Что не так с игровой журналистикой

Пост-рассуждение, который давно напрашивался, но который только сейчас увидел свет. Не претендует на истину. Всем привет! Сам я являюсь читателем и зрителем всякого уже достаточно давно. Начинал с "золотого века" Игромании и ЛКИ, и до сих пор читаю и смотрю многих, включая Луцая, Битый Пиксель и всех тех, кого вы наверняка не раз смотрели и обсуждали. И в последние годы меня часто посещал один единственный вопрос: почему все эти материалы сейчас не приносят такого удовольствия? Я предлагаю вам вместе со мной окунуться в глубины русского игрожура, ностальгии и хороших эмоций в попытках найти то, что всех нас когда-то цепляло, а сейчас - потеряно. 2000-2010 - Расцвет журналов про компьютерные игры

Hellgate: London - я всё ещё жду ремейк
Hellgate: London - я всё ещё жду ремейк

Те из вас, кто постарше, наверняка помнят эту эпоху. Вот заканчиваются уроки в школе, ты берешь свой портфель и с улыбкой на лице отправляешься в сторону ближайшего киоска. Подходишь к тому знакомому стеллажу, и среди десятков комиксов и детских книг ищешь его: новый номер своего любимого журнала. Достаёшь из кармана накопленные деньги с пропущенных обедов, оплачиваешь тётке, которая с трудом находит прошеное, и, довольный, бежишь домой. В первую очередь вынимается диск, который тут же отправляется в дисковод. Совсем недавно ведь прошла игровая выставка, там наверняка показали много всего интересного! А ещё там могут быть установщики нужных тебе программ и несколько обоев для рабочего стола в придачу. Намечается отличный вечер, который может быть испорчен только домашним заданием. Впереди несколько дней приятного чтива прохождения игр, к которым ты пока не можешь прикоснуться. Ну что, картинка перед глазами появилась? Отлично. Мне самому было безумно приятно вспомнить это время. Играть в игры было настолько же интересно, как и читать о них, так и слушать чьи-то рассказы о виртуальных похождениях. Эти журналы были источником не только информации о новинках, но и полезным гайдом о компьютерном железе. Какую статью не возьми - в любой из них буквально чувствовалась душа автора, вложенная в материал. Мало того, конкуренция у пишущих была не маленькой. Среди тех, что были на слуху: Страна Игр, Игромания, Лучшие Компьютерные Игры (ЛКИ), Навигатор Игрового мира и многие другие. Цена одного экземпляра была достаточно высокой. Поэтому покупатель явно хорошо подумает прежде, чем брать кого-то конкретного. По наполнению все они были разные. Хотелось найти время и средства на каждого. Но выбирать, конечно же, приходилось одного. А другие можно было получить путём обмена с Петей из соседнего подъезда, ведь он уже выбрал свой журнал и оформил подписку.

Знаете что все эти издания объединяло? Под одним крылом собирались несколько людей, которые горели одной идеей и старались выложиться настолько, насколько в принципе это возможно. Тщательное редактирование и напутствие опытных сотрудников помогало сохранять качество статей даже при появлении новичков. А благодаря тому, что авторам очень нравилась их работа, материал получался не вымученным, а душевным. Но, чтобы убедиться в этом, давайте перейдем на следующий этап развития, а именно: 2010-2020 - Развитие интернет-ресурсов, переход на другие рельсы публикации

Старый вариант дизайна Канобу
Старый вариант дизайна Канобу

Итак, у нас пришла "Цифровая эпоха". Покупать журналы, читать их и брать ради программ, которые есть в свободном доступе, готовы далеко не все. Преданные фанаты не окупят всех затрат и сил, поэтому выжившим издательствам пришлось перебираться в наш всеми любимый интернет. Если в начале десятых доступ к мировой паутине был далеко не у всех, то сейчас трудно себе представить в принципе существование без неё. В гонку за аудиторию подключились несколько других, новых игровых изданий, а именно: в 2013-ом у нас появился Канобу (как издатель с редакторами), у которого был тоже прекраснейший расцвет; в то же время у нас появился GMbox (на который потом ушла часть авторов с Канобу и сделали там много своих крутых проектов), а с 2016-ого подключился DTF, более-менее таким, каким мы его теперь знаем. Платформ с публикациями было уже не так много, как журналов. Читателей было достаточно. А постить можно было не просто тексты с картинками, но и добавлять видеоролики, а где-то - даже ссылки на другие ресурсы. Небольшое отступление для вставки своей истории. На тот момент мне был 21 год. Я только пришел с армии, устроился работать на завод. Корпоративный автобус от родного города до места работы ехал от часа и более, так что слушать музыку мне быстро надоело. И вот, как-то раз, зайдя на Канобу, я обнаруживаю что-то новое и необычное. Включаю... И не могу остановиться. Вот эти три мужика, сидящих у микрофона и с упоением рассказывающих о том, во что они играли на этой неделе, приковали моё внимание намертво. После первого же выпуска любой последующий ставился на закачку, перекидывался на телефон, а после всю дорогу слушался. И моим еле сдерживаемым смешкам, а также непередаваемому восторгу не было предела! Именно тогда я познакомился с таким жанром, как подкаст. И, как выяснилось в последующем, с основателями этого жанра. "Адовая кухня" навеки в сердце. Выходные, а также просто свободное время, уделялись самим играм или интересным выпускам, о которых вы могли даже и не слышать. Это были "Игорь Тонет" (настоятельно рекомендую посмотреть хотя бы один выпуск), "ЕБМ - Ещё Больше Минералов" (утреннее шоу на DTF), Hotline Gmbox и просто любые другие материалы, публикующиеся на сайтах. Это были те же статьи, но переведенные в другой формат. Они были неповторимо крутыми ровно до тех пор, пока люди, которые делали эти проекты, не ушли со своих мест.

Ну и что же приводило к таким потрясающим результатам? Не поверите - не сами игры, что тогда выходили. Это были несколько человек, сведённых обстоятельствами в одном месте, которые горят своим делом, и которые стараются донести до своего читателя всё самое важное и интересное. Но что же было дальше? А дальше был 2020-2024 - Расцвет личных блогов. Доступ любого пользователя к мировой паутине.

Обложка одного из выпусков
Обложка одного из выпусков

Очень многие сейчас дали возможность своим читателям стать самими авторами. Благодаря этой возможности сейчас я делюсь с вами своими мыслями. И это палка о двух концах.

Во-первых - именно от этого (а всё начиналось с банальных постов в ленте ВКонтакте, где ты мог писать только у себя на стене и никто другой этого не видел, не зайдя к тебе на страничку) пошли небольшие шажки в сторону спамов. Нескончаемый поток однотипных рилсов, которые по разному высмеивают одну и ту же шутку. Флуд по поводу и без - ведь теперь пользователь может делиться абсолютно любыми событиями своей жизни со всеми, а в частности с людьми, которых он никогда в жизни не увидит. И многое, многое другое. Всё это раньше было доступно лично тебе или ограниченному кругу лиц. А теперь оно публикуется разом для всех. Во-вторых - погоня за просмотрами и вашими реакциями. На трафике держится всё, ведь трафик постепенно монетизируется, путём рекламы или подписки, сейчас это можно сделать так, как тебе кажется более удобным. Думаю что тут в принципе ничего объяснять не надо, вы с этим сталкиваетесь ежедневно. А возможно и работаете. В-третьих - эта погоня и доступ тех, кому он в принципе был не так нужен, оказали сильнейшее влияние и привели нас туда, где мы есть. Большинство авторов гонятся за трафиком и ищут любую новость для выдачи материала, а самый маленький слух при помощи громкого заголовка сгенерирует нужные цифры. В этой гонке многие растеряли свой запал, перестали контролировать сам материал и дают читателю просто чистый, стерильный, продукт. А авторы, которые так же бы горели, либо ещё не родились, либо выдают материал в соответствии с рынком.

К чему это привело? К ожидаемой потери качества. Действительно интересные статьи выходят реже, ведь они будут адски разорваны на мелкие куски в погоне за трафиком. К дезинформации. Большинство новостей проверяются в последний момент, а ошибки признаются в редких случаях, чтобы не падать в глазах зрителя, который тоже вряд-ли побежит проверять факты, а просто посмеётся в комментариях и пойдет разносить эту новость дальше. К хаосу. В этом нескончаемом потоке информации теперь вам, как пользователю, нужно отделять зёрна от плевел в поиске действительно стоящего материала, которому захочется уделить время.

Уважаемые лонгеры, дичайший вам респект за то, что вы продолжаете то дело, что было когда-то заложенно! Я уверен, что за такими текстами, которые пишите вы - будущее. Пусть читатель сейчас и не может осилить тридцати секундный ролик, но однажды он, вполне возможно, изменит свой вкус. Я надеюсь что у вас есть своё сообщество, в котором вы помогаете друг другу и двигаете этот локомотив вперед, несмотря на трудности, с которыми встречаетесь! Объединяйтесь, продвигайте свои идеи и давайте сайту еженедельные рубрики - они очень сильно помогают как удержать аудиторию, так и сформировать коммьюнити, которое будет знать когда, зачем и к кому приходить. В этом потоке хаоса такие якоря будут спасением и отдушиной. Вы - люди, каждый из вас, формирует этот сайт и делает его таким какой он есть.

Дорогой читатель! Эти слова я посвящаю тебе. Пожалуйста, гори своим делом! Относись к нему с трепетом и делай всё настолько хорошо, насколько только можешь! Будь искренним и не поддавайся на все эти нынешние тренды! Оставайся собой, продолжай учиться и не бойся ошибаться, у тебя обязательно всё получится!

Спасибо всем, кто дочитал! Надеюсь, что мой посыл до кого-то из вас дошёл, а также на то, что вам было интересно именно читать. Оставляйте фитбек, увидимся с вами в комментариях!

44
13 комментариев

Почему? Статьи стали все как твоя. Вода, вода, вода.

4
Ответить

В таком случае трёхчасовое кино можно сократить до одного абзаца
А начало и финал - в пару предложений

Ответить

почему все эти материалы сейчас не приносят такого удовольствия?Ты постарел и пресытился.

2
Ответить

Не настолько
Души меньше вкладывается 🤔
Это ощущается

Ответить

как же вы задрали со своими лонгами. Если я захочу почитать, то прочитаю книгу, а на дтф я посмеяться захожу.

По теме: журнализды, как и игроки, зажрались, пресытились играми, они уже давным давно не могут адекватно оценивать игры. А некоторые еще и сидят на зарплате/чемоданах у разработчиков, маркетинг никто не отменял.

2
Ответить

Когда я был мелкий пездюк (и чуть постарше), то обмазывался "Виртуальными радостями", зачитывая до дыр и перечитывая под настроение любимые статьи. Иногда перепадали номера ЛКИ и Навигатора. Всё это было моей дверью в мир видеоигр. Из игровых устройств была только восьмибитная приставка (в детстве), а собственный компьютер в виде ноута появился только по окончании института.

А там уже и интернет, все эти ваши ютубы и прочая дребедень. Срок ожидания новостей сократился с месяца до фактически мгновений особенно по проектам на хайпе. Много, очень много информации, льющейся буквально из каждого утюга.

2
Ответить

Игрожур всегда был ебаной помойкой, особенно в нулевых, где неироничные чемоданы и фуршеты были нормой. Альтернативы не было, вот и всё.

1
Ответить