1400 от вас появлялся вражеский персонаж. Ваше поле зрения не влияло на этот показатель. Иными словами, вы всегда знали, что рядом появился враг, если вы достаточно внимательны. Пропал статус? Моментальный блинк-аут в лес, вас буквально невозможно загангать. Добавьте сюда относительно небольшую стоимость артефакта, который работает ещё и как ускоритель фарма, ведь позволяет перемещаться по карте в разы быстрее. Уже сильно позже появятся апгрейды Blink Dagger’a и его начнут брать на всё большее количество героев.

Такая же ситуация и с Juggernaut: сборка через Radinace, Aghanim, Blink Dagger, Octarine. Когда только появились таланты, я обратил внимание на тот, который увеличивал урон от использования Blade Fury, вкупе с талантом на дополнительную скорость передвижения. Посидев в лобби, я заметил, что прожимая усиленный алтимейт после «вертушки», не хватает буквально пары секунд для отката Blade Fury. Вопрос решился Octarine Core, который не только уменьшал время перезарядки, но и давал магический вампиризм (а у меня как раз магический урон) . Все звёзды сошлись и я стал активно использовать билд, который помогал мне быть активным на всех стадиях игры, всю игру становиться сильнее и выполнять сразу множество функций. Более простые вариации спустя некоторое время использовали InJuly и Miracle.

Сборка оказалась чуть менее универсальной, нежели в примере выше, но всё ещё показывала отличные результаты в рейтинговых матчах.
Сборка оказалась чуть менее универсальной, нежели в примере выше, но всё ещё показывала отличные результаты в рейтинговых матчах.

Оба этих примера приводятся не рассказать о каком-то героизме, в конце концов, на The International я не играю, но показать вам, что всё может сработать, что не стоит бояться собственных идей, у вас всё получится.

Восприятие жертвы

Важной проблемой для многих игроков остаётся то, как они воспринимают игру. Особенно это касается игроков на позиции поддержки. Видя вражеского персонажа многие игроки думают о том, что он пришёл их убивать и сейчас они отправятся в наблюдатели. Меняйте этот подход — вы агрессор, это вы тут пришли уничтожать противников. Продумывайте не варианты "как мне убежать", а "что мне сделать, чтобы он умер?", вы сами начнёте замечать, что вместе с таким мышлением появятся и лидерские качества. Герой поддержки сам начинает выбирать момент для атаки и просить поддержки от своего ADC(DPS, Damage Dealer, как хотите).

Игрок поддержки, когда видит вражеского героя после стадии лайнинга.
Игрок поддержки, когда видит вражеского героя после стадии лайнинга.

Учитесь считать, чтобы понимать возможности свои, врага. Поиграйте на каждой роли, чтобы научиться пониманию её возможностей. Не бойтесь достать пистолет на Mercy и убить вражеского Genji, поверьте, меньше всего он ждёт, что вы можете дать ему отпор. Я не призываю вас играть в атаку всегда и везде, нужно трезво оценивать свои силы и понимать, где этому место, а где нет, но призываю вас не бояться подобных решений. Вы не жертва, вы победитель.

Более того, старайтесь не воспринимать противника как личность. Что я имею в виду: на высоком рейтинге вам всё чаще будут попадаться игроки, которых вы знаете, иногда даже профессионалы с турниров. Не редки случаи, когда хорошие игроки ломаются и начинают показывать плохие результаты в игре, потому что боятся своего противника, понимая кто перед ними. Избавляйтесь от этого — вы играете против героя, расы, чего-угодно. Вы знаете его потенциал, его способности, и за их границы никакой игрок не выйдет, неважно кто им управляет.

Талант

Самая неприятная часть нашей статьи. Если вы метите именно в киберспорт, то у меня для вас плохие новости: вы должны быть предрасположены к дисциплине. Даже следуя всем правилам, даже будучи очень целеустремленным человеком, вы не прыгнете выше головы. Возможно, я упускаю какие-то особенные случаи, но на любой профессиональной сцене вы не встретите человека, который был плох, но много тренировался и стал успешным. Каждый из них изначально был хорош, понимал игру интуитивно. Плохой игрок может достичь определенных результатов, но профессионалом не станет. Станет максимум «чуть выше среднего». К сожалению, такова реальность и статистика.

Тут я немного лукавлю: везде можно найти единичные исключение, вроде того же Nikobaby в Dota 2, но это именно исключения, да и особо сильными игроками такие люди не являются.

Из этих интуитивных пониманий следует и другая часть не самой приятной составляющей — ваша роль в игре. Во многих дисциплинах есть условные деления на роли. Чаще игроки, конечно же, метят в атакующие роли (DPS, Carry, ADC и т. п.), реже в поддержку или танка (support, hardlane, solo lane). Ваша задача научиться принимать правду и свою настоящую роль. В том же Overwatch я очень хотел быть Genji, он мне нравился по всем фронтам, но правда в том, что я превосходная Zarya. Если речь была о победе или рейтинге, то приходилось забарывать своё эго и садиться на роль, где я буду приносить максимальную пользу. Этому же я рекомендую научиться и вам, попробуйте разные роли, поймите, где вы сильны на самом деле. Неуверенный в своих силах игрок может оказаться отличным убийцей, а самоуверенный наоборот эталонным хилом. Не попробуешь — не узнаешь.

Отдельной статистики по Overwatch 1 и её соревновательным сезонам нет, к сожалению, спасибо за это Blizzard. Суть такова, что в этой игре я хоть и осознавал, где я играю лучше, но продолжал сидеть на DPS, ведь уже не метил ни в какие вершины.
Отдельной статистики по Overwatch 1 и её соревновательным сезонам нет, к сожалению, спасибо за это Blizzard. Суть такова, что в этой игре я хоть и осознавал, где я играю лучше, но продолжал сидеть на DPS, ведь уже не метил ни в какие вершины.

Тренировки, тренировки и ещё раз тренировки

Итак, мы приняли себя, научились взаимодействовать с людьми, нашли своё место под солнцем и задались целью, выяснив, что мы талантливы. Постоянное развитие. Когда я говорю о тренировках, я говорю не только о том, чтобы постоянно играть в игру. Суть в общем развитии: как макроигре, так и выполнению мелких действий, мышечной памяти. Обучайтесь различным вещам, которые хотите использовать в игре, потому что за ошибочную попытку в самой игре вам «спасибо» никто не скажет. Думайте о стратегиях и планах, недостаток личного скилла может компенсировать ряд правильных решений по игре.

Прежде чем научиться ориентироваться на таких скоростях, было великое множество неудачных попыток. К слову, эту тоже не назвать прям слишком удачной.

Не брезгуйте просмотром повторов и размышлениями о том, что можно было сделать, чтобы избежать той или иной ситуации. Более того, смотреть можно не только свои повторы, но и чужие. Возможно, из опыта другого игрока вы сможете найти что-то для себя.

Осваивайте навыки постепенно, не пытайтесь научиться всему, везде и сразу. Часто одни вещи вытекают из других и освоить всё в порядке «очереди» выиграет вам время, а так же даст возможность использовать то, что вы уже умеете в матчах. Распыляясь на множество вещей, вы рискуете не освоить ни одной из них.

Раньше я просто стрелял в одну точку, надеясь, что люди сами будут бежать ко мне. Окс, если ты это читаешь, то это ты на Мёрси! Прошло уже 7 лет!

Рейтинговая система есть и она работает

Многие игроки имеют привычку жаловаться на SBMM. Не думаю, что открою кому-то глаза, но система существует в каждой мультиплеерной игре, даже той, где вообще нет рейтинговых матчей. Игра всегда считывает множество ваших показателей, чтобы формировать для вас удовлетворительный опыт игры, где вы сохраняете порядка 50% побед. И загвоздка таких систем в том, что они как раз работают на адекватном уровне. Как говорится, если вам кажется, что в лобби 9 идиотов, то их там 10. Мы уже затрагивали эту тему, когда говорили о подборе команд.

Что касается конкретно рейтинговых систем, то они тоже работают. Если вы играете лучше уровня своего рейтинга, то вы будете побеждать в большинстве случаев. Конечно, может формироваться ситуация, где вы проиграете, могут быть виноваты сокомандники, баги, противники или ещё что-то подобное, но общая динамика будет в сторону роста. И вот вы упираетесь в какой-то рейтинг и начинаете топтаться на месте, вам кажется, что всё вокруг мешает вам подниматься. Это не так — вероятно, вы достигли своего потолка, либо просто перестали прилагать достаточное количество усилий. В рейтинговых играх у вас какие вообще варианты: вы либо держитесь на уровне своих друзей, чтобы весело проводить время и получать удовольствие от игры, либо вы пытаетесь куда-то пробиться и тогда вам жизненно необходимо попадание на вершину пищевой цепи. Выше рейтинг — больше игр с профессионалами. Больше игр с профессионалами — выше вероятность, что вас вспомнят, когда начнётся поиск кандидатов в команды.

Ещё раз — ваш рейтинг есть отражение вашего реального скилла и количества приложенных усилий со временем, он весьма четко отражает ваш уровень. Конечно, всегда найдутся исключения, система может сбоить, ломаться. Например, не так давно в Apex Legends сломали рейтинг и очень много игроков смогло попасть в высшие ранги просто избегая столкновений, потому что основное зачисление очков перенесли на выживание вместо убийств. Но не думайте, что такое происходит постоянно и вы жертва именно какого-то подхода. Когда система ломается, об этом говорят вообще все, кто играет в игру и видно это невооруженным глазом.

Не пытайтесь найти виновника того, что ваши цифры перестали расти, скорее всего, вины игры в этом нет и вы просто достигли своего предела.

И что теперь?

Мы рассмотрели важнейшие аспекты игры, начиная от понимания собственной мотивации, заканчивания пониманием механик своей дисциплины и выстраиванием командных взаимодействий. Надеюсь, что каждый смог вынести какие-то уроки для улучшения своего опыта игры, или, возможно, даже попыток выбиться на профессиональную сцену. Возможно, кто-то поймёт, что тратил много времени на то, что ему не приносило удовольствия, или наоборот, что-то осознает и начнёт играть так, как ему будет приятно. Но что делать людям, которые не смогут быть профессиональными игроками, но им всё ещё очень нравится индустрия киберспорта и хочется быть не зрителем, но чем-то большим?

Киберспорт не ограничивается игроками. Помимо игроков из различных команд всегда есть люди, которые поддерживают сами организации на плаву: организаторы турниров, комментаторы, SMM-менеджеры, тренеры, психологи, фотографы и уйма других людей. В этом мире есть множество вакансий, которые помогут вам стать частью этой сферы и приносить пользу тому делу, которое вы искренне любите.

Сегодня у нас в гостях Ксения SilverMoonya Хотенкова, которая с радостью ответила на множество вопросов сообщества и рассказала нам о том, что происходит за кулисами игр!

Привет, представься, пожалуйста, чем ты занимаешься, какую роль исполняешь в жизни команд?

Меня зовут Ксюша, сейчас я менеджер русскоязычных социальных сетей Tundra Esports. В мои обязанности входит ведение официальных страниц организации в ВКонтакте и Телеграм, также любые русско-английские переводы контента проходят через меня.

Ксения с чемпионским кольцом Team Liquid.
Ксения с чемпионским кольцом Team Liquid.

Как тебе удалось пробиться в сферу, что делать, чтобы тебя заметили?

В январе 2016 года я посетила свой первый турнир StarLadder i-League в Минске и там понеслась. Я прониклась атмосферой ивента, наметила себе фаворитов, с которыми в последующем начала делать арты в фотошопе. Постя свои работы в соцсетях, я отмечала организации и игроков, так спустя какое-то время была замечена.

Постер с подписью Артура Arteezy Бабаева.
Постер с подписью Артура Arteezy Бабаева.

Долгое время я волонтерила в фан-группах ВК. Начинала со страницы Arteezy, где я создавала плейлисты после его стримов, подтягивала сленговый английский, переводя его твиты, организовывала коллективное видео-поздравление для игрока к его дню рождения (которое набрало 11,5К просмотров на YouTube, для 2016 это МНОГО) и наполняла группу другим контентом. Плавно мои труды распространились на организацию в которой он играл, сначала это были переводы английских субтитров на русский язык для официального Youtube канала Evil Geniuses, затем помощь фан группе Team Secret. На автограф сессии Team Secret, на первом epicenter в Москве, я познакомилась с их менеджером Cyborgmatt, который отметил мой постер.

Ксения с постером рядом с менеджером Team Secret <a href="https://liquipedia.net/dota2/Cyborgmatt" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Мэтью Cyborgmatt Бэйли </a>
Ксения с постером рядом с менеджером Team Secret Мэтью Cyborgmatt Бэйли 

Спустя полгода я связалась с ним, спросив о возможности встретиться с командой на ближайшем турнире, чтобы взять автографы для фан группы Team Secret в ВК. Я получила положительный ответ, сопоставив даты, сдала зимнюю сессию экстерном и рванула в Хорватию на DotaPit Season 5. Меня не пугало даже, что я ни разу не летала в Европу, при том еще и в соло. В тот момент я стала коммьюнити-менеджером Team Secret, но на волонтерской основе.

Посещая все больше турниров как по СНГ, так и в Европе, я заводила все больше связей в мире киберспорта. Спустя какое-то время мои англоязычные друзья показали мне вакансию менеджера русских социальных сетей в Team Liquid. Я отправила резюме, меня пригласили на собеседование, спустя пару недель мне сообщили, что я принята.

Ксения с составом Team Liquid на Kiev Major 2017. Позже в том же году этот состав стал чемпионами мира по Dota 2.
Ксения с составом Team Liquid на Kiev Major 2017. Позже в том же году этот состав стал чемпионами мира по Dota 2.

Так прошло 5 лет, после чего произошли массовые сокращения и наши пути с Team Liquid разошлись. Пару месяцев я переводила подкасты для OG, а потом меня пригласили в Tundra Esports, где я сейчас продолжаю работать.

Наверняка тебе приходится знать много об игре и мемах, откуда тебе удается подчерпывать знания для создания контента и понимания происходящего, играешь ли ты сама?

Я игрок коллективный, а друзья у меня уже давно не играют. Поэтому я понимаю игру, но сама уже не играю. Хотя в Доте у меня 3к часов, но аккаунт так и не откалиброван.

Мемчики и знания я получаю, как и все, из тематических пабликов в соцсетях и от коллег.

Насколько часто тебе приходится взаимодействовать с самими игроками?

По мере необходимости их участия в медийной части для русскоязычного сообщества. Все происходит через менеджера команды, чтобы согласовать, когда игроки свободны.

Miracle и MATUMBAMAN обращаются к русскоязычной аудитории.

В онлайне чаще всего все ограничивается какими-то короткими интервью или согласованием каких-то активностей в социальных сетях. В оффлайне на турнирах мое рабочее состояние выглядит примерно так:

Если кратко, то плотное взаимодействие с тим-хедлером и менеджером команды, съемка разрешенного бэкстейджа, фиксация интересных случаев с коммьюнити (смешных постеров, ярых фанатов и т. п.).

Самые яркие примеры из моего опыта это:

  • организация встречи фаната, выигравшего конкурс, с командой на турнире в Москве;
  • когда мне пришлось учить русским фразам состав по CS:GO для того, чтобы снять пригласительное видео.

С составом по CS:GO сложились наиболее дружеские отношения, с ними я даже несколько раз гуляла по Москве, показывая достопримечательности.

В Москве с игроками team Liquid в CS:GO.
В Москве с игроками team Liquid в CS:GO.

Как вы придумываете новые виды медийки, как следите за трендами?

Все новое — это хорошо забытое старое. Сейчас очень сложно придумать что-то уникальное. Идеи иногда появляются в ленте и берутся “на карандаш”, чтобы со временем реализовать их.

Как вообще происходит отбор игроков и их последующие тренировки? Вы ориентируетесь на молодых талантов или на уже бывалых товарищей?

Все, что касается принятия решений, кто будет играть в команде для меня неведомо. Я узнаю о составе только когда нужно подготовить анонсы.

Могу поделиться только своими наблюдениями. В команды чаще всего попадают игроки из топов рейтинга своего региона. Так что терпение, труд и адекватность (чтобы устанавливать контакты) — путь в профессиональную доту. Ну и, конечно же, чем моложе, тем лучше.

Путь мультиплеера: как перестать топтаться на месте и обратная сторона киберспорта

Как происходят «коллы» в игре, кто направляет действия команды у вас?

Если судить по интервью, которые давали наши ребята, то на начальных этапах MC говорил, что коллы у них могут сделать все, но спустя какое-то время в интервью Pure отметил, что по большей части коллы дает он.

Занимаются ли игроки с психологом, делают это полным составом или только те, кто нуждается больше других?

На моей памяти в Team Liquid есть спортивный психолог, особенно часто я видела его работающим с составом по CS:GO, также психолог сопровождал Tundra Esports на The International.

Вообще это довольно хорошая и распространенная практика для команд, которые нуждаются в поддержке и мотивации в условиях большого давления.

А как личная жизнь влияет на киберспортивные успехи? Есть стойкое мнение, что отношения сильно оказывают влияние на уровень игры.

Абсолютно никак не влияет, очень много игроков у которых есть жены и девушки и это никак не сказывается на их уровне игры.

Далеко ходить не надо, у нас в составе Topson у которого есть жена и дочь.

Топиас Topson Таавитсайнен со своими женой и дочерью.
Топиас Topson Таавитсайнен со своими женой и дочерью.

Доводилось ли сотрудничать с людьми с ограниченными возможностями? Насколько охотно организации идут на контакт с такими?

Конкретно мне не доводилось работать с такими людьми, но мой опыт подсказывает, что в киберспорте есть множество вещей, которыми им было бы по силам заниматься и вполне можно попробовать себя в этой сфере. Всё зависит от навыков и личных качеств человека.

Доводилось ли присутствовать на турнирах от организаций, в каких странах? Понравился ли подобный опыт или работа из дома комфортнее?

Когда я только начинала путь киберспортивного туриста, то я сильно волновалась, ведь я всегда везде ездила одна. Языковой барьер я преодолела в первом же аэропорту. Плюс для Европы всегда нужна была виза и всю логистику приходилось продумывать согласно бюджету, искать хостелы недалеко от места проведения или учить станции метро.

Турниры в Москве и Киеве для меня были менее стрессовыми и там я могла увидеться с большим количеством друзей.

Список посещенных мной турниров:

  • SL i-League 2016 StarSeries Season 1 —Минск, Беларусь;
  • Epicenter 2016 — Москва, Россия;
  • Dota PIT League 2017 — Сплит, Хорватия;
  • The Kiev Major 2017 — Киев, Украина;
  • Epicenter 2017 — Москва, Россия;
  • ESL One Hamburg 2017 — Гамбург, Германия;
  • ESL One Katowice 2018 — Катовице, Польша;
  • The Bucharest Major 2018 — Бухарест, Румыния;
  • Epicenter XL 2018 — Москва, Россия;
  • Epicenter 2018 (CS:GO) — Москва, Россия;
  • MegaFon Winter Clash 2018 — Москва, Россия;
  • Epicenter Major 2019 — Москва, Россия.

Cледующим к посещению планировался ESL One Los Angeles 2020. Я чудом получила американскую визу и пришел COVID-19.

Раньше я прямо наслаждалась экшеном, работа на ходу, много всего вокруг. Сейчас уже можно сказать, что мне комфортнее работать из дома, ведь я уже забыла, что такое турниры. Хотя, если меня решат отправить в командировку на какой-нибудь ивент, то отказываться я тоже не буду.

Как вообще проходит твой рабочий день, чем ты занимаешься, хватает ли времени на себя?

Моё утро начинается с выгула собак и чашки кофе. А дальше у нас ежедневные видеозвонки с коллегами, которые у нас обычно принято называть “планерками”. Загруженность напрямую зависит от предстоящих и текущих турниров.

Ксения с любимцем семьи шиба-ину Акаем.
Ксения с любимцем семьи шиба-ину Акаем.

Когда идут турниры, то я работаю без выходных и основная загрузка у меня приходится как раз на выходные. Но будние дни всегда требуют внимания, так как контент сам себя не создаст/выложит.

Что касается времени на себя, то в последнее время я все чаще кручу велотренажер дома, но по мере уменьшения загрузки и количества проектов стараюсь выползать в тренажерный зал или хотя бы просто выбраться в город встретиться с друзьями и выпить кофе.

Можно ли хорошо зарабатывать, если ты не игрок? Зависит ли твоя зарплата от призовых, или у тебя фиксированная оплата?

Конечно можно, если ты хороший специалист в своей области, ты всегда будешь востребован и твой труд будет оплачиваться соответственно.

Зарплата у меня фиксированная. Скажем так, мне хватает на все мои потребности и я не ищу подработок.

О каких вещах ты хотела бы знать, когда только начинала свою работу? Эдакие советы от бывалого для новичков, возможно, какие-то подводные камни, о которых стоило бы знать?

Могу сказать только то, что без набитых шишек не будет опыта. Просто нужно меньше переживать и качественно выполнять свою работу.

Но не расслабляться настолько, чтобы забыть вставить название команды в шаблон предматчевого твита на странице команды. В тот день у меня явно появился седой волос, ибо однажды Team Liquid играла против [insert TEAM].

Обращение старого состава Team Liquid по CS:GO.

Какими инструментами, программами ты пользуешься для работы? Это обусловлено привычкой или необходимостью? Присматриваешь ли новые варианты, или хватает уже существующих?

Из того, что прямо необходимо, то для отчетов и аналитики соцсетей я использую LiveDune, а для оперативного перевода видеоконтента HappyScribe (реже Aegisub). Привычное для меня редактирование изображений у меня происходит в Adobe Photoshop и Lightroom, а видео в CapCut.

Тебе довелось поработать аж с тремя знаменательными составами, если не ошибаюсь, ты начинала с Team Secret, потом оказалась в Team Liquid и сейчас в Tundra Esports! Это очень достойный набор, каждый чемпион во множестве дисциплин, насколько вообще различается подход у организаций на твоей должности?

Еще мне довелось недолго поработать с OG. Так что с уверенностью могу сказать, что сколько организаций, столько и подходов. Что-то конкретное отметить сложно.

Не могу сказать, что выбор был за мной, просто так сложилось, я оказывалась свободна в нужное время и в нужном месте. Но организация за организацией я набиралась опыта и адаптировалась к разным схемам работы.

Стала ли работа для тебя рутиной, или энтузиазм и любовь к киберспорту всё ещё пылают в твоих жилах? Не задумываешься о смене деятельности?

Сейчас я бы сказала, что у меня грамотный баланс 50/50. Главное вовремя делать перерывы.

Полностью уйти из этой сферы у меня вряд ли получится, игры всегда будут частью моей жизни.

Но если что-то пойдет не так, то я всегда смогу переключиться на семейно дело. У нас с мамой питомник померанских шпицев BINGO’VIT. У нас свой дом и с нами сейчас живет более 10 шпицев, 1 шиба-ину и кот. Скучать не придется.

Есть что-то, что ты бы хотела сказать в напутствие нашим читателям?

Тут наверное надо выдать какую-нибудь крутую мотивирующую фразу. Но я не буду выделываться и скажу то, чем я всегда руководствовалась. Вот была у меня цель, я к ней шла, а когда уже готова была опускать руки, вспоминаю ради чего собственно все делалось. Вот и все. Держим хвост пистолетом. Всем удачи!

Заключение

Я очень надеюсь, что эти советы открыли вам что-то новое, заставили задуматься об игре и своём отношении к ней. Надеюсь, что интервью приоткрыло для вас двери к другой стороне киберспорта и показало иные возможности. Каждый из вас сам решает как распорядиться своим временем. В своё время я сделал множество как верных, так и не верных решений. Когда-то и я был мечтателем, а сейчас я уже не вернусь в соревновательные дисциплины за чем-то конкретным.

Я думаю, что многие люди поймут это чувство, когда спустя много лет ты заходишь на одну игру с товарищами.

Эта статья стала совокупностью опыта множества людей: не только меня, но и моих товарищей, некоторых профессиональных игроков и тех, кто стоит за ними. Я буду искренне рад, если советы, которые мы вам дали, помогут хотя бы одному читателю.

Спасибо большое, что дочитали этот труд до конца. Я благодарю каждого читателя и всех людей, что помогали с текстом. Мало-кто знает, но интервью с Ксенией, да и сама статья, были доступны подписчикам моего Boosty раньше других! Благодаря Boost'ерам такие работы продолжают выходить!

26K26K показов
4.8K4.8K открытий
55 репостов
306 комментариев

Спасибо всем дочитавшим за внимание и автору за интервью 🥰

Ответить

нужна картинка «ты долбанутый, я БУДУ всё это читать» :D

Ответить